ФЗ «О судебной экспертизе»
Проведение судебной экспертизы является неотъемлемой частью при расследовании тяжких преступлений и других правонарушений. ФЗ-73 об экспертизе был издан для регулирования процесса проверки, ее сроков и объективности. В статьях закона описаны права экспертов и запрещенные им действия.
Описание закона
Федеральный закон №73 об экспертной деятельности был принят 5 апреля 2001 года Государственной Думой РФ. Одобрен законодательный акт был 16 мая 2001 года. Действовать ФЗ-73 начал 31 мая 2001 года.
ФЗ-73 регламентирует основные направления, цели и принципы организации судебно-экспертной деятельности.
Задача государственной судебно-экспертной деятельности — содействие судам и их судьям, следователям в раскрытии тяжелых преступлений, в дознании и в других следственных моментах, в которых нужны научно-медицинские знания.
Правовой основой судэкспертизы являются:
- Конституция РФ;
- ФЗ-73;
- Кодекс судопроизводства России;
- Уголовно-процессуальный кодекс;
- законодательные акты в сфере охраны труда и другие.
- законность;
- соблюдение прав и свобод человека;
- соблюдение прав юридического лица;
- независимость эксперта;
- объективность;
- полнота и обширность исследований;
- использование современного оборудования и знаний.
Принципы государственной судебно-экспертной деятельности:
Обязательным условием в проведении судебной экспертизы является независимость эксперта. Он не должен принадлежать ни одному из органов власти, в частности тому, для кого проводится экспертиза. Полагаясь на свои знания и проведенные исследования, эксперт выдает заключение.
Давление на эксперта уголовно наказуемо. Согласно закону, исследования должны проводиться объективно с использованием научных знаний и показателей.
Скачать текст закона
Закон включает в себя 6 глав и 43 статьи. ФЗ-73 регламентирует информацию об обязанностях и правах руководителей судебно-экспертной деятельности. Последние поправки в закон о государственной экспертизе были внесены 15 сентября 2015 года.
Чтобы ознакомиться подробнее с последней редакцией Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности Российской Федерации», скачайте его по ссылке.
Последние изменения ФЗ «О судебной экспертизе»
Последний раз в закон вносились поправки 15 сентября 2015 года.
В статью 13 ФЗ-73 был добавлен Кодекс административного судопроизводства РФ в правовые акты, регулирующие судебно-экспертную деятельность.
Статья 37 закона была дополнена информацией о видах процессуальных дел, для которых судебно-экспертные учреждения вправе проводить экспертизу. Согласно закону, экспертиза может проводиться по гражданским, административным и арбитражным делам.
Статья 16 73 ФЗ регламентирует обязанности эксперта:
- беспрекословное принятие полученной от руководителя экспертизы;
- проведение объективной экспертизы с использованием научных знаний;
- если проведение экспертизы по веским причинам невозможно, то эксперт пишет аргументированное письмо лицу, которое ее заказало;
- держать в тайне информацию, которая была выявлена в ходе проведения проверки;
- сохранить в целостности объект, предоставленный для проверки.
- принимать приказы о проведении экспертизы от посторонних лиц. Назначать осуществление проверки вправе только руководитель судебно-экспертной организации;
- проводить судебную экспертизу от лица не госэксперта;
- самостоятельно принимать решение о материалах и методах проверки;
- разглашать данные о проведенной проверке и ее результатах;
- уничтожать исследуемые объекты.
- место и время проведения проверки;
- основания, на которых осуществлялась проверка;
- данные о назначавшем проверку;
- данные о государственном эксперте;
- сведения об объекте исследования;
- вопросы, на которые необходимо дать ответ;
- указание методов для проверки;
- заключительные выводы.
В ст.16 ФЗ также описано, что эксперт не вправе делать:
При последней редакции закона изменения в статью не вносились.
Статья 20 ФЗ 73 регламентирует причины проведения повторной экспертизы. Она назначается, если судья и иные органы проверки считают первую проверку необъективной.
При последней редакции закона изменения в ст 20 ФЗ 73 не вносились.
Статья 25 ФЗ-73 отражает основные понятия, связанные с заключением эксперта.
Что должно содержать заключение?
Обязательным условием является подкрепление всех подписей печатью.
При последней редакции законодательного акта изменения в ст. 25 ФЗ о ГСЭД не вносились.
Статья 41 регламентирует условия проведения экспертизы не государственными учреждениями.
