Как построить замок: от крепостной стены до главной башни

В прошлый раз мы разобрали то, как выбрать участок под будущий замок. Пришло время приступать к проектированию! Увы, в отличие от современных панельных многоэтажек, замки нельзя строить по единому шаблону. Каждое укрепление обязано отвечать в первую очередь функциональным требованиям: в зависимости от ландшафта, типа почвы, окружения и множества других факторов архитектурный ансамбль замка приобретает совершенно уникальные черты. Как бы то ни было, типовые составные элементы являются общими для всех замков — о них мы сегодня и поговорим.

Замок Плесси-Бурре стоит на высоком насыпном холме

Как уже было сказано, лучшее место для замка — это возвышенность. Если под рукой нет подходящего холма, можно насыпать его силами батраков: для этого грунт часто перемешивали с гравием и торфом, а также перекладывали жердями и хворостом. Такое примитивное армирование придавало конструкции устойчивость и позволяло ей не проседать под тяжестью каменных зданий. Форма холма может разниться, но чаще всего он выполнялся в форме, близкой к кругу или квадрату, что соответствовало форме крепостных стен или главного здания замка. История знает так называемые курганно-палисадные замки (иначе «мотт и бейли», от Motte-and-bailey), особо популярные во Франции и Англии после нормандского завоевания: французское слово motte означает «холм», а английское bailey — «внутренний двор». По факту, это просто насыпной холм с донжоном, обнесенный деревянным частоколом. Знаменитый Виндзорский замок, к примеру, носит явные черты подобной раннесредневековой архитектуры.

Донжон замка Ньюкасл выполнен в строго прямоугольной форме…

Донжон — главная башня замка. Чаще всего он окружен как минимум одним рядом крепостных стен, но не связан с ними напрямую, так что получается своего рода двойная линия обороны. Несмотря на то, что «замком» называют обычно именно эту часть, донжон отнюдь не был самым важным элементом архитектурного ансамбля. Помещения в нем узкие и тесные, а потому они использовались преимущественно для военных целей или просто как дань традиции. Донжон мог стать последним убежищем для осажденных, к тому же в нем, как правило, размещались стратегически важные помещения: продовольственные склады, колодцы, оружейные и подвалы. Как самая высокая башня, донжон служил неплохим наблюдательным пунктом, а в небольших замках без крепостных стен и вовсе был единственным фортификационным сооружением. Сначала донжоны строили преимущественно квадратными, но с развитием осадных технологий и военной инженерии главные башни стали все чаще возводить в форме круга или правильного многоугольника — это позволяло лучше выдерживать прямое попадание снаряда.

…А вот Венсенский замок намного богаче на круглые башенные пристройки и напоминает нарядный свадебный торт

Крепостная стена

Каждый здравомыслящий феодал старался обнести свой замок толстыми крепостными стенами, игравшими роль основного оборонительного сооружения. Первоначально на их месте был обычный частокол: даже такая слабая преграда лучше, чем полное ее отсутствие. Со временем стены стали строить из глиняных и известковых блоков, а позже — из настоящего камня. Стена должна быть достаточно высокой, чтобы нападавшие не смогли взобраться на нее по лестницам или с помощью осадных башен, но главным утилитарным фактором все равно оставалась толщина. Вопреки расхожему мнению, пробить брешь в правильно сложенной стене — дело весьма непростое. До изобретения артиллерии и мощных пушек камнеметные машины и тараны подходили разве что для разрушения периферических строений. Даже знаменитые требюшеты годились только на то, чтобы обрушивать кровлю башен или разбивать крепостные зубцы, за которыми прятались стрелки. Учитывая неторопливость и отсутствие возможности нормально прицелиться в одну и ту же точку, стену обычно проламывали силами солдат, которые орудовали кирками как заправские шахтеры.

Периметр крепостной стены Авилы составляет порядка 2500 метров, а общее число крепостных башен — 88!

На вершине стены обычно прокладывали боевой ход, благодаря которому войска могли свободно перемещаться по периметру всего замка и вести заградительный огонь. Стена обстреливалась со всех позиций: там, где вниз стрелять было неудобно, имелись выступающие вперед башни, усеянные бойницами и мостками. Эти же башни служили для укрепления углов — самой слабой точки стены, поскольку именно в углах крепости можно сосредоточить больше всего вражеских сил и меньше всего сил обороны. Чаще всего стену не проламывали, а брали штурмом или устраивали подкоп. Чтобы предотвратить последний, наиболее предприимчивые феодалы укрепляли стены каменными отмостками.

Стены служили естественной границей для внутреннего двора замка. В нем обычно размещались жилые помещения для феодала, гостей и прислуги, церкви и ремесленные мастерские. Часто структура замка подразумевала несколько рядов стен, что дополнительно осложняло жизнь штурмующим и позволяло организовать несколько линий обороны.

Внутренние галереи служили для обстрела неприятеля в том случае, если ему удалось прорваться за крепостные стены

Ворота — самая слабая точка замковых фортификаций, но они же играли важнейшую роль во всем средневековом быте. Это был основной и часто единственный способ осуществить вход и выход на окруженную крепостными стенами территорию. Помимо контроля движения, ворота также играли фортификационную роль и нередко усиливались целым комплексом защитных сооружений. Зная, что в первую очередь враг попытается прорваться за стены через главный вход, феодалы устанавливали по бокам от входа сторожевые башни: вход перед воротами — это слепое пятно, а потому обстрел в случае нападения следует вести с более удобных позиций.

Вход в замок защищали прочные ворота, а массивные сторожевые башни обеспечивали дополнительный обзор для оборонявшихся

Часто проход через замковые ворота искусственно удлиняли, чтобы как можно больше осложнить жизнь нападавшим. Помимо того, что им предстояло пробиться через железную решетку и массивные двери из толстого дерева, проход часто представлял собой «клетку смерти»: в потолок были вделаны решетки, сквозь которые обороняющиеся метали стрелы и копья, кидали камни и лили кипяток или раскаленную смолу. Находясь в ограниченном пространстве, окруженный со всех сторон противник часто был вынужден отступить под страхом смерти.

Барбаканы краковских замков — настоящее произведение искусства

Говоря о воротах, нельзя не упомянуть барбакан. Он представлял собой отдельную башню, вынесенную за периметр стен замка и служащую для охраны подступов ко входу, будь то ворота или мост. Часто барбакан был не отдельным зданием, в пристройкой (т. н. ронделем), защищавшей мост через ров.

Ров Королевской стены в Сеуте — отличный пример того, как сделать свой замок неприступным

Для тех, кому мало крепостных стен и железных решеток на входе, архитекторы придумали еще одно сооружение, замечательное по своей простоте и функциональности. Широкая и глубокая искусственная канава, часто соединенная с естественным водным руслом, окружала замок и служила дополнительной системой защиты. Переоценить ее сложно: в том случае, если ров был заполнен водой, единственным проходом в замок оставался лишь узкий мост, по которому одновременно может пройти лишь небольшое количество вооруженных человек. К стенам, окруженным водой, не подкатить таран, да и не всякая метательная машина докинет до них камень. К тому же, водный ров практически полностью предотвращал возможность подкопа.

Конечно, ров приходилось обслуживать. Чтобы вода в нем не застаивалась и не цвела, его необходимо периодически очищать от мусора — дешевая цена за дополнительную гарантию безопасности. Даже в том случае, если воды во рву нет, он может стать дополнительной преградой для пехоты и особенно конницы: усеяв дно острыми кольями, феодал значительно осложнял жизнь наступавшим.

Заключение

Не нужно думать, что этим бесхитростным списком исчерпывается многообразие фортификационной архитектуры. Со временем замки становились все более крупными и совершенными, обрастали бастионами, капонирами и дополнительными пристройками. Конец эпохе замкостроения положила тяжелая артиллерия, ровнявшая с землей крепостные стены и высокие башни. В наши дни большинство сохранившихся замков стали музеями и превратились в популярные туристические объекты, но даже сейчас такое сооружение может послужить неплохой защитой — по крайней мере до тех пор, пока бомбардировка не превратит их в груду живописных руин.

www.popmech.ru

Замки Чехии: замок Глубока (часть вторая)

Замок снаружи, замок внутри

Каким был замок Глубока XIII веке, когда у него была башня, окруженная стеной, не знает никто. Только то и известно, что стояла она на месте современной главной башни замка с часами. Потом в XV в. он был перестроен в стиле поздней готики. Обороноспособность его улучшилась постройкой выдвинутого вперед бастиона с собственной кухней, который соединялся с замком с помощью подземного хода.

Замок Глубока. Совсем еще раннее утро и все туристы еще спят…

Во второй половине XVI в. Глубока была еще раз перестроена в форме трехэтажного замка, имеющего три внутренних двора, часовню с росписями, хозяйственные постройки и внешние стены с башнями. Таким его изобразил художник Вилленберг, так что как он выглядел тогда нам хотя бы так, но известно. В течение 30 последующих лет его достраивали и перестраивали, пока он не достался дону Бальтазару де Маррадасу, перестроившему его в стиле позднего ренессанса.

Вид на замок с высоты птичьего полета.

Новый владелец, Ян-Адольф Первый из рода Шварценбергов, с 1665-го года расширил и улучшил замковый парк, запущенный во время Тридцатилетней войны, а над конюшней приказал построить новое жилое крыло. Его сын Фердинанд-Эвсебий провел модернизацию системы отопления замка. Старые средневековые камины, требовавшие огромного количества дров, он приказал сломать, и поставить кафельные печи, которые топились из расположенных позади хозяйских апартаментов служебных комнат или коридоров.

В 1707-1721 гг. князь Адам-Франц Шварценберг приказал перестроить замок в духе позднего барокко. В результате чего получилась великолепная резиденция в стиле барокко с представительским залом, на потолке которого к визиту императора была сделана роспись, прославляющая род Шварценбергов. Однако этот визит императора для рода Шварценбергов закончился трагически: 11 июня 1732 года во время охоты император Карл VI случайно подстрелил Адама-Франца, который от полученной раны в тот же день и скончался. Поэтому перестройку замка заканчивала уже его мать Элеонора-Амалия.

Главную башню замка подпирают для прочности шесть контрофорсов.

Потомки Адама-Франца продолжили практику достройки и перестройки замка, так что работы в нем, можно сказать, велись непрерывно. Ну, а свой современный вид замок приобрел во времена Яна-Адольфа Второго, который побывал в Англии и был восхищен ее романтическими замками. После возвращения на родину он решил превратить свою резиденцию в такой же замок. После этого с 1841 года в нем стали разбираться полы, окна и двери, причем князь приказал при этом ничего не испортить и все это тщательно сохранить для последующего использования. Окончательный вид фасада был одобрен князем в 1846 году, когда основные работы были уже докончены, а ремесленники занимались отделкой интерьеров. И вот тут из-за неглубокой закладки фундамента произошел обвал большой башни. Но несмотря на это работы вскоре были полностью завершены. Княгиня Элеонора, жена Яна-Адольфа, сама подбирала по английским образцам узоры для будущих паркетных полов и оформление декора облицовки, причем была настолько требовательной, что потребовала ряд готовых комнат переоформить заново. Она же изменила и внешний вид фасада: так готовые башни были украшены рустом, а к задней части замка пристроили двухэтажную железную веранду.

Дверные рукоятки в замке очень необычны. Это деталь семейного герба, связанная с деятельностью Адольфа Шварценберга, о котором будет рассказано в конце этого материала.

Торжественное окончание строительства произошло при участии наследника престола эрцгерцога Рудольфа в июле 1871 года, хотя работы по его отделке продолжались потом еще несколько лет. Все отмечали (и отмечают), что князю Яну-Адольфу и его супруге княгине Элеоноре удалось соединить романтический облик средневекового старинного замка с удобным и современным по тому времени интерьером, причем в замке было оборудовано даже отопление помещений горячим воздухом (восемь котлов установлено было в подвале!) и даже такая новинка, как телеграф.

А вот это полный герб Шварценбергов над главным входом в замок.

Причем, хотя инициатива перестройки замка исходила от мужа, в последующие годы именно его жена княгиня Элеонора главным образом решала все вопросы по оформлению парадных помещений замка, и приказывала переделывать уже вполне готовые залы (например, библиотеку, Курительный салон или Утренний салон), если те казались ей не слишком представительными или роскошными. По всей Европе, включая Швейцарию, скупались, например, витражи из костелов XVI – XVII вв., подлежавших перестройке или сносу. Роскошные люстры для комнат заказывались на стекольной фабрике на острове Мурано в Венеции, где только можно приобреталась дорогостоящая антикварная мебель. Она же приняла решение о строительстве арсенала и приказывала писать копии поврежденных картин вместо того, чтобы их просто отреставрировать. Она же стала инициатором создания прекрасного замкового парка и преобразования окрестных земель в великолепный ландшафтный парк. Кстати, парк вокруг замка действительно заслуживает того, чтобы по нему прогуляться. В нем только в течение одного 1851 года было высажено 11597 тысяч редких пород деревьев и 2180 кустарников.

Так герб Шварценбергов выглядит в цвете.

Ну, а теперь следует рассказать о личных впечатлениях от посещения этого замка, поскольку они тоже по-своему интересны. Во всяком случае я смею на это надеяться. Наш туристический автобус прибыл к замку рано утром, причем гид нас предупредила, что экскурсии в замок рассчитаны буквально по минутам. И опаздывать нельзя. Не вошел со всеми, не войдешь вовсе! Поэтому мы сначала гуляли в парке и вокруг замка, ожидая положенного часа, вернее даже в 10.37 минут (вот точность!), когда нас должны были туда запустить. По одиночке в замок не пускают, только группами. Причем экскурсии проводятся очень оригинально: текст зачитывается магнитофоном на твоем языке, который держит в руках девушка-сопровождающая. В комнату входишь – двери за тобой тут же закрываются, потом открываются в следующую комнату и так далее. Маршрут экскурсии составлен так, что группы не пересекаются и не мешают друг другу. Это – удобно. Плохо то, что фотографировать в замке нельзя. Совсем нельзя! За это сразу выводят из замка. Впрочем, понять его администрацию очень даже можно, особенно после того, как по нему походишь! Там очень много всяких ценностей, и на них не раз покушались, так что «береженого бог бережет». Кто-то фотографирует резьбу, а кто-то… системы сигнализации.

Охотничьи трофеи на стенах замка. Оригинально, не правда ли? Как хорошо, что в то время не было партии зеленых.

Экскурсия по замку начинается с монументальной аркадной лестницы в форме буквы «П», ведущей на второй этаж. Вдоль стен портреты, перила изукрашены восхитительной резьбой, на стенах на подставках красуются рыцарские доспехи XVI – XVII вв. Вот бы их поснимать, потому как доспехи очень интересные, но, увы, видит око, да зуб неймет – не положено.

Вот она эта лестница. На стене прямо перед вами огромные резные двери в библиотеку замка.

Первая комната, куда ты попадаешь – эта спальня княгини Элеоноры. Если вы бывали в замках XV – XVII веков или хотя бы видели их интерьеры в кино, то вы должны, конечно, обратить внимание, что кровати тех времен были весьма высокими и обязательно имели балдахин для полога, так как в зимнее время в замках всегда было очень холодно. То есть кровать старинная, очень старинная и была переделана из старой кровати в стиле барокко в более современную по эскизам княгини Элеоноры. К тому же она короткая, потому что спали в то время, как правило, полулежа-полусидя, чтобы внезапно не умереть во сне! Уже в этой комнате бросаются в глаза просто шикарные потолки. Так, в спальне всю площадь между деревянными ребрами заполняют вставки из позолоченной кожи с богатым цветочным орнаментом работы венского художника Глазера. Фаянсовая печка для отопления устроена таким образом, что отапливается из комнаты прислуги. По сути это… даже не печка, а самый настоящий калорифер!

В следующей комнате Элеоноры – гардеробной комнате, потолок тоже декорирован этим художником. А еще здесь же висит один из двадцати фламандских гобеленов XVII века, которые составляли целую серию по мотивам «Энеиды» – «Эней и Дидона». На ней изображена сцена бегства Энея с сыном Асканио из горящей Трои со своим старым отцом Анхизом на спине. Слева фигура турка, но удивляться этому не приходится, ведь это же произведение искусства, а не пособие по истории Древнего мира.

А это тот самый гобелен с Энеем.

Во многих комнатах имеются камины, причем совершенно роскошные, как и все тут. Однако они представляли собой бутафорию, из-за чего имели даже резную облицовку из липы, поскольку во все парадные комнаты теплый воздух подавался из огромных котлов, находившихся в подвальных помещениях. Температуру при этом можно была даже регулировать, открывая и закрывая специальные заслонки.

В Курительной комнате, предназначенной для курения и настольных игр, бросается в глаза огромный камин из белого мрамора. Его вес 28 тонн, так что можно себе представить прочность перекрытий замка и потолочных опор. В верхней части камина гербы шварценбергов и лихтенштейнов, потому что княгиня Элеонора была урожденная Лихтенштейн. Ниже – панель с девизом Шварценбергов «NILNISIRECTUM» — «Ничто, кроме справедливости».

Большая столовая. На стенах гобелены (восемь штук) «Школа верховой езды», изготовленные по эскизам художника Якоба Йорденса (1647 г.) В центре стоит круглый стол, однако он раздвигается так, что за ним могут поместиться сразу 72 человека. Просто сменные детали до времени хранятся в «подсобке».

Глядя на окружающую тебя роскошь, просто… останавливаешься в немом восхищении и не веришь своим глазам. Кессонные деревянные резные потолки со вставками из золоченой кожи и росписями. Живописные бои и гобелены и опять дерево, дерево, дерево – кругом резное дерево! Качество резьбы превосходное, причем это обыкновенная липа, но… обработанная под ценные породы дерева. И это, не считая картин в богатых рамах, все тех же гобеленов и исключительно красивой мебели, некоторые из образцов которой отделаны латунными украшениями и богато инкрустированы эбеновым деревом и панцирем черепахи. Только над рамой для большого зеркала в читальном зале пять местных резчиков работали целых 17 месяцев. Но и выглядит она как самое настоящее кружево! В общем – роскошь просто неимоверная. Такого я даже в Эрмитаже не видел, тем более, что здесь комнаты достаточно маленькие и все детали интерьера и предметы можно рассмотреть с близкого расстояния.

Как уже отмечалось, рачительный и немного скуповатый хозяин замка Ян-Адольф собирал в замок ценности в самых разных местах. В частности, для библиотеки, в которой разместились 12000 томов (!), он купил шкафы в закрывшемся монастыре в Вюрцбурге. Соединили их в одно целое при помощи резных инкрустированных колонн с коринфскими капителями, а также украсили их 26 резными гербами бывших владельцев замка.

Малая столовая. Обратите внимание на впечатляющие кессонные потолки.

Ну, а всего в замке 140 комнат, так что осмотреть их все за одну экскурсии практически невозможно. Например, в нашу экскурсию не вошел осмотр ванных комнат, а ведь их оборудование ничуть не менее интересно, чем и все остальное. Одна из первых ванных комнат была построена для княгини Элеоноры на первом этаже под кабинетом княгини. В 1872 году началось оборудование новой ванной комнаты в мезонине, потому что «существующие ванные комнаты Её Высочества княгини из-за подвального расположения невозможно в достаточной степени отапливать, дабы там без опасения за здоровье можно было купаться, Её Высочество милостиво приказало перенести их в подходящее помещение в круглой башне прямо под её рабочим кабинетом; основательно позаботиться как об отоплении этого пространства внизу помещённым устройством для отопления горячим воздухом, так и о целесообразной подаче холодной и тёплой воды». Новая ванная была оформлена в «помпейском стиле». К последним строительным переменам в замке относится и постройка ванной комнаты возле апартаментов принцессы Хильды, урожденной из Люксембурга и Нассау, которую приказала для своей невестки построить уже в 30-е годы XX века княгиня Терезия. В ванной были установлены ручные души двух типов, туалет с проточной водой, биде (когда писал об этом вспомнил почему-то кинофильм «Крокодил Данди» и… свое первое знакомство с этой штукой в заштатном отеле на «Золотых песках» в Болгарии в 1968 году), вешалка для полотенец с подогревом. Кстати, об этих полотенцах имеется интересная информация. Для оборудования своей ванной комнаты княгиня Хильда заказала у фирмы «Реусс» в Люксембурге шесть дамасковых купальных простыней, одно махровое полотенце, три тонких полотенца, три более грубых массажных полотенца, два полотенца для рук, 10 больших купальных простыней и один коврик. За эту коллекцию из княжеской кассы было выплачено 3 640 франков, не так уж и дорого, не так ли?

Не попала в нашу экскурсию и хорошо сохранившаяся кухня, наполненная различными техническими новинками. В так называемой большой и теплой кухне во время последней модернизации в начале XX века были установлены две большие плиты с печами для разных температур и большим баком для подогрева воды. В холодной кухне готовили холодные закуски, и здесь же находились холодильники для хранения морепродуктов, нежных фруктов, молочных продуктов и мороженого, которое княжеская семья очень любила. Отдельное помещение занимала кондитерская со специальной печкой с несколькими трубами друг над другом, позволяющими регулировать температуру для разных типов теста. Кухня соединялась с жилой частью специальным кухонным лифтом. Во время сезона осенних охот количество приготовляемых блюд здесь увеличивалось для 120 гостей, а еще здесь же готовилась еда и для обслуживающего персонала.

К наиболее интересному кухонному оборудованию принадлежит большой камин с автоматическим поворотом вертелов. Горячий воздух, поднимавшийся по трубе камина, приводил в движение специальные лопатки, которые автоматически поворачивали длинные вертела. Одновременно в этом камине могло жариться до шестидесяти цыплят. Здесь же можно увидеть оригинальный механический миксер начала ХХ века и столь же оригинальную ножеточку из Англии. В нее нужно было вставить ножи и крутить рукоятку. Ножи получались заточенными и даже отполированными! Интересно, что практически такая же стоит сейчас и у меня на кухне. Вот только привод у нее электрический. Прогресс!

Библиотека еще раз.

Попался мне в коридоре замка и пылесос под названием «Атом», выпущенный опять-таки в начале ХХ года в чешском городе Руднице. Больше всего он походил на советскую стиральную машину типа «бочка с мотором», только вот привод у этого пылесоса был ручной, от большого колеса, похожего на корабельный штурвал. Внутри находились кожаные меха, создававшие сильное разряжение за счет которого этот пылесос и работал. Причем и шланг, и щетка к нему выглядели вполне современно, и только приглядевшись, можно было сообразить, что им больше 100 лет!

Естественно, что особый интерес для меня лично представлял замковый арсенал, содержащий одну из крупнейших коллекций оружия и доспехов в Центральной Европе. Когда резиденция князей Шварценбергов перестраивалась, то потребовалось подтвердить военную славу своих предков, поэтому-то в арсенале замка Глубока и были сосредоточены самые ценные экспонаты, до этого хранившиеся в Романской палате в замке Чешский Крумлов, куда их сначала свезли из старинных родовых резиденций в Шварценберге и Мюрау. В него же включили и военные трофеи, добытые при осаде Вены турками в 1683 году, или купленные на аукционах в XIX в. Первоначальные экспозиции романтического арсенала находились только в Ронделе – шестигранной башне слева от главных ворот, но потом экспонатов оказалось так много, что они «выплеснулись» за его пределы. Например, потрясающие максимилиановские доспехи, надетые на «всадника», сидящего на коне, стоят в коридоре у входа в Рондель, и здесь же находятся аналогичные доспехи без коня. У коня оригинальный накрупник с шишечкой с отверстиями для крепления перьев. Впервые такое увидел! И ни тот, ни другой доспех стеклом не закрыты! Находятся на расстоянии протянутой руки и… только бы тут их и снимать, но этим коридором туристов проводят достаточно быстро, так что, увы, правило не снимать тут даже если и захочешь, а не нарушишь чисто физически. Но жаль, конечно, что получить фотографии этих доспехов мне так и не удалось, хотя уже после визита в замок я и обращался к его администрации с просьбой предоставить их для публикации на ВО. Однако, не получилось.

В башне же арсенала экспонируются и черненые, богато позолоченные и посеребренные полудоспехи, изготовленные в Аугсбурге около 1560 года мастером оружейником Гансом Ринглером, и которые вероятнее всего принадлежали Георгу Людвигу Шварценбергу (1586 – 1646), проявившего свой дипломатический талант на службе при габсбургском дворе. Первым среди представителей своего рода он был награжден орденом «Золотого руна». Вместе с Яном Олдржихом из Эггенберга он представил императору проект постройки большого австрийского торгового и военного флотов и стал успешным командиром войск в войне против турок на неспокойной хорватской границе в Вараждине. Несмотря на это, в истории его упоминают только лишь в связи с его первым браком, когда в 1617 году этот мудрый мужчина по политическим соображениям женился на пятикратной (!) вдове 82-х лет, после смерти которой он унаследовал ее богатое поместье в Штирии.

В Арсенале чего только нет. На потолке выложены пятиугольные «звездочки» из пороховниц, а середина его выложена тоже «звездочками» – «чесноком» против конницы. Очень оригинальным мне, например, показался пехотный расписной щит с изображением кричащего лица с… прикрепленным к его верхней части светильником с полированным зеркалом, который освещал пространство перед щитом, а все позади него оставалось в тени. Такие щиты предназначались для ночного боя и производились в Италии в начале XVI века. А вот маршальский жезл из рога нарвала, подаренный после победы над Наполеоном Карлу Шварценбергу русским императором Александром I, меня не впечатлил. Ну просто белая палка с двумя позолоченными наконечниками и… все. Хотелось чего-то более… впечатляющего. Какой-то он уж очень простой!

Статуя маршала Адольфа Шварценберга.

Здесь же выставлены доспехи и полудоспехи времен Тридцатилетней войны, алебарды, шпаги и сабли, мушкеты и пистолеты, миниатюрные модели пушек – «samples» (образцы, демонстрировавшиеся заказчику вместо реальных пушек) и многое другое. Посредине башни стоит статуя фельдмаршала Адольфа Шварценберга – героя войны с турками, взявшего в 1598 году османскую крепость Рааб (в Венгрии), за что император Рудольф II наградил его титулом имперского графа и позволил включить в свой герб голову турка, которого ворон клюет в глаз! Отвратительный сюжет, встречающийся, кстати, в замке постоянно, но таковы тогда были их нравы!

Ну, а этот гибридный кинжал-пистолет эпохи Тридцатилетней войны я сначала увидел в экспозиции арсенала, а затем в магазинчике сувениров в городке Глубока и просто не мог не купить его на память. Уж очень близко к оригиналу он сделан, и к тому же еще и… «щелкает». Сталь на клинке, конечно, вообще не сталь, да и запальное отверстие на стволе отсутствует, но зато полиция не придерется – сувенир есть сувенир.

В руке эта «штука» лежит, между прочим, очень удобно. Недаром в экспозиции арсенала таких кинжалов несколько. Видимо, оружие это было довольно-таки распространенным. Теперь буду открывать им письма…

Побыть бы в замке подольше, но, увы, экскурсии продолжаются строго по времени, так что на этом она и закончилась, и мы, полные впечатлений от роскоши всешл увиденного, покинули его белые стены…

topwar.ru