И.И. Кальной, Ю.А. Сандулов. Философия для аспирантов

Принципы и законы развития бытия

Зная, что есть «бытие мира» и «бытие в мире», как обеспечивается способ существования и формы их проявления, можно рассмотреть развитие бытия, используя в качестве отправной точки отсчета принцип взаимосвязи и взаимодействия.

Наблюдаемая нами реальность мира прямо или косвенно свидетельствует, что в мире все находится во взаимной связи, все взаимодействует со всем. Любое изменение может вызвать цепную реакцию и вызвать потрясение всего мира.

Принцип когерентности (взаимосвязи) является методологическим основанием вывода о том, что взаимосвязь — существенный признак отличия космоса от хаоса. Достаточно разорвать эти скрепы, и жизнь мира может оказаться в опасности. Разрыв взаимосвязи всего со всем может быть началом конца, превращением упорядоченного единства в свою противоположность, ибо взаимосвязь — это закон развития мира.

Закон — это необходимая, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь мира (бытия).

Законы, как особая форма связи (отношения), делятся на законы развития и законы функционирования. Первые обеспечивают источник, механизм и направленность развития как мира в целом, так и его составляющих компонентов. Вторые выражают необходимую связь между сосуществующими явлениями, между их свойствами, а также между свойствами внутри данного явления. Другими словами, выражением функциональных связей является отношение части и целого.

Поскольку закон есть выражение не любой, а только особой связи, то принцип когерентности можно рассматривать как адекватное отражение организации мира и образующих его систем.

Многообразие связей, тип связей и форма их проявления определяются уровнями организации бытия. В природе законы действуют как стихийная сила, а в обществе проявляются в процессе человеческой деятельности. Но действие общественных законов, как и законов природы, носит объективный характер. Знание законов развития, познание форм их проявления обеспечивают возможность управлять процессами, протекающими как в природе, так и в обществе.

Методологическая направленность принципа когерентности требует тщательного анализа специфики связи (отношения) в каждом отдельном случае. Существующие связи бытия имеют тенденцию к усложнению.

Простые связи на уровне микромира уступают место сложным связям на уровне макромира. Так, биологические связи находят свое выражение как во внутриорганизменных, внутривидовых и межвидовых отношениях, так и в отношениях особей данного вида со средой обитания.

В жизни общества степень сложности связей еще больше возрастает. В своем проявлении они образуют производственные, этнические, семейные, политические, правовые, религиозные, научные, философские, этические, эстетические, межличностные и многие другие отношения. Еще одна особенность связи как формы проявления закона развития заключается в том, что связи в пределах конкретной формы движения образуют единство, обеспечивающее разграничение на уровне совместимости и несовместимости. Это отношение разграничения на уровне неживой природы проявляется в форме притяжения и отталкивания, на уровне биосферы и социума — в форме симпатии и антипатии.

society.polbu.ru

Философио.Ру

Философский уголок

Развития бытия осуществляется не спонтанно, а подчиняется определенным принципам и законам. Под принципом понимается исходное базисное правило, которое определяет содержание и направление деятельности. К примеру, принцип объективности при рассмотрении спорных случаев третейским судом предполагает, что рассматриваться будет только существо дела, но не особенности какой-либо из сторон. Когда о каком-то человеке говорят, что он принципиален, имеют в виду, что он всегда следует в своих оценках и действиях строго определенным принципам.
Окружающий мир разнообразен и многообразен в своих проявлениях, его «населяет» бесконечное множество предметов, явлений и процессов и каждый из них — уникален, обладает только ему присущими чертами и свойствами. Но, несмотря на это многообразие, на первый взгляд предстающее как хаотическое нагромождение вещей и событий, бытие представляет собой космос, порядок, организованное целое. Это означает, что между различными объектами, образующими бытие, существует связь. Принцип связи является ключевым для понимания сущности, содержания и направления развития.
Связь — это такое отношение между разделенными в пространстве и времени объектами, когда изменения в одном из них влекут за собой изменения и в другом. Связи классифицируются по разным основаниям: по направлению действия (прямые и обратные), по формам обусловленности (однозначные, вероятностные и корреляционные), по результату (преобразование, порождение, воспроизводство), по силе (жесткие и слабые), по содержанию (перенос вещества, энергии или информации) и другие. Универсальной причиной, побуждающей объекты вступать в связь друг с другом, является нарушенное равновесие внутри объекта или между объектом и средой его существования. Это может проявляться в потере энергии, утрате какого-то компонента, недостатке жизненно важной информации. Вступая в связь с другими объектами, данный объект восполняет свою полноту и целостность.
Из разнообразных типов связей наибольшую ценность имеют причинные связи, то есть такие, которые устанавливают генетическую зависимость между отдельными состояниями объектов в ходе их развития и функционирования. Согласно принципу причинности возникновение любых объектов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях; эти основания называют причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями. Сущность причинности — порождение причиной следствия; следствие, определяясь причиной, оказывает обратное воздействие на нее. На основе причинности организуется деятельность человека, вырабатываются научные прогнозы.
В философии и науке существует два противоположных взгляда на характер причинных связей между объектами: детерминизм и индетерминизм. Детерминизм (от лат. determino — определяю) утверждает, что вся явления в мире взаимосвязаны и причинно обусловлены и поэтому причинное объяснение играет первостепенную роль в познании. Индетерминизм (на латинском приставка in- означает отрицание) — это учение, отрицающее всеобщий и объективный характер причинной связи природных и социальных явлений и, как следствие, игнорирующее ценность причинного объяснения в науке.
Повторяющиеся, устойчивые и необходимые причинно-следственные связи называются законами. Содержание законов отражает объективную связь реальных явлений и процессов, происходящих в природе и в обществе. Известный физик и математик А.Пуанкаре считал, что законы являются наилучшим выражением гармонии мира. Философия классифицирует законы по степени общности (универсальные, общие и частные), по сфере регулирования (законы природы, законы мышления, социальные законы), по содержанию (законы развития и законы функционирования). В современной науке принято различать динамические и статистические (вероятностные) законы.
Динамический закон управляет поведением индивидуального объекта и позволяет установить однозначную связь его состояний. Иными словами, динамический закон описывает возможность, которая обязательно должна реализоваться. Предсказания, делаемые на основе динамических законов являются абсолютно точными и однозначными.
Статистический закон регулирует взаимоотношения больших совокупностей объектов, и результаты его не являются однозначными. Он определяет широкий диапазон возможных реализаций для каждого из совокупности объектов. Прогнозы на основе статистических законов носят вероятностный характер. Вероятностные законы описывают поведение людей в больших коллективах, взаимоотношение между молекулами газа, взаимосвязи между элементарными частицами в микромире.
Долгое время в науковедении и в философии считалось, что только динамические законы являются «настоящими» законами, то есть выражают объективные, всеобщие и необходимые связи между объектами. Однако создание квантовой механики и наблюдение за микромиром дали основания для вывода о том, что статистические законы не менее важны и существенно расширяют наши знания о причинности. В современной физике считают, что динамические законы являются первым, низшим этапом познания мира, а статистические законы отражают связи между объектами более глубоко и всесторонне. Вероятностное описание мира является не показателем незнания и невежества, а следствием сложного, многоуровневого устройства бытия. Примерами динамических научных теорий являются: классическая механика, классическая электродинамика, общая и специальная теория относительности. К статистическим теориям относят все квантовые теории, статистическую механику, генетику.
В диалектической философии Гегеля были выработаны три закона, которые, по утверждению этого мыслителя, отражали целостный процесс развития природы, общества и человеческого познания. Это закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Сердцевину указанных законов образует идея противоречия как универсальной причины развития. Несмотря на познавательную ценность этих законов, которые в общих чертах отражают источники, механизмы и направление развития, они не годятся для детального объяснения причинно-следственных взаимодействий. Поэтому их используют для иллюстрации исторического процесса, эволюции живой природы, противоречивого характера процесса познания. Более подробно о них будет сказано ниже.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

www.filosofio.ru

Всеобщие законы бытия

С категориями диалектики тесно связаны основные законы диалектики. Каждый из них отвечает на вполне конкретный вопрос и характеризует развитие и связь бытия с той или иной стороны. Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос: «почему происходит развитие»; закон взаимного перехода друг в друга количественных и качественных изменений отвечает на вопрос: «как происходит развитие», каков его механизм; закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: «куда идет развитие», какова его ведущая направленность.

