Социальное сопровождение несовершеннолетних

Почему подросток оказывается в отделах социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей Центра «КОНТАКТ»?
На социальное сопровождение попадают несовершеннолетние, оказавшиеся в социально опасном положении, т.е. те, кто вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Критерии социально опасного положения:

  • Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (законные представители) не исполняют или не исполняют должным образом обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего;
  • Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (законные представители) злоупотребляют родительскими правами или побуждают его к совершению противоправных деяний;
  • Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (законные представители) отрицательно влияют на его поведение;
  • Жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны членов семьи, родственников (опекунов, попечителей) или лиц, проживающих совместно с ним, но не являющихся родственниками;
  • Несовершеннолетний совершает правонарушения или иные антиобщественные действия.
  • А также в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации.

    Что такое социальное сопровождение?
    Комплекс мер, направленных на разрешение возникших у несовершеннолетнего проблем, ситуаций, которые влекут за собой его девиантное поведение, оказание реальной действенной помощи несовершеннолетнему.

    Возраст, поступающих на сопровождение?
    До 18-ти лет.

    Задачи социального сопровождения?

  • Определение индивидуальной потребности подростка в социальных, правовых, педагогических и иных мерах, направленных на устранение причин и условий, способствующих негативным явлениям, обозначение путей интеграции в общество.
  • Устранение причин и условий, которые привели несовершеннолетнего к тому, что он оказался в социально-опасном положении или совершил правонарушение.
  • profcenter.spb.ru

    Программа организации социального сопровождения детей и подростков, как способ профилактики девиантного и деликвентного поведения

    Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социальных педагогов, психологов, социологов, медиков и правоохранительных органов.

    Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Поэтому создание программы по комплексному решению вопросов социальной поддержки детям с девиантным поведением стало очень важно.

    Бездуховность и ее результат – потребительско-эгоистическое отношение к жизни порождают у многих людей апатию, безразличие к себе и к другим. В результате преступность среди несовершеннолетних растет. Находясь в одинаковых условиях среди подростков с девиантным поведением, далеко не каждый подросток совершает преступление в связи с тем, что существуют еще и личностные причины противоправного поведения. Это, прежде всего, особенности ценностных ориентаций подростка, задаваемых микросоциумом в котором развивается растущий «организм».

    Бесспорно, наиболее значима для подростка его семья, особенности внутрисемейных отношений.

    Состояние внутрисемейных отношений во многом определяют поведение подростка. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится так себя вести в различных ситуациях. Большинство родителей у кого трудные, проблемные дети сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается в психике ребенка.

    Важнейшей средой приложения сил и понимания собственной значимости для несовершеннолетнего является учеба и работа. Здесь подросток сталкивается с наибольшими жизненными трудностями, от их преодоления зависит его внутреннее состояние. Достижение успеха в учебе и труде важно для ощущения собственной полноценности. Социальная незрелость подростка часто становится причиной срывов и конфликтов в среде учебы и труда.

    Не добившись успеха в учебе, подросток пытается найти удовлетворение в общении со сверстниками, причем не всегда приемлемыми для общества способами, а часто и совершая преступления

    Для того, чтобы «вытащить» подростка из асоциальной среды необходимо привлечь его в другую среду, которой может выступить досуговая сфера.

    Помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремления, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности, значит во многом предотвратить правонарушения среди детей и подростков. Поэтому именно организация досуговой деятельности должна стать той системой, где ребенок сможет найти себя, самовыразиться, повысить свою самооценку, а для этого социальный педагог должен заинтересовать его. Кроме этого необходимо разъяснение педагогам и родителям важность вовлечения детей в досуговую сферу, так как именно здесь они могут проявить свои способности, оценить самого себя и быть ценными другими в ходе участия совместной деятельности.

    В связи с этим очень важна работа социальных педагогов и психологов с теми детьми и семьями, которые относятся к «группе риска».

    Цели программы:

    1.Создание системы досуговой занятости несовершеннолетних во внеурочное время, как профилактика отклоняющегося, дезадаптивного поведения.

    2. Повышение уровня знаний о навыках здорового образа жизни.

    Задачи программы:

    1.Изучение индивидуально-психологических особенностей детей

    отклоняющегося и противоправного поведения.

    2.Создание системы социально-психологической помощи детей девиантного и деликвентного поведения с учетом их индивидуальных особенностей.

    3. Организация досуговой сферы для детей и подростков

    4.Просвещение родителей (законных представителей), педагогов о причинах девиантного и деликвентного поведения детей.

    5. Социально-трудовая адаптация и помощь детям и подросткам с нарушением процесса социализации.

    6.Ознакомление учащихся с нормативно-правовыми документами.

    Предполагаемые результаты

    1.Создание условий для профессиональной и социальной адаптации детей и подростков.

    2. Повышение правовой грамотности педагогов, родителей и учащихся.

    Используемый инструментарий

    center-psi.ru

    Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации * 884

    Согласно закону Российской Федерации «Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это де­ти, оставшиеся без попечения родителей; дети­инвалиды; дети, имеющие недостат­ки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, жизнедеятельность кото­рых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств самостоятельно или с помощью семьи.

    Практическая социальная работа по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предполагает обязательную работу с семьей ребенка, особенно в тех случаях, когда семья неблагополучная. Основной формой оказания такой помощи должен стать специально организованный процесс – социальное со­провождение ребенка и семьи. В свою очередь, сопровождение может быть опреде­лено как особая форма пролонгированной социальной (включая психосоциальную и социально­педагогическую) помощи – патронажа. Патронаж в данном случае пони­мается как целостная и комплексная система социальной поддержки и психолого­педагогической помощи, оказываемой в рамках деятельности социальных служб.

    Понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «со­вместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении труд­ностей». Сопровождать – значит проходить с кем­либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Сопровождение предусматривает поддержку естест­венно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, ус­пешно организованное социальное сопровождение открывает перспективы лич­ностного роста, помогает ребенку войти в ту зону развития, которая ему пока еще недоступна. Существенная характеристика сопровождения – создание условий для перехода личности к самопомощи. Иначе говоря, в процессе сопровождения создаются условия, и оказывается необходимая поддержка для перехода от пози­ции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

    Результатом социально­психологического сопровождения личности в процес­се адаптации к жизни становится новое жизненное качество – адаптивность, т. е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных си­туациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни – быть ее автором и творцом.

    В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенно­стями личности, которой оказывается помощь, и ситуации, в которой осуществляется сопровождение. Вместе с тем общими принципами сопровождения личности в труд­ной жизненной ситуации являются гуманное отношение к личности, вера в человека.

    Cоциально­психологическое сопровождение делает процесс оказания помощи личности в кризисной ситуации более эффективным, контролируемым и позволяет максимально задействовать всех субъектов этого процесса. Как у ребенка, так и у се­мьи зачастую есть внутренний ресурс, к которому не всегда есть доступ.

    Особое значение имеет социально­психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с ними представляет собой слож­ную систему реабилитационных мероприятий, направленных на повышение соци­альной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности, формирование системы ценностей, развитие интеллекта. Психокоррек­цию детей оптимально проводить блоками, длительно, как в рамках психологиче­ского сопровождения ребенка, так и в структуре общего восстановительного лече­ния. Акцент психологического воздействия должен быть направлен на развитие личности ребенка, на коррекцию его Я­концепции. Необходимо изменить отноше­ние больного ребенка к себе, соответственно, у него изменится отношение к окру­жающему миру, и сформируются адекватные притязания и представления. Психоло­гическую работу следует проводить в рамках личностно­ориентированного подхода. До проведения психокоррекционных мероприятий необходимо тщательно изучить следующие показатели:

    1) структуру и динамику психологических аспектов качества жизни (то есть личностные особенности ребенка и его связь с социумом);

    2) возрастные и социальные показатели качества жизни;

    3) наличие или отсутствие корреляций между психологическими аспектами качества жизни ребенка и качеством жизни его близкого окружения.

    Коррекционно­психологическое сопровождение обеспечивает создание усло­вий для повышения автономности и социальной активности детей, для развития ин­теллектуальных процессов, формирования ценностных установок, соответствующих психическим и физическим возможностям ребенка. Базируясь на личностном и сис­темно­ориентированном подходе, коррекционно­психологическое сопровождение представляет собой комплексную систему всесторонней, динамической, диагности­ческой, коррекционной и развивающей помощи в соответствии с возрастными и ин­дивидуальными потребностями детей.

    Система психологического сопровождения детей с ограниченными возможно­стями здоровья в образовательном процессе предусматривает деятельность в тради­ционных направлениях: диагностика, коррекционная работа, консультирование, профилактика с учетом специфических задач, целей и динамики развития учащихся на различных ступенях обучения.

    В реабилитационных учреждениях необходимо заниматься не только с са­мими инвалидами, но и с их семьями. Занятия эти обязательно должны носить групповой характер и проводиться с использованием методологических приемов по развитию навыков общения. Практикуются групповые методы коррекции се­мейных взаимодействий по отношению ко всем связанным с конкретной соци­альной службой семьям, независимо от того, как ведет себя ребенок в данный мо­мент. Поскольку родители склонны выдвигать в качестве мотива для отказов от такой работы недостаток времени, целесообразно в первую очередь решать на этих занятиях насущные проблемы семьи. Например, занятия можно сочетать с консультациями по социально­правовым вопросам, с заполнением заявлений на получение каких­либо льгот и преимуществ, с организацией совместных празд­ников и экскурсий.

    В более широком плане постоянная работа с семьями по месту жительства при­обретает характер социального патронажа, то есть совокупности видов социального обслуживания семей, преимущественно на дому, что можно было бы назвать дли­тельной «социальной диспансеризацией», включающей регулярное посещение семей работниками социальной службы, медико­социальную, социально­психологическую, социально­бытовую, социально­трудовую и социально­правовую помощь и поддерж­ку с целью создания оптимальных условий жизни. Одна из задач этой работы – акти­визация действий самих членов семьи.

    В контексте рассмотрения проблем социального сопровождения детей в труд­ной жизненной ситуации необходимо остановиться на вопросе о современной сис­теме социально­педагогической поддержки детства.

    В теоретических источниках социально­педагогическая поддержка рас­сматривается авторами как последовательная работа по охране прав, социальной защите и опеке; по предупреждению безнадзорности, профилактике социальных отношений, по восстановлению социального статуса, сохранению темпов психо­физического и личностного развития ребенка. Ряд авторов видят роль социально­педагогической поддержки в создании условий для социализации ребенка или подростка, под которой понимается процесс становления личности, усвоение ин­дивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

    Для современного этапа развития системы социально­педагогической под­держки детства характерным является процесс формирования понятийного аппара­та. Если в педагогическую практику широко внедрились такие понятия, как «соци­альная защита детства», «социальная поддержка детства», «социальная помощь де­тям», то понятие «социально­педагогическая поддержка детей» используется лишь с 90­х годов прошлого века.

    В правовом аспекте социально­педагогическая поддержка рассматривается в двух вариантах:

    В ходе исследования нас интересовало мнение специалистов образователь­ных учреждений по вопросу социально­педагогической поддержки детей в труд­ной жизненной ситуации. Большинство ответивших считают, что социально­педагогическая поддержка – это организация социально­педагогических условий для решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Цель социально­педагогической поддержки в том, чтобы создать «дружественную со­циальную среду», «зону безопасности, где растущий человек мог бы найти под­держку взрослого от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, нау­читься жить в меняющемся социуме». Приведенные высказывания отражают различия в существующих взглядах, дают представление о разночтениях в пони­мании и определении социально­педагогической поддержки детей и подростков. Многие практики считают, что помощь специалистов в решении социально­педагогических проблем детей и родителей наиболее востребована, начиная со школьного периода.

    С начала 90­х годов прошлого века система социально­педагогической под­держки переходит на новый этап развития, целью которого является создание усло­вий, способствующих реализации прав детей разных возрастов на полноценное фи­зическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соот­ветствии с нормами Конституции Российской Федерации. Среди приоритетов госу­дарственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации следующие:

    Именно эти приоритеты определяют цели, задачи, основное содержание дея­тельности развивающейся системы социально­педагогической поддержи и защиты прав детей.

    В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон, безусловно, является самым важным в ряду российских законов о детстве, определяет основные гарантии прав ребенка, в том числе защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Развитие новых типов и видов образовательных, социозащитных учреждений, расширение функций действующих, появление в их структуре новых служб социаль­но­педагогической направленности расширяют потенциальные возможности обра­зовательных учреждений в разработке и использовании инновационных технологий социально­педагогической профилактики, социально­педагогической реабилита­ции, адаптации, консультирования детей. Необходимым условием в данной ситуа­ции становится умение руководителя с помощью социального педагога, классных руководителей, других членов педагогического коллектива устанавливать и разви­вать «горизонтальные» социально­педагогические связи на муниципальном уровне с целью максимального использования творческого потенциала, ресурсного обеспе­чения социальных партнеров.

    Необходимо отметить, что система социально­педагогической поддержки детства складывается как межведомственная, предполагающая взаимодействие уч­реждений образования, социальной защиты, медицинских учреждений и уч­реждений культуры, государственных организаций. Отличительной чертой системы становится ее обусловленность региональной (муниципальной) спецификой, когда учитываются демографические, социальные, исторические, экономические и другие особенности. Вместе с тем можно выделить ряд основных направлений по обеспече­нию социально­педагогической поддержки. К этим направлениям относятся:

    Многообразие учреждений, оказывающих социально­педагогическую под­держку, разнообразие видов поддержки отражают сущностные характеристики со­временного подхода к оказанию помощи детям в трудной жизненной ситуации, ос­нованного на реальном межведомственном взаимодействии.

    psyjournals.ru

    Социальное сопровождение несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности: межведомственные аспект

    Социологические науки

  • Дронова Елена Николаевна , кандидат наук, доцент
  • Мыльникова Анна Викторовна , бакалавр, студент
  • Алтайский Государственный Университет
    • МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
    • УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
    • СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
    • ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    Похожие материалы

    Предпосылками для проведения авторами исследования по заявленной проблематике и написания данной статьи выступили три фактора:

  • Трансформация технологии социального сопровождения: закрепление базисного принципа ее реализации – межведомственное взаимодействие. Известно, что социальное сопровождение – одна из устоявшихся технологий социальной работы с клиентом, направленная на оказание ему непрерывной помощи и поддержки в процессе выхода из трудной жизненной ситуации. Но, с принятием и введением в действие ФЗ-№442 «Об основах социального обслуживания в граждан в Российской Федерации» [1] данная технология получает нормативное закрепление, определяется через категорию содействие в предоставлении помощи (медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной) на основе именно межведомственного взаимодействия.
  • Обязательство обеспечить социальное сопровождение рассматриваемой целевой группы в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При социальном сопровождении несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, характеризуя их положение как социально опасное, важно руководствоваться нормами ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2], которые закрепляют межведомственное взаимодействие субъектов профилактики – органов и организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных структур и др.
  • Состояние преступности несовершеннолетних: в 2014 году статистика показывает рост выявленных несовершеннолетних, совершивших уголовные правонарушения [см. таблицу 2].
  • Таблица 1. Количество выявленных несовершеннолетних, совершивших уголовные правонарушения

    Сибирский федеральный округ

    Исследование проведено в Алтайском крае. В регионе утвержден порядок межведомственного взаимодействия, «в его реализации участвуют: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления и учреждения в сфере социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры, по делам молодежи, правоохранительные органы, общественные социально-ориентированные организации» [1, с. 142].

    В основу данного эмпирического исследования положена гипотеза, согласно которой, предполагаем, что социальное сопровождение несовершеннолетних, привлеченных у уголовной ответственности, требует повышения качества межведомственного взаимодействия органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Для проверки поставленной гипотезы оценка качества межведомственного взаимодействия осуществлялась на основании данных полученных в ходе экспертного проса (эксперты – руководители и специалисты высокой квалификации органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Алтайского края, 42 чел.).

    Оценивая качество межведомственного взаимодействия, мы анализировали «точки согласия» специалистов в вопросах социального сопровождения целевой группы, поскольку они свидетельствуют о выработке единых стратегий, тактик, технологий работы с подростком, и «зоны конфликта» как сегменты, демонстрирующие противоречия при проведении индивидуальной профилактической работы, рассогласованность действий специалистов, ведомств в целом и требующие профилактики, решения.

    Анализ полученных данных показывает, что к «точкам согласия», на которых базируется межведомственное взаимодействие при работе с несовершеннолетним, привлеченным к уголовной ответвенности, относятся:

  • Работа специализированных ювенальных судов. Большинство респондентов (66,7%) полагают, что уголовные дела в отношении несовершеннолетних должны рассматриваться специализированными ювенальными судами. В ювенальный судах социальный работник при суде наделен специальными функциями по социальному сопровождению несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, а также обладает профессиональными компетенциями для поддержки несовершеннолетних пострадавших.
  • Признание проблем реадаптации несовершеннолетнего. Специалисты – респонденты едины в том, что в процессе индивидуальной профилактической работы требуют учета две проблемы социальной реадаптации несовершеннолетнего осужденного: «влияние тюремной субкультуры» (87,5%) и «сложность включения осужденного подростка в нормальную жизнь» (69%).
  • Разногласия — «зоны конфликта», как свидетельствуют ответы экспертов, обусловлены следующими обстоятельствами:

