Нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании влечет административную ответственность

Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном Законом РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Решение о создании, преобразовании или об упразднении закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации по предложению Правительства РФ, согласованному с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся соответствующие территории.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании»особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает:

— установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования;

— ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании;

— ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;

— ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание;

— ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями;

— организацию разработки и осуществление мер по предупреждению терроризма, предотвращению техногенных катастроф, обеспечению пожарной безопасности и охране общественного порядка.

Нарушение установленного законом особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 20.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральным законом от 30.03.2015 № 61-ФЗ внесены изменения в указанную статью КоАП РФ, размер административного штрафа за нарушение особого режима в ЗАТО увеличен. С 11.04.2015, т.е. со дня вступления в силу Федерального закона № 61-ФЗ, он составляет от трех тысяч до пяти тысяч рублей, ранее – от 100 до 1000 рублей.

Старший помощник прокурора области

по взаимодействию с законодательными

(представительными) и исполнительными

органами власти и местного самоуправления Е.О.Качуровская

vladprok.ru

Закон от 14 июля 1992 года N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»

Изменения и поправки

Настоящий Закон устанавливает правовой статус закрытого административно — территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и работающих в нем, и их права.

Статья 1. Общие положения

1. Закрытым административно — территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее — предприятия и (или) объекты), для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
2. Закрытое административно — территориальное образование является административно — территориальной единицей.

Территория и границы закрытого административно — территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

Границы закрытого административно — территориального образования могут не совпадать с границами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, районов.

В ведение органов местного самоуправления закрытого административно — территориального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.

Населенные пункты, расположенные в закрытом административно — территориальном образовании, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.

3. Закрытое административно — территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти и управления по вопросам:

определения полномочий органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей в отношении указанного образования;

введения и обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан.

4. Правовые акты федеральных органов государственной власти и управления, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, равно как и решения органов военного управления (начальников гарнизонов, командиров войсковых частей и соединений, командующих объединениями), действуют в отношении закрытого административно — территориального образования, если они не противоречат настоящему Закону.

5. Права граждан, проживающих или работающих в закрытом административно — территориальном образовании, не могут быть ограничены иначе как на основании законов Российской Федерации.

Статья 2. Порядок создания, упразднения закрытого административно — территориального образования и изменения его границ

1. Решение о создании закрытого административно — территориального образования с установлением его административной подчиненности принимается Верховным Советом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации в случаях, когда иные меры не могут обеспечить безопасное функционирование предприятий и (или) объектов.

В представлении Правительства Российской Федерации о создании закрытого административно — территориального образования должны содержаться предложения:

о необходимости создания указанного образования;

об охранных, защитных и санитарных зонах в его пределах;

об источниках финансирования, о способах, силах и средствах охраны, а также противопожарной охраны;

о мерах по обеспечению защиты граждан в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах;

иные предложения по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и управления.

Предложения об установлении административной подчиненности, границ и отводе земель создаваемого закрытого административно — территориального образования вносятся Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, в ведении которых находятся соответствующие территории.

2. Упразднение закрытого административно — территориального образования, а также изменение его границ производятся решением Верховного Совета Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, согласованному с органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, в ведении которых находятся соответствующие территории.

При принятии решения об упразднении закрытого административно — территориального образования с учетом предложений соответствующих органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления определяются этапность и сроки снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, а также изменения административно — территориального деления, виды и размеры материальной и иной поддержки государством населения на период реорганизации указанного образования.

Статья 3. Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно — территориальном образовании

1. Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно — территориальном образовании включает:

ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией.

2. Решение об определении и введении особого режима в отношении конкретного закрытого административно — территориального образования принимается Президиумом Верховного Совета Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

3. Иные особенности, имеющие значение для безопасных проживания и работы граждан в закрытом административно — территориальном образовании, могут устанавливаться органами государственного управления и местным Советом народных депутатов в пределах их компетенции.

4. Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в закрытое административно — территориальное образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение.

Ответственность граждан за нарушение особого режима устанавливается законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Органы местного самоуправления закрытого административно — территориального образования

1. Порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления закрытого административно — территориального образования определяются законодательством о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

2. В случае, когда органами местного самоуправления закрытого административно — территориального образования являются поселковый Совет народных депутатов и поселковая администрация, они наделяются правами городского Совета народных депутатов и городской администрации.

3. Органы местного самоуправления закрытого административно — территориального образования:

координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения закрытого административно — территориального образования в результате аварии на предприятии и (или) объекте глава местной администрации совместно с руководителями предприятия и (или) объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством Российской Федерации, принимает решение об эвакуации населения;

участвуют в определении пропускного режима в закрытом административно — территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон. По согласованию с органами Министерства безопасности Российской Федерации председатель местного Совета народных депутатов и глава местной администрации имеют право разрешать въезд граждан в закрытое административно — территориальное образование, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

осуществляют контроль за санитарно — эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территории закрытого административно — территориального образования, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;

вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения закрытого административно — территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность.

