Главный закон для предпринимателей

В новом кодексе максимально учтены интересы предпринимателей

В Палате предпринимателей Павлодарской области состоялось обсуждение нового Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, вступающего в силу с 1 января 2016 года.

Участникам мероприятия была доведена информация о нормах Кодекса, состоящего из 7 разделов, 31 глав и 324 статей. В своде законов урегулирован большой блок вопросов, направленных на улучшение предпринимательской деятельности.

Выступившие представители Палаты отметили, что ранее законы, регулирующие и защищающие предпринимательскую деятельность в нашем государстве, имели статус отдельных законодательных документов, а не кодекса. Настоящий Предпринимательский кодекс представляет собой сборник, вобравший в себя ряд законов, таких, как Закон РК «О крестьянском или фермерском хозяйстве», Закон РК «Об инвестициях», Закон РК «О частном предпринимательстве», Закон РК «О конкуренции», Закон РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», Закон РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности».

В документе представлены законы, определяющие порядок осуществления государственного контроля и надзора за предпринимательством, ответственность государственных органов и должностных лиц. Кроме того, в кодексе определены критерии создания объединений субъектов предпринимательства, их принципы действия, а также особенности аккредитации общественных объединений. Введено понятие «саморегулируемые организации предпринимателей». Благодаря новому кодексу, взаимодействие субъектов предпринимательства и государства теперь будет осуществляться посредством реализации таких институтов, как участие представителей бизнеса в нормотворчестве, социальная ответственность, государственно-частное партнерство.

Особый интерес участников совещания вызвало обсуждение главы Кодекса о государственной поддержке частного предпринимательства. В частности, с одобрением были восприняты виды информационной, финансовой и имущественной поддержки бизнеса. Это развитие центров поддержки предпринимателей, бизнес-инкубаторов, технологических парков и индустриальных зон. Хорошую оценку со стороны бизнесменов получили формы финансовой поддержки в виде государственных грантов, программ субсидирования и прочих инструментов. Кроме этого, актуальным для предпринимателей остается вопрос изменения государственными органами целевого назначения земельного участка в соответствии с нуждами предпринимателя.

Участники совещания выразили уверенность в том, что с новым Кодексом предприниматели будут легче ориентироваться в законах и защищать свои права.

atameken.kz

Закон предпринимательства рк

Закон
Республики Казахстан

О частном предпринимательстве

Утратил силу с 1 января 2016 года в соответствии с Кодексом РК от 29 октября 2015 года № 375-V

В оригинале оглавление отсутствует

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими и негосударственными юридическими лицами частного предпринимательства, определяет основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частного предпринимательства в Республике Казахстан.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) ( см. стар. ред. ); изложена в редакции Закона РК от 17.07.09 г. № 188-IV ( см. стар. ред. )

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) ( см. стар. ред. )

1) информационные инструменты — механизмы предоставления информации государственным органам или иным лицам в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан субъектами частного предпринимательства;

Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года)

1-1) бизнес-инкубатор — юридическое лицо, создаваемое для поддержки субъектов малого предпринимательства на этапе их становления путем предоставления производственных помещений, оборудования, организационных, правовых, финансовых, консалтинговых и информационных услуг;

2) социальная ответственность бизнеса — добровольный вклад субъектов частного предпринимательства в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах;

3) индивидуальный предприниматель — гражданин Республики Казахстан или оралман, осуществляющий индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица и соответствующий критериям, указанным в пунктах 3 и 7 статьи 6 настоящего Закона;

См.: Письмо НК МФ РК от 20 сентября 2013 года № НК-06-29504-7087, Письмо НК МФ РК от 12 ноября 2012 года № НК-11/10273-И, Письмо Генеральной прокуратуры РК от 22 июля 2010 года № 7-21/1809, Ответ Председателя НК МФ РК от 14 апреля 2011 года на вопрос от 13 февраля 2011 года № 68777 (e.gov.kz), Ответ Председателя НК МФ РК от 6 ноября 2010 года на вопрос от 16 сентября 2010 года № 51282 (e.gov.kz), Ответ Председателя НК МФ РК от 20 октября 2009 года на вопрос от 28 сентября 2009 года № 20077 (e.gov.kz)

4) индивидуальное предпринимательство — инициативная деятельность физических лиц, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность;

См. Ответ Председателя НК МФ РК от 5 февраля 2010 года на вопрос от 22 января 2010 года № 29327 (e.gov.kz)

5) частное предпринимательство — инициативная деятельность субъектов частного предпринимательства, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих субъектов частного предпринимательства и осуществляемая от имени субъектов частного предпринимательства, за их риск и под их имущественную ответственность;

6) исключен в соответствии с 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV ( см. стар. ред. ) ;

7) государственная поддержка частного предпринимательства — комплекс государственных мер по стимулированию развития частного предпринимательства, созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы в Республике Казахстан;

8) инфраструктура частного предпринимательства — комплекс создаваемых или действующих организаций, обеспечивающих общие условия функционирования и развития частного предпринимательства, включая содействие в организации собственного дела, обеспечение информацией в области права, маркетинга, инжиниринга и менеджмента, поддержку в обеспечении материально-техническими, финансовыми и другими ресурсами на коммерческой основе;

9) субъекты частного предпринимательства — физические и негосударственные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

10) объединение субъектов частного предпринимательства — некоммерческая организация, создаваемая субъектами частного предпринимательства в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты прав, законных интересов субъектов частного предпринимательства;

11) аккредитация объединений субъектов частного предпринимательства — признание соответствующими государственными органами соответствия объединений субъектов частного предпринимательства установленным критериям на представление интересов субъектов частного предпринимательства в экспертных советах по вопросам предпринимательства;

  • Добавить комментарий
  • Статья дополнена подпунктом 11-1 в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V

    11-1) среднегодовой доход — сумма совокупных годовых доходов или доходов субъектов частного предпринимательства, применяющих в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, за последние три года, поделенная на три;

    12) индустриальная зона — земля несельскохозяйственного назначения, обеспеченная коммуникациями, предоставляемая государством субъектам частного предпринимательства для размещения и эксплуатации объектов промышленности в порядке, установленном Земельным кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан;

    Подпункт 13 изложен в редакции Закона РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) ( см. стар. ред. )

    13) уполномоченный орган по предпринимательству — государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области развития и поддержки частного предпринимательства;

    14) экспертный совет по вопросам предпринимательства (далее — экспертный совет) — консультативно-совещательный орган, создаваемый при центральных государственных и местных исполнительных и представительных органах для организации работы по:

    получению экспертных заключений от аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства и заинтересованных некоммерческих организаций на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства;

    выработке предложений о совершенствовании деятельности государственных органов с целью поддержки и защиты частного предпринимательства, в том числе устранению административных барьеров;

    15) исключен в соответствии с 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV ( см. стар. ред. ) ;

    16) коммерческая тайна — информация, определяемая и охраняемая субъектом частного предпринимательства, свободный доступ на законном основании к которой имеет ограниченный круг лиц, разглашение, получение, использование которой может нанести ущерб его интересам;

    Статья дополнена подпунктами 16-1 — 16-4 в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года)

    16-1) регуляторные инструменты — способы воздействия в отношении субъектов частного предпринимательства, в том числе разрешения и уведомления, определяемые в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»; сферы деятельности субъектов частного предпринимательства, в которых осуществляется государственный контроль и надзор в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»; информационные инструменты, предусмотренные законодательством Республики Казахстан;

    16-2) ужесточение регулирования — установление дополнительных требований, обязанностей или иное увеличение нагрузки на субъектов частного предпринимательства в связи с введением или использованием регуляторных инструментов;

    16-3) анализ регуляторного воздействия — аналитическая процедура сопоставления выгод и затрат от вводимого регуляторного инструмента и связанных с ним требований, позволяющая оценивать достижение целей государственного регулирования в последующем;

    16-4) регулирующие государственные органы — государственные органы, осуществляющие руководство в отдельной отрасли или сфере государственного управления, в которой введен или планируется к введению регуляторный инструмент;

    17) центры поддержки малого предпринимательства — юридические лица, осуществляющие обучение, информационное обеспечение, оказание консультационных и маркетинговых услуг, проведение экономической и технологической экспертизы проектов субъектов малого предпринимательства.

    Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о частном предпринимательстве

    1. Законодательство Республики Казахстан о частном предпринимательстве основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

      См.: письмо Налогового комитета МФ РК от 12 ноября 2012 года № НК-11/10273-И

      3. Особенности осуществления отдельных видов частного предпринимательства устанавливаются в соответствии с законами Республики Казахстан.

      Статья дополнена пунктом 4 в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV

      4. Исключен в соответствии с 3аконом РК от 06.01.11 г. № 378-IV ( см. стар. ред. ) .

      Статья 3. Пределы правового регулирования частного предпринимательства

      1. Частное предпринимательство может быть ограничено исключительно по основаниям, устанавливаемым в соответствии с законами Республики Казахстан.

      2. Ограничение частного предпринимательства может иметь место лишь по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции государства в соответствии с законами Республики Казахстан.

      3. Запрещается принятие государственными органами нормативных правовых актов, устанавливающих привилегированное положение отдельно взятых субъектов частного предпринимательства.

      Статья 4. Основная цель и принципы государственного регулирования частного предпринимательства

      В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV ( см. стар. ред. )

      1. Основными целями государственного регулирования частного предпринимательства являются создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства и защита интересов государства и прав потребителей.

      В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 04.07.13 г. № 130-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) ( см. стар. ред. )

      2. Основными принципами государственного регулирования частного предпринимательства являются:

      гарантия свободы частного предпринимательства (разрешено осуществление любых видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Казахстан) и обеспечение его защиты и поддержки;

      равенство всех субъектов частного предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности;

      гарантия неприкосновенности и защиты частной собственности (собственности субъектов частного предпринимательства);

      приоритет развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан;

      участие субъектов частного предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства.

      участие субъектов частного предпринимательства в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан.

      Статья 5 введена в действие с 1 июля 2006 года

      В статью 5 внесены изменения в соответствии с З аконом РК от 10.07.09 г. № 178-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V ( см. стар. ред. ); изложена в редакции Закона РК от 04.07.13 г. № 130-V ( см. стар. ред. ); изложена в редакции Закона РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) ( см. стар. ред. )

      Статья 5. Особенности разработки и принятия нормативных правовых актов, предусматривающих введение регуляторных инструментов или ужесточение регулирования в отношении субъектов частного предпринимательства

      1. В случае, если регулирующие государственные органы планируют ввести новый регуляторный инструмент или осуществить ужесточение регулирования в отношении субъектов частного предпринимательства, регулирующие государственные органы должны предварительно провести процедуру анализа регуляторного воздействия в порядке, определяемом уполномоченным органом по предпринимательству.

      Действие настоящего пункта не распространяется на Национальный Банк Республики Казахстан.

      2. Регуляторные инструменты вводятся или осуществляются следующим образом:

      1) разрешительный или уведомительный порядок вводится только посредством включения соответствующего разрешения или уведомления в перечни разрешений или уведомлений, предусмотренные в приложениях 1, 2 и 3 к Закону Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;

      2) государственный контроль и надзор осуществляется только в сферах деятельности субъектов частного предпринимательства, предусмотренных в приложении к Закону Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»;

      3) информационные инструменты вводятся только законами Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан, постановлениями Правительства Республики Казахстан, нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан и центральных государственных органов Республики Казахстан.

      3. Анализу регуляторного воздействия подлежат:

      1) проекты документов Системы государственного планирования Республики Казахстан, предусматривающих введение регуляторного инструмента и связанных с ним требований или ужесточение регулирования;

      2) концепции проектов законов Республики Казахстан, предусматривающих введение регуляторного инструмента и связанных с ним требований или ужесточение регулирования;

      3) проекты законов Республики Казахстан, предусматривающих введение регуляторного инструмента и связанных с ним требований или ужесточение регулирования;

      4) проекты нормативных правовых актов Республики Казахстан, предусмотренных подпунктами 1-1), 2-1) и 4) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;

      5) проекты нормативных правовых актов Республики Казахстан, предусмотренных подпунктом 3) пункта 2 настоящей статьи, предусматривающих введение информационных инструментов или ужесточение регулирования;

      6) проекты технических регламентов Таможенного союза, предусматривающих введение регуляторного инструмента и связанных с ним требований или ужесточение регулирования;

      7) проекты решений местных представительных органов, разрабатываемые местными исполнительными органами, предусматривающие введение регуляторного инструмента и связанных с ним требований или ужесточение регулирования.

      4. Правительством Республики Казахстан в целях выработки предложений и рекомендаций по вопросам совершенствования законодательства Республики Казахстан, регулирующего предпринимательскую деятельность, и выполнения других определяемых Правительством Республики Казахстан задач и функций создается консультативно-совещательный орган — Межведомственная комиссия по вопросам регулирования предпринимательской деятельности.

      Введение нового регуляторного инструмента осуществляется только после рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам регулирования предпринимательской деятельности.

      Глава 1 дополнена статьей 5-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года)

      Статья 5-1. Анализ регуляторного воздействия

      1. Целью анализа регуляторного воздействия является повышение действенности и эффективности государственной политики в части использования конкретных регуляторных инструментов через оценку альтернативных подходов регулирования для достижения определенных целей или решения четко определенных проблем.

      2. Анализ регуляторного воздействия проводится до и после введения регуляторного инструмента.

      3. По результатам анализа регуляторного воздействия в зависимости от эффективности применения регуляторного инструмента регуляторный инструмент может быть отменен или иным образом пересмотрен.

      Регуляторный инструмент подлежит отмене в случае недостижения целей государственного регулирования предпринимательской деятельности, заявленных при его введении.

      4. Анализ регуляторного воздействия проводится регулирующими государственными органами в отношении разрабатываемых ими проектов документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона, а также уполномоченным органом по предпринимательству, Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан и другими заинтересованными лицами в соответствии с правилами, утверждаемыми уполномоченным органом по предпринимательству.

    • Поставить закладку
    • 5. Проведение анализа регуляторного воздействия является обязательным условием введения нового регуляторного инструмента.

      6. Анализ регуляторного воздействия в отношении действующих регуляторных инструментов проводится регулирующими государственными органами в порядке пересмотра действующих документов.

      7. Уполномоченный орган по предпринимательству:

      1) рассматривает результаты анализа регуляторного воздействия и дает заключение о соблюдении регулирующими государственными органами установленных процедур;

      2) в случае несогласия с выводами анализа регуляторного воздействия, проведенного регулирующими государственными органами, проводит альтернативный анализ регуляторного воздействия.

      8. Результаты анализа регуляторного воздействия, проведенного регулирующим государственным органом, альтернативного анализа регуляторного воздействия, проведенного уполномоченным органом по предпринимательству и (или) иными заинтересованными лицами, размещаются на интернет-ресурсах.

      Глава 2. СУБЪЕКТЫ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УСЛОВИЯ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

      В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 30.12.09 г. № 234-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 29.12.10 г. № 372-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. ); изложена в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V (введены в действие с 1 декабря 2013 года) ( см. стар. ред. )

      Статья 6. Субъекты частного предпринимательства

      1. Юридическое лицо, являющееся субъектом частного предпринимательства, создается в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Республики Казахстан.

      Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V ( см. стар. ред. )

      2. Субъекты частного предпринимательства относятся к следующим категориям:

      1) субъекты малого предпринимательства, в том числе субъекты микропредпринимательства;

      2) субъекты среднего предпринимательства;

      3) субъекты крупного предпринимательства.

      3. Критерии отнесения субъектов частного предпринимательства к категориям:

      4. Отнесение субъектов частного предпринимательства к категориям используется для целей:

      оказания государственной поддержки;

      применения иных норм законодательства Республики Казахстан.

      Для целей государственной статистики используется только критерий по среднегодовой численности работников.

      Для целей оказания государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан используются два критерия: по среднегодовой численности и среднегодовому доходу.

      При этом программами государственной поддержки субъектов частного предпринимательства могут предусматриваться иные критерии для ее оказания.

      Пункт 5 изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V ( см. стар. ред. )

      5. Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не свыше трехсоттысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

      Статья дополнена пунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V

      5-1. Субъектами микропредпринимательства являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятнадцати человек или среднегодовым доходом не свыше тридцатитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

      В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V ( см. стар. ред. )

      6. Для целей государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан субъектами малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:

      1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

      2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;

      3) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;

      4) проведение лотереи;

      5) деятельность в сфере игорного бизнеса;

      6) деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии;

      7) деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;

      8) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);

      9) аудиторскую деятельность;

      10) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

      11) деятельность кредитных бюро;

      12) охранную деятельность;

      13) деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

      Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность, указанную в настоящем пункте, относятся к субъектам среднего предпринимательства, а в случае соответствия критериям, установленным пунктом 9 настоящей статьи, — к субъектам крупного предпринимательства.

      Для субъектов частного предпринимательства, в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан являющихся плательщиками налога на игорный бизнес, фиксированного налога и единого земельного налога, используется критерий по численности работников.

    • Корреспонденты на фрагмент
    • 7. Среднегодовая численность работников субъектов предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта, а также самого индивидуального предпринимателя.

      8. Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, не относящиеся к субъектам малого и крупного предпринимательства в соответствии с пунктами 5 и 9 настоящей статьи.

      9. Субъектами крупного предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более двухсот пятидесяти человек и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

      Закон дополнен статьей 6-1 в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V (введены в действие с 1 декабря 2013 года)

      Статья 6-1. Реестр субъектов частного предпринимательства

      1. Для использования данных о категориях субъектов частного предпринимательства уполномоченный орган по предпринимательству ведет реестр субъектов частного предпринимательства.

      2. Реестр субъектов частного предпринимательства — электронная база данных, содержащая сведения о категориях субъектов частного предпринимательства.

      3. Информация о категории субъекта частного предпринимательства предоставляется в форме электронной справки заинтересованным лицам, в том числе государственным органам для использования в работе.

      Статья 7. Индивидуальное предпринимательство

      1. Индивидуальное предпринимательство осуществляется в виде личного или совместного предпринимательства.

      2. Личное предпринимательство осуществляется одним физическим лицом самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом.

      При осуществлении личного предпринимательства физическим лицом, состоящим в браке, без упоминания другого супруга в качестве предпринимателя согласия этого супруга на осуществление предпринимательской деятельности не требуется.

      В случаях, когда для осуществления личного предпринимательства физическое лицо использует общее имущество супругов, необходимо согласие другого супруга на такое использование, если иное не предусмотрено законами или брачным договором либо иным соглашением между супругами.

      3. Совместное предпринимательство осуществляется группой физических лиц (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и (или) распоряжение имуществом.

      При совместном предпринимательстве все сделки, связанные с частным предпринимательством, совершаются, а права и обязанности приобретаются и осуществляются от имени всех участников совместного предпринимательства.

      4. Формами совместного предпринимательства являются:

      1) предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместной собственности супругов;

      В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.03.11 г. № 420-IV ( см. стар. ред. )

      3) простое товарищество, при котором частное предпринимательство осуществляется на базе общей долевой собственности.

      5. При осуществлении предпринимательства супругов в деловом обороте от имени супругов выступает один из супругов с согласия другого супруга, которое может быть подтверждено при регистрации индивидуального предпринимателя или выражено письменно и нотариально удостоверено, в случаях, когда деятельность индивидуального предпринимателя осуществляется без государственной регистрации.

      При отсутствии согласия одного из супругов на выступление другого супруга в деловом обороте от их имени предполагается, что супруг, выступающий в деловом обороте, осуществляет индивидуальное предпринимательство в виде личного предпринимательства.

      6. Индивидуальное предпринимательство с использованием формы простого товарищества осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

      7. Индивидуальные предприниматели несут ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое взыскание не может быть обращено в соответствии с законами Республики Казахстан.

      См. Письмо НК МФ РК от 22 февраля 2010 года № НК-15-19/2006; Письмо НК МФ РК от 20 мая 2010 года № НК-06-26/5804

    • Показать изменения
    • 8. При осуществлении личного предпринимательства физическое лицо несет ответственность всем имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, в том числе долей в общей собственности супругов.

      В случаях, когда физическое лицо использует для осуществления частного предпринимательства общее имущество супругов, взыскание по его долгам может быть обращено и на общее имущество супругов.

      Имущество каждого из супругов, не являющегося частным предпринимателем, не может быть предметом обращения взыскания по долгам другого супруга, осуществляющего личное предпринимательство.

      9. При осуществлении предпринимательства супругов взыскание по долгам супругов в связи с осуществлением предпринимательства может быть обращено на общее имущество супругов независимо от того, кто из них выступает в деловом обороте.

      10. Индивидуальный предприниматель при осуществлении своей деятельности вправе использовать персональные бланки деловой документации, печать, штампы.

      Статья дополнена пунктом 11 в соответствии с Законом РК от 30.06.10 г. № 297-IV (введено в действие с 1 июля 2010 г.)

      11. Физическим лицам, за исключением граждан Республики Казахстан и оралманов, запрещается осуществлять индивидуальное предпринимательство.

      См.: Письмо Генеральной прокуратуры Республики Казахстан от 22 июля 2010 года № 7-21/1809 и Ответ Председателя Налогового комитета Министерства финансов РК от 14 апреля 2011 года на вопрос от 13 февраля 2011 года № 68777 (e.gov.kz)

      Статья 8. Права и обязанности субъектов частного предпринимательства

      1. Субъекты частного предпринимательства вправе:

      1) осуществлять любые виды частного предпринимательства, если иное не установлено законами Республики Казахстан;

      2) осуществлять частное предпринимательство с использованием наемного труда в соответствии с законами Республики Казахстан;

      3) создавать филиалы и представительства в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан;

      4) самостоятельно устанавливать цены на производимые товары (работы, услуги), за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан;

      5) предоставлять средства (займы) субъектам частного предпринимательства на возмездной основе;

      6) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей правоспособности;

      7) учреждать объединения субъектов частного предпринимательства;

    • Посмотреть закладки
    • Подпункт 8 изложен в редакции Закона РК от 04.07.13 г. № 130-V ( см. стар. ред. )

      online.zakon.kz