При последней редакции ФЗ-73 поправки в ст 41 не были внесены.
210fz.ru
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЭКСПЕРТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ИЛИ ЛИЦАМИ,
НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЭКСПЕРТАМИ
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе и в порядке уголовного судопроизводства. При этом ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. УПК РФ, регламентируя деятельность участников уголовного процесса по собиранию, проверке и оценке доказательств, предусматривает возможность назначения и производства судебных экспертиз, допуская в качестве самостоятельных доказательств заключение и показания эксперта (ч. 2 ст. 74 УПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 80 УПК РФ заключение эксперта — это представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами.
Заключение эксперта является результатом осуществления его деятельности в целях оказания содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств,
подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (ст. 2 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ). Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности в сфере уголовного судопроизводства являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Уголовно-процес-суальный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы (ст. 3 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).
В связи с вопросами, возникающими у судов при применении норм УПК РФ, регулирующих производство судебной экспертизы по уголовным делам, Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление «О судебной экспертизе по уголовным делам» от 21 декабря 2010 г. № 28. Не будет преувеличением сказать, что необходимость принятия данного постановления назрела давно, поскольку законодательство, регулирующее производство судебной экспертизы, претерпело существенные изменения: был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, введен в действие Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Наряду с этим Конституционным Судом Российской Федерации были вынесены определения, имеющие значение для разрешения ряда вопросов, возникающих при производстве судебных экспертиз.
Верховный Суд Российской Федерации обратил внимание судов на необходимость наиболее полного использования достижений науки и техники в целях всестороннего и объективного исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, путем производства судебной экспертизы во всех случаях, когда для разрешения возникших в ходе судебного разбирательства вопросов требуется проведение исследования с использованием специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Если же проведения исследования не требуется, то возможен допрос специалиста.
Назначению любой судебной экспертизы предшествует деятельность, в ходе которой решаются организационные вопросы: осуществляется сбор материалов для экспертизы, решается вопрос о выборе экспертного учреждения или о привлечении в качестве эксперта конкретного лица (лиц), обладающего требуемыми специальными знаниями. Большинство экспертиз, назначаемых органами предварительного расследования и судами, производится в государственных судебно-экспертных учреждениях. Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 195 УПК РФ и ст. 41 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
До настоящего времени законодательно статус негосударственного судебно-экспертного учреждения не установлен, поэтому юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, именуют себя «экспертными учреждениями», независимо от их организационно-правовой формы и основного рода деятельности, понимая этот термин максимально расширительно. Верховный Суд Российской Федерации определяет негосударственные судебно-экспертные учреждения как «некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях»,
осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами»;(1).
Как отмечалось, на стадии подготовки судебной экспертизы должен быть решен вопрос о выборе экспертного учреждения, которому будет поручено производство экспертизы. Ранее существовала рекомендательная практика назначения и производства экспертиз государственными учреждениями, поскольку и в ч. 2 ст. 195 УПК РФ, и в ст. 41 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не конкретизируется, в каких случаях привлекаются государственные, а в каких — негосударственные эксперты (наиболее часто негосударственным экспертам поручается производство судебно-бухгал-терских, судебно-экономических экспертиз, решение отдельных вопросов, относящихся к ведению компьютерно-техничес-кой экспертизы и т. п.).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации определил условия поручения производства судебной экспертизы негосударственному экспертному учреждению или лицу, не работающему в государственном судебно-экспертном учреждении, а именно:
отсутствие в государственном судебно-экспертном учреждении эксперта конкретной специальности;
отсутствие надлежащей материально-технической базы либо специальных условий;
наличие обстоятельств, указанных в ст. 70 УПК РФ.
Причем данные условия должны распространяться на все компетентные государственные судебно-экспертные учреждения на данной территории;(2). В постановлении (определении) о назначении экспертизы должны быть указаны мотивы поручения производства экспертизы вне государственного экспертного учреждения.
Таким образом, можно сделать вывод, что поручение производства судебной экспертизы негосударственному судебно-экспертному учреждению, при отсутствии указанных выше условий, может послужить основанием для признания судом заключения эксперта недопустимым доказательством.
Одним из вопросов, который неизбежно приходится решать при производстве экспертизы негосударственными экспертными учреждениями или лицами, не являющимися государственными экспертами, является установление компетентности «потенциальных» экспертов.
