Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ
«О референдуме Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2006 г., 24 апреля 2008 г., 22 декабря 2014 г., 6 апреля 2015 г., 18 июня 2017 г.

Одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2004 года

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 24 апреля 2008 г. N 1-ФКЗ в преамбулу настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.

Президент Российской Федерации

28 июня 2004 года

Устанавливается порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации — всенародного голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Расширяется круг субъектов, обладающих правом выдвижения инициативы проведения референдума. Так, наряду с гражданами Российской Федерации, которых должно быть не менее двух миллионов, и Конституционным Собранием, инициировать референдум могут федеральные органы государственной власти, если в соответствии с международным договором Российской Федерации вопрос государственного значения или проект нормативного акта подлежат вынесению на референдум.

Создаваемая инициативная группа граждан РФ по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, образуемых более чем в половине субъектов РФ. При этом каждая региональная подгруппа должна насчитывать не менее 100 участников, обладающих правом на участие в референдуме и постоянно проживающих на территории того субъекта РФ, где образована данная региональная подгруппа.

Для решения вопроса о назначении референдума Президент РФ направляет поступившие к нему документы в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (вопросам) Конституции РФ.

Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума. Решение считается принятым, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.

Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального конституционного закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 2004 г. N 137-д, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710, в «Парламентской газете» от 30 июня 2004 г. N 117

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с референдумом Российской Федерации, инициатива проведения которого выдвинута до дня вступления в силу названного Федерального конституционного закона

base.garant.ru

Закон о референдуме

Наряду с проведением выборов, референдум является высшим проявлением народной воли. Для его проведения государство должно гарантировать принципы свободного выражения своего выбора. Данные правовые нормы регламентируются законом 5 ФКЗ. Он предписывает механизмы, по которым граждане могут воспользоваться своими правами, а также принципы, на которых основывается проведение соответствующих мероприятий.

Описание закона «О референдуме Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон под номером 5 ФКЗ «О референдуме в РФ» одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года. С момента вступления документа в силу в него вносились определенные изменения, призванные устранить неточности в формулировках. Последние поправки были введены 18 июня 2017.

Структурно Федеральный закон «О референдуме РФ» состоит из следующих глав:

  • общие положения — включают в себя принципы проведения, основные понятия и термины, используемые законодательством, а также отдельные организационные аспекты;
  • инициатива проведения и начало референдума – регулируется порядок организации, сбор подписей и их проверку, решение о назначении;
  • комиссии – систематизация их организации и правовой статус, процедура формирования и сроки, подразделения комиссий и полномочия;
  • статус наблюдателей и представителей средств массовой информации, регламент их участия в проведении голосования;
  • списки участников референдума, порядок составления и ознакомления с ними по закону;
  • финансирование проводимого голосования, учреждение специальных фондов и отчетность;
  • информационное обеспечение – порядок информирования участников, опубликование опросов и правовых актов и законов, выносимых на голосование, агитация и условия ее проведения;
  • процедура голосования – выбор помещений, бюллетень и открепительное удостоверение, порядок голосования, в том числе досрочного и вне отведенных помещений;
  • подсчет голосов и определение итогов – ведение протокола, подсчет бюллетеней и определение результатов;
  • опубликование итогов и юридическая сила принятого голосованием решения для принятия соответствующего закона;
  • рассмотрение нарушений, зафиксированных в ходе голосования;
  • ответственность за нарушения данного закона.
  • В заключительные положения документа включаются статьи о порядке исчисления сроков, переходные правовые нормы и порядок вступления закона в силу. В последнем вопросе учитываются и документы, которые в соответствии с принятием ФЗ 5 «О референдуме РФ» утрачивают свою силу.

    В Федеральный конституционный закон под номером 5 кроме основных статей включены два приложения. Первое – утвержденная форма подписного листа. Второе – контрольное соотношение сведений, вносимых в итоговый протокол.

    Принципы проведения референдума

    Принципы проведения референдума регулируются статьей 2 Федерального конституционного закона под номером 5 и определяются следующими положениями:

    • всеобщее равное прямое волеизъявление граждан;
    • право участия не зависит от каких-либо признаков, происхождения или принадлежности;
    • каждый участник обладает равным количеством голосов;
    • в голосовании гражданин изъявляет свою волю по вынесенным вопросам или против них;
    • участие является добровольным, никто не вправе навязывать его насильно или условиями;
    • голосование является тайным, никто не имеет права наблюдать за заполнением бюллетеня.
    • Право на проведение референдума

      Инициатива проведения референдума регламентируется статьей 14 Федерального конституционного закона «О референдумах РФ». По ее предписаниям голосование инициируется:

    • двумя миллионами граждан Российской Федерации, поставившими свои подписи за проведение;
    • Конституционным Собранием;
    • федеральными органами государственной власти.

    Каждая инициатива имеет определенные условия для ее реализации. Отдельно закон касается вопросов, которые могут выдвигаться на голосование. К таковым согласно статье 6 ФКЗ 5 относятся:

  • проект новой Конституции РФ;
  • правовой акт или вопрос, выдвинутый в соответствии с заключенным международным договором;
  • вопросы государственного значения при соблюдении предусмотренного порядка.
  • На референдум не выносятся следующие вопросы:

  • о смене статуса субъектов РФ, который уже закреплен в Конституции;
  • о пребывании на государственных постах временно замещающих лиц;
  • о прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ или Государственной Думы;
  • о составе государственных органов, а также об органах, сформированных согласно международным договоренностям;
  • о принятии чрезвычайных мер для обеспечения здоровья и безопасности граждан.
  • Скачать ФЗ 5

    Скачать Федеральный конституционный закон «О референдумах Российской Федерации» можно здесь. Документ предлагается в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Текст будет востребован гражданами, знакомящимися со своими правами, а также должностными лицами, задействованными в подготовке и реализации голосования.

    Изменения в ФЗ 5 «О референдуме в РФ»

    Последние изменения в ФКЗ 5 были внесены 18 июня 2017 года. Они коснулись пункта 16 статьи 30. Положение регулирует полномочия Центральной избирательной комиссии РФ – действия, которые она вправе совершать с целью реализации предписаний данного закона.

    Внесенные поправки полностью изменили редакцию пункта 16, определяющего порядок доставки в комиссии документации, связанной с проведением голосования. Иных изменений в Закон о референдумах не вносилось.

    210fz.ru

    Федеральный конституционный закон о референдуме

    Одним из способов прямого изъявления воли народа и принятия решений на государственном уровне является референдум. Правила проведения определяются соответствующим законодательством.

    Основные положения ФКЗ 5

    Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации” был одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года и спустя двенадцать дней, 23 июня того же года получил одобрение Совета Федерации. Законодательство было подписано президентов и вступило в силу 28 июня 2004 года.

    Настоящим законодательством референдум определяется как высшая форма прямого выражения воли народа наряду со свободными выборами. Государство гарантирует свободу волеизъявления граждан Российской Федерации на референдуме, защиту демократических прав и правовых норм. Референдум запрещается использовать для принятия решений, которые противоречат положениям Конституции РФ, а также отменяют и умиляют права и свободы человека или препятствуют их реализации.

    Вам будет интересно: ФЗ 73 в новой редакции. Подробнее по ссылке:

    ФКЗ-5 состоит из 93 статей и 15 глав, которые регулируют следующие основы проведения референдума:

  • Гл. 1 содержит общие положения о принципах и основания для осуществления всенародного опроса, нюансы организации и проведения, а также язык и финансирования референдума, включая использование государственной автоматизированной системы “Выборы”;
  • Гл. 2 устанавливает порядок определения инициативы для проведения референдума и её реализации, а также назначение цели всеобщего опроса;
  • Гл. 3 предусматривает полномочия комиссии, включая систему её работы, а аткже порядок избрания;
  • Гл. 4 описывает статус и полномочия наблюдателей и представителей СМИ;
  • Гл. 5 определяет правила формирования участков для проведения всенародного голосования;
  • Гл. 6 устанавливает правила составления списков участников референдума;
  • Гл. 7 предусматривает особенности финансирования данного мероприятия, включая порядок формирования фонда и контроля за его использованием;
  • Гл. 8 описывает особенности информационного обеспечения;
  • Гл. 9 определяет правила голосования;
  • Гл. 10 устанавливает требования к подсчёту голосов и подведению итогов голосования;
  • Гл. 11 предусматривает порядок обнародования результатов референдума;
  • Гл. 12 определяет правила и сроки хранения документов опроса;
  • Гл. 13 описывает особенности направления и рассмотрения обращений о нарушениях положений настоящего законодательства;
  • Гл. 14 устанавливает ответственность за несоблюдение требований текущего закона;
  • Гл. 15 содержит заключительные положения о переходных вопросах и вступление законодательства в силу.
  • Текст закона дополняется двумя приложениями, которые определяют правила оформления подписного листа и подсчёта контрольных соотношений протокольных данных.

    Вам будет интересно: ФЗ об ОРД в новой редакции. Подробности по ссылке:

    На референдум может выноситься проект нормативного акта или вопрос. Формулировка вносимого вопроса должна исключать возможность неоднозначного толкования и множественного ответа. Ответ должен быть однозначным и прямым для исключения неопределённости принятых решений. Для составления бюллетеней используется государственный язык, а также допускается формулировка положений на языках входящих в состав Российской Федерации республик и на языках национальных меньшинств в регионах их плотного проживания.

    Проведение референдума запрещается при следующих обстоятельствах:

  • во время военного положения;
  • при чрезвычайных обстоятельствах;
  • в последний год полномочий президента;
  • в течении временного промежутка между объявлением о проведении референдума и обнародованием его результатов, не может быть выдвинута инициатива о проведении нового голосования;
  • повторной всенародный опрос, содержащий те же вопросы, не может быть проведён в течении двух лет после объявления его результатов.
  • Референдум, инициатива которого была выдвинута в соответствиями с требованиями конституционного законодательства, не отменяется при наступлении экстремальных обстоятельств или военного времени, он переносится и осуществляется в течение 3 месяцев после снятия особого положения.

    Принципы проведения референдума в РФ

    Проведение референдума Российской Федерации осуществляется на основании следующих принципов:

    • свободное и прямое волеизъявление граждан на тайном голосовании;
    • всеобщее участие, независимо от половых, языковых, национальных, расовых, религиозных, имущественных и других признаков;
    • равные условия участия и одинаковое количество голосов;
    • голосование непосредственно за или против вынесенного вопроса;
    • добровольное участие. Запрещается кому-либо оказывать влияние на граждан с намерением принудить к участию или неучастию в голосовании, а также препятствовать свободному изъявлению своего мнения;
    • тайное голосование, исключающее сторонний контроль или наблюдение за результатом голосования.
    • Кто обладает правом на проведение референдума?

      Правом на участие в референдуме РФ обладают все граждане государства, достигшие 18 лет. Они также могут выдвигать инициативу проведения всенародного опроса и принимать участие в подготовке и проведении голосования в порядке, установленном настоящим законодательством. Граждане, находящие на момент проведения референдума в иностранном государстве, вправе также участвовать в голосовании, в чём им обязаны содействовать дипломатические и консульские организации. Не обладают правом на участие во всеобщем голосовании лица, которые признаны судебными инстанциями недееспособными и находящие в местах лишения свободы по вступившему в силу судебному приговору.

      Подробнее о ФЗ о конституционном суде тут:

      Изменения, внесенные в закон «О референдуме Российской Федерации»

      В ходе последних изменений настоящего законодательства, состоявшихся 18 июня 2017 года, в статью 30, предусматривающую перечень полномочий центральной избирательной комиссии РФ, был внесён пункт 16, который определяет установление порядка доставки документов о подготовке и проведении референдума, а также согласование с уполномоченным в архивной области органом вопросов о хранении, передаче и уничтожении данной документации.

      Скачать текст закона

      Для детального изучения положений Федерального конституционного закона № 5-ФКЗ от 28.06.2004 “О референдуме Российской Федерации” рекомендуется скачать документ, содержащий актуальные изменения, по ссылке ниже.

      lawlinks.ru

      Федеральный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 N 5-ФКЗ ст 93 (ред. от 18.06.2017)

      Статья 93. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона

      1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

      2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона признать утратившими силу:

      1) Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года N 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 42, ст. 3921), за исключением положений, указанных в части 3 настоящей статьи, в случае наступления обстоятельств, указанных в статье 92 настоящего Федерального конституционного закона. В случае наступления обстоятельств, указанных в статье 92 настоящего Федерального конституционного закона, положения Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 года N 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», указанные в части 3 настоящей статьи, утрачивают силу после дня принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального конституционного закона решения о результатах выдвижения инициативы проведения референдума либо о прекращении процедур по реализации инициативы проведения референдума по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным конституционным законом, а при обжаловании указанных решений — со дня вступления в законную силу судебного решения;

      2) Федеральный конституционный закон от 27 сентября 2002 года N 5-ФКЗ «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 39, ст. 3641).

      3. В целях обеспечения реализации норм статьи 92 настоящего Федерального конституционного закона действуют:

      1) пункт 1 части первой статьи 8, части десятая и одиннадцатая (в части, касающейся сбора подписей посредством их внесения в подписные листы) статьи 9, статья 10 Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 года N 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и приложение к нему — в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 статьи 92 настоящего Федерального конституционного закона;

      2) пункт 1 части первой статьи 8, части первая — третья, десятая, одиннадцатая (в части, касающейся сбора подписей посредством их внесения в подписные листы), двенадцатая — четырнадцатая статьи 9, статья 10 Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 года N 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и приложение к нему — в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 статьи 92 настоящего Федерального конституционного закона.

      fzrf.su

      Федеральный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 N 5-ФКЗ ст 75 (ред. от 18.06.2017)

      Статья 75. Порядок голосования вне помещения для голосования

      1. Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список участников референдума на данном участке референдума, но не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) самостоятельно прибыть в помещение для голосования.

      2. Голосование вне помещения для голосования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 73 настоящего Федерального конституционного закона, проводится только в день голосования на основании письменного заявления (устного обращения) участника референдума (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Указанное заявление (обращение) может быть подано (сделано) участником референдума в любое время после сформирования участковой комиссии. Участковая комиссия регистрирует все заявления (обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком участников референдума.

      3. При регистрации устного обращения участника референдума в реестре в соответствии с частью 2 настоящей статьи указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя и отчество участника референдума, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также ставится подпись члена участковой комиссии, который принял обращение (телефонограмму, сообщение и тому подобное). Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя и отчество этого лица и адрес его места жительства. По прибытии членов участковой комиссии к участнику референдума обращение участника референдума подтверждается письменным заявлением.

      4. В письменном заявлении (устном обращении) участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой участник референдума не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться те же данные об участнике референдума, что и в списке участников референдума. Участковая комиссия на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой участник референдума не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать данному участнику референдума в проведении голосования вне помещения для голосования.

      5. Заявление (обращение), указанное в части 2 настоящей статьи, может быть подано (сделано) в участковую комиссию не позднее чем за четыре часа до окончания времени голосования.

      6. Председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования.

      7. Участковая комиссия должна располагать необходимым количеством (но не более трех) переносных ящиков для голосования, предназначенных для проведения голосования, предусмотренного настоящей статьей. Количество таких ящиков определяется решением участковой комиссии.

      8. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают бюллетени и расписываются в их получении в ведомости выдачи бюллетеней для проведения голосования вне помещения для голосования. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее чем два члена участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, реестр, указанный в части 2 настоящей статьи, либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые сведения об участниках референдума и запись о поступивших заявлениях (обращениях) участников референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие письменные заявления участников референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения участником референдума бюллетеня. Голосование вне помещения для голосования может быть проведено одним членом участковой комиссии с правом решающего голоса при условии, что при этом присутствует не менее двух лиц из числа лиц, указанных в части 13 настоящей статьи.

      9. Голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 74 настоящего Федерального конституционного закона.

      10. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования участник референдума указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства и расписывается в получении бюллетеня. С согласия участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в заявление членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса удостоверяют факт выдачи бюллетеня своими подписями на письменном заявлении участника референдума. В заявлении также делается отметка о получении нового бюллетеня взамен испорченного.

      11. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, вправе выдать бюллетени только тем участникам референдума, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

      12. Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, участника референдума, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) участников референдума. Одновременно в соответствующей графе (соответствующих графах) списка участников референдума делается отметка: «Голосовал вне помещения для голосования», а также ставятся подписи указанных членов участковой комиссии.

      13. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, назначенных инициативной группой по проведению референдума, разными политическими партиями, наблюдателей, назначенных инициативной группой по проведению референдума, разными инициативными агитационными группами, политическими партиями и иными общественными объединениями, равные с проводящими голосование вне помещения для голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения права на участие в референдуме, а равно искажения волеизъявления участников референдума.

      14. Если участник референдума, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после того, как к нему были направлены члены участковой комиссии с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования, никто из членов участковой комиссии не вправе выдать ему в помещении для голосования бюллетень, пока не возвратятся члены участковой комиссии, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлению (обращению) этого участника референдума, и не будет установлено, что указанный участник референдума не проголосовал вне помещения для голосования.

      15. По окончании голосования вне помещения для голосования участковой комиссией составляется акт, в котором указываются количество бюллетеней, выданных членам участковой комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письменных заявлений участников референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, количество выданных участникам референдума и возвращенных (неиспользованных, испорченных участниками референдума) бюллетеней, а также сведения о членах участковой комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, о членах участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования.