«Бабушкинский психоневрологический интернат»

Напишите нам

Отзывы клиентов

Анализ Федерального Закона от 28.12.2013 №442-ФЗ

Анализ Федерального Закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

С 01 января 2015 года вступит в силу Федеральный Закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», он заменяет собой федеральные законы от 2 августа 1995 года 3 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ».

Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в РФ, повышение его уровня, качества и эффективности и устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в РФ, полномочия федеральных органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Законом определяются основные принципы социального обслуживания, уточняется содержание ряда основных понятий, применяемых в сфере социального обслуживания, определяются формы социального обслуживания, виды социальных услуг и условия их предоставления, принципы финансового обеспечения деятельности организаций социального обслуживания.

Новые понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:

1) социальное обслуживание граждан — деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;

2) социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

3) получатель социальных услуг — гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;

4) поставщик социальных услуг — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;

5) стандарт социальной услуги — основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;

6) профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, — система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания субъекта Российской Федерации, определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг.

Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг пересматривается в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах не реже чем раз в три года.

Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

Введенные законом 442-ФЗ:

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Кроме того, Законом введено социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

Социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг.

Социальные услуги предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже, либо равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.

Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей Закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

babushkinskiipni.ru

442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»

Социальное обслуживание населения в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом 442 ФЗ. Он определяет правовые и экономические стороны данного вопроса, а также полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в данной сфере. Предписываются права и обязанности получателей и поставщиков соответствующих услуг, а также обозначаются те категории лиц, на которых распространяется действие данного закона.

Описание 442 Закона о социальном обслуживании

Ранее действовавший в данной сфере Федеральный закон 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» утратил силу с принятием нового закона. ФЗ 442 был утвержден 28 декабря 2013 года, в силу вступил 1 января 2015, с данного момента перестал действовать ФЗ 195.

Действующий Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» сохраняет правопреемство предыдущего документа, однако значительно расширяет перечень рассматриваемых вопросов. Структурно в ФЗ 442 выделены следующие главы:

  • общие положения документа;
  • полномочия федеральных и региональных органов власти;
  • права и обязанности получателей регулируемых законом услуг;
  • права, обязанности, а также соблюдение информационной открытости поставщиков;
  • предоставление социального обслуживания, его организация, формы и виды услуг;
  • финансирование системы предоставляемых услуг и условия их оплаты гражданами;
  • государственный и общественный надзор и контроль.
  • В соответствии с общими положениями Закон ФЗ 442 определяет следующие принципы предоставления населению требуемых услуг:

  • соблюдение прав человека;
  • гуманность;
  • уважение достоинства человека и его чести;
  • равный и свободный доступ граждан к социальному обслуживанию;
  • адресная направленность;
  • близкое расположение поставщиков к месту жительства граждан;
  • формирование достаточного количества поставщиков для обеспечения потребностей населения;
  • создание привычной и благоприятной среды для человека;
  • добровольность обращения обеспечиваемыми услугами;
  • конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни.
  • По ст 19 ФЗ 442 социальное обслуживание производится на дому, полустационарно или в стационарной форме. В первом случае поставщик прибывает по месту жительства обратившегося. Полустационарные услуги подразумевают возможность получить к ним доступ в определенное время работы учреждения. Стационарность – это проживание получателя на территории учреждения, обеспечивающего предоставляемые услуги.

    Виды социального обслуживания по статье 20 ФЗ 442 определяются следующими категориями:

  • бытовые услуги, нацеленные на поддержание жизнедеятельности граждан в жилищных вопросах;
  • медицинские, ориентированные на обеспечение и сохранение здоровья населения;
  • психологические, обеспечивающие адаптацию к социуму и комфортные состояние граждан;
  • педагогические, направленные на помощь в организации развития детей и устранении отклонений в их поведении и адаптации к социуму;
  • трудовые, решающие проблемы с трудоустройством;
  • правовые, обеспечивающие юридическую помощь;
  • коммуникативные, помогающие наладить контакты тем гражданам, которые ограничены в своей жизнедеятельности.
  • К видам социального обслуживания относят и срочную помощь в экстренных и чрезвычайных ситуациях.

    Так же в РФ существует ФЗ о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Узнать больше о данном законе можно в статье:

    Скачать 442 ФЗ

    Скачать Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» 442-ФЗ можно здесь. Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на август 2014 года. Текст может использоваться правозащитниками, должностными лицами, а также гражданами, углубленно изучающими свои права и обязанности.

    Последние изменения

    Изменения в Закон о социальном обслуживании вносились лишь один раз — 21 июля 2014 года, и вступили в силу вместе с общим текстом документа 1 января 2015. Поправки коснулись следующих положений:

  • часть 1 ст. 7 и статья 8 соответственно дополнились пунктами 7.1 и 24.1 одного содержания: «создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания»;
  • в статье 13 Закона 442 ФЗ в ч 2 введен пункт 12.1 о проведении независимой оценки качества предоставления услуг; введена часть 4 об обеспечении технической возможности для граждан выражать свое мнение о качестве на официальных сайтах;
  • в закон добавлена статья 23.1.
  • Указанная статья 23.1 ФЗ 442 регламентирует организацию и порядок проведения независимой оценки качества предоставляемого социального обслуживания. Таковая определяется как одна из форм общественного контроля над исполнением положений закона. Критериями оценки определяются такие принципы, как:

  • открытость и доступность информации;
  • комфортность условий;
  • доступность получения требуемых услуг;
  • время ожидания социального обслуживания;
  • доброжелательность, вежливость и компетентность сотрудников;
  • удовлетворенность граждан в получаемых услугах.
  • Проводится независимая оценка уполномоченным федеральным, региональным или муниципальным органом исполнительной власти. Контроль осуществляется в соответствии с предписанными нормами законодательства РФ.

    210fz.ru

    Новый закон — в поддержку людям!

    ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ И ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ, ПОДГОТОВЛЕННЫЙ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 442-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» .

    НОВЫЙ ЗАКОН – В ПОДДЕРЖКУ РОССИЯНАМ.

    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЗ ОТ 28.12.2013г № 442-ФЗ» ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ , ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

    ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ , ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

    ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНЫМ РАБОТНИКАМ

    СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЗ 442 И ФЗ 195, ФЗ 122

    $IMAGE4 $ Социальное обслуживание населения: что изменится?

    С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Данный закон принят взамен двух законодательных актов – Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

    Основные преимущества нового закона:
    — возможность выбора поставщика социальных услуг (это могут быть и государственные учреждения социального обслуживания населения, и другие социально ориентированные организации различных форм собственности);
    — широкая информационная открытость поставщиков социальных услуг;
    — определение обстоятельств, при которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании;
    — закрепление принципа осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах;
    — введение социального сопровождения граждан при предоставлении социальных услуг (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основанное на межведомственном взаимодействии структур и организаций);
    — введение государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, расширение понятия общественного контроля.
    Законом предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми перечень социальных услуг не может быть сокращен по сравнению с перечнем, действовавшем до вступления в силу закона, а условия их предоставления не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

    Цель нового закона

    Развитие системы социального обслуживания граждан в нашей стране, повышение его уровня, качества и эффективности.

    Основные принципы социального обслуживания

  • соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, гуманный характер, не допустимость унижения чести и достоинства человека;
  • равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
  • адресность предоставления социальных услуг;
  • добровольность;
  • конфиденциальность;
  • приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг;
  • достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании;
  • достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
  • сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.
  • Кто может рассчитывать на социальную помощь от государства

    Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

  • полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  • отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
  • Виды социальных услу г

  • социально-бытовые (направлены на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту);
  • социально-медицинские (направлены на поддержание и сохранение здоровья получателей услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья);
  • социально-психологические (предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия);
  • социально-педагогические (направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей);
  • социально-трудовые (направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией);
  • социально-правовые (направлены на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг);
  • в целях повышения коммуникативного потенциала получателей (услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов);
  • срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; иные услуги);
  • социальное сопровождение (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия).
  • Права получателей социальных услуг

  • уважительное и гуманное отношение;
  • получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах и стоимости, о возможности получения услуг бесплатно, о поставщиках услуг;
  • выбор поставщика или поставщиков услуг;
  • отказ от предоставления услуг;
  • защиту своих прав и законных интересов;
  • участие в составлении индивидуальных программ;
  • обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих сантребованиям, и надлежащий уход;
  • свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
  • социальное сопровождение.
  • Обязанности поставщиков социальных услуг

  • осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством предоставлять услуги получателям в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров;
  • предоставлять бесплатно в доступной форме получателям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости либо о возможности получать их бесплатно;
  • использовать информацию о получателях услуг в соответствии с требованиями о защите персональных данных;
  • предоставлять уполномоченному органу субъекта РФ информацию для формирования регистра получателей ;
  • осуществлять социальное сопровождение;
  • обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;
  • предоставлять получателям услуг возможность пользоваться услугами связи, «Интернет» и услугами почтовой связи при получении услуг;
  • выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания
  • обеспечивать получателям услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
  • обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей услуг
  • Что такое индивидуальная программа

    Документ, в котором указаны:

  • форма социального обслуживания;
  • вид обслуживания;
  • объем;
  • периодичность;
  • условия;
  • сроки предоставления социальных услуг;
  • перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг
  • мероприятия по социальному сопровождению;
  • составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах,
  • пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года;
  • пересмотр ИП осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы;
  • в случае изменения места жительства получателя ИП, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в по новому месту жительства, до составления ИП по новому месту жительства.
  • Договор о предоставлении социальных услуг

    • составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах;
    • ИП для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика услуг — обязательный характер
    • составляется в двух экземплярах. Экземпляр ИП, подписанный уполномоченным органом субъекта РФ, передается гражданину в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления;
    • Плата за социальные услуги

      Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:

      • несовершеннолетним детям;
      • лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов
      • Инвалидам и участникам ВОВ (в Ставропольском крае).

      xn--j1abhdo3a.xn--p1ai

      Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ ст 15 (ред. от 07.03.2018)

      Статья 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании

      1. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

      1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

      2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

      3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

      4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

      5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

      6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

      7) отсутствие работы и средств к существованию;

      8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

      2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

      3. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.

      fzrf.su

      Министерство социальной защиты населения Ставропольского края

        • горячая линия
          (8652) 71-34-78
          8-800-7070-126

        • личный кабинет гражданина
        • адаптированная версия сайта
        • Об особенностях Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

          С 01 января 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Этот Закон призван заменить Федеральные законы от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

          Закон направлен на модернизацию системы социального обслуживания, развитие негосударственного сектора и конкуренции в сфере социального обслуживания, повышение качества предоставляемых гражданам социальных услуг.

          Из важных для населения особенностей Закона необходимо отметить, что социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. Исключение составляют недееспособные граждане, в случаях, предусмотренных законодательством о психиатрической помощи, когда граждане по состоянию здоровья, подтвержденным заключением врачебной комиссии, не в состоянии подать соответствующее заявление.

          Обращение о предоставлении социальных услуг смогут подать, как сами граждане, так и их законные представители, а также в интересах этих граждан государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения.

          Новым является то, что решение о наличии у граждан права на получение социальных услуг будет оформляться в виде индивидуальной программы предоставления социальных услуг , в которой будут определены: форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

          Индивидуальная программа должна составляться исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматриваться в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.

          Законом предусмотрено ведение регистра получателей социальных услуг – информационной системы в сфере социального обслуживания, в которой будет осуществляться сбор, хранение, обработка и предоставление информации о получателях социальных услуг, включающей в себя наряду с их персональными данными сведения о наименовании поставщика социальных услуг, реализующего индивидуальную программу, а также об оказанных им социальных услугах получателю социальных услуг. Ведение регистра будет осуществляться в министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края в электронном виде с выполнением требований по защите персональных данных, данные в него будут передавать поставщики социальных услуг по защищенным каналам связи.

          Законом регулируются отношения, связанные с информационной открытостью поставщиков социальных услуг. В соответствии с Законом поставщики социальных услуг формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечивают доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания. Информация, размещаемая в сети «Интернет» должна содержать общие сведения об организации, сведения о ее кадровом составе, материально-техническом обеспечении, финансово-хозяйственной деятельности, предоставляемых социальных услугах. Кроме того, министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края будет создан реестр поставщиков социальных услуг, содержащий подробную информацию о них и размещен в открытом доступе в сети «Интернет».

          Отдельным положением введена независимая оценка качества социальных услуг, оказываемых поставщиками социальных услуг, которая будет проводиться общественным советом при министерстве, в состав которого входят представители общественных организаций. Сбор, обобщение, анализ информации о качестве социальных услуг должен производить оператор независимой оценки – организация, которая будет определяться на конкурсной основе.

          На уровне организации социального обслуживания Законом предусматривается привлечение общественности к содействию в улучшении качества социальных услуг путем создания попечительских советов.

          В Законе значительно расширены виды социальных услуг, предоставляемых их получателям. Наряду с традиционными услугами, такими, как: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, добавились социально-педагогические, социально-трудовые услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

          Кроме того, Законом введено социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь. Мероприятия по социальному сопровождению будут отражаться в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

          В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства.

          Организации всех форм собственности и индивидуальные предприниматели, действующие в сфере социального обслуживания населения на заявительной основе смогут быть включены в реестр поставщиков социальных услуг – открытую информационную систему, в которой будут содержаться общие сведения о поставщиках социальных услуг, ее кадровом составе, материально-техническом обеспечении, финансово-хозяйственной деятельности, предоставляемых социальных услугах.

          При этом граждане, имеющие индивидуальные программы, смогут обращаться за получением социальных услуг как в государственные организации социального обслуживания, так и в негосударственные, которым в случае их включения в реестр и отсутствия размещенного у них государственного задания на оказание социальных услуг смогут рассчитывать на компенсацию затрат по установленным нормам из бюджета. Эта мера должна способствовать развитию рынка социальных услуг.

          www.mintrudsk.ru