Какие законы Нурсултан Назарбаев подписал в 2017 году

В 2017 году глава государства принял порядка 80 законов. О самых обсуждаемых поправках и как теперь изменится жизнь казахстанцев, в материале Informburo.kz.

Новый налоговый кодекс

В конце уходящего 2017 года в Казахстане состоялся исторический момент в истории страны: Нурсултан Назарбаев подписал новый Налоговый кодекс. Проект нового налогового кодекса стал одним из обсуждаемых. Ранний вариант документа сначала назвали недостаточно простым и понятным. Критике подвергся даже объём документа.

Изменения особо коснулись аграрного сектора, геологоразведки и недропользования, промышленности и инвестиций, СЭЗ. Согласно новому Налоговому кодексу к действующим налоговым режимам добавится ещё один – с использованием фиксированного вычета. Бизнесмены сами смогут выбрать, какой им использовать выгоднее. А ставку для индивидуальных предпринимателей, работающих по патенту, предполагается снизить с 2 до 1%.

Кроме того, раньше работодатель был обязан отчислять за работника ИПН, социальный налог, взносы в фонд социального страхования, пенсионные отчисления и с 1 июля – отчисления ОСМС. Выходило около 32%. Теперь социальный налог снизили с 11 до 9,5%.

Кроме того, планируется отменить неэффективные льготы и платежи.

В сфере налогового администрирования с целью установления ясных правил взаимодействия между органами госдоходов и налогоплательщиком введены принципы налогового администрирования, уточнены права и обязанности при проведении налоговых проверок.

Также изменится стоимость услуги по получению паспорта, за выдачу казахстанского паспорта устанавливается пошлина в размере 8 МРП или 19 240 тенге (1 МРП в 2018 году — 2405 тенге).

За удостоверение личности гражданина Казахстана новым Налоговым кодексом установлена прежняя госпошлина — в размере 0,2 МРП (481 тенге в 2018 году).

Не изменится и госпошлина за выдачу водительского удостоверения — 1,25 МРП (3 006 тенге в 2018 году).

Все условия для бизнеса – Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС

Глава государства также подписал Закон РК «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза». Теперь для бизнесменов упрощается прохождение таможенного контроля, внедряется механизм «единого окна». Теперь таможенные органы не будут запрашивать у декларанта документы, которые могут быть ими получены из информационных систем государственных органов в рамках информационного взаимодействия.

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов ранее разъяснял, что закон также предусматривает электронное декларирование.

«Не будет необходимости прикладывать какие-либо подтверждающие документы. Все необходимые сведения указываются в самой декларации. Декларирование на бумаге останется лишь в отдельных случаях – например, при технических сбоях», – пояснил министр.

Помимо акцента на информационные технологии появился ряд возможностей, позволяющих участникам внешнеэкономической деятельности оптимизировать свои расходы: к примеру, получить отсрочку по таможенным пошлинам и налогам.

Если по каким-либо причинам декларант не сможет сразу рассчитаться с бюджетом по таможенным пошлинам, то государство даёт ему право воспользоваться отсрочкой на месяц с уплатой процентов.

В отдельных случаях предоставляется рассрочка до шести месяцев без уплаты процентов. К примеру, при осуществлении поставок в рамках международных договоров, при ввозе сельхозтехники, посевных материалов, племенных животных, при ущербе в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Таким образом Таможенный кодекс ЕАЭС облегчит ведение внешнеэкономической деятельности, позволит максимально использовать транзитный и экспортный потенциал стран-участниц Евразийского экономического союза.

Таможенный кодекс ЕАЭС по своей важности является вторым документом после Договора о Евразийском экономическом союзе. Он должен вступить в силу с 1 января 2018 года.

Жильё военнослужащим. Всем без исключения

Президент Казахстана в этом году подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищных отношений», направленный на повышение престижа воинской службы, социально-правового статуса военнослужащих и их семей.

Целью закона стало создать все необходимые жилищные условия для казахстанских военнослужащих за счёт государства.

Теперь тем, кто решил связать свою жизнь с военной службой, ежемесячно перечисляют жилищные выплаты. Сумма этих выплат напрямую зависит от региона, где проживает военнослужащий.

Также одной из новелл закона стал жилищный вопрос членов семьи военнослужащих, погибших, умерших при прохождении воинской службы.

В этом случае государством предусмотрена единовременная денежная компенсация в размере рыночной стоимости нового жилья в регионе, в котором погибший, умерший военнослужащий проходил службу.

Кроме того, законом решён вопрос обеспечения жильём военнослужащих, получивших увечья или заболевания, вследствие чего снятых с воинского учета. Этим категориям военнослужащих также предлагается выплатить единовременную денежную компенсацию по рыночной стоимости нового жилья.

Защита прав казахстанцев в уголовном процессе

Закон, принятый по инициативе Президента Казахстана, предусматривает поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, законы «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О прокуратуре». Все эти законы Нурсултан Назарбаев подписал, чтобы:

  • Усилить защиту прав граждан в уголовном процессе и снизить его репрессивность.
  • Повысить состязательность в уголовном процессе, в том числе за счёт расширения прав адвокатов.
  • Расширить судебный контроль на досудебной стадии.
  • Распределить процессуальные полномочия.
  • Упростить уголовный процесс.
  • В 2017 году Президент уделял много внимания работе правоохранительных органов и следствию по уголовным делам. В октябре Нурсултан Назарбаев выступил с конкретными замечаниями.

    «Что касается полиции, ещё много чего надо сделать. Мы в Уголовный кодекс, в Административный кодекс внесли изменения, но в вопросах следствия остаётся лазейка для того, чтобы давить на человека. Человек или адвокат должен участвовать в самом начале процесса. Или человека, допустим, осуждают по какой-то статье. Что он там проворовался или что-то такое сделал. И смотрит следователь: не хватает фактов для доказательств, – так вот, ему припаяют побочное: что его жена купила какой-то дом. И уже начинают судить по этому. Это в какие правовые рамки лезет вообще? И это делается следствием, потому что нет контроля от начала до доведения до суда. Сейчас мы над этим работаем», – сказал Нурсултан Назарбаев.

    Не брать, оставить всё в Нацфонде – Президент

    Деньги из Национального фонда – об этом говорили многочисленные депутаты, высокопоставленные чиновники. Точку в вопросе поставил Нурсултан Назарбаев, подписав Закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2018-2020 годы».

    Законом предусматривается утверждение размера гарантированного трансферта из Нацфонда РК в республиканский бюджет на 2018-2020 годы.

    Начиная с 2020 года, гарантированный трансферт в республиканский бюджет зафиксирован в абсолютном значении в тенге и установлен в размере 2 трлн тенге.

    В целях плавного перехода на новое правило размер гарантированного трансферта из Нацфонда в республиканский бюджет будет снижен поэтапно:

  • в 2018 году – 2,6 трлн тенге;
  • в 2019 году – 2,3 трлн тенге;
  • в 2020 году и последующие годы – 2 трлн тенге.
  • В ноябре 2016 года глава государства заявил, что необходимо уменьшить целевые трансферты из Нацфонда.

    «В целях сохранения средств Нацфонда, который нас выручает, мы его должны сохранять, в 2016 году поручаю сократить объём гарантированного трансферта на 400 млрд тенге. Не брать, оставить в Нацфонде. Такая возможность есть. Уменьшить целевой трансферт на 50 млрд тенге. Правительству надо предусмотреть расходы на реализацию моих поручений на предстоящий трёхлетний период в проекте бюджета на 2017-2019 годы. Аппарат Президента возьмёт этот вопрос под свой жёсткий контроль», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

    Спустя год стало известно, что за 10 месяцев 2017 года в Нацфонд поступило 1,6 трлн тенге, но сумма расходов достигла 4 трлн. По мнению аналитиков, уменьшение общего объёма Нацфонда происходит из-за резкого увеличения использования средств резерва при медленном росте поступлений.

    Депутаты неоднократно поднимали вопрос по ситуации с Национальным фондом. Екатерина Никитинская предлагала внести поправки в Конституцию и обязать квазигосударственный сектор отчитываться перед Парламентом.

    В декабре 2016 года премьер-министр Бакытжан Сагинтаев призвал умерить аппетиты, тратя деньги из Нацфонда.

    Бюджет 2018-2020: сколько будет денег, сколько из них потратят

    Нурсултан Назарбаев утвердил республиканский бюджет на 2018-2020 годы.

    Все три будущих года расходная часть бюджета будет превышать доходную. Например, в 2018 году в казну поступит 8449,9 млрд тенге, а расходы составят 8949,6 млрд. Дефицит бюджета составит 639,6 млрд тенге или около 1,1% валового внутреннего продукта. Как ожидается, его перекроют за счёт трансферта из Национального фонда.

    В 2019 и 2020 годах ситуация сохранится: госаппарат продолжит тратить больше, чем будет зарабатывать. Это видно по графику – дефицит не будет ниже 600 млрд тенге: в 2019-м он установлен на уровне 607,9 млрд, а в 2020-м – 654 млрд.

    О том, почему расходная часть бюджета будет превышать доходную, можно прочитать здесь.

    Все должны быть на родине. Даже преступники

    В этом году Казахстан смог договориться о передаче осуждённых лиц с Саудовской Аравией, Сербией, а также Ираном. Теперь, если в этих странах граждане Казахстане будут признаны виновными в совершении преступлений и приговорены к отбыванию срока, они могут понести наказание на родине. Такое же соглашение у Казахстана есть с Китаем.

    В 2016 году власти Китая передали Казахстану семь осуждённых.

    Одним из громких случаев, связанных с экстрадицией граждан Казахстана, можно назвать ситуацию Акжаркын Турлыбай. Она была осуждена на пожизненное заключение в Китае за контрабанду наркотиков. 20-летняя студентка была задержана в аэропорту города Гуанчжоу. По словам девушки, она стала жертвой обмана: её подставили люди, с которыми она познакомилась в ночном клубе Алматы.

    Семья осуждённой в Китае Турлыбай по-прежнему надеется на её возвращение, а её адвокат выразил надежду, что в скором времени по международному соглашению её экстрадируют в Казахстан. Позже он сообщил, что сейчас защита девушки рассматривает все возможные способы её возвращения на Родину.

    Новые правила дорожного движения

    В октябре уходящего года в законную силу вступили поправки к Правилам дорожного движения. Теперь представитель правоохранительных органов при остановке авто обязан незамедлительно подойти к водителю, объяснить причину остановки, по требованию водителя предъявить служебное удостоверение и в случае фиксации нарушения предъявить соответствующие доказательства. Ранее полицейский мог просто озвучить причину остановки и предъявить служебное удостоверение.

    Отныне если вы пассажир автомобиля, который остановил инспектор полиции, вы имеете право выйти из машины. Раньше этого делать было нельзя.

    Если ранее в правилах было прописано, что «на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств не осуществляется движение и не производится остановка других транспортных средств на этой полосе, кроме общественного транспорта», то в новых поправках это не касается велосипедистов. Они могут ехать по полосе для общественного транспорта, правда, при условии, что рядом нет велосипедной дорожки.

    Более подробно о том, что изменилось для казахстанских автолюбителей и велосипедистов, можно прочитать здесь.

    Прокурорские проверки, и кто такой теперь следователь

    Подписанный Президентом Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы» в корне поменял работу казахстанских следователей и прокуроров.

    Теперь права следователя на обжалование решений прокурора расширены. Действия и решения следователя и дознавателя могут быть обжалованы начальниками следственного отдела и органа дознания.

    Аналогично поступили и со следственными судьями: их полномочия тоже расширили. Что касается представителей органов национальной безопасности, то их наделили правом расследовать уголовные дела о коррупции в отношении сотрудников специальных госорганов, антикоррупционной службы и военнослужащих.

    В Законе «О прокуратуре» особое внимание уделяется повышению доверия со стороны населения. А вот если говорить о проверках, то прокурорских проверок станет намного меньше: даже проверки по жалобам теперь будут поручаться компетентным органам.

    Но прокуроры смогут проводить проверки только в случаях конфликта интересов в деятельности госоргана либо обжалования его решений, а также по поручению главы государства. В целях усиления гарантий для бизнеса будут регламентированы права проверяемых лиц.

    Перераспределение власти в Казахстане

    Инициатива Президента Казахстана о передаче части полномочий президента Правительству стала одной из самых обсуждаемых в 2017 году. Таким образом, в Казахстане часть полномочий президента передана парламенту и правительству. При этом Казахстан остается государством с президентской формой правления.

    Теперь Правительство Казахстана ответственно за:

  • определение приоритетных секторов экономики в области индустриально-инновационной деятельности;
  • определение порядка разработки проекта республиканского бюджета;
  • установление порядка составления и предоставления отчёта о реализации стратегического плана;
  • создание специальных экономических зон;
  • определение перечня объектов, которые не могут быть переданы для целей государственно-частного партнёрства;
  • введение специального валютного режима на основе совместного представления Национального банка и соответствующих уполномоченных органов;
  • определение границ областей и городов республиканского значения;
  • определение перечня водохозяйственных сооружений, имеющих особое стратегическое значение;
  • утверждение перечня праздничных дат.
  • По согласованию с Президентом Казахстана Правительство ответственно за:

  • определение системы государственного планирования;
  • утверждение перечня объектов, в том числе стратегических, находящихся в государственной собственности и собственности субъектов квазигосударственного сектора, не подлежащих отчуждению.
  • Президент Казахстана также подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Согласно принятым поправкам Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом. В свою очередь премьер-министр вносит представление главе государства о кандидатурах членов Правительства после консультаций с Мажилисом. Это правило не распространяется на министра иностранных дел, министра внутренних дел и министра обороны. Их назначает самостоятельно глава государства.

    Комментируя поправки, Нурсултан Назарбаев сказал следующее:

    «Всех волнует целостность нашей страны, стабильность государства, единство и дружба народа. Власть станет более сбалансированной, гибкой и эффективной. Принимаемые изменения системны по своей сути, они получили широкий общественный резонанс и одобрение».

    Медицинское страхование

    Первый день в 2017 году начался с новости о том, что в Казахстане вступил в силу закон об обязательном медицинском страховании. Работодатели начали отправлять отчисления в страховой фонд с 1 июля 2017 года, а очередь государства должна наступить с 1 января 2018 года.

    Изначально обязательное социальное медицинское страхование планировали внедрить с января 2017 года. Соответствующий закон уже был подписан, однако буквально за несколько месяцев до назначенного срока в Министерстве здравоохранения и социального развития заявили, что не успевают, и попросили об отсрочке.

    Причин для этого оказалось несколько. В том числе и утверждённые в 2016 году новые правила использования средств из государственного бюджета. Если раньше деньгами распоряжались местные власти сами, то теперь финансирование будет централизованным, а чтобы перестроиться, нужно время.

    Отсрочку Минздрав также попросил для того, чтобы во всех регионах установить на одном уровне тарифы на оказание помощи пациентам с заболеваниями, относящимися к социально значимым. Речь идёт о таких болезнях как туберкулёз, ВИЧ, гепатиты «В» и «С», сахарный диабет, онкология, детский церебральный паралич.

    Согласно принятому закону, работодатели будут вносить средства за своих работников в Фонд обязательного медицинского страхования. Процент ставки будет поэтапно повышаться: с 4 до 7%.

    В случае, если работодатель прекратит делать отчисления в фонд и задолженность превысит 3 месяца, его сотрудник не сможет получить медицинскую помощь в рамках системы страхования.

    От уплаты взносов в фонд освобождаются 15 категорий граждан, относящихся к социально уязвимым слоям населения.

    С введением обязательного медицинского страхования грядут существенные перемены и в сфере оказания медицинских услуг детям. Если прежде школьные медпункты были подконтрольны Министерству образования и науки, то теперь их передадут на баланс Министерства здравоохранения и социального развития.

    О том, как и кем будут делаться отчисления средств в фонд социального медстрахования, прочитать подробнее можно здесь.

    Передаются полномочия от президента Правительству по образованию Республиканской бюджетной комиссии и определению порядка составления и представления годового отчёта об исполнении республиканского бюджета.

    Также Правительству передаются полномочия определения по согласованию с президентом системы государственного планирования.

    Вместе с тем за главой государства закрепляется право утверждения стратегических планов госорганов, непосредственно подчинённых и подотчётных президенту.

    Также проектом Конституционного закона предусматривается передача Высшему судебному совету полномочия президента по установлению порядка выдачи удостоверений судьям.

    100 млн долларов Кыргызстану: зачем?

    Нурсултан Назарбаев в этом году подписал закон, предусматривающий оказание помощи Кыргызстану.

    «Казахстанская сторона в целях содействия процессам интеграции Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз окажет кыргызской стороне помощь, эквивалентную 100 миллионам долларов», – говорится в законе.

    Помощь кыргызской стороне должна была ускорить реализацию мероприятий, предусмотренных «дорожными картами» по присоединению Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу.

    Однако спустя некоторое время в Кыргызстане распространились слухи: соседняя республика отказывается от помощи на фоне происшедшего скандала между двумя братскими странами.

    Позже министр финансов Казахстана Бахыт Султанов прокомментировал, насколько распространяемая информация достоверна.

    Оказалось, что Кыргызская Республика не заявляла об отказе от технической помощи Казахстана в рамках присоединения к ЕАЭС, было заявлено об отказе от гуманитарной помощи, поскольку в ней отпала необходимость и все проблемы были уже решены.

    «По части технической помощи, которая исходит из 100 млн долларов в рамках присоединения Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу, здесь каких-либо отказов на сегодняшний день не прозвучало. Мы в плановом порядке двигаемся по выделению средств из республиканского бюджета», – сообщил Бахыт Султанов.

    Он отметил, что кроме Казахстана техническую помощь Кыргызстану оказывает и Россия.

    Жизненно важные интересы страны

    Летом 2017 года Нурсултан Назарбаев принял закон, проект которого вызвал резонанс в казахстанском обществе. В законе говорится о «жизненно важных интересах страны». Большинство не понимало, что скрывается под этой формулировкой. Дискуссии были вызваны и тем, что в законе говорилось о лишении гражданства Казахстана за акт терроризма.

    В Министерстве юстиции при обсуждении законопроекта сообщили, что никаких новых статей в Уголовный кодекс РК ведомство вносить не будет. Однако в связи с необходимостью создания законопроекта по внесению изменений в УК предлагается ввести дополнительное наказание в виде лишения гражданства за «причинение тяжкого вреда жизненно важным интересам Казахстана».

    «В соответствии с проектом под тяжким вредом жизненно важным интересам (республики. – Авт.) понимается вред, причинённый в результате совершения определённых преступлений. Число этих преступлений составляет 15 статей», – сообщал ранее директор департамента законодательства МЮ РК Дархан Игембаев.

    Министерство юстиции РК перечислило статьи УК, которые подпадают под понятие «жизненно важные интересы республики»:

    • Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны.
    • Пропаганда или публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.
    • Производство, приобретение или сбыт оружия массового поражения.
    • Применение запрещённых средств и методов ведения войны.
    • Геноцид
    • Нарушение законов и обычаев войны.
    • Экоцид.
    • Преступное нарушение норм международного гуманитарного права во время вооружённых конфликтов.
    • Участие в иностранных вооружённых конфликтах.
    • Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни.
    • Вооружённый мятеж.
    • Создание, руководство экстремистской группой или участие в её деятельности.
    • Незаконное собирание, распространение, разглашение государственных секретов.
    • Сдача или оставление противнику средств ведения войны.
    • Пропаганда или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан.

    Что будет с пенсиями и пособиями по рождению ребёнка

    Подписав Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения» Нурсултан Назарбаев повысил сумму пенсий и пособий по рождению ребёнка.

    Закон коснулся всех пенсионеров, численность которых в Казахстане превышает 2 млн человек. С 1 июля 2017 года размер минимальной пенсии в нашей стране составляет 45 711 тенге.

    Что касается повышения максимального размера дохода, принимаемого для назначения пенсий по возрасту, то он повышаются с 41 до 46 месячных расчётных показателей. Также в законе предусматривается перенос предусмотренного срока внедрения обязательных пенсионных взносов работодателя с 2018 на 2020 год.

    Законопроектом также предусмотрено повышение единовременного пособия в связи с рождением ребенка на 20%.

    Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

    informburo.kz

    Законодательство Казахстана

    База данных «Законодательство Казахстана» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

    СоюзПравоИнформ выпускает базу данных «Законодательство стран СНГ». Частью этой системы является национальный раздел «Законодательство Казахстана». Этот раздел содержит действующие нормативные документы на русском языке и позволяет получить информацию о всех отраслях права Республики Казахстан.

    Особенности законодательства Казахстана

    • Нормативные документы в Казахстане выпускаются на государственном и русском языках.
    • Документы, включенные в ИПС «Законодательство стран СНГ», получены из официальных источников .
    • Состав раздела «Законодательство Казахстана»

      Посмотреть список документов, включенных в национальный раздел «Законодательство Казахстана», Вы можете на нашем правовом сервере. Воспользуйтесь формой «Поиск документов» для получения списка по интересующей Вас тематике или известным Вам реквизитам.

      Новые и обновленные документы по законодательству Казахстана

      Ежедневно наши специалисты просматривают десятки источников правовой информации и обновляют базу данных «Законодательство стран СНГ». Вы можете посмотреть добавленные и обновленные документы за определенный период.

      Основные документы по законодательству Казахстана

      Предлагаем вашему вниманию подборку наиболее важных документов, отобранных специалистами СоюзПравоИнформ.

      kz.spinform.ru

      Законы кодексы рк

      «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О занятости населения» Закон Республики Казахстан от 22 октября 2005 года N 84 Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 г. «О занятости населения» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., N 3, ст. 18; 2004 г., N 2, ст. 10; 2005 г., N 7-8, ст.

      Закон Республики Казахстан от 16 января 2009 года № 121-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и адресной социальной помощи»

      Закон Республики Казахстан от 16 января 2009 года № 121-IV О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и адресной социальной помощи Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О занятости населения» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 3, ст. 18; 2004 г., № 2, ст. 10; 2005 г., № 7-8, ст. 19; № 17-18, ст. 76; 2006 г., № 3, ст.

      Закон Республики Казахстан от 5 мая 2009 года № 159-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и обязательного социального страхования»

      О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и обязательного социального страхования Закон Республики Казахстан от 5 мая 2009 года № 159-IV Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г.

      Закон Республики Казахстан от 16 января 2009 года № 121-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и адресной социальной помощи»

      Закон Республики Казахстан от 16 января 2009 года № 121-IV

      О внесении изменений и дополнений

      в некоторые законодательные акты Республики Казахстан

      по вопросам занятости и адресной социальной помощи

      www.enbek.gov.kz

      Законодательство

      14 декабря 2015

      Внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс РК

      Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» направляет для сведения информацию об изменениях и дополнениях, внесенных в Налоговый кодекс, следующими Законами РК (приложение 1):

      1) от 3 декабря 2015 года № 432-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования»;

      2) от 24 ноября 2015 года № 422-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам неработающих кредитов и активов банков второго уровня, оказания финансовых услуг и деятельности финансовых организаций и Национального Банка РК»;

      3) от 24 ноября 2015 года № 421-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам миграции и занятости населения»;

      4) от 17 ноября 2015 года № 408-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам оказания государственных услуг»;

      5) от 17 ноября 2015 года № 407-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам индустриально-инновационной политики»;

      6) от 29 октября 2015 года № 376-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам предпринимательства»;

      7) от 29 октября 2015 года № 373-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам сельскохозяйственных кооперативов».

      Вместе с тем сообщаем, что в Налоговый кодекс внесены изменения и дополнения другими законодательными актами РК (приложение 2), а также направляем памятки по применению специальных налоговых режимов (приложения 3 и 4).

      1) Информация об изменениях и дополнениях в Налоговый кодекс (приложение 1),

      2) Список законодательных актов РК, предусматривающих внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс (приложение 2),

      3) Памятки по применению специальных налоговых режимов (приложения 3 и 4).

      Член правления Р. Журсунов

      Об изменениях и дополнениях в Налоговый кодекс

      1. Закон РК от 3 декабря 2015 года № 432-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» (далее — Закон)

      Законом предусмотрены следующие изменения и дополнения в Налоговый кодекс, касающиеся налоговой политики:

      1) увеличение предельного размера совокупной площади земельных участков сельскохозяйственного назначения (пастбищ) для крестьянских и фермерских хозяйств, применяющих специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога;

      2) отмена уплаты сбора за регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;

      3) увеличение необлагаемого дохода по индивидуальному подоходному налогу от 55 до 75 — кратного размера месячной заработной платы для социально уязвимых слоев населения (участников Великой отечественной войны, инвалидов I, II, III групп, ребенка – инвалида и т.д.);

      4) предоставление льгот по налогу на транспортные средства общественным объединениям по одному легковому автотранспортному средству с объёмом двигателя до 3000 куб. см. и одному автобусу;

      5) освобождение от налогообложения индивидуальным подоходным налогом дохода физического лица в виде дохода, полученного от прекращения обязательств по кредиту (займу, микрокредиту) в установленных случаях;

      6) освобождение с 1 января 2015 года по 1 июля 2016 года от налогообложения индивидуальным подоходным налогом дохода физического лица в виде дохода, полученного от прощения долгов в рамках программы Национального банка РК по рефинансированию ипотечных и жилищных займов;

      7) снижение ставки налога на имущество с 1,5% до 0,1% для юридических лиц по инфраструктурам аэропортов (аэродромных комплексов, терминалов), за исключением аэропортов Астаны и Алматы;

      8) освобождение от корпоративного подоходного налога дохода от аэропортовской деятельности и дохода от технического обслуживания, связанного с авиаперевозками;

      9) отмена ряда сборов и снижение ставок сборов за сертификацию в сфере гражданской авиации в целях развития и расширения малой и сверх малой авиации;

      10) продление сроков действия норм до 2022 года, согласно которым уплата налога на добавленную стоимость при импорте товаров производится методом зачета;

      11) распространение на периоды 2009–2010 годов нормы по исключению части второй пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса по учету курсовой разницы;

      12) изменение объекта обложения и ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на подземные воды;

      13) исключение положения, предусматривающего увеличение в 10 раз ставки платы за эмиссии в окружающую среду сверх установленных нормативов с 1 января 2017 года;

      14) уменьшение корпоративного подоходного налога на 100% для лиц, осуществляющих перевозку груза морскими судами, зарегистрированными в международном судовом реестре РК;

      15) освобождение от обложения косвенными налогами товаров, ввозимыми физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;

      16) введение ставки акциза на пивной напиток и лицензионного сбора на производство пивного напитка;

      17) уменьшение ставки акциза на алкогольную продукцию с 1 600 тенге на 1 380 тенге за 1 литр безводного спирта в 2016 году;

      ряд других изменений и дополнений.

      Также Законом предусмотрены изменения и дополнения в Налоговый кодекс, касающиеся налогового администрирования:

      1) уточнены положения о возврате налога на добавленную стоимость, накопленного в период проведения геологоразведочных работ и обустройства месторождения и возникшего до начала экспортных сделок;

      2) сокращен срок возврата (зачета) внесенных денег на счет временного размещения денег уполномоченного органа при импорте алкогольной продукции в РК из стран Таможенного союза с 20 до 10 дней;

      3) увеличен срок подачи налогового заявления с 3 до 5 рабочих дней в случае технической неисправности контрольно-кассовой машины;

      4) определен предельный размер госпошлины при оспаривании уведомлений по актам проверок – для юридических лиц 20 000 МРП, для индивидуальных предпринимателей – 500 МРП;

      5) установлена формула по определению производственной себестоимости попутного газа, добываемого при добыче нефти;

      6) установлен порядок определения коэффициента баррелизации сырых нефти и нефтепродуктов;

      7) продлено до 1 января 2017 года действие пункта 8 статьи 237 Налогового кодекса;

      8) определен объект обложения налогом на добавленную стоимость при передаче и перемещении товаров в рамках Таможенного союза в пределах одного юридического лица;

      9) упорядочена процедура регистрации контрольно-кассовых машин, являющихся банковскими компьютерными системами;

      10) введено обязательство по оформлению сопроводительных накладных в электронном виде с 1 июля 2016 года — при внутреннем перемещении, импорте и экспорте табачных изделий, импорте алкогольной продукции и нефтепродуктов, с 1 января 2017 года — на все товары;

      11) введено право налоговых органов на проведение тематических (внеплановых) проверок по вопросу наличия товарно-транспортных накладных;

      12) установлена новая форма налоговых регистров для осуществления мониторинга крупных налогоплательщиков;

      13) установлено требование по обязательной выписке счетов – фактур в электронном виде (с 1 января 2016 года – для уполномоченных экономических операторов, с 1 июля 2016 года – для уполномоченных экономических операторов, таможенных представителей и перевозчиков, владельцев СВХ и таможенных складов, с 1 января 2017 года — для всех плательщиков НДС);

      14) снижен минимальный размер оборота для обязательной постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость и упразднена процедура добровольной постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость (с 1 января 2017 года с 30 000 МРП на 3 234 МРП);

      Налогообложение крестьянских и фермерских хозяйств

      Законом для применения специального налогового режима на основе уплаты единого земельного налога по отдельным регионам пересмотрен предельный размер совокупной площади земельных участков сельскохозяйственного назначения. Также установлено зонирование земельных участков.

      Так, установлены следующие предельные размеры совокупной площади в зависимости от территориальной зоны:

      1 территориальная зона – 5 000 га.

      Это пастбища, расположенные на землях пустынных, полупустынных и предгорно-пустынно-степных почвенно-климатических зон Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Атырауской, Мангистауской областей, г. Алматы;

      2 территориальная зона – 3 500 га.

      Это земли Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей, г. Астаны.

      Для данных регионов сохранены действующие предельные размеры совокупной площади земельных участков.

      3 территориальная зона – 1 500 га.

      Это земли, включая орошаемые, Атырауской, Мангистауской областей, за исключением земель первой территориальной зоны.

      По орошаемым землям сохранены действующие предельные размеры совокупной площади земельных участков.

      4 территориальная зона – 500 га.

      Это земли, включая орошаемые, Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областей, г. Алматы, за исключением земель первой территориальной зоны.

      По орошаемым землям сохранены действующие предельные размеры совокупной площади земельных участков.

      При наличии земельных участков, находящихся в разных территориальных зонах, совокупная площадь таких участков не должна превышать наибольшую предельную площадь земельного участка, установленную для таких территориальных зон.

      При этом площадь земельных участков, находящихся в каждой территориальной зоне, не должна превышать размеры предельной площади земельного участка, установленные для такой зоны.

      (Памятка по применению специального налогового режима прилагается).

      Возврат превышения налога на добавленную стоимость

      Законом уточнены положения о возврате превышения налога на добавленную стоимость, накопленного в период проведения геологоразведочных работ и обустройства месторождения и возникшего до начала экспортных сделок.

      Так, в случае если превышение налога на добавленную стоимость сложилось по товарам, работам, услугам, приобретенным налогоплательщиком в период проведения геологоразведочных работ и обустройства месторождения в рамках контракта на недропользование, возврат суммы такого превышения налога на добавленную стоимость осуществляется в течение двадцати налоговых периодов равными долями.

      Требование о возврате превышения налога на добавленную стоимость налогоплательщиком указывается в очередной декларации по налогу на добавленную стоимость.

      Также данные положения не применяются к сумме превышения налога на добавленную стоимость, возврат которого осуществляется в соответствии со статьями 272 и 274 Налогового кодекса. Вступает в силу с 1 января 2016 года.

      Данные изменения предусмотрены нормами пункта 3-2 статьи 46, статьями 272, 273-1, 627 и 635 Налогового кодекса.

      Сопроводительные накладные на товары

      Законом введено обязательство, в соответствии с которым сопроводительные накладные в электронном виде должны будут оформляться также:

      1) с 1 июля 2016 года — при перемещении по территории РК, экспорте и импорте табачных изделий, импорте нефтепродуктов и алкогольной продукции.

      Обязательства по оформлению сопроводительных накладных по табачным изделиям предусмотрены нормами Закона РК «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий»;

      2) с 1 января 2017 года — при перемещении товаров по территории РК, а также ввозе товаров на территорию РК с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза и с территории государств – членов Евразийского экономического союза.

      Законом предусмотрено, что правила оформления, использования, форма и сроки сопроводительных накладных на товары утверждаются уполномоченным органом, то есть Министерством финансов РК.

      Данные обязательства предусмотрены нормами подпункта 46-1) пункта 1 статьи 12 и подпункта 9) пункта 1 статьи 14 Налогового кодекса.

      В настоящее время налоговые органы согласно положениям, предусмотренным в пункте 2, подпунктах 2) пункта 5 и 9 статьи 627 Налогового кодекса, вправе проводить тематические (внеплановые) проверки по вопросам наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо.

      Законом предусмотрено, что с 1 января 2016 года такие проверки будут проводиться, в том числе по вопросам наличия и подлинности сопроводительных накладных на табачные изделия.

      Также предусмотрена административная ответственность за нарушение правил применения сопроводительных накладных на товары с 1 января 2017 года.

      Данная ответственность предусмотрена в новой статье 283-1 Кодекса РК «Об административных правонарушениях».

      Товарно-транспортные накладные

      Законом внесены изменения в пункт 2, подпункты 2) пункта 5 и 9 статьи 627 Налогового кодекса, в соответствии с которыми с 1 января 2016 года налоговые органы вправе проводить тематические (внеплановые) проверки по вопросу наличия товарно-транспортных накладных на импортируемые товары и соответствия наименования товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных, при проверке автотранспортных средств на постах транспортного контроля или дорожной полиции.

      Налоговые регистры

      Законом установлены новые формы налоговых регистров для осуществления мониторинга крупных налогоплательщиков и введены новые процедуры мониторинга.

      В соответствии с изменениями, внесенными в статью 624 Налогового кодекса, с 1 января 2016 года крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу, обязаны представлять отчетность по мониторингу в виде налоговых регистров, установленных пунктом 4-2 статьи 77 Налогового кодекса.

      Ранее данная отчетность по мониторингу представлялась в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью.

      Форма налоговых регистров, в которых содержится информация по корпоративному подоходному налогу, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на сверхприбыль, о планируемых показателях финансово-хозяйственной деятельности крупного налогоплательщика на текущий и предстоящий календарные годы устанавливается уполномоченным органом, то есть Министерством финансов РК.

      Согласно новой статье 624-1 Налогового кодекса в ходе проведения мониторинга уполномоченный орган вправе требовать представление документов, подтверждающих правильность исчисления налогов и своевременность уплаты налогов и платежей, а также финансовой отчетности налогоплательщика, включая финансовую отчетность его дочерних организаций.

      В случае выявления нарушений и расхождений по результатам мониторинга предприниматель обязан представить письменное пояснение.

      Электронные счета — фактуры

      Следует отметить, что в настоящее время в соответствии с пунктом 1-2 статьи 263 Налогового кодекса счет-фактура выписывается на бумажном носителе или в электронном виде по выбору предпринимателя.

      Законом установлено требование по обязательной выписке счетов-фактур в электронной форме:

      1) с 1 января 2016 года – для налогоплательщика, являющегося уполномоченным экономическим оператором в соответствии с законодательством РК о таможенном деле (см. главу 6 Кодекса РК о таможенном деле). Данное требование предусмотрено статьей 5 Закона;

      2) с 1 июля 2016 года – для налогоплательщиков, являющихся уполномоченным экономическим оператором, таможенным представителем, таможенным перевозчиком, владельцем склада временного хранения, владельцем таможенного склада в соответствии с законодательством РК о таможенном деле (см. главу 6, статьи 25, 33, 39 и 46 Кодекса РК о таможенном деле).

      Данное требование предусмотрено в статье 6 Закона;

      3) с 1 января 2017 года – для всех плательщиков налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 263 Налогового кодекса.

      Также Законом предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка выписки счетов – фактур с 1 января 2016 года.

      Данная ответственность предусмотрена в новой статье 280-1 Кодекса РК «Об административных правонарушениях».

      Акциз и лицензионный сбор

      Законом внесены изменения и дополнения в Закон РК «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», предусматривающий введение нового вида алкогольной продукции «пивной напиток».

      Согласно изменениям пивным напитком является пивоваренная продукция с объемной долей этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более чем 7 %, которая произведена из пива (не менее 40 % объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 % массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, вкусоароматических веществ и ароматизаторов, без добавления этилового спирта.

      В этой связи, Законом в Налоговый кодекс введена ставка акциза на пивной напиток в размере 26 тенге за 1 литр, а также ставка лицензионного сбора на производство пивного напитка в размере 2000 МРП.

      Данные изменения предусмотрены в статьях 280 и 471 Налогового кодекса и вводятся в действие с 1 января 2016 года.

      Также Законом внесено изменение в Закон РК от 5 декабря 2013 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК Казахстан по вопросам налогообложения», в соответствии с которым ставка акциза на алкогольную продукцию (кроме коньяка, бренди, вин, виноматериала и пива и пивного напитка) пересмотрена с 1 600 тенге на 1 380 тенге за 1 литр безводного спирта. Вводится в действие с 1 января 2016 года.

      Данное изменение предусмотрено в пункте 14 статьи 1 Закона.

      Увеличение ставки акциза на алкогольную продукцию до 1 600 тенге за 1 литр безводного спирта предусмотрено с 1 января 2017 года согласно статье 280 Налогового кодекса.

      Налог на добычу полезных ископаемых

      С 1 января 2016 года предусмотрено изменение объекта обложения и ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на подземные воды.

      Налоговой базой для исчисления НДПИ на подземные воды является объем добытых недропользователем за налоговый период подземных вод.

      Ставка НДПИ на добычу полезных ископаемых на подземные воды устанавливается в размере 1 МРП за 1 куб. метр добытой подземной воды. НДПИ исчисляется в размере:

      0,1% от МРП по объемам подземных вод:

      добытых субъектом естественных монополий в сфере водохозяйственной системы и предназначенных непосредственно для этой деятельности;

      добытых недропользователем и реализованных им субъекту естественных монополий в сфере водохозяйственной системы и предназначенных непосредственно для этой деятельности.

      0,3% от МРП по добытым недропользователем объемам:

      подземных вод, используемых для технологических и производственных нужд при добыче и переработке других видов полезных ископаемых, включая использование подземных вод в процессе получения продукции из таких полезных ископаемых или их отходов, и для обеспечения объектов социальной сферы, находящихся на его балансе, или реализованных им другому недропользователю на эти цели;

      подземных вод для производства и (или) переработки сельскохозяйственного сырья;

      производственно-технических подземных вод;

      хозяйственно-питьевых подземных вод, используемых исключительно для хозяйственно-бытовых нужд.

      Для целей настоящей статьи под хозяйственно-бытовыми нуждами понимается использование хозяйственно-питьевой воды для обеспечения условий гигиены труда и питания работников, в том числе водоснабжение вахтовых поселков.

      25% от МРП по добытым недропользователем объемам минеральных подземных вод, хозяйственно-питьевых подземных вод, используемым для производства алкогольной и пищевой продукции и безалкогольных напитков.

      2. Закон РК от 24 ноября 2015 года № 422-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам неработающих кредитов и активов банков второго уровня, оказания финансовых услуг и деятельности финансовых организаций и Национального Банка Республики Казахстан»

      Предусмотрено освобождение от налогообложения индивидуальным подоходным налогом дохода физического лица в виде:

      1) разовой компенсации по депозитам физических лиц, принятым в национальной валюте (тенге) в связи с переходом к режиму свободно плавающего обменного курса, выплачиваемой Национальным Банком РК или организацией, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, в порядке, на условиях и в сроки, установленные Правлением Национального Банка Казахстана;

      2) компенсации по вкладам в жилищные строительные сбережения в связи с переходом к режиму свободно плавающего обменного курса.

      Данные изменения предусмотрены в подпунктах 29-1 и 29-2) пункта 3 статьи 155 Налогового кодекса и вводятся в действие с 1 января 2016 года.

      Ряд других изменений.

      3. Закон РК от 24 ноября 2015 года № 421-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам миграции и занятости населения»

      С 1 января 2017 года предусмотрено введение нового сбора за выдачу и (или) продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан.

      Данное изменение предусмотрено новой главой 68-2 Налогового кодекса.

      Плательщиками данного сбора являются физические и юридические лица, получающие или продлевающие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан.

      Не являются плательщиками сбора физические и юридические лица, привлекающие иностранную рабочую силу без разрешения местного исполнительного органа, в случаях, определяемых законами РК «О занятости населения» и «О миграции населения».

      Ставки сбора устанавливаются Правительством РК.

      Возврат или зачет уплаченных сумм сбора не производится, за исключением случаев отказа лиц, уплативших сбор, от получения или продления разрешения.

      4. Закон РК от 17 ноября 2015 года № 408-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам оказания государственных услуг»

      С 1 марта 2016 года налогоплательщики (налоговые агенты) вправе представлять налоговую отчетность (за исключением налоговой отчетности по НДС и отчетности по мониторингу), на бумажном носителе, а также налоговые заявления, перечень которых установлен уполномоченным органом, через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» вместо центра обслуживания населения.

      Данные изменения предусмотрены подпунктом 1) пункта 3 статьи 68 и пунктом 2 статьи 76 Налогового кодекса.

      Государственная корпорация «Правительство для граждан» – юридическое лицо, созданное по решению Правительства РК, для оказания государственных услуг в соответствии с законодательством РК, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг и выдаче их результатов услугополучателю по принципу «одного окна», а также обеспечения оказания государственных услуг в электронной форме.

      5. Закон РК от 17 ноября 2015 года № 407-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам индустриально-инновационной политики»

      Внесены следующие изменения и дополнения в Налоговый кодекс, предусматривающие:

      1) введение с 1 января 2016 года ставки сбора за первичную государственную регистрацию механических транспортных средств в зависимости от категории транспортного средства (Ml, М2, М3, N1, N2, N3) и года его выпуска.

      Данное изменение предусмотрено в строках 6.4, 6.4.1, 6.4.2 и 6.4.3 статьи 456 Налогового кодекса;

      2) исключение с 1 января 2016 года дохода автономного кластерного фонда, определенного законодательством РК об инновационном кластере, полученного из бюджета в виде целевого перечисления исключительно для создания совместных предприятий с участием транснациональных корпораций, а также для долевого участия в зарубежных инвестиционных фондах из совокупного годового дохода.

      Данное изменение предусмотрено в подпункте 17) пункта 1 статьи 99 Налогового кодекса;

      3) освобождение от налога на добавленную стоимость импорта следующих товаров, а также оборота по реализации:

      — автокомпонентов, используемых налогоплательщиком, заключившим соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств с уполномоченным государственным органом по инвестициям, при соответствии установленным условиям;

      Данные изменения предусмотрены в подпункте 14) пункта 1 статьи 255 и подпункте 3) пункта 2 статьи 276-15 Налогового кодекса и вводятся в действие с 1 января 2017 года.

      — сырья и (или) материалов в рамках инвестиционного контракта при соответствии установленным условиям.

      Данные изменения предусмотрены в подпункте 15) пункта 1 статьи 255 и подпункте 4) пункта 2 статьи 276-15 Налогового кодекса и вводятся в действие с 1 января 2017 года.

      6. Закон РК от 29 октября 2015 года № 376-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам предпринимательства»

      Пересмотрен срок уплаты ежегодного лицензионного сбора для предпринимателей, получивших лицензию на алкогольную продукцию (срок перенесен с 20 января на 20 июля).

      Так, с 1 января 2016 года согласно пункту 3 статьи 472 Налогового кодекса плательщики, получившие лицензию на осуществление видов деятельности в сфере игорного бизнеса, уплачивают сумму сбора ежегодно до 20 января текущего года, за исключением первого года осуществления деятельности в соответствующей сфере.

      Плательщики, получившие лицензию на осуществление видов деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции на территории ее производства, по хранению и розничной реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства, уплачивают сумму сбора ежегодно до 20 июля текущего года, за исключением первого года осуществления деятельности в соответствующей сфере.

      7. Закон РК от 29 октября 2015 года № 373-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам сельскохозяйственных кооперативов»

      Для крестьянских и фермерских хозяйств, осуществляющих расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке, предусмотрено право применения с 1 января 2016 года специального налогового режима для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов, предусматривающего 70 % льготу по ряду налогов.