Рассмотрим по отдельности эти законы. Каждый из них раскрывается через соответствующие категории.

Закон единства и борьбы противоположностей. В законе единства и борьбы противоположностей такими основными категориями являются «противоположность» и «противоречие». Ещё Гераклит считал, что борьба противоположностей есть «отец всего». Гегель доказывал, что противоречие «движет миром». В послегегелевской материалистической философии акцент делался на объективности и всеобщности противоположностей и противоречий. Впервые этот закон научно сформулировал Гегель. Этот закон показывает, что развитие материального мира, мышления и познания идёт путем раздвоения единого на две противоположные взаимоисключающие стороны, единство, борьба и разрешение противоречия между которыми является внутренним источником развития. Всё бытие буквально пронизано противоположностями. Ими выступают свойства, тенденции или силы, имеющие разное направление и развитие. Для примера можно указать, что в физической форме движения материи это притяжение и отталкивание, в химической – ассоциация и диссоциация атомов, в биологии – ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, в высшей нервной деятельности человека – иррадиация и концентрация, возбуждение и торможение в коре головного мозга, в общественной жизни – производство и потребление. Противоположности внутри каждой системы бытия находятся в противоречивом состоянии друг к другу – в одно и то же время взаимно полагают друг друга, не существуют друг без друга и взаимно исключают друг друга (а иногда – в буквальном смысле и уничтожают друг друга). Противоречие развивается и проходит следующие этапы: тождество противоположностей, их отличие, этап выявленных противоречий, конфликт, разрешение противоречий.

В различных видах и формах бытия противоречия разнообразны и классифицируются на внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные.

Этот закон ориентирует на такое понимание мира, которое исключает «первотолчок» и подчеркивает, что любое движение и развитие является самодвижением и саморазвитием.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Предыстория этого закона восходит к античности. На научной основе как закон бытия этот закон сформулировал Гегель, а в естественно-научном познании он начал активно использоваться со времен Маркса и Энгельса. Как уже отмечалось, этот закон показывает механизм развития явлений природы общества и познания, отвечает на вопрос – «каков механизм этого процесса?». Формулировка этого закона гласит, что развитие материального мира, мышления и познания идёт путём количественных изменений, которые лишь на определенном этапе ведут к коренным качественным изменениям, а качественные изменения, в свою очередь, приводят к количественным изменениям.

Основные категории этого закона: количество, качество, мера.

Качество в первом приближении можно определить как совокупность существенных свойств, структуры и функций данного предмета. Качество определяется в ответе на вопрос: «Что это такое?». Качество выражает отличие данного предмета от других; то, что делает данный предмет именно этим предметом. Любой предмет обладает не только качеством, но и количеством. Количествоэто объективная определенность предметов или явлений, характеризующая степень их различия по степени и темпам развития. Количество обычно выражается числом и определяется сравнением однородных свойств. Любой предмет имеет количественную и качественную определенность, их единство и отражается в категории «мера». Мера обозначает определенный интервал, в рамках которого непрерывные, постепенные, количественные изменения предмета или явления не вызывают изменений качества. Любое качество существует в рамках, границах своей меры. При выходе за пределы этих границ изменяется и качество этого предмета. (Вода, например, в жидком агрегатном состоянии существует в интервале температур от 0 до 100 градусов, при выходе за эти рамки она превращается или в лед, или в пар).

Этот закон тоже носит всеобщий, универсальный характер и показывает, что развитие материального мира, мышления и познания идёт путем количественных изменений, которые лишь на определенном этапе ведут к коренным качественным изменениям, а качественные изменения, в свою очередь, приводят к количественным.

