«Законы о защите семьи и детства, закон Клишаса и закон об ограничении прав депутатов на встречи с избирателями». В.Ф. Рашкин, Т.В. Плетнева и Д.А. Парфенов выступили в Госдуме
19 мая, предваряя пленарное заседание Госдумы, перед журналистами выступили заместитель Председателя ЦК КПРФ, Первый заместитель председателя комитета ГД по делам национальностей В.Ф. Рашкин, председатель комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Т.В. Плетнева, член комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Д.А. Парфенов.
«Сегодня на заседании Государственной Думы будут рассматриваться два весьма примечательных закона, — рассказал В.Ф. Рашкин. — Первый закон – это поправки в закон о выборах. Это так называемый закон Клишаса. По новой норме отменяются открепительные удостоверения и вводится голосование без регистрации на любом участке. На наш взгляд, это окончательно подорвет доверие к выборной системе. Тогда можно будет одним колл-центром «закрыть» всю Россию и устроить 70 процентов явки. Такое задание получили все главы субъектов на совещании в администрации президента».
«Народ говорит: «А зачем, вообще, проводить эти выборы? Просто дать возможность председателям избирательных комиссий, которые возглавляет «Единая Россия», делать поправки в протоколы по предложению членов комиссии либо администрации по результатам голосования. И не морочить народу голову законом о Клишасе, собирать деньги и комиссии. Если не будет 70% голосования за кандидата от партии власти, тогда дать право поправить протокол голосования избирательной комиссии. И все», — с горькой иронией отметил В.Ф. Рашкин.
«И оставить демократическую возможность писать особое мнение членам комиссии от оппозиционных партий в вышестоящие комиссии. Все будет демократично. Но все в процентах. Семьдесят на семьдесят. Вообще, это уродство самое настоящее. Извините за непарламентский язык, но это так», — заявил Валерий Федорович.
«Уже в сентябре этот закон они планируют опробовать. Но нет никакого доверительного механизма от партий, которые бы сказали: «Да, вот этот процесс прозрачный, честный, его можно проконтролировать и по голосованию, и по явке». Но ничего этого нет. Ни у избирательных комиссии, ни у «Единой России». Но очень хочется семьдесят на семьдесят», — все в том же ироничном ключе заметил депутат-коммунист.
«Второй закон – такой же позорный. Срочно его включили в повестку дня. Это закон о приравнивании встреч депутатов всех уровней к митингам. Это когда с протянутой рукой депутаты будут ходить к главам, префектам и станут их просить «Дайте нам возможность встретиться с избирателями, а избирателям – с депутатом?». Мы посмотрели, в каких странах есть подобные законы? Такие законы сохранились в странах, где сохранилась монархия. И то не во всех. И в странах, где диктаторские режимы, типа пиночетовского», — рассказал В.Ф. Рашкин.
«Этим законом, противоречащим Конституции, наша страна встанет в один ряд с диктаторскими и монархическими государствами. Сегодня в буржуазных СМИ принято хаять советскую власть. Но в советское время депутаты даже предположить ничего подобного не могли, что им кто-то запретит встречаться с избирателями. Вот тогда была подлинная советская демократия. А сегодня нашу страну накрыла диктатура буржуазии», — заявил В.Ф. Рашкин.
«Очень жаль, что сегодня светлый, хороший день – День пионерии – омрачен подобного рода законодательными инициативами. И, тем не менее, нужно сказать несколько слов о судьбе молодежи, — сказал Д.А. Парфенов. — Молодежная политика в последние годы страдала от того же недуга, который свойственен сегодня многим сферам. От непоследовательности».
«Был когда-то период расцвета молодежных проправительственных организаций. Был объявлен год семьи и сейчас много разговоров о воссоздании единого детско-юношеского движения. Но по факту все выливается либо в показуху, либо в создание отрядов карманных хулиганов. Либо просто в разговоры о патриотизме», — заметил Денис Андреевич.
«Сейчас многие заохали и заахали, когда выяснилось, что молодежь тоже может принимать участие в массовых уличных протестах. Ведь не случайно такие репрессивные антидемократические меры внесли в Госдуму», — отметил Д.А. Парфенов.
«Но могло ли быть по-другому? Ведь 20 лет молодежь была предоставлена сама себе. И за это время выросло поколение наших сограждан, которое думает иначе, чем их родители. И по-другому воспринимает эту жизнь. Государство не прислушивается к предложениям КПРФ дать людям бесплатное образование и здравоохранение, возможность заниматься спортом, приобщаться к культурным ценностям, гарантировать молодым специалистам первое рабочее место», — с горечью сказал Д.А. Парфенов.
«Фактически государство само подталкивает молодежь в лапы хитрых националистических или разрушительных либеральных сил, которые, безусловно, будут действовать вразрез с национальными и государственными интересами», — считает он.
«Но мы считаем, что есть другой путь. Поэтому развиваем наше пионерское и комсомольское движение. В это воскресенье, в 11.00 утра, на Красной площади мы примем в пионеры пять тысяч девчат и ребят. И покажем, что есть еще в нашей стране верность традициям и возможность воспитывать людей в подлинно патриотическом, советском, социалистическом духе. Я вас еще раз поздравляю с Днем пионерии и приглашаю всех на это мероприятие», — сказал в завершение Д.А. Парфенов.
«Любая власть, безусловно, будет себя защищать. Что тут скажешь? Но нынешняя российская власть это проделывает вот такими изощренными методами, как постоянное внесение изменений в избирательное законодательство. Просто иногда их стыдно слушать и смотреть. Они заявляют о свободе и демократии, а сами делают все непотребное. Одними запретами и фальсификациями выборов мы никогда не добьемся в нашей стране примирения всех сил», — считает Т.В. Плетнева.
«Я сегодня хочу поздравить с праздником всех наших детей. Уже десятки тысяч детей по всей стране вступили в пионеры. Я поздравляю всех, кто был пионером. Меня спрашивают, что надо сделать, чтобы возродить массовое детское движение? Хочу напомнить, что еще в 1995 году был принят закон, разрешающий создавать детские и юношеские организации. В том числе комсомольские и пионерские организации. Они же, пионеры и комсомольцы, ничем не провинились перед это властью, как «провинились» коммунисты», — иронично заметила Т.В. Плетнева.
«Но вы же знаете, как идет исполнение этих законов. Присутствует даже страх у многих моих коллег – учителей. Как же так, меня потом там поставят на галочку, что я у себя в классе создала», — с горечью заметила она.
«Мы все были пионерами. Мы росли добрыми, честными, справедливыми. Я никогда не забуду, как я детям читала рассказ Пантелеева «Честное слово». Маленькому мальчику сказали: «Стой, ты на посту. Дай честное слово, что не уйдешь». И мальчик стоял. Уже ночь наступила. Идет взрослый человек, спрашивает мальчика: «Ты чего тут стоишь?». А мальчик отвечает: «А я честное слово дал». Это рассказ в те годы воспринимался не как сказка. Это было на самом деле так», — рассказала Т.В. Плетнева.
«Надо делать больше детских фильмов, мультфильмов, различных детских изданий. Учителя должны не только предоставлять образовательную услугу, но также занимались воспитанием детей. Чтобы наши ребята шли в жизнь с любовью к родине», — призвала депутат-коммунист.
«Я вчера посмотрела репортаж. В одной школе кушают ребята за разными столами. За одним столом сидят бедные дети, а за другим столом – дети из более обеспеченных семей. Мне позвонили, возмущаются такими порядками. Я им на это отвечаю, что они сами же голосовали за эту власть. Поэтому у нас сегодня есть и бедные, и богатые. Это стыдно и больно. Так давайте же против этого протестовать. Это просто недопустимо, чтобы детей в школе делили на бедных и богатых. Что же из них тогда вырастет? Из них вырастет человек, у которого в душе будет ненависть. А ведь мы хотим, чтобы дети наши были добрые», — сказала Тамара Васильевна.
«Я возглавляю комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей. Что делает наш комитет? Наши депутаты-женщины выступают за то, чтобы нашим ребятишкам было хорошо. Но как только мы вносим нужный закон, правительство дает на него отрицательное заключение. Потому что такой закон всегда затратный. Однако, закон о материнском капитале есть. Это плюс. И мы его продлили. Теперь бьемся за то, чтобы он был увеличен», — рассказала Т.В. Плетнева.
«Земли, которые даются многодетным семьям, требуют инфраструктуры, чтобы ребятишки могли там жить и помогать родителям, работающим на земле. Есть законы о том, чтобы повысить пособия на детей до трех лет. Чтобы мама могла работать, поскольку детских яслей сегодня нет, — продолжила Т.В. Плетнева. — И многие вопросы мы постоянно обсуждаем. Вот сегодня, например, будут рассматривать два наших закона об алиментных обязательствах. Вот здесь вы стоите — все мужчины, журналисты. Но сегодня и женщины есть такие, которых нельзя мамой назвать. Но в основном обязательства не выполняют мужчины».
«У нас сегодня крепкой семьи нет. А семья – это ячейка общества. При советской власти все обязательно регистрировали свой брак. А сегодня нам говорят: «А зачем? Мы так поживем, разбежимся, и нет никаких обязательств. Ни по отношению к семье, ни по отношению друг к другу». Поэтому, дорогие мои, сколько бы долго я не жила на земле, я не могу наши две жизни сравнить. Настолько они разные», — отметила Тамара Васильевна.
«Пусть мы жили не богато, пусть мы все были одинаковые. Но мы понимали, что Родина у нас одна. Что ее надо защищать. Что у нас люди разных национальностей живут. Что они все равны. Что надо зарабатывать деньги, а не «наваривать деньги», как сегодня. Что у нас с вами есть обязательства перед нашими ребятами. Поэтому сегодняшний день для меня праздник. Я в детстве была командиром тимуровской команды. Я всегда старалась помочь старшим. Одиноким бабушкам и дедушкам. Мы помогали нашим колхозам. Мы росли в труде», — рассказала она.
«У детей олигархов есть и деньги, и все остальное. Но из них все равно не вырастут нормальные люди, с теми качествами характера, которые есть у нас. С Днем пионерии, дорогие мои избиратели», — завершила свое выступление Тамара Васильевна.
Подытожил выступления депутатов-коммунистов В.Ф. Рашкин: «Спасибо большое. В компартии крепкие семьи. По любви созданы. Поэтому все в компартию! Традиции компартии надо укреплять. Всего доброго вам! Правительство нам говорит, что денег нет, но вы держитесь. Правительство нам говорит, что денег нет, но вы взрывайтесь. Правительство нам говорит, что денег нет, но вы худейте и будьте стройными. Но у КПРФ другая программа и другой путь».
kprf.ru
Уполномоченный по правам человека в Калужской области
Библиотека
ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2011 Автор: Красильникова А.С.; ФГБОУ ВПО Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева (Калужский филиал).
В марте 2009 г. на совещании, посвященном предотвращению насилия в отношении детей, президент РФ Д.А. Медведев сказал: «России нужна современная система защиты детства. Сегодня системы просто нет ».
22 ноября 2011 г. вопрос о защите прав детей стал одной из основных тем на встрече премьер-министров России и Франции.
В ходе проводимых в современной России социально-экономических реформ общественное положение детей оказалось неблагополучным, а сами дети — незащищенными.
По данным МВД РФ в 2009 г. было зарегистрировано порядка 106 тыс. преступлений в отношении несовершеннолетних, также были признаны потерпевшими более 108 тыс. детей и подростков, более половины из них, а это около 68 тыс., пострадали от насильственных посягательств. При этом 4 тыс. преступлений данного вида были совершены родителями в отношении своих детей.
Ситуация в сфере детства, связанная с постоянным ухудшением материального положения, алкоголизмом, наркоманией, детской безнадзорностью и беспризорностью, ростом посягательств на права детей, на сегодняшний день на государственном уровне реально рассматривается как угроза национальной безопасности России.
«Именно от благополучия наших детей зависит будущее и всего российского общества, и в целом нашего государства », — подчеркнул министр МВД Р.Г. Нургалиев. Поэтому защита прав ребенка в современной России относится к числу самых актуальных проблем.
Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.
Целью работы является изучение проблемы защищенности детей в российском обществе.
Работа включает рассмотрение содержания прав детей как в международных актах, так и в актах РФ, а также правовое обеспечение защиты прав ребенка, в том числе на примере Калужской области.
Права ребенка и их защита
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он достигает совершеннолетия ранее. [1]
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны «уважать и гарантировать «. Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.
Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.
Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.
Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.
Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).
Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.
За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.
Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:
• Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;
• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
• Федеральный закон «Об образовании»;
• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
• Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
• Федеральный закон об опеке и попечительстве
В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.
Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства — законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).
Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.
Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:
• право жить и воспитываться в семье;
• право на общение с родителями и родственниками;
• право на защиту;
• право на имя, отчество и фамилию;
• право выражать свое мнение;
• имущественные права, включая права собственника.
Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.
Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка. [2] Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).
В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.
Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.
Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права управомоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.
В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.
Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: «Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий».
Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.
В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).
Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.
Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.
Задача омбудсманов — обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.
3 декабря 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев заявил, что подписал закон о внесении изменений в целый ряд законодательных актов, которые направлены на защиту детства в нашей стране, в частности, в закон об основных гарантиях прав ребёнка, по которому вводится целый ряд новых норм, предоставляющие дополнительные полномочия Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка и региональным омбудсменам детства .
Теперь получен доступ к информации, которая была закрыта грифом конфиденциальности. Например, к сведениям о правах на недвижимость и производимых с ней сделках. Закон дает право правозащитникам беспрепятственно посещать закрытые спецучреждения, колонии и следственные изоляторы, где содержатся несовершеннолетние, а также места лишения свободы, в которых находятся беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка при исправительных колониях. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны предоставлять уполномоченным по правам ребенка по их запросу сведения, документы и другие материалы. За чинение препятствий правозащитникам в их работе законом предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, подписан второй закон, который вносит изменения в ст. 22 закона об основных гарантиях прав ребёнка, касающихся порядка представления государственного доклада о положении детей и семей, которые имеют детей в Российской Федерации.
Таким образом, нормативная основа для деятельности Уполномоченного по правам ребёнка, а также вообще системы защиты прав и интересов детей совершенствуется.
Нельзя забывать и о том, что благосостояние детей, соблюдение и защита их прав, зависит не только от действий государства как такового, но и от «негосударственного сектора»: средств массовой информации, частных предприятий, правозащитных организаций.
Кроме того, без поддержки обычных людей — каждого человека в отдельности — Конвенция не достигнет своих целей. С момента ратификации Конвенции, правительства стран-участниц, в том числе и России, могут быть подвергнуты внутреннему давлению со стороны, как частных лиц, так и неправительственных организаций, которые имеют право обосновывать свои действия обязательствами, взятыми на себя государством в рамках Конвенции.
Такие действия могут включать в себя мониторинг соблюдения государством прав, гарантированных Конвенцией, доведение до сведения широкой общественности информации о выявленных нарушениях, а также требования о выделении средств из государственного бюджета на поддержку программ по обеспечению прав и интересов детей.
При этом, несмотря на активную деятельность российских неправительственных организаций и требования Комитета по правам ребенка, без заинтересованности в защите прав ребенка в России сотен и тысяч граждан, выступающих в любом качестве — ученых, государственных служащих, педагогов, воспитателей и др., достичь конкретных социальных и политических перемен будет невозможно.
Защита прав детей в Калужской области
В рамках инспекционной поездки по Калужской области Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов проинспектировал Обнинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доверие», Кондровский детский дом-школу, Полотняно-Заводский дом-интернат для умственно отсталых детей, приют для детей и подростков «Мечта», специализированный дом ребенка, специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат им. Ф.А. Рау.
Цель поездки Павла Астахова и его «детского спецназа» — проверка жалоб, детских домов, приютов, больниц, спецшкол, домов ребенка.
В Калужской области сейчас проживают 164 540 детей. Из них 2 796 дети-инвалиды. В основном дети принимаются под опеку — всего в области принято 1 644 ребенка, в приемных семьях находятся 1 080 детей, усыновлены 1 403 ребенка (в том числе 332 — иностранными усыновителями). Институт патронатных семей в Калужской области популярностью не пользуется.
В области реализуется целевая программа «Право ребенка на семью 2010-2014 гг.» Каждый год в Калужской области выявляются сотни детей- сирот. Их число в 2010 г. уменьшилось в полтора раза (по сравнению с 2007 годом), но одновременно снизилось и число детей, оставшихся без попечения родителей, которые были устроены в новые семьи. В 2010 г. из детдомов были устроены в семьи 103 ребенка.
Сложнее всего устраивать в семьи ребят старше 10 лет, а это свыше двух третей (77%) от всех детей-сирот в области. Затрудняет этот процесс и наличие у детишек родных сестер и братьев.
В связи с этим Павел Астахов обратился к интернет-сообществу через свой микроблог в Твиттере: «В Региональном банке данных детей-сирот и оставшихся без попечения родителей на 1 января 2011 г. состоит 752 человека. Эти дети очень ждут свои новые семьи!»
В 2009 г. в Калужской области было 77 отказных детей, а в 2010 — лишь 46. По словам Павла Астахова в последние годы среди отказных детей преобладают дети, рожденные мигрантами и переселенцами с юга, из Средней Азии и Кавказа, а также цыгане и мулаты. Тогда как в анкетах по подбору ребенка кандидаты в приемные родители обычно указывают желательность «славянского происхождения/внешности ребенка».
Уполномоченный также обратил внимание на большую проблему Калужской области — детскую преступность. В 2010 г. органами внутренних дел было выявлено и поставлено на учет 1503 подростка-правонарушителя и 326 родителей. Это больше, чем в 2009 г., когда на учет были поставлены 1389 подростка 289 взрослых.
Особую тревогу вызвал чрезвычайно высокий рост преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Так в Калужской области число преступлений в форме развратных действий с 47 в 2009 г. резко выросло до 253 в 2010 г.
Возможность повлиять на детскую преступность станет подписание соглашения «О порядке взаимодействия по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка в Калужской области» руководителем Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калужской области В.В. Ефременковым и Уполномоченным по правам ребенка в Калужской области О.А. Копышенковой .
Цель соглашения — это объединение усилий ведомств в деле защиты детства. Стороны примут на себя обязательства по обмену информацией и оказанию взаимного содействия в деле защиты детей. Помимо этого предполагается возможность разработки предложений по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав и интересов ребенка.
Под лозунгом «Поможем, подскажем, поддержим» 1 июня 2011 г., в Международный день защиты детей, в Калужской области состоялись благотворительные акции, проводимые под эгидой регионального Уполномоченного по правам ребенка.
Региональный детский омбудсман в своей работе руководствуется тремя принципами: «в любой ситуации главное — учитывать интересы ребенка», «все дети имеют одинаковые права», «права и обязанности родителей в отношении ребенка равны».
Уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников также включился в общенациональную информационную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми в Калужской области.
В рамках плана мероприятий этой компании были изданы памятки по правам и безопасности детей. Осуществлялось дальнейшее развитие института уполномоченных по правам участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях и оказание им методической помощи по вопросам профилактики жестокости и насилия к детям и реагирования по выявленным фактам. Так, в 2011 году был проведен семинар-практикум для уполномоченных по правам обучающихся школ города Калуги по теме: «Конфликты в школе. Помощь детям при насилии» .
Как известно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на дополнительную социальную защиту жилищных прав. Данный факт узаконен и в нашей области.
На основании Закона Калужской области от 30.09.2008 № 465-03 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение и предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» данной категории лиц, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются денежные средства на приобретение или строительство жилого помещения.
Этот долгожданный Закон, на принятии которого активно настаивал калужский Уполномоченный по правам человека, стал настоящим спасением для сирот региона. Он дал возможность реализовать жилищные права не только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Также областным Законом впервые была установлена компенсация на оплату жилых помещений и коммунальных услуг этой категории лиц в сумме 500 рублей ежемесячно.
На реализацию данного Закона в 2009 году из областного бюджета впервые была выделена весьма значительная сумма — 114,5 млн. руб., из них — 111,5 млн. было выделено сиротам на приобретение жилья. В сравнении с предыдущими годами (в 2007 году выделено 15,6 млн. руб., в 2008 год — 20 млн. руб.), это существенное увеличение. В результате жильем было обеспечено 107 лиц из числа данной категории (в 2007 жилье получили 28 чел., в 2008 — 27). Из федерального бюджета в 2009 году поступило 12,5 млн. рублей.
Данное существенное увеличение денежных средств стало возможным при непосредственном участии Уполномоченного по правам человека.
На 01.12.2009 г. 111 человек из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа получили компенсацию расходов на оплату закрепленных за ними жилых помещений и коммунальных услуг. Средства в сумме 10 млн. 152 тыс. рублей предусмотрены на эти цели в областном бюджете на 2010 год.
В 2010 г. для решения жилищного вопроса указанных категорий лиц Калужской областью планируется не снижать планку финансирования и направить 114,5 млн. рублей на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
21 октября 2010 года на заседании сессии Законодательного Собрания Калужской области получил поддержку законопроект о доплатах матерям-одиночкам. С 1 января 2011 года на территории Калужской области в силу вступил закон о дополнительных социальных гарантиях малообеспеченным одиноким матерям.
В соответствии с этим законом предлагается установить пособие в 5000 рублей одиноким матерям, у которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Калужской области (за III квартал 2010 г. величина прожиточного минимума на душу населения составляет 5038 рублей). Пособие будут платить до достижения ребенком 7-летнего возраста.
Дополнительно социальную поддержку также получили малообеспеченные семьи, имеющие двух и более детей. Им планируется установить пособие по уходу за ребенком на второго и последующих детей от 1,5 до 3 лет в размере 4000 рублей. Данной социальной поддержкой смогут воспользоваться матери, у которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Калужской области.
В Калужской области в летний период 2011 года в планировалось организовать детский отдых в 459 лагерях с дневным пребыванием и лагерях труда и отдыха, в которых отдохнут более 33 тыс. детей, в 89 палаточных лагерях отдохнут 6980 детей, в 19 загородных и санаторных лагерях — 13110 детей, в 7 санаториях и санаторных оздоровительных базах — более 6 тыс. детей, планируется организовать отдых 2500 калужских детей за пределами области, на Чёрном и Азовском морях и Подмосковье. Всего в летнюю оздоровительную кампанию будет оздоровлено более 62 тыс. детей. В целом в 2011 году планируется оздоровить более 80 тыс. детей и не менее 7 тыс. охватить трудовой деятельностью.
С момента принятия Конвенции о правах ребенка в 1989 году прошло более двадцати лет. Тем не менее, интерес к этому документу во всем мире не угасает. В настоящее время Конвенция является наиболее широко признанным международным документом по вопросам прав человека.
Особую актуальность Конвенция приобретает для России.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Дети являются неоценимым капиталом современного общества, поскольку связь поколений и взаимопонимание поколений — залог будущего — непременное условие стабильности мира, а значит ответственности сегодняшнего поколения перед потомками.
Существующий в государстве механизм защиты прав ребенка — это система социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав.
Обеспечение функционирования данного механизма в значительной мере зависит от эффективности деятельности субъектов, осуществляющих защиту прав ребенка, и реализуемых ими форм.
На сегодняшний день проблему нарушения прав детей в обществе нельзя назвать полностью решенной. Политику по этому вопросу необходимо развивать и дальше, пересмотром и дополнением уже действующего законодательства, ужесточить наказание за насильственные действия над детьми, чаще проводить мероприятия по профилактике детского насилия среди взрослых, родителей и персонала, задействованного в сфере работы с детьми.
Новому составу Госдумы РФ нужно принять Концепции: государственной семейной политики до 2025 года и духовно-нравственного воспитания и защиты детей.
Список используемой литературы:
1. Конвенция о правах ребенка принятая резолюцией 44\25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.
2. Конституция РФ
3. Семейный кодекс РФ
4. Гражданский кодекс РФ
5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
6. Закон РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
7. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
8. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N2. Ст. 170.
9. Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка»
10. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2006 г. №272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
11. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2010 г. «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калужской области в 2010 г».
12. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Калужской области «О деятельности органов местного самоуправления Калужской области, выполняющих полномочия по опеке и попечительству, по защите прав несовершеннолетних» — Калуга, 2010
13. Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России // Государство и право. 2006. №4
14. Куликова А. А. Защита прав ребенка / А. А. Куликова. — М. : Эксмо, 2005. — 192 с.
15. Права человека : сборник документов / сост. О. О. Миронов. — М. : Экзамен, 2007. — 125 с.
16. Нечаев A.M. Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная политика — sprinter.ru/books/
17. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред Т.Е. Абовой, ММ. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. М. :Юрайт-Издат, 2005
18. «Российская газета» от 11 сентября 2011 года
19. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» Права детей
20.Официальный сайт телекомпании «Ника ТВ» www.kaluga.rfii.ru
21. Официальный сайт прокуратуры Калужский области www.prokuror.kaluga.ru
22. Портал органов власти калужской области www.admoblkaluga.ru
[1] Конвенция о правах ребенка, ст. 1
[2] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
www.ombudsman.kaluga.ru