Экономполитика

Россия платит: как пенсии утекают за рубеж

В 2017 году получили пенсии более 300 тыс. россиян, проживающих за рубежом

На выплату пенсий россиянам, проживающим за пределами страны, в прошлом году было потрачено 41,5 млрд руб. из бюджета Пенсионного фонда РФ. Всего выплаты осуществлялись в адрес более 300 тысяч человек. Из них треть проживала в Германии, 40 тысяч – в Израиле, почти 22 тысячи – в США. В среднем, наши бывшие соотечественники получили по $2,3 тыс.

Выплаты Пенсионного фонда России (ПФР) получают пенсионеры, проживающие в 129 странах мира. К концу 2017 года их численность выросла до 307 тыс. человек, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 10,4 тыс. человек, или 3,5%. Об этом говорится в недавно опубликованном отчете фонда за прошлый год.

Части российских пенсионеров за рубежом пенсия выплачивается на территории России на собственный банковский счет или по доверенности. Таким способом пенсии получают 162,7 тыс. пенсионеров за границей. Им было выплачено в 2017 году 25 млрд рублей.

Еще 144,3 тыс. пенсионеров получают выплаты переводом за границу в валюте иностранного государства, на территории которого они проживают. Расходы на эти выплаты составили 16,5 млрд рублей.

«Общие расходы ПФР на выплату пенсий за границу в 2017 году составили 41,5 млрд рублей, что на 7,2% выше уровня 2016 года», — сообщает ПФР.

Таким образом, средний размер годовой выплаты составил 135,2 тыс. руб. ($2,3 тыс.) или 11,3 тыс. руб. в месяц. Это меньше, чем получали пенсионеры, живущие в России. Среднемесячный размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров составил в прошлом году 13,8 тыс. руб.

Пенсионный фонд поясняет, что выплачивает пенсии российским и иностранным гражданам «в рамках системы сохранения пенсионных прав при смене страны проживания, а также в соответствии с международными договорами о социальном обеспечении». Пенсии, назначенные фондом, выплачиваются независимо от страны проживания и гражданства пенсионера.

В 2017 году действовали 19 международных договоров с 23 государствами. Выплаты ПФР по этим договорам получали 45,1 тыс. пенсионеров за рубежом. Число иностранных пенсионеров, живущих в России и получающих выплаты в рамках международных договоров, составило – 4,3 тыс. человек.

Российские «зарубежные» пенсионеры, которым начисляется пенсия вне рамок международных договоров и соглашений по пенсионному обеспечению, могут получить выплаты только на исключительно на территории России. Сделать это можно через российские кредитные учреждения или представителей.

Стоит отметить, что самая большая диаспора российских пенсионеров в Германии – 101,4 тысячи человек. При этом с этой страной у России нет международных соглашений о пенсионном обеспечении. Нет их и с США, где живет 21,8 тыс. получателей пенсий РФ. И вот с Израилем такой договор есть, там получают российские пенсии 41,5 тыс. человек. На третьем месте по численности российских пенсионеров Абхазия (32,9 тыс.), далее идут Латвия (24,6 тыс.) и Белоруссия (24,3 тыс.).

К примеру, чтобы получить российским израильтянам российскую же пенсию надо обратиться либо в территориальный орган ПФР, а проживающим на территории государства Израиль – в соответствующее территориальное подразделение Института национального страхования.

Россияне, живущие за границей, например в Германии, при соблюдении определенных условий могут получать две пенсии, это не противоречит действующему законодательству, поясняет Вера Запорожец, специалист юридического отдела Практики жилищного права и социальных отношений НЮС «Амулекс».

«Граждане, выработавшие необходимый стаж, абсолютно обоснованно могут получать свою «заслуженную» пенсию в России, при этом выехав на постоянное место жительства за границу», — отмечает она.

Данный вопрос решается индивидуально в зависимости от страны проживания, и от наличия действующих международных договоров в части пенсионного обеспечения между Россией и иным государством, гражданство которого имеет это лицо. Например, Болгария и Эстония назначают пенсию только за свой стаж, говорит юрист.

Если договор построен по территориальному принципу (Украина, Казахстан, Молдавия и некоторые иные бывшие республики СССР), то гражданину пенсия назначается по законодательству государства постоянного проживания.

Аналитики полагают, что России не стоит экономить на пенсионных выплатах россиянам, уехавшим жить за границу.