Скачоккатегория, отражающая момент перехода предмета (или явления) из одного качества в другое. Скачок происходит на границах меры. Характер скачка зависит от того, в какой сфере бытия он осуществляется: в природе, в обществе или в познании. Скачки могут свершаться быстро или медленно.

Закон отрицания отрицания. Кроме выяснения источников, причин развития и его механизма, важным для понимания развития является также ответ на вопрос о том, куда идёт развитие, какая тенденция является ведущей в развитии: нисходящая, восходящая или развитие идёт по кругу. В особенности важно выявить ведущую тенденцию в развитии общества.

Выявить направленность развития можно только тогда, когда понято соотношение в нём нового и старого. Под новым понимается то, что отсутствовало на предыдущих стадиях развития и что способствует наступательному, восходящему его развитию. Новое возникает на основе старого. Оно неодолимо, но в общественной жизни новое не всегда замечается и оценивается. Старое — это то, что возникло на предшествующих этапах развития, в недрах чего возникает новое.

Процесс замены старого новым в диалектике называют отрицанием. Диалектическое отрицание есть единство позитивного и негативного; уничтожается то в старом, что препятствует дальнейшему существованию и развитию предмета, при этом из старого сохраняется то, что способствует его дальнейшему существованию и развитию. Диалектическое отрицание является самоотрицанием, так как представляет собой результат единства и борьбы внутренних противоположностей. При метафизическом понимании отрицания принимается во внимание один из аспектов отрицания (позитивный или негативный, конструктивный или деструктивный) и развитие понимается, соответственно или как только восходящее или как только нисходящее или как круговорот или как движение по прямой линии.

Цепь развития не прерывается первым отрицанием. Новое со временем становится старым и, в свою очередь, подвергается отрицанию. При этом второе отрицание будет отрицанием того, что само ранее отрицалось, т.е. отрицанием отрицания. (Отсюда и название закона).

Наглядной моделью развития в соответствии с законом отрицания отрицания является спираль, раскручивающаяся и расширяющаяся кверху. Таким образом, закон отрицания отрицания (его называют иногда ещё законом двойного отрицания) выражает преемственность, спиралевидность развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высших стадиях развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития.

studopedia.org

Основные философские законы развития бытия

Говоря в целом об основных философских законах развития бытия, следует подчеркнуть их универсальность и всеобщность.

Универсальность всеобщих законов диалектики выражается не в их «вездесущности», а в отражении объективной неизбежности закономерного взаимодействия всех мировых явлений.

Всеобщность философских законов заключается не в их «приложимости» ко всему и вся как «некий» внешний придаток, а в том, что они детерминируют основные и всеобщие тенденции самовоспроизводства и саморазвития мира.

Будучи предельно общими, они регулируют отношения между универсальными и всеобщими сторонами и свойствами вещей и явлений мироздания.

Такие всеобщие стороны и свойства действительности отражаются с помощью именно философских законов и категорий.

Остановимся на характеристике трех основных законов диалектики .

а) Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

В свое время философы античности обратили особое внимание на то, что даже незначительные, незаметные изменения в природе, постоянно накапливаясь, приводят к весьма заметным в ней, порой значительным изменениям. Например, самые простые примеры: убывание числа песчинок в куче песка под воздействием самых элементарных внешних факторов приводят рано или поздно к исчезновению кучи песка, или, скажем, с возрастом, происходит убывание волос на голове человека, что ведет к его облысению. Причем, надо подчеркнуть тот факт, что границы перехода из одного состояния в другое в одних случаях бывают неуловимыми, а в других случаях достаточно заметными. Это обнаруживается и проявляется в жизни каждого человека, когда» незаметно» подкрадывается старость, спортивное мастерство и профессиональная зрелость, образованность, и т.д.

Гегель, как представитель классической немецкой философии, узрел в такого рода изменениях всеобщую закономерность, получившую название закона взаимного перехода количественных изменений в качественные. Но в диалектико-материалистической философии он обрел иное, нежели у Гегеля, содержание.

Окружающий нас мир весьма многообразен. Он предстает перед человеком как огромное множество предметов, характеризующихся определенным набором свойств или признаков и выступающих как данные, строго определенные, а не какие – либо другие предметы.

Качество – это философская категория, в которой отражается определенность предмета (явления, процесса), представляющая собой единство его важнейших и существенных свойств или признаков и характеризующая принадлежность его к классу однотипных с ним предметов, утратив которую предмет перестает быть тем, что он есть.

Другими слова, категория «качество» выражает устойчивость вещей и явлений. Немецкий философ Гегель так определил это понятие: «качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то, что есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть».

В конечном счете, в категории качества отражается признание границ бытия. Поэтому недопустимо философское понятие качества отождествлять с обыденными представлениями о качестве вещи в ее сугубо утилитарной ценности или полезности.

Сопоставим категорию «качество» с категорией «свойство», в котором отражается проявление тех или иных черт, сторон предмета в отношениях с другими предметами. В категории «свойство» предмет отражается лишь с какой – либо одной стороны, а в категории «качество» предмет отражается в целом. Как заметил Гегель: «Будучи качеством, вещь есть (т.е. обладает статусом бытия – А.А), и свойствами она обладает ».

Для того, чтобы определить качественную характеристику предмета, необходимо ввести и определить категорию «количество».

Итак, количество есть философская категория, в которой обнаруживается объективная степень различия предметов и явлений по однородным свойствам, или признакам, характеризующая их со стороны пространственных размеров (величина, объем), интенсивности развития тех или иных сторон, темпов протекания процессов.

Количественная определенность предметов находится сравнением свойств предметов с однородными свойствами других предметов, принятых за эталон, и выражается числом.

В ходе сравнения мы приходим к выводу, что качество – это тождественная с вещью определенность; это сама вещь, взятая в ее отличии от вещей другого рода, вида и т.д.

Количество же – это нетождественная с вещью определенность, как бы безразличная для нее, но лишь в известных пределах. За этими пределами количественные изменения приводят к изменению вещи, т.е. ее качества, что находит отражение в категории «мера»

Мера – это философская категория, в которой отражаются рамки или границы, в пределах которых количественные изменения не вызывают коренных качественных преобразований, т.е. имеет место сохранение качественной определенности предмета.

По сути, мера как бы указывает нам пределы возможных количественных изменений в рамках данного качества, границы изменений количественной определенности вещи, в которых она остается без изменений.

Например, растительный и животный мир сохраняют свою жизнеспособность в определенных границах температуры. Все мы знаем диапазон колебаний температуры тела, при котором возможно нормальное самочувствие и сама человеческая жизнь.

Сталь и чугун различаются различным содержанием углерода. Если углерода больше, то увеличивается твердость и хрупкость, но вещество остается сталью. Мера стали от 0,1% углерода до 2%. При содержании углерода свыше 2% сталь превращается в чугун. Мера чугуна от 2% до 6% углерода.

Человек разумный обладает чувством меры во всем: в одежде, поведении, прическе, привычках, вкусах и др. Нарушение меры приводит к тому, что простое легкомыслие переходит в проступок, проступок – в преступление, права – в несправедливость, добродетель в — порок.

Категория меры выражает тот факт, что то или иное качество может сочетаться не со всякими количественными характеристиками, а лишь с определенными, лежащими в границах меры. За этими границами или пределами количественные изменения приводят к качественным изменениям путем скачка.

Скачок – это форма перехода количественных изменений в качественные, в результате которого осуществляется прерыв в непрерывности развития и тем самым как бы «нарушается» мера.

В качестве примера скачков здесь можно привести огромное множество, но назовем некоторые из них. Это – образование Солнечной системы, возникновение жизни на земле, смена общественно – экономических формаций, изменение агрегатных состояний веществ и т.д. Скачки бывают двух типов: постепенные и мгновенные (в виде «взрыва»).

