6. Эмиссия денег в обращение

Эмиссия наличных денег, увеличивающая денежную массу в обороте, организация их обращения и изъятия из обращения осуществляются Центральным банком.

Выпуск наличных денег в оборот имеет место не только в результате их эмиссии.

Выпуск безналичных денег в оборот происходит путем кредитования банками субъектов экономической деятельности. Поскольку Центральный банк осуществляет кредитование коммерческих банков, то в этом случае имеет место эмиссия безналичных денег. Однако банки могут производить за счет этих безналичных денег дальнейшее кредитование субъектов экономической деятельности, которое в последующем может сопровождаться выдачей из касс банков наличных денег. Поэтому вначале происходит эмиссия безналичных денег. Ее необходимость вызвана расширением масштабов экономической деятельности и объемов ВВП.

В процессе организации наличного денежного обращения Центральный банк: —

прогнозирует и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монеты, создает их резервные фонды; —

устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для банков; —

устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, их уничтожения; —

определяет порядок ведения кассовых операций.

Эмиссия — главный источник ресурсов Банка России (ЦБ). На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, то есть не обеспечен золотом. Официальное золотое содержание денежных единиц не устанавливается.

Обеспечением банкнотной эмиссии служат активы Центрального банка. При кредитовании банков эмиссия обеспечивается банковскими обязательствами, при кредитовании государства — государственными долговременными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты — соответственно золотом и иностранной валютой.

finlit.online

Законы денежного обращения денежный оборот и денежная эмиссия

Основные данные о работе

Законы денежного обращения, денежный оборот и денежная эмиссия

Содержание

1. Денежное обращение ………………………. 4

1.1.Понятие денежной системы ………………………………………………..4

1.2. Денежное обращение (ввести денежные агрегаты М0,м1,денежная база и денежная масса)…………………………………………………………………8

2. Денежное обращение в России на современном этапе…………………….24

2.1. Характеристика денежного обращения в 2009 году……………………..24

Список используемой литературы …………………………………………….34

Актуальность работы определена тем, что современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных взаимоотношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств. Платежная система страны неотъемлемый элемент рыночной экономики, через которую реализуются различные экономические возможности. Создание надежной платежной системы в России имеет особую значимость и является одной из ключевых проблем реформирования экономики на переходном этапе страны к рынку.

Денежное обращение-движение денег при выполнении ими своих функций в наличных и безналичных формах.

Главные составляющие денежного оборота: налично-денежный и безналичный оборот. Основную часть — платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа, используют для погашения долговых обязательств. Оно осуществляется как в наличной, так и в безналичной форме. Весь безналичный оборот является платежным, ибо предполагает разрыв во времени движения товара и денежных средств, т.е. функционирование денег в качестве средства платежа. Безналичный платежный оборот совершается преимущественно через банки. Являясь преобладающим (до 90 % всего денежного оборота ), он осуществляется в виде записей по счетам налогоплательщиков и получателей денежных средств в кредитных учреждениях, а также путем зачетов взаимных требований и передачи оборотных документов (векселей, и т.). Соответственно экономические процессы в народном хозяйстве опосредуются преимущественно безналичным платежным оборотом.

Важно отметить, производные денежного оборота – денежная масса и объем кредитов – наряду с валютным курсом являются главными объектами денежно – кредитной политики. Ясно, что в деле управления этими объектами неоценимую роль играет исследование их исходных начал – денежных и кредитных потоков (оборотов) путем учета и анализа всех операций (сделок), осуществляемых посредством денег и кредита. Такие потоки могут подразделяться по основным видам сделок, подразделениям и секторам экономики, регионам, вплоть до потоков в каждом первичном звене общественного производства – предприятии.

В России в условиях создания рыночной экономики с целью углубления анализа денежно – кредитной политики делаются только первые шаги в данной области, что во многом связано с кредитным кризисом в народном хозяйстве, обусловившим, по сути, его « товарно–безденежный характер » и приведшим к разрушению платежно – расчетных отношений между предприятиями, банками и государством. ЦБ РФ проводятся исследования платежного оборота по данным своих подразделений.

Цель работы: изучить особенности законов денежного обращения в России.

1.Раскрыть сущность понятий «денежное обращение», «закон денежного обращения», «денежная масса , денежная база» и «денежная эмиссия».

2.Рассмотреть особенности наличного и безналичного денежного обращения.

3.Исследовать строение денежной массы и денежной базы.

4.Определить роль закона денежного обращения.

5.Рассмотреть денежную эмиссию.

Основная часть

1 Денежное обращение.

1.1 Понятие денежной системы

Денежная система — такая форма организации денежного обращения, которая юридически установлена государством, учитывает исторически сложившиеся традиции и обеспечивает функционирование в стране всей финансовой системы. Основными элементами денежной системы являются:

национальная денежная единица, т. е. принятая в данной стране за единицу мера денег, в которой выражаются все цены товаров и услуг.

масштаб цен — весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы, или покупательная способность этой денежной единицы;

система эмиссии денег — законодательно установленный порядок выпуска денег в обращение, а также сами учреждения, выпускающие деньги;

законодательно установленные формы денег — специфическая система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте данной страны;

валютный паритет, обеспечивающий соотношение национальной валюты с валютами других стран;

институты денежной системы — государственные и негосударственные учреждения, которые регулируют денежное обращение на законодательной основе.

В современном мире существуют различные системы денежного обращения, каждая из которых законодательно закреплена государством и отражает исторические традиции страны. Исторически человечество знает два основных типа денежного обращения: систему обращения металлических денег, когда в обращении были полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обменивались на денежный металл; систему обращения кредитных и бумажных денег, которые перестали обмениваться на золото, а само золото ушло из обращения.

Первой системой в современном мире уже не пользуются, а вторая действует во всех странах мира с теми или иными особенностями.

Денежная масса представляет собой совокупность наличных денег и денег безналичного оборота. Для измерения количества денег применяют специальные денежные показатели – денежные агрегаты, которые утверждаются в законодательном порядке. В РФ используются денежные агрегаты, принятые в мировой практике: М0; М1; М2, которые имеют, однако, свою специфику:

М0 = Наличные деньги у населения + Остатки наличных денег в кассе юридических лиц;

М1 = М0 + Средства юридических лиц на расчётных и текущих счетах + Вклады до востребования физических лиц в коммерческих банках;

М2 = М1 + Срочные вклады населения в коммерческих банках + Срочные вклады юридических лиц в коммерческих банках;

М3 = М2 + Сертификаты коммерческих банков + Облигации свободно обращающих займов и др.

Российские денежные агрегаты аналогичны агрегатам стран с развитой рыночной экономикой по степени убывания ликвидности при переходе от одного агрегата к другому.

Использование денежных агрегатов зависит от цели, с которой они рассчитываются. Если нужно определить количество денег, находящихся вне коммерческих банков, то используется показатель М0, для измерения количества платёжных средств – М1, для измерения денег как средства накопления – М2.

Денежная база – это сумма наличных денег (М0) и денежных средств коммерческих банков, депонированных в ЦБ в качестве обязательных резервов. Эти деньги не только имеют большую ликвидность, но и показывают дееспособность ЦБ. Некоторые экономисты называют их сильными деньгами, поскольку эта категория может прямо контролироваться ЦБ, чего нельзя сказать о других элементах совокупной денежной массы. Например, количество и сумма банковских вкладов зависит не только от политики ЦБ, но и от того, как воспринимают эту политику инвесторы, доверяют ли они банкам или не доверяют.

Для расчёта пределов роста денежной массы (М2) используется денежный мультипликатор (множитель создания денег), величина которого определяется как отношение М2 к денежной базе.

Формулу множителя создания денег можно вывести следующим образом:

mc – множитель создания денег;

ДБ – денежная база;

М2 = ВН (внебанковская наличность) + БВ (банковские вклады);

ДБ = ВН (внебанковская наличность) + ОР (обязательные резервы).

Если разделить М2 на ДБ, а затем все члены формулы на БВ, то получим:

— отношение внебанковской наличности к общей сумме банковских вкладов;

— отношение всех обязательных резервов коммерческих банков к общей сумме банковских вкладов.

Размеры М2 зависят от двух основных отношений:

— отношения обязательных резервов коммерческих банков к общей сумме банковских депозитов. Например, чем ниже норма обязательных резервов, тем выше множитель создания денег и М2, и наоборот;

— отношения внебанковской наличности к общей сумме банковских депозитов. Например, рост отношения внебанковской наличности к общей сумме банковских депозитов приводит к снижению множителя создания денег и тем самым к сокращению предложения денег банками.

Первое из двух отношений непосредственно регулируется ЦБ.

Второе зависит от склонности экономических субъектов использовать деньги в сфере внебанковской деятельности, на что может воздействовать ЦБ посредством соответствующих изменений процентных ставок.

works.doklad.ru

2. Денежная эмиссия. Регулирование Банком России денежного обращения.

Официальной денежной единицей (валютой) в нашей стране является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублём и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платёжную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приёму по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот должен быть не менее одного и не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платёжного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.

На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях).

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возложены следующие обязанности:

— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;

— определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены повреждённых банкнот и монет, а также их уничтожение;

— разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

В отличие от периода существования действительных золотых денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости потеряли связь с металлической основой, Центральный банк должен создавать определённые ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчётно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приёму и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при повышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объёма налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

— необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;

— обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;

— поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и по регионам;

— сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

Сфера использования наличных денег в основном связана с доходами и расходами населения:

· расчеты населения с предприятиями розничной торговли и общественного питания;

· оплата труда предприятиями и организациями, выплата других денежных доходов;

· внесение денег населением во вклады и получение по вкладам;

· выплата пенсий, пособий и стипендий, страховых возмещений по договорам страхования;

· выдача кредитными организациями потребительского кредита;

· оплата ценных бумаг и выплата по ним дохода;

· платежи населения за жилищные и коммунальные услуги, при подписке на периодическую печать;

· уплата населением налогов в бюджет и др.

Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, т.к. основная часть расчетов совершается безналичным путем.

Данные сведения используются при прогнозировании досрочных выплат и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу, эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению Банка России.

Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России устанавливают для каждой кредитной организации сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня.

Не реже одного раза в два года учреждения банков проводят проверку соблюдения определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В свою очередь, территориальные учреждения Банка России контролируют работу учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Для определения потребности в наличных деньгах в целом по Российской Федерации, по регионам и по учреждениям банков и в соответствии с этим разработки мероприятий по стабилизации денежного обращения.

Кроме того, территориальные учреждения Банка России и кредитные организации составляют и направляют в ЦБ РФ статистические отчеты о кассовых оборотах за месяц и по пятидневкам.

Ежеквартально территориальные учреждения ЦБ РФ анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах. Результаты анализа используются ими для составления прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и осуществления совместно с учреждениями банков мер по улучшению организации оборота наличных денег и сокращению эмиссии.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более двух операционных дней в пределах субъекта Федерации и не более пяти операционных дней в пределах РФ.

В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные Банком России.

Предусмотрены порядок выработки и условия реализации единой государственной денежно-кредитной политики, а также инструменты регулирования Центральным банком величины денежной массы в обращении. Такими инструментами и методами, в частности, являются:

— процентные ставки по операциям Банка России;

— нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

— операции на открытом рынке;

— установление ориентиров роста денежной массы;

— прямые количественные ограничения.

В соответствии с принятой государственной денежно-кредитной политикой Центральный банк РФ (Банк России) в целях укрепления рубля регулирует общий объем выдаваемых им кредитов, использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки по кредитным операциям, стимулирую рост или сокращение кредитных вложений.

Банк России не может непосредственно воздействовать на процентные ставки по операциям банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются главным образом количеством денег в обращении и эффективностью посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков. Поэтому влияние Банка России на процентные ставки по операциям банковской системы с нефинансовыми агентами ограничивается регулированием денежного предложения и мерами по улучшению состояния банковской системы.

Обязательные резервы выполняют не только социальную функцию, гарантируя в случае краха банка от полного разорения вкладчиков, но и являются источником дополнительных финансовых источников для Центрального банка для регулирования денежной массы в обращении. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам кредитных организаций.

Суть операций на открытом рынке состоит в изменении предложения ссудного капитала в стране путём скупки или продажи ценных бумаг Центральным банком, вливания финансовых средств в экономику или изъятия ликвидных средств.

Учётная политика Центрального банка состоит в учёте и переучёте коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, транспортных, торговых и других предприятий. Центральный банк выдаёт кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учётную ставку. Как правило, учётная ставка Центрального банка направлена на лимитирование переучёта векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объём выдаваемых ссуд.

Валютное регулирование связано с куплей-продажей Банком России иностранной валюты. Эти операции Банка России на валютном рынке позволяют воздействовать на курс рубля в иностранной валюте и на величину денежной массы в обращении.

Наряду с экономическими методами регулирования денежного обращения, которые были перечислены выше, Банк России в исключительных случаях может применять прямые количественные ограничения в виде установления лимитов на рефинансирование банков, на проведение банками отдельных операций. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Основные направления единой денежно-кредитной политики на предстоящий год определяются Банком России. Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Затем указанный документ должен быть представлен в Государственную Думу. В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики даются анализ состояния и прогноз развития экономики России на следующий год, определяются цели и задачи единой государственной денежно-кредитной политики, ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

economics.studio

Право денежной эмиссии и его реализация (Кучеров И.И.)

Дата размещения статьи: 28.06.2015

Право чеканить монету (jura cudendae monetae — лат.) издавна узурпировалось власть имущими. Следует, правда, заметить, что изначально это право не имело явной персонификации, поскольку довольно распространенным было такое положение дел, когда на территории того или иного государства существовало несколько автономно функционирующих эмиссионных центров. Так, в период Средневековья чеканку монет в королевских пределах во множестве осуществляли крупные феодалы и городские власти . Имели место также примеры, когда чеканка монеты полностью или частично отдавалась на откуп отдельным лицам частного права, например так называемым «денежникам». Лишь примерно к XVII в. окончательно укоренилось единоличное право государей на денежную эмиссию в виде королевской монетной регалии, что стало сопровождаться процессом постепенной централизации монетного дела. С этого времени деньги становятся неотъемлемым атрибутом государственной власти, а их прием всеми обеспечивается общеобязательными установлениями и силой государственного же принуждения. Введение монополии на изготовление монет и переход к правовому регулированию вопроса о том, что именно люди обязаны использовать в качестве узаконенного платежного средства, как раз и явились решающими шагами, которые позволили государству окончательно поставить под свой контроль денежную систему общества .

———————————
См., напр.: Овчинников В.А. Суверенитет феодального государства // Военно-юридический журнал. 2006. N 10.
См.: Ротбард М. Государство и деньги: как государство завладело денежной системой общества. 3-е изд. / Пер. с англ. и франц.; под ред. и с предисловием Г. Сапова. Челябинск, 2008. С. 88.

Начиная с периода новой истории, а затем уже и в новейшее время право денежной эмиссии стало безраздельно принадлежать государствам как единственным носителям суверенитета в пределах их территорий. Так, профессор Л.А. Лунц в свое время по этому поводу писал, что «одним из основных начал публичного права всех стран является суверенитет государства в области денежного обращения. Правительство всегда пользуется исключительным правом на чеканку монеты, изготовление государственных бумажных денежных знаков и на выпуск тех и других в обращение. Монеты и бумажные знаки, выпускаемые правительством и получившие на деле значение всеобщего орудия обмена, могут быть названы «государственными деньгами» . В этой же связи зарубежными исследователями отмечается, что деньги являются «продуктом воли государства» и «чисто национальным институтом» . Присущее государству верховенство власти на своей территории и независимость в международных отношениях являются важнейшими признаками государственного суверенитета как определенного правового состояния. На этот счет можно отнести и справедливое суждение М.В. Карасевой, которая полагает, что «все суверенные права государства имеют материальные формы реализации и в этом смысле являются манифестацией государственного суверенитета. В связи с этим эмиссия наличных денег и признание именно их законным средством наличного платежа имеют и непосредственно политико-правовое значение» . Не случайно отдельные авторы и вовсе рассматривают денежную власть как ветвь государственной власти .
———————————
См.: Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М., 1999. С. 46.
См.: Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. с франц. М., 2001. С. 453.
См.: Карасева М.В. Законное платежное средство: финансово-правовое регулирование // Финансовое право. 2006. N 9.
См.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и современность. М., 1998. С. 42.

Тем не менее процесс глобализации валютного рынка привел к тому, что вопрос денежной эмиссии перестал являться сугубо внутригосударственным и в современном мире рассматривается также с позиций международного права. При этом следует акцентировать внимание на том, что только те публично-правовые образования, у которых наличествуют указанные выше признаки суверенитета, и могут рассматриваться в качестве полноценных субъектов права денежной эмиссии. Иные же публично-правовые образования, например, не обладающие международной правосубъектностью самопровозглашенные государства и территории, субъектами права денежной эмиссии с правовой точки зрения не являются. В случае фактического выпуска ими в обращение каких-либо денежных знаков могут иметь место факт непризнания их мировым сообществом в качестве валюты и, соответственно, отказ от включения их в Межгосударственный классификатор валют.
Рассматривая право денежной эмиссии, необходимо исходить из того, что составной частью государственного суверенитета является экономический суверенитет, который предполагает суверенное право государств свободно распоряжаться своим имуществом и ресурсами, осуществлять экономическую деятельность и являться равноправными участниками международных экономических отношений . Утрата государством экономического суверенитета означает утрату им своего материального базиса и экономической правосубъектности и в конечном счете может привести к тому, что соответствующее публично-правовое образование вообще перестанет существовать как субъект международного права. С учетом этого целью любого государства является обеспечение и защита экономического суверенитета, для чего вырабатывается особый экономико-правовой механизм, представляющий собой систему правовых и экономических средств . Очевидно, что в состав этой системы входят также средства регулирования сферы денежного обращения, к использованию которых прибегают государства в рамках проводимой ими денежно-кредитной политики.
———————————
См. подробнее: Блищенко И., Дориа Ж. Понятие экономического суверенитета государства // Правоведение. 2000. N 1. С. 200 — 217.
См. подробнее: Грачев В.С., Серов К.Н. Правовые средства обеспечения экономического суверенитета современного государства // История государства и права. 2007. N 8.

В юридической литературе довольно распространенной является точка зрения, согласно которой суверенитет государства может иметь различное отраслевое содержание. В частности, в составе экономического суверенитета специалистами выделяются такие его составляющие, как фискальный (налоговый) суверенитет, таможенный суверенитет, торговый суверенитет, денежный (валютный) суверенитет и др. Таким образом, денежный, или, иначе, валютный, суверенитет следует рассматривать в качестве одного из важнейших элементов государственного суверенитета в целом и экономического суверенитета в частности.
———————————
См., напр.: Остроухов Б.А. Международно-правовые проблемы фискального суверенитета государства // Юридический мир. 2009. N 3; Овчинников С.Н. Таможенный суверенитет: верховенство государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 3. С. 6 — 9; Лисицын А.Ю. Валютно-правовой режим в Российской Федерации // Реформы и право. 2010. N 1. С. 3 — 12.

Денежный (валютный) суверенитет, который нас интересует в данном случае, базируется на суверенном праве государства осуществлять денежную эмиссию, т.е. изготовление и выпуск в обращение на своей территории законных платежных средств. Полагаем, что право денежной эмиссии является ключевым в составе соответствующих суверенных экономических правомочий государства, к числу которых также относится право последних самостоятельно осуществлять денежно-кредитную политику и правовое регулирование сферы денежного обращения. В этой связи справедливо отмечается, что в основании денежного (валютного) суверенитета присутствует полномочие государства по определению и созданию законного платежного средства. При этом государство призвано обеспечить функционирование созданного им платежного средства именно как денег .
———————————
См. подробнее: Лисицын А.Ю. Валютное регулирование и валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Т. 2. М., 2007. С. 145 — 205.

Непосредственно реализация права денежной эмиссии возлагается государством на соответствующий орган. В данном случае следует вести речь о специально уполномоченном государственном органе, для которого финансовая деятельность является основной, а эмиссионная деятельность составляет часть его специальной компетенции . В настоящее время право осуществления как наличной, так и безналичной денежной эмиссии от имени государства повсеместно делегировано национальным (центральным) банкам. Хотя история, да и современная мировая практика, дает нам многочисленные примеры того, что в принципе денежная эмиссия может осуществляться и иными органами государства, например финансовыми органами или органами казначейства.
———————————
См.: Крылов О.М. К вопросу о содержании категории «эмиссионная деятельность государства» // Финансовое право. 2010. N 7. С. 6 — 9.

Все вышеизложенное в первую очередь относится на счет так называемой налично-денежной эмиссии, которая преимущественно и будет рассматриваться в последующем изложении. Однако следует учесть, что вполне позволительно вести речь и об эмиссии безналичных денег. Такая эмиссия преимущественно осуществляется посредством предоставления государством в лице национального (центрального) банка кредитов банковской системе и сводится к тому, что соответствующие безналичные денежные средства зачисляются на корреспондентские счета кредитных организаций и таким образом поступают в обращение. Кроме того, эмиссия безналичных осуществляется посредством предоставления бюджетных ассигнований. Эта эмиссия является первичной, поскольку до поступления наличных денег в обращение они уже находят отражение в виде соответствующих записей в кредитных институтах и предоставляются лишь после соответствующего списания . Тем не менее в последующем изложении мы все же сосредоточимся на вопросах налично-денежного обращения, которое в наилучшей степени отражает существо рассматриваемого процесса.
———————————
См.: Абрамова М.А. Тенденции развития денежной системы: Монография. М., 2008. С. 93.

Денежная эмиссия в узком смысле представляет собой деятельность специально уполномоченного государственного органа по непосредственному введению денег в обращение. Данная деятельность представляет собой важную, однако, по нашему мнению, далеко не единственную стадию процесса денежной эмиссии. Соответственно, понимание денежной эмиссии как процесса реализации государством денежного (валютного) суверенитета должно иметь многим более широкий формат. Во всяком случае соответствующая категория как минимум должна включать в себя деятельность государства по организации самого денежного обращения.
Не требует дополнительной аргументации утверждение, что эмиссионная деятельность является составной частью финансовой деятельности государства, которую от его имени осуществляют соответствующие органы . В одной из своих работ К.С. Бельский прямо указывает на то, что финансовая деятельность государства включает в себя в том числе деятельность по выпуску денежных знаков и организацию денежного обращения . Организация наличного денежного обращения прежде всего нацелена на прием всеми без исключения денежных знаков и использование их в качестве законных платежных средств, а также на обеспечение сохранности денежных знаков, их транспортировку, инкассацию, замену и уничтожение. Кроме того, эмиссионная деятельность государства вмещает в себя организацию осуществления наличных и безналичных расчетов. С учетом всего этого и следует определять процесс денежной эмиссии, который отдельно будет рассмотрен нами в последующем изложении.
———————————
См., напр.: Валеев Д.М. О роли органов государственной власти в механизме финансовой деятельности государства // Финансовое право. 2010. N 12. С. 6 — 9.
См.: Бельский К.С. Финансовая деятельность государства: двойственный характер, признаки, определение // Финансовое право / Под ред. С.В. Запольского. М., 2006. С. 26.

Из предыдущего содержания следует, что право денежной эмиссии принадлежит государствам, которые делегируют это право своим национальным (центральным) банкам, и наша страна в этом смысле не является исключением. Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации денежная эмиссия находится в ведении Российской Федерации. Непосредственным же органом денежной эмиссии в нашей стране является Банк России, который призван обеспечивать защиту и обеспечение устойчивости рубля, а также эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы. Соответствующие положения, как статусные, также получили закрепление на уровне акта высшей юридической силы. Согласно ч. 1 ст. 75 Конституции Российской Федерации денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Сходные положения присутствуют и в одном из основополагающих актов банковского законодательства. Так, согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ) эмиссию наличных денег и организацию их обращения Банк России осуществляет монопольно. Кроме того, в ст. 29 этого же Федерального закона прописано, что эмиссия наличных денег (банкнот и монеты) осуществляется Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Столь основательное закрепление права денежной эмиссии означает, что в нашей стране наличие еще какого-либо эмиссионного центра, отличного от Банка России, исключается в принципе.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

Предоставленное Банку России право денежной эмиссии являет собой известную разновидность государственной монополии. Во всяком случае специалистами не единожды подмечено законодательное положение, в соответствии с которым Банк России осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение монопольно . И хотя в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» прописано, что сфера его применения распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, предупреждением и пресечением монополистической деятельности, в т.ч. с участием Центрального банка Российской Федерации, подобный монополизм в силу его публичной правовой природы под действие антимонопольного законодательства не подпадает. Ведь в данном случае монопольное право Банка России на денежную эмиссию установлено с учетом общепризнанного принципа, согласно которому в государстве должен функционировать единый эмиссионный центр.
———————————
См., напр.: Куракина О.В. Административно-правовой режим в деятельности Банка России // Административное и муниципальное право. 2009. N 12. С. 76 — 80.
СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.

Реализуя соответствующие полномочия, Банк России принимает решение о выпуске банкнот и монеты нового образца и об изъятии из обращения банкнот и монеты старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Указанное решение в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации.
Для получения более полного представления о денежной эмиссии как о правовой категории необходимо дополнительно остановиться на рассмотрении соответствующей деятельности с точки зрения ее содержания. При этом полагаем, что денежная эмиссия вполне может быть рассмотрена с правовой точки зрения как юридический процесс, включающий в себя набор определенных процедур, т.е. неких действий, которые последовательно совершает орган денежной эмиссии, в данном случае Банк России, при реализации соответствующей функции. В свою очередь, из совокупности этих процедур складываются стадии, которые обозначают наиболее крупные и важные этапы процесса денежной эмиссии, или, иначе, эмиссионного процесса, от самого начала и вплоть до полного его завершения. В рамках этого процесса преимущественно и осуществляется реализация материальных норм права денежного обращения.
Следует заметить, что в теории финансового права процесс денежной эмиссии также остается все еще малоизученным, при этом обнаруживаются лишь единичные взгляды относительно обозначенных вопросов. Так, непосредственно в составе процесса денежной эмиссии предлагается выделять такие стадии, как:
— составление прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов;
— изготовление денежных знаков и их защита от фальсификации;
— организация резервных фондов денежной наличности;
— транспортировка денежной наличности в регионы Российской Федерации;
— собственно выпуск денег в обращение .
———————————
См. подробнее: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». М., 2003.

Приведенный выше перечень указывает на то, что его авторы исходили из узкой трактовки процесса денежной эмиссии, о которой мы уже вели речь выше, поэтому эмиссионный процесс ими фактически сведен к одной-единственной стадии — выпуску денег в обращение. При этом в качестве самостоятельных стадий упомянуты отдельные составляющие ее процедуры. В этой связи полагаем, что за основу при определении состава стадий процесса денежной эмиссии и содержания, относящихся на счет каждой такой стадии процедур, следует взять иной, более широкий, подход.
Представляется, что в качестве стадий эмиссионного процесса следует рассматривать три основных, следующих одно за другим производства, как-то:
— введение денежных знаков в обращение;
— организация денежного обращения;
— выведение денежных знаков из обращения.
Введение денежных знаков в обращение как начальная стадия эмиссионного процесса включает в себя совокупность осуществляемых Банком России процедур и мероприятий, связанных с планированием объемов подлежащих изготовлению банкнот и монеты, размещением заказа на их изготовление, установлением признаков платежеспособности денежных знаков, а также официальным сообщением о выпуске их в обращение.
Планирование объема подлежащих изготовлению банкнот и монеты заключается в составлении перспективных планов соответствующей деятельности Банка России. Значение этой процедуры эмиссионного процесса заключается в том, что изготовление денежных знаков должно осуществляться на плановой основе, поскольку это позволяет не допустить возникновения каких-либо диспропорций в деле обеспечения потребностей наличного денежного оборота. Такое планирование позволяет в значительной степени исключить негативные ситуации, обусловленные, например, недостаточным объемом денежной наличности, неудачным купюрным строением денежных знаков, нехваткой разменной монеты и т.д.
Установление признаков платежеспособности банкнот и монеты заключает в себе нормативное правовое определение органом денежной эмиссии требований, предъявляемых к внешнему виду денежных знаков. Утрата денежным знаком таких признаков может привести к невозможности его использования в качестве законного платежного средства. В соответствии с положениями Указания Банка России от 26 декабря 2006 г. N 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России» платежеспособными являются лишь такие банкноты и монета Банка России, которые не содержат признаков подделки, не имеют повреждений или имеют отдельные повреждения.
———————————
Вестник Банка России. 2007. N 5.

Размещение заказа на изготовление банкнот и монеты сводится к тому, что на основании доверенности, выданной Банком России, директор Департамента эмиссионно-кассовых операций заключает соответствующие договоры с федеральным государственным унитарным предприятием «Гознак», который и осуществляет непосредственное производство денежных знаков. В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 26 августа 2005 г. N 985 «О федеральном государственном унитарном предприятии «Гознак» в качестве приоритетных направлений деятельности этой организации определено изготовление денежных билетов, разменных и памятных монет. В данном случае речь идет о единственном существующем в Российской Федерации объединении государственных предприятий и организаций по производству государственных знаков. Это объединение согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 844 «О федеральном государственном унитарном предприятии «Гознак» включает в себя два монетных двора (Московский монетный двор, Санкт-Петербургский монетный двор), две бумажные фабрики (Краснокамская бумажная фабрика, Санкт-Петербургская бумажная фабрика) и три полиграфических предприятия (Московская типография, Московская печатная фабрика, Пермская печатная фабрика). На этих предприятиях, собственно, и осуществляется производство специальных видов бумаги, банкнот и монетно-орденской продукции.
———————————
СЗ РФ. 2005. N 35. Ст. 3590.
СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 209.

