Закон законность правопорядок

32. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

Принцип законности – утверждающий всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и вытекающую из него неотвратимость юридической ответственности любого лица за совершенное правонарушение, пронизывает все стороны жизни, содержания и действия права начиная с его формирования в процессе правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права.

1) единство – в стране существует единый, одинаковый режим соблюдения, исполнения требований закона;

2) верховенство закона – этот принцип применим не только к законам, но и к другим нормативно-правовым актам;

3) целесообразность – выбор наиболее оптимальных вариантов норм права, при этом неправильное применение закона в целях целесообразности недопустимо;

4) реальность – исполнимость требований закона. Значение законности в современном обществе очень высоко. Она выражается в выполнении обществом требований законодательных актов, в стремлении привести их в соответствие с правовыми идеалами.

Гарантии законности – объективные условия, с помощью которых обеспечивается соблюдение режима законности:

а) экономические – достаточный уровень экономического развития государства;

б) политические – легитимность власти, степень демократизации общества и иное; законность не может существовать в обществе, где отсутствуют соответствующие политические условия;

в) культурные – уровень нравственного развития общества, свобода его развития, правосознание каждого субъекта правоотношений;

а) специально-организационные – практическая деятельность правоохранительных органов;

б) специально-юридические – правовые средства, с помощью которых осуществляется законность в обществе; профилактика с целью предупреждения правонарушений; конкретные меры, направленные на предупреждение правонарушений.

Для достижения законности в обществе необходимо выполнение целого комплекса мер, направленных на совершенствование личностных факторов (отношение субъектов к праву), факторов внешней среды (экономическая обстановка, политические условия, деятельность правоохранительных органов), факторов, характеризующих конкретную ситуацию (ряд обстоятельств, в которых оказалась личность). Только при условии выполнения этих взаимосвязанных действий по обеспечению законности можно говорить о достижении положительного результата.

Объективное состояние социальных связей, явившееся результатом действия законности, – правопорядок.

Правопорядок регламентируется правовыми нормами, издаваемыми государством, достижение правопорядка является одной из целей деятельности государства. Поэтому государство гарантирует наличие того правопорядка, который соответствует уровню развития демократии и общечеловеческих ценностей в конкретном обществе.

Правопорядок – состояние урегулированных правом связей в обществе, основанное на законности.

www.e-reading.mobi

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Законность и правопорядок

    Законность — основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Это сложное, многоплановое социальное явление, которое имеет политико-правовую природу, затрагивает самые разнообразные стороны экономической, духовной, правовой жизни и взаимосвязано с властью и се принудительными средствами: государство и личность заинтересованы в соблюдении законности.

    Законность — политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующею законодательства.

    Принципы законности

    Принципами законности выступают следующие требования:

  • она должна быть единой для всех;
  • должна гарантировать основные права и свободы граждан;
  • должна обеспечивать неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
  • не должна противостоять целесообразности;
  • должна быть взаимосвязана с воспитанием правовой культуры.

Правопорядок

Правопорядок — воплощенная в жизнь законность.

Без правовых норм не существует законности, но без законности эти нормы не могут воплощаться в конкретное поведение людей. Таким образом, нормы права и законность являются предпосылками правопорядка и средствами его достижения. Правопорядок возникает тогда, когда участники регулируемых нравом общественных отношений сообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями. Иными словами, правопорядок характеризует такое состояние общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным.

Общественный порядок

Правопорядок — часть общественного порядка.

Общественный порядок — определенное качество (состояние) системы общественных отношений, заключающееся в таком построении социальных связей, которое обеспечивает согласованность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их основных интересов, общественное и личное спокойствие.

Правопорядок обеспечивается, поддерживается и восстанавливается специальными органами государства, которые называют правоохранительными. Среди правоохранительных органов, участвующих в обеспечении законности и правопорядка в России, следует выделить полицию и прокуратуру.

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» полиция осуществляет деятельность по следующим основным направлениям:

  • защита личности, государства, общества от противоправных посягательств;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  • розыск лиц;
  • производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • обеспечение безопасности дорожного движения;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  • государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
  • По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

    Для выполнения этих функций сотрудники полиции в соответствии с этим Законом наделены определенными полномочиями (требовать от граждан прекращения неправомерных действий, применять отдельные меры государственного принуждения, а в особых случаях и физическое принуждение, специальные средства. огнестрельное оружие и т. д.).

    Основное назначение прокуратуры (см. Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации») состоит в надзоре за точным и неуклонным исполнением законов всеми гражданами, должностными лицами и государственными органами, предприятиями, учреждениями и т.д. Прокуратура РФ также принимает меры, направленные на устранение нарушений законов и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.

    Прокуратура РФ не принадлежит к органам судебной или исполнительной власти. Это правоохранительный орган, обладающий статусом, закрепленным в федеральном законодательстве. Деятельность прокуратуры РФ в современный период определяется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура представляет собой строго централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации но представлению Президента РФ. Генеральный прокурор назначает на должность всех остальных прокуроров: республиканских (по согласованию с высшим органом республик), краевых. областных, городских и районных, которые подчиняются не местным властям, а только вышестоящему прокурору. Прокуратура не вмешивается в оперативную управленческую и хозяйственную деятельность. Она проводит проверки лишь на основе поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях закона. По факту нарушения закона прокурор может принести протест, внести представление, вынести постановление. Протест приносится на незаконные правовые акты самому нарушителю (органу власти или должностному лицу), а представление об устранении нарушений закона — вышестоящему должностному лицу.

    К органам, борющимся с правонарушениями, относятся и органы федеральной безопасности. С 1992 г. на них возложены задачи по выявлению, предупреждению и пресечению (во взаимодействии с другими правоохранительными органами) организованной преступности, коррупции и наркобизнеса.

    Важные юридические и правоохранительные функции выполняют нотариусы. Нотариус (лат. notarius — писец, секретарь) своей подписью и печатью удостоверяет договоры и другие сделки, оформляет наследственные права, свидетельствует подлинность документов и копий с них для придания им юридической достоверности. При этом он проверяет, соответствуют ли заверяемые им документы закону, допустимы ли подобные договоры, есть ли у сторон право совершать определенные юридические действия. В России допускается деятельность как государственных, так и частных нотариальных контор.

    www.grandars.ru

    4. ПРАВО, ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК

    В правовой системе общества есть три категории, которые тесно взаимосвязаны – это право, законность, правопорядок. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновений. Так, например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

    Действительно, эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права,

    имеют формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.

    1. Право, законность, правопорядок – различные по содержанию и характеру категории. Право – установленная законом государственная воля и интересы, объективированная форма, имеющая нормативную определенность; законность – качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима; правопорядок – состояние правовой жизни общества, упроченная система правовые отношений.

    2. Они представляют собой различные этапы реализации воли и интересов власти и народа. Право – начальный этап оформления воли и интересов в обязательные для всех правила; законность – реализующее право правовое качество нормативных и правореализационных актов; правопорядок – претворение в жизнь права, реализованные воля и интересы государственной власти и народа. Различен уровень развития правовой материи: начальный момент, движение и конечный результат.

    3. Эти категории несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы – юридическая основа правопорядка; законность – средства его установления; правопорядок – результат осуществления права и законности, упорядочивающий социальную жизнь.

    Право и законность – своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность – есть и правопорядок. Нет законности – господствуют беззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядка находятся в прямой зависимости от законности, качества нормотворческого и правореализационного процессов.

    4. Различны их связи и зависимости: если законность выступает как причина, то правопорядок – как следствие. При анализе законности оперируют количественными и качественными характеристиками, при рассмотрении правопорядка – состояниями и их качеством.

    Если право, законы выступают как возможность регулирования общественных отношений, то законность – реальность их реализации, а правопорядок – осуществленность, действительность. Если законность – это качество нормотворческого и правореализационного процессов, то правопорядок – одно из существенных проявлений этих состояний.

    Каждая из форм выражения законности имеет свои определенные последствия. Их нельзя включать в понятие законности, как нельзя смешивать причину и следствие. Требования законности в нормотвор-ческом процессе обусловливают стройную и разветвленную систему

    демократического и справедливого законодательства. Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивая правовой порядок. Поэтому право, правоотношения, правопорядок есть результат осуществления законности в ее качественных параметрах. Речь идет не о любом законе, правоотношении, порядке, а об определенных их качественных характеристиках.

    Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое определяет все существенные характеристики правопорядка как состояния общественной жизни. Данное свойство отчетливо проявляет себя в сопоставлении с его противоположностями, такими как преступность, правонарушения, злоупотребления, противозаконные нормативные и пра-воприменительные акты, произвол, беззаконие и т.д.

    Таким образом, при анализе правопорядка важно выделять не только его основу, форму, структуру, связи и отношения, но и то обстоятельство, что все эти моменты отвечают определенным требованиям, обладают качеством законности. В этом заключается одно из принципиальных отличий правопорядка от узаконенного произвола.

    Если право, законность и правопорядок выступают юридической основой общества и функционирования государственной власти, то, естественно, напрашивается вывод о путях упрочения этих основ, о перспективах их развития. Чем лучше люди понимают объективные правовые требования развития, тем активнее они участвуют в достижении национальных целей.

    Правопорядок – это юридическое оформление одного из важнейших свойств развития материи в высшей форме ее проявления – социальной жизни. Познание и использование упорядоченности как закономерности общественного развития является кардинальной научной и практической проблемой. Чем выше уровень социального прогресса, тем острее требования к упорядоченности важнейших сторон жизни. Чем выше уровень цивилизации, тем решительнее отторгаются дезорганизующие факторы – преступность и злоупотребления, попрание прав и свобод личности, произвол и беззаконие. В обществе для того и были сформированы правовые средства, чтобы с их помощью можно было регулировать многие жизненные процессы и отношения. Деятельность людей должна совпадать с требованиями объективной упорядоченности реальной действительности. В противном случае наносится серьезный урон людям, обществу, природе, всей окружающей среде.

    Упорядочивающей основой правопорядка является четкая социальная нормативность. Она обусловливает требования правовой нор

    мативности, без чего невозможен правовой порядок. Юридическая нормативность оформляется правом и выражается в масштабности и эталонное™ общеобязательных норм поведения. В правопорядке это:

    во-первых, высокая централизованная подчиненность установленным нормативам по достижению национальных целей и защите интересов людей; во-вторых, широчайшая автономия поведения по реализации установленных образцов и программ.

    Такие требования нормативности проявляются во всех сторонах правопорядка, они предопределяют участников, их отношения и связи, структуру и функции государственного и общественного механизма. Разрозненные акты, поступки, действия миллионов людей, объединений и организаций необходимо свести в слаженную, четко функционирующую систему, подчиненную единой цели и противостоящую дезорганизации и анархии.

    В первую очередь нормативному урегулированию подлежат взаимоотношения и связи: общество – государство – личность. В этой формуле остро стоит вопрос о совершенствовании и укреплении нормативной основы урегулированности. Поскольку это оформляется правом, то все рассуждения о размывании его нормативности под эгидой нового правопонимания чреваты огромными изъянами на практике. Никакой конъюнктурой нельзя оправдывать попытки свертывания и устранения нормативных основ правового порядка. Наоборот, необходимо делать все для совершенствования и укрепления нормативной базы, законов страны.

    С каждым новым этапом развития общества, с расширением демократических начал и активизации личного фактора возрастает необходимость в стабилизации, урегулированности и гарантированное™ связей и отношений, взаимодействий людей. Это обстоятельство порождает стойкую тенденцию систематического упрочения правопорядка. Поэтому общество, государство, люди должны постоянно заниматься решением этих проблем.

    Увеличивающиеся объемы работы, углубляющиеся социальные процессы, усложняющиеся взаимоотношения приводят к перенасыщенности социальных и правовых связей. Общество этого не принимает, что порождает неуправляемость и произвол. Личность отторгает «излишествам связей и сложностей социальной жизни. Отпадают отжившие социальные институты, упрощаются связи и процессы.

    Конечно, нельзя тенденцию к упрощению сводить к примитивности. Первое – величайшее благо, второе – непоправимое зло. Речь идет не о поверхностных подходах к решению сложных проблем, а о высшем достижении человеческого разума, о наиболее удобных и целесообразных формах организации общественной жизни, что затрагивает все стороны правопорядка. Необходим оптимальный объем нормативного

    материала за счет увеличения общности и оптимальности правовых предписаний. Требуется резкое сокращение субъектов, которые занимаются правотворчеством. В серьезной универсализации нуждаются правовые статусы физических и юридических лиц. Очень часто наблюдается неоправданная усложненность и запутанность юридических процедур. Имеет место копирование субъектами Федерации федеральных структур, дублирование, низкое качество законодательства и многое другое. Соответствующие структуры, связи, отношения сложны, запутаны и не всегда доступны людям.

    Все это разрушает или ослабляет правовой порядок. Именно поэтому универсализация и оптимизация выступают одной из определяющих задач в формировании четкого правового порядка. Обществу нужен твердый, понятный и доступный людям порядок, дающий высокую степень прочности, стабильности и гарантированности жизненных процессов.

    В настоящее время многие из этих вопросов попадают в сферу проведения правовой реформы. Вносятся конкретные и самые различные предложения о путях совершенствования правовых рычагов, которые в конечном счете будут способствовать формированию правопорядка и правового государства.

    Тенденцией формирования и развития правопорядка выступает борьба противоположностей. В правовой жизни отчетливо просматриваются два направления: одно нацелено на упрочение правопорядка, другое – на его отрицание и разрушение; одно связано с укреплением права, законности, с уравновешенностью и стабилизацией связей; другое – с неурегулированностью, злоупотреблениями, преступностью, попранием прав, свобод, законных интересов личности и т.д. В борьбе противоположностей идет процесс формирования и упрочения правопорядка. Чем решительнее наступление на негативные проявления, чем прочнее правопорядок, тем больше сужается сфера негативных сторон.

    В принципах законности, демократии и справедливости формируется правовой порядок; на путях беззакония, произвола и несправедливости он разрушается. Эти противоположности обусловливают определенную тенденцию правового развития. Под флагом упрочения порядка и борьбы с негативными явлениями решаются проблемы удов- летворения интересов людей. Степень гарантированности провозглашенных прав и свобод находится в прямой зависимости от прочности правового порядка.

    * См Топорпин Б Н Правовая реформа и развитие высшего юридического образования//Государство и право 1996 №7. С 36–41.

    www.bibliotekar.ru

    Законность, правопорядок и общественный порядок

    Человек каждый день должен подчиняться огромному количеству правил. Часто мы даже и не замечаем, что вся наша жизнь складывается с данных правил. Именно они определяют, как мы должны вести себя в общественных местах, как надо обращаться с другими людьми, какие вещи нам принадлежат, а какие – нет и т.д. Без наличия законов и других правовых актов, их реализации в жизни, невозможно цивилизованное существование государства. Любое человеческое общество, независимо от того, на какой ступени цивилизации оно находится, нуждается в определенной правовой организации. Среди разнообразных способов проявления права в сфере его действия принципиально важное значение имеют такие понятия как законность, правопорядок и общественный порядок. Законность, правопорядок и общественный порядок — это важнейшие характеристики динамичного состояния правовой жизни современного демократического цивилизованного государства, нормой существования которого является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В повседневной жизни нам часто приходиться слышать эти слова. А что же они означают? Как соотносятся друг с другом? Какую роль играют в жизни общества? Именно эти вопросы являются целью моей курсовой работы. Изучив различную научную литературу и ознакомившись с множеством мнений, могу сказать, что эта тема не осталась незамеченной. Большое внимание уделяется данным понятиям, так как они имеют определённую степень важности при развитии современных цивилизованных государств. Так как, по моему мнению, тема разработана на достаточно высоком уровне, то в задачи моей курсовой работы входит:

    1. дать определение понятиям законность, правопорядок и общественный порядок

    2. ознакомиться с мнениями различных учёных по поводу понятий законность, правопорядок и общественный порядок.

    3. соотнести данные понятия друг с другом

    4. определить какую роль они играют в жизни общества

    В наше время выбранная мною тема является очень актуальной, ведь к ней проявляют интерес не только видные учёные и знатные юристы. Каждый человек в отдельности задумывается и сталкивается с проблемами обеспечения законности, правопорядка и общественного порядка. Актуальность исследования проблемы рассматриваемой темы усиливается еще и тем, что фактическое состояние правопорядка и общественного порядка на современном этапе нельзя признать удовлетворительным. В различные эпохи все народы мира как-то стремились поддержать порядок на своей территории, подчиняясь каким-то обычаям, правилам. Хорошим примером могут послужить страны Древнего Востока. Например, в Древнем Вавилоне за нарушение общественного порядка, за причинение вреда, как личности, так и их культурным ценностям предусматривались жестокие наказания, как смертная казнь в различных вариантах (сожжение, утопление, посажение на кол), членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.), штрафы, изгнание [13, с 29-30]. Как мы видим к порядку стремились всегда, и даже сегодня основной целью государства является обеспечение правопорядка и общественного порядка не только в нашей стране, но и за её пределами, так как поддержание мирового правопорядка на значительно высоком уровне является успехом в дальнейшем развитии каждой страны в отдельности. Ведь важнейшим фактором, обусловливающим необходимость создания мирового правопорядка и его дальнейшего упрочения, выступает решение разнообразных проблем, которое осуществимо только при взаимном согласии и сотрудничестве разных народов и государств.

    В основу моего научного исследования при написании работы положены различные источники. Основной упор я делала на учебные пособия по теории государства и права, также я не могла обойтись без нормативных правовых актов, и, конечно для полного и качественного раскрытия темы использовала периодические печатные издания, как «Законность и правопорядок», «Закон и право».

    Как я уже заметила, в юридической литературе даются различные определения понятия «законность». Авторы А.Н.Головистикова и Л.Ю.Грудцына в своём толковом словаре юридических терминов пишут: «Законность – это общий принцип организации демократического государства, основа обеспечения и защиты прав личности, поддержания правопорядка в стране; стержень нормального функционирования всей общественной системы» [14, с 119]

    Значит, законность предполагает представление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам, то есть осуществление принципа равенства всех перед законом. В Республике Беларусь данное равенство подтверждается статьей 22 Конституции Республики Беларусь, которая говорит, что все граждане равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов [6, с 7].

    Л.А.Морозова в своём учебнике пишет, что в настоящее время законность трактуется в трёх аспектах как:

    1. Принцип государственно-правовой жизни, что означает закрепление законности в качестве основополагающего общеправового на­чала жизни общества. Требование соблюдения и исполнения закона обращено в равной мере ко всем субъектам правового общения — на­селению, государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам.

    2. Метод государственного руководства обществом, предполагаю­щий, что государство осуществляет свои функции прежде всего пра­вовыми средствами и в правовых формах. При этом методе функцио­нирования законности необходимо наличие трех условий: развитое законодательство; его реализуемость и исполнимость; наличие специ­альных органов контроля за реализацией правовых предписаний.

    3. Режим жизни общества предполагает обеспечение реального вер­ховенства права в жизни общества, правового закона, установление правовых отношений между государственной властью и личностью.

    Следует отметить, что в юридической литературе к числу дискуссионных относится вопрос о законности требования и соблюдения абсолютно всех нормативных правовых актах или речь может идти только о законах. Также дискуссионен в науке вопрос и об определении субъектов законности, то есть являются ли субъектами законности все субъекты права или только должностные лица [16, с 348-349].

    Профессор А.С.Пиголкин считает, что законность – это режим неуклонного действия правовых норм, который предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений – гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями законов и иных нормативных актов, решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний. Законность — это принцип деятельности государст­венного аппарата. Требуя исполнения правовых норм от граж­дан, государственные органы, начиная с самых высоких, сами должны основывать свою деятельность на законе, быть приме­ром его неуклонного соблюдения. Диктатура закона — необ­ходимое условие развития демократии, ее всемерного расши­рения. Без законности невозможно обеспечить режим народо­властия в нашей стране, действие демократических институ­тов, защиту и охрану прав и интересов личности, нормальное функционирование хозяйственного механизма. Следует решительно бороться с любыми попытками оп­равдать нарушения законности так называемой ведомствен­ной или местной «целесообразностью», «интересами дела», потребностью будто бы гибкого, а не формального примене­ния закона. Хозяйственные структуры, учреждения в своей деятельности руководствуются потребностями всемерного раз­вития своей отрасли, местными условиями. Однако производ­ственная необходимость не должна приводить к конфликту с законом, интересы дела не должны превалировать над прин­ципом неукоснительного соблюдения норм права. Повышение с каждым годом роли законности является закономерным отражением роста влияния права на общест­венную жизнь, повышения его авторитета, ликвидации такого вредного и, к сожалению, пока еще широко распространенно­го явления как правовой нигилизм, под которым понимается отрицание социального назначения права в современный пе­риод, его роли в оздоровлении экономики, политической и духовной жизни страны, принижение авторитета закона, оп­равдание фактов произвола работников государственного ап­парата, нарушений норм права [15, с 443-444].

    Аналогичное мнение имел В.Н.Дмитрук, который считал, что законность – это точное и неуклонное соблюдение всеми органами государства, юридическими и физическими лицами конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных актов [3, с 122].

    К нему также присоединяется и В.С.Нерсесянц, который пишет: «Правовая законность — это точное и неуклонное соблю­дение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права. Под правовым законом при этом имеется в виду объектив­ное право (и, следовательно, предусмотренный им абстракт­но-должный правопорядок), соответствующее принципу фор­мального равенства. Очевидно, что реальный правопорядок может быть результатом соблюдения требований лишь право­вого закона и соответствующей правовой законности. Само же по себе соблюдение правонарушающего закона, сколь бы все­общим и точным оно ни было, не может превратить неправо­вой закон в правовой и преобразовать неправо в реальный правовой порядок» [9, с 530].

    Итак, просмотрев множество определений законности, можно заметить, что в общей теории права сложилось узкое и широкое понимание законности, где узкое понимание законности означает требование соблюдать и исполнять

    только законы государства, а широкое – любые действующие нормативные правовые акты.

    Внимательно изучив понятие законность, нельзя не упомянуть о её основных принципах.

    В толковом словаре юридических терминов составителей А.Н.Головистикова и Л.Ю.Грудцына говорится: «Принцип законности – это основополагающий принцип правового государства, подразумевающий всеобщее подчинение членов общества положению о необходимости неукоснительного соблюдения норм права» [14, с 294].

    В учебном пособии В.Н.Дмитрука сказано, что проявление законности основано на следующих принципах:

    верховенство конституции и закона;

    гарантии прав и свобод;

    связь законности с культурой. От культурного уровня общества зависит состояние законности, и, наоборот, соблюдение законности является показателем культурного уровня общества;

    связь закона с целесообразностью. Обход закона под предлогами целесообразности, пользы, выгоды недопустим. Целесообразность должна быть в рамках закона [3, с 123].

    Управление организованной работы Секретариата Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь подготовило интересный документ на тему: «Законность и правопорядок как показатели развития правовой системы», в котором они довольно подробно описывают основные принципы законности. Итак, работа их гласит, что подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определённых принципах, основополагающих началах, обеспечивающих её демократический, гуманный характер. И к этим принципам можно отнести:

    Единство законности. При всём многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности. Подобное положение нарушает единство законнос­ти, снижает эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения. Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, ущемления самостоятель­ности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений от общих прав, чтобы учет своеобразия местных условий не был направлен на обход закона.

    Всеобщность законности. Данный принцип характе­ризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписа­ния должны выполнять отдельные граждане и их объ­единения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведен­ных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

    Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует до­стижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан. Целесообразность законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответст­венности, справедливости, как средства обеспечения по­рядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность [4, с 12-14].

    works.doklad.ru