10.9. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) следующих природных ресурсов: песка формовочного, стекольного, строительного; песчано-гравийной смеси; камня строительного, облицовочного; воды (поверхностной и подземной); минеральной воды, полиметаллического водного концентрата, минерализованной воды, добываемой для поддержания пластового давления при добыче нефти; грунта для земляных сооружений; глины и трепелов; бентонитовых глин; соли калийной, поваренной; нефти; мела и доломита; гипса (ангидрита); железных руд; торфа влажностью 40 процентов; сапропелей влажностью 60 процентов; мореного дуба; янтаря; золота; виноградной улитки; личинок хирономид.

Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов.

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов устанавливаются в размерах согласно приложению 9 НК.

За превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов либо добычу (изъятие) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов взимается в десятикратном размере установленной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

За добычу (изъятие) воды (поверхностной и подземной) при отсутствии водоизмерительных приборов, аппаратуры и устройств применяются ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, увеличенные на коэффициент 1,5.

Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признается календарный квартал.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством установление лимитов не предусмотрено, включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда необходимость их установления предусматривается законодательством, не включаются плательщиками в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

ebooks.grsu.by

Налог за добычу изъятие природных ресурсов экологический налог

Налоговая декларация (расчет) ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (квартал)

Уплата ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (квартал)

= объем, исходя из установленного годового лимита

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговые органы не позднее 20 апреля календарного года

Уплата ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере ¼ исчисленной суммы

Сумма налога (перерасчет) к доплате=

фактический объем — объем, исходя из установленного годового лимита × ставка

Декларация по результатам перерасчета не позднее 20 января года, следующего за истекшим годом

Например.Организация имеет стационарный источник загрязнения окружающей среды и осуществляет выбросы в атмосферный воздух аммиака. Утвержденный годовой лимит выбросов аммиака — 1,5 т. Фактически выброшено за год 1 ,6 т.

Необходимо исчислить экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух к уплате за 4-й квартал и произвести перерасчет за год.

Аммиак относится к 4-му классу опасности вредных веществ. Ставка экологического налога за выбросы в атмосферный воздух 290099 руб. за 1 т.

1) определим сумму экологического налога исходя из установленного годового лимита:

1,5×290099 = 435148,5 руб.;

2) определим сумму экологического налога к уплате за каждый квартал:

435148,5/4 = 108787,1 руб.;

3) определим сумму экологического налога за год исходя из фактических объемов выбросов:

1,6 × 290099 = 464158,4 руб.;

4) определим сумму экологического налога к доплате за год:

464158,4 – 435148,5 = 29009,9 руб.

или следующим образом:

3) сумма налога к доплате за год:

0,1 × 29099 = 29009,9 руб.

Все суммы экологического налога включаютсяв затраты по производству и реализации, учитываемые при налогообложении.

организации (кроме бюджетных);

Объектом налогообложения является добыча (изъятие) следующих природных ресурсов:

песка и песчано-гравийной смеси;

золота и других;

Налоговая база— это фактический объем добываемых природных ресурсов.

Ставки устанавливаются вприложении к НК

За превышение лимитов добычи либо добычу без установленных лимитов налог взимается в 10 — кратном размереустановленной ставки.

Налоговым периодомявляетсякалендарный квартал.

Плательщики определяют самостоятельно, каким методом они будут исчислять, и уплачивать налог в бюджет:

фактический объем в пределах годового лимита

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговые органы ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (квартал)

Уплата производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (квартал)

объем сверх годового лимита × ставка × 10

Исчисляется и уплачивается, начиная с квартала, в котором допущено превышение установленных лимитов, и в случае если лимит не установлен

объем, исходя из установленного годового лимита

Сумма налога (перерасчет)

(объем, исходя из установленного годового лимита × ставка) +

(фактический объем — объем, исходя из установленного годового лимита × ставка × 10)

Доплата не позднее 22 января года, следующего за истекшим годом

Например. Организация добывает песок строительный. Утвержденный годовой лимит добычи песка строительного — 560 м з . Организация добыла:

за 1-й квартал — 260 м з ;

за 2-й квартал — 190 м з ;

за 3-й квартал — 230 м з .

Необходимо исчислить налог за добычу (изъятие) природных ресурсов за каждый квартал.

Решение: Ставка налога за добычу (изъятие) песка строительного для иного использования -177 руб. за 1 м з .

Сумма налога 1-й квартал: 260 × 177 = 46020 руб.

Сумма налога 2-й квартал: 190 × 177 = 31 160 руб.

Сумма налога 3-й квартал: В 3-м квартале добыча песка строительного осуществлялась и в пределах годового лимита, и сверх годового лимита.

В пределах годового лимита было добыто 110 м з песка строительного (590 — 260 — 190 = 110 м з) и 120 м з (230 — 110= 120 м з ) добыто сверх утвержденного годового лимита, следовательно:

Сумма налога = ((110×177) + (120×177×10)) = 231 870 руб.

Например.Организация добывает камень строительный. Утвержденный годовой лимит добычи камня строительного — 940 м З . Фактически за год организация добыла 1000 м З .

Необходимо исчислить налог за добычу (изъятие) природных ресурсов к уплате за каждый квартал и произвести перерасчет за год.

Ставка налога за добычу (изъятие) камня строительного — 1443 руб. за 1 м З .

1) определим сумму налога исходя из установленного годового лимита: = 940 × 1443 = 1356420 руб.;

2) определим сумму налога к уплате за каждый квартал: 1356420 / 4 = 339105 руб.;

3) определим сумму налога за год исходя из фактических объемов добычи камня строительного: ((940×1443) + (60×1443×10)) = = 2222220 руб.;

4) определим сумму налога к доплате за год: 2222220 — 1356420 = 865800 руб.

Включение в себестоимость

Суммы налога в пределах лимитов включаются в затраты по производству и реализации, учитываемые при налогообложении.

Суммы сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов не включаютсяплательщиками в затраты по производству и реализации.

studfiles.net

2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Порядок исчисления и уплаты налога за добычу (изъятие) природных ресурсов регламентирован положениями главы 20 НК.

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов по своей сути является платой за природопользование, используется в качестве инструмента организации эффективного природопользования. Это республиканский налог, формирующий местные бюджеты (областные и базового уровня).

Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели. Плательщиками не признаются бюджетные организации.

Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) природных ресурсов, указанных в статье 211 НК: песка формовочного, стекольного, строительного; песчано-гравийной смеси; соли калийной, поваренной; нефти; мела и доломита и других ресурсов.

Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (за исключением соли калийной) определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов. Налоговая база за добычу соли калийной определяется как:

1) как фактический объем добываемой (изымаемой) соли калийной (в целях применения твердой ставки налога);

2) как произведение фактического объема реализации калийных удобрений и средневзвешенной цены реализации 1 тонны калийных удобрений за пределы Республики Беларусь (в целях применения процентной ставки налога).

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов устанавливаются в белорусских рублях в размерах согласно приложению 10 к налоговому кодексу (за исключением ставок налога в отношении нефти и соли калийной). Ставки налога за добычу нефти устанавливаются в долларах США за 1 тонну (с пересчетом по курсу Нацбанка РБ на последний день налогового периода) исходя из среднего за истекший налоговый период уровня цен на нефть сорта «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья.

Ставки налога за добычу соли калийной устанавливаются в твердой сумме (в белорусских рублях) к объему добычи и в процентах в зависимости от средневзвешенной цены реализации калийных удобрений за пределы РБ. Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие калийные удобрения, подают в Минэкономики сведения об объемах и ценах реализации за пределы РБ не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Минэкономики определяет средневзвешенные цены для исчисления налога за добычу соли калийной и публикует их не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

С целью организации эффективного природопользования устанавливаются для каждого природопользователя годовые лимиты добычи природных ресурсов, контроль за их соблюдением позволяет реализовать регулирующую функцию экологического налога. За превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов либо добычу (изъятие) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов взимается в десятикратном размере установленной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признается календарный квартал, а по добыче нефти – календарный месяц. Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (за исключением налога в отношении нефти и соли калийной).

Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Плательщики также могут осуществлять исчисление и уплату налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исходя из установленных годовых лимитов (см. экологический налог).

Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством установление лимитов не предусмотрено, включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда необходимость их установления предусматривается законодательством, не включаются плательщиками в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

Экологический налог. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Порядок исчисления и уплаты налога за добычу природных ресурсов. Налоговая база экологического налога, коэффициенты ставок. Налоговый период налога за добычу нефти и соли калийной. Самостоятельное определение плательщиками метода уплаты налога в бюджет.

Подобные документы

Определение плательщика транспортного налога. Транспортные средства, признанные объектом налогообложения. Налоговая база транспортных средств: налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления суммы налога. Порядок уплаты транспортного налога.

реферат, добавлен 21.12.2015

Совершенствование налога на добавленную стоимость. Индексация ставок акцизов. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Налогообложение добычи нефти. Налог на добычу полезных ископаемых.

доклад, добавлен 22.03.2013

Плата за природные ресурсы как форма реализации экономических отношений между собственником ресурсов и их пользователем. Порядок исчисления и уплаты налога. Изменение порядка применения ставок при добыче газа горючего из всех видов месторождений.

контрольная работа, добавлен 22.11.2015

Теоретические основы применения налога на добычу полезных ископаемых. Горная рента. Налоговая база. Количество и оценка добытого полезного ископаемого. История и проблемы развития газовой отрасли в РФ. Порядок исчисления и уплаты налога при добыче газа.

курсовая работа, добавлен 14.05.2012

Плательщики и объект налога на доходы физических лиц. Налоговая база, ставки и вычеты. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в бюджет агентами на примере ООО «Волна». Особенности исчисления налога и уплаты налога предпринимателями.

курсовая работа, добавлен 19.11.2014

Налог на добычу полезных ископаемых как один из наиболее важных обязательных платежей, который уплачивается в бюджет РФ. Обзор изменений в налоговом законодательстве. Анализ поступления налога на добычу полезных ископаемых в доходах федерального бюджета.

статья, добавлен 19.12.2017

Сущность экологического налога, порядок исчисления и уплаты в Республике Беларусь. Перечень плательщиков и объектов экологического налога. Виды загрязняющих выбросов. Ставки и коэффициенты экологического налога. Условия освобождения от налогообложения.

статья, добавлен 04.03.2015

Исследование налога на добычу полезных ископаемых в российской налоговой системе. Основные виды добываемых полезных ископаемых для целей налогообложения. Плательщики налога. Модели исчисления данного налога. Изучение порядка формирования налоговой базы.

контрольная работа, добавлен 03.03.2017

Земли как вид природных ресурсов, их целевое назначение. Сущность и расчет земельного налога. Субъект и объект налогообложения, налоговая ставка, способы, сроки и порядок уплаты налога. Порядок удержания налога и возврата неправильно удержанных сумм.

курсовая работа, добавлен 22.12.2014

Налогоплательщики водного налога, правила его взимания в соответствии с законодательством. Объекты налогообложения, налоговая база, установление налоговых ставок в регионах. Порядок исчисления и уплаты водного налога. Налоговый период (квартал).

allbest.ru

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели. Не признаются плательщиками бюджетные организации.

Объект налогообложения возникает при добыче (изъятии) природных ресурсов из установленного НК РБ перечня, который включает в себя, в частности, песок, строительный камень, минеральную воду, калийную и поваренную соль, нефть, железную руду, мореный дуб, янтарь, золото и др.

Налоговая база определяется как объем фактически добытого природного ресурса. Ставки этого налога установлены по каждому из видов природных ресурсов, а налоговый период определен как календарный квартал.

Офшорный сбор

Плательщиками этого сбора признаются белорусские организации и белорусские индивидуальные предприниматели.

К числу объектов обложения НК РБ относит:

— перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в офшорной зоне;

— исполнение обязательств в неденежной форме перед нерезидентом, зарегистрированным в офшорной зоне (за исключением некоторых случаев), а также некоторые иные сделки и платежи.

Перечень офшорных зон определяется Президентом Республики Беларусь.

Ставка офшорного сбора установлена в размере 15%. Она применяется к налоговой базе, исчисленной как сумма переводимых средств, стоимость, указанная в договоре, или стоимость переводимых прав (в зависимости от вида операции, проводимой налоговым резидентом Республики Беларусь с резидентом офшорной юрисдикции).

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

Плательщиками этого сбора являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы и физические лица — владельцы (пользователи) автомобильных транспортных средств иностранных государств, использующие автомобильные дороги общего пользования Республики Беларусь.

Объектами налогообложения признаются автомобильные транспортные средства: въезжающие на территорию Республики Беларусь; перемещающиеся по территории Республики Беларусь транзитом.

Ставки сбора за проезд и условия проезда автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Все рассмотренные выше налоги относились к группе государственных налогов. В настоящее время к группе местных налогов отнесены только три, а именно:

налог за владение собаками;

курортный сбор;

сбор с заготовителей.

Существенную роль в налоговой системе Республики Беларусь играют особые режимы налогообложения, под которыми понимается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях, которые устанавливаются Налоговые кодексом. Выше они уже были перечислены, поэтому здесь остановимся более подробно только на одном из них, а именно на налоге при упрощенной системе налогообложения.

Плательщиками этого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на его уплату. Для перехода на упрощенную систему необходимо соблюдение условий по численности занятых и по размеру валовой выручки. Организации имеют право перейти на упрощенную систему, если по итогам девяти месяцев года, предшествующего тому, в котором организация будет переведена на эту систему, средняя численность занятых не превышает 100 чел. Индивидуальные предприниматели могут переходить на упрощенный режим, если выручка от реализации за девять месяцев не превышает 2 861 250 000 бел. руб.

Плательщики налога при упрощенной системе налогообложения освобождаются от уплаты большинства налогов и сборов, кроме налогов, подлежащих уплате при осуществлении внешнеэкономических операций и ряда пошлин (государственной, патентной), консульского и офшорного сборов и некоторых других.

Обязанность по уплате налога на прибыль сохраняется для этих организаций только в части налога на выплачиваемые дивиденды и доходов от реализации ценных бумаг. Также в некоторых случаях может возникать обязанность по уплате НДС, налога на недвижимость (при наличии объектов, не используемых в производственно-хозяйственной деятельности).

Налоговый кодекс РБ устанавливает и круг организаций, которые не могут переходить на упрощенный режим (производители подакцизных товаров, организации, осуществляющие лотерейную, банковскую, страховую и туристическую деятельность, и некоторые другие).

Объектом налогообложения при упрощенной системе признается факт осуществления предпринимательской деятельности, а налоговая база определяется исходя из валовой выручки, полученной налогоплательщиком (для некоторых организаций допускается возможность использования в качестве налоговой базы валового дохода, определяемого как разность между выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью).

Налоговые ставки, установленные для организаций и индивидуальных предпринимателей, приведены в табл. 4.2.

Таблица 4.2. Налоговые ставки при УСН

studme.org