Официальное сообщение о выпуске в обращение банкнот и монеты являет собой процедуру объявления Банком России самого факта их введения с одновременным распространением описания внешнего вида денежных знаков. Важность этой процедуры заключается в том, что именно с момента такого объявления денежные знаки могут считаться введенными в обращение с правовой точки зрения и становятся законным платежным средством. Так, в сообщении Банка России от 3 октября 1997 г. «Описание банкнот и монеты Банка России образца 1997 года, вводимых в обращение с 1 января 1998 года» приведено описание банкнот и монеты Банка России образца 1997 г. с указанием на то, что эти денежные знаки введены в обращение с 1 января 1998 г. При изменении внешнего вида денежных знаков соответствующая информация также доводится до населения. К примеру, в Информации Банка России от 6 сентября 2011 г. «О выпуске в обращение модифицированных банкнот Банка России» Банком России в лице Департамента внешних и общественных связей сообщено о том, что 6 сентября 2011 г. Банк России выпускает в обращение банкноты Банка России номиналом 500 руб. и 5000 руб. образца 1997 г. модификации 2010 г. При этом обращено внимание на то, что выпускаемые банкноты являются законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации и обязательны к приему по нарицательной стоимости во все виды платежей без всяких ограничений.
———————————
Вестник Банка России. 1997. N 64.
Вестник Банка России. 2011. N 51.

Объективно центральную стадию эмиссионного процесса составляет организация денежного обращения. Это объясняется тем, что данная стадия включает в себя совокупность различных по содержанию мероприятий Банка России, направленных на создание условий для бесперебойного денежного обращения, включая осуществление кассовой работы с денежной наличностью, обеспечение ее сохранности, перевозки и инкассации, а также предотвращение поступления в оборот поддельных денежных знаков.
Осуществление кассовой работы с денежной наличностью предполагает создание системы, позволяющей повсеместно совершать операции по приему, выдаче, размену, обмену, обработке, в т.ч. пересчету, сортировке, формированию и упаковке, денежных знаков. Основу этой системы составляют расчетно-кассовые центры (РКЦ), действующие в составе территориальных учреждений Банка России, которые обладают всеми необходимыми техническими средствами обработки денежной наличности. Дополняют эту систему соответствующие внутренние структурные подразделения кредитных организаций. В соответствии с Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» все поступающие наличные денежные средства по общему правилу должны сдаваться юридическими лицами в обслуживающие банки для последующего их зачисления на счета. Накопление юридическими лицами наличных денег в кассах сверх установленных лимитов не допускается.
———————————
Вестник Банка России. 2014. N 46.

Обеспечение сохранности, перевозки и инкассации наличных денег включает в себя мероприятия, связанные с хранением и безопасным перемещением денежных знаков. К примеру, в Положении о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденном Банком России 24 апреля 2008 г. N 318-П, определено, что наличные деньги кредитной организации должны храниться в хранилище ценностей или в сейфе, при этом ключи могут находиться у кассового работника либо у иных должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей. В письме Банка России от 23 марта 2009 г. N 38-Т «О соблюдении требований по перевозке и инкассации наличных денег» разъяснено, что перевозку и инкассацию наличных денег могут осуществлять инкассаторские работники кредитных организаций и организаций, входящих в систему Банка России, уставом которых такое право им предоставлено, снабженные служебным оружием в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перевозка наличных денег также может осуществляться кассовыми работниками в сопровождении лиц, обеспечивающих безопасность указанных работников и сохранность перевозимых наличных денег. Кредитные организации для перевозки наличных денег могут привлекать на договорной основе другие кредитные организации, организации, входящие в систему Банка России, уставом которых такое право им предоставлено, а также организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов.
———————————
Вестник Банка России. 2009. N 21.

