Наказание и блаженство в могиле

بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين

Каждый из нас терял близких и родных, всем нам приходилось участвовать на джаназа намазах и посещать кладбища. Тяжело смотреть на вырытую могилу и на то, как спускают туда умершего человека. Но мы с вами должны помнить одну истину: рано или поздно умрут все и окажутся под землей.
Согласно Исламу всем людям предстоит побывать в трех местах:

1.В мирском, тленном мире «ад-Дунья», ибо в нем мы рождаемся. В установленный Творцом день мир должен исчезнуть, о чем сообщается в Священном Коране:
«И не призывай вместе с Аллахом другого бога. Нет божества, кроме Него! Всякая вещь погибнет, кроме Его лика. У Него решение и к Нему вы будете возвращены!»(Сура «Повествование», аят 88)

Обычный человек живет не более 80 лет, а некоторые звезды вроде нашего солнца более 10 миллиардов лет! По воле Всемогущего Аллаха однажды наступит Конец света и во Вселенной исчезнет все, кроме лика Всевышнего.

2. В загробном мире, в могиле, — «аль-Барзах», который находится между нашим миром и «Ахиратом» — Будущей жизнью после Воскрешения. В одном аяте сказано:
«А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым»(Сура «Та Ха», аят 124)
Под словами «Тяжкая жизнь», имеется ввиду тяжкая жизнь в могиле, таково мнение всех авторитетных суннитских ученых.

3. В будущей, вечной жизни, — «Ахирате», она начнется после завершения земной.
Если мы с вами отправимся на кладбище, то не услышим голоса и стоны умерших. Стоит только человеку умереть, и он уже никогда не сможет обратно вернуться в земной мир. Всевышний поставил преграду между двумя мирами и не спроста. Представьте, что было бы, если мертвые заговорили и рассказали о мучениях! Все мы от сильного страха и ужаса отказались бы от захоронения! Пророк (алейхиссалям) говорил:
«Если бы я не опасался того, что вы перестанете хоронить друг друга, то я попросил бы великого и могучего Аллаха позволить вам услышать наказание в могиле, которое Он позволил услышать мне» (Муслим).
Господь Милостивый и Милосердный, Он не хочет, чтобы люди подвергались тяжким испытаниям, поэтому в каждом отрезке времени и в каждую местность Он отправлял пророков и Посланников (алейхим ассалям!). Наказание – это итог наших деяний. Во всех народах есть похожая поговорка: «Что посеешь, то и пожнешь!». Кто заставляет нас творить зло и идти против повелений Создателя?

С виду на кладбище тихо и спокойно, но это не так. В могилах, ангелы спрашивают умерших об их Господе, вере и пророке:
«После того, как раба похоронят в могиле и оставят его друзья, то, воистину, он услышит звук их удаляющихся шагов. Подойдут к нему два ангела, посадят и спросят: «Что ты говорил о Мухаммаде»? Если умерший был верующим, то ответит: «Я свидетельствую, что Он раб и Посланник Аллаха». Ангелы же говорят ему: «Посмотри на место в Аду – Аллах заменил тебе его местом в Раю», и он увидит эти два места. Что касается неверующего или мунафика (лицемера), то они отвечают: «Не знаю. Я говорил то, что говорили о Нем люди». Ангелы ему говорят: «Не знал и не ответил». Затем бьют его железным молотом между ушей. И он кричит так, что его слышат все окружающие, кроме людей и джиннов» (Согласованный хадис).
Верующие! Нам не подобает следовать по пятам заблудших и нельзя повторять чужих ошибок! Пророк (алейхиссалям) сказал сподвижникам:
«Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле!» (Муслим).

Стоило только сподвижникам (да будет доволен ими всеми Аллах!) услышать от пророка (алейхиссалям) о наказании, они тут же забеспокоились! Когда им доходила любая весть о наказании за грехи, они просили: — Посланник Аллаха! Поведай нам, в чем заключались их ошибки, почему Всевышний подверг их наказанию? Расскажи обо всем, чтобы мы случайно не повторили их путь!

Давайте обратимся к Священному Корану и хадисам пророка (алейхиссалям) и узнаем о причинах наказания в могилах! Нам следует извлекать пользу из мудрых, поучительных историй. Посланник Аллаха (алейхиссалям) подтвердил, что мусульманин никогда не станет дважды повторять ошибку:
«Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы» (Согласованный хадис).

Станет ли разумный человек наступать на одни и те же грабли или засовывать руку в нору, где укрывается скорпион?

Основные причины наказания в могиле:

1.Придавание Аллаху соучастников «ширк» и неверие
Нет страшнее греха, чем поклонение наряду с Господом другим Его созданиям.
«Я видел Амру ибн Амира аль — Хузаи, волочащим свои внутренности в огне, он был первым из тех, кто отстранялся от своего домашнего животного» (аль-Бухари).
Амр посчитал свое животное священным, он не закалывал его и относился к нему как к божеству. Своим поступком он совершил «ширк» и внес изменение в религию Ибрагима (мир ему!).

Неверие, отрицание существования Бога, также смертный грех. Возьмем к примеру Фараона, упомянутого в аятах Корана. Его погубило неверие, при жизни гордеца настигла смерть, вместе со своим войском он был потоплен в Красном море. Сейчас Фараон находится в загробном мире «аль-Барзах», где его подвергают наказанию, так будет продолжаться до Конца света:
«Род Фараона окружили (или поразили) скверные мучения. Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!»(Сура «Верующий», аяты 45-46)
Неверие имеет свои плоды. Так в эпоху СССР, атеисты уничтожали храмы, расстреливали священнослужителей, преследовали людей за их веру. Часто глубоко верующих людей, за их непримиримую позицию, отправляли в психоневрологические диспансеры. За каждый поступок им придется отвечать.

2. Лицемерие – «ан-Нифак»
Лицемерие во многом хуже неверия. Почему? Потому что когда неверующий говорит вам о том, что он неверует, он не обманывает, говорит искренне. Лицемер наоборот, провозглашая свою веру, он скрывает в сердце вражду к верующим.
«А среди бедуинов, что вокруг вас, и жителей Медины есть лицемеры; они – упрямы в лицемерии. Ты их не знаешь, Мы их знаем. Мы их накажем дважды, потом они будут возвращены к великому наказанию»(Сура «Покаяние», аят 101)
«Накажем дважды», — в этой жизни и в могиле, так комментировал аят Катада, — известный толкователь Священного Корана.

3.Ложь и клевета
Эти два качества в наши дни присущи многим. На сайтах одни высмеивают других, без доказательств порочат невинных верующих. СМИ приписывают мусульманам все грехи, стоит только кому-либо совершить преступление, — сразу же подчеркивается его религиозная принадлежность.
Посланнику Аллаха (алейхиссалям) были показаны двое людей, одного из них подвергали мучениям. Когда пророк (алейхиссалям) поинтересовался о причине наказания, то ему было сказано:
«Тот, которому углы рта, ноздри и глаза раздирали до затылка, то по утрам он выходил из своего дома и повсюду распространял ложь» (аль-Бухари)
Да оградит Аллах нас ото лжи и сплетней, от пустых разговоров и хулы в отношении верующих!

Могилы верующих будут широкими и светлыми, похожими на кусочки Райского сада, находящиеся в нем верующие смогут радостно смотреть на свои места в благоуханном Раю!
«Если (захороненный человек)был верующим, то скажет: «Он – раб Аллаха и Его Посланник. Я свидетельствую, что нет Божества кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник». Ангелы скажут ему: «Мы знали, что ты так ответишь». Затем его могила расширится семьдесят на семьдесят локтей и станет светлой. Они скажут ему: «Спи». И он спит, как молодожен, которого никто не разбудит, кроме самого любимого из его семьи» (Ибн Хиббан).

Изучайте Священный Коран, остерегайтесь ненужных разговоров, будьте чистыми телесно и духовно, просите у Господа защиты, только так мы можем спастись от наказания в могиле!
Обязательно сходите на кладбище, посмотрите на могилы тех, кого сейчас нет с нами рядом. Пророк (алейхиссалям) учил:
«Так посещайте же могилы, ибо они напоминают о смерти» (Муслим).

Мусульманин никогда не забывает об Ахирате и не проявляет фанатизма по отношению к «ад-Дунье». Мы не должны забывать о нашем предстоящем возвращении и вечном доме.

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

islam-satka.ru

Его могила будет мрачной и наполненной огнём…

Пятикратный намаз обязан совершать каждый полноценный разумный человек, дошедший до совершеннолетия, будь он мужского или женского пола, нет разницы в этом. Всевышний Аллах в Коране говорит:

( وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالإِنسَ إِلاَّ لِيَعْبُدُونِ )

(смысл): « Я не создал вас, кроме как для поклонения мне». И в хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Разница между мусульманином и многобожником или неверующим – совершение намаза» (Абу Дауд). Передаётся от Хасана аль Басри, что он услышал от Пророка (мир ему и благословение): «Первое, за что будут допрашивать раба в Судный день, это намаз. Если намаз оказался исправными, то его остальные деяния тоже окажутся исправными, а если намаз окажется не исправными, то остальные деяния тоже окажутся не исправными». Поэтому Всевышний Аллах предписал молитву всем пророкам и прежним умматам, и не было пророка, который бы не завещал своей умме выполнять молитву.

Ещё в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Вы повелевайте своим детям, чтоб они совершали намаз в семилетнем возрасте, а когда они достигнут десяти лет, если откажутся совершать намаз, то наказывайте их». Конечно же, совершение пятикратного намаза не лёгкое дело для каждого, но очень легко тому, кто его совершает искренне и потому, что сам Творец ему вменил это в обязанность, а не кто-то другой, и этому свидетельствует аят священного Корана, в котором говорится

( وإنها لكبيرة إلا على الخاشعين )

(смысл): «Поистине оно (намаз) очень трудное дело, но не для тех, кто является покорным Аллаху».

Вхадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится:

أثقل الصلاة على المنافقين صلاة العشاء وصلاة الفجر ولو يعلمون ما فيهما لأتوهما ولو حبوا )

«Поистине, самые трудные для лицемеров коллективные намазы — это ночной и утренний. Если бы они знали о воздаянии, которое в них есть, то ползком посещали бы их» (Бухари).

Как мы знаем, первоначально на нас было возложено пятьдесят намазов, и зная, что наша умма (община) не сможет совершать их, Пророк (мир ему и благословение) просил Аллаха, чтобы Он уменьшил их количество. И уменьшено было количество намазов в день до пяти, хотя воздаяние за них мы получаем такое же, как и за совершение пятидесятикратного намаза.

Наказание тому, кто оставляет намаз

Того, кто оставляет намаз, относясь халатно к совершению его, Всевышний наказывает 15-тью наказаниями: шестью на этом свете; тремя при смерти; тремя в могиле; и тремя в Судный день.

Наказания, которые Всевышний ниспошлёт на этом свете:

1) Всевышний снимает благодать с его имущества;

2) сияние (нур), которое бывает у праведников, снимается с его лица

3)его доброе деяние Всевышний не принимает;

4) на мольбу (дуа), которую он сделал, Всевышний не отвечает;

5) Аллах сделает так, чтоб все люди его ненавидели;

6) от мольбы хороших людей ему доли не будет.

Наказания в момент смерти:

1) умрёт унизительной смертью;

2) умрёт испытывая сильный голод;

3) умрёт, испытывая сильную жажду.

Наказания в могиле:

1)могила его будет сжимать так, что даже рёбра будут друг в друга заходить;

2)его могила будет очень мрачной и наполненной огнём, который будет сжигать его;

3)допрос двух ангелов Мункара и Накира будет для него очень затруднительным.

Наказания, которые будут ожидать его на том свете:

1) невыносимое наказание в аду;

2)отчёт за каждый поступок будет очень затруднительным;

3) Всевышний Аллах будет гневаться на него.