Уровень квалификации экспертов государственных судебно-экспертных учреждений гарантируется порядком назначения их на должность.
Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование. Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет (Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).
Сведения о прохождении аттестации на право самостоятельного производства экспертиз не предусмотрены законодателем как обязательные для отражения в соответствующих документах (ч. 1 ст. 195 , ч. 1 ст. 204 УПК РФ). Тем не менее если в ходе ознакомления с постановлением о назначении экспертизы подозреваемый (обвиняемый) выражает желание ознакомиться с соответствующими данными,
ему должна быть предоставлена необходимая информация;(1).
В случае возникновения каких-либо сомнений в допустимости, обоснованности, полноте, мотивированности и достоверности экспертного заключения вследствие недостаточной компетентности и квалификации эксперта как лица, обладающего специальными знаниями, умениями и навыками в той или иной отрасли, эти сомнения разрешаются, в том числе и в вышестоящем органе исполнительной власти, которому подконтрольно (поднадзорно) государственное судебно-экспертное учреждение.
К сожалению, до настоящего времени не определен способ контроля и надзора за негосударственными экспертами. Одним из способов контроля в России является лицензирование. Статья 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ содержит Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Судебно-экспертная деятельность в этом перечне отсутствует и, следовательно, не подлежит лицензированию. Единственным исключением является судебно-медицинская экспертная деятельность, поскольку данный вид деятельности относится к медицинской, подлежащей в соответствии с п. 96 ст. 17 указанного закона лицензированию (требования данного закона не распространяются на медицинскую деятельность, осуществляемую негосударственными медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
К лицензируемым видам медицинской экспертной деятельности относятся все виды судебно-медицинской экспертизы (экспертиза вещественных доказательств и исследование биологических объектов, экспертиза и исследование трупов, экспертиза подозреваемых, обвиняемых и других лиц) и судебно-психиатрической экспертизы;(2).
В целях осуществления государственного контроля и надзора за независимыми негосударственными экспертами дважды предпринимались попытки создать реестр экспертов. Так, в рамках создания реестра экспертов-автотехников были утверждены приказом Минтранса России № 124, Минюста России № 315, МВД России № 817, Минздравсоцразвития России № 714 от 17 октября 2006 г. Условия и порядок профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к экспертам-техникам; приказом Минюста России от 30 июня 2003 г. № 155 Порядок ведения государственного реестра экспертов-техников; приказом Минюста России от 31 декабря 2003 г. № 335 Формы свидетельства о включении в государственный реестр экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств. Однако такой реестр не создан, поскольку до настоящего времени не образована межведомственная комиссия, занимающаяся ведением реестра экспертов-автотехников. Вторая попытка заключалась в создании в порядке добровольной сертификации реестра экспертов. В настоящее время в реестр экспертов включаются лишь лица, прошедшие добровольную сертификацию при Минюсте России. Иные эксперты МВД, ФСБ, негосударственные, штатные эксперты Минюста России в этот реестр не включены.
Поскольку государственный контроль за деятельностью негосударственных экспертных учреждений или лиц, не являющихся государственными экспертами, явно недостаточен, зачастую возникают трудности при проверке и оценке заключений негосударственных судебных экспертов с точки зрения компетентности данного эксперта, реализации прав участников уголовного процесса в случае производства экспертизы вне государственного экспертного учреждения.
Следует отметить, что Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» распространяет действие ряда своих норм на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами (ст. 41). Так, общими для производства судебной экспертизы, как государственным,
так и негосударственным экспертом, являются задачи судебно-экспертной деятельности; требования по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении судебно-экспертной деятельности; принципы независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» на негосударственного эксперта распространяются обязанности (ст. 16) и права (ст. 17) государственного эксперта, основания отвода от участия в производстве судебной экспертизы (ч. 2 ст. 18), а также особенности присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы (ст. 24) и требования к форме и содержанию заключения эксперта (ст. 25).
При поручении производства экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации, суду следует предварительно запросить сведения, касающиеся возможности производства данной экспертизы, а также сведения об эксперте, в том числе его фамилию, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие о его компетентности и надлежащей квалификации, о чем указать в определении (постановлении) о назначении экспертизы, и при необходимости приобщить к материалам уголовного дела заверенные копии документов, подтверждающих указанные сведения;(1)>.
Поскольку решения следователя, дознавателя, суда о поручении производства экспертизы лицу, не работающему в государственном экспертном учреждении, могут быть обжалованы участниками уголовного процесса, в том числе и в отношении квалификации данного эксперта, сторонам должна обеспечиваться возможность ознакомления с данными, свидетельствующими о надлежащей квалификации эксперта, а форма и порядок ознакомления с материалами избираются следователем, прокурором или судом в пределах, исключающих опасность разглашения следственной тайны;(2).
Привлечение к производству судебной экспертизы негосударственных экспертных учреждений или лиц, не являющихся государственными экспертами, требует тщательного соблюдения всех требований действующего законодательства в части регламентации порядка назначения и производства судебной экспертизы. Государственный эксперт при аттестации на право самостоятельного производства экспертизы обязан продемонстрировать знание действующего законодательства, регулирующего производство судебных экспертиз и ведомственных нормативных актов. В частности, именно поэтому ч. 2 ст. 199 УПК РФ содержит следующее положение: при этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, а в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной экспертизе по уголовным делам» прямо указывается, что в случае поручения производства экспертизы лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных ст. 57 УПК РФ, возлагается на суд, принявший решение о назначении экспертизы;(3).
Независимо от того, проводится судебная экспертиза государственным или негосударственным экспертом, ее результаты оформляются в виде заключения. В целях исключения возможных проблем в случае подготовки заключения негосударственным экспертом целесообразно при разъяснении ему положений ст. 57 УПК РФ знакомить его с требованиями ст. 204 УПК РФ, с тем чтобы заключение являлось полноценным доказательством и могло быть использовано для формирования устойчивой доказательственной базы.
www.procuror.spb.ru
Законодательство о судебной экспертизе
ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ
О судебной экспертизе
Настоящий Закон определяет правовые, организационные и финансовые основы судебно-экспертной деятельности в целях обеспечения правосудия Украины независимой, квалифицированной и объективной экспертизой, ориентированной на максимальное использование достижений науки и техники.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Понятие судебной экспертизы
Судебная экспертиза — это исследование экспертом на основе специальных знаний материальных объектов, явлений и процессов, содержащих информацию об обстоятельствах дела, находящегося в производстве органов дознания, предварительного следствия или суда.
Статья 2. Законодательство Украины о судебной экспертизе
Законодательство Украины о судебной экспертизе состоит из настоящего Закона, процессуального законодательства, иных законодательных актов, международных договоров и соглашений о взаимной правовой помощи и сотрудничестве, регулирующих правоотношения в сфере судебно-экспертной деятельности.
Статья 3. Принципы судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертная деятельность осуществляется на принципах законности, независимости, объективности и полноты исследования.
Статья 4. Гарантии независимости судебного эксперта и правильности его заключения
Независимость судебного эксперта и правильность его заключения обеспечиваются:
процессуальным порядком назначения судебного эксперта; запрещением под угрозой предусмотренной законом ответственности
вмешиваться кому бы то ни было в производство судебной экспертизы;
существованием учреждений судебных экспертиз, независимых от органов дознания и предварительного следствия;
созданием необходимых условий для деятельности судебного эксперта, его материальным и социальным обеспечением;
уголовной ответственностью судебного эксперта за дачу заведомо ложного заключения и отказ без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей;
возможностью назначения повторной судебной экспертизы; присутствием участников процесса в предусмотренных законом случаях при производстве судебной экспертизы.
Статья 5. Максимальное сохранение объектов исследования
При производстве судебных экспертиз объекты исследования могут быть повреждены или истрачены лишь в той мере, в которой это необходимо для исследования.
Статья 6. Обеспечение условий труда судебного эксперта по
местонахождению объектов исследования
Если судебную экспертизу необходимо произвести на месте происшествия или по местонахождению объекта исследования, лицо или орган, ее назначившие, должны обеспечить судебному эксперту беспрепятственный доступ к объекту исследования и надлежащие условия труда.
Статья 7. Организация судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертную деятельность осуществляют государственные специализированные учреждения и ведомственные службы.
К ним относятся:
научно-исследовательские и другие учреждения судебных экспертиз Министерства юстиции Украины и Министерства здравоохранения Украины;
экспертные службы Министерства внутренних дел Украины, Министерства обороны Украины, Службы безопасности Украины.
Судебно-экспертная деятельность может осуществляться на предпринимательских началах на основании специального разрешения (лицензии), а также гражданами по разовым договорам.
Лицензия выдается в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Статья 8. Научно-методическое обеспечение судебно-экспертной
деятельности
Организация научно-методического обеспечения судебно-экспертной деятельности возлагается на министерства и ведомства, в систему которых входят специализированные учреждения и ведомственные службы, производящие судебные экспертизы.
Для рассмотрения наиболее важных вопросов развития судебной экспертизы, имеющих межведомственный характер, при Министерстве юстиции Украины создается Координационный совет по проблемам судебной экспертизы, который действует в соответствии с Положением о нем, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.
Министерство юстиции Украины обеспечивает издание межведомственного научно-методического сборника «Криминалистика и судебная экспертиза».
Статья 9. Реестр судебных экспертов
Министерство юстиции Украины ведет Реестр аттестованных судебных экспертов государственных и предпринимательских структур и граждан.
Аттестация судебных экспертов из числа работников предпринимательских структур и граждан проводится Министерством юстиции Украины или Министерством здравоохранения Украины в соответствии с их функциями.
Органы дознания, предварительного следствия и суды обязаны поручать производство судебных экспертиз преимущественно специалистам, внесенным в этот Реестр.
Раздел II. Судебный эксперт
Статья 10. Лица, которые могут быть судебными экспертами
Судебными экспертами могут быть лица, обладающие необходимыми знаниями для дачи заключения по исследуемым вопросам.
Специалисты государственных специализированных учреждений и ведомственных служб, производящие судебные экспертизы, должны иметь высшее образование, пройти соответствующую подготовку и аттестацию в качестве судебных экспертов определенной специальности.
Статья 11. Лица, которые не могут быть судебными экспертами
Не могут привлекаться к исполнению обязанностей судебного эксперта лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными, а также лица, имеющие судимость.
Иные обстоятельства, запрещающие участие лица в качестве эксперта в судопроизводстве, предусматриваются процессуальным законодательством.
Статья 12. Обязанности судебного эксперта
Независимо от вида судопроизводства судебный эксперт обязан:
1) провести полное исследование и дать обоснованное и объективное письменное заключение;
2) по требованию органа дознания, следователя, прокурора, судьи, суда дать разъяснение по данному им заключению;
3) заявлять самоотвод при наличии предусмотренных законодательством оснований, исключающих его участие в деле.
Другие обязанности судебного эксперта предусматриваются процессуальным законодательством.
Статья 13. Права судебного эксперта
Независимо от вида судопроизводства судебный эксперт имеет право:
1) знакомиться с материалами дела, касающимися предмета судебной экспертизы, и представлять ходатайство о предоставлении дополнительных материалов;
2) указывать в акте судебной экспертизы на выявленные в ходе ее производства факты, имеющие значение для дела и по поводу которых ему не были поставлены вопросы;
3) с разрешения лица или органа, назначивших судебную экспертизу, присутствовать при проведении следственных или судебных действий и заявлять ходатайства, касающиеся предмета судебной экспертизы;
4) подавать жалобы на действия лица, в производстве которого находится дело, если эти действия нарушают права судебного эксперта;
5) получать вознаграждение за производство судебной экспертизы, если ее выполнение не является служебным заданием.
Иные права судебного эксперта предусматриваются процессуальным законодательством.
Статья 14. Ответственность судебного эксперта
Судебный эксперт по основаниям и в порядке, предусмотренными законодательством, может быть привлечен к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.
Раздел III. Финансовое и организационное обеспечение
деятельности государственных специализированных
учреждений и ведомственных служб
Статья 15. Финансирование
Производство научно-исследовательскими учреждениями судебных экспертиз научных разработок по вопросам организации и производства судебных экспертиз финансируется за счет государственного бюджета.
Производство судебных экспертиз другими специализированными учреждениями и ведомственными службами финансируется за счет средств, выделяемых им для этой цели из государственного и местных бюджетов, а научноисследовательскими учреждениями — за счет заказчика.
Другие работы указанные учреждения и службы проводят на хозрасчетных началах.
Статья 16. Аттестация судебного эксперта
Целью аттестации судебного эксперта является обеспечение надлежащего профессионального уровня руководящих работников и специалистов, привлекаемых к производству судебных экспертиз или участвующих в разработках теоретической и методической базы судебной экспертизы.
В зависимости от специализации и уровня подготовки им присваиваются квалификация судебного эксперта с разрешением производства определенного вида экспертиз и квалификационный класс.
Порядок проведения аттестации и присвоения квалификационных классов определяется министерствами и ведомствами, в систему которых входят специализированные учреждения и ведомственные службы, производящие судебные экспертизы.
Статья 17. Экспертно-квалификационные комиссии
Для присвоения квалификации судебного эксперта и квалификационных классов создаются экспертно-квалификационные комиссии.
В состав экспертно-квалификационных комиссий входят наиболее опытные специалисты, имеющие квалификацию судебного эксперта и стаж практической работы по специальности не менее пяти лет. Среди них должно быть не менее двух специалистов той специальности и того класса, по которым комиссия проводит аттестацию, присваивает квалификацию или квалификационный класс, а также специалист по процессуальным вопросам судебной экспертизы.
Статья 18. Оплата труда и социальная защита судебных
экспертов
Вопросы оплаты труда и условия социальной защиты судебных экспертов определяются Кодексом законов о труде Украины и иными актами законодательства Украины.
На работников государственных специализированных учреждений судебных экспертиз и ведомственных экспертных служб распространяются особенности материального и социально-бытового обеспечения, предусмотренные Законом Украины «О государственной службе», если иное не предусмотрено законами Украины.
Статья 19. Охрана специализированных учреждений и ведомственных служб,
производящих судебные экспертизы
Охрана помещений и территорий учреждений судебных экспертиз Министерства юстиции Украины и Министерства здравоохранения Украины, а также режим содержания лиц, находящихся под стражей и направленных на судебно-психиатрическую экспертизу, обеспечиваются Министерством внутренних дел Украины за счет средств, выделяемых ему для этой цели из государственного бюджета.
Охрана экспертных служб Министерства внутренних дел Украины, Министерства обороны Украины, Службы безопасности Украины обеспечивается этими органами.
Статья 20. Информационное обеспечение
Учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности обязаны предоставлять специализированным учреждениям и ведомственным службам, производящим судебные экспертизы, по их запросу натурные образцы или каталоги своей продукции, техническую документацию и иную информацию, необходимую для создания и обновления методической и нормативной базы судебной экспертизы.
Специализированные учреждения и ведомственные службы, производящие судебные экспертизы, имеют право получать от судов, органов дознания и предварительного следствия орудия преступления и другие вещественные доказательства, в отношении которых закончено производство по делам, для использования в экспертной и научной деятельности.
Статья 21. Кадровое обеспечение
Специалистов для специализированных учреждений и ведомственных служб, производящих судебные экспертизы, готовят высшие учебные заведения, после чего они специализируются и повышают квалификацию на курсах и в институтах совершенствования соответствующих министерств и ведомств.
Изучение потребностей в подготовке, специализации и повышении квалификации кадров экспертов, а также разработка предложений по удовлетворению этих потребностей осуществляются министерствами и ведомствами, в систему которых входят учреждения и службы, производящие судебные экспертизы.
Раздел IV. Международное сотрудничество в области судебной
экспертизы
Статья 22. Производство судебной экспертизы по поручению
соответствующего органа или лица другого государства
При производстве судебной экспертизы по поручению соответствующего органа или лица другого государства, с которым Украина имеет соглашение о взаимной правовой помощи и сотрудничестве, применяется законодательство Украины, если иное не предусмотрено указанным соглашением.
Оплата стоимости судебной экспертизы осуществляется по договоренности между заказчиком и исполнителем судебной экспертизы.
Статья 23. Привлечение специалистов из других государств для
совместного производства судебных экспертиз
Руководители специализированных учреждений и ведомственных служб, производящих судебные экспертизы, в необходимых случаях имеют право с согласия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, включать в состав экспертных комиссий ведущих специалистов других государств. Такие совместные экспертные комиссии осуществляют судебные экспертизы по нормам процессуального законодательства Украины.
Плата иностранным специалистам за участие в судебной экспертизе и возмещение иных расходов, связанных с ее производством, осуществляется по договоренности сторон.
Статья 24. Международное научное сотрудничество
Специализированные учреждения и ведомственные службы, выполняющие судебные экспертизы, пользуются правом устанавливать международные научные связи с учреждениями судебных экспертиз, криминалистики и т. п. других государств, проводить совместные научные конференции, симпозиумы, семинары, обмениваться стажерами, научной информацией, печатными изданиями и осуществлять совместные издания в области судебной экспертизы и криминалистики.
Президент Украины Л.КРАВЧУК
г. Киев, 25 февраля 1994 года
N 4038-XII
consultant.parus.ua