Изменения в оплате труда работников бюджетной сферы: отказ от Единой тарифной сетки Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Кадыров Ф. Н.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Кадыров Ф.Н.,

Текст научной работы на тему «Изменения в оплате труда работников бюджетной сферы: отказ от Единой тарифной сетки»

Консультирует «М3» Консультант — Ф.Н.Кадыров

ИЗМЕНЕНИЯ В ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ: ОТКАЗ ОТ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ

КОНСУЛЬТАНТ — ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ЖУРНАЛА, Д.Э.Н. Ф.Н.КАДЫРОВ

Правительство РФ сделало новый серьезный шаг на пути дифференциации оплаты труда работников различных отраслей, приняв Постановление от 22 сентября 2007 г. № 605 г. «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Тем самым осуществлен окончательный переход на новую отраслевую систему оплаты труда и, по сути дела, для этой категории работников это означает отмену Единой тарифной сетки (ЕТС).

Тарифная сетка, подразделяющая всех работников бюджетной сферы на 18 разрядов, была удобна во времена высокой инфляции, так как позволяла оперативно и просто индексировать зарплаты всем бюджетникам. Расходы на оплату труда были в этой ситуации хорошо прогнозируемы. Но у ЕТС имеются и отрицательные стороны. ЕТС не учитывает специфики труда работников различных отраслей. Кроме того, ЕТС — это очень жесткая конструкция — если уж происходит повышение, то одновременно у всех работников бюджетной сферы вне зависимости от ситуации в каждой

отдельно взятой отрасли. А потому каждая индексация требовала серьезных бюджетных расходов, либо сопровождалась относительно небольшим повышением уровня оплаты труда.

Разговоры об отмене ЕТС велись не первый год. Особенности труда каждой отрасли, каждой профессиональной группы требовали дифференцированного подхода и к принципам формирования оплаты труда. Предлагалось начислять зарплату бюджетникам не по уравнительной ЕТС, а на основе так называемых «отраслевых систем».

Обращаем внимание на то, что данное Постановление касается систем оплаты труда только работников федеральных бюджетных учреждений. Юридической основой принятия данного Постановления явилась статья 4.1 Федерального закона № 22-ФЗ, в соответствии с которой по решению Правительства Российской Федерации для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться иная система оплаты труда, отличная от Единой тарифной сетки.

Формально с 2005 года в соответствии с Федеральным законом 122-ФЗ единая сетка осталась действовать только на федеральном уровне. Федеральный закон № 22-ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» в новой

Консультирует «М3» Консультант — Ф.Н.Кадыров

редакции стал называться «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Регионы же получили право разрабатывать свои собственные региональные системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Однако в целом отказаться от единой сетки так и не удалось: большинство регионов (за редким исключением, например, Санкт-Петербурга) разрабатывали свои региональные системы оплаты труда работников бюджетной сферы, фактически опираясь на ту же самую Единую тарифную сетку, внося модификацию лишь в части надтарифной оплаты.

Ныне же предлагается принципиально поменять подход к установлению величины заработка. Зарплата будет зависеть от таких факторов, как объем работы, диапазон профессиональных обязанностей и должностных требований внутри одной квалификационной группы, уровень образования и квалификации конкретного работника. Для каждой из квалификационных групп планируется установить утверждаемый Правительством базовый оклад. А все остальное будут регулировать повышающие коэффициенты двух видов: компенсационные и стимулирующие.

Закономерен вопрос: насколько введение новой системы расчета зарплаты предполагает ее обязательный рост? Конечно, сама такая возможность логично следует из нового подхода к формированию заработков. Тем более, что в Постановлении указано, что снижение уровня зарплаты невозможно. Однако гарантий существенного повышения уровня оплаты труда нет. Для начала в качестве ориентира для уровня будущих зарплат будут использованы нынешние бюджетные ассигнования. Суммы эти примерно одинаковы для всех федеральных бюджетных учреждений в расчете на одного занятого.

Существенно повысится самостоятельность руководителей бюджетных учреждений. Тем не менее, нельзя абсолютизировать этот момент. Уже приходится столкнуться с комментариями о том, что новая система обещает максимум самостоятельности руководителям бюджетных организаций, поскольку

не будет ни жесткой тарифной сетки, ни нормативного утверждения штатного расписания в организации, руководитель сам сможет перераспределять средства, чтобы стимулировать наиболее ценных работников. Однако это не совсем так. Основные положения новых систем оплаты труда будут достаточно жестко регламентированы. В частности, Мин-здравсоцразвития России должен разработать целый ряд документов, определяющих содержание новых систем оплаты труда:

— утвердить перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;

— утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами;

— внести предложения по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам;

— разработать и утвердить методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда.

Как видим, должна быть проведена серьезная работа для того, чтобы данное Постановление могло быть реализовано. Между тем в Постановлении закреплены жесткие сроки введения новых систем оплаты труда — до 31 декабря 2008 года.

Новая схема оплаты для работников федеральных бюджетных учреждений — это опять не окончательный, а очередной шаг в реформировании оплаты труда работников бюджетной сферы. Дальше настанет очередь окончательного перевода систем оплаты труда на новые рельсы и на региональном, и на муниципальном уровнях. И хотя эта работа во многих регионах уже началась, региональные системы, основой которых осталась Единая тарифная сетка, очевидно, будут подвергнуты новому пересмотру.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 сентября 2007 г. № 605 г.

«О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Ввести с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее — работники и персонал), новые системы оплаты труда в соответствии с настоящим Постановлением (далее — новые системы оплаты труда).

— федеральными министерствами в отношении учреждений, находящихся в ведении федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим министерствам, а также в отношении учреждений, подведомственных министерствам непосредственно;

—федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, в отношении подведомственных им учреждений;

— иными государственными органами и организациями в отношении подведомственных им учреждений.

Федеральные бюджетные учреждения, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета, сроки и порядок введения новых систем оплаты труда устанавливают самостоятельно.

3. Определить, что ассигнования на оплату труда работников и персонала, объем которых увеличивается относительно объема ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета (федеральным бюджетным учреждениям), по состоянию на 31 августа 2007 г., согласно Приложению, используются федеральными бюджетными учреждениями на выплату заработной платы работникам и пер-

соналу в соответствии с новыми системами оплаты труда.

Федеральные бюджетные учреждения, в которых не введены новые системы оплаты труда, направляют средства в размере увеличения указанных ассигнований на увеличение стимулирующих выплат.

— в 3-месячный срок утвердить перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;

— до 31 марта 2008 г. утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами;

— до 1 июля 2008 г. внести предложения в установленном порядке по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам;

— разработать и утвердить методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда;

— давать разъяснения по применению настоящего Постановления.

Председатель Правительства Российской Федерации В. Зубков

Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей

1. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей (далее соответственно — работники и персонал, учреждения), включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

2. Системы оплаты труда работников и персонала устанавливаются с учетом:

а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственных гарантий по оплате труда;

е) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;

ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений;

з) мнения соответствующих профсоюзов.

3. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе

требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы.

5. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников и персонала, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором и составляет 3 размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения.

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, в целях реализации которых создано учреждение.

Перечень должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному

персоналу по виду экономической деятельности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

При расчете средней заработной платы учитываются оклады и выплаты стимулирующего характера работников (персонала) за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителю. Выплаты компенсационного характера при расчете средней заработной платы для определения должностного оклада руководителя не учитываются.

Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

8. Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемым в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.

В этих целях федеральные органы исполнительной власти (иные государственные органы и организации, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета), в ведении которых находятся учреждения,

вправе централизовать до 5% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников и персонала подведомственных им учреждений, на выплаты стимулирующего характера руководителям указанных учреждений.

Руководителю учреждения, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размеры выплат стимулирующего характера определяются с учетом результатов деятельности учреждения.

Штатное расписание учреждения, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, утверждается руководителем учреждения.

11. Объем средств на оплату труда работников и персонала формируется на календарный год, исходя из объема ассигнований федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждения.

Средства на оплату труда, формируемые за счет ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом, начиная с 1 января 2010 г., объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Средства на оплату труда, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера.

cyberleninka.ru

Постановление о новой системе оплаты труда работников бюджетной сферы

Раньше зарплаты бюджетникам выплачивались по Единой тарифной сетке, то есть между работниками бюджетной сферы была полная.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. N 605 г. Москва «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»

Постановление опубликовано 4 октября 2007 г. в «Российской Газете».

В соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей.

2. Ввести с 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (далее — работники и персонал), новые системы оплаты труда в соответствии с настоящим постановлением (далее — новые системы оплаты труда).

Конкретные сроки и порядок введения новых систем оплаты труда устанавливаются:

  • федеральными министерствами — в отношении учреждений, находящихся в ведении федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим министерствам, а также в отношении учреждений, подведомственных министерствам непосредственно;
  • федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, — в отношении подведомственных им учреждений;
  • иными государственными органами и организациями — в отношении подведомственных им учреждений.

3. Определить, что ассигнования на оплату труда работников и персонала, объем которых увеличивается относительно объема ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета (федеральным бюджетным учреждениям), по состоянию на 31 августа 2007 г. согласно приложению, используются федеральными бюджетными учреждениями на выплату заработной платы работникам и персоналу в соответствии с новыми системами оплаты труда.

4. Объем средств на оплату труда работников и персонала, предусмотренных соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета (федеральным бюджетным учреждениям) в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, может быть уменьшен только при условии уменьшения объема предоставляемых федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг.

5. Заработная плата работников и персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения этих новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.

6. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

  • в 3-месячный срок утвердить перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях;
  • до 31 марта 2008 г. утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами;
  • до 1 июля 2008 г. внести предложения в установленном порядке по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам;
  • разработать и утвердить методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда;
  • давать разъяснения по применению настоящего постановления.
  • Председатель Правительства Российской Федерации В. Зубков

    Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей

    1. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей (далее соответственно — работники и персонал, учреждения), включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

    г) базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам;

    д) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях;

    ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

    3. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы.

    4. Виды выплат компенсационного и стимулирующего характера, входящие в систему оплаты труда работников и персонала, устанавливаются в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    6. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

    7. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

    Перечень должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

    9. Федеральный орган исполнительной власти (иной государственный орган или организация), в ведении которого находится учреждение, может устанавливать руководителю учреждения выплаты стимулирующего характера.

    В этих целях федеральные органы исполнительной власти (иные государственные органы и организации, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета), в ведении которых находятся учреждения, вправе централизовать до 5 процентов ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников и персонала подведомственных им учреждений, на выплаты стимулирующего характера руководителям указанных учреждений.

    Руководителю учреждения, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размеры выплат стимулирующего характера определяются с учетом результатов деятельности учреждения.

    10. Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение.

    11. Объем средств на оплату труда работников и персонала формируется на календарный год исходя из объема ассигнований федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждения.

    Средства на оплату труда, формируемые за счет ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом начиная с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

    www.aif.ru

    1.3.1. Оплата труда работников бюджетной сферы.

    Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников, которые обеспечиваются:

    – федеральными государственными учреждениями – за счет средств федерального бюджета;

    – государственными учреждениями субъектов Российской Федерации – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

    – муниципальными учреждениями – за счет средств местных бюджетов.

    Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом ЕТКС, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

    С 1992 года оплата труда работников организаций бюджетной сферы производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений (ЕТС), состоящей из 18 разрядов (Федеральный закон от 04.02.1999 № 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений», Указ Президента Российской Федерации от 19.08.1992 № 895 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций», постановление Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки», Методические рекомендации по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения Единой тарифной сетки оплаты труда, утвержденные постановлением Минтруда России от 11.11.1992 № 32).

    ЕТС представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты труда рабочих и служащих и охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти), – от рабочих до руководителей различного уровня, начиная от заведующего камерой хранения до директоров (генеральных директоров) учреждений, организаций, предприятий, ректоров вузов, главных редакторов газет (журналов) и т.д.

    Разряды оплаты ЕТС отражают, как правило, только сложность выполняемых работ (функций) и не учитывают условий труда, значимости тех или иных профессий (должностей) и каких-либо других факторов.

    ЕТС предусматривает дифференциацию оплаты труда по 18 разрядам.

    Тарификация рабочих проводится по восьми разрядам (с 1 по 8), что соответствует ныне действующему ЕТКС. В то же время согласно постановлению Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться оклады исходя из 9—10 разрядов оплаты ЕТС по перечням, утвержденным в установленном порядке министерствами и ведомствами Российской Федерации, и из 11—12 разрядов оплаты ЕТС – по перечням, утвержденным Минтрудом России.

    Эту норму постановления Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 следует трактовать не как возможность тарификации соответствующих профессий рабочих 9—12 разрядами, а только как возможность их оплаты по ставкам этих разрядов, причем оплаты, не обязательно носящей постоянный характер. Возможно как постоянное, так и временное использование для оплаты труда рабочих ставок 9—12 разрядов, но только в случае, если сложность выполняемых ими работ превышает сложность работ, отнесенных ЕТКС к 6—8 разрядам, и если этот разряд является высшим для данной профессии.

    Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 предусмотрено, что перечни важных и ответственных работ, выполняемых высококвалифицированными рабочими, которым могут устанавливаться месячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов ЕТС, утверждаются министерствами и ведомствами в установленном порядке, а перечень особо важных и особо ответственных работ, выполняемых высококвалифицированными рабочими, которым могут устанавливаться ставки оплаты исходя из 11 и 12 разрядов ЕТС, – Минтрудом России.

    Вышеназванные перечни наряду с ЕТКС и дополнениями к нему в части тарификации рабочих 7—8 разрядами должны рассматриваться как нормативные документы, которыми необходимо руководствоваться при отнесении рабочих учреждений, организаций и предприятий, финансируемых из бюджетных источников, к разрядам оплаты ЕТС.

    Служащие бюджетных отраслей, в том числе технические исполнители, специалисты и руководители, тарифицируются со 2 по 18 разряды.

    В приложениях к постановлению Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 утверждены разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих и разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы для отнесения основных должностей служащих к разрядам оплаты.

    Тарификация общеотраслевых должностей является сквозной по всем бюджетным отраслям независимо от места приложения труда руководителя или специалиста той или иной конкретной должности. Так, для экономистов различных специальностей и наименований, где бы они ни работали, предусмотрена тарификация в диапазоне 6—11 разрядов, для заведующего канцелярией – 4—5 разрядов, для главных специалистов – 13—17 разрядов и т.д.

    Квалификационные требования по разрядам оплаты труда специалистов представляют собой, как правило, сочетание двух компонентов – образования (от общего до высшего образования соответствующего профиля) и стажа работы не менее определенного количества лет, необходимого для занятия соответствующей должности. Применительно к должностям специалистов, большинство которых является категорируемыми, второй компонент квалификационных требований (стаж работы) выступает в качестве регулятора нарастания требований по квалификационным категориям, которые учитываются при установлении разряда оплаты. Нарастание требований к квалификации по разрядам оплаты можно проследить на примере должности технолога, тарифицируемой согласно ЕТС 6—13 разрядами.

    Требования, предъявляемые к квалификации по разрядам оплаты труда технологов:

    6—7 разряды (технолог) – высшее техническое образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным образованием, не менее пяти лет;

    8—9 разряды (технолог III категории) – высшее техническое образование и стаж работы в должности технолога или в других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее трех лет;

    9—10 разряды (технолог II категории) – высшее техническое образование и стаж работы в должности технолога III категории или в других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее трех лет;

    10—11 разряд (технолог I категории) – высшее техническое образование и стаж работы в должности технолога II категории не менее трех лет;

    12—13 разряд (ведущий технолог) – высшее техническое образование и стаж работы в должности технолога I категории не менее двух-трех лет.

    По сложности выполняемых работ должностная группа руководителей учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений весьма неоднородна, о чем свидетельствует широкий диапазон их тарификации, предусмотренный в ЕТС, – 3—18 разряды.

    Требования к квалификации по разрядам оплаты, предъявляемые к руководителям, также дифференцированы. Например, для должностей руководителей предприятий и их структурных подразделений требования к квалификации колеблются от общего среднего образования и специальной подготовки без предъявления требований к стажу работы до высшего образования и стажа работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли народного хозяйства не менее пяти лет.

    Сложность труда ряда должностей руководителей во многом зависит от масштаба руководимого объекта. Исходя из этого для соответствующих должностей дифференциация требования к квалификации (стажу и образованию) сочетается с дифференциацией объектов управления.

    Требования к квалификации главных специалистов по разрядам оплаты труда:

    высшее техническое или инженерно-техническое образование и стаж работы по специальности в инженерно-технических и руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли народного хозяйства не менее пяти лет;

    13 разряд – при выполнении должностных обязанностей главного специалиста (кроме главного инженера) предприятия IV группы;

    14 разряд – при выполнении должностных обязанностей главного специалиста предприятия III группы и главного инженера предприятия IV группы;

    15 разряд – при выполнении должностных обязанностей главного специалиста предприятия II группы и главного инженера предприятия III группы;

    16 разряд – при выполнении должностных обязанностей главного специалиста предприятия I группы и главного инженера предприятия II группы;

    17 разряд – при выполнении должностных обязанностей главного инженера предприятия I группы.

    Аттестация служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, проводится с целью установления соответствия работников занимаемой должности и определения разряда оплаты труда в соответствии с ЕТС, которая существенно отличается от всех проводившихся ранее аттестаций, поскольку призвана обеспечить действенные меры по улучшению материального положения и усилению стимулирующей роли оплаты труда посредством упорядочения соотношений в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников. Соблюдение предусматриваемых ЕТС соотношений в оплате труда служащих достигается посредством их тарификации, которая осуществляется в процессе аттестации на основе утверждаемых в установленном порядке тарифно-квалификационных характеристик общеотраслевых должностей служащих, а также разрабатываемых министерствами и ведомствами характеристик должностей, специфических для отдельных отраслей.

    Аттестация служащих проводится согласно Основным положениям о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденным постановлением Минтруда России № 27 и Минюста России № 8/196 от 23.10.1992, а также соответствующим отраслевым положениям и приказам министерств и ведомств, определяющим сроки проведения аттестации.

    Аттестация служащих проводится посредством объективной оценки деятельности работника исходя из конкретных условий и требований, предъявляемых к нему по занимаемой должности.

    Аттестации подлежат все категории служащих: руководители, специалисты и технические исполнители, состоящие в штате учреждения, организации, предприятия, кроме лиц, проходящих аттестацию в комиссиях, специально создаваемых вышестоящими органами по подчиненности.

    Для установления разряда оплаты труда в соответствии с ЕТС разрабатываются отраслевые положения, в которых конкретизируются критерии и методы оценки квалификации и профессиональной компетенции работников с учетом специфики трудовых функций, выполняемых работниками по занимаемой должности.

    Для признания законности результатов аттестации она должна быть проведена в порядке, предусмотренном федеральным законом или иным нормативным правовым актом, либо в порядке, закрепленном в локальном нормативном акте организации (п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2).

    Многие работники регулярно проходят аттестацию в соответ-ствии с утвержденными отраслевыми положениями. Для остальных категорий работников применяют постановление Совмина СССР от 26.07.1973 № 531 «О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» и Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (утв. постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 05.10.1973 № 470/267).

    Организация также может применять собственное положение об аттестации.

    Показатели оценки профессионализма и деловых качеств работников при определении их соответствия тому или иному разряду оплаты, установленному для данной должности ЕТС, должны быть дифференцированы и применяться к отдельным категориям служащих (техническим исполнителям, специалистам, руководителям), а также видам деятельности, специфическим для различных отраслей, обусловленным особенностями их учреждений, организаций и предприятий.

    Например, для технических исполнителей это такие показатели, как своевременность, оперативность и качество выполнения работ, входящих в должностные обязанности, умение профессионально работать с первичными и нормативными документами и т.д.

    Для специалистов такими показателями являются степень самостоятельности выполнения должностных обязанностей, качество и результативность их осуществления, ответственность за порученное дело, способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем и т.д.

    Для оценки деловых качеств руководителей учреждения, организации, предприятия и их подразделений такими показателями являются умение организовать труд подчиненных, обеспечить эффективное руководство их работой, стиль общения с подчиненными, реально осуществляемый масштаб руководства и т.д.

    В качестве специфических отраслевых показателей оценки могут быть рекомендованы и применены:

    для преподавателей общеобразовательной школы:

    овладение новыми методологическими принципами и положениями преподаваемого предмета; педагогическое мастерство; отношение учащихся и коллег к методу преподавания предмета; интерес и успеваемость учащихся; применение современных методов ведения урока и т.д.;

    для медицинского персонала:

    овладение новейшими методами диагностики и лечения; мнение пациентов о работе врача или работника среднего медицинского персонала; заболеваемость на обслуживаемом участке (для участковых врачей) и т.д.;

    для работников культурно– просветительных учреждений:

    посещаемость данных учреждений населением обслуживаемого района, оценка работы кружков, библиотек, клубов посетителями и т.д.

    Для руководителей учреждений, организаций и предприятий при установлении разрядов их оплаты наряду с показателями квалификации и профессиональной компетенции дополнительно учитываются показатели, характеризующие масштаб и сложность руководства возглавляемыми объектами.

    Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист, примерная форма которого приведена ниже.

    По результатам проведенной аттестации комиссия должна принять решение о соответствии работника определенной должности и о его отнесении к тому или иному разряду оплаты труда.

    Ставка 1 разряда ЕТС с 1 сентября 2007 года составляет 2300 руб. в месяц (равна МРОТ).

    Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 № 256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» установлены межразрядные тарифные коэффициенты ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений:

    bzbook.ru