Постепенные скачки могут длиться миллионы лет – от газопылевого состояния к твердому веществу, тысячелетия — становление классового общества; мгновенные – это ядерная реакция, расщепление атома. Их формы зависят от формы движения материи, от самого качества явления и от условий, в которых происходит процесс развития.

Сущность закона : всем предметам и явлениям окружающего мира присуще количественные и качественные характеристики. В процессе их развития незаметные количественные изменения, совершающиеся в предмете постепенно накапливаясь, нарушают границы меры, что ведет, в конечном счете, к коренным качественным изменениям, происходящим в форме скачков. В результате возникает новое качество, которое влечет за собой новые количественные характеристики предмета. Этот закон отвечает на вопрос: как происходит развитие в мире? И тем самым как бы раскрывает механизм развития, механизм формообразования количественных и качественных параметров мира.

Методологическое значение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений состоит в том, в любом предмете как целостности всегда существуют как количественные характеристики, так и качественные, указывающие на его сущностную природу. В ходе его изменения, до определенного состояния, в нем сохраняется незыблемость и устойчивость, отражающаяся в понятии мерности бытия. Нарушение меры путем скачка всегда сопровождается количественными и качественными изменениями, что ведет к прерыву в постепенности развития везде, а значит- появляется новое качество, идущее на смену старому, отжившему.

б) Закон единства и борьбы противоположностей

Этот закон раскрывает сущностную сторону процесса развития – его источник, в качестве которого выступает противоречие.

Одной из главных, если не главной, особенностью философии, тем более диалектической, является рассмотрение предметов, явлений, процессов в единстве их противоположных сторон, тенденций. Поэтому, раздвоение единого и познание его противоречивых состояний характеризуется в философии как ядро диалектики.

По сути дела, речь идет о противоречии, без осмысления которого нельзя понять развитие как таковое. Известно, что Гегель считал противоречие в качестве источника развития. Его высказывания о том, «противоречие — …на самом деле движет миром», «нечто жизненно, если оно содержит в себе противоречие» имеют глубокий философский смысл.

Он с критикой выступил против метафизических утверждений, согласно которым противоречие в самих предметах невозможно, ибо оно свойственно лишь неправильным рассуждениям. Кстати, в формальной логике и по сей день имеет место закон о так называемой защите противоречий в мыслях. Если же оно (противоречие) появляется, то это означало наличие в рассуждениях ошибок. Гегель, всегда выступал против анормального понимания противоречия, ибо оно всегда является отражением взаимосвязи, взаимообусловленности противоположных сторон предмета, принципом всякого «самодвижения».

Философское понимание мира предполагает, что сама объективная реальность, бытие как таковое всегда носили и носят диалектически – противоречивый характер. Но сама противоречивость не является эмпирически – наглядной, а, наоборот, она скрыта и появляется в ходе развития мира или его отдельных предметов.

Согласно закону взаимного перехода количественных изменений в качественные, процесс развития включает в себя противоречивость устойчивости (как способности предмета в некоторых интервалах времени сохранять свою качественную определенность) и изменчивости, благодаря чему в мире всегда возникают новые качественные состояния. Устойчивость и изменчивость предполагают друг друга, они как бы нераздельны. Если абсолютируется одна из сторон этого единства, то происходит адекватное искажение картины мира.

Как уже было сказано выше, противоречие в своем возникновении, становлении и разрешении проходит ряд естественно – необходимых этапов, которые отражаются в таких категориях как тождество, различие, противоположности и противоречие. А затем наступает 2-й этап – разрешение противоречия или его «снятие».

Диалектика устойчивости и изменчивости отражается в категориях тождества и различия. Пока предмет остается тем же самым предметом, он сохраняет свою устойчивость или тождественность самому себе. Но понятие изменения предполагает относительно устойчивый предмет, имеющий в разное время, кроме сохраняющихся, и отличающиеся между собой характеристики.

В природе и обществе не существует предметов, не подверженных изменениям, остающихся тождественными самим себе на вечные времена. Все предметы и явления взаимодействуют между собой, что вызывает «нарушение» тождества. Поэтому абстрактного тождества нет, а есть только тождество конкретное, диалектически понимаемое и включающее в себя различие .

Каждое растение, животное, человек в каждое мгновение в своей жизни и тождественны самим себе, и в тоже время в следующее мгновение отличаются от самих себя, становятся нетождественными, отличными от прежнего состояния.

Если мы возьмем в целом жизнь человека, то увидим основные фазы изменений человеческого состояния: эмбрионная или, точнее, эмбриональная жизнь, детство, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть.

Другими словами, речь идет об относительном характере устойчивости и тождественности. Устойчивость и изменчивость, тождество и различие – это диалектически связные противоположные характеристики любого изменяющегося предмета или явления.

Философия, обобщив как повседневные жизненные наблюдения человека, так и опытные научные данные, полученные в различных науках и в общественно – исторической практике, пришла к выводу, что всем, без исключения, предметам присущ полярный характер, т.е. в любом явлении имеют место противоположности.

В математике – плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование, в механике – притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в физике положительный и отрицательный заряды; в химии – анализ и синтез химических элементов, ассоциация и диссоциация; в биологии – ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, здоровье – болезнь, жизнь – смерть и т.д.

Короче говоря, сами науки открыли в своих предметах противоположные тенденции их бытия, что, в конечном счете, в XIX в. привело философов к диалектико–материалистическому пониманию мира.

Если противоположности – это противостоящие стороны в предмете или явлении, то диалектические противоположности – это те, которые выражая целостность изменяющегося предмета или явления, вместе с тем, одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга т.е. это взаимодействие носит диалектически подвижный характер, противоположности как бы переходят друг в друга.

С одной стороны , имеет место единство противоположностей, которое выполняет функцию сохранения единства, тождественности, самости вещей, предметов, а с другой – будучи диалектическими противоположностями, они в предмете, вещи стремятся разорвать, изменить это состояние или единство. И тогда начинается так называемая «борьба» противоположностей, которая, в конечном счете, рано или поздно, ведет к появлению противоречия и изменению сущности самого предмета.

Как результат – возникает диалектическое противоречие путем раздвоения единого на взаимоисключающие противоположности в ходе «борьбы» и столкновения противоположных тенденций в рамках или границах развивающегося целого и последний этап – снятие противоречий и возникновение нового качества, новой сущности предмета.

В чем же суть закона единства и борьбы противоположностей? Всем предметам и явлениям мира присущи внутренние и внешние противоречия, фиксирующие противоположные стороны и тенденции, находящиеся в состоянии взаимосвязи и взаимоисключения, единства и борьбы: борьба противоположностей ведет к появлению источника развития, т.е противоречия, что влечет за собой нарастание противоречия и его дальнейшее разрешение, т.е. исчезновение старого и возникновение нового.

Методологическое значение этого закона состоит в том, что мир представляет собой диалектически сложное образование, в котором, с одной стороны, всегда имеется относительно – устойчивое, временное единство противоположностей, а с другой – их взаимодействие, которое в результате «борьбы», ведет к «нарушению» этого единства и появлению противоречия в развивающемся предмете в качестве источника развития. Происходит разрешение противоречия, а значит – и смены старых состояний, их обновление.

в) Закон отрицания отрицания раскрывает такую важнейшую сторону процесса развития, как его направление и приемственность, отвечает на вопрос: в каком направлении осуществляется процесс развития?

Обращаясь к осмыслению любого процесса изменения и развития того или иного предмета или явления, мы увидим в нем смену определенных фаз, периодов или этапов этого процесса. Процесс развития, как впрочем и процесс изменения в мире, происходит путем отрицания всех устаревших форм.

Диалектическое отрицание обусловлено внутренними противоречивыми состояниями предмета, выступает как своеобразная форма их разрешения, и поэтому, в конечном счете, предстает в качестве самоотрицания .

Метафизически понимаемое отрицание предполагает уничтожение сущности данного предмета или явления, разрыв предыдущего и последующего этапов развития, абсолютный «разрыв» в непрерывности развития явлений.

Диалектически понимаемое отрицание предполагает не разрыв, а систему связей между прошлым, настоящим и будущим в существовании данной сущности.

По сути дела это есть триединый процесс («триада»):

1) уничтожение, разрушение старого, отжившего в явлении (так называемая деструкция)

2) сохранение в старом всего позитивного, обеспечивающего связь прошлого с настоящим;

3) формирование, создание принципиального нового в качественном отношении.

В философии различают абстрактное и конкретное отрицание. В первом случае оно носит сугубо нигилистический характер, во втором случае – позитивный, как такое отрицание или уничтожение отживших элементов, но с сохранением жизнеспособности активных элементов в составе данной сущности. Основной смысл, сущность и содержание диалектического отрицания характеризуется таким философским термином как «снятие».

« Снятие » ( aufgebung ) в немецком языке имеет двоякое толкование – «сберечь, сохранить» и «прекратить, положить конец существующему».

По Гегелю, в этом понятии «снятие» утверждается преемственность в развитии, без которого его бытие просто невозможно.

Гегелевская триада означает, что процесс развития осуществляется по такой схеме:

а) утверждение или полагание (тезис);

б) отрицание этого утверждения (анти – тезис);

в) отрицание отрицания (синтез). В синтезе как бы в «снятом» виде находится и тезис, и анти – тезис.

В конечном счете, отрицание отрицания представляет собой процесс возвращения, в ходе развития к исходному состоянию, но это не простое, не механическое вожзвращение, а спиралевидное, т.е. такое, в котором обнаруживается нечто новое, что было достигнуто на второй ступени развития (анти – тезис), что отсутствовало на исходной стадии развития (тезис).

Отрицание отрицания — это процесс возврата «якобы» к старому, но на новой, более качественной основе, т.е. процесс опять воспроизводится вновь и вновь. Гегель развитие понимал как процесс прогрессивного, поступательного изменения, как движение вперед от простого к сложному, от неразвитого к развитому, от несовершенного к более совершенным формам…

Безусловно, картина, представленная Гегелем, несет в себе величественный и диалектически философский характер. В реальной же жизни мы обнаруживаем более сложные проявления этого и других философских законов.

Если анализировать историю других стран или нашей страны, то мы обнаруживаем в ней различного рода «голые», «зряшные отрицания», которые приносили, да и сегодня приносят большие потери для народа нашей страны, фактически отбрасывая общество назад. Другими словами, общественная жизнь далека от идиллической картины теории. Гегель, представив процесс развития как поступательный, прогрессивно направленный, был далек от его упрощенного толкования.

Ведь прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – это такой тип развития, который характеризуется переходом от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенных к более совершенным формам и образованиям. Он, как диалектически мыслящий философ, понимал, что в развитии мира прогресс – лишь одно из существующих направлений или один из вариантов развития наряду с регрессивным состояниями (от лат. regressus – обратное движение вспять, назад).

Но, тем не менее, проявление «отрицания отрицания» в природе, обществе, в мышлении — это спиралевидное образование, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность.

В биологических системах прогресс означает то, что повышает степень целостности системы, ее приспособляемость к внешней среде, функциональную эффективность.

В социальных системах прогресс означает то, что способствует гармоническому единству интересов общества и отдельного человека.

Итак, диалектическая философия отвергает абсолютизацию момента разрушения в отношении к предыдущим этапам развития. При абсолютном отрицании невозможно прогрессивное развитие любой системы.

Суть закона отрицания отрицания : процесс развития осуществляется путем отрицания старого новым, низшего высшим. Новое, отрицая старое, сохраняет его положительные черты, способность его к дальнейшему прогрессу. Вместе с тем, развитие происходит по спирали, с возвратом «якобы» к старому, но на новой, более качественной основе. И таким образом, процесс развития носит поступательный характер.

Таким образом, методологическое значение рассматриваемого закона состоит в том, что он позволяет понять направленность в развитии природы, общества, мышления, ее исходные и последующие этапы, обеспечивающие процесс «снятия», разрешения противоречий в развитии мира в целом и каждого явления в частности.

studopedia.ru