4. Взаимоотношения органов местного самоуправления закрытого административно — территориального образования с предприятиями, учреждениями и организациями, не входящими в состав муниципальной собственности, а также с органами государственной власти и управления, устанавливаются в соответствии с законодательством.

Местная администрация закрытого административно — территориального образования выступает заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия предприятий, учреждений и организаций.

Порядок осуществляемого по категории специальных расходов централизованного материально — технического обеспечения программ социально — экономического развития закрытого административно — территориального образования, а также централизованного снабжения населения продовольственными и промышленными товарами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Формирование бюджета закрытого административно — территориального образования

1. Формирование бюджета закрытого административно — территориального образования осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с учетом следующих особенностей:

в доходы бюджета закрытого административно — территориального образования зачисляются все налоги и другие поступления с его территории;

дефицит бюджета закрытого административно — территориального образования покрывается субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При утверждении федерального бюджета Верховный Совет Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимает решение о перераспределении планируемого повышения доходов бюджета закрытого административно — территориального образования над его расходами с учетом установленной для данного образования бюджетной обеспеченности населения. Средства превышения доходов бюджета над его расходами направляются на финансирование государственных и региональных экологических и социальных программ по преодолению последствий деятельности предприятий и (или) объектов.

Перераспределению не подлежат средства превышения доходов бюджета над его расходами, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах.

2. Осуществление в закрытом административно — территориальном образовании за счет ассигнований из федерального бюджета строительства предприятий и (или) объектов, а также их реконструкции с сохранением оборонной направленности производства влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований органам местного самоуправления.

Средства в размере не менее 10 процентов от затрат на производственное строительство сверх предусмотренных в соответствии с действующими нормативами в сводных сметных затратах единовременно либо частями по срокам строительства направляются в распоряжение органов местного самоуправления на социально — экономическое развитие соответствующей территории.

3. При финансировании государственного заказа предприятий и (или) объектов производятся отчисления во внебюджетные фонды органов местного самоуправления закрытого административно — территориального образования, формируемые для дополнительных ассигнований на программы в области экологии и охраны здоровья населения, в размере 1 процента от объема финансирования.

Статья 6. Особенности землепользования в закрытом административно — территориальном образовании

1. Земли закрытого административно — территориального образования в соответствии с их основным целевым назначением могут включать в себя земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов), земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации.

2. Земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, находятся в федеральной собственности.

3. Земли закрытого административно — территориального образования находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования.

4. В закрытом административно — территориальном образовании в соответствии с законодательством Российской Федерации по согласованию с местным Советом народных депутатов может устанавливаться особый режим использования земель.

5. Органы государственной власти и управления принимают меры по предоставлению земельных участков в ведение органов местного самоуправления закрытого административно — территориального образования для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами указанного образования.

Статья 7. Социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим и работающим в закрытом административно — территориальном образовании

1. Проживание и работа граждан в условиях особого режима закрытого административно — территориального образования подлежат общей социальной компенсации.
Общая социальная компенсация включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.

Меры общей социальной компенсации устанавливаются законодательством Российской Федерации, а также решениями Правительства Российской Федерации.

2. Если согласно условиям особого режима закрытого административно — территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.

Граждане, переезжающие на другое место жительства и сдавшие принадлежавшее им жилье в муниципальную собственность, получают компенсацию в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства.

3. Граждане, проживающие и работающие в закрытом административно — территориальном образовании, подлежат обязательному бесплатному государственному страхованию на случай причинения ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия при аварии на предприятиях и (или) объектах.

4. За работниками предприятий и (или) объектов, высвобождаемыми в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, а также при реорганизации или ликвидации предприятий и (или) объектов, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.

5. В случае ликвидации предприятий и (или) объектов, уменьшения объемов или перепрофилирования производства, влекущих за собой сокращение штата, высвобождаемые работники имеют право на досрочный (но не более чем за два года) выход на пенсию.

rg.ru

Закон Российской Федерации № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ЗАКРЫТОМ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(в ред. Федеральных законов от 28.11.1996 N 144-ФЗ,
от 31.07.1998 N 144-ФЗ, от 02.04.1999 N 67-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ,
от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,
от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ,
от 25.11.2008 N 222-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами от 31.12.1999 N 227-ФЗ,
от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,
от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

Настоящий Закон устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.

Статья 1. Общие положения

1. Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее — предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

2. Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.

Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

При установлении и (или) изменении границ закрытого административно-территориального образования и при его реорганизации требования законодательства Российской Федерации об учете мнения населения не применяются.

Границы закрытого административно-территориального образования на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации.

Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, входят в состав городского округа.

В случае установления вредного воздействия предприятий и (или) объектов, расположенных в закрытом административно-территориальном образовании, на территории, прилегающие к границам закрытого административно-территориального образования, этим территориям в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, присваивается статус зоны воздействия.

Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

3. Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:

установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;

определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования;

Абзац четвертый пункта 3 статьи 1 вступает в силу с 1 января 2008 года (статья 38 Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ).

медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан населения закрытых административно-территориальных образований, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий;

выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых предприятиями и (или) объектами, указанными в пункте 1 настоящей статьи;

обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка, и обеспечения пожарной безопасности.

Решения по указанным вопросам принимаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

4. Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)

5. Права граждан, проживающих или работающих в закрытом административно-территориальном образовании, не могут быть ограничены иначе как на основании законов Российской Федерации.

6. Со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» передаются права и обязанности Федерального агентства по атомной энергии, предусмотренные настоящим Законом для федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

(п. 6 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 318-ФЗ)

Статья 2. Порядок создания (преобразования), реорганизации закрытого административно-территориального образования и изменения его границ

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1. Решение о создании (преобразовании), реорганизации закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации.

Предложение о создании (преобразовании), реорганизации закрытого административно-территориального образования вносится Правительством Российской Федерации.

Предложение об установлении административной подчиненности, об установлении и (или) изменении границ создаваемого (преобразуемого), реорганизуемого закрытого административно-территориального образования вносится Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся соответствующие территории.

При отсутствии в территориальном образовании и (или) на соответствующей территории органов местного самоуправления указанные органы формируются в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении и настоящим Законом в течение двух лет со дня создания закрытого административно-территориального образования.

КонсультантПлюс: примечание.
Положения абзаца пятого пункта 1 статьи 2 (в редакции Федерального закона от 25.11.2008 N 222-ФЗ) распространяются в том числе на отношения, возникшие в связи с созданием вновь образованных муниципальных образований в период после 1 января 2008 года и до дня вступления в силу Федерального закона от 25.11.2008 N 222-ФЗ. При этом выборы в органы местного самоуправления таких муниципальных образований должны быть проведены не позднее чем через год со дня их создания (пункт 2 статьи 5 Федерального закон от 25.11.2008 N 222-ФЗ).

В случае, если создание (преобразование), реорганизация закрытого административно-территориального образования влекут создание вновь образованного муниципального образования, решение вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования и формирование органов местного самоуправления данного муниципального образования осуществляются в соответствии с абзацами пятым — одиннадцатым части 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

(абзац введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 222-ФЗ)

2. При принятии решения о реорганизации закрытого административно-территориального образования с учетом предложений соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления определяются этапность и сроки отмены или изменения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, а также изменения административно-территориального деления, виды и формы поддержки государством населения на переходный период, программы социально-экономического развития муниципального образования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Предложение Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации о реорганизации закрытого административно-территориального образования вносится с перечнем мероприятий переходного периода для данного закрытого административно-территориального образования.

Статья 3. Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании

О применении пункта 1 статьи 3 см. Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 N 420-О.

1. Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает:

установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования;

ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории;

ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;

ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание;

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.1996 N 144-ФЗ, в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями.

(абзац введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

2. Решение об обеспечении особого режима в отношении конкретного закрытого административно-территориального образования принимается Правительством Российской Федерации.

Обеспечение особого режима осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.1. Создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями допускаются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

2.2. На территории закрытого административно-территориального образования не допускаются создание и деятельность организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также деятельность международных организаций (объединений).

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

3. Иные особенности, имеющие значение для безопасных работы и проживания граждан в закрытом административно-территориальном образовании и зонах воздействия, могут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)

4. Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в закрытое административно-территориальное образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение.

Статья 4. Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Структура, порядок формирования, полномочия и ответственность органов местного самоуправления городского округа закрытого административно-территориального образования определяются в соответствии с законодательством по вопросам местного самоуправления с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Исключен. — Федеральный закон от 28.11.1996 N 144-ФЗ.

2. Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования:

разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения закрытого административно-территориального образования в результате аварии на предприятии и (или) объекте глава местной администрации совместно с руководителями предприятия и (или) объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством Российской Федерации, принимает решение об эвакуации населения;

участвуют совместно с руководителями предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.1996 N 144-ФЗ)

осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территорий закрытого административно-территориального образования, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;

вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения закрытого административно-территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;

выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории.

2.1. В случае передачи в установленном порядке в муниципальную собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе построенных или капитально отремонтированных за счет средств федерального бюджета, органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования после отнесения таких помещений к специализированному жилищному фонду в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, имеют право предоставлять такие помещения гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с предприятиями и (или) объектами.

Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с предприятиями и (или) объектами, в части, не урегулированной жилищным законодательством, устанавливается представительным органом закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся расположенные в закрытом административно-территориальном образовании предприятия и (или) объекты.

Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования согласовывают с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся расположенные в закрытом административно-территориальном образовании предприятия и (или) объекты:

планы и программы комплексного социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования;

генеральный план закрытого административно-территориального образования;

подготовленные на основе генерального плана закрытого административно-территориального образования проекты планировки территории;

резервирование земель в границах закрытого административно-территориального образования для муниципальных нужд.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Общее число членов конкурсной комиссии в закрытом административно-территориальном образовании устанавливается представительным органом закрытого административно-территориального образования.

При формировании конкурсной комиссии в закрытом административно-территориальном образовании одна треть ее членов назначается представительным органом закрытого административно-территориального образования, одна треть — законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), одна треть — федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся расположенные в закрытом административно-территориальном образовании предприятия и (или) объекты.

Полномочия главы местной администрации закрытого административно-территориального образования прекращаются досрочно в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении, а также в случае реорганизации закрытого административно-территориального образования.

Местная администрация закрытого административно-территориального образования выступает заказчиком строительства и ремонта жилых помещений, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия организаций.

Статья 5. Формирование бюджета закрытого административно-территориального образования

1. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

2. Осуществление в закрытом административно-территориальном образовании за счет ассигнований из федерального бюджета строительства предприятий и (или) объектов, а также их реконструкции с сохранением оборонной направленности производства влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований органам местного самоуправления.

Средства в размере не менее 10 процентов от затрат на производственное строительство сверх предусмотренных в соответствии с действующими нормативами в сводных сметных затратах единовременно либо частями по срокам строительства перечисляются предприятиями и (или) объектами в распоряжение органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие соответствующей территории.

3. При финансировании государственного оборонного заказа предприятия и (или) объекты, выполняющие государственный оборонный заказ, производят отчисления в бюджет закрытого административно-территориального образования для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения в размере 1 процента от объема финансирования, включаемые в стоимость государственного оборонного заказа.

4. На производителей сельскохозяйственной продукции, снабжающих население закрытого административно-территориального образования, распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные для сельскохозяйственных товаропроизводителей агропромышленного комплекса.

(п. 4 введен Федеральным законом от 28.11.1996 N 144-ФЗ)

Статья 5.1. Составление, утверждение и исполнение бюджета закрытого административно-территориального образования

(введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Составление, утверждение и исполнение бюджета закрытого административно-территориального образования осуществляются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административно-территориальных образований из федерального бюджета выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований.

Дополнительные расходы и (или) потери бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанные с их статусом, компенсируются из федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Указанные дополнительные средства не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Объемы и формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам закрытых административно-территориальных образований утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

3. Кассовое обслуживание исполнения бюджета закрытого административно-территориального образования осуществляется органами федерального казначейства.

Статья 6. Особенности землепользования в закрытом административно-территориальном образовании

1. Утратил силу. — Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ.

2. Земельные участки, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам.

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ.

4. В закрытом административно-территориальном образовании особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ.

Статья 7. Социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим или работающим в закрытом административно-территориальном образовании

1. Проживание или работа граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования подлежат общей социальной компенсации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ)

Общая социальная компенсация включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.

Меры общей социальной компенсации устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

2. Если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.

КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся обеспечения жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплаты компенсаций этим гражданам, см. Постановление Правительства РФ от 11.01.2001 N 23.

Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

4. За работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.

Высвобождаемым работникам предоставляются другие льготы и компенсации в соответствии с законодательством.

5. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 8. Об особенностях приватизации, совершения иных сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории закрытого административно-территориального образования

(введена Федеральным законом от 28.11.1996 N 144-ФЗ)

1. К участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории закрытого административно-территориального образования, и совершению сделок с ним допускаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории.

2. Участие граждан и юридических лиц, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, в совершении сделок, предусмотренных этим пунктом, допускается по решению органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования, согласованному с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование.

3. Граждане, приватизировавшие занимаемые ими жилые помещения, и собственники жилых домов, находящихся на территории закрытого административно-территориального образования, вправе продавать, сдавать в аренду эти помещения и дома и совершать с ними иные сделки с гражданами, постоянно проживающими или работающими на территории закрытого административно-территориального образования, или юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на данной территории, а также с гражданами Российской Федерации, получившими разрешение на постоянное проживание на территории закрытого административно-территориального образования.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 10.01.2006 N 18-ФЗ.

5. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не распространяются на отчуждение имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность открытых акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 февраля 2007 года N 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и имущества, передаваемого Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в качестве имущественного взноса Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, а также на заключение иных сделок с имуществом между организациями атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 318-ФЗ)

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России
14 июля 1992 года
N 3297-1

www.yabloko.ru