«Россия выплачивает пенсии своим гражданам без привязки к месту их проживания, что является абсолютно справедливым решением. Люди могут проживать заграницей по различным причинам, а также иметь два гражданства, что позволяет им получать вторую пенсию в стране проживания», — Валерий Безуглов, аналитик ИК «Фридом Финанс».

Он подчеркивает, что потраченные на эти цели средства не являются критичными для российского бюджета, а неисполнение обязательств могло бы привести к социальным потрясениям.

Кроме того, далеко не все переводят российскую пенсию за рубеж, а сохраняют накопления в банках внутри страны, обеспечивая тем самым, дополнительную ликвидность кредитным учреждениям, добавляет эксперт.

Аналитик ИК «Алор брокер» Алексей Антонов отмечает, что платить «зарубежные» пенсии государство обязано по закону. Соответственно, если есть цель сэкономить средства пенсионного фонда на таких пенсионерах, то необходимо серьезно менять законодательство и пересматривать нормы расчета и подходы.

«Но вряд ли власти пойдут на такие шаги даже в условиях острой нехватки средств на реализацию майских указов, — считает он. — По факту, если гражданин честно заработал свою пенсию, то он имеет право получать и это очень сложно оспорить и отменить».

m.gazeta.ru

Пенсионный возраст для артистов цирка и балета должен быть снижен — К.Кульбаев

Пенсионный возраст артистов цирка и балета должен быть снижен. Так считает руководитель Управления культуры города Алматы Кайрат Кульбаев. По его словам, широко обсуждаемая в обществе пенсионная реформа затрагивает все слои населения, но нужно особое внимание обратить на работников сферы культуры.

Как отметил Кульбаев, заработок творческих людей чаще всего представляет собой гонорары за проект. И предугадать какой-либо график крайне сложно. «Горячая» новогодняя пора — и артисту удается заработать достаточно большую сумму, лето-осень — тишина и поступлений нет практически никаких.

«Чаще всего артисты предпочитают получать гонорар в виде наличных денег, так сказать «в конверте». Однако, с этой суммы, которая является заработком, пенсионные отчисления не проводятся, и, соответственно, артист обкрадывает сам себя. К сожалению, большинство из нас склонно жить одним днем. Однако стоит задуматься о том, что пенсия — это как раз и есть тот самый неприкосновенный запас, к которому можно будет прибегнуть в старости, когда ресурсов для заработка уже меньше и хочется просто пожить», — говорит он.

Особое внимание Кульбаев уделяет двум специальностям, к которым необходим индивидуальный подход — это артисты цирка и балета.

«Ввиду специфики работы им необходимо быть в постоянной физической форме, и пожилому артисту невозможно выходить на арену или сцену. Если в театре есть поле для деятельности в виде ролей пожилых людей, представить себе пожилую балерину невозможно. Работа в балете — это постоянная огромная нагрузка на организм. Нередко артисты балета начинают свою карьеру в детском возрасте, и уже к юности они имеют огромный трудовой стаж. Это тоже необходимо учитывать. Напомню, что в советское время артисты балета выходили на пенсию уже в 45 лет.

Что касается артистов цирка, здесь выход на сцену в пожилом возрасте, например, гимнаста или дрессировщика чреват риском для жизни. Например, такие направления, как эквилибристика или воздушные номера основаны на династийной системе передачи знаний. Старшее поколение начинает делиться знаниями со своими детьми, когда те достигают 6 лет. И, выступая с этого возраста, к 16 годам артист имеет внушительный стаж, а к 35 годам и вовсе теряет ту легкость и способность адаптироваться к новым цирковым номерам. Это естественный физический и физиологический процесс любого живого организма — изнашиваться, становиться менее активным с годами. В случае с артистами цирка и балета важно учитывать именно стаж, а не возраст человека», — отмечает Кульбаев.

Сами артисты не раз высказывались на эту тему в прессе. Например, такой уважаемый человек, как Булат Аюханов, народный артист Республики Казахстан не раз восклицал в сердцах: «Самая большая моя боль — завышенная общая планка пенсионного возраста артистов балета. Где вы видели 58-летнюю балерину на сцене?! У нас профессиональный износ очень высокий. Зачем держать человека в балете, если он в 42 года по состоянию здоровья уже не может сделать прыжок? А надо ведь скакать и делать шпагаты, чтобы донести образ».

«Поэтому мы считаем, что есть категории граждан, для которых пенсионный возраст должен быть снижен именно ввиду специфических особенностей, дифференциальный подход к начислению пенсии должен зависеть от условий труда», — подытожил он.

www.zakon.kz

Стаж творческих работников

Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривается начисление пенсии лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях в зависимости от характера такой деятельности не менее 15 — 30 лет и достигшим возраста 50 — 55 лет либо независимо от возраста.

При стаже творческой работы не менее 15 лет право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют: артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций. В 15 лет никакая другая творческая деятельность не включается.

При стаже творческой работы не менее 20 лет право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют: артисты балета, в том числе балета на льду; артисты — исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах; артисты театров мимики и жеста; травести: артисты, исполняющие роли мальчиков, подростков, девочек; артисты цирков и концертных организаций; акробаты-эксцентрики, мотовелофигуристы, балансеры, наездники, дрессировщики диких зверей, клоуны (коверные), исполняющие номера жанров циркового искусства, дающие право на пенсию за выслугу лет; силовые жонглеры, жонглеры, лилипуты — артисты всех наименований, а также борцы, достигшие 50-летнего возраста; артистки-вокалистки (солистки) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров, концертных организаций, профессиональных художественных коллективов, телевидения и радиовещания.

В 20 лет стажа засчитывается также работа в качестве артистов балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющих сольные партии; артистов, а именно: гимнастов, эквилибристов, акробатов всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков цирков и концертных организаций.

При стаже творческой работы не менее 25 лет право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют: артисты-вокалисты (солисты) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров, концертных организаций, телевидения и радиовещания, оперных студий высших учебных заведений искусств, кроме артисток-вокалисток (солисток) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров, концертных организаций, профессиональных художественных коллективов, телевидения и радиовещания; артисты профессиональных хоровых коллективов, исполняющие сольные партии; артисты, играющие на духовых инструментах, в том числе на старинных духовых народных инструментах, в профессиональных художественных коллективах; артисты-кукловоды в театрах кукол; артисты детских театров и театров юного зрителя; артистки драматических театров, не достигшие 50-летнего возраста; артисты — исполнители трюковых номеров — каскадеры.

В 25-летний стаж засчитывается также работа в качестве артистов балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющих сольные партии; артистов: гимнастов, эквилибристов, акробатов всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков, цирков и концертных организаций; артистов балета, в том числе балета на льду; артистов — исполнителей танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах; артистов театров мимики и жеста; травести (артистов, исполняющих роли мальчиков, подростков, девочек); артистов цирков и концертных организаций; акробатов-эксцентриков, мотовелофигуристов, балансеров, наездников, дрессировщиков диких зверей, клоунов (коверных), исполняющих номера жанров циркового искусства, дающие право на пенсию; силовых жонглеров, жонглеров, лилипутов — артистов всех наименований, а также борцов; артисток-вокалисток (солисток) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров, концертных организаций, профессиональных художественных коллективов, телевидения и радиовещания.

При стаже творческой работы не менее 30 лет правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользуются: артисты хора профессиональных художественных коллективов; артисты драматических театров, достигшие 55-летнего возраста.

В 30-летний стаж засчитывается также работа в качестве артистов балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющих сольные партии; артистов: гимнастов, эквилибристов, акробатов всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков цирков и концертных организаций; артистов балета, в том числе балета на льду; артистов — исполнителей танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах; артистов театров мимики и жеста; травести (артистов, исполняющих роли мальчиков, подростков, девочек); артистов цирков и концертных организаций; акробатов-эксцентриков, мотовелофигуристов, балансеров, наездников, дрессировщиков диких зверей, клоунов (коверных), исполняющих номера жанров циркового искусства, дающих право на пенсию; силовых жонглеров, жонглеров, лилипутов — артистов всех наименований, а также борцов; артистов-вокалисток (солисток) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров, концертных организаций, профессиональных художественных коллективов, телевидения и радиовещания; артистов-вокалистов (солистов) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров, концертных организаций, телевидения и радиовещания, оперных студий высших учебных заведений искусств, кроме артистов-вокалистов (солистов) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров, концертных организаций, профессиональных художественных коллективов, телевидения и радиовещания; артистов профессиональных хоровых коллективов, исполняющих сольные партии; артистов, играющих на духовых инструментах, в том числе на старинных духовых народных инструментах, в профессиональных художественных коллективах; артистов-кукловодов в театрах кукол; артистов детских театров и театров юного зрителя; артисток драматических театров, артистов — исполнителей трюковых номеров (каскадеров).

