Законы, закономерности и принципы теории управления

Наивысший уровень понимания сущности явления отражают объективные законы, которые устанавливают связи их свойств и характеристик. Учет этих связей и способствует практике управления. Закон– внутренняя и необходимая, всеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной действительности, т.е. прочное, повторяющееся, идентичное в явлении. Существуют различные точки зрения на понятие законов управления. Одни авторы считают, что это юридические законы, регламентирующие управление. Другие считают, что эти не юридические, а экономические законы, так как управление осуществляется в социально-экономических системах. Наконец некоторые считают, что это специфические законы, определяющие функционирование и развитие специфической сферы деятельности человека – управления. Кто прав? Правы те, кто считают, что глубинные, сущностные процессы в явлениях отражаются в законах: часть юридических и экономических законов используют управленцы в своей работе, часть законов сформировалось только в сфере управления как специфических.

Законы управления – положения, определяющие строение, функционирование и развитие упр-ния и характеризующие существенные (необходимые), устойчивые (повторяющиеся) и объективные (независимые от желания людей) внутренние черты и связи.

К важнейшим законам функционирования социальных систем управления можно отнести: закон синергии, закон информирован­ности и упорядоченности, закон развития, закон композиции.

Закон синергии выражается в приросте энергии организации, пре­вышающем силу индивидуальных усилий членов этой организации. Этот феномен и определил переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, так как для всех естественных систем характерен закон сохранения и превраще­ния энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Однако в соответствии с законом синергии в социальных системах управления возможно изменение энергии в сторону как увеличения, так и уменьшения. Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальной системы управления является воз­можность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на мак­роуровне — в целенаправленном регулировании социально-эконо­мического развития страны.

Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. При этом информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, ибо, как уже отмечалось, управление возможно только при наличии коммуникаций. В современном обще­стве уровень развития государства определяется не только экономи­ческими и природными ресурсами, но и состоянием информацион­ного обеспечения (или информационной среды). Информационная среда включает в себя совокупность всех знаний, которыми владеют граждане данной страны. Часть этих знаний воплощена в материаль­ных ценностях и средствах производства. В тоже время значительная часть информационной среды существует в виде норм общей и поли­тической культуры, морали и т.п.

Закон развития заключается в том, что социальная система управ­ления способна к развитию, т.е. организация изменяется во времени. Она рождается, развивается и умирает. Другими словами, организация имеет свое прошлое, настоящее и будущее. При этом развитие органи­зации должно осуществляться целенаправленно. Цель — это идеаль­ный мысленный результат деятельности. Цель управления рассматри­вается обычно как желаемое состояние системы управления. Правиль­ное определение целей развития — залог успешного развития органи­зации. После определения цели осуществляется обычно выбор страте­гии развития, а затем реализация избранной стратегии.

К числу важнейших законов функционирования организации от­носится и закон композиции, который отражает стремление организа­ции к объединению. Закон композиции особенно актуален для пред­приятий в условиях экономической нестабильности и резких колеба­ний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное про­движение к общей цели. Разумеется, для всех участников объедине­ния должна существовать единая цель, в рамках достижения которой они разрабатывают стратегию совместных действий и реализуют эту стратегию.

Законы функционирования социальных систем управления реа­лизуются через действия людей и имеют характер закономерностей.

Закономерность – это часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений.

К общим закономерностям управления можно отнести: законо­мерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства; закономерность преимуще­ственной эффективности сознательного планомерного управления; закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления; закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении.

Если общие закономерности присущи управлению в целом, то частные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления. К частным закономерностям можно отнести закономер­ность изменения функций управления, закономерность оптимизации числа ступеней управления, закономерность концентрации функций управления и закономерность распространенности контроля.

По классификации Э.М.Короткова можно представить следующие основные закономерности управления:

1. Закономерность интеграции. Это первая из управленческих закономерностей, отмечающая закономерность интеграции деятельности людей в процессах управления. Осуществляется интеграция посредством реализации на практике таких категорий, как субъект и объект управления, функции и обязанности, объединяющие людей в процессе управления. Право принимать решения и воздействовать закрепляется полномочиями.

2. Закономерность иерархии управления. Любое управление имеет иерархическое строение. Вершина иерархии – это должность, или лидер, или собрание акционеров, или совет директоров и т.д. Иерархия формируется на основе распределения полномочий, поэтому без полномочий нет управления. Развитие управления на современном этапе не уничтожает иерархию управления, а усложняет ее матричными и сетевыми структурами.

3. Закономерности необходимой централизации. Условия управления меняются непрерывно, что приводит к перераспределению полномочий. Изменение последних приводит к изменению централизации управления. Практика показала, что это объективный процесс. Степень же централизации управления зависит от уровня развития организации, а именно от таких показателей, как масштаб организации, кадровое обеспечение, структура ресурсов и т.д.

4. Закономерность человеческого фактора управления. Если признать, что организация это есть социально-экономическая система, то значит, управление в ней должно опираться не только на экономические законы, но и потребности, интересы, ценности, установки человека. В этом и состоит закономерность учета влияния человеческого фактора.

5. Закономерность реализации управленческих решений. Если рассматривать организацию как процесс, состоящий из этапов целеполагания, оценки ситуации, установления проблемы и ее разрешения путем принятия управленческого решения, то закономерность может быть сформулирована следующим образом: «Всякое управление осуществляется как процесс реализации управленческого решения, разрабатываемого на основе цели и определяющего последовательное движение к ее достижению».

6. Закономерность управляемости организации. Управляемость – реакция управляемой подсистемы на воздействие управляющей. Низкая или высокая управляемость зависит от типа реакции на управленческие воздействия. Чем выше уровень управления и оно ближе по стилю к демократическому, по содержанию к стратегическому, инновационному и профессиональному, тем выше управляемость. Закономерность: управляемость характеризует соответствие управления условиям его функционирования.

7.Закономерность ресурсообеспечения управления. Если объем деятельности по управлению зависитот масштабов и сложности управляемой системы, то это определяет необходимость иметь определенные ресурсы, чтобы сделать управление эффективным. Значит, закономерностью является необходимость регулирования затрат ресурсов на эффективное управление.

8. Закономерности соответствия целей субъекта и объекта управления. Если цели системы не совпадают с теми целями, которые ставит перед собой управление – организация разрушится. Закономерность: цель устойчивого управления должна быть тождественная цели развития системы (организации) в целом.

9. Закономерность информационного обеспечения управления. Так как информация определяет возможность управления, то значит, и качество управления зависит от качества информационного обеспечения. Закономерность: чем выше уровень информационного обеспечения, тем выше уровень управления.

Т.о., мы рассмотрели основные закономерности упр-я. Взаимодействие закономерностей упр-я отражает его суть. Способы учета закономерностей различны: формулировка рекомендаций, ограничений и т.д., при этом необходимо понимать и учитывать принципы управления.

Принципы управления – основные правила, формируемые на основе объективных закономерностей и характеризующие деятельность менеджера. Итак, принципы – это основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений.

Принципы формируются на основе обобщения объективно действующих законов и закономерностей. Их формирование происходит в соответствии с доминирующей в обществе системой взглядов на управление. Это не застывшие догмы, в течение определенного времени они развиваются, совершенствуются, конкретизируются. Эволюция принципов связана с кардинальными изменениями в последнее десятилетие концепции управления.

Начиная с Ф.Тейлора и А.Файоля многие ученые занимались описанием принципов управления, дополняя друг друга. Существовали принципы управления и социалистическим производством в России.

Так же как и закономерности, принципы управления подразде­ляются на общие и частные.

Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и все отрасли народного хозяйства. К ним можно отнести целенаправ­ленность, ответственность, компетентность, дисциплину, стимули­рование, иерархичность.

Принцип целенаправленности предопределен сущностью про­граммно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой, определенной и предельно конкретной, что придает работе здравый смысл и мобили­зует усилия персонала на ее выполнение.

Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотнесение их с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить увязку целей с главными ресурсами, не­обходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать достижению целей.

Принцип ответственности предусматривает наказание членов ор­ганизации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям, а мера наказания должна возрастать по мере увеличения полномочий. К сожалению, этот принцип далеко не всегда реализуется в практике управления (особенно на высших иерархических уровнях), что при­водит к необдуманным решениям, злоупотреблению властью и не­компетентному управлению, а все это в конечном счете нередко ста­новится причиной краха организаций.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.

Возрастание популярности торговой деятельности в современных условиях и увеличение числа лиц, не имеющих специальной подго­товки, но фактически занятых в торговле, а также учащающиеся слу­чаи реализации населению недоброкачественных товаров выдвигают на первый план проблему лицензирования торговой деятельности и

осуществления специального обучения лиц, получающих лицензии, в целях обеспечения необходимой компетенции.

Принцип дисциплины является неотъемлемым для управления, по­скольку дисциплина должна присутствовать в любой системе управ­ления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное вы­полнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инст­рукций, приказов и других директивных документов. Уровень дис­циплины в значительной мере определяет культуру управления. Применительно, например, к торговле роль этого принципа особен­но велика, так как специфика отрасли обусловливает повышенные требования к уровню не только исполнительской, но и финансовой дисциплины в коммерческой деятельности и к самодисциплине все­го персонала — от менеджера до продавца. Вместе с тем дисциплина не должна стеснять инициативу работников и оставлять место для творческого отношения к работе.

Принцип стимулирования предполагает прежде всего мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и мо­ральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результа­тах труда, моральное — в основном на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут вы­ступать различные духовные потребности работников: в принадлеж­ности, причастности, успехе и т.п.

Следовательно, содержание принципа стимулирования было бы неправильно сводить только к оплате труда, как это часто происходит на практике. Стимулирование предполагает также использование и моральных стимулов и мотиваций, а также справедливое отношение к персоналу.

Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделе­ние управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, при по­строении аппарата управления, при расстановке кадров.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообу­словлены. Например, невозможно добиться четкого функциониро­вания системы управления, игнорируя отдельные принципы управ­ления (целенаправленность, планомерность, компетентность, стиму­лирование, дисциплину), так же как нельзя обеспечить целенаправ­ленную деятельность организации без планомерности, компетентно­сти, дисциплины и иерархичности.

Наряду с общими существуют, как уже отмечалось выше, част­ные принципы управления, которые имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны Управления. Например, применительно к управлению предприятиями торговли выделяют обычно такие частные принципы, как ритмичность, непрерывность, параллельность и преемственность управленческих процессов.

Управленческое решение. Содержание и классификация решений

Решение — это выбор альтернативы. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников. Принятие решений — это часть каждодневной работы управляющего. В области принятия решений выделяют четыре роли руководителя — предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений.

Организационное решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения — обеспечить движение к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением является выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Программирование можно считать вспомогательным средством в принятии эффективных организационных решений. Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки. Этим также экономится время, поскольку подчиненным не приходится разрабатывать новую правильную процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения.

К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа:

· какими должны быть цели организации;

· как улучшить продукцию;

· как усовершенствовать структуру управленческого подразделения;

· как усилить мотивацию подчиненных.

В каждой из подобных ситуаций истинной причиной проблемы может быть любой из факторов.

Практически во всех случаях для руководителя трудно принять решение, не имеющее отрицательных последствий. Эффективно работающий руководитель понимает и принимает как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки. Он принимает данное решение, поскольку с учетом всех факторов оно представляется наиболее желательным с точки зрения конечного решения.

Подходы к принятию решений

Способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируют от спонтанных до высокологичных.

Интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием “за” и “против” по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. То, что мы называем озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения.

Решения, основанные на суждениях, иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случилось в ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Рациональные решения. Главное различие между решениями — рациональным и основанным на суждении — заключается в том, что первое зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть клас­сифицированы по различным признакам.

По уровню управления различают решения, принимаемые на разных уровнях, начальника цеха (начальника отдела); заместителя директора; директора; министра.

По масштабу воздействия управленческие решения подразделяют на общие и частные (локальные).

Общие решения затрагивают систему в целом, например решения о приватизации предприятий.

Частные (локальные) решения касаются отдельных текущих вопро­сов работы производственной системы, например выявления и уст­ранения причин невыполнения заданий по объему товарооборота секцией магазина.

По содержанию выделяют научно-технические, экономические и организационные решения. Примеры: научно-техническое решение — установка нового оборудования на предприятии; экономическое — премирование работника; организационное — создание второй смены на предприятии.

По характеру принято различать следующие решения.

Оперативно-распорядительные решения принимаются на уровне сек­ции, отдела. Они затрагивают различные стороны работы секции, отдела.

Хозяйственно-руководящие решения принимаются на уровне ди­ректора предприятия или министра. Они охватывают различные сто­роны деятельности предприятия или отрасли.

Нормативные решения принимают центральные органы управле­ния (Президент РФ, Правительство РФ).

По форме подготовки и принятия различают единоличные, кол­легиальные и коллективные решения.

Единоличные решения принимает руководитель предприятия, под­разделения.

Коллегиальные решения обычно подготавливает и принимает группа специалистов, что позволяет использовать совокупные знания и опыт, а также учитывать различные мнения при обосновании решений.

Коллективные решения принимает весь коллектив (чаще всего на собрании), они затрагивают наиболее общие проблемы развития коллектива (например, решение о распределении прибыли, остаю­щейся в распоряжении предприятия).

По частоте повторяемости ситуации могут быть выделены стан­дартные и творческие решения.

Стандартные решения, принимают в повторяющихся ситуациях, Когда изменяются лишь количественные параметры (например, ре­шение о приемке партии сырья). Необходимость принятия стандарт­ах решений возникает часто, поэтому целесообразно разрабатывать типовые приемы их подготовки и реализации. Причем значительная часть разработки таких решений может быть формализована, а сле­довательно, механизирована и автоматизирована.

Творческие решения возникают в неординарных ситуациях и тре­буют творческого подхода (например, решение о расширении ассор­тимента товаров и выборе новых поставщиков). Принятию творче­ских решений предшествуют анализ ситуации, привлечение материа­лов специальных исследований, выполнение сложных расчетов и т.п. При принятии таких решений проявляются специальные знания, опыт и даже интуиция менеджера.

В зависимости от степени полноты и достоверности информации различаются детерминированные и вероятностные решения.

Детерминированные решения принимают при наличии полной и дос­товерной информации. Они обычно легко формализуются и могут быть приняты с помощью экономико-математических методов и ЭВМ.

Вероятностные решения приходится принимать в условиях недос­таточной и неполной информации. Их часто приходится принимать в торговле, что обусловлено колебаниями спроса, предложения и цен. Для обоснования таких решений широко применяются методы экспертных оценок, мозговой штурм, мнение жюри, теория игр и др.

Классификация управленческих решений носит во многом ус­ловный характер. Однако набор требований, предъявляемых к каче­ству управленческих решений, обычно постоянен.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 83 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com

1. Законы управления

Теоретические положения, обладающие определенным уровнем абстракции и обобщения, чаще всего формулируются в виде законов, закономерностей и принципов.

Наивысший уровень понимания сущности явления отражают объективные законы, которые устанавливают связи их свойств и характеристик.

Закон – внутренняя и необходимая, всеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной действительности, т.е. прочное, повторяющееся, идентичное в явлении.

Существуют различные точки зрения на понятие законов управления. Одни авторы считают, что это юридические законы, регламентирующие управление. Другие считают, что эти не юридические, а экономические законы, так как управление осуществляется в социально-экономических системах. Наконец некоторые считают, что это специфические законы, определяющие функционирование и развитие специфической сферы деятельности человека – управления. Кто прав? Правы те, кто считают, что глубинные, сущностные процессы в явлениях отражаются в законах: часть юридических и экономических законов используют управленцы в своей работе, часть законов сформировалось только в сфере управления как специфических.

Законы управления – положения, определяющие строение, функционирование и развитие управления и характеризующие существенные (необходимые), устойчивые (повторяющиеся) и объективные (независимые от желания людей) внутренние черты и связи.

Приведем примеры законов управления ввиду отсутствия их систематизированного перечня.

– разнообразие управляющей системы должно быть не менее разнообразия управляемого объекта;

– чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Пример 2. Закон единства анализа и синтеза. Сущность закона в следующем:

– каждая материальная система, будь то живой организм, завод, учебное заведение стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного пересмотра функций и изменения своей структуры;

– вслед за разделением функций и преобразованием структуры управления наступает их синтез, соединение воедино в новом качестве.

Пример 3. Закон информированности – упорядоченности. Сущность закона состоит в следующем: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем скорее наступает упорядочение деятельности и тем большая вероятность ее устойчивого функционирования.

Пример 4. Закон развития. Сущность закона состоит в следующем: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Пример 5. Закон самосохранения. Сущность закона состоит в следующем: каждая материальная система стремится сохранить себя (выжить), используя для достижения этого весь свой ресурс (потенциал).

lib.sale

Учебно-методические материалы лекционного курса по «Теории управления»

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория управления» 6

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ УПРАВЛЕНИЯ 12

1.1.Понятие и сущность теории управления, ее объект и предмет изучения 12

1.2.Методология теории управления 13

1.3.Цели и функции теории управления 17

1.4.Важнейшие элементы управленческого процесса 18

Контрольные вопросы 20

Рекомендуемая литература 20

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ 22

2.1. Теория научного управления 23

2.1.1. Ф. Тейлор – основоположник научного менеджмента 23

2.1.2.Исследования Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбреттов 27

2 Поточная организация труда по концепции Г. Форда 28

3Система целесообразностей Г. Эмерсона 30

2.1.5. Вклад советских ученых в теорию научного управления 32

2Административная теория 34

2.2.1. Функции и принципы управления А. Файоля 34

2.2.2. Принципы построения формальной организации Л. Урвика 38

3Бюрократическая теория 39

2.3.1. Концепция идеальной бюрократии М. Вебера 39

2Устав для градоправителя М. Салтыкова-Щедрина 42

4Теория человеческих отношений 43

2.4.1. Э. Мэйо и его Хоуторнские эксперименты 43

2.4.2.М. П. Фоллет и Ч. Бернард – теоретики человеческих отношений 44

2.5. Школа поведенческих наук 45

2.6.Школа социальных систем 48

2.7. Новая (количественная) школа 50

2.8.Современная парадигма управления 54

Контрольные вопросы 57

Рекомендуемая литература 57

ТЕМА 3. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 59

3.1.Сущность и формы управленческой деятельности 59

3.2.Фасетная классификация управления 63

3.3.Функции управления 67

3.4.Принципы управления 72

3.5.Методы социального управления 75

3.6.Стили руководства 77

3.7.Делегирование полномочий 79

3.8.Организация и методы принятия управленческих решений 82

Контрольные вопросы 88

Рекомендуемая литература 89

ТЕМА 4. ЗАКОНЫ УПРАВЛЕНИЯ 91

Контрольные вопросы 97

Рекомендуемая литература 97

ТЕМА 5. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ 99

5.1.Понятие и классификация целей 99

5.2.Требования и принципы целеполагания 101

5.3. Дерево целей как метод цеполагания 102

Контрольные вопросы 103

Рекомендуемая литература 104

ТЕМА 6. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 105

6.1.Сущность, основные понятия и история российского прогнозирования 105

6.2. Виды прогнозирования 108

6.3. Этапы прогнозирования 109

6.4.Принципы прогнозирования 110

6.5. Методы прогнозирования 110

Контрольные вопросы 114

Рекомендуемая литература 115

ТЕМА 7. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 116

Контрольные вопросы 123

Рекомендуемая литература 123

ТЕМА 8. МОТИВАЦИЯ ТРУДА И АКТИВИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕСУРСА 125

8.1. Сущность мотивации как функции управления 125

8.2. Теории мотивации 127

8.2.1. Содержательные теории мотивации 127

8.2.2. Процессуальные теории мотивации 132

8.3. Активизация человеческого ресурса 137

Контрольные вопросы 140

Рекомендуемая литература 141

ТЕМА 9. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ 141

9.1.Сущность инновационного менеджмента, субъекты и объекты управленческих инноваций 142

9.2. Управленческие инновации в административно – управленческой деятельности 145

9.3.Принципы организации управленческих инноваций 147

9.4.Процесс организации управленческих инноваций 149

Контрольные вопросы 150

Рекомендуемая литература 151

ТЕМА 10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ 152

10.1. Государственная служба как социально-правовой институт 152

10.1.1. Сущность и виды госслужбы 152

10.1.2.Принципы и функции госслужбы 156

10.1.3.Этика государственного управления, специфические требования к государственному аппарату и его работникам 158

10.2.Эффективность управления: сущность, критерии и показатели 161

10.3.Исследование систем управления и их проектирование 167

Контрольные вопросы 172

Рекомендуемая литература 173

Список основной литературы 174

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория управления»

Учебно-методический комплекс является основой для подготовки к практическим занятиям и экзамену, дает краткое изложение базовых тем курса, демонстрирует необходимый уровень освоения ка­ждого вопроса. Вместе с тем структура лекций представляет схему, не претендующую на всеохватность и предельную глубину изложения материала. Однако расставленные акценты позволяют определить направления поиска дополнительных знаний об управлении.

Для расширения своего кругозора, структурирования и корректирования мировоззренчески целостной системы, пополнения знаний по курсу необходимо ознакомиться с основной литературой. Ключевые слова — менеджмент, управление, государственное управление, государственная служба, парадигма управления, система управления, управление предприятием, менеджмент предприятия (организации), функции управления, законы управления, стили и методы управления, самоменеджмент, самоорганизация, корпоративное управление, стратегическое управление и т. д.

В настоящее время не наблюдается дефицита литературы по проблемам общей теории управления, основам менеджмента, менеджменту организаций.

Многие авторы, фамилии которых указаны в списке литературы, переиздают свои работы, изменяя или дополняя их в соответствии с постоянно меняющимся законодательством, эконо­мической и политической обстановкой. Поэтому не следует в поисках литературы руководство­ваться только годами издания, указанными в списке литературы. Не исключено, что к моменту, когда данный учебно-методический комплекс попадет в ваши руки, будут изданы новые учеб­ники и учебные пособия по курсу. Желательно, чтобы вы руководствовались более новой лите­ратурой.

Среди наиболее значимых книг по рассматриваемой проблематике можно особо выделить:

Основы теории управления: Учеб.пособие / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. — М. : Финансы и статистика, 2003. — 560с.

Теория управления: Учебник. Изд. 2-е / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2005 .- 558 с.

Хотелось обратить ваше внимание на различие в трактовке базовых понятий изучаемой ва­ми дисциплины, поэтому, чем больше источников вы прочитаете, тем успешнее выполните кон­трольную работу по курсу и выдержите тестовые и экзаменационные испытания.

При прочтении лекций, содержащихся в учебно-методическом комплексе, рекомендуется пользоваться словарем для уточнения понятий и терминов. Для этого в комплексе предусмот­рен словарь специальных терминов, встречающихся в текстах курса, но необходимо обращаться и к другим словарям и энциклопедиям специального и общего характера.

Некоторые проблемы управления и менеджмента более подробно освещаются в других курсах и учебных дисциплинах специальности, поэтому при подготовке к экза­мену можно использовать другие УМК.

studfiles.net