Рельс или рельсов правило

Меня уже не так трясло, только сердце равномерно постукивало на стыках рельс.

В ямы опускались шесть кусков рельса с приваренными к ним поперечинами и заливался бетон.

С третьего контактного рельса сняли напряжение.

Синонимы к слову «рельс»

Ассоциации к слову «рельс»

Каким бывает «рельс»:

Морфология:

РЕЛЬС, -а, род. мн.ов, м. и (прост.) РЕ́ЛЬСА, -ы, род. мн. рельс, ж. Стальной узкий брус специального сечения, по которому, катясь, движутся колеса вагона, вагонетки и т. п. По всей линии были уже положены шпалы и рельсы и ходили служебные поезда. Чехов, Моя жизнь. Двое рабочих в брезентовых куртках, выпачканных ржавчиной, катили по рельсам вагонетку. В. Беляев, Старая крепость. || Кусок такого бруса, используемый в каких-л. целях. На селе Били в рельс, Ибо колокол лопнул набатный. Мартынов, Стог. Ставят противотанковые рогатки, сделанные из рельсов и похожие на скрепленные накрест две буквы «Ж». Волынский, Боцман.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Рельсы (от мн. ч. англ. rails — от лат. regula — прямая палка) — стальные балки специального сечения, укладываемые на шпалах или других опорах для образования, как правило, двухниточного пути, по которому перемещается подвижной состав железнодорожного транспорта, городских железных дорог, специализированный состав в шахтах, карьерах, крановое оборудование. Кроме того, облегчённые рельсы используются в кинематографе для передвижения операторских тележек. Изобретены древними римлянами, начальная ширина между ними составляла 143,5 см.

Рельсы служат для направления колёс при их движении, непосредственно воспринимают и упруго передают давление от колёс на нижележащие элементы верхнего строения пути. На участках с электрической тягой рельсы служат проводниками обратного силового тока, а на участках с автоблокировкой — проводниками сигнального тока.

РЕЛЬС, а, р. мн. ов, м., и (простореч.). РЕ’ЛЬСА, ы, р. мн. рельс, ж. [англ. мн. ч. rails — рельсы]. Стальной узкий брус, укрепляемый на шпалах дорожного полотна и служащий для образования гладкой непрерывной поверхности для движения колес вагонов. Железнодорожные рельсы. Профиль трамвайного рельса. Страшна тяжесть сошедшего с рельсов вагона. Некрасов. ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать физический мир.

Я уже понял, что румынка — это что-то материальное. А точнее?

kartaslov.ru

Рельсы — как правильно: сошел с рельс или с рельсов? Почему?

Как правильно?, обоснование:

Рельсы — сошел с рельс или с рельсов?

Граммы — сто грамм или сто граммов?

Сапоги — 10 сапог или 10 сапогов?

Солдаты — не вернулось несколько солдат/партизан или не вернулось несколько солдатов/партизанов

Татары — приехало много татар/грузин или приехало много татаров/грузинов

В форме родительного падежа множественного числа часть существительных имеет окончание -ов/-ев, как, например, слово мужского рода рельс — нет рельсов. Это морфологическая норма русского языка.

Существительные грамм, килограмм, центнер тоже имеют нормативное окончание -ов:

нет граммов, сто граммов, восемь килограммов, десять центнеров.

У названий парных предметов обуви в основном прослеживаются нулевые окончания в форме родительного падежа множественного числа:

пять сапог_, две пары валенок_, нет ботинок_.

Существительные солдат и партизан в форме родительного падежа множественного числа имеют нематериально выраженное нулевое окончание: несколько солдат_, партизан_.

В названиях национальностей и народностей полный разнобой: часть их имеет нулевое окончание — много татар_, грузин_, болгар_, осетин_, цыган_, армян_, турок_, но

хорватов, узбеков, монголов, башкиров.

В случае затруднения справляемся в орфографическом словаре об этих морфологических нормах существительных родительного падежа множественного числа.

www.bolshoyvopros.ru

Материал из Энциклопедия нашего транспорта

Рельсы — это стальные профилированные прокатные изделия в виде полос, это элементы верхнего строения пути, уложенные на опоры и скрепленные с ними и между собой, образуют рельсовую колею, непосредственно воспринимают давление колёс подвижного состава

Рельсы предназначены для движения подвижного состава железных дорог и метрополитена, трамвая, локомотивов, вагонеток рудничного транспорта и монорельсовых дорог крановых тележек, подъёмных кранов и др. передвижных, поворотных и вращающихся конструкций.

В России рельсы производят Кузнецкий и Нижнетагильский металлургические комбинаты. Рельсы имеют заводские знаки. Последний ГОСТ Р 51685-2000 на рельсы железнодорожные предусматривает четыре вида рельсов Р50, Р65, Р65К (для кривых) и Р75 , по категориям качества предусматриваются рельсы:

  • В — термоупрочненные высшего качества;
  • Т1 и Т2 — термоупрочненные;
  • Н — нетермоупрочненные.
  • В новом ГОСТе введен специальный рельс Р65К для укладки в наружные рельсовые нити кривых участков пути. Основное их отличие заключается в очертаниях головки. Боковые грани ее в верхней части имеют уклон 3,5:10, что уменьшает интенсивность бокового износа рельсов. К рельсам предъявляется ряд требований:

  • должна быть обеспечена прямолинейность в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
  • установлены допуски в размерах поперечного профиля;
  • определен химический состав и твердость рельсовой стали;
  • оговорены недопускаемые дефекты металлургического производства и неметаллические строчечные включения и др.
  • Готовые рельсы на заводе подлежат приемке, сплошному дефектоскопированию и клеймению.

    На шейке вдоль оси каждого рельса (на той же стороне, где выкатаны выпуклые знаки) наносятся в горячем состоянии номер плавки в 2-б местах по длине рельса на расстоянии не менее 1,0 м от его концов (номер плавки рельсов 1 группы должен начинаться с буквы П); обозначение порядкового номера рельса.

    Клейма, наносимые на шейку горячего рельса, должны быть высотой 12 мм и углублены в тело на 0,8…1,5 мм. Расстояние между знаками должно быть 20…40 мм.

    По мере наработки тоннажа в процессе эксплуатации в рельсах накапливаются различные повреждения, деформации, усталостные дефекты и т. д.

    Современные требования российских железных дорог к рельсам В настоящее время рельсы и колеса для подвижного состава железнодорожного транспорта изготавливаются из высокоуглеродистых перлитных сталей одного и того же класса с близким химическим составом частично на одном и том же, или на близких друг к другу металлургических предприятиях. Подавляющее большинство рельсов и колес в процессе эксплуатации выходят из строя преимущественно из-за контактной усталости, износа, смятия и обычной усталости.

    В результате многолетней работы проводимой ОАО «РЖД» по отношению к металлургическим предприятиям производящим рельсы и колеса, качество последних неуклонно повышается. В последние годы практически завершена реконструкция сталеплавильного производства на Нижнетагильском металлургическом комбинате и активно проводится модернизация производства на Новокузнецком металлургическом комбинате. Это позволило обоим предприятиям начиная с 2003 года полностью перейти на выпуск рельсов нового поколения по качеству стали, которая имеет отличия от рельсовой стали конца 90-х годов по следующим показателям:

  • выходу 1 сорта в длине 25 метров 96-97 % против 76-78 %;
  • длине строчек неметаллических включений 0,5 мм против 4-6 мм;
  • улучшению прямолинейности рельсов;
  • резкому уменьшению содержания вредных примесей и кислорода.
  • Пять лет работы по ГОСТ Р 51685-2000 показали, что оба металлургических комбината успешно освоили выпуск рельсов категории Т1, а так же промежуточных между Т1 и В рельсов повышенной прямолинейности для скоростного совмещенного движения (СС), низкотемпературной надежности (НК и НЭ), а так же повышенной износостойкости и контактной выносливости (ИЭ и ИК), выпускаемых по специальным техническим условиям.

    Однако, несмотря на достигнутые успехи, сравнение качества российских рельсов производства НТМК и НКМК с зарубежными образцами, показывает лидерство зарубежных образцов. Проведенные исследования показали, что 80%-ный ресурс наиболее представительных партий отечественного производства был равен 500 млн т пропущенного груза брутто. В этих же условиях эксплуатации, рельсы производства Японии и Франции показали ресурс 1000 млн.т груза брутто.

    Общая ежегодная потребность в рельсах для сети железных дорог РФ составляет по оценкам около 600 тысяч тонн, а ежегодная потребность в рельсах категории В составляет около 400 тысяч тонн. Потребность в железнодорожных рельсах длиной 50 м и более составляет 90 % от общего объема поставок. В 2004 г. из общего объема усиленного капитального ремонта (3870 км) 3400 км (88 %) относилось к бесстыковому пути, где экономически целесообразнее укладывать рельсы длиной 50 м и более.

    Реализация всех намеченных металлургами и железнодорожниками планов позволит довести ресурс рельсов до 1000—1500 млн.т груза в прямых и до 300—700 млн.т в кривых участках пути.

    Рельсы являются главнейшим элементом верхнего строения пути. Они предназначены:

  • непосредственно воспринимать давление от колёс подвижного состава и передавать эти давления нижележащим элементам ВСП;
  • направлять колеса подвижного состава при их движении;
  • на участках с автоблокировкой служить проводником сигнального тока, а при электротяге обратного силового тока.
  • В настоящем стандарте применяют следующий термин с соответствующим определением: «Рельсы промышленные рельсы, имеющие потребительские качества, удовлетворяющие условиям эксплуатации на железнодорожных технологических путях предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства».

    Стандартными и общепринятыми рельсами на всех дорогах мира являются рельсы широкоподошвенные.

    Широкоподошвенный рельс состоит из трёх основных частей:

  • головки
  • подошвы
  • шейки, соединяющей головку с подошвой.
  1. на участках с автоблокировкой служить проводником сигнального тока, а при электротяге — обратного силового тока.

Типы рельсов

  • по типам:
    • Р50,
    • Р65,
    • Р65К (для наружных нитей кривых участков пути),
    • Р75;
    • по категориям качества:
      • В — рельсы термоупрочненные высшего качества,
      • Т1, Т2 — рельсы термоупрочненные,
      • Н — рельсы нетермоупрочненные;
      • по наличию болтовых отверстий:
        • с отверстиями на обоих концах,
        • без отверстий;
        • по способу выплавки стали:
          • М — из мартеновской стали,
          • К — из конвертерной стали,
          • Э — из электростали;
          • по виду исходных заготовок:
            • из слитков,
            • из непрерывно-литых заготовок (НЛЗ);
            • по способу противофлокенной обработки:
            • из вакуумированной стали, прошедшие контролируемое охлаждение,
            • прошедшие изотермическую выдержку.
            • На сети дорог завершен переход к рельсам длиной 25 м не только прокатом новых на заводе, но и сваркой старогодных рельсов по длине 25 м. Рельсы прежней стандартной длины 12,5 м используют только как уравнительные на бесстыковом пути, при укладке стрелочных переводов и как инвентарные при сборке путевой решётки с железобетонными шпалами с последующей заменой их бесстыковыми рельсовыми плетями. Для укладки на внутренней нити кривых изготовляют укороченные рельсы длиной 24,84 и 24,92 м при 25-метровых рельсах и 12,42 и 12,46 12,5-метровых, а для бесстыкового пути — ещё и 12,38 м.

              Вновь выпускаемые рельсы имеют круглые отверстия для болтов. Такая их форма выбрана по условиям увеличения прочности рельсов и упрощения технологии изготовления. Болтовые отверстия на концах рельсов просверливают перпендикулярно к вертикальной продольной плоскости рельсов; заусенцы и наплывы металла у болтовых отверстий и на торцах рельсов удаляют зачисткой. Предусмотрено снятие фаски глубиной 1…1,5 мм на кромках болтовых отверстий и по нижним кромкам головки рельсов.

              Концы рельсов должны быть отфрезерованы перпендикулярно продольной оси рельса; перекос торцов не должен быть более 1,0 мм при измерении в любом направлении. Расстояние от торца рельса до первого отверстия у рельсов Р75 и Р65 равно 96 мм, между осями первого и второго отверстия — 220 мм и от оси второго до оси третьего — 130 мм; у рельсов Р50 эти расстояния составляют соответственно 66, 150 и 140 мм. Все эти расстояния имеют допуски +1 мм. Маркировка новых рельсов. Все новые рельсы маркируются на заводах, что обеспечивает контроль за качеством рельсов при их изготовлении и эксплуатации.

              Заводская маркировка рельсов делается постоянной (клеймение) и временной (красками).

              На одной стороне, на средней линии шейки вдоль каждого рельса выкатываются выпуклые (не менее 1 мм) с плавным переходом к поверхности шейки цифры и буквы высотой от 30 до 40 мм в следующем порядке:

            • обозначение предприятия-изготовителя (начальная буква названия завода):
              • А — завод «Азовсталь»,
              • Д — Днепродзержинский комбинат,
              • К — Кузнецкий металлургический комбинат,
              • Т — Нижнетагильский металлургический комбинат;
              • месяца — римскими цифрами и две последние цифры — года изготовления рельсов;
              • типа рельсов;
              • обозначение головного конца стрелкой.
              • На шейке вдоль оси каждого рельса (на той же стороне, где вы катаны выпуклые знаки) наносятся в горячем состоянии номер планки в 2—б местах по длине рельса на расстоянии не менее 1,0 м от его концов (номер плавки рельсов 1 группы должен начинаться с буквы П); обозначение порядкового номера рельса.

                Клейма, наносимые на шейку горячего рельса, должны быть вы сотой 12 мм и углублены в тело на 0,8…1,5 мм. Расстояние между знаками должно быть 20…40 мм. По окончании отделки рельсов на один торец рельса клеймением наносят:

                • на торце головки инспекторские клейма — для рельсов I сорта один керн, один знак «Ключ и молоток», один знак «Серп и молот»;
                • для рельсов II сорта два керна, два знака «Ключ и молоток»;
                • на торце в нижней четверти шейки рельса — знак о закалке рельса К (если закалены только концы рельса) или З (если рельс закален по всей длине);
                • на торце выше знака о закалке на шейке наносятся знаки головных и донных рельсов — I (рельс прокатан из головной части слитка) или Х (рельс прокатан из донной части слитка);
                • на торец подошвы рельса — номер плавки, повторяя номер плавки, указанный на шейке вдоль рельса.

                Для указания особенностей каждого рельса делают дополнительную маркировку рельсов красками.

                На принятые рельсы 1 сорта наносится маркировка обводкой приёмочных клейм по контуру головки несмываемой краской: голубого цвета у рельсов группы 1; белого цвета у рельсов группы II.

                Рельсы I класса обозначаются в верхней четверти рельса поперечной полосой фисташкового цвета, II класса — поперечной желтой полосой.

                На рельсах дополнительно указывается закалка. Вдоль «сырого» рельса на головке на расстоянии около 0,5 м от торца наносится полоса шириной около 20 мм голубого (рельсы I группы) или белого (рельсы II группы) цвета.

                Закалённый рельс обозначается вдоль рельса на расстоянии около 1 м от торца на шейке поперечной полосой шириной около 20 мм фисташкового цвета, а также вдавленным кольцом диаметром 15.. .20 мм на шейке с обозначением номера плавки.

                Рельсы I сорта в торце имеют закрашенную половину шейки и нижнюю часть подошвы красным («сырой» рельс) или зеленым («закаленный» рельс).

                На обоих торцах головки рельсов, не соответствующих требованиям стандарта, выбивается по три керна, а торцы их закрашиваются тёмно- синей несмываемой краской.

                Маркировка снимаемых с пути старогодных рельсов делается светлой краской на шейке рельса, обращенной внутрь колеи, на расстоянии около 1 м от левого стыка или торца (при нахождении человека внутри колеи лицом к маркируемому рельсу). Зимой может производиться временная маркировка мелом с последующим её возобновлением масляной краской. Маркировка состоит из знаков, определяющих группу годности рельсов. Рельсы I группы отмечаются одной вертикальной линией, группы II двумя линиями, III группы — тремя линиями, группы IV — тремя косыми крестами. На рельсах, подлежащих ремонту перед повторной укладкой в путь, дополнительно ставится знак тире и буква Р.

                Примеры условного обозначения рельсов:

              • типа Р65, категории Т1 из стали марки М76Т, длиной 25 м с тремя болтовыми отверстиями на обоих концах рельса:
                • Рельс Р65-Т1-М76Т-25-3/2 ГОСТ Р 51685-2000
                • типа Р75, категории Т2, из стали марки Э76Ф, длиной 25 м с двумя болтовыми отверстиями на одном конце рельса:
                  • Рельс Р75-Т2-Э76Ф-25-2/1 ГОСТ Р 51685-2000
                  • типа Р65, категории Н, из стали марки М76, длиной 12,5 м, без болтовых отверстий:
                    • Рельс Р65-Н-М76-12,5-0 ГОСТ Р 51685-2000
                  • типа Р65, категории В, из стали марки К78ХСФ длиной 25 м, с тремя болтовыми отверстиями на одном конце рельса:
                    • Рельс Р65-В-К78ХСФ-25-3/1 ГОСТ Р 51685-2000
                    • Рельсы изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

                      Рельсы изготовляют из спокойной стали мартеновского, конверторного или электропечного производства.

                      wiki.nashtransport.ru

                      12 правил транспортировки и хранения рельс

                      Как грамотно и без потерь для качества материалов, транспортировать и хранить железнодорожные рельсы?

                      Практические советы дает эксперт в области МВСП, исполнительный директор ООО «Компании»ПромПутьСнабжение» — Иванов Иван Николаевич.

                    • Рельсы на хранение укладывают на специально подготовленной открытой площадке, расположенной в непосредственной близости от места предполагаемой установки в путь.
                    • Площадка выбирается с учетом наиболее удобного расположения на ней штабелей рельсов для разгрузки и погрузки. Она должна быть приподнята над уровнем окружающей территории, спланирована по нивелиру с учетом стока воды, хорошо утрамбована и засыпана песком, гравием или отходами асбеста. По периметру площадка должна иметь водоотводные лотки с уклоном дна до 0,005 (или 5 ‰) для стока поверхностных вод.
                    • При погрузке и транспортировании не допускается повреждение рельсов.
                    • Не допускается падение рельсов с высоты более 1 м. Рельсы, упавшие с высоты более 1 м, считают несоответствующими требованиям настоящего стандарта (ГОСТ Р 51685-2000).
                    • В период хранения рельсы должны быть уложены таким образом, чтобы не возникали деформация и ухудшение прямолинейности рельсов.
                    • Штабеля рельсов на площадке размещают на расстоянии не менее 2 м от головки близлежащего рельса пути с проходами между штабелями шириной 1 м
                      • Для удобства разгрузки и погрузки рельсы в штабелях укладывают параллельно продольной оси действующего пути
                      • Высота штабелей в каждом случае определяется в зависимости от типа, длины и количества укладываемых рельсов, допускаемой нагрузки на подштабельное основание, применяемых погрузочно-разгрузочных средств и обеспечения безопасности работ, но не должна превышать 2,25 м
                      • Штабеля рельсов укладывают на перевернутые нижней постелью кверху железобетонные или деревянные (некондиционные) шпалы, располагаемые параллельно продольной оси пути. Количество шпал и расстояние между ними определяют расчетным путем с учетом того, чтобы нагрузка на 1 м2 опорной площади не превышала 20 т.
                      • Рельсы в штабеля укладывают на основания из шпал укладывают рельсы длиной 12,5 м (могут использоваться старогодные рельсы одного типа) перпендикулярно продольной оси пути и на расстоянии друг от друга не более 1,5 м. Поверхность катания головок этих рельсов должна находиться в одной плоскости
                      • Рельсы в штабеля укладывают на подготовленные основания укладывают первый ряд рельсов, закладываемых на хранение, подошвами вниз параллельно продольной оси пути. Концы рельсов выравнивают. Подошвы рельсов должны плотно прилегать друг к другу. При этом через каждые шесть рельсов оставляется свободное пространство шириной 0,5 м для захвата рельсов при погрузке. Рельсы второго ряда укладывают подошвами вверх. Концы рельсов второго ряда выравнивают. Третий ряд укладывают, как первый, четвертый, как второй и т.д.
                      • Каждые два ряда рельсов разделяют прокладками из рельсов, укладываемых на хранение, или из старогодных рельсов. Для недолгосрочного (0 — 3 месяца) хранения рельс допускается использование прокладок изготовленных из деревянного бруса минимальным сечением 100х100, либо использование не трухлявой деревянной бывшей в употреблении шпалой любого типа. Железнодорожные прокладки укладывают перпендикулярно оси пути. Для предупреждения изгиба рельсов их необходимо располагать строго по вертикали одну над другой
                      • promputsnab.ru

                        Правила хранения железнодорожных рельс

                        Общеизвестно, что одним из важных аспектов работы с продуктами металлопроката является их правильное хранение. В данной небольшой статье речь пойдёт о хранении железнодорожных рельс, ведь неправильное хранение может значительно снизить их эксплуатационные возможности.

                        1. Железнодорожные рельсы при хранении должны укладываться на специально подготовленную открытую площадку, которая, как правило, должна располагаться в непосредственной близости от места будущей установки рельсы.

                        2. При выборе площадки для хранения следует обратить внимание на удобность работы погрущиков.

                        При этом данная площадка должна быть выше нежели окружающая территория, а её поверхность должна быть засыпана песком, гравием, или другим материалом, который уплотнит поверхность земли и не допустит образование большого количества грязи. Кроме этого следует позаботиться о стоке дождевой и талой воды.

                        3. Во время хранения рельсы должны быть уложены так, чтобы не допустить деформации, которые могут повлиять на прямолинейность рельсы.

                        4. Штабеля рельсов размещают на площадке на расстоянии не менее 2 метра от головки близлежащего рельса пути с проходами между штабелями шириной 1 метр.

                        5. Что касается высоты штабеля, то она определяется, прежде всего, в зависимости от типа и длинные укладываемых рельсов. Но при этом, высота штабеля не должна быть более 2 метров 25 сантиметров.

                        6. Укладка рельсов в штабеля производится на перевернутые железобетонные или деревянные шпалы. Шпалы должны располагаться параллельно продольной оси пути.

                        Количество таки шпал и расстояние между ними определяют расчетным путем. При этом учитывается, что нагрузка на 1 квадратный метр площади не должна быть более 20 тонн.

                        www.junona-2.ru