Основы административного права

Административное право как отрасль

Предмет, метод и задачи административного права

Административное право Российской Федерации — самостоятельная отрасль права. Название отрасли произошло от лат. administratio —

управление, т.е. особый вид государственной деятельности, связанный с реализацией исполнительной власти. Поэтому административное право нередко называют управленческим правом.

Административное право России как отрасль — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе реализации властной деятельности и осуществления государственного управления.

Однако в современных условиях подобное понимание административного права оказывается узким. В ситуации структурных преобразований в России и реализации масштабной задачи — перехода от сырьевой экономики к инновационной и создания информационного общества — существенно возрастает регулирующая роль государства. В условиях модернизации назначение административного права в России состоит в том, чтобы регулировать общественные отношения, которые возникают между личностью и государством, между гражданином и исполнительными органами государственной власти, а также исполнительными органами местного самоуправления.

Управленческие отношения охватывают процесс формирования структур власти, установления их компетенции и осуществления данной компетенции в полномочиях конкретного органа исполнительной власти на всех уровнях государственного управления.

Назначение органов исполнительной власти состоит в повседневном обеспечении общественного порядка, охране жизни, прав и свобод граждан. Поэтому административно-правовое регулирование осуществляется с помощью издания актов управления, организации их применения, наблюдения, надзора, контроля, а также применения к виновным лицам мер административного принуждения. Следовательно, административно-правовые нормы определяют поведение не только граждан и должностных лиц, но и органов управления.

Нормы административного права делятся на две группы:

  • общеохранительные (они должны создать условия для реализации прав и свобод граждан, обеспечить защиту их от административного произвола властей);
  • регулятивные (направлены на правовое обеспечение эффективной деятельности органов государственного управления). Кроме того, регулятивные нормы регламентируют процесс административного судопроизводства (они также включают регулятивные и охранительные нормы).
  • Предметом правового регулирования в административном праве являются административно-правовые отношения, представляющие собой отношения между органами системы управления, должностными лицами, и внутриорганизационные отношения государственных органов (между руководителями и подчиненными).

    Административно-правовые отношения включают в себя три вида правоотношений:

    1. внутриаппаратные отношения (взаимоотношения внутри системы исполнительных органов власти, организацию государственной службы, формы и методы управленческих действий);
    2. внеаппаратные отношения (взаимоотношения органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и гражданами). Ядром предмета административного права является система отношений между гражданами и их организациями и органами государственного и муниципального управления и их должностными лицами. Примером таких отношений могут быть отношения между пенсионером и работниками отдела социального обеспечения, между водителем и инспектором ГАИ, между участниками внешнеэкономической деятельности и должностными лицами таможенных органов;
    3. отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства.

    Методом правового регулирования в административном праве является метод властных предписаний, т.е. императивный метод, предписывающий неукоснительное соблюдение требований, изложенных в административно-правовой норме. Он характеризуется состоянием подчиненности одной стороны (гражданин) воле другой стороны (должностное лицо), их юридическим неравенством, обязательностью исполнения и отсутствием возможности выбора.

    Административно-правовое регулирование властных отношений (отношения господства и подчинения) обеспечивает внедрение в сферу администрирования демократических начал, которые выражаются в контроле за деятельностью органов публичной администрации, в праве граждан обжаловать неправомерные действия должностных лиц, в наличии демократических процедур при формировании публичной администрации (конкурсы, договоры при найме на государственную службу и т.д.).

    Следовательно, доминирование императивного административно-правового метода в условиях расширяющейся демократии дополняется и гражданско-правовым методом. Однако отношения господства и подчинения характеризуют взаимоотношения государственных органов и должностных лиц с гражданами или нижестоящими органами. Наряду с этим Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) обязывает граждан регулировать взаимоотношения в общественных местах самостоятельно с соблюдением и уважением прав и свобод друг друга.

    Основными принципами административного права являются эффективность, законность, гуманизм, федерализм, взаимная ответственность государства и личности.

    Задачи административного регулирования формулируются в ст. 1.2. КоАП РФ. Перечень этих задач охватывает различные стороны жизни общества. Условно их можно разделить на следующие группы:

    а) защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина;
    б) охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды;
    в) защита общественной нравственности;
    г) охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности;
    д) охрана собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;
    е) предупреждение административных правонарушений.

    Главная задача административного права — гарантия прав и свобод граждан в сфере государственного управления, защита их от возможного ограничения и произвола со стороны государственных органов и должностных лиц.

    Административное право представляет целостную систему норм, институтов, принципов, которые подразделяются на общую и особенную части.

