Национальный удостоверяющий центр
Республики Казахстан
Корневые сертификаты
список отозванных сертификатов
Хотите перевыпустить ЭЦП? подробнее
Новости Национального удостоверяющего центра:
Уважаемые владельцы и разработчики информационных систем!
Национальный удостоверяющий центр Республики Казахстан проводит работы в рамках Плана мероприятий по увеличению срока действия регистрационных свидетельств на 3 года на защищенных носителях (удостоверение личности, Kaztoken, eToken, аKey, jaCarta).
В этой связи, были выпущены тестовые корневые и пользовательские регистрационные свидетельства с новыми ссылками на скачивание CRL.
Уважаемые пользователи НУЦ РК!
В связи с проведением плановых технических работ, в период с 21:00 часов до 23:50 часов 23 июня 2018 года, возможно превышение времени ожидания отклика сервисов НУЦ РК.
Уважаемые пользователи НУЦ РК!
В связи с проведением плановых технических работ, в период с 00:00 часов до 00:10 часов 4 мая 2018 года, возможно превышение времени ожидания отклика сервисов НУЦ РК.
Сообщаем, что доступно обновление приложения NCALayer v.1.1, в котором была добавлена функция просмотра введенного пароля. Для пользователей с версией приложения NCALayer ниже 1.1, необходимо скачать и установить новую версию NCALayer 1.1.
Сообщаем, что согласно пункту 4 статьи 43 Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года «Об информатизации» (далее — Закон), информационной системе государственного органа и негосударственной информационной системе при проверке подлинности электронной цифровой подписи подключение к шлюзу «электронного правительства», не требуется.
Согласно пункту 3 статьи 49 Закона, информационной системе государственного органа и негосударственной информационной системе для использования сервисов национального удостоверяющего центра Республики Казахстан по проверке подлинности электронной цифровой подписи прохождение испытаний на соответствие требованиям информационной безопасности не требуется.
Согласно пункту 2 статьи 51 Закона, при использовании сервисов национального удостоверяющего центра Республики Казахстан по проверке подлинности электронной цифровой подписи прохождение аттестации на соответствие требованиям информационной безопасности для объектов аттестации не требуется.
pki.gov.kz
Вопрос — ответ
Стандартизация
Ответ: Да, оказываем. Для этого у каждого филиала АО «НаЦЭкС» есть всё необходимое: справочно–информационный фонд нормативных документов на бумажных носителях, включая годовые и ежемесячные Указатели, автоматизированный банк данных стандартов, юридическая база «Параграф» и квалифицированные специалисты в области стандартизации, которые помогут заявителю сориентироваться не только в нормативном, но и правовом поле.
Ответ: Переиздание годовых Указателей происходит 1 раз в год, следовательно, и обязательную актуализацию тоже надо проводить не менее 1 раза в год. Но так как в стандарты постоянно вносятся изменения, то актуализация их на соответствие ежемесячных Указателей каждые полгода не будет лишней.
Ответ: Да, можно. Главное, чтобы требования стандарта организации не противоречили техническому регламенту на соответствующий объект стандартизации. Стандарты организаций не будут применяться для выпуска продукции в обращение на рынок согласно закону РК «О техническом регулировании» с 1 июля 2014 года, если к тому времени не будут внесены изменения в закон. Посещая наш сайт, вы найдёте ответы на многие актуальные и жизненные вопросы сегодняшнего дня.
Ответ: Технические регламенты разрабатываются и принимаются только в целях обеспечения на таможенной территории Таможенного союза защиты жизни и/или здоровья человека (животных и растений), имущества, окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Ответ: Любая продукция выпускается по нормативным документам (СТ РК, ГОСТ, ГОСТ Р, СТБ, СТО, ТУ и т. д.), которые не должны противоречить соответствующим техническим регламентам. А для целей сертификации следует руководствоваться ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции лёгкой промышленности», после выхода которого казахстанский технический регламент на продукцию лёгкой промышленности был отменён, как дублирующий, согласно одному из основных единых принципов Таможенного союза.
Метрология
Ответ: Согласно ст. 19 Закона Республики Казахстан от 7 июня 2000 «Об обеспечении единства измерений»: «Средства измерений, применяемые в сфере осуществления государственного метрологического контроля, подвергаются поверке при выпуске из производства или ремонта, эксплуатации и ввозе по импорту после утверждения их типа или метрологической аттестации и регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства измерений. Поверка осуществляется государственной метрологической службой, а также метрологическими службами юридических лиц, аккредитованных на данный вид деятельности».
Ответ: Филиалы АО «НаЦЭкС» аккредитованы на право поверки средств измерений и каждый из них имеет свою область аккредитации, в строгом соответствии с которой оказываются услуги по поверке. Области аккредитации филиалов можно посмотреть на сайте (http://77.245.108.84/index.php?do=web_search) ТОО «Национальный центр аккредитации».
Ответ: Согласно Закону Республики Казахстан от 7 июня 2000 года «Об обеспечении единства измерений» уполномоченный орган, которым является Комитет технического регулирования и метрологии МИНТ РК (Госстандарт), организует ведение реестра государственной системы обеспечения единства измерений. Поиск по Реестру ГСИ РК (http://kazinmetr.kz/si/).
Ответ: Межповерочные интервалы для средств измерений устанавливает уполномоченный государственный орган (Комитет технического регулирования и метрологии) в зависимости от фактической стабильности показаний, условий эксплуатации, степени загруженности средств измерений. Номенклатурный перечень средств измерений, подлежащих поверке с указанием периодичности поверки (межповерочного интервала) утверждается, издается, и по мере необходимости, пересматривается уполномоченным государственным органом.
Ответ: Филиалы АО «НаЦЭкС» имеют свои собственные прейскуранты цен, утвержденные президентом АО «НаЦЭкС». Для получения цен и заключения договора на услуги по поверке средств измерений необходимо обратиться в бюро приема конкретного филиала, где возможно будет получить услуги по поверке.
Метрологическая ремонтная служба
Ответ: Перечень ремонтируемого нами оборудования достаточно велик и привести его здесь практически не возможно. Просим обращаться к нам по тел.: +7 (7172) 695 355 (вн. 1131-1132) или на е-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. .
Ответ: Сроки ремонта поверочного и испытательного оборудования могут варьироваться от нескольких дней до трех месяцев. Длительность ремонта может зависеть от технической сложности оборудования, наличия необходимых запасных частей и, учитывая, что наша метрологическая ремонтная служба создана, в первую очередь, для решения проблем структурных подразделений АО «НаЦЭкС», от наличия свободного времени. Кроме того, если в силу объективных причин мы не смогли отремонтировать то или иное оборудование, мы оставляем за собой право возвратить заказчику его техническое средство без ремонта.
Ответ: Нет, мы не являемся производителями ремонтируемого оборудования, а лишь ремонтируем его, то есть, оказываем услуги. Подтверждением качества ремонта может служить сертификат о поверке средства измерений или аттестат испытательного оборудования, выдаваемые аккредитованной метрологической службой.
Сертификация
Ответ: Срок оформления сертификата зависит от специфики продукции и методов испытаний. Срок сертификации напрямую зависит от методов испытаний и срока проведения сертификационных испытаний (от 3-х до 30 дней).
Ответ: Да, ранее выданные в соответствии с требованиями национального законодательства декларации и сертификаты будут действовать до сроков их окончания, но не позже сроков установленных в технических регламентах. Например, срок действия документов, оформленных на парфюмерно-косметическую продукцию и выданных до вступления в силу ТР ТС «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», будет до 1 июля 2014 года.
Ответ: Для оформления декларации соответствия необходимо собрать комплект документов, подтверждающий соответствие продукции (н-р, техническую и технологическую документацию предприятия, сертификаты, протоколы испытаний, результаты исследований, документы, выданные сторонними аккредитованными испытательными центрами), затем составить декларацию и зарегистрировать её в органе по сертификации. Если возникнут какие-либо трудности, то всегда можно обратиться к экспертам-аудиторам нашей компании.
Ответ: Срок действия сертификата соответствия Таможенного союза выданного по Единой форме, зависит от выбранной схемы сертификации заявителем для конкретного вида продукции, но не превышающий 5 лет.
Ответ: С 1 июля 2012 года оценка (подтверждение) соответствия парфюмерно