И тот, кто говорит, что у него нет времени для совершения этих намазов, не понимает сущности жизни своей. А тот, кто отрицает саму обязанность этих намазов, сам требует, чтоб его наказали огнём ада. Почему? Потому что в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Тот, кто оставит намаз, специально, отрицая обязанность совершения его, то он попадает в неверие» (Абу Дарда). А человек, который покинул мир неверующим, попадает в Ад навечно. И ещё в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Намаз – это опора религии; тот, кто оставил его, разрушил религию» (Байхаки).

Дорогие братья и сёстры, посмотрите внимательно, как же велико наказание на том свете даже за один умышленно пропущенный намаз. Какое тогда ждёт наказание тех, кто и вовсе не совершает его, представить даже трудно. И все наказания лишь оттого, что не уделили по пять минут времени для совершения этих пяти намазов. Дай Аллах нам силу выполнять требования Аллаха и остеречься от его запретов, ведь он – наш создатель, и мы должны ему подчиняться.

www.islam.ru

Сжимание могилой и могильные муки

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Умершие испытывают могильные мучения и это слышат животные». К неверным приползают 99 больших змей и мучают их до Судного дня.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вы остерегайтесь от попадания мочи на тело и одежду, в основном могильные мучения бывают из-за этого». Могильные мучения бывают за три вида греха:

1. За хулу и поклёп (гибат). 2. За сплетни. 3. За мочу.

Проходя мимо одной могилы и услышав мучения покойника, Пророк (мир ему и благословение) сказал, что тот человек, из могилы которого слышались стоны, был сплетником. Пророк (мир ему и благословение) попросил, чтобы ему принесли свежую зелёную ветку и, воткнув её в землю могилы, сказал: «Надеюсь, что пока эта ветка не высохнет, его не будут мучить».

Когда похоронили Сааду, сына Муаза, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Никто не спасётся от сжатия могилой, а если бы спасся, то это был бы Сааду. Сначала его сжали до размера зёрнышка, а потом, по моей просьбе, Аллах его оставил. Сжимали его за пренебрежение к моче».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ещё сказал: «Могила будет сжимать всех, даже моих сыновей Касыма и Ибрагима, кроме Фатимы, матери Али Асхаба». Айша (да будет доволен ею Аллах) заплакала, когда увидела маленького ребёнка, которого несли хоронить. Когда её спросили, почему она плачет, она сказала: «Я плачу оттого, что могила будет сжимать его». Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Пророку (мир ему и благословение): «О, Посланник Аллаха, мне нет никакого спокойствия и наслаждения от мирского после того, как услышала о сжимании могилой». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О, Айша, голоса Мункара и Накира бывают в ушах верующих, как сурьма на глазах: им нет никакой опасности от этого, поскольку сжимание могилой для них будет как сжимание больной головы ребёнка матерью. От этого у него не будет трудностей. Но, Айша, тому, у кого возникают сомнения в вере, будет очень плохо, и могила будет сжимать его, как яйцо, попавшее между двумя скалами. Ведь земля является матерью, так как человек создан из неё. Поскольку человек до смерти отдалён от земли, она будет сжимать его, как мать после долгой разлуки прижимает к своей груди желанного сына. Богобоязненного человека могила сжимает с милостью. А непослушного сжимает сердито, безжалостно. Человека сжимают настолько, насколько он грешен. Сааду сжимали потому, что у него бывали оплошности с мочой».

Пророкам такие мучения не бывают, потому что они безгрешны.

Фатима, дочь Асада (мать Али Асхаба), спаслась от этого, потому, что Пророк (мир ему и благословение) очень любил и уважал её за то, что она сильно уважала его, когда Пророк (мир ему и благословение) находился на попечительстве у Абуталиба, её мужа. Когда она умерла, Пророк (мир ему и благословение) лег в её могилу и попросил Аллаха, чтобы Он избавил её от могильных мучений.

Об этом один из имамов рассказал следующее.

После смерти, до попадания в Рай или Ад человека держат в двух местах:

1. В могиле: там его допрашивают, а потом, если верующий — его душа попадает в Иллиюн, а если неверующий — в Сижжин.

2. На Махшаре (место сбора людей в день Суда) проводят ревизию его деяний. Если хорошие деяния превосходят плохие, то его отправляют в Рай, если плохие превосходят хорошие — в Ад. Некоторые говорят, что допрос Мункар-Накира бывает только для нашей уммы, а некоторые говорят, что для всех людей, так как их пророки оставляли неверных и им не было повеления от Аллаха бороться с ними, а Всевышний Аллах посылал им мучения на этом свете. Когда послали нашего Пророка (мир ему и благословение), наказание за неповиновение Аллах отсрочил до Судного дня, благодаря уважению к нашему Пророку (мир ему и благословение). Поэтому Аллах отправляет ангелов в могилу допрашивать с целью отделения верующих от лицемеров.

Исламский форум

Знание прежде всего

Про хадис о наказанном в могиле

Про хадис о наказанном в могиле

Сообщение imanochka » 04 июл 2014, 18:35

От Ибн Мас’уда сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Было ниспослано повеление в отношении одного из рабов Аллаха, подвергнуть его наказанию в могиле, дав ему сотню ударов. Однако он не переставал умолять и просить пока, все удары не были заменены одним. И ударили его один раз, после чего его могила заполнилась огнем. Когда же он пришел в себя и поднялся, он спросил: “За что меня ударили?” Ему ответили: “Ты совершил одну молитву без омовения, и прошел мимо притесняемого, не оказав ему помощи!”» ат-Тахауи 3/231. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2774

Ассаляму алейкум, как правильно понять этот хадис? Значит ли это, что у этого человека не было благих дел, которые могли бы перевесить эти грехи? Ведь благие дела стирают пригрешения и Аллах прощает нам многое просто так. Потому, что хадис этот очень страшный. Да, встать намеренно без омовения на намаз, я надеюсь, большинство из нас до такого не доходили, а вот второй пункт, боюсь, многие могли в этот грех попасть. Или в другой подобный. Очень страшно по причине таких хадисов становится. Как ученые их объясняют? Джазакум Аллаху хайран!

Сообщение Энвер » 05 июл 2014, 00:03

Ваалейкум ассалам ва рахматуллахи

САХИХ БУХАРИ
Книга (частичного) омовения
2باب لاَ تُقْبَلُ صَلاَةٌ بِغَيْرِ طُهُورٍ . ( 2)

2 — ГЛАВА: Молитва без омовения не принимается.

— 135عَنْ هَمَّامِ بْنِ مُنَبِّهٍ أَنَّهُ سَمِعَ أَبَا هُرَيْرَةَ يَقُولُ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — « لاَ تُقْبَلُ صَلاَةُ مَنْ أَحْدَثَ حَتَّى يَتَوَضَّأَ » . قَالَ رَجُلٌ مِنْ حَضْرَمَوْتَ مَا الْحَدَثُ يَا أَبَا هُرَيْرَةَ قَالَ فُسَاءٌ أَوْ ضُرَاطٌ .

135 -Передают со слов Хаммама ибн Мунаббиха о том, что он слышал, как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не будет принята молитва от осквернившегося, пока он не совершит омовение». Один человек из Хадрамаута[2]спросил: «А что такое осквернение /хадас/, о Абу Хурайра?» Он ответил: «Тихое или громкое испускание ветров». Этот хадис передали Ахмад 2/318, аль-Бухари 135, Муслим 2/225, Абу Дауд 60, ат-Тирмизи 76, Ибн Хузайма 11, ‘Абду-р-Раззакъ 530.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые мусульманской общины единогласны, что молитва недействительна, кроме как при омовении, если есть возможность его совершить». См. «аль-Аусат» 1/107.
От Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,сказал: «Было ниспослано повеление в отношении одного из рабов Аллаха, подвергнуть его наказанию в могиле, дав ему сотню ударов. Однако он не переставал умолять и просить пока, все удары не были заменены одним. И ударили его один раз, после чего его могила заполнилась огнем. Когда же он пришел в себя и поднялся, он спросил: “За что меня ударили?” Ему ответили: “Ты совершил одну молитву без омовения, и прошел мимо притесняемого, не оказав ему помощи!”» Этот хадис передал ат-Тахави 3/231. Хадис достоверный. См. «Сильсиля ас-Сахиха» 2774.
Имам ан-Навави сказал: «Если человек совершил молитву без омовения, зная о том, что это запрещено, то он совершил великий грех. Однако, мы не считаем что он становится неверным, если только он не счел подобное действие дозволенным. А Абу Ханифа считал, что такой человек становится неверным за издевательство над религией». См. «Раудату-т-Талибин» 10/67 и «аль-Маджму’» 2/84.

Re: Наказание в могиле

Сообщение abu__maryam » 15 сен 2014, 23:21

уа алейкум ассалям уа рахмату-Ллахи уа баракатуху.
Процитирую слова с сайта Мунаджида, ин ша Аллах в них польза и ответ на ваш вопрос:

«Необходимо знать, что если благих дел будет больше, чем плохих, то это само по себе не является спасением от наказания в могиле. Потому что угрозы, за которыми следует наказание в загробной жизни, не являются теми угрозами, за которыми следует наказание в пламени Ада. Мусульманин может создать только одну причину из причин мучения в могиле и получить наказание за неё, несмотря на то, что у него благих дел подобно горам.
А те весы, на которых будут взвешиваться дела людей, и те, чьи благие дела перевесят — будут наслаждаться, а те, чьи благие дела не перевесят — будут несчастны, то это всё произойдёт в конце, после того, как люди пройдут ступени загробной жизни.
Сказал Абу `абди-Ллях аль-Къуртуби (да помилует его Аллах): «То, на что указывают аяты и сообщения — это, что тот, чьи весы благих дел перевесят, то он спасётся и будет в безопасности и благополучии, и точно убедится о своём вхождении в рай и узнает, что после этого не зайдёт в Ад. Аллах знает лучше». См. ат-Тазкира фи ахуалиль-маута уа умуриль-Ахира 272.
Если предположить, что у мусульманина много благих дел, и сразу же после смерти они будут положены на весы, то это не спасёт его от наказания в могиле, если Аллах пожелает наказать его за некоторые его дурные дела.
Пусть спрашивающий призадумается над следующими вопросами, они отведут все неясности:
1- Если у кого-то благих дел будет больше, чем плохих, и он ответит на вопросы ангелов, то это не значит, что он обязательно должен спастись от наказания в могиле, ведь может он совершил нечто такое, за что заслуживает наказание, или же Аллах пожелал его наказать.
2- Если у кого-то благих дел будет больше чем плохих и ему будет показано его место в раю, то это не значит что Аллах не накажет его, если захочет, за некоторые его грехи. И у учёных в этом два мнения:
— Тот, кто совершал грехи и Аллах пожелал наказать его, в то время как он в конце является из обитателей рая, то он увидит своё место в раю с той стороны, что это его конечное место пребывания.
— Он увидит своё место в огне, из-за своего положения.
И отсюда следует, что если благих дел будет больше чем плохих, то это не является преградой тому, что человек может быть наказан в могиле за некоторые грехи, в отношении которых пришли угрозы тому, кто совершил их. Как наказание того, кто занимался ростовщичеством, что он будет плавать в реке наполненной кровью. Или наказание прелюбодеев или наказание тех, кто занимался сплетнями с целью посеять вражду, или тех, кто врал или воровал добычу до того, как ее разделят или тех, кто не очищался от мочи и т.п. из тех явных контекстов, которые прямо указали на конкретные виды грехов.

В третьих: Из мудрости Всевышнего Аллаха, что Он не сделал весы первой вещью после смерти раба. Мы же, видим в этом мудрость и надеемся, что она соответствуют истине:
Наказание в могиле является причиной того, что с раба будет снижена его тяжесть грехов, облегчиться наказание в огне, и нет сомнений в том, что наказание которое постигает раба в могиле, намного легче чем то наказание, которое постигает в Аду. Сказал шейхуль-Ислям ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах): «Та боль, что является наказанием, которая постигает верующего в мирской жизни, в могиле или в судный день, то Аллах стирает ими его грехи, как это пришло в двух достоверных сборниках (Бухари, Муслим) от пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это (что-нибудь) из его грехов». См. «Маджму` аль-Фатауа» (24/375).
Так же он сказал (да помилует его Аллах): «Восьмая причина: То, что происходит в могиле: из давки, ужаса и искушения — это является тем, посредством чего стираются грехи». См. «Маджму` аль-Фатауа» (7/500) .
2- Не каждый, кто пришёл с хорошими деяниями прибудет с ними до тех пор, пока он не зайдёт в рай. Также, не каждый, кто пришёл с плохими деяниями — прибудет с ним до тех пор, пока он не зайдёт в ад по их причине. Будет такая вещь, которая называется «Расплата» (аль-Мукъасса). А это, когда те, с кем поступили несправедливо, будут забирать свои права, или же отдавать им свои плохие дела. Как это пришло в хадисе «Банкрота» который передал имам Муслим в своём достоверном сборнике. И это, всё произойдёт до того, когда будут взвешиваться деяние людей.
Сказал Абу `абди-Ллях аль-Къуртуби (да помилует его Аллах): «Что касается тех, кто смешал свои хорошие деяние с плохими, то их благие деяния будут поставлены на светлую чашу весов, а плохие деяния на мрачную чашу. И если благие дела окажутся тяжелее чем плохие, хотя бы на вес личинки блохи, то он зайдёт в Рай, а если же плохие дела окажутся тяжелее чем хорошие, хотя бы на вес личинки блохи, то он зайдёт в ад, если только не простит ему Аллах. А если обе чаши сравняются, то он из тех, кого называют «асхаб аль-А`раф» (т.е те, чьи чаши равны). Всё это касается того, у кого были большие грехи между ним и Аллахом. А если же на нём висят права людей, с которыми он поступил несправедливо, и у него много хороших дел, то награда благих дел уменьшится по мере воздаяния плохих дел, и на него будут возложены грехи тех, с кем он поступал несправедливо и будет наказан за всё. И это то, что следует из текстов (Шариата)». См. «ат-Тазкира фи ахуалиль-маута уа умуриль-Ахира» (269,270) .
3 — Хорошие и плохие дела не обрываются вместе со смертью. Есть такие благие и плохие дела, которые являются непрерывными. Пример непрерывного благого дела: Тот, кто дал милостыню которая непрерывная (продолжает приносить пользу умершему). Или тот, кто обучил полезному знанию. Или тот, кто указал другому на праведное дело. Или тот, кто оставил после себя наследство, которое совершает праведные дела. Всё это даёт умершему возможность на то, чтобы его благие дела увеличивались.
Пример непрерывного плохого дела: тот, кто указал кому-либо на что-то дурное, или совершил какое-то нововведение, и т.д., из тех дурных дел, которые продолжают преследовать тех, кто сделал их.
И становится ясным, что со смертью не останавливается запись хороших и плохих дел. И поэтому, мы видим великую мудрость в том, что весы не первое что встретит мусульманин после смерти, однако, весы и взвешивание дел, всё это будет в конце, и после этого будет вхождение (людей) либо в Рай, либо в ад. И тут, мусульманин может понять смысл слов Всевышнего Аллаха: «В тот день взвешивать будут правильно. Те, чья чаша Весов будет перевешивать, окажутся преуспевшими» (аль-`Араф 8). Так же слова Всевышнего: «Тогда тот, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретет приятную жизнь». (аль-Къария 6-7).
И у учёных в этом два мнения:
— Тот, кто совершал грехи и Аллах пожелал наказать его, в то время как он в конце является из обитателей рая: то он увидит своё место в раю с той стороны, что это его конечное место пребывания.
— Он увидит своё место в огне, из-за своего положения.
Здесь имеют в виду грешного мусульманина, который увидит своё место в раю в своей могиле, но Аллах всё же пожелает его наказать.
Т.е как мусульманин, который увидит своё место в раю в своей могиле, будет подвергаться мучениям могилы?
На это есть два мнения:
1 — Что он увидит своё место в раю, так как он — не Кафир и конечный его итог — будет Рай, несмотря на то, что он будет наказан. См. «Мура`ат аль-Мафатих шарх мишкат аль-Масабийх» (1/222).
2 — Ему будет вначале показан рай, однако будет сказано «Если бы ты не грешил, то заслужил бы его» и после этого будет показан ад за его грехи и он подвергнется наказанию. См. «Фатх аль-Бари» (11/366).
Аллаху А`ляму.

Прошу Аллаха благополучия от всего зла, как в этом мире так и в том и чтобы укрепил нас на истине и умертвил на ней, отдалил от всего, что влечёт Его гнев и помог совершать то, что Он любит и чем доволен. Воистину он Слышащий и Отвечающий на мольбы.

asar-forum.com

ВОПРОС-ОТВЕТ

Хадис об испытании в могиле

Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.

Хадис об испытании в могиле

Ассаляму алейкум всем мусульманам!

1. Пожалуйста напишите хадис о том, как человека будут спрашивать в могиле.

Меня интересует тот момент когда человек говорит: «А,а, а я незнаю, я лишь говорил то, что говорили люди». 2. Пожалуйста напишите мнения ученных, как они толковали этот момент? Это человек который делал ширк по незнанию?

Re: Хадис об испытании в могиле

Ва алейкум ассалям!
Подробный хадис о событиях в могиле
Аль-Бара ибн Азиб рассказывал: «Однажды мы отправились вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) хоронить одного их мусульман Медины. Мы подошли к могиле, когда её ещё рыли. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сел лицом к Мекке, и мы уселись вокруг него, боясь даже шелохнуться. Он держал в руке веточку и разгребал ею землю. Затем он вдруг посмотрел на небо, затем на землю. Трижды он поднимал и опускал взор, а затем сказал: “Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле!” — он повторил это два или три раза, после чего продолжил: “Когда правоверный раб расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы со светлыми, точно солнце, лицами. Они приносят с собой саван и благовония из Рая, и садятся неподалеку от него. За-тем к нему подходит ангел смерти — мир ему! — и усаживается у его головы и говорит: «О умиротворённая душа, выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха.
Душа правоверного покидает его тело, подобно тому, как капля вытекает из горлышка сосуда, и тогда все ангелы, находящиеся между небесами и землей, и находящиеся на небесах, благословляют её. Пред ней открываются все врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа взошла на небеса через них. Ангел смерти прибирает душу, и не проходит и мгновения ока, как другие ангелы принимают её и облекают в саван с благовониями. Об этом сказал Всевышний: «Упокоят его Наши посланцы, — а они ни в чём не делают упущений» . (Скот, 61)
После этого душа начинает благоухать, словно испуская самый прекрасный аромат мускуса, который только можно найти на земле. Затем ангелы возносят душу на Небеса. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают:
— Чья это прекрасная душа? Им отвечают:
— Такого-то, сына такого-то.
Они называют правоверного раба Аллаха самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни. Наконец они добираются до первого неба и просят открыть врата, и врата отворяются. Ангелы каждого неба провожают душу до следующего неба, пока она не достигнет седьмого неба. Тогда Великий и Могучий Аллах говорит: “Впишите весть о Моем рабе в верховьях Рая в ‘иллиййун” . Затем пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прочел аяты Къурана: «И откуда тебе знать, что такое ‘иллиййун? Это — книга начертанная. Свидетельствуют про неё (ангелы) приближенные» . (Обвешивающие, 19-21)
Затем пророк (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил:
— Тогда ангелы вписывают весть о нем в ‘иллиййун, и им велят: “Верните его на Землю, ибо Я обещал им, что из неё создал их, в неё же их возвращу и из неё их изведу ещё раз”. Ангелы возвращают душу правоверного на землю, так, что она возвращается в тело и слышит шаги удаляющихся от неё людей. Затем к верующему приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его:
— Кто твой Господь? Он отвечает:
— Мой Господь — Аллах.
— Какова твоя религия?
— Моя религия — Ислам.
— Что за человек был послан к вам?
— Это был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир.
— Как же ты поступал?
— Я читал Книгу Аллаха, уверовал в неё и был верен этому.
Они пробуждают его и спрашивают: кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто твой Пророк? Это последнее искушение, которое постигает правоверного. О нём сказал Великий и Могучий Аллах: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и жизни будущей» . (Ибрахим, 27).
Благодаря этому, верующий отвечает, что его Господь -Аллах, его религия — Ислам, и его Пророк — Мухаммад.
Тогда голос с Небес возвещает: “Правдив Мой раб. Расстелите для него райские красоты, оденьте его в райские наряды, откройте для него врата в Рай”.
Ему приносят райские милости и благоухания, и его могила расширяется до просторов, которые только может объять его взор. Пред ним предстает мужчина с прекрасным ликом, в восхитительном одеянии, благоухающий приятным ароматом и говорит:
— Я сообщу тебе нечто, что осчастливит тебя. Возрадуйся благосклонности Аллаха и райским садам с вечными прелестями. Этот день был обещан тебе. Правоверный вопрошает:
— Кто же ты, да облагодетельствует тебя Аллах? Твой лик несет добро, кто ты?
— Я — твои благодеяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты спешишь быть покорным Аллаху и избегаешь Его ослушания. И вот, Аллах воздал тебе добром.
Затем для правоверного открываются врата в Рай и врата в Ад. Ему говорят:
— Он был бы твоей обителью, если бы ты ослушался Аллаха, но Аллах заменил тебе его этим.
Когда же он узреет то, что есть в Раю, то скажет:
— Господь мой, ускорь наступление Часа, чтобы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести своё богатство. Тогда ему скажут:
— Будь спокоен!
Когда же неверный раб (в другой версии этого хадиса говорится: «грешник») расстается с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с грубыми чёрными лицами. Они приносят с собой дерюгу из Ада и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти и усаживается у его головы и говорит: “О скверная душа! Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха”. В этот миг душа неверного расползается по его телу, и ангел смерти вырывает ее, разрывая при этом сосуды и нервы, подобно тому как вертел, на котором много зубцов, вырывают из мокрой шерсти. Все ангелы, находящиеся между небесами и землей, и на небесах, проклинают её. Для неё закрываются врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа не про-ходила мимо них. Ангел смерти прибирает её, и не проходит даже мгновения ока, как ангелы облекают её в дерюгу. Душа неверного начинает извергать самое скверное зловоние, которое только можно встретить на земле. Затем ангелы уносят её в небо. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают:
— Чья это скверная душа? Им отвечают:
— Такого-то, сына такого-то.
Они называют неверного самыми позорными именами, которыми его звали при жизни. Наконец они добираются до первого неба и просят открыть врата, но они не отворяются.
Затем посланник Аллах прочел аят Къурана: «Поистине, не откроются врата небесные пред ними, и они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко» . (Преграды, 40)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил:
— Тогда Великий и Всемогущий Аллах скажет:
«Впишите весть о нём в сиджжин, что находится в земле низшей». Затем ангелам велят: “Верните Моего раба на землю, ибо Я обещал им, что из неё создал их, в неё же их возвращу и из неё их изведу ещё раз”. Ангелы швыряют душу неверного на землю, так, что она попадает в его тело. Тут пророк r прочел аят Къурана: «Тот, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, словно упал с неба, и птицы подхватили его или же ветер занес его на край света» . (Хадж, 31) — и сказал: “Его душа возвращается в тело, так, что слышит шаги удаляющихся от неё людей. Затем к неверному приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его:
— Кто твой Господь? Он бормочет:
— М-ммм. Я не знаю.
— Какова твоя религия?
— М-ммм. Я не знаю.
— Что ты знаешь о человеке, который был послан к вам? Но неверный не может назвать имени, и тогда ангелы восклицают: — Это Мухаммад!
Он же лишь бормочет: — М-ммм. Я не знаю. Я лишь слышал, что люди говорили так.
— Ты не знал и не последовал за ним. Тогда глас с Небес возвещает: “Он лжет! Расстелите для него огненные ложа, откройте для него врата в Ад”.
К нему подступают Адский жар и огненный ветер самум, и его могила сужается на-столько, что его ребра переплетутся друг с другом. Тут перед ним предстает мужчина с отвратительным ликом, в омерзительном одеянии, от которого исходит гнилой запах, и говорит:
— Я сообщу тебе нечто, что огорчит тебя. Этот день был обещан тебе.
Неверный спрашивает его:
— Да обратит Аллах против тебя зло, кто же ты? Кто ты? О, зло несет лик твой!
Он скажет:
— Я — твои скверные деяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты не торопишься быть покорным Аллаху и спешишь ослушаться Его. И вот, Аллах воздал тебе злом.
Затем к нему посылают слепого, глухого и немого палача, держащего в руках кувалду. Если он ударит ею по горе, то она рассыплется в прах. Но он бьет ею мученика, и тот превращается в прах, и Аллах вновь воссоздает его таким же, каким он был. Тут он бьёт его ещё раз, и он издает вопль, который слышат все твари, кроме людей и джиннов. Затем для неверного открываются врата в Ад, для него расстилают огненные ложа, а он восклицает: “Господь мой, не позволяй Часу настать!» Ахмад 4/284, Абу Дауд 2/281, ан-Насаи 1/282, Ибн Маджах 1/496, аль-Хаким 1/37, ат-Таялиси 753. Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-Байхакъи, Абу Ну’айм, аль-Хаким, аль-Асбахани, Ибн аль-Къайим и аль-Альбани.

البراء بن عازب قال : » خرجنا مع النبي صلى الله عليه وسلم في جنازة رجل من الانصار ،فانتهينا إلى القبر ولما يلحد،فجلس رسول الله صلى الله عليه وسلم ( مستقبل القبلة ) ، وجلسنا حوله ، وكأن على رؤوسنا الطير ،وفي يده عوده ينكت في الارض، ( فجعل ينظر إلى السماء ، وينظر إلى الارض ، وجعل يرفع بصره ويخفضه ،ثلاثا ) ، فقال : استعيذوا بالله من عذاب القبر ، مرتين ، أو ثلاثا ، ( ثم قال : اللهم إني أعوذ بك من عذاب القبر ) ( ثلاثا ) ، ثم قال : إن العبد المؤمن إذا كان في انقطاع من الدنيا ، وإقبال من الاخرة ، نزل إليه ملائكة من السماء ، بيض الوجوه ، كأن وجوههم الشمس،معهم كفن من أكفان الجنة ، وحنوط من حنوط الجنة ، حتى يجلسوا منه مد البصر ، ثم يجيئ ملك الموت عليه السلام حتى يجلس عند رأسه فيقول :أيتها النفس الطيبة ( وفي رواية : المطمئنة ) ، أخرجي إلى مغفرة من الله ورضوان،قال : فتخرج تسيل كما تسيل القطرة من في السقاء،فيأخذها ، (وفي رواية : حتى إذا خرجت روحه صلى الله عليه كل ملك بين السماء والارض ، وكل ملك في السماء،وفتحت له أبواب السماء ، ليس من أهل باب إلا وهم يدعون الله أن يعرج بروحه من قبلهم ) ، فإذا أخذها لم يدعوها في يده طرفة عين حتى يأخذوها فيجعلوها في ذلك الكفن،وفي ذلك الحنوط ، ( فذلك قوله تعالى : < توفته رسلنا وهم لا يفرطون>،ويخرج منها كأطيب نفحة مسلك وجدت على وجه الارض ، قال : فيصعدون بها فلا يمرون — يعن-بها على ملا من الملائكة إلا قالوا :ماهذا الروح الطيب ؟فيقولون :فلان ابن فلان -بأحسن أسمائه التي كانوا يسمونه بها في الدنيا ،حتى ينتهوا بها إلى السماء الدنيا، فيستفتحون له ، فيفتح لهم ، فيشيعه م نكل سماء مقربوها ، إلى المساء التي تليها ،حتى ينتهي به إلى السماء السابعة ، فيقول الله عزوجل : <�اكتبوا كتاب عبدي في عليين ، وما أدراك ما عليون :كتاب مرقوم يشهده المقربون>، فيكتب كتابه في عليين ، ثم يقال ):أعيدوه إلى الارض ،فإني ( وعدتهم أني ) منها خلقتهم ، وفهيا أعيدهم ومنها أخرجهم تارة أخرى ، قال : فـ( يرد إلى الارض ،و) تعاد روحه في جسده،( قال :فانه يسمع خفق نعال أصحابه إذا ولوا عنه ) ( مدبرين).فيأتيه ملكان ( شديدا الانتهار )فـ( ينتهرانه، و) يجلسانه فيقولان له : من ربك ؟ فيقول : ربي الله ، فيقولان له : ما دينك ؟ فيقول : ديني الاسلام فيقولان له : ما هذا الرجل الذي بعثت فيكم ؟ فيقول : هو رسول الله صلى الله عليه وسلم ، فيقولان له : وما عملك ؟ فيقول : قرأت كتاب الله فآمنت به ، وصدقت ، ( فينتهره فيقول : من ربك ؟ ما دينك ؟من نبيك ؟وهي آخر فتنة تعرض على المؤمن ، فذلك حين يقول الله عزوجل ( يثبت الله الذين آمنوا بالقول الثابت في الحياة الدنيا ) ، فيقول : ربي الله ،وديني الاسلام ،ونبيي محمد صلى الله عليه وسلم ، فينادي مناد في السماء : أن صدق عبدي ، فافرشوه من الجنة ، وألبسوه م نالجنة ، وافتحوا له بابا إلى الجنة ، قال : فيإتيه من روحها وطيبها ، ويفسح له في قبره مد بصره ، قال : ويأتيه ( وفي رواية : يمثل له )رجل حسن الوجه ، حسن الثياب، طيب الريح ،فيقول :ابشر بالذي يسرك ،( ابشر برضوان من الله، وجنات فيها نعيم مقيم)، هذا يومك الذي كنت توعد ، فيقول له : ( وأنت فبشرك الله بخير ) من أنت فوجهك الوجه يجيئ بالخير ، فيقول : أنا عملك الصالح ( فوالله ما علمتك إلا كنت سريعا في إطاعة الله ، بطيئا في معصية الله،فجزاك الله خيرا ) ،ثم يفتح له باب من الجنة، وباب من النار ،فيقال:هذا منزلك لو عصيت ، الله ، أبد لك الله به هذا فإذا رأى ما في الجنة قال : رب عجل قيام الساعة ، كيما أرجع إلى أهل ومالي ، ( فيقال له : اسكن ) ،قال: وإن العبد الكافر( وفي رواية : الفاجر )إذا كان في انقطاع من الدنيا،وإقبال من الاخرة ، نزل إليه من السماء ملائكة ( غلاظ شداد )،سود الوجوه،معهم المسوح ( من النار)، فيجلسون منه مد البصر ، ثم يجيئ ملك الموت حتى يجلس عند رأسه ، فيقول : إيتها النفس الخبيثة اخرجي إلى سخط من الله وغضب ، قال:فتفرق في جسده فينتزعها كما ينتزع السفو ( الكثير الشعب ) من الصوف المبلول،( فتقطع معها العروق والعصب )، ( فيلعنه كل ملك بين السماء والارض ، وكل ملك في السماء وتغلق أبواب السماء ، ليس من أهل باب إلا وهم يدعون الله ألا تعرج روحه من قبلهم )،فيأخذها،فإذا أخذها، لم يدعوها في يده طرفة عين حتى يجعلوها في تلك المسوح ،وبخرج منها كأنتن ريح جيفة وجدت على وجه الارض ، فيصعون بها ، فلا يمرون بها على ملا من الملائكة إلا قالوا : ما هذا الروح الخبيث ؟ فيقولون : فلان ابن فلان — بأقبح أسمائه التي كان يسمى بها في الدنيا ، حتى ينتهي به إلى السماء الدنيا فيستفتح له ، فلا يفتح له ، ثم قرأ رسول الله صلى الله عليه وسلم : ( لا تفتح لهم أبواب السماء ولا يدخلون الجنة ،حتى يلج الجمل في سم الخياط ) فيقول الله عزوجل :<�اكتبوا كتابه في سجين ،في الارض السفلى >،( ثم يقال :أعيدوا عبدي إلى الارض فإني وعدتهم أني منها خلقتهم ، وفيها أعيدهم ، ومنها أخرجهم تارة أخرى ) ، فتطرح روحه ( من السماء) طرحا (حتى تقع في جسده) ثم قرأ < ومن يشرك بالله ، فكأنما خر من السماء فتخطفه الطير أو تهوي به الريح في مكان سحيق >، فتعاد روحه في جسده ، ( قال : فإنه ليسمع خفق نعال أصحابه إذا ولو عنه ) . ويأتيه ملكان ( شديدا الانتهار،فينتهرانه،و ) يجلسانه ، فيقولان له : من ربك ؟ ( فيقول :هاه هاه لا أدري، فيقول له : ما دينك ؟ فيقول : هاه هاه لا آدري ) ، فيقولن : فما تقول في هذا الرجل الذي بعث فيكم ) فلا يهتدي لاسمه ، فيقال : محمد ! فيقول ) هاه هاه لا أدري ( سمعت الناس يقولون ذاك ! قال : فيقال : لا دريت ) ، ( ولا تلوت ) ، فينادي مناد من السماء أن كذب ، فافشروا له من النار ، وافتحوا له ا إلى النار ، فيإتيه من حرها وسمومها ، ويضيق عليه قبره حتى تختلف فيه أضلاعه ، ويأتيه ( وفي رواية :ويمثل له ) رجل قبيح الوجه ، قبيح الثياب ، منتن الريح ، فيقول : أبشر بالذي يسوؤك ، هذا يومك الذي كنت توعد ، فيقول ( وأنت فبشرك الله بالشر ) من أنت ؟ فوجهك الوجه يجيئ بالشر ؟ فيقول : أنا عملك الخبيث ؟( فو الله ما علمت إلا كنت بطيئا عن طاعة الله ، سريعا إلى مصية الله )،( فجزاك الله شرا، ثم يقيض له أعمى أصم أبكم في يده مرزبة! لو ضرب بها جبل كان ترابا ، فيضربه ضربة حتى يصير بها ترابا ،ثم يعيده الله كما كان ، فيضربه ضربة أخرى،فيصيح صيحة يسمعه كل شئ إلا الثقلين،ثم يفتح له باب من النار ، يمهد من فرش النار ) . فيقول :رب لا تقم الساعة »
.أخرجه أبو داود (2/281) والحاكم (1/37-40) والطيالسي ( رقم 753وأحمد (4/287،288و288و295و296) والسياق له والاجري في » الشريعة » (367-370) .
وروى النسائي (1/282) وابن ماجه (1/469-470) القسم الاول منه إلى قوله :وكأن على رؤوسنا الطير «. وهو رواية لابي داود (2/70) بأخصر منه وكذا أحمد (4/297) وقال الحاكم: » صحيح على شرط الشيخين».
وأقره الذهبي ،وهو كما قالا ، وصححه ابن القيم في «إعلام الموقعين»(1/214)،» تهذيب السنن «(4/337)،ونقل فيه تصحيحه عن أبي نعيم وغيره

www.whyislam.to