    В общей части содержатся нормы, регулирующие административно-правовые статусы граждан; статусы органов управления и их служащих; статусы государственных и муниципальных организаций; формы и методы воздействия государственных и муниципальных органов управления (издание нормативных актов, административно-правовые режимы, надзор, административное принуждение); административное судопроизводство.

    В особенной части содержатся нормы, регулирующие деятельность органов исполнительной власти по обеспечению безопасности граждан, защиты их права и законных интересов в различных сферах жизни. Иначе говоря, особенная часть содержит перечень норм, определяющих ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, на их здоровье, общественную нравственность, собственность, правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, связи и информации, предпринимательской деятельности и т.д.

    Источники административного права

    Нормы административного права, регулирующие отношения в сфере государственного управления, находят внешнее выражение в нормативных правовых актах, составляющих систему источников.

    Одним из основных источников административного права является Конституция РФ (1993). Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ административное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В Конституции РФ устанавливается порядок формирования органов исполнительной власти, их компетенции.

    Наряду с Конституцией деятельность исполнительных органов власти регламентируется федеральными конституционными законами.

    Так, правовой статус Правительства определяет Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 1997 г.). Система федеральных органов власти, их структура урегулированы указами Президента, в частности указом от 17 мая 2000 г. № 867 (в ред. от 29 апреля 2002 г.).

    Статус государственных служащих определяют Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58 -ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.), Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ ( в ред. от 25 декабря 2008 г.) и ряд актов, предусматривающих порядок прохождения службы в таможенных органах, милиции, налоговой полиции и т.п.

    Основания и характер административной ответственности прописаны в Кодексе РФ об административных нарушениях, принятом 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 7 мая 2009 г.).

    Порядок судебного рассмотрения жалоб граждан определен в Федеральном законе «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в ред. от 14 декабря 1995 г.).

    Субъекты административного права

    Субъектами административноправовых отношений являются его участники: индивидуальные субъекты и коллективные субъекты. Нормы административного права наделяют их правами и обязанностями и делают субъектами конкретных правоотношений, возникающих в сфере государственного управления.

    Важнейший признак субъектов административно-правовых отношений — наличие у них административно-правового статуса, т.е. прав, обязанностей, полномочий. Чтобы стать субъектом, участники административно-правовых отношений должны быть:

  • административно правоспособны (способны иметь права и обязанности);
  • административно дееспособны (способны приобретать имущественные права, исполнять обязанности).
  • Индивидуальные субъекты — это граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства. Объем прав и обязанностей этих субъектов определяется их связью с государством.

    Коллективными субъектами административного права выступают объединения, организации, коллективы, предприятия, управленческие органы. Наиболее важным субъектом административного права является государственная администрация как система органов государственной исполнительной власти и совокупность государственных служащих. Органы и служащие осуществляют властную управленческую деятельность по исполнению законов, актов правосудия, реализации административного судопроизводства. Органы государственной исполнительной власти создаются и действуют от имени и по поручению государства, выполняют его функции, управляются государством. К ним относятся аппарат законодательных, исполнительных, судебных и контрольных органов власти, а также государственные предприятия и учреждения.

    Негосударственные организации — профсоюзы, политические партии, творческие союзы, коммерческие объединения — осуществляют групповые и индивидуальные интересы граждан и действуют независимо от государства.

    Если правовой статус гражданина определяет совокупность прав, свобод и обязанностей, установленных Конституцией РФ, то государственные органы наделяются компетенцией и полномочиями, а также нормами со стороны Конституции и федеральных законов.

    Административное право устанавливает административную ответственность физических и юридических лиц.

    Основные институты административного права

    Административное правонарушение: понятие и признаки

    В общей части КоАП РФ одним из основных институтов административного права является административное правонарушение. В теории права противоправные деяния по степени вредности делятся на преступления и проступки. Проступок в отличие от преступления не признается законом общественно опасным, хотя и является общественно вредным деянием. Проступки бывают административными и дисциплинарными.

    Административное правонарушение (проступок) — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Административное правонарушение характеризуется следующими признаками:

  • деяние в форме действия или бездействия, направленное против государственного или общественного порядка (например, переход улицы на красный сигнал светофора);
  • общественная вредность деяния — административный проступок вредит организации общественной жизни в ее различных сферах, посягает на интересы общества и государства: государственный и общественный порядок, собственность, права и свободыграждан;
  • противоправность; административный проступок — это действие или бездействие, имеющее противоправный характер, т.е. характеризующееся нарушением запретов, неисполнением обязанностей, установленных нормой права. Следовательно, административное правонарушение направлено против охраняемых законом личных, общественных, государственных интересов, наносит им физический, имущественный, моральный ущерб;
  • виновность в форме умысла или неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть;
  • наказуемость в форме административной ответственности, которая наступает за правонарушения, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Это связано с тем, что большинство признаков административного правонарушения совпадает с признаками преступления.
  • Административная ответственность: понятие, основания и порядок наложения

    Административная ответственность — это форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершение ими административного правонарушения. Основанием наложения административной ответственности служит наличие в

    действиях физического и юридического лица состава административного правонарушения: установленная правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние является административным правонарушением. Например, провоз без билета ребенка в пригородном поезде (его проезд подлежит частичной оплате) — административное правонарушение, совершенное сопровождающим его лицом.

    К элементам состава административного правонарушения относятся:

  • объект — общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Например, согласно ст. 5.26 КоАП РФ объектом правонарушения являются права граждан на свободу совести и вероисповедания;
  • объективная сторона — совокупность признаков, характеризующих проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включающих противоправное действие или бездействие, а также наступившие вредные последствия. Так, если нарушение водителем правил дорожного движения выразилось в превышении установленной скорости движения, а последствием этого может быть создание аварийной ситуации (ст. 12 КоАП РФ);
  • субъект — физические и юридические лица. Физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли 16 лет. Законодательство различает общие субъекты — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные — должностные лица, водители и несовершеннолетние и т.д., особые — военнослужащие, работники правоохранительных органов, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов и положений о службе;
  • субъективная сторона — психическое отношение лица к противоправному действию или бездействию. Обязательным признаком субъективной стороны является вина. Вина бывает в двух формах — в форме умысла и в форме неосторожности. В новом КоАП РФ признается вина юридического лица (ст 2.1). Однако чаще всего в статьях КоАП РФ формы вины не обозначаются, поскольку ответственность наступает вне зависимости от формы вины. Поэтому административные правонарушения в подавляющем большинстве имеют формальный состав, не предусматривающий в результате его совершения наступления вредных последствий. В КоАП РФ немало правонарушений с материальным составом, которые включают обязательное наступление вредных последствий.
  • Административные наказания: понятие и разновидности

    Административное наказание — это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения. Целью административного наказания не может быть унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

    За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться восемь административных наказаний:

  • предупреждение — это порицание физического (юридического) лица, выраженное в письменной форме;
  • административный штраф — денежный начет на физическое (юридическое) лицо, совершившее правонарушение. Размер административного штрафа может быть кратным минимальному размеру оплаты труда; стоимости предмета административного правонарушения; сумме неуплаченных налогов; сборов, подлежащих уплате. Размер штрафа не может быть меньше 1/10 МРОТ, но не может и превышать 25 МРОТ для граждан, 50 МРОТ для должностных лиц и 1000 МРОТ для юридических лиц;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Срок лишения специального права (право охоты, право на управление транспортным средством) не может быть менее 1 месяца и более 2 лет;
  • административный арест — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за нарушение режима чрезвычайного положения — 30 суток. Арест не применяется к четырем категориям лиц: беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, несовершеннолетним и инвалидам 1 и 2-й групп;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация — лишение физического лица права занимать руководящую должность в исполнительном органе управления, предприятия, осуществлять предпринимательскую деятельность и т.д. Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.
  • Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

    За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи

    Назначение шести из восьми предусмотренных КоАП РФ наказаний находится в юрисдикции судей (возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, дисквалификация, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, административный арест, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу). В административном порядке разрешается применять предупреждение, штраф и в отдельных случаях административное выдворение.

    Производство по делам об административных правонарушениях

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматривают в пределах компетенции, установленной гл. 23, следующие органы:

  • судьи (мировые судьи);
  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы (их насчитывается более 60). От их имени дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий рассматривают должностные лица, указанные в гл. 23 КоАП РФ.
  • В отличие от судебного порядка административное производство по делам об административных правонарушениях — это урегулированный законом порядок разрешения индивидуальных административных дел, конфликтов в сфере управления уполномоченными на то органами исполнительной власти и их должностными лицами.

    Объектом административного процесса является поведение участников правоотношений в сфере управленческих, имущественных, финансовых, трудовых и иных общественных отношений, кроме уголовно-правовых. Объект направлен на реализацию правомерного поведения участников.

    Особенностью административного процесса являются внесудебный характер разрешения административных дел, индивидуальность их разрешения, а также регламентация одним нормативным правовым актом (КоАП РФ, разд. IV).

    Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях вводит понятие «защитник». Защитником может быть адвокат или иное лицо. Тем самым расширяются возможности потерпевших по защите своих интересов. Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении.

    Выделяют четыре стадии производства по делам об административных правонарушениях.

    Первая — возбуждение дела об административном правонарушении. Поводами к возбуждению дела являются:

    • непосредственное обнаружение уполномоченным лицом события административного правонарушения (например, автоавария);
    • поступившие в правоохранительные органы материалы, содержащие данные о наличие события административного правонарушения.

    Специфическое процессуальное оформление возбуждения дела об административном правонарушении — протокол об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ). Дело считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 24.8 КоАП РФ). Если за правонарушение назначается наказание в виде предупреждения или административного штрафа в пределах 1 МРОТ, то должностное лицо протокол не составляет, а штраф взимает на месте совершения проступка.

    Вторая — рассмотрение дела об административном правонарушении, по которому проведено административное расследование.

    Это основная стадия административного производства (гл. 29 КоАП РФ). Дело рассматривается по месту его совершения в 15-дневный срок со дня получения его судьей или должностным лицом, как правило, в присутствии правонарушителя. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

  • о назначении административного наказания;
  • о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
  • При назначении административного наказания учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение (если это физическое лицо) или имущественное и финансовое положение юридического лица.

    Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает обстоятельства, смягчающие (раскаяние лица, совершившего проступок, совершение административного правонарушения в состоянии аффекта или в условиях тяжелых личных и семейных обстоятельств; совершение проступка несовершеннолетним или беременной женщиной) и отягчающие (продолжение противоправного поведения несмотря на предупреждение; повторное совершение проступка; совершение проступка группой лиц; вовлечение несовершеннолетних в совершение проступка) административную ответственность.

    Постановление по делу об административном правонарушении должно быть вынесено в течение двух месяцев со дня совершения или обнаружения правонарушения (кроме случаев, особо оговоренных в законе). Если этот срок пропущен, никто не вправе его продлевать. Административное наказание не может быть назначено дважды за одно и то же правонарушение.

    Споры имущественного характера (о возмещении материального или морального ущерба), возникающие одновременно с совершенным правонарушением, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой назначено административное наказание.

    Третья — пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Постановление судьи, уполномоченного органа или должностного лица по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящей инстанции в течение 10 дней после получения постановления суда или должностного лица. В этот же срок жалоба должна быть рассмотрена.

    Четвертая — исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока обжалования или немедленно после вынесения решения, не подлежащего обжалованию.

    be5.biz

    Предмет административного наказания это

    Открытая общественная правовая информационная система

    Задать вопрос юристу

    • Главная ›
    • Правовая энциклопедия ›
    • Основы административного права ›
    • Административное наказание ›
    • Что такое административное наказание и каковы его виды?
    • Что такое административное наказание и каковы его виды?

      Что такое административное наказание и каковы его виды?

      Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

      Целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности. Факт возбуждения административного дела выполняет предупредительную функцию, в связи с чем охраняемым правоотношениям обеспечивается адекватная защита, что соответствует принципам и целям административного производства. Тем не менее, суды приходят к выводу, что при наличии формальных признаков состава правонарушения подлежит оценке вопрос о целесообразности привлечения нарушителя к административной ответственности.

      Административное наказание должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру самого правонарушения, обстоятельствам его совершения, имущественному положению виновного лица. Должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, дается возможность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, поскольку большинство санкций формулируются либо как альтернативные, либо как относительно-определенные с указанием нижнего и верхнего их пределов. Смысл индивидуализации административного наказания состоит в том, чтобы на основе всесторонней оценки содеянного избрать в пределах нормы, предусматривающей ответственность за правонарушение, именно ту меру государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний.

      За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

      2) административный штраф;

      4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

      5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

      6) административный арест;

      7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

      9) административное приостановление деятельности;

      10) обязательные работы;

      11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

      Вышеуказанные виды административных наказаний установлены в ст. 3.2 КоАП РФ.

      Система административных наказаний, закрепленная в ст. 3.2 КоАП РФ, построена законодателем путем их расположения от менее строгого к более строгому виду наказания, т.е. в порядке усиления меры ответственности. Менее строгим наказанием является предупреждение. Административное приостановление деятельности, указанное в КоАП РФ последним в перечне видов наказаний, представляет собой наиболее жесткую санкцию, носящую исключительный характер. Следовательно, из анализа указанной статьи усматривается, что административное приостановление деятельности является более тяжким видном наказания, чем административный штраф и иные виды наказаний, содержащиеся в санкциях соответствующих статей Особенной части КоАП РФ.

      КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя — физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1 — 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.

      xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai