Обзор изменений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за период с июня 2017 года по июнь 2018 года

Новикова Е.М. ведущий специалист-эксперт

отдела по вопросам нормативных правовых актов

субъекта Российской Федерации
и ведения федерального регистра,
ведения реестра муниципальных
образований, регистрации и ведения
реестра уставов муниципальных
образований Управления Минюста
России по Калужской области

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон о местном самоуправлении) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

За период с июня 2017 г. по июнь 2018 г. в Закон о местном самоуправлении и внесены следующие изменения.

1) Федеральным законом от 07.06.2017 № 107-ФЗ (изменения вступили в силу с 18.06.2017) уточнен порядок проведения депутатами представительного органа встреч со своими избирателями в форме публичных мероприятий (статья 40 Закона о местном самоуправлении).

Установлено, что встречи депутата с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. При этом уведомления органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. Вместе с теми депутат вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения.

Органы местного самоуправления определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами местного самоуправления для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления.

Встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

Воспрепятствование организации или проведению встреч депутата с избирателями в форме публичного мероприятия, определяемого законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2) Федеральным законом от 18.07.2017 № 171-ФЗ (изменения вступили в силу с 30.07.2017) уточняется порядок формирования представительного органа муниципального района (статья 36 Закона о местном самоуправлении). Так установлено, что если глава поселения избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, такой глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района, при этом представительный орган данного поселения к числу депутатов, избранных им в соответствии с указанной нормой представительства поселений, дополнительно избирает из своего состава в представительный орган муниципального района, в состав которого входит это поселение, одного депутата.

Также определено, что изложение устава муниципального образования в новой редакции муниципальным правовым актом о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не допускается. В этом случае принимается новый устав муниципального образования, а ранее действующий устав муниципального образования и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений признаются утратившими силу со дня вступления в силу нового устава муниципального образования (статься 44 Закона о местном самоуправлении).

Кроме того, расширен перечень муниципальных нормативных правовых актов, вступающих в силу после их официального опубликования (обнародования) (статься 44 Закона о местном самоуправлении).

3) Федеральным законом от 26.07.2017 № 202-ФЗ (изменения вступили в силу с 06.08.2017) внесены дополнения в права органов местного самоуправления муниципальных образований на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения (статьи 14.1, 15.1 и 16.1 Закона о местном самоуправлении).

К таким правам теперь отнесено оказание содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

4) Федеральным законом от 29.07.2017 № 279-ФЗ (изменения вступили в силу с 31.07.2017) внесены дополнения в вопросы местного значения городских округов, городских поселений и муниципальных районов, решающих определенные вопросы на территории сельских поселений (статьи 14 и 16 Закона о местном самоуправлении).

Так, к вопросам местного значения теперь относится осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении».

5) Федеральным законом от 30.10.2017 № 299-ФЗ (изменения вступили в силу с 29.12.2017) внесены дополнения в полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (статьи 17 Закона о местном самоуправлении). Органам местного самоуправления предоставлены такие новые полномочия как:

1) полномочиям в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

2) организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, изменения внесены в исключительную компетенцию представительных органов. Теперь к ней относится утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования (статья 35 Закона о местном самоуправлении).

6) Федеральным законом от 05.12.2017 № 380-ФЗ (изменения вступили в силу с 05.12.2017) уточнен порядок назначения выборов главы муниципального образования либо его избрания, в случае обжалования главой муниципального образования правового акта Губернатора Калужской области об отрешении его от должности (статья 36 Закона о местном самоуправлении).

7) Федеральным законом от 05.12.2017 № 389-ФЗ (изменения вступили в силу с 16.12.2017) уточняется порядок введения и использования средств самообложения граждан. Предусматривается возможность решения вопроса о введении и использовании средств самообложения граждан на сходе граждан на территории населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района (статья 56 Закона о местном самоуправлении).

8) Федеральным законом от 05.12.2017 № 392-ФЗ (изменения вступили в силу с 06.03.2018) внесены изменения в права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения в части создания условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (статьи 14.1., 15.1., 16.1 Закона о местном самоуправлении).

9) Федеральным законом от 29.12.2017 № 455-ФЗ (изменения вступили в силу с 29.12.2017) внесены изменения в нормы, регулирующие проведение публичных слушаний. Расширяются возможности участия граждан в принятии решений в области градостроительной деятельности путем введения общественных обсуждений (статья 28 Закона о местном самоуправлении).

10) Федеральным законом от 29.12.2017 № 463-ФЗ (изменения вступили в силу с 29.12.2017) регулируются правила благоустройства территории муниципального образования путем внесении изменений в вопросы местного значения органов местного самоуправления, в компетенцию представительных органов муниципальных образований, а также установления вопросов, которые могут регулироваться данными правилами (статьи 2,11,14,16,17,35,45.1. Закона о местном самоуправлении).

11) Федеральным законом от 05.02.2018 № 15-ФЗ (изменения вступили в силу с 01.05.2018) внесено дополнение в вопросы местного значения муниципальных районов и городских округов, касающееся оказания поддержки волонтерства (статья 15 Закона о местном самоуправлении).

12) Федеральным законом от 18.04.2018 № 83-ФЗ (изменения вступили в силу с 29.04.2018) исключена необходимость проведения публичных слушаний и общественных обсуждений по проектам муниципальных правовых актов и отдельным вопросам в поселениях, в которых полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан (статья 28 Закона о местном самоуправлении).

Кроме того, устанавливается правовой статус старосты сельского населенного пункта (статья 27.1. Закона о местном самоуправлении); уточняются особенности действия правовых актов органов государственной власти при передаче отдельных полномочий органам местного самоуправления и в обратном порядке (статья 17 Закона о местном самоуправлении); корректируются сроки начала и прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов поселений (статья 40 Закона о местном самоуправлении); уточняются правила использования сетевых изданий в целях опубликования муниципальных правовых актов и соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления (статья 47 Закона о местном самоуправлении).

Таким образом, в указанный период в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» внесены изменения в части определения вопросов местного значения, компетенции и порядка формирования органов местного самоуправления, форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, порядка опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов, а также в нормы, определяющие экономическую основу местного самоуправления.

Указанные изменения влекут за собой необходимость приведения уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным законодательством.

Учитывая, что устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, и в связи с динамичным изменением федерального законодательства, своевременное приведение его в соответствие с данными изменениями является основополагающей задачей в развитии местного самоуправления на территории конкретного муниципального образования.

to40.minjust.ru

Закон об органах местного самоуправления рф 2018

Профильный комитет: Комитет по социальной, демографической политике и здравоохранению
Рассматривается в комитетах: Статус: Принят Думой

Губернатор Ярославской области

О внесении изменений в Закон Ярославской области

«О наделении органов местного самоуправления отдельными

государственными полномочиями Российской Федерации»

Принят Ярославской областной Думой

«____»_____________ 2018 года

Внести в Закон Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации» (Губернские вести, 2008, 24 ноября, № 105; Документ – Регион, 2009, 22 декабря, № 36; 2010, 9 апреля, № 22; 3 декабря, № 93; 2011, 14 июня, № 45; 2012, 26 декабря, № 108; 2013, 25 декабря, № 104; 2014, 26 декабря, № 111-а; 30 декабря, № 112; 2015, 1 декабря, № 99; 2016, 27 декабря, № 113; 2017, 10 октября, № 85) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить частью 9 следующего содержания:

«9. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, переданными для осуществления органам государственной власти Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».»;

2) приложение 1 дополнить разделом 11 следующего содержания:

«11. Методика распределения субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка

1. Распределение субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка предусматривается в целях обеспечения финансирования расходов на осуществление государственных полномочий Российской Федерации, которыми органы местного самоуправления наделены в соответствии с частью 9 статьи 2 настоящего Закона.

2. Общий объем субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка определяется по формуле:

Sм – размер субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, предоставляемой соответствующему местному бюджету.

3. Размер субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, предоставляемой соответствующему местному бюджету, определяется по формуле:

Sм = N × E × 12 + D, где:

N – прогнозное количество выплат в месяц ежемесячной выплаты лицам, имеющим право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, проживающим на территории соответствующего муниципального образования;

E – размер ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, соответствующий величине прожиточного минимума для детей, установленной в Ярославской области в соответствии с Законом Ярославской области «О порядке определения прожиточного минимума в Ярославской области», за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты;

12 – количество месяцев, принимаемых для расчета;

D – расходы на компенсацию затрат, связанных с обеспечением деятельности органов местного самоуправления в связи с осуществлением переданных полномочий Российской Федерации, в пределах 1,5 процента предоставляемой соответствующему местному бюджету субвенции.».

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Ярославской области Д.Ю. Миронов

Пояснительная записка к проекту закона Ярославской области

«О внесении изменений в Закон Ярославской области
«О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации»

Проект закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации» (далее – проект закона) подготовлен в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее – Федеральный закон) с целью наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области государственными полномочиями Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

Проектом закона предлагается внесение изменений в Закон Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации». Результатом наделения полномочиями будет предоставление гражданам возможности подать заявление с необходимыми документами по месту их жительства.

Статьей 2 проекта закона предлагается распространить действие его положений о назначении и осуществлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года, то есть с даты вступления в силу Федерального закона.

Финансовое обеспечение передаваемых полномочий в соответствии со статьей 3 Федерального закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1704 «О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка» будет осуществляться за счет субвенции из федерального бюджета.

В целях обеспечения финансирования передаваемых органам местного самоуправления полномочий потребуется внесение изменений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Принятие проекта закона не потребует признания утратившими силу, приостановления действия, изменения или принятия иных законодательных актов Ярославской области.

www.duma.yar.ru

Закон Московской области № 55/2018-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Дмитровского муниципального района»

Принят постановлением Московской областной Думы от 12.04.2018 № 15/49-П

Подписан Губернатором Московской области 03.05.2018

Опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области (http://mosreg.ru), 08.05.2018, «Ежедневные новости. Подмосковье», 22.05.2018.

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об организации местного самоуправления на территории Дмитровского муниципального района

Статья 1

Объединить территории городского поселения Деденево, городского поселения Дмитров, городского поселения Икша, городского поселения Некрасовский, городского поселения Яхрома, сельского поселения Большерогачевское, сельского поселения Габовское, сельского поселения Костинское, сельского поселения Куликовское, сельского поселения Синьковское, сельского поселения Якотское (далее − поселения) без изменения границ территории Дмитровского муниципального района.

В результате объединения поселений прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений. Поселения утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.

В состав территории Дмитровского муниципального района входят территории городов, рабочих поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.

Наделить муниципальное образование, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Дмитровского муниципального района, статусом городского округа (далее − Дмитровский городской округ).

Статья 2

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Дмитровского муниципального района со дня вступления в силу настоящего Закона приступают к осуществлению полномочий по решению установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городского округа.

Полномочия, связанные с внесением изменений в решения о местных бюджетах на 2018 год и их исполнением в 2018 году, до 1 января 2019 года осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Дмитровского муниципального района раздельно по каждому муниципальному образованию в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

С 1 января 2019 года полномочия, связанные с исполнением местных бюджетов за 2018 год (в том числе завершение операций по исполнению местных бюджетов в 2018 финансовом году и представление отчетности об исполнении местных бюджетов), осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Дмитровского городского округа раздельно по каждому муниципальному образованию в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Проект бюджета Дмитровского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов составляется, рассматривается и утверждается в 2018 году органами местного самоуправления Дмитровского городского округа.

С 2019 года в межбюджетных отношениях с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации бюджет Дмитровского городского округа учитывается как бюджет единой территории.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьев
« 03 » мая 2018 года
№ 55/2018-ОЗ

Принят постановлением
Московской областной Думы
от 12.04.2018 № 15/49-П

www.mosoblduma.ru

Законы, вступающие в силу 14 июля

Федеральный закон от 3 июля 2018 года № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»

Отменяется проведение антимонопольным органом плановых проверок в сфере рекламы в целях выявления превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой ею телепрограммы или радиопрограммы.

Федеральный закон от 3 июля 2018 года № 177-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»

К организациям водопроводно-канализационного хозяйства отнесены также индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, а также отдельных объектов таких систем.

Федеральный закон от 3 июля 2018 года № 178-ФЗ «О внесении изменения в статью 33 Федерального закона «О политических партиях»

Увеличен размер единовременного государственного финансирования политических партий в случае, если зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией, получил по результатам выборов не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Размер выплаты увеличивается с 20 рублей до 152 рублей в расчёте на один голос избирателя, полученный кандидатом в Президенты РФ.

Данное положение применяется к правоотношениям, возникшим в связи с выборами Президента Российской Федерации, проведёнными в марте 2018 года.

Федеральный закон от 3 июля 2018 года № 191-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

Любой собственник помещения в многоквартирном доме имеет право обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, где расположен многоквартирный дом, в случае, если этот участок, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Ранее это мог сделать только уполномоченный общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Федеральный закон от 3 июля 2018 года № 189-ФЗ «О внесении изменения в статью 68 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Скорректирован порядок создания межмуниципальных хозяйственных обществ. Установлена возможность создавать межмуниципальные хозяйственные общества в форме непубличных акционерных обществ.

Федеральный закон от 3 июля 2018 года № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Скорректирован порядок зачёта времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы. Он будет зависеть от вида учреждения, где будет отбывать наказание осужденный.

Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за:

— один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима;

— 1,5 дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима;

— 2 дня отбывания наказания в колонии-поселении.

Время нахождения лица под домашним арестом засчитывается в срок содержания лица под стражей до судебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день содержания под стражей или лишения свободы.

www.pnp.ru

Местное самоуправление в Ленинградской области

Итоги и перспективы

В Ленинградской области сложилась своя система местного самоуправления, учитывающая особенности территории — удаленность от центра, разбросанность малочисленных поселений на огромной площади.

Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 136-ФЗ) внес серьезные изменения в основной закон о местном самоуправлении — Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (далее — Федеральный закон №131-ФЗ): разграничил вопросы местного значения для разных видов муниципальных образований, фактически увязав объем полномочий с объемом материально-технического обеспечения муниципальных образований, внес ряд изменений в территориальную организацию местного самоуправления, расширил полномочия субъектов Российской Федерации по определению пределов компетенции муниципальных образований и способов формирования органов местного самоуправления.

Теперь субъекты Российской Федерации своими законами могут перераспределять полномочия из числа установленных федеральными законами по решению вопросов местного значения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что является одной из актуальных и фундаментальных правовых новелл Федерального закона № 136-ФЗ.

В целях оперативной реализации норм, закрепленных в Федеральном законе № 136-ФЗ, с учетом собственных потребностей и внутренней логики развития региона на территории Ленинградской области приняты следующие областные законы в части особенности регулирования вопросов местного значения:

от 11 февраля 2015 года № 1-оз «Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области» (с изменениями от 06.06.16 г.). Закон принят в соответствии с частью 2 статьи 6, частью 3 статьи 34, частью 4 статьи 35 и частью 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях установления порядка формирования, срока полномочий, а также определения иных вопросов организации органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области;

от 10 июля 2014 года № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» (с изменениями от 17.07.17 г.). Областной закон принят в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях закрепления за сельскими поселениями вопросов местного значения в дополнение к вопросам местного значения, установленным частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона. Законом установлено, что за сельскими поселениями Ленинградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5 — 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части резервирования земель и изъятия земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществления в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдачи рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ. А так же:

— закрепляет за сельскими поселениями, входящими в состав Волосовского, Гатчинского, Кингисеппского, Киришского, Ломоносовского, Тосненского муниципальных районов Ленинградской области, а также за Агалатовским сельским поселением, Бугровским сельским поселением, Колтушским сельским поселением, Лесколовским сельским поселением, Муринским сельским поселением, Новодевяткинским сельским поселением, Романовским сельским поселением, Щегловским сельским поселением, Юкковским сельским поселением Всеволожского района Ленинградской области, вопросы местного значения в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

— закрепляет за сельскими поселениями, входящими в состав Бокситогорского, Волховского, Выборгского, Кировского, Лодейнопольского, Лужского, Подпорожского, Приозерского, Сланцевского, Тихвинского муниципальных районов Ленинградской области, а также за Куйвозовским сельским поселением Всеволожского муниципального района Ленинградской области, вопросы местного значения в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газоснабжения населения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также осуществления полномочий по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений;

от 07 июля 2014 года № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» (с изменениями от 09.03.17 г.). Закон принят в целях перераспределения полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области на основании части 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, части 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

от 22 декабря 2015 года № 137-оз «О перераспределении отдельных полномочий в области земельных отношений между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления городских поселений Ленинградской области» (с изменениями от 15.12.16 г.). Закон принят в целях перераспределения отдельных полномочий в области земельных отношений между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления городских поселений Ленинградской области. В соответствии с законом к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области в области земельных отношений относятся полномочия органов местного самоуправления городских поселений Ленинградской области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городских поселений в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ;

от 28 декабря 2015 года № 141-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области» (с изменениями от 06.02.17 г.). Закон принят в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях регулирования отношений, связанных с наделением органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области. Органы местного самоуправления муниципальных районов Ленинградской области наделяются полномочиями, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городских поселений соответствующего муниципального района, за исключением случая, предусмотренного абзацем восьмым пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения);

от 29 декабря 2015 года № 153-оз «О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» (с изменениями от 17.07.17 г.). Закон принят на основании части 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 6.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в целях перераспределения полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления городских и сельских поселений Бокситогорского, Волховского, Выборгского, Кировского, Лодейнопольского, Лужского, Подпорожского, Приозерского, Сланцевского, Тихвинского муниципальных районов, Куйвозовского сельского поселения Всеволожского муниципального района, Коммунарского городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области.

С 2012 года на территории Ленинградской области идет реформирование территориальной организации местного самоуправления и оптимизация структуры органов местного самоуправления. Работа ведется по трем основным направлениям: объединение поселений, объединение администраций муниципальных районов и административных центров, развитие института старост и иных форм местного самоуправления.

1. Объединение поселений
Начиная с середины 2012 года по инициативе жителей Ленинградской области и представителей органов местного самоуправления поселений в области проводится планомерная работа по реформированию муниципальных образований.
Основным принципом, лежащим в основе объединения поселений, является объединение больших поселений с малыми, сильных поселений со слабыми. Укрупнение муниципальных образований за счет объединения поселений объясняется необходимостью корректировать произошедшие за последнее время в области изменения социально-экономического характера — неравномерность в развитии территорий, малонаселенность и дотационность некоторых из них, изменения в системе размещения производства.

Основным аргументом в пользу объединения выступает принцип рациональности. В процессе объединения важен не количественный показатель, а обоснованность изменений и, в итоге, улучшение качества жизни людей в области.

На сегодняшний день в Ленинградской области объединены 10 городских и сельских поселений на основании следующих областных законов:

от 03 июня 2009 года № 50-оз «О преобразовании муниципальных образований «Светогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области и «Лесогорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области»;

от 06 июня 2013 года № 32-оз «Об объединении муниципальных образований «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и Разметелевское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области»;

от 08 мая 2014 года № 22-оз «Об объединении муниципальных образований Анисимовское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и Самойловское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные областные законы»;

от 02 июня 2014 года № 27-оз «Об объединении муниципальных образований Заборьевское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и Подборовское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные областные законы»;

от 08 мая 2014 года № 23-оз «Об объединении муниципальных образований «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области и «Глебычевское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные областные законы».

В результате количество муниципальных образований области сократилось с 222 до 217. Из них: 17 муниципальных районов, один городской округ, 199 поселений (из них: 65 городских поселений и 134 сельских поселений).

2. Объединение администраций муниципальных районов и административных центров
Законодательное собрание Ленинградской области явилось инициатором внесения в Федеральный закон № 131-ФЗ изменений, которые позволяют создать общую местную администрацию муниципального района и городского поселения, являющегося административным центром муниципального района, сохранив при этом представительные органы района и городского поселения.

Предлагаемые изменения позволили исключить возможность формирования в поселениях, на территориях которых находятся административные центры муниципальных районов двух, осуществляющих различные полномочия, местных администраций, а также избежать противостояния местных администраций поселений, на территории которых находятся административные центры муниципальных районов, и администраций муниципальных районов, находящихся как территориально, так и организационно в одном населенном пункте.

Существенно уменьшатся затраты на финансирование управленческого персонала, содержание и обслуживание административных зданий и помещений, у жителей районных центров уменьшится уровень неопределенности по вопросу, в какую из двух администраций обращаться для решения тех или иных проблем.

В 2014 году Законодательным собранием Ленинградской области была образована временная рабочая группа по разработке проекта типовой структуры объединенной администрации, созданной на территории Ленинградской области в результате объединения администрации муниципального района и администрации города, являющегося административным центром муниципального района, который был одобрен постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 24 июня 2014 года № 739. Разработанная типовая структура объединенной администрации может быть использована в дальнейшей работе органами местного самоуправления Ленинградской области.

На сегодняшний день на территории Ленинградской области объединены администрации 15 районов и районных центров. Полномочия администраций городских поселений были переданы администрациям муниципальных районов на основании соглашений и вступили в силу после выборов 2014 года по истечении срока полномочий советов депутатов. Администрация в Кировском муниципальном районе находится в процессе объединения и будет существовать раздельно до истечения срока полномочий советов депутатов действующего созыва. Кроме того, в объединении администраций не участвуют Сосновоборский городской округ и Ломоносовский район, не имеющий районного центра.

3. Развитие института старост и иных форм местного самоуправления
Статья 33 Федерального закона № 131-ФЗ обязывает государственные органы власти развивать иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Одной из таких форм самоуправления стал институт старост.

Областным законом от 14 декабря 2012 года № 95-оз «О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления» (далее — областной закон № 95-оз) созданы условия для развития на части территорий муниципальных образований, не являющихся административными центрами, иных форм местного самоуправления, а именно: введены институты старост и общественных советов, возглавляемых старостами.

С принятием областного закона № 95-оз инициативы граждан в вопросах местного значения получили реальную финансовую поддержку в виде субсидий из областного бюджета. Такая поддержка распространяется только на сельские населенные пункты.

Опыт Ленинградской области по реализации закона получил высокую оценку Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

4 марта 2014 года в Кремле на встрече с Губернатором Ленинградской области Александром Юрьевичем Дрозденко Президент поручил руководителям органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации распространить опыт Ленинградской области по реализации проекта, направленного на вовлечение жителей сельской местности в систему местного самоуправления и возрождение института старост во всех регионах России.

На территории Ленинградской области в соответствии с областным законом от 15 июня 2010 года № 32-оз «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения» расположено 2 944 населенных пунктов, на территории 2 374 населенного пункта осуществляют свою деятельность старосты и общественные советы, возглавляемые старостами, что составляет 80,6 %.

По состоянию на 1.01.2017 года в регионе активно работают 1 693 старост. В 2013 году их было — 1510, в 2014 году — 1583, в 2015 — 1655. Наблюдается увеличение числа старост на 11 %.

Из 1 693 старост 1 116 избраны напрямую на собраниях граждан (66%), 577 старост избраны из состава общественного совета (34% от общего числа старост).

Наибольшее число старост и общественных советов, возглавляемых старостами, в Лужском — 185 (10,9%), Гатчинском — 183 (10,8%), Волосовском — 156 (9,2%), Кингисеппском — 133 (7,8%), Выборгском районах — 117 (6,9%).

Наибольшее число старост, избранных напрямую на собраниях граждан, в Волосовском — 136 (12%), Гатчинском — 125 (11,2%), Лужском — 119 (10,6%), Сланцевском — 96 (8,6%), Выборгском — 85 (7,6%).

Наибольшее число старост, избранных из состава общественных советов в Лужском — 66 (11,4%), Гатчинском — 58 (10%), Кингисеппском — 58 (10%), Ломоносовском — 45 (7,8%), Тосненском — 41 (7,1%), Бокситогорском районах — 41 (7,1%).

В год реализации закона — 2013 — 144 поселения получили субсидии на общую сумму 60 378 тысяч рублей и реализовали 86% выделенных средств. Более 10 тысяч жителей приняло участие в собраниях граждан, реализовано более тысячи предложенных мероприятий.

В 2014 году было принято решение об увеличении средств на поддержку старост в два раза. В результате в реализации закона приняли участие уже 166 поселений. Перечисленные субсидии на сумму 139 203 тысяч рублей были реализованы на 97%.

В 2015 году охват поселений увеличился, в реализации закона приняли участие все 174 поселения, имеющие право на получение субсидий, из 199 существующих. В 2015 году средства субсидий увеличены до 209 720 тысяч рублей, в 2016, 2017 и 2018 годах выделение из бюджета 210 миллионов рублей ежегодно.

Выделенные деньги были потрачены на мероприятия по многим направлениям, наиболее востребованными из которых оказались ремонт грунтовых дорог, благоустройство населенных пунктов, обеспечение пожарной безопасности, организация сбора и вывоза бытовых отходов, ремонт систем водоснабжения, ремонт уличного освещения.

Учитывая, что областной закон № 95-оз распространяет свое действие только на части территорий муниципальных образований, не являющихся административными центрами, был принят областной закон от 12 мая 2015 года № 42-оз, который позволил создать условия, способствующие развитию иных форм местного самоуправления на части территорий муниципальных образований, являющихся административными центрами (общественных советов).

Это закон о мерах государственной поддержки общественных советов в административных центрах поселений, поскольку в административных центрах проживает 80% населения области. Законом предусматривается создание общественных советов из представителей населения. В Ленинградской области всего 200 административных центров.

Из 200 административных центров Ленинградской области в 182 созданы общественные советы, что составляет 91 %. По состоянию на 1 января 2017 года в административных центрах Ленинградской области создано 403 общественных советов.

Наибольшее количество общественных советов в Гатчинском — 42 (10,4%), Лужском — 41 (10%), Приозерском — 30 (7,4%), Волховском — 29 (7,2%), Всеволожском районах — 28 (7%).

15 января 2018 года принят областной закон № 4-оз «О внесении изменений в областной закон «О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления», который вступит в силу с 1 сентября 2018 года. Общественные советы, старосты, избранные до вступления в силу областного закона от 15 января 2018 года № 4-оз, продолжают действовать до окончания срока своих полномочий. Общественные советы, не соответствующие требованиям части 6 статьи 3 областного закона от 15 января 2018 года № 4-оз (количество членов общественного совета должно быть нечетным и составлять не менее 3 человек и не более 7 человек) подлежат досрочному переизбранию в период с 1 сентября 2018 года до 1 января 2019 года.

15 января 2018 года принят областной закон № 3-оз «О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на территориях административных центров муниципальных образований Ленинградской области», в соответствии с которым, областной закон от 12 мая 2015 года № 42-оз «О содействии развитию иных форм местного самоуправления на части территорий населенных пунктов Ленинградской области, являющихся административными центрами поселений» утрачивает силу с 1 февраля 2018 года. Общественные советы, избранные (сформированные) в соответствии с положениями областного закона от 12 мая 2015 года № 42-оз, срок полномочий, которых не истек, подлежат преобразованию (инициативные комиссии, количество членов должно быть нечетным и составлять не менее трех человек и не более семи человек) в соответствии с требованиями статьи 3 областного закона от 15 января 2018 года № 3-оз.

www.lenoblzaks.ru