Для субъектов МСП планируется упростить порядок выкупа арендуемого государственного и муниципального недвижимого имущества
На прошлой неделе на рассмотрение Госдумы поступил правительственный законопроект 1 , который направлен на расширение имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъектов МСП).
Так, законопроектом предлагается отказаться от ограничения срока, в течение которого субъекты МСП, арендующие государственное или муниципальное недвижимое имущество, при наличии определенных условий могут воспользоваться преимущественным правом его выкупа. В настоящее время срок реализации такого преимущественного права ограничен 1 июля 2018 года.
Также планируется отменить привязку к конкретной дате – 1 июля 2015 года, по состоянию на которую арендуемое имущество должно непрерывно находиться во временном владении и (или) временном пользовании субъекта МСП в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества для реализации преимущественного права выкупа. Законопроектом предусмотрено, что данное условие должно соблюдаться на день подачи заявления о реализации преимущественного права.
Кроме того, планируется предоставить субъектам МСП преимущественное право выкупа арендуемого недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности (сейчас воспользоваться данным правом можно лишь в отношении имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности).
В Земельном кодексе планируется предусмотреть возможность проведения специализированных аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, включенных в перечни государственного и муниципального имущества, только среди субъектов МСП. Кроме того, согласно законопроекту, планируется запретить передачу прав и обязанностей по заключенным с субъектами МСП договорам аренды земельных участков, включенных в указанные перечни, третьим лицам.
www.garant.ru
Выкуп арендованного имущества
За подробными консультациями обращайтесь к менеджерам по телефонам:
в Санкт-Петербурге:
+7 (812) 325-48-60
в Москве:
+7 (495) 223-27-69
В соответствии с положениями ст. 624 ГК РФ, регламентирующей выкуп арендованного имущества, арендованное имущество, если это предусмотрено договором или законом, может перейти в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
Выкуп арендованного имущества является правом, а не обязанностью арендатора, поэтому в силу норм о свободе договора (ст. 421 ГК РФ) арендодатель не вправе понудить арендатора к приобретению имущества и оплате выкупной цены. Вместе с тем существует судебная практика, согласно которой, если арендатор добросовестно исполнял обязанности по договору с правом выкупа и полностью внес выкупную цену, он вправе понудить арендодателя к заключению договора купли-продажи в судебном порядке.
Для того, что бы включить в условия договора возможность выкупа арендованного имущества, следует согласовать следующие существенные условия, без которых, договор может быть признан незаключенным в части условия о выкупе:
Для сторон важно также знать момент прекращения обязанности по внесению арендной платы т.к. в соответствии со ст. 624 ГК РФ у арендатора возникает право собственности на арендуемое имущество в момент исполнения обязанности по внесению выкупной цены, даже если срок аренды еще не окончился, однако иное может быть предусмотрено законом или соглашением сторон дополнительно. Соответственно, если стороны хотят установить иной момент прекращения указанного обязательства, условие об этом нужно включить в договор аренды. В частности, например, в интересах арендодателя определить, что арендатор прекращает уплачивать арендную плату только с момента государственной регистрации перехода права собственности.
Стоит иметь в виду, что включение в договор условия о выкупе (возможности приобретения арендованного имущества в собственность арендатора) стороны должны учитывать, что законом могут быть определены случаи, в которых выкуп арендованного имущества запрещен (п. 3 ст. 624 ГК РФ). Так, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» установлен запрет на выкуп имущества, арендованного у государственных научных организаций, учрежденных Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти.
Также необходимо учитывать, что выкуп арендованного имущества может происходить не только на основании условия, включенного в договор согласно ст. 624 ГК РФ. Случаи, порядок и особенности приобретения арендаторами имущества в собственность могут быть предусмотрены законом. В частности, Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определен порядок приватизации государственного и муниципального имущества в целом, а Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены специальные правила приобретения в собственность государственного или муниципального имущества, арендаторами которого являются субъекты малого и среднего предпринимательства.
В этом перечне выкуп арендованного имущества путем включения соответствующего условия в договор аренды на основании ст. 624 ГК РФ не упомянут. Следовательно, после вступления в силу Закона N 178-ФЗ включение в договор аренды государственного или муниципального имущества условия о выкупе неправомерно и последующий переход права собственности на имущество на основании такого условия невозможен.
Однако если договор аренды государственного или муниципального имущества был заключен до вступления в силу Закона N 178-ФЗ, а именно до 26 апреля 2002 г., и в нем было согласовано условие о выкупе имущества, то выкуп может быть осуществлен в порядке, установленном п. 12 ст. 43 указанного Закона.
Кроме того, п. 5 ст. 3 Закона N 178-ФЗ предусматривает возможность установления отдельным законом особенностей, связанных с приватизацией государственного или муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. Таким законом на сегодняшний день является Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
www.okgru.com
Продлено действие закона о льготном выкупе арендуемого имущества, закон о «малой приватизации», 159-ФЗ
Продлено действие закона о льготном выкупе арендуемого имущества.
Действие Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (так называемый закон о «малой приватизации») продлено до 01 июля 2018 года.
Напомним, что этот закон позволяет субъектам малого и среднего бизнеса, арендующих муниципальное или региональное имущество, при соблюдении определенных условий приобрести его в собственность по рыночной цене.
В новой редакции закона для предпринимателей явно улучшены условия выкупа арендуемых помещений.
1. Так в статью 3 159-ФЗ были внесены изменения, которые позволяют воспользоваться правом на выкуп, если арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до 1 июля 2013 года в соответствии с договором или договорами аренды. Напомним, что ранее право на выкуп возникало если имущество непрерывно арендовалось в течение двух лет на момент вступления 159-ФЗ в силу, то есть до 05.08.2008 года. Таким образом, количество субъектов МСП, получивших право на выкуп, расширяется.
2. Арендаторы получили право обжаловать не только отказ или бездействие уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, но и достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, взятой за основу для определения цены выкупаемого имущества (таким правом предприниматели пользовались и ранее, но в текст 159-ФЗ оно включено только сейчас).
3. Теперь законодательно закреплено, что течение 30 дневного срока для подписания договора купли-продажи приостанавливается в случае оспаривания субъектом малого или среднего предпринимательства достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, взятой за основу для определения цены выкупаемого имущества. Причем срок приостанавливается до дня вступления в законную силу судебного решения по спору о выкупной цене.
4. Сняты ограничения, касающиеся предельной площади выкупаемых помещений (напомним, что ранее нельзя было выкупить помещения, площадь которых превышала 2000 кв.м).
5. Еще одним новшеством является возможность выкупа из так называемого «неотчуждаемого перечня». Арендатор по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о выкупе арендуемого имущества, включенного в такой перечень при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет до 1 сентября 2012 года в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендуемое имущество включено в перечень в течение пяти и более лет до дня подачи указанного заявления.
6. Законодательно закреплено, что оплата в рассрочку может производиться равными ежемесячными или ежеквартальными платежами.
7. Также новая редакция предполагает предоставление минимального срока рассрочки при оплате за приобретаемое недвижимое имущество до трех лет (ранее данный срок определялся исключительно законом субъекта РФ). Теперь минимальный срок рассрочки закреплен на федеральном уровне.
8. Положения нового закона позволяют субъектам МСП повторно обратиться с заявлением о реализации своего преимущественного права, даже если ранее ими были получены отказы в выкупе по причине отсутствия необходимого срока аренды, превышении предельного размера выкупаемого помещения или включения его в перечень.
Единственное исключение из этого правила — на день вступления в силу настоящего Федерального закона не должно быть опубликовано информационное сообщение о продаже такого имущества на торгах.
Оцениваем новую редакцию закона № 159-ФЗ как исключительно полезную для предпринимателей и направленную на поддержку МСП.
В связи с тем, что процедура выкупа муниципального имущества разделена на определенные этапы и занимает достаточно долго времени, с проблемами потенциальные собственники (арендаторы) встречаются практически на каждой стадии процесса выкупа.
Специалисты Юридической фирмы «ЛЕВЪ» имеют передовой опыт работы по выкупу арендуемого муниципального имущества, в том числе проведут полное сопровождение выкупа арендуемого имущества, помогут арендаторам с возникающими проблемами, при необходимости проведут судебное обжалование каких-либо действий и актов в ходе выкупа.
За дополнительной информацией обращайтесь к Малмыгину Александру Сергеевичу — руководителю Отдела договорной и хозяйственной практики Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ». Профессиональная деятельность: подготовка и экспертиза договоров и сделок, а также возникающих в связи с ними правоотношений; сопровождение торгов на заключение государственных контрактов; сопровождение сделок с недвижимым имуществом; оформление прав на землю; внешнеэкономические сделки; консультирование и защита прав в области гражданского, административного, трудового, земельного права, представление интересов клиентов в суде. Член ассоциации юристов. Стаж работы в сфере юридического консалтинга – 11 лет.
www.lev-group.ru
Аренда? Выкуп! Кто имеет преимущественное право на приобретение государственной недвижимости
Среди мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса (далее — МСБ) законодатель отдельно выделил имущественную поддержку этой категории предпринимателей (ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Так, субъектам МСБ может передаваться во владение и (или) пользование движимое (оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты) и недвижимое (земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения) имущество государственной или муниципальной форм собственности (ч. 1 ст. 18). При этом продажа такого имущества, переуступка, передача в залог или внесение в уставной капитал других организаций прав пользования на него запрещено, за исключением продажи субъектам МСБ в установленном порядке (ч. 2 ст. 18). Установлено целевое назначение переданного имущества, и при нарушении этого условия арендодатель может обратиться в суд с требованием о прекращении прав владения (пользования) этим имуществом (ч. 3 ст. 18).
Перечень недвижимого федерального имущества для передачи субъектам малого и среднего предпринимательства во владение и (или) пользование (скачать)
Изменения в Перечень от 17 сентября 2012 г. (скачать)
Изменения в Перечень от 16 марта 2012 г. (скачать)
Изменения в Перечень от 2 декабря 2011 г. (скачать)
Органы государственной власти и местного самоуправления формируют и публикуют специальные перечни имущества для целей передачи его субъектам МСБ во владение и (или) пользование (ч. 4 ст. 18). На федеральном уровне эти полномочия возложены на Росимущество. Перечень недвижимого федерального имущества, предназначенный для этих целей, опубликован на его официальном сайте. В договорах аренды такого имущества с представителями МСБ предусматриваются следующие условия:
а) срок договора аренды составляет не менее пяти лет;
б) арендная плата вносится в следующем порядке:
в первый год аренды — 40% размера арендной платы;
во второй год аренды — 60% размера арендной платы;
в третий год аренды — 80% размера арендной платы;
в четвертый год аренды и далее — 100% размера арендной платы (постановление Правительства РФ от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества»).
Региональные и местные исполнительные органы формируют аналогичные перечни недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов федерации и муниципалитетов, и размещают их на официальных сайтах. Такое имущество не обременено правами третьих лиц и предназначено специально для предоставления в аренду субъектам МСБ.
В 2008 году был принят специальный Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 159-ФЗ). Он конкретизировал порядок преимущественного отчуждения в собственность субъектами МСБ арендуемых ими помещений у государства или муниципалитетов.
Каковы условия для реализации преимущественного права выкупа помещения?
До 1 января 2009 года представители малого и среднего предпринимательства могли воспользоваться правом преимущественного выкупа арендуемых ими помещений только если им было направлено уведомление о предстоящей приватизации такого помещения с предложением его выкупа. На сегодняшний день субъекты МСБ имеют также право по своей инициативе обратиться за реализацией права преимущественного выкупа недвижимого имущества, которое они арендуют. При этом в заявлении необходимо указать на соответствие критериям, позволяющим отнести предпринимателя к категории субъекта малого и среднего предпринимательства и приложить соответствующие документы — в противном случае в удовлетворении заявления может быть отказано (см, например, решение АС Волгоградской области от 25 января 2010 г. по делу № А12-24095/2009).
Таблица 1. Условия реализации субъектами МСБ преимущественного права выкупа арендуемых ими помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Условие
Выкуп арендуемого имущества при объявлении о его приватизации
Выкуп арендуемого имущества по своей инициативе
Нахождение имущества в перечне государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам МСБ
По состоянию на 1 июля 2013 года имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
а) по состоянию на 1 июля 2012 года имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.
б) арендуемое имущество включено в перечень в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
Исполнение обязанности по своевременному внесению арендных платежей
Отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества
Отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи заявления о реализации преимущественного права на выкуп имущества
Следует иметь в виду, что перечень необходимых для реализации преимущественного права условий закреплен в Законе исчерпывающем образом, и региональные и местные органы не вправе вводить иные ограничения или дополнительные условия. Так, при решении вопроса о предоставлении субъекту МСБ арендуемого им помещения в собственность, властный орган не может ссылаться на отсутствие в договоре аренды условия о выкупе арендуемого имущества (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 ноября 2009 г. № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Для обращения с требованием о применении упрощенного порядка выкупа помещения субъектами малого и среднего предпринимательства имеет значение тот факт, каким статусом обладает арендуемое им помещение, то есть зарегистрировано ли оно как обособленный объект. Президиум ВАС РФ подчеркнул, что объектом договора купли-продажи может быть только недвижимое имущество, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет и зарегистрировано соответствующее вещное право. В связи с этим реализация права на приобретение части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 ноября 2009 г. № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Нижестоящие суды подчеркивают, что возможность формирования нежилого помещения как обособленного объекта не зависит от того, имеется ли на это волеизъявление собственника имущества (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2012 г. № 20АП-6587/11). Иными словами, предприниматель может обратиться за проведением проведением процедуры кадастрового учета и государственной регистрации права государственной (муниципальной) собственности без предварительного согласия арендодателя. Суды же при оценке возможности выделения арендуемого помещения как обособленного объекта исходят из таких параметров, как изолированность, наличие самостоятельного выхода на улицу и т. д. (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2013 г. № 05АП-11865/12).
Оплата по договору купли-продажи может осуществляться единовременно либо в рассрочку (ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ). В последнем случае на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, начисляются проценты в размере 1/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества (ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ).
Ситуация 1. Арендуемое вами помещение продано третьему лицу с нарушением вашего преимущественного права выкупа. Вы можете обратиться в арбитражный суд с требованием о переводе на себя прав и обязанностей покупателя в течение двух месяцев с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении вашего преимущественного права. При этом надлежащими ответчиками будут являться продавец и покупатель такого помещения (п. 11 информационного письма).
Ситуация 2. Один или несколько договоров аренды, учитываемых при исчислении необходимого для выкупа срока, заключен на период не менее года. ГК РФ закрепляет требование об обязательной государственной регистрации таких договоров аренды. Президиум ВАС РФ подчеркивает необходимость государственной регистрации таких договоров аренды либо наличия вступившего в силу решения суда о регистрации сделки. (п. 4 информационного письма). Вместе с тем, при несоблюдении этого требования суды могут учитывать отсутствие инициативы государственного органа в регистрации договора, а также неизменность условий договора аренды при его продлении без государственной регистрации (постановление ФАС СЗО от 21 июня 2011 г. № Ф07-4859/2011 по делу № А42-3526/2010).
Если срок аренды недвижимого помещения прерывался на незначительное время после истечения срока действия одного договора аренды и перед заключением следующего, но в этот период арендатор продолжал пользоваться помещением при отсутствии возражений со стороны госоргана, суд может признать течение срока аренды непрерывным (п. 6 информационного письма, постановление ФАС ДО от 10 августа 2012 г. № Ф03-3436/12 по делу № А51-22066/2011). При этом, если между заключением договора и его государственной регистрацией прошел довольно длительный период времени, суды при исчислении общего срока нахождения имущества в аренде могут в качестве начала его течения использовать именно дату заключения договора (постановление ФАС УО от 11 февраля 2010 г. № Ф09-381/10-С6 по делу № А60-24538/2009-С9).
Ситуация 3. Договор аренды помещения был расторгнут в одностороннем порядке по инициативе арендодателя, и вы подозреваете, что это было сделано исключительно с целью воспрепятствования реализации вашего права на выкуп. В случае, если такой умысел со стороны госоргана будет доказан, суд может признать ваше преимущественное право на приобретение помещения. То же касается иных аналогичных действий госоргана — например, внесение арендуемого имущества в уставной капитал организации или передача унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. Более того, если по истечении непродолжительного периода после прекращения договора аренды арендодателем принимается решение о приватизации недвижимого имущества, недобросовестность его действий презюмируется (п. 5 информационного письма). Суды в таких случаях обычно встают на сторону предпринимателей (см., например, постановление ФАС ДО от 10 августа 2012 г. № Ф03-3436/12 по делу № А51-22066/2011, постановление ФАС СЗО от 11 апреля 2013 г. № Ф07-779/13 по делу № А56-23002/2012).
Ситуация 4. Существует или существовала небольшая задолженность по внесению арендных платежей. Одним из условий для реализации преимущественного права выкупа помещения субъектом МСБ является отсутствие задолженности по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням). Однако даже если существовала незначительная задолженность, оперативно погашенная предпринимателем после того, как он узнал о ней, такой субъект МСБ все равно может быть признан добросовестным арендатором, не утратившим право преимущественного выкупа помещения (см., например, постановление ФАС СЗО от 21 июня 2011 г. № Ф07-4859/2011 по делу № А42-3526/2010).
Ситуация 5. Вы хотите реализовать свое право преимущественного выкупа в отношении сразу нескольких арендуемых помещений. Президиум ВАС указал, что никаких законодательных препятствий к этому нет. Необходимо только удостовериться, что имущество находится именно в государственной или муниципальной собственности, а не принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, иначе реализовать право преимущественно выкупа такого помещения будет невозможно (п. 12, 13 информационного письма).
Таблица 2. Изменения в порядке преимущественного выкупа субъектами МСБ помещений, переданных им по договору аренды.
Преимущественный выкуп арендуемых помещений в порядке 159-ФЗ
Выкуп арендуемых помещений с рассрочкой оплаты в 5 лет, с процентами в одну треть ставки рефинансирования ЦБ РФ — таких условий нет ни в одном банке! Именно такую возможность предоставило государство малому и среднему бизнесу, приняв закон №159-ФЗ. Однако реализация права осложнена административным барьером. ИНТЕЛЛЕКТ-С предлагает помощь в реализации льготного права.
О льготном праве приватизации арендуемых помещений
В августе 2008 года вступил в силу закон №159-ФЗ, называемый еще «законом о малой приватизации». Суть закона — оказание адресной господдержки предприятиям малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает льготные условия приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества для малого и среднего бизнеса. Закон распространяется на помещения, находящиеся в муниципальной собственности или собственности субъектов РФ.
Смысл в том, что при отчуждении (приватизации) арендуемого недвижимого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по рыночной стоимости. Существенным моментом является право арендатора оплачивать выкупаемое имущество в рассрочку, срок которой устанавливается законодательством субъекта РФ, но не менее 5-ти лет.
Преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства, к сожалению, не имеет бессрочного характера: указанная льгота действует до 01 июля 2018 года. После указанной даты приобретение арендуемого имущества по предусмотренной Федеральным законом №159-ФЗ льготной процедуре станет невозможным.
Право приватизации может быть реализовано при соблюдении ряда условий. В частности, есть требование к непрерывной продолжительности договора аренды. Кроме того, закон предусматривает право субъектов РФ и муниципалитетов утверждать перечни помещений, которые не могут быть приватизированы. И, наконец, есть жесткие требования к самим субъектам малого и среднего предпринимательства.
О сложностях реализации льготного права приватизации
К сожалению, у нас не вызывает сомнений, что субъекты РФ и муниципалитеты не заинтересованы в реализации данного закона, ряд чиновников открыто говорят об этом. То, что субъекты РФ и муниципалитеты будут всеми возможными способами тормозить реализацию данного закона, подтверждает уже и опыт юристов ИНТЕЛЛЕКТ-С по сопровождению выкупа арендуемых помещений.
Возможности для воспрепятствования реализации права на преимущественный выкуп арендуемых помещений достаточно многочисленны. В частности, в законе есть «лазейки», позволяющие чиновникам затянуть реализацию закона. Также можно столкнуться и с незаконными действиями по уклонению от приватизации.
Но несмотря на отдельные ограничения, установленные в законе, и противодействие со стороны органов власти, субъекты малого и среднего предпринимательства могут реализовать своё право на приобретение арендуемых ими помещений. Для этого необходимо профессиональное юридическое сопровождение процесса выкупа помещений.
О помощи ИНТЕЛЛЕКТ-С в реализации льготного права приватизации
В феврале 2009 года в рамках существующего в ИНТЕЛЛЕКТ-С направления защиты недвижимости была создана практика: «159-ФЗ: выкуп арендованного имущества, сопровождение выкупа, представительство в суде». В задачи юристов практики входит сопровождение административной и (или) судебной процедуры реализации права на преимущественный выкуп арендуемых помещений субъектами малого и среднего предпринимательства.
ИНТЕЛЛЕКТ-С готов предложить следующую помощь в реализации льготного права выкупа помещений:
- консультирование (устно, письменно) по вопросам выкупа арендуемого имущества;
- юридический анализ правового статуса субъекта малого и среднего предпринимательства и возможности выкупа арендуемого им имущества;
- подготовка заявления о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и о намерении реализовать преимущественное право на приобретение арендуемого имущества;
- юридическое сопровождение заключения договора купли-продажи недвижимого имущества;
- юридическое сопровождение проведения оценки рыночной стоимости арендуемого имущества;
- обжалование в арбитражном суде отказа уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействия в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
- споры об определении рыночной стоимости отчуждаемого недвижимого имущества;
- перевод в судебном порядке на себя прав и обязанностей покупателя, в случае продажи арендуемого имущества с нарушением преимущественного права на его приобретение (то есть продажи иному лицу);
- государственная регистрация перехода права собственности на отчуждаемое имущество.
www.intellectpro.ru