  • Необходимы преобразования в системе исполнения наказания (66,7%). Желаемые изменения включают: «развитие центров исправления, реабилитации для несовершеннолетних, совершивших преступления легкой и средней тяжести впервые»; «создание социально-психолого-педагогических служб в учреждениях исполняющих наказание»; «создание благоприятных условий для исправления несовершеннолетних»; «организация системы контроля за нарушением прав несовершеннолетних в органах и учреждениях, исполняющих наказания в отношении несовершеннолетних»; «осуществление большей активности в межведомственном взаимодействии»; «специальная подготовка педагогов, психологов, работающих в спецшколах, колониях, уголовных инспекциях»; «учет возрастных особенностей несовершеннолетних и усиление индивидуального подхода в работе с несовершеннолетним».
  • Дифференцированы трудности в социальном сопровождении несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности. При анализе трудностей специалистов при работе с целевой группой мнения экспертов разделились: «недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов» (16,7%), «несовершенство законодательства» 28,6%, «нарушена сеть социальных контактов несовершеннолетнего» (33,3%), «низкий уровень реализации мер ранней профилактики по месту жительства несовершеннолетнего» (28,6%), «нежелание несовершеннолетних получать помощь специалистов» (47,6%), «отсутствие программ повышения квалификации специалистов по реализации инновационных технологий работы с несовершеннолетними» (11,9%), «рассогласованность действий специалистов» (16,7%).
  • Характер, интенсивность, трудности взаимодействия с различными органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в части социального сопровождения привлеченных к уголовной ответственности оценивалась экспертами по 5-балльной шкале: 1 – нулевой уровень, взаимодействие не осуществляется; 2 – недостаточный уровень; 3 – критический уровень; 4 – достаточный уровень; 5 – оптимальный уровень. Системно данные по уровню реализации межведомственного взаимодействия представлены в таблице 2. Их сравнение говорит о том, что требует повышения эффективности взаимодействия с субъектами профилактики в сфере образования — специальные учреждения открытого и закрытого типа, труда и занятости населения, здравоохранения, а также налаживание партнерских отношений с социально-ориентированным некоммерческим сектором. Более активны в межведомственном взаимодействии организации социального обслуживания, органы внутренних дел и подразделения по делам несовершеннолетних, организации исполнения наказания и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Таблица 2. Уровень реализации межведомственного взаимодействия в социальном сопровождении несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности

    novainfo.ru

    Социальное сопровождение

    Социальное сопровождение – деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, неотносящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

    Целью социального сопровождения является помощь (содействие) в преодолении жизненных трудностей граждан, минимизации негативных последствий и формировании социально-положительных ориентаций, повышении психологической устойчивости и формировании психологической и педагогической культуры семьи в сферах межличностного, семейного и родительского общения посредством предоставления медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи в соответствии с потребностями личности и характера самих проблем. Социальное сопровождение предоставляется организациями социального обслуживания населения автономного округа. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе получателя социальных услуг.

    Содержание и формы социального сопровождения семьи с детьми

    Содержание социального сопровождения в рамках межведомственного взаимодействия включает в себя меры медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

    Социальное сопровождение может включать различные виды помощи:

  • диагностика cостояния здоровья членов семьи;
  • организация лечения членов семьи;
  • получение медицинских и реабилитационных услуг;
  • обследование и лечение родителей и несовершеннолетнего у нарколога;
  • организация медицинского обследования, диспансеризация родителей и несовершеннолетнего;
  • обучение родителей навыкам общего ухода за детьми-инвалидами, навыкам проведения лечебной физкультуры в домашних условиях, навыкам массажа;
  • лечение и лекарственное обеспечение членов семьи;
  • оформление санаторно-курортной карты;
  • организация прохождения психолого-медико-педагогической комиссии;
  • оформление инвалидности по медицинским показаниям;
  • протезирование, ортезирование, предоставление слуховых аппаратов;
  • мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни и др.
  • Психологическая помощь:

  • коррекция психологического состояния и семейных отношений родителей с детьми;
  • информирование об учреждениях, оказывающих психологические услуги (месте их нахождения и графике работы);
  • углубленная психологическая диагностика;
  • проведение индивидуальной (групповой) терапии;
  • психологическое консультирование, коррекция, реабилитация, тренинги;
  • работа с социальным окружением семьи;
  • организация групп поддержки для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • психологическая помощь в изменении намерения женщины отказаться от новорожденного и др.
  • Педагогическая помощь:

  • повышение родительской компетентности;
  • адаптация к социальной среде и социализация детей;
  • определение детей в группу продленного дня, дошкольное учреждение;
  • привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к коррекционно-развивающим занятиям;
  • обучение в образовательных учреждениях детей;
  • организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений;
  • повышение родительских компетенций на курсах, лекториях;
  • профессиональное обучение родителей;
  • посещение мероприятий духовно-нравственной направленности;
  • проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетним (родителями);
  • оформление
  • несовершеннолетнего в библиотеку, различные секции, кружки, организация участия несовершеннолетних в походах, спортивно-массовых мероприятиях;
  • содействие в организации семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники);
  • содействие в профессиональной ориентации несовершеннолетних, их профессиональном обучении;
  • содействие в организации летнего отдыха детей и др.
  • Юридическая помощь:

    • оформление или переоформление документов, получении установленных законодательством льгот и выплат;
    • содействие получению гражданами бесплатной юридической помощи;
    • консультирование по вопросам самообеспечения и улучшения своего материального положения и жизненного уровня семьи в соответствии с действующим законодательством;
    • консультирование семей с детьми по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.);
    • обеспечение семьи информацией об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах;
    • подготовка и направление соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и др.), необходимых для практического решения этих вопросов и др.
    • Социальная помощь:

    • п олучение материальной помощи (в натуральной форме);
    • оформление социальных выплат и льгот;
    • получение путевок для отдыха и оздоровления несовершеннолетних;
    • оформление компенсации оплаты за детский сад;
    • получение ребенком бесплатного горячего питания в образовательном учреждении;
    • получение справок для оформления льгот и пособий учащимся и студентам;
    • трудоустройство членов семьи и др.
    • Уровни социального сопровождения семей с детьми:

      Адаптационный уровень это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, молодой и иной семьи в течение первого года ее создания. Как правило, в мероприятиях адаптационного уровня сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: первый год нахождения ребенка в замещающей семье (трудности в социальной адаптации ребенка к жизни в семье); повторный брак у родителей (воспитание мачехой или отчимом); молодая семья с ребенком; семья беженцев/вынужденных переселенцев с детьми в первый год пребывания на территории субъекта Российской Федерации

      Базовый (профилактический) уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Как правило, базовому уровню социального сопровождения подлежат семьи с детьми со следующими признаками: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в после разводном состоянии (психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка); семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет; семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь на основании социального контракта; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции.

      Кризисный социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Как правило, в кризисном уровне сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность всех членов семьи); нарушение детско-родительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, «орудием» разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка); грубое обращение с ребенком (оскорбления, угрозы, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.)

      Экстренный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации мероприятий, направленных на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для сохранения семьи. Как правило, программы социального сопровождения на экстренном уровне признаются необходимыми для семей, находящихся в социально опасном положении, семьи с детьми со следующими признаками: враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи или домочадцем, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка); мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка; семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенка-инвалида; несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать-одиночка); длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей в семье с детьми; семья с детьми, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.); алкоголизм в семье (нарушение социальных ролей в семье, формирование стойкого психопатического состояния у детей и асоциальных форм поведения); асоциальные, дезорганизованные семьи с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей, аморальным или криминальным поведением старших членов семьи.

      Документы, регламентирующие деятельность Учреждения по социальному сопровождению:

    • Приказ об организации работы №537
      PDF (сканированный)
    • Приказ об организации работы 133-О
      PDF (сканированный)
    • Приказ об утверждении модельной программы № 422 — р
    • PDF (сканированный)
    • Приказ об организации работы 626-р
      PDF (сканированный)
    • Приказ о назначении ответственных лиц № 473-О
      PDF (сканированный)
    • Приказ Депсоцразвития Югры № 777-р «О внедрении модельной программы социального сопровождения семей с детьми»
      PDF (сканированный)
    • Приказ Депсоцразвития Югры № 622-р «Об утверждении типовых форм документов по социальному сопровождению семей с детьми»
      622-р
    • Социальное сопровождение граждан
      PDF (сканированный)
    • Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям — 8 (3463) 42-32-44

      Консультативное отделение — 8 (3463) 42-30-08

      Отделение срочного социального обслуживания — 8 (3463) 46-60-25

      xn--c1aejfhjgfuh0c.xn--p1ai