Налоговые льготы в сфере медицины и здравоохранения.

Действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрен ряд налоговых льгот, специально ориентированных на поддержку деятельности в сфере медицины и здравоохранения. Ниже приводится их краткий обзор.

Налог на прибыль

Наибольшее количество льгот по налогу на прибыль предусмотрено федеральным законодательством.

Освобождена от налога в соответствии с п. 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций» прибыль психиатрических, психоневрологических и противотуберкулезных учреждений в части, полученной их лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими и направленной на улучшение труда и быта больных, их дополнительное питание, а также на приобретение оборудования и медикаментов. Также освобождена от налога прибыль специализированных протезно-ортопедических предприятий и прибыль, полученная от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.

В соответствии с п. 4 ст. 6 этого же Закона, если выручка, полученная малым предприятием от производства и переработки медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то в первые два года деятельности такая организация освобождается от уплаты налога на прибыль. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации. В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Данная льгота не предоставляется малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений. Следует иметь в виду, что при прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.

Пунктом 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-I установлена льгота, согласно которой освобождена от налогообложения прибыль любых предприятий, полученная от реализации произведенной ими медицинской продукции, включенной в утверждаемый Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ N 478 от 15 апреля 1996 г., а последние изменения в него вносились 20 мая 1999 г.

При исчислении налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет остающейся в распоряжении предприятия прибыли уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения (подп. «б» п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-I). К объектам и учреждениям здравоохранения, как разъясняет письмо Госналогслужбы РФ от 9 июля 1996 г. N 02-2-12, относятся только те объекты и учреждения, которые перечислены в подразделе «Здравоохранение» Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (коды 91500-91599).

Аналогичным образом налогооблагаемая прибыль (но только в пределах 3 процентов) уменьшается на суммы средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения (подп. «в» п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-I). Получившие такие средства предприятия, организации и учреждения по окончании отчетного года обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования средств не по назначению, они взыскиваются в доход федерального бюджета.

Дополнительные льготы, связанные с здравоохранением, установлены и московским законодательством. Речь идет о направленных на поддержку благотворительности и инвестиционной деятельности льготах по налогу на прибыль, предусмотренных в Законе г. Москвы N 39 от 22 декабря 1999 г. «О ставках и льготах по налогу на прибыль». Согласно подп. «ж» п. 1 ст. 3 указанного Закона налогооблагаемая прибыль уменьшается (в пределах 5 процентов) на суммы взносов, направленных на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения. При этом получателями средств должны быть расположенные в Москве организации, прошедшие государственную регистрацию и вставшие на учет в налоговых органах города.

Подпунктом «а» п. 1 ст. 4 того же Закона установлена льгота, согласно которой сумма налога на прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию целевой программы по развитию здравоохранения. Соответствующая программа на 2000 год утверждена Постановлением Московской городской Думы N 89 от 14 июля 2000 г.

Налог на имущество.

Законом РФ N 2030-1 от 13 декабря 1991 г. «О налоге на имущество предприятий» соответствующая льгота установлена для специализированных предприятий, производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. Имущество таких организаций (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ N 1012 от 13 октября 1995 г.) не подлежит обложению данным налогом в силу подп. «о» ст. 4 указанного Закона.

Налог на добавленную стоимость.

С января 2001 года вступает в силу глава 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ, предусматривающая ряд льгот по НДС, имеющих отношение к отраслям медицины и здравоохранения. До 1 июля 2001 г. указанная глава применяется с учетом особенностей, установленных ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, как и в настоящее время, будет освобождена от налогообложения реализация медицинских товаров. В отличие от действующего порядка, новая льгота распространяется только в отношении следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

  • протезно-ортопедических изделий, сырья для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
  • технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);
  • С 01 января 2002 года к этому списку добавятся также:

    • важнейшие и жизненно необходимые лекарственные средства, включая лекарства-субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, за исключением сырья (материалов) для их производства, витаминизированной и лечебно-профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности, бытовых дезинфицирующих, инсектицидных и дератизирующих средств, подгузников, репеллентов, товаров ветеринарного назначения, тары и упаковки;
    • важнейшие и жизненно необходимые изделия медицинского назначения;
    • важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника.
    • При этом освобождены от НДС будут не все относящиеся к перечисленным группам товары, а только включенные в соответствующий перечень, который должен быть утвержден Правительством РФ.

      Как и в настоящее время, с 2001 года не будут облагаться НДС медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета, также подпадают под эту льготу. Сейчас перечень медицинских услуг отсутствует. С января 2001 года для освобождения таких услуг от НДС будет необходимо, чтобы они были включены в перечень, приведенный в подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым к медицинским услугам отнесены:

    • услуги медицинских учреждений, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
    • услуги, оказываемые населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
    • услуги медицинских организаций по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
    • услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
    • услуги по изготовлению лекарственных средств аптечными учреждениями;
    • услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
    • услуги патолого-анатомических бюро;
    • услуги медицинских учреждений, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
    • услуги по изготовлению и ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий.

    Следует обратить внимание на отсылочный характер некоторых пунктов перечня, в связи с чем эти пункты должны быть детализированы в соответствующих нормативных актах.

    После вступления в силу второй части Налогового Кодекса РФ действующая в настоящее время льгота, установленная подпунктом «у» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-I от 6 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость», утратит силу не полностью а будет до конца 2001 года применяться в части освобождения от НДС лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

    Новой является льгота, освобождающая от НДС продукты питания, непосредственно произведенные организациями общественного питания и реализуемые ими столовым тех медицинских организаций, которые полностью или частично финансируются из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ). Наряду с этим, как и прежде, не будут облагаться НДС реализуемые в указанных организациях продукты питания, произведенные столовыми этих организаций.

    В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона РФ N 2118-1от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» этим налогом не облагается стоимость лекарств и протезно-ортопедических изделий. В соответствии с п. 3 ст. 20 этого Закона налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъекта РФ.

    Законом г. Москвы N 14 от 17 марта 1999 г. «О налоге с продаж» в перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не облагается налогом с продаж, дополнительно включены также изделия медицинского назначения и все, кроме косметических, медицинские услуги населению. Детальный перечень приведен в Инструкции Управления МНС по г. Москве от 23 июня 1999 г. N 1 «О порядке исчисления и уплаты налога с продаж».

    Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

    Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

    www.garant.ru

    Особенности налогообложения медицинских учреждений

    Понятие и признаки некоммерческих организаций.

    Основные положения о некоммерческих учреждениях.

    Основной целью деятельности некоммерческих учреждений не является извлечение прибыли от оказания необходимых для нормальной жизнедеятельности услуг населению. Они несут в себе другую, общественно значимую функцию – охрана здоровья граждан. И это играет огромное значение в развитии нашей страны в целом.

    Любое некоммерческое медицинское учреждение имеет также право осуществлять и коммерческую деятельность, что является дополнительным способом привлечения средств на более успешное осуществление поставленных задач.

    Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время практически все некоммерческие медицинские учреждения стали оказывать услуги на возмездной основе, что представляет интерес для дополнительных поступлений в бюджеты разных уровней.

    Целью данной работы стоит разобраться в вопросах налогообложения некоммерческих медицинских учреждений и определить возможные пути снижения налогового бремени за счет льгот, предоставляемых налоговым законодательством.

    1. Понятие и признаки некоммерческих организаций.

    Некоммерческой организацией признается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. 1

    Таким организациям присущи следующие свойства:

    наличие юридического лица;

    основной целью деятельности не является извлечение прибыли;

    возможная прибыль не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.

    Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

    Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

    Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

    Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения.

    Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами. 2

    При этом организацией могут быть созданы филиалы и представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.

    Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

    Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

    Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

    Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации, и должны быть указаны в учредительных документах некоммерческой организации, их создавшей.

    По решению учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, некоммерческая организация может быть реорганизована. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

    Некоммерческая организация может быть ликвидирована. Это может произойти:

    -по решению ее учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами;

    -по решению суда.

    Некоммерческие организации не ставят главной своей целью извлечение прибыли. Однако законодательство нашей страны допускает возможность получения прибыли, то есть допускает возможность заниматься предпринимательской деятельностью, но только той, которая служит непосредственно достижению целей, ради которых создавалась организация.

    Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что прибыль, получаемая некоммерческими не распределяется среди их учредителей и участников, а полностью направляется на развитие фундаментальных социальных сфер общества, в нашем случае на укрепление, подержание и защиту жизни и здоровья граждан.

    Некоммерческое учреждение – это организация, созданная для осуществления для управленческих, социальных и других функций, не носящих коммерческий характер.

    В настоящее время можно выделить несколько видов учреждений:

    Единых требований к учредительным документам учреждений не существует, поэтому они могут действовать на основании устава, типового положения о таком виде учреждении, либо в соответствии с положениями, утверждаемыми собственником учреждения.

    Собственником должно быть передано учреждению на оперативное управление имущество, необходимое для достижения поставленных целей и задач.

    При этом, на все время существования учреждения собственник ограничен в правах распоряжения имуществом, предоставленным учреждению. В некоторых случаях он лишь вправе изъять не используемое по назначению имущество, закрепленное за учреждением, либо приобретенное им на средства, выделенные собственником на приобретение вышеуказанного имущества. Изъятым имуществом собственник может распоряжаться по собственному усмотрению.

    Необходимо отметить, что в свою очередь учреждения тоже ограничены в правах относительно имущества, предоставляемого им в распоряжение, владение и оперативное управление для достижения поставленных перед учреждением целей и выполнения задач, то есть учреждению предоставлены права на распоряжение только в рамках этих целей и задач.

    Особенности налогообложения медицинских учреждений

    Медицинские учреждения, как и другие юридические лица несут обязанность по уплате налогов. В соответствии с Налоговым кодексом, такие организации подлежат налогообложению в общем порядке, с установлением льгот по определенным видам налогов, либо для отдельных категорий физических лиц, для которых такая организация выступает налоговым агентом. Далее рассмотрим основные моменты особенностей налогообложения некоммерческих медицинских учреждений.

    Налоговым кодексом установлено, что все некоммерческие медицинские учреждения, как осуществляющие, так и не осуществляющие коммерческую деятельность с 1 января 2002 года являются плательщиками налога на прибыль организаций.

    Объектом налогообложения для медицинских учреждений, как и для других российских организаций, признаются доходы, полученные организацией, уменьшенные на величину расходов. Под доходами для целей налогообложения понимаются доходы от реализации товаров, работ и услуг и имущественных прав, а так же внереализационные доходы. В главе 25 Налогового кодекса не предусмотрено каких-либо специальных льгот для некоммерческих медицинских учреждений, из этого следует, что все вышеуказанные доходы таких организаций подлежат обложению налогом на прибыль организаций в установленном порядке.

    То есть, налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются квартал. В общем случае ставка налога установлена в размере 24 процентов.

    Для некоммерческих медицинских учреждений, которые не имеют дохода от реализации работ и услуг Налоговым кодексом устанавливается специальный порядок исчисления авансовых платежей, то есть они уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам каждого отчетного периода. Если же медицинские учреждения имеют доходы от реализации, то они уплачивают авансовые платежи в установленном порядке.

    Авансовые платежи должны вноситься в срок не позднее истечения 28 дней со дня окончания отчетного периода. Налоговая декларация за налоговый период подается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    При этом следует учитывать, что при определении налоговой базы для некоммерческих медицинских учреждений не учитываются следующие доходы:

    Имущество, полученное в рамках целевого финансирования;

    Целевые поступления, за исключением подакцизных товаров.

    Медицинские учреждения, которые получают вышеуказанные средства обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, которые они получают в рамках целевого финансирования. При этом, если организация не ведет раздельный учет, то эти средства подлежат налогообложению в общем порядке.

    К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное учреждениями и используемое ими по назначению, которое определяется источниками финансирования или федеральными законами, в частности к такому имуществу относятся средства:

    Бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, выделяемые бюджетным учреждениям по сметам доходов и расходов;

    Получаемые медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование лиц.

    В целом, к целевым поступлениям относятся средства на содержание медицинских учреждений или ведение ими уставной деятельности, то есть непосредственно оказание медицинских услуг. При этом при формировании налоговой базы по налогу на прибыль стоит учитывать, что средства целевого финансирования и целевые поступления, используемые не по назначению, должны быть включены в состав внереализационных доходов.

    Так же налогоплательщики некоммерческие медицинские учреждения должны определенным образом учитывать целевые поступления, полученные в виде подакцизных товаров и учитывать их с даты поступления в составе внереализационных доходов, которые подлежат налогообложению в общеустановленном порядке как доходы, полученные безвозмездно, то есть исходя из рыночных цен, но не ниже остаточной стоимости. Так, например, спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%, такая, как суспензии, растворы, эмульсии и другая продукция в жидком виде в соответствии со статьей 181 Налогового кодекса признается подакцизным товаром. Необходимо отметить, что в соответствии с главой 22 Налогового кодекса к подакцизным товарам не относятся лекарственные, лечебно – профилактические, диагностические средства, которые прошли государственную регистрацию в установленном порядке и внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно – профилактические средства, к которым так же относятся и гомеопатические препараты, которые изготавливаются аптечными организациями по требованиям медицинских организаций, которые разлиты в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов.

    Так же предусматривается целый ряд доходов, которые не учитываются при исчислении налога на прибыль, например, полученные в виде безвозмездной помощи, содействия в порядке, установленном Федеральным законом №95-ФЗ «О безвозмездной помощи Российской Федерации ….» от 4 мая 1999 года. Документом, подтверждающим принадлежность средств, работ, услуг к гуманитарной помощи и право на налоговые льготы является удостоверение установленного образца. Согласно вышеуказанного закона к гуманитарной помощи не относятся подакцизные товары, за исключением таких, как автомобили специального назначения для оказания скорой медицинской помощи, а также передвижных диагностических лабораторий, оснащенных специальным медицинским оборудованием, которые были получены медицинским учреждением для собственных нужд.

    Некоммерческие медицинские учреждения, как и любые другие юридические лица, обязаны подавать декларацию по налогу на прибыль. При этом, если обязанности по уплате данного налога не возникает, то декларация подается по упрощенной форме не позднее 28 марта, года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если же обязанность по уплате налога возникает, то организация обязана предоставлять декларации за отчетные и налоговые периоды не позднее 28 дней с даты окончания соответствующего периода.

    В соответствии с главой 21 Налогового кодекса, в частности со статьей149 некоммерческие медицинские учреждения не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Согласно вышеуказанной статье к операциям, не подлежащим налогообложению, относятся медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями или учреждениями, за исключением санитарно-эпидемиологических услуг.

    При этом к медицинским относятся следующие услуги:

    Определенные перечнем услуг по обязательному медицинскому страхованию;

    Оказываемые населению по лечению, профилактике и диагностике заболеваний;

    Скорой медицинской помощи;

    По дежурству медицинского персонала у постели больного;

    Оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

    В соответствии с главой 31 Налогового кодекса государственные медицинские учреждения не признаются плательщиками земельного налога, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 388 Налогового кодекса земельные участки находятся у них на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды. В случае если НКО, освобожденные от уплаты земельного налога, передают свои земельные участки в аренду (пользование), они становятся плательщиками земельного налога с площади, переданной в аренду (пользование).

    В соответствии со статьей 373 Налогового кодекса медицинские учреждения являются плательщиками налога на имущество организации. Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, включая имущество, которое было передано во временное пользование, оперативное управление, распоряжение или доверительное управление, а также другое имущество, которое учитывается на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета. Каких либо льгот по уплате налога на имущество организаций для некоммерческих медицинских учреждений не предусмотрено, в силу чего налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. В соответствии со статьей 376 Налогового кодекса налоговая база определяется отдельно в отношении различных видов имущества, таких как:

    Подлежащих налогообложению по месту нахождения организации;

    Облагаемого по разным налоговым ставкам.

    Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, а отчетным периодом квартал. При этом организациями в течении года должны быть уплачены авансовые платежи, сумма которых рассчитывается как произведение средней стоимости имущества за отчетный период и ставки налога. Налоговая декларация за налоговый период подается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а промежуточная отчетность по авансовым платежам подается не позднее окончания 30 дневного срока со дня окончания соответствующего отчетного периода.

    Существуют особенности учета налога на имущество для некоммерческих организаций, так если организация уплачивает налог за счет целевых поступлений, сумму налога можно учесть по статье «Прочие расходы». Если же имущество используется только для осуществления предпринимательской деятельности, то сумму налога стоит учитывать в качестве прочих расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу. Если же некоммерческое медицинское учреждение использует имущество как в осуществлении уставной деятельности, так и предпринимательской, то налог рекомендуется уплачивать за счет целевых средств, так как разделения суммы налога не предусмотрено законодательством.

    Согласно Налогового кодекса медицинские учреждения тоже являются плательщиками транспортного налога. Но в связи с тем, что налог является региональным, то субъекты Российской Федерации вправе устанавливать какие либо льготы, на транспорт, принадлежащий государственным учреждениям. Так как в статье 358 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение от обязанности по уплате данного налога, то сумма налога определяется соответственно ставкам по категории транспортного средства. Налоговым периодом является календарный год, отчетность подается в налоговые органы не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Так как объектом по уплате единого социального налога для организаций, в том числе и некоммерческих, являются выплаты и вознаграждения физическим лицам, то некоммерческие медицинские учреждения попадают в число плательщиков. При этом суммы благотворительной и безвозмездной помощи лицам, которые не выполняли работы для данной организации, не являются объектом налогообложения единым социальным налогом.

    Статьей 239 Налогового кодекса предусмотрена льгота для учреждений, которые были созданы для достижения лечебно-оздоровительных целей. От уплаты единого социального налога освобождаются суммы выплат не превышающие 100 тысяч рублей на каждое физическое лицо произведенных в течении одного налогового периода. Такая же льгота предоставляется на каждого работника, являющегося инвалидом любой группы.

    Кроме того единым социальным налогом не облагаются:

    Государственные пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации ( временная нетрудоспособность, пособия по беременности и родам, по уходу за больным ребенком и другое);

    Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работником в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами, а так же при рождении или усыновлении (удочерении) детей, на сумму не более 50тысяч рублей на одного ребенка;

    Суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников;

    Суммы материальной помощи, выплачиваемые за счет бюджетных источников, на сумму, не превышающую 3 тысяч рублей на одного работника за налоговый период и другое.

    Налоговым периодом по данному налогу признается календарный год, а отчетным – квартал.

    По уплате налога на доходы физических лиц медицинские учреждения являются налоговым агентом. Поэтому льготы по данному налогу предоставляются отдельным категориям физических лиц в общеустановленном порядке. То есть при выплате доходов физическим лицам по их письменным заявлениям некоммерческие медицинские учреждения могут предоставлять им стандартные и профессиональные имущественные вычеты.

    Организациям, занимающимся оказанием медицинских услуг, носящих некоммерческий характер, законодательством предоставляется обширное пространство для развития и совершенствования. Так, например, право осуществлять коммерческую деятельность. Причем, в области здравоохранения практически по всем федеральным налогам предоставлены значительные налоговые льгота. Но и по налогам, ставки которых устанавливаются субъектами Российской Федерации, тоже предусмотрены значительные уступки. В частности субъекты вправе полностью освобождать от уплаты определенного вида налогов.

    В заключение хотелось бы отметить, что ежегодные изменения, вносимые в налоговое законодательство, оказывают положительное влияние на экономическое состояние социально – значимых сфер деятельности, одной из которых и является оказание квалифицированной медицинской помощи населению нашей страны.

    Налоговый кодекс РФ

    Фирстова С.Ю., «Медицинские учреждения. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения», ГроссМедиа, 2008 г.

    Кузьмин Г.В., «Некоммерческие организации», Москва, 2008 г.

    Шереги Ф. Э., Абросимова Е. А. «Правовые инициативы некоммерческих организаций России» — Москва,2007г

    Маккальская М. Л., Пирожкова Н.А. «Некоммерческие организации в России: Создание, права, налоги, учет, отчетность. М.: Изд. «Дело и Сервис»,2008г

    Савченко П. «Статус некоммерческих организаций», Экономист.2005г

    Уткин Р.В. «Организационно-правовые формы и виды некоммерческих организаций», Бюл. Министерства юстиции РФ. №5. 2002г

    Шиткина И.С. «Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций»,2007

    works.doklad.ru