Предотвращение поступления в оборот поддельных денежных знаков предполагает проведение соответствующих мероприятий, направленных на недопущение их использования. В частности, Банк России систематически информирует население о фактах регистрации в наличном денежном обращении поддельных банкнот и монеты. Так, в письме Банка России от 3 ноября 2009 г. N 29-5-3-5/6990 «Информационное сообщение 11ф-09 о поддельных банкнотах Банка России» сообщалось, что в наличном денежном обращении зарегистрированы новые серии поддельных банкнот Банка России образца 1997 г. (модификация 2004 г.) номиналом 1000 руб., с приведением основных особенностей, отличающих данные банкноты. В свое время в письме Банка России от 30 апреля 1999 г. N 29-5-11/1517 «Информационное сообщение N ЗФ-99 о поддельных монетах Банка России» сообщалось о том, что в налично-денежном обращении обнаружен новый вид поддельной монеты Банка России образца 1997 г. с обозначенным достоинством 5 руб. Кроме того, Банк России организует проведение экспертизы денежных знаков Российской Федерации и иностранных государств, формирует и ведет фонд образцов наличной иностранной валюты. В письме Банка России от 17 апреля 1996 г. N 29-5/780 «О Типовых функциональных обязанностях эксперта по исследованию денежных знаков Головного расчетно-кассового центра территориального учреждения Банка России и Типовых функциональных обязанностях эксперта по исследованию денежных знаков Главного управления (Национального банка) Банка России» сообщалось, что эксперты по исследованию денежных знаков учреждений Банка России осуществляют ведомственную экспертизу платежеспособности денежных знаков Банка России и подлинности денежных знаков иностранных валют.
Выведение денежных знаков из обращения является завершающей стадией эмиссионного процесса, которая включает в себя процедуры изъятия из обращения поврежденных, ветхих банкнот и дефектной монеты, замены банкнот и монеты старого образца банкнотами и монетой нового образца, а также уничтожения выведенных из обращения денежных знаков.
Изъятие из обращения поврежденных, ветхих банкнот и дефектной монеты обусловлено возникающим с течением времени износом денежных знаков, имеет постоянный характер и сопровождается обменом таких знаков на платежеспособные денежные знаки. В соответствии с положениями уже ранее упомянутого Указания Банка России от 26 декабря 2006 г. N 1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России» подлежат обмену по номиналу банкноты и монета Банка России, которые утратили соответственно значительный фрагмент при сохранении основных признаков платежеспособности или изменили первоначальную форму, но полностью сохранили изображение на аверсе и реверсе. Указанные банкноты и монета Банка России принимаются к обмену Банком России от юридических и физических лиц, с которыми он совершает банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также кредитными организациями — от юридических лиц, находящихся у них на кассовом обслуживании, и всех физических лиц.
Замена банкнот и монеты старого образца банкнотами и монетой нового образца, в отличие от рассмотренного выше обмена, как правило, осуществляется не на постоянной основе, а разово в пределах определенного периода при проведении денежных реформ. Такая замена может иметь место, например, в случае, когда в рамках реформирования денежной системы предусмотрено введение в обращение не модифицированных, а принципиально новых денежных знаков.
Уничтожение выведенных из обращения банкнот и монеты представляет собой заключительную процедуру эмиссионного процесса, которая фактически сведена к деятельности органа денежной эмиссии по утилизации отслуживших свое денежных знаков. Необходимость в этом может быть обусловлена различными причинами, включая высокий износ денежных знаков, утрату ими признаков платежеспособности, наличие радиоактивного загрязнения и др. Так, например, Инструкция Банка России от 4 декабря 2007 г. N 131-И «О порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением» определяет порядок выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков Банка России и денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств) с радиоактивным загрязнением.
———————————
Вестник Банка России. 2008. N 3.

С учетом изложенного процесс денежной эмиссии можно определить как совокупность осуществляемых от имени государства органом денежной эмиссии процедур и мероприятий, связанных с планированием объемов подлежащих изготовлению банкнот и монеты, размещением заказа на их изготовление, установлением признаков платежеспособности денежных знаков, официальным сообщением об их выпуске в обращение, осуществлением кассовой работы с денежной наличностью, ее хранением, перевозкой и инкассацией, предотвращением поступления в оборот поддельных денежных знаков, изъятием из обращения поврежденных, ветхих банкнот и дефектной монеты, заменой банкнот и монеты старого образца банкнотами и монетой нового образца, а также уничтожением выведенных из обращения денежных знаков.

Литература

1. Абрамова М.А. Тенденции развития денежной системы: Монография. М., 2008. С. 93.
2. Бельский К.С. Финансовая деятельность государства: двойственный характер, признаки, определение // Финансовое право / Под ред. С.В. Запольского. М., 2006. С. 26.
3. Блищенко И., Дориа Ж. Понятие экономического суверенитета государства // Правоведение. 2000. N 1. С. 200 — 217.
4. Валеев Д.М. О роли органов государственной власти в механизме финансовой деятельности государства // Финансовое право. 2010. N 12. С. 6 — 9.
5. Грачев В.С., Серов К.Н. Правовые средства обеспечения экономического суверенитета современного государства // История государства и права. 2007. N 8. С. 4 — 5.
6. Карасева М.В. Законное платежное средство финансово-правовое регулирование // Финансовое право. 2006. N 9. С. 3 — 6.
7. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. с франц. М., 2001. С. 453.
8. Крылов О.М. К вопросу о содержании категории «эмиссионная деятельность государства» // Финансовое право. 2010. N 7. С. 6 — 9.
9. Куракина О.В. Административно-правовой режим в деятельности Банка России // Административное и муниципальное право. 2009. N 12. С. 76 — 80.
10. Лисицын А.Ю. Валютное регулирование и валютный контроль в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Т. 2. М., 2007. С. 145 — 205.
11. Лисицын А.Ю. Валютно-правовой режим в Российской Федерации // Реформы и право. 2010. N 1. С. 3 — 12.
12. Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М., 1999. С. 46.
13. Овчинников В.А. Суверенитет феодального государства // Военно-юридический журнал. 2006. N 10. С. 20 — 29.
14. Овчинников С.Н. Таможенный суверенитет: верховенство государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 3. С. 6 — 9.
15. Остроухов Б.А. Международно-правовые проблемы фискального суверенитета государства // Юридический мир. 2009. N 3. С. 27 — 31.
16. Ротбард М. Государство и деньги: как государство завладело денежной системой общества. 3-е изд. / Под ред. и с предисловием Г. Сапова, пер. с англ. и франц. Челябинск, 2008. С. 88.
17. Тосунян Г.А. Деньги и власть. Теория разделения властей и современность. М., 1998. С. 42.
18. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». М., 2003.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai