Статья 34 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);
5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);
6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;
7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
11) каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;
12) академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;
13) перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;
14) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
15) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
16) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;
17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;
18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;
19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
23) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;
24) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;
25) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;
26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
27) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;
28) получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;
29) иные академические права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.
2. Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:
1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;
4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;
5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;
6) предоставление в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации порядке образовательного кредита;
7) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
5. Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законом порядке.
6. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.
7. Обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, имеют право создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.
8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
9. В случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности. В случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности. Порядок и условия осуществления такого перевода устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
10. Лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, образовательная организация одновременно с выдачей соответствующего документа об образовании вручает медаль «За особые успехи в учении», образец, описание и порядок выдачи которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
zakon-ob-obrazovanii.ru
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
11. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
www.zakonrf.info
Материал по теме:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (В части касающейся дошкольных образовательных учреждений) — коментарии
Федеральный закон «Об образовании в РФ»
№ 273-ФЗ от 29.12.2012
(В части касающейся дошкольных образовательных учреждений)
Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с новым ФЗ не позднее 1 января 2016 года; Ранее выданные лицензии и свидетельства о государственной аккредитации должны быть переоформлены до 01 января 2016; Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 года (ранее их деятельность не лицензировалась);
УРОВНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ст.63 нового закона
Финансовое обеспечение субъектом сферы образования вступает в силу с 1 января 2014 года Было (ст.5, ст.29) Новый Закон (ст.8) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования структурки в ОУ + ОУ посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ: на оплату труда работников ОУ, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в МДОО , + структурки в МОО + МОО дополнительное образование в МОО посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда (! В МОО расходы на оплату труда пед.работников не м.б. ниже уровня средней заработной платы по субъекту) приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг ), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (учесть ст. 99)
Родительская плата за присмотр и уход вступает в силу с 1 сентября 2013 года (ст. 65) Устанавливается учредителем Ограничение по размеру отсутствует ! не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, на содержание недвижимого имущества 3. Не взимается в МОО за уход : за детьми-инвалидами, за детьми-сиротами , за детьми, оставшимися без попечения родителей, за детьми с туберкулезной интоксикацией
Компенсация вступает в силу с 1 сентября 2013 года Было (ст.52.2) Новый Закон (ст. 65) Расходное обязательство субъекта 2. Процент : 20% на первого 50% на второго 70 % третьего и последующего 3. Размер исчислялся от Не изменилось 2. Не изменилось 3. Размер исчисляется « от среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях , находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации Средний размер устанавливается субъектом » Право на получение – один из родителей, внесших родительскую плату
УЧАСТНИКИ ст.2 одновременно являются
ПРИНЦИПЫ государственной политики и правового регулирования Ст.3 NEW! — автономия образовательных организаций , академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций демократический характер управления образованием (обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей на участие в управлении образовательными организациями) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования
Управление ОО (ст.26) Образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Управление ОО Единоличное Коллегиальное -общее собрание (конференция) работников ОО — педагогический совет — попечительский совет — управляющий совет — наблюдательный совет и др., предусмотренные уставом ОО с учетом мнения обучающихся и их родителей (обязательное создание!) — советы обучающихся — советы родителей — профессиональные союзы обучающихся и (или) работников ОО . При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей ( Несоблюдение – акт не применяется и подлежит отмене)
выбирать ( до завершения получения ребенком основного общего образования ): формы получения образования и формы обучения ОО факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого ОО с учетом мнения ребенка, рекомендаций ПМПК (при их наличии) знакомиться с уставом ОО лицензией, государственной аккредитации, с документами ОО (образовательный процесс!) содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся и результатов по ним, давать согласие (отказаться) на проведение и участие присутствовать при обследовании принимать участие в управлении ОО в форме, определяемой уставом Родители права (ст.44)
обеспечить получение детьми общего образования соблюдать правила внутреннего распорядка ОО, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают: режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений ОО уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность Родители обязанности (ст.44) Основание возникновения отношений распорядительный акт ОО Договор об образовании о приеме лица на обучение ! Прекращение образовательных отношений (ст.61) только по основаниям, указанным в законе
— Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с ОО и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности в РФ признается особый статус педагогических работников в обществе: свобода преподавания, свобода выбора средств и методов обучения и воспитания, творческая инициатива, право на выбор учебников, участие в разработке образовательных программ, бесплатное пользование библиотеками и инф. ресурсами доп. профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года право на предоставление вне очереди жилых помещений по договорам соц. найма: учет нуждающихся) Запреты оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Педагогические работники (ст.47)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опубликован текст нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу 1 сентября 2013 года Президент России Владимир Путин подписал закон «Об образовании в РФ», кото.
Нормативно-правовое обеспечение аттестации педагогических работников1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»2.Проект приказа Минобрнауки России «Об устан.
Повысить правовую культуру педагогов по Федеральному закону №273 «Об образовании в Российской Федерации», умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Представлен полный текст федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯГлава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯГлава 3. ЛИЦА, ОСУЩЕСТВ.
nsportal.ru
Условия вступления в силу и особенности содержания нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Петров А. В., Горбатова М. К.
Рассматриваются условия вступления в силу и особенности содержания нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Петров А.В., Горбатова М.К.,
CONDITIONS FOR ENTRY INTO FORCE AND FEATURES OF THE NEW FEDERAL LAW NO. 273 «ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION» OF DECEMBER 29, 2012
Текст научной работы на тему «Условия вступления в силу и особенности содержания нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ И ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
© 2013 г. А.В. Петров, М.К. Горбатова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 14.06.2013
Рассматриваются условия вступления в силу и особенности содержания нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Ключевые слова: Федеральный закон, образование, систематизация законодательства, высшее образование, образовательная организация.
Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 принят 29 декабря 2012 г. [1] в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. Закон закрепляет основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации, интегрируя в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование).
В законодательном аспекте действие вполне рядовое, учитывая количество законов, принимаемых в России. В социально-политическом плане — это событие огромной важности, поскольку затрагивает интересы и траекторию судьбы практически каждого человека, проживающего на территории Российской Федерации.
Отметим, что принятие нового закона оправданно лишь тогда, когда к этому есть необходимые объективные и субъективные предпосылки.
В настоящее время образование выдвигается в число общегосударственных приоритетов, становится одной из производительных сил развития общества. Поэтому все развитые страны стремятся к тому, чтобы среднее и общее образование стало всеобщим, а высшее образование
— массовым. Данные процессы характерны и для России.
Вместе с тем в России законодательство в сфере образования до недавнего времени представляло собой разрозненную, бессистемную, зачастую противоречивую массу нормативноправовых актов.
Путь простого изменения действующего законодательства в сфере образования, по мнению подавляющего большинства субъектов образовательной деятельности, по сути себя исчерпал.
Следует учитывать, что имеющийся массив правовых актов законодательного уровня, регулирующих образовательные и смежные отношения, являлся неполным из-за отставания законодательного регулирования от динамики развития общественных отношений. Не были урегулированы на уровне законов основные подсистемы сферы образования, в частности системы начального и среднего профессионального образования и системы общего образования. Не было ясности в соотношении по юридической силе законов, направленных на регулирование системы образования; многочисленными были пробелы и коллизии внутри законодательства об образовании, недостаточно адекватно отражались новые тенденции в системе образования; в законодательные акты в этой сфере вносились многочисленные и бессистемные изменения.
К настоящему времени в базовые законы в сфере образования внесены десятки изменений:
в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» [2] внесено более 80 поправок, в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [3] — более 50 поправок, в том числе и в части изменения ряда основополагающих принципов функционирования системы образования. Современные редакции указанных законов характеризуются пробельностью, наличием внутренних противоречий и многочисленных коллизий со смежными законодательными актами, что, несомненно, требовало переработки и совершенствования с учетом потребностей практики, задач модернизации образования и юридической техники. В последние годы распространение получила практика внесения абсолютно одинаковых поправок в два закона (Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), что также можно рассматривать как свидетельство ущербности конструкции системы законодательства об образовании.
Наиболее перспективным направлением представляется систематизация законодательства в этой области посредством принятия комплексного, унифицированного нормативноправового акта. По этому пути и пошли разработчики Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Закон имеет четкую идеологию и преследует основной целью создание основополагающего законодательного акта в сфере образования, обеспечивающего решение в сфере образования задач, стоящих перед российским обществом и государством, учитывающего новые мировые и национальные тенденции в сфере образования, устраняющего пробелы и коллизии действующего законодательства, объединяющего на уровне закона все подсистемы сферы образования.
Закон базируется на достижениях доказавшей свою мировую значимость советской системы образования, учитывает опыт развития системы российского образования нового времени. В то же время он обогащает ее новыми подходами, призванными закрепить позитивные изменения и поднять всю систему образования на более высокую качественную ступень, отвечающую потребностям современного российского общества и обеспечивающую его прогрессивное развитие.
Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» согласно ч. 1 ст. 111 вступит в силу с 1 сентября 2013 г. за исключением нескольких положений, для которых уста-
новлен иной срок вступления в силу .
Федеральный закон «Об образовании в РФ» обладает верховенством и вышей юридической силой в сфере законодательства об образовании. В соответствии с ч. 4 ст. 4 данного Федерального закона нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать Федеральному закону «Об образовании РФ» и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными данным Федеральным законом.
Со дня вступления Федерального закона «Об образовании в РФ» в силу признаются утратившими силу два основополагающих нормативных документа в сфере образования: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями и дополнениями) и ряд других законодательных актов.
Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, со дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в РФ» будут применяться постольку, поскольку они не противоречат данному Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ.
Министерством образования и науки РФ с целью создания механизма реализации положений нового закона приказом от 24 января 2013 г. № 42 был утвержден План Минобрнауки РФ по разработке нормативно-правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ». Этот объемный документ предусматривает разработку и принятие более 100 подзаконных нормативно-правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона № 273-ФЗ. Среди перечня подзаконных нормативно-правовых актов, которые должны быть разработаны, такие, например, как правила оказания платных образовательных услуг, положение о лицензировании образовательной деятельности, положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, примерная форма договора об образовании по
образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, порядок приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (включая особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, перечень категорий граждан, которые поступают на обучение по результатам вступительных испытаний), порядок проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (включая определение форм аттестации по указанным образовательным программам), образцы дипломов бакалавра, специалиста, магистра, диплома об окончании аспирантуры (адъюнктуры), выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, и приложений к таким дипломам, порядок замещения должностей научно-педагогических работников и др.
В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации подлежат переоформлению до 1 января 2016 года.
Наименования и уставы образовательных учреждений также должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ не позднее 1 января 2016 года. Так что всем образовательным учреждениям предстоит масштабная работа по внесению изменений и дополнений в их уставные документы.
В ННГУ принят Приказ ректора о приведении локальных нормативных актов ННГУ в соответствие с новым Федеральным законом «Об образовании в РФ». В приказе определен перечень соответствующих мероприятий.
Правовому управлению ННГУ и руководителям основных структурных подразделений ННГУ (факультетам, филиалам, НИИ, управлениям и общеуниверситетским отделам и службам ННГУ) поручено провести анализ локальных нормативных актов, регулирующих деятельность ННГУ и его структурных подразделений (Устава ННГУ, Правил внутреннего трудового распорядка, положений о выборах руководящих органов, положений о структурных подразделениях, положений об отдельных видах деятельности и др.) на предмет соответствия их новому законодательству об образовании и современному этапу в развитии Нижегородского государственного университета им.
На руководителей заинтересованных структурных подразделений ННГУ возложена обязанность направить в правовое управление ННГУ предложения об изменении и дополнении действующих или принятии новых локальных нормативных актов ННГУ. Правовое управление ННГУ в свою очередь должно определить в соответствии с действующим законодательством и Уставом ННГУ порядок внесения изменений в локальные нормативные акты и разработать план-график нормотворческих работ.
Согласно приказу в срок до 30.08.2013 г. все мероприятия по приведению локальных нормативных актов ННГУ в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными федеральными и региональными нормативными актами, принятыми в развитие нового федерального закона, должны быть завершены.
Нижегородский государственный национальный исследовательский университет им. Н.И. Лобачевского активно участвовал в обсуждении проекта закона, давая экспертные заключения, замечания и предложения по заданиям Министерства образования и науки Российской Федерации, Союза ректоров, Ассоциации ведущих университетов России. Поскольку законодательная работа по проекту Федерального закона «Об образовании» завершилась, хотелось бы высказать некоторые соображения о значении принятого закона и его основных нововведениях.
К основным нововведениям Федерального закона, продвигающим вперед систему российского образования, можно отнести следующие.
• Уточнены и систематизированы понятия и термины, применяемые в законодательстве об образовании.
• Определено соотношение данного закона с другими законами.
• Введена отдельная статья о локальных нормативных актах в сфере образования.
• Введено понятие организации, осуществляющей образовательную деятельность.
• Унифицированы типы и категории образовательных организаций.
• Закреплено в отдельных главах закона правовое регулирование всех основных подсистем образования.
• По-новому определены уровни образования и соответствующие образовательные программы.
• Достаточно детально прописаны особенности дополнительных общеобразовательных и дополнительных профессиональных программ.
• Унифицированы льготы при приеме, регулирование приема иностранных граждан и лиц без гражданства, регулирование целевого приема.
• Закреплены нововведения в правовом статусе научно-педагогических работников.
• Законодательно регламентировано обучение на договорной основе.
• Закреплена новая кредитно-модульная система для учета трудоемкости освоения образовательных программ (с использованием системы зачетных единиц) и др.
В настоящей статье остановимся лишь на некоторых наиболее значимых нововведениях Федерального закона.
1. В законе по-новому определены уровни образования и соответствующие образовательные программы.
Стоит отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 108 Федерального закона образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом.
Существующая система общего образования практически в неизменном виде воспроизведена в новом законе. Основное отличие в трактовке уровней общего образования в новом Федеральном законе заключается в том, что из наименования среднего образования исчезло его определение как «полного». Во всем остальном они признаются равнозначными, и полученное до вступления в силу Федерального закона среднее (полное) общее образование приравнивается к среднему общему образованию, установленному Федеральным законом.
В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в РФ» из уровней профессионального образования исключено как самостоятельный уровень — начальное профессиональное образование. Программы начального профессионального образования интегрированы в среднее профессиональное образование, которое теперь будет включать в себя два уровня образовательных программ:
— подготовка квалифицированных рабочих (служащих);
— подготовка специалистов среднего звена.
Полученное начальное профессиональное
образование до вступления в силу Федерального закона приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих); а среднее профессиональное образование
— к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена.
Учитывая, что Россия еще в 2003 г. присоединилась к Болонской декларации, в соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в РФ» в систему уровней высшего профессионального образования включен новый уровень — подготовка кадров высшей квалификации. Это программы подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом, в следующем порядке:
• высшее профессиональное образование -бакалавриат — к высшему образованию — бакалавриату;
• высшее профессиональное образование -подготовка специалиста или магистратура — к высшему образованию — специалитету или магистратуре;
• послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
• послевузовское профессиональное образование в ординатуре — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
• послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.
2. В новом Федеральном законе «Об образовании в РФ» введено понятие организации, осуществляющей образовательную деятельность, унифицированы типы и категории образовательных организаций.
Новый Федеральный закон «Об образовании в РФ» определил категорию образовательной организации в полном соответствии с положениями гражданского законодательства о некоммерческих организациях.
Образовательная организация, на основании пп. 18 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ», — это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии обра-
Уровни общего образования
1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее (полное) общее образование 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.
Уровни профессионального образования
Закон «Об образовании» 1992 г. Новый Федеральный закон «Об образовании в РФ»
1) начальное профессиональное образование; 2) среднее профессиональное образование, в том числе интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств; 3) высшее профессиональное образование (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); 4) послевузовское профессиональное образование 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование — бакалавриат; 3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (программы подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки)
Уровни высшего профессионального образования
1) Высшее профессиональное образование — бакалавриат; 2) Высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура — бакалавриат; — магистратура, подготовка специалиста; — подготовка кадров высшей квалификации (программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки)
Послевузовское профессиональное образование
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Новый Федеральный закон «Об образовании в РФ»
1) Аспирантура 2) Докторантура Вообще не закрепляет уровень послевузовского профессионального образования. Докторантура рассматривается как форма подготовки научных кадров и соответственно выведена из перечня образовательных программ и уровней образования
зовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Вводится подразделение образовательных организаций на типы в зависимости от образовательных программам, реализация которых является основной целью их деятельности.
Устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация (реализующая образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования);
3) профессиональная образовательная организация (реализующая образовательные программы среднего профессионального образования);
4) образовательная организация высшего образования (реализующая образовательные программы высшего образования и научную деятельность).
Кроме того, образовательная организация высшего образования вправе реализовывать основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профес-
сионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы.
В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в РФ» в отношении образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении РФ, Правительством могут устанавливаться категории: «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет». В наименование такой организации включается указание на установленную категорию.
Категория «федеральный университет» может быть установлена Правительством РФ в отношении созданной в форме автономного учреждения образовательной организации в целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов РФ. Развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, разработанных федеральными университетами и утвержденных Правительством.
Стоит отметить, что в настоящий момент по действующему Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» федеральный университет рассматривается как вид высшего учебного заведения.
Категория «национальный исследовательский университет» по новому Федеральному закону устанавливается образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Образовательная организация высшего образования по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишена Правительством РФ категории «национальный исследовательский университет».
По новому Федеральному закону «Об образовании в РФ» не закрепляется ограничений по сроку и по ведомственной принадлежности образовательной организации при установлении категории «национальный исследовательский университет», тогда как по действующему Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» категория «национальный исследовательский университет» могла устанавливаться только в отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, сроком на 10 лет и не включалась в наименование организации.
3. Отметим некоторые нововведения, касающиеся правового статуса научно-педагогических работников.
Статья 47 Федерального закона закрепляет правовой статус педагогического работника, определяя в п. 3 перечень академических прав и свобод, которыми пользуются педагогические работники.
Этот перечень прав и свобод носит закрытый характер и ограничивается тринадцатью указанными в статье пунктами. Такой подход к определению прав и свобод, как представляется, противоречит действующим конституционным принципам.
Так, ст. 55 Конституции Российской Федерации закрепляет, что перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Этот же принцип применительно к академическим правам и свободам должен быть прописан в рассматриваемой статье.
В отношении педагогического работника введена категория «конфликт интересов» (пп. 33 ст. 2 Федерального закона) — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Следует отметить, что в законодательстве ранее уже аналогичный термин использовался, а именно: в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» [4] и Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5].
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего Российской Федерации влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Россий-
ской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
При этом, в соответствии с частью 3 обозначенной статьи, под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций достаточно сложно. Тем не менее Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования [6], перечисляющий ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным: выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего; выполнение иной оплачиваемой работы; получение подарков и услуг; имущественные обязательства и судебные разбирательства и др.
Несомненно, что далеко не все отмеченные позиции найдут применение в образовательных правоотношениях.
Согласно ст. 45 Федерального закона, в целях защиты своих прав обучающиеся (либо законные представители несовершеннолетних обучающихся) вправе:
1) направлять в органы управления образовательной организации обращения о примене-
нии к работникам, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся;
2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
Предполагаемое Федеральным законом назначение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений — это урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
Встает вопрос о статусе и составе такой комиссии. В Законе устанавливается, что комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Порядок создания, организация работы, принятие решений комиссией по урегулированию споров и их исполнения должны быть урегулированы локальным нормативным актом образовательной организации. Получается, что одна третья часть состава комиссии — обучающиеся, еще одна треть — родители, и оставшаяся часть — педагоги. Очевидно, что это явный перевес на сторону обучающихся, при таком распределении сил затруднительно принять объективное решение во многих ситуациях.
Стоит отметить, что решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. Обжаловать такое решение можно, но лишь в установленном законодательством Российской Федерации порядке. А именно в порядке гражданского судопроизводства со всеми вытекающими отсюда последствиями -длительностью судебного процесса, необходи-
мостью привлечения представителей (адвокатов) в судебном заседании и т.п.
Не урегулированы в Федеральном законе многие связанные с этим вопросы. Так, например, должна ли комиссия подчиняться какому-либо органу управления образовательной организации? Какие формы взаимодействия комиссии с профсоюзными организациями являются допустимыми? Важным является вопрос о соотношении с трудовым законодательством -наложение дисциплинарных взысканий (это возможно только при нарушении трудовых обязанностей, а конфликт интересов может возникнуть и при безукоризненном их выполнении). Не менее интересен и тот факт, что статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ» устанавливает, что неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации, а к числу обязанностей отнесено и соблюдение нравственных и этических норм, следование требованиям профессиональной этики (видимо, речь идет о кодексе профессиональной этики).
4. Внесены также некоторые изменения в порядок оплаты труда научно-педагогических работников.
Со дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в РФ», в соответствии с
ч. 11. ст. 108, в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.
Доплаты за ученые степени доктора наук и кандидата наук в настоящий момент установлены пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. № 807 «Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строитель-
ных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук» (далее — постановление Правительства РФ № 807) следующим образом:
«3. Установить работникам, занимающим штатные должности в федеральных государственных учреждениях (организациях) науки и федеральных государственных высших учебных заведениях независимо от ведомственной принадлежности, ученые степени, по которым предусмотрены доплаты тарифно-квалификационными требованиями, ежемесячную доплату за ученую степень:
доктора наук — в размере 7000 рублей;
кандидата наук — в размере 3000 рублей».
Минобрнауки РФ опубликовало на своем сайте проекты актов, необходимых для выполнения нового закона «Об образовании». Среди прочих там размещены проекты Указа Президента Российской Федерации «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» и проект постановления Правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Проектом Указа Президента Российской Федерации предполагается (Приложение № 1 к Указу, подпункт «в» пункта 5) признать утратившим силу пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1993 г. № 1372 «О мерах по материальной поддержке ученых России», которым с 1 ноября 1993 г. для работников бюджетных организаций науки и высших учебных заведений были установлены ежемесячные доплаты за ученые степени доктора наук и кандидата наук. В п. 8 приложения к проекту постановления Правительства РФ признаются утратившими силу п. 3-5 постановления Правительства РФ от 6 июля 1994 г. № 807. Кстати, пунктом 9 в этом проекте отменяются и надбавки для кандидатов и докторов наук, преподающих в институтах повышения квалификации и заведениях переподготовки специалистов, установленные согласно Постановлению Правительства РФ от 26.09.1994 г. № 1097 «Об установлении доплат работникам бюджетных образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов за ученые степени доктора наук и кандидата наук».
Министр образования и науки РФ уточняет, что речь идет не об отмене, а о включении всех надбавок в оклад, как этого требует новый закон «Об образовании в РФ», зарплаты не только не сократятся, а, наоборот, будут расти. По сло-
вам представителей Минобрнауки РФ, в настоящее время преподаватель и ученый независимо от должности гарантированно получают надбавку за степень и звание, смысл проводимой реформы — переместить центр принятия решений в сами вузы и НИИ. Новая схема оплаты преподавателей предполагает, что решение о надбавке будет принимать руководство вуза или научно-исследовательского института. Для руководства это будет инструментом поощрения тех, кого оно считает эффективными работниками. Реформа не должна помешать выполнению предвыборного обещания Президента -к 2018 г. зарплаты преподавателей вузов должны быть в два раза выше зарплат в среднем по региону и, по словам министра образования и науки РФ, деньги на эти цели уже заложены в федеральном бюджете [7].
Тем не менее норма ч. 11. ст. 108 Федерального закона и соответствующие проекты Указа Президента и постановления Правительства вызывают беспокойство и неоднозначную реакцию среди вузовского сообщества и сообщества институтов РАН2.
К моменту написания статьи ясности в данном вопросе не прибавилось. Проектов актов Минобрнауки РФ, уточняющих применение нововведений в системе оплаты труда научно -педагогических работников, не появилось, нет их и в Плане Министерства образования и науки РФ по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2013 г. № 42.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в содержательном плане, в плане структуры и юридической техники значительно продвигает вперед правовое регулирование образовательной сферы общественной жизни. Эффективность реализации этого закона бу-
дет во многом зависеть от качества конкретизирующих его подзаконных нормативных актов, от целенаправленности государственной образовательной политики. Немалую роль здесь сыграет и степень готовности субъектов образовательных отношений к проведению преобразований, осмысление и правильная реализация ими положений законодательства. Во всех этих направлениях предстоит сложная и длительная работа.
1. Вступила в силу со дня официального опубликования закона ч. 6 ст. 108 Федерального закона о том, что теперь при переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы; пункты 3 и 6 части 1 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона вступают в силу с 1 января 2014 года.
2. См., например, экспертное заключение Российского координационного комитета профсоюзных организаций отраслевой, вузовской, академической, оборонной науки и государственных научных центров, размещенное на интернет-сайте «Движение за возрождение отечественной науки» (http://www.za-nauku.ru), обращение к министру образования и науки РФ, размещенное на интернет-сайте «Общества научных работников» (http://www.onr-russia.ru) и др.
1. Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
2. Российская газета. 31.07.1992. № 172.
3. Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
4. Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
5. Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
6. Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе РФ и порядка их урегулирования (информация Минтруда России от 19 октября 2012 г.).
7. Ведомости. 07.02.2013. № 19 (3281).
CONDITIONS FOR ENTRY INTO FORCE AND FEATURES OF THE NEW FEDERAL LAW NO. 273 «ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION»
OF DECEMBER 29, 2012
A. V. Petrov, M.K. Gorbatova
This article presents a review of the conditions for entry into force and new content features of the new Federal Law No. 273 «On Education in the Russian Federation» of December 29, 2012.
Keywords: federal law, education, systematization of legislation, higher education, educational organization.
cyberleninka.ru