      (Памятка по применению специального налогового режима прилагается)

      Список законодательных актов РК, предусматривающих внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс

      1) Закон РК от 7 апреля 2015 года № 300-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам правового регулирования сферы интеллектуальной собственности»;

      2) Закон РК от 24 апреля 2015 года № 310-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам игорного бизнеса»;

      3) Закон РК от 27 апреля 2015 года № 311-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам страхования и исламского финансирования»;

      4) Закон РК от 8 июня 2015 года № 317-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам»;

      5) Закон РК 21 июля 2015 года № 337-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования деятельности автономных организаций образования»;

      6) Закон РК от 2 августа 2015 года № 342-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам пенсионного обеспечения»;

      7) Закон РК от 27 октября 2015 года № 362-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования специальных экономических зон»;

      8) Закон РК от 27 октября 2015 года № 363-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития дорожно-транспортной инфраструктуры, транспортной логистики и авиаперевозок»;

      9) Закон РК от 27 октября 2015 года № 364-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования торговой деятельности»;

      10) Закон РК от 31 октября 2015 года № 378-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования системы отправления правосудия»;

      11) Закон РК от 31 октября 2015 года № 382-V «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности»;

      12) Закон РК от 2 ноября 2015 года № 387-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития местного самоуправления в РК»;

      13) Закон РК от 12 ноября 2015 года № 393-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственного аудита и финансового контроля»;

      14) Закон РК от 13 ноября 2015 года № 399-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам реабилитации и банкротства»;

      15) Закон РК от 13 ноября 2015 года № 400-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам амнистии граждан РК, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в РК, в связи с легализацией ими имущества»;

      16) Закон РК от 16 ноября 2015 года № 403-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам благотворительности»;

      17) Закон РК от 16 ноября 2015 года № 406-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обязательного социального медицинского страхования»;

      18) Закон РК от 18 ноября 2015 года № 412-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц»;

      19) Закон РК от 24 ноября 2015 года № 419-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информатизации».

      Памятка для крестьянских и фермерских хозяйств, переходящих на специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога

      Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования», принятым Парламентом РК 11 ноября 2015 года и направленным на подпись Главе государства, с 1 января 2016 года предусмотрено увеличение предельных размеров совокупной площади земельных участков сельскохозяйственного назначения для применения специального налогового режима на основе уплаты единого земельного налога (далее — СНР на основе ЕЗН).

      При соответствии условиям применения СНР на основе ЕЗН (с учетом увеличенных пределов совокупной площади земельных участков) крестьянским и фермерским хозяйствам для перехода необходимо не позднее 31 декабря 2015 года представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка уведомление о применяемом режиме налогообложения.

      Датой начала применения СНР на основе ЕЗН будет являться 1 января следующего года, то есть 1 января 2016 года.

      Вновь образованным крестьянским и фермерским хозяйствам выбор СНР на основе ЕЗН необходимо осуществлять в налоговом заявлении о регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя.

      Датой начала применения СНР на основе ЕЗН для таких предпринимателей является дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

      Какие хозяйства вправе применять СНР на основе ЕЗН

      Во-первых, имеющие на территории РК земельные участки на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования);

      Во-вторых, осуществляющие деятельность по производству сельскохозяйственной продукции (в том числе продукции животноводства, птицеводства, пчеловодства), продукции аквакультуры (рыбоводства), а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизных товаров;

      В третьих, соответствующие одновременно следующим условиям:

      1) совокупная площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения не превышает следующие пределы площадей земельного участка для:

      1 территориальной зоны – 5 000 га;

      2 территориальной зоны – 3 500 га;

      3 территориальной зоны – 1 500 га,

      4 территориальной зоны – 500 га.

      Применяется следующее зонирование земельных участков:

      1 территориальная зона: пастбища, расположенные на землях пустынных, полупустынных и предгорно-пустынно-степных почвенно-климатических зон Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Атырауской, Мангистауской областей, г. Алматы;

      2 территориальная зона: земли Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей, г. Астана;

      3 территориальная зона: земли, включая орошаемые, Атырауской, Мангистауской областей, за исключением земель первой территориальной зоны;

      4 территориальная зона: земли, включая орошаемые, Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областей, г. Алматы, за исключением земель первой территориальной зоны.

      2) осуществляют исключительно виды деятельности, на которые распространяется данный специальный налоговый режим;

      3) не являются плательщиками налог на добавленную стоимость.

      Памятка для крестьянских и фермерских хозяйств, переходящих на специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов

      Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам сельскохозяйственных кооперативов», подписанным Главой государства 29 октября 2015 года, с 1 января 2016 года крестьянским и фермерским хозяйствам предоставлено право применения специального налогового режима для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов (далее — СНР) (см. главу 63 Налогового кодекса).

      Для перехода на СНР крестьянским и фермерским хозяйствам необходимо не позднее 10 декабря 2015 года представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка уведомление о применяемом режиме налогообложения.

      Датой начала применения СНР будет являться 1 января следующего года, то есть 1 января 2016 года.

      Вновь образованным крестьянским и фермерским хозяйствам выбор СНР необходимо осуществлять в налоговом заявлении о регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя.

      Датой начала применения СНР для таких предпринимателей является дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

      На какие виды деятельности распространяется СНР

      Распространяется на деятельность производителей сельскохозяйственной продукции по производству сельскохозяйственной продукции (в том числе продукции животноводства, птицеводства, пчеловодства), продукции аквакультуры (рыбоводства), а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства.

      Особенность применения СНР

      Особенность применения СНР заключается в применении 70% льготы при уплате индивидуального подоходного налога с предпринимательской деятельности, НДС, социального налога, налога на имущество и налога на транспортные средства, исчисленных в общеустановленном порядке.

      К примеру: если исчисленная сумма НДС составила 250,0 тыс. тенге, то в бюджет необходимо уплатить 75,0 тыс. тенге (льготы 70% — 175,0 тыс. тенге).

      Общеустановленный порядок это порядок, установленный Налоговым кодексом, по исчислению и уплате по каждому виду налогов и других обязательных платежей.

      Исчисление других налогов и платежей, не указанных выше, производится в общеустановленном порядке без применения льготы.

      Что еще следует знать

      При осуществлении других видов деятельности, на которые не распространяется СНРпредпринимателямнеобходимо вести раздельный учет.

      При этом исчисление и уплата налогов и платежей, исчисленных по деятельности, на которые не распространяется СНР, производится без применения 70% льготы.

      pharmnews.kz