Право на пенсию предоставляется в основном при наличии стажа на соответствующих видах работ определенной продолжительности, независимо от возраста, за исключением борцов цирков, артисток-женщин и артистов-мужчин драматических театров. Борцам цирков и артисткам-женщинам драматических театров право на пенсию предоставляется по достижении 50 лет. Артистам-мужчинам драматических театров — по достижении 55 лет.

strast10.ru

У кого из звезд пенсия больше

Пенсионная реформа сейчас волнует даже тех, кому до пенсии еще далеко. Мы решили выяснить: какое пособие за выслугу лет уже получают наши звезды и на что тратят?

Леонтьев натанцевал больше Пугачевой

— София Ротару — народная артистка СССР , но пенсия у нее всего около 4 тысяч рублей (минимальная пенсия в Киеве — около 1756 гривен, это примерно 4306 рублей. — Авт.), — рассказывает концертный директор 67-летней певицы Сергей Лавров . — София Михайловна к своей пенсии даже не притрагивается, все переводит на лечение одной девочки, страдающей от тяжелого заболевания костей.

Когда Алла Пугачева 10 лет назад вышла на пенсию, то была, мягко говоря, изумлена ее размером.

— Вы знаете, какая пенсия у Аллы Борисовны? 2000 рублей! — рассказывал тогда Максим Галкин . — В Советском Союзе выпускались миллионными тиражами пластинки Пугачевой. Она выступала в Чернобыле, пахала всю жизнь, ей и дали такую смешную сумму! А Валерию Леонтьеву , например, назначили 8000 рублей, потому что он проходит как балетный артист. У них ставка выше.

С годами, как у всех граждан, пенсия Пугачевой индексировалась (см. «Конкретно»). Алла Борисовна не афиширует свою благотворительность, но ее друзья рассказали « КП », что АБ много лет помогает своей поклоннице, которая прикована к инвалидной коляске. Поддерживает она и ветеранов сцены. Так, еще при жизни актрисы Татьяны Самойловой Пугачева подарила звезде фильма «Летят журавли» машину, чтобы артистке было удобнее добираться до поликлиники. Впрочем, понятно, что на пенсию такое не купишь.

Примерно такая же пенсия, как у Пугачевой — около 11 тысяч рублей, — у Юрия Антонова .

— Если бы я рассчитывал на нее, то прожить мне было бы сложно. Но я вполне трудоспособный человек, — сказал «КП» Юрий Михайлович. — По всем законам, наверное, должен был получать какую-то привилегированную пенсию. Но, знаете, посмотрев бы налево и направо, как живут наши старики, я бы от такой пенсии отказался.

Копенкина и Гафт получают одинаково

У 77-летнего мэтра эстрады Иосифа Кобзона пенсия довольно скромная.

— Около 4300 с чем-то там рублей, — признался «КП» Иосиф Кобзон. — Мне сказали, что это в связи с тем, что я получаю большую зарплату депутата. Обещали, что когда я закончу депутатствовать, то мне пересмотрят размер моей пенсии. Я ее не трачу, просто откладываю.

Небольшая пенсия и у 66-летнего юмориста Владимира Винокура.

— Получаю самую маленькую пенсию (минимальная в Москве — 8 тысяч 502 рубля. — Авт.), — говорит Владимир Натанович. — Мы со Львом Лещенко перечисляем наши пенсии на содержание детского дома.

— Наши воспитанники живут в Пенах, в небольшом поселке в 50 километрах от Курска , — объясняет 73-летний Лев Лещенко. — Они для нас уже вторая семья. Купили ребятам новые кроватки, шкафчики, компьютеры.

У бывшей жены певца Прохора Шаляпина бизнесвумен Ларисы Копенкиной неплохая пенсия по сравнению с другими героями светской хроники.

— Я получаю 15 тысяч рублей. Для меня это один раз сходить в магазин! — говорит 59-летняя Копенкина. — Моя мама еще каким-то образом умудрилась с этих копеек что-то откладывать. Я на такую сумму не смогла бы прожить. У меня пенсия просто лежит на книжке. Ни разу не снимала.

Точно такая же пенсия, как у Копенкиной, у 79-летнего Валентина Гафта .

— Знаю, что для многих это очень сложный вопрос, — поделился с «КП» Валентин Иосифович. — Меня спасает, что я работающий человек.

КОНКРЕТНО

Сколько заслужили заслуженные и народные*

Валентин ГАФТ — 15 000 руб.

Станислав САДАЛЬСКИЙ — 15 000 руб.

Лев ЛЕЩЕНКО — 12 000 рублей

Юрий АНТОНОВ — 11 000 рублей

Алла ПУГАЧЕВА — 10 700 рублей

Илья РЕЗНИК — 10 000 рублей

Владимир ВИНОКУР — 8 502 рубля

Эдита ПЬЕХА — около 7000 рублей

Иосиф КОБЗОН — 4300 рублей

София РОТАРУ — 1756 гривен (около 4306 рублей)

*По словам самих исполнителей и их помощников.

m.kp.ru

Старики-канатоходцы

Пенсионная реформа конца девяностых была настолько радикальной, что представителей профессий, характеризующихся тяжелыми условиями труда, лишила всех преференций. За прошедшие почти полтора десятка лет они так и не вернули своих прав на досрочную пенсию

В 90-е Казахстану как государству приходилось тяжело. Но, как не раз заявляли наши первые лица, экономические успехи республики последних лет стали настолько очевидны, что многим другим постсоветским странам остается нам только завидовать. По логике — и по Конституции — социальная защищенность должна была бы стать главным приоритетом. Но в стране есть масса примеров, когда факты говорят обратное.

Один из таких примеров — представители некоторых тяжелых профессий, которых реформа 1998 года лишила права раньше выходить на пенсию. Речь идет о пилотах, артистах цирка и балета. Накопительная система для них не очень годится. Реально работоспособный возраст для них — это 20—30 лет. За такой срок и обычный-то пенсионер при существующей модели не успевает накопить себе на достойную старость.

А летчики гражданской авиации, артисты балета и цирка уже более десяти лет выходят на пенсию на общих основаниях — в 58 и 63 года, женщины и мужчины соответственно. Они уже устали это обсуждать и просить государство вернуть старые правила. Не устают только надеяться.

Такой вот цирк

В коридоре цирковой администрации нас радушно встречает художественный руководитель Валихан Чалабаев. Практически сразу он переходит к теме, которая волнует циркачей почти полтора десятка лет:

— Наш парламент совершенно не хочет вникнуть, что это пятый угол, в который загнали всех артистов. Мы оказались единственной республикой на территории СНГ, которая лишила льгот артистов цирка и балета. Это возмутительно и кощунственно. Просто варварство какое-то!

Болезненность затронутой темы настолько очевидна, что экспрессия кажется вполне естественной.

— Они, видимо, думают, что пятьдесят процентов населения страны — артисты цирка, и будет страшная экономическая угроза при выплате пенсий.

Мы вышли из кабинета, оклеенного цирковыми афишами, и направились в другой осматривать трофеи казахстанских артистов. На полках, нагромоздившись одна на другую, стоят цирковые «Оскары» из разнах стран. Валихан вкратце рассказывает историю каждой статуэтки. Это свидетельства побед на международных фестивалях в Китае, России, Южной Корее, Европе…

— Только в этом году мы взяли главные призы в Будапеште и бронзовый приз в Мадриде. Мы можем гордиться тем, что входим в десятку цирковых держав мира, но дома нас не ценят! — говорит худрук, но, вспомнив причину нашей встречи, продолжает: — У артистов цирка есть биологический возраст. Цирк — это повышенная опасность, а пенсия — это основной гарант и стимул, обеспечивающий благополучие и развитие циркового искусства.

Уже на манеже, где каждый день проходят репетиции, встречаем Казбека Коржумбаева, ветерана цирка. Артисту, можно сказать, повезло дважды: он успел уйти на пенсию до 1998 года и найти себя в преподавательской деятельности в республиканском эстрадно-цирковом колледже.

— Куда уходят те артисты цирка, которые уже по состоянию здоровья не могут выступать на арене? Становятся преподавателями? — спрашиваю я.

— Не все преподают… Кто как приспосабливается. Кто на рынке торгует, кто в охране, кто дворником. Потому что семью-то кормить надо. Или рабочими по сцене работают — выносят реквизит, например. У нас есть такие сотрудники, которые в прошлом работали за рубежом, в Америке, прекрасные были артисты. Приехали. Никуда не устроились. Теперь рабочие сцены.

Шестилетняя девочка, как гуттаперчевая, с легкостью выполняя сложнейшие трюки, парит над репетиционным манежем так, будто делать шпагаты в воздухе — это нечто естественное.

— Мариночка у нас единственная в мире, кто такие трюки делает, — замечает стоящий рядом заслуженный деятель республики Курмангали Досбатыров. — Вот я ее подготовил, занимаюсь с ней с пятилетнего возраста. Она — будущая звезда! Мама ее рассказывает, что она просыпается ночью и так и говорит: «Я звезда Казахского цирка!». И потом дальше спит. Те трюки, которые она делает, взрослые не делают.

Но мягкие нотки в голосе артиста совершенно исчезают, как только мы заговариваем о материальной стороне жизни.

— У нас есть артисты, которые получают всего по тридцать тысяч тенге в месяц. Вы считаете, это оклад. Это только из любви к цирку! Мы сейчас все кадры растеряем! В России в среднем получают тысячу долларов, еще и пенсия есть… Никому до нас дела нет! На квартиру надо накопить, на здоровье надо накопить, на пенсию надо накопить…

— Вот, например, в Канаде, они пять лет отработали — и уже обеспечены. В месяц они могут получать до десяти тысяч долларов. А мы с нашими зарплатами и 10-процентными отчислениями от них — не накопим, — подключается к разговору Ержан Конурбаев, заслуженный артист РК. — Система другая должна быть. Человек, отработав, что-то должен накопить. А у нас за 20 лет вряд ли при наших ставках что-то накопишь.

— Ну, даже восстановят пенсию, — рассуждает вслух Курмангали. — Вот моему сыну завтра скажут: 20 лет отработал — молодец. Посчитают накопления. И что насчитают? Это даже может обернуться хуже для нас. Может, начнут увольнять раньше со словами: «Давай дорогу другим». Так что перемены бумерангом вернутся. Это в России хорошо — там и накопительная, и солидарная пенсии.

Перед уходом, чтобы закрепить впечатление и глотнуть адреналина, мы с фотографом напросились к тиграм и львам, чей рык, доносившийся из соседней двери под замком, вызывал любопытство. Дрессировщицей оказалась молодая хрупкая девушка, бесстрашно тискающая своих питомцев, будто это не клыкастые хищники, обладатели десятисантиметровых когтей, а домашние котята. От предложения девушки подойти к клеткам чуть ближе мы вежливо отказались.

Когда наблюдаешь за работой артистов со зрительских мест или экрана телевизора — это одно. Но наблюдая в непосредственной близости их ежедневный риск, открываешь совершенно другую, не очень капиталистическую реальность, в которой царит практически голый альтруизм.

Билетом в достойную и безбедную жизнь для циркачей стало приглашение работать за рубежом. Сейчас лучшим в мире считается канадский цирк «Дю Солей», где большой процент артистов из СНГ. «Там из Казахстана человек двенадцать. Чем мы гордимся», — уточняет Валихан Чалабаев.

Казахский цирк, возникший более сорока лет назад, это, безусловно, наследие сильного советского цирка. Высокая планка была поставлена еще тогда. «У нас есть жанр, в котором мы самые лучшие, — это джигитовка, — продолжает Чалабаев. — Это общепризнано, и наши джигиты и в Европе работают. У нас сильнейшие в мире воздушные полеты. И на всем этом фоне есть страны, которые гораздо хуже нас себя чувствуют по своим социальным и экономическим показателям. Но они как-то сумели сохранить привилегии для артистов цирка…»

Танцы — в минус

У артистов балета, которые столкнулись с той же проблемой, настрой боевой. Они неоднократно обращались во всевозможные инстанции, но говорят, что пока безрезультатно — «наверху» есть большие мастера по отпискам. Сорокашестилетний Канат Каражанов работает в театре оперы и балета. Чтобы выжить, параллельно преподает в хореографическом училище.

«Может быть, это непедагогично, но каждый год перед началом занятий я спрашиваю учеников: вы уверены, что хотите посвятить жизнь именно этой профессии?» — делится с нами Канат по дороге в хореографическое училище. «А ваши дети не хотят быть артистами балета?» — интересуемся мы. «К счастью, нет!» — следует ответ.

Мы заходим вместе с артистом в его родную альма-матер. В балетный класс заходят шестнадцатилетние старшеклассники. «Можно я сегодня на полупальцах, у меня мозоли», — просит одна из учениц. «У тебя мозоли будут всю жизнь», — отвечает преподаватель, тем не менее идя на уступку.

Проблемы пенсии в балетной среде также обсуждают охотно. Как и в цирке, артисты балета в первую очередь кивают на соседнюю Россию. Там на пенсию уходят после 38 лет, как это и было при Союзе. И зарплата, как утверждают артисты, там в пять раз выше.

— Нет пенсии и не будет. А что делать дальше? После сорока лет и мне очень хочется танцевать. Но мало у кого будет желание смотреть на такие танцы. Нам кивают на Плисецкую. Но она такая одна — потому она и Плисецкая! Даже в ее шестьдесят, в ее семьдесят лет на нее шли и хотели увидеть. И не столько посмотреть, как она танцует, а на нее саму, — говорит Каражанов.

Бросить балет ближе к тридцати и начать жизнь с чистого листа мало у кого из артистов получается. «После сорока кому мы нужны?» — возмущенно восклицает артист. Судя по его словам, получается, что самые удачливые из его коллег те, кто вовремя уехал за границу. Например, в США, где, чтобы послепенсионная адаптация прошла легче, артистам балета предлагают специальные курсы, помогают определиться с альтернативной профессией. «В 38 лет уйти на пенсию — это тоже стресс. А теперь получается, что лучше пережить тот стресс, чем нынешний. По телевизору все очень красиво: аплодисменты, овации, воздушные балерины. Но все это хорошо до сорока лет. Мне повезло — для меня есть партии в театре, где не нужно много прыгать. А основной массе моих коллег куда деваться? Пополнять ряды безработных? Спиваться? Получается, что пока ты молодой, тебя использовали. А дальше… Мы же не с неба свалились на Казахстан — мы такие же граждане этого государства».

Пенсия — больное место для каждого артиста и даже для тех, кто ее уже имеет. Там, где раньше был детский сад — сегодня репетиционные залы известного балетмейстера, народного артиста республики Булата Аюханова. Закуривая сигарету, Булат Газизович начинает разговор с размышлений о качестве повседневной жизни соотечественников:

— Общество утонуло в бытовухе. На экранах телевидения российского и казахстанского беспредел. Нет контроля со стороны вышестоящей организации, которая не допускала бы выход на экраны, на сцену низкопробной продукции.

С этого года резко сократился бюджет, так что поехать на гастроли даже в Астану Государственному академическому ансамблю классического танца стало дорого. Узнав все это, мы плавно переходим к теме пенсий.

— Там, в этом мажилисе, сидят люди или жестокие, или неграмотные. Неужели они не понимают, что на старую балерину, которая не может встать на пальцы, противно смотреть. Искусство балета — оно короткое. Николай Цискаридзе, звезда. А потом ему 38 лет — и до свидания! Нам предлагают стать лифтерами, предлагают продавать соки, рекламировать что-нибудь. Это для цивилизованного государства нонсенс!

Почему карьера в балете столь коротка, догадаться несложно. К сорока годам артисты уже имеют серьезный букет профессиональных заболеваний. Наиболее распространенные, как нам стало известно от врача хореографического училища, это тендовагинит — воспаление сухожилия, которое сопровождает всю жизнь, остеохондроз. У мужчин слабым становится поясничный отдел — сначала боли, потом радикулит. Да и в целом идет преждевременное старение опорно-двигательного аппарата.

— Двадцать лет работы в театре — это достаточно, чтобы артиста балета отправить на заслуженный отдых. В Узбекистане, Кыргызстане — уж насколько это бедные страны — у них и то через 20 лет работы все находятся на заслуженной пенсии, — констатирует Кульчара Касенова, врач медицинского комплекса при АХУ им. Селезнева, и добавляет, вздыхая: — Это тяжелая профессия!

Гранд-батман, плие… В зале слышатся замечания педагога возле обливающихся потом старшеклассниц, старательно исполняющих движения с французскими названиями. Когда одна из учениц переобувалась в пуанты, мы увидели ее мозоли, будто искусственно врощенные в кожу. Девочка поспешно заклеила эти наросты лейкопластырем — и будто невесомая начала изящно исполнять пируэты.

— Балет — это молодость! — восклицает Майра Кадырова, художественный руководитель хореографического училища. — У девочек ноги, суставы страдают. Море болезней! Не просто же так отправляли на пенсию. Это адский труд! А в результате действия этого закона круг замыкается. Мы мало получаем детей — они знают, какая у них перспектива. Или, закончив училище, они стараются уехать.

Полеты во сне — и наяву

Государство не очень беспокоит судьба не только тех людей, которые собирают залы и своим искусством прославляют имя Казахстана, но и совершенно игнорирует тех, от кого зависят жизни людей и сохранность имущества авиакомпаний. Летный состав гражданской авиации также остался без ранней пенсии по выслуге лет, хотя военные пилоты по-прежнему имеют привилегии. Пенсионная реформа, свалившаяся им на голову первого января 1998 года, заставила их запастись терпением, а главное, здоровьем.

— В Советском Союзе и в 90-х достаточно было налетать 6,5 тысячи часов, чтобы оформить минимальную пенсию. Многие так и сделали — в 1997 году оформили ее и сейчас продолжают летать, получая пенсию. Это пилоты, штурманы, бортинженеры и радисты. Они еще и отчисляют 10 процентов с заработной платы в накопительный фонд. Но сейчас в наших авиакомпаниях работает много молодых летчиков, которых в перспективе ожидает то же самое, что и меня», — говорит старший бортинженер с тридцатилетним стажем в гражданской авиации Юрий Иванов.

—6,5 тысячи часов — это сколько приблизительно лет?

— Где-то 13 лет надо летать. В среднем в год летали по 600 часов. В советское время была санитарная норма, по которой пилот не имел права в месяц налетывать более 80 часов. Если больше, предполагался дополнительный отдых позже. Работа вредная: шум, радиация, постоянные перепады давления. Плюс эмоциональные нагрузки. Все это сказывается на здоровье. Этому есть научные доказательства — врачи как-то проводили статобследование летчиков, средний возраст которых составлял 59 лет. Хотя есть, конечно, исключения из правил.

— Очевидно, что чем старше пилот, тем сложнее ему переносить перегрузки. Как вы готовитесь к медкомиссии?

— Я соблюдаю диету, травы пью, капельницы делаю. Комиссия — это тоже стресс. Зарубежные летчики проходят ее за 45 минут, а у нас она длится неделю. Я в прошлом году прошел комиссию за 4 дня, но я очень готовился. В этом году вряд ли так получится. Боюсь, что показатели будут не очень хорошие. В последнее время давление начало скакать. Я это говорю к тому, что если, допустим, — в этот момент наш собеседник суеверно стучит по дереву, — я не пройду комиссию, то меня отстранят от полетов. Но кроме как летать, я же больше ничего не умею. Ну еще на машине ездить могу! Все — других перспектив нет! Не имея уверенности, что я получу пенсию, надо еще как-то дожить до 63 лет. Вы согласны?

— Сколько вы сейчас летаете?

— Я налетал 180 часов за прошлый год — это катастрофически мало. Это и на зарплате сказывается. Хотя по казахстанским законам саннорму увеличили до 100 часов в месяц. Когда полеты ночные — это тяжело. Самое страшное время, когда солнце только из-за горизонта появляется. Мы называем это «волчий час». Так спать хочется, что готов выть. Особенно, когда за спиной сутки в дороге. А домой приезжаешь — и, несмотря на усталость, уснуть не можешь. Некоторые спасаются ста граммами…

Как выяснилось, даже санчасть в Алматы, ранее предназначенная исключительно для авиации, превратилась сегодня в обычную поликлинику с правами экспертной комиссии, где в одной очереди вместе с летчиками сидят бабушки и инвалиды.

Несложно предположить, что, как и в двух предыдущих случаях, выгоднее работать за границей, и отсутствие льготных пенсий стимулирует трудовую миграцию, которая впоследствии переходит в эмиграцию.

— Мой родственник живет в Афинах на окраине авиационного городка. У него полный соцпакет. У него свой дом, дети бесплатно учатся, бесплатное медицинское обслуживание и все прочее. И это Греция, где сейчас кризис и беспорядки! Я говорил как-то с пилотами «Бритиш Эйрлайнс» — у них в Англии то же самое. Если их летчик, не дай бог, уходит по состоянию здоровья, ему выплачивается сумасшедшая страховка. У нас этого нет!

— А что у нас есть?

— У нас есть 36 дней отпуска в год!

Уже после интервью наш пятидесятитрехлетний собеседник добавляет: «Не верю я, что когда-нибудь нам вернут пенсии по выслуге лет. Как-то в неофициальной беседе с депутатами выяснилось, что когда закон писали, про нас просто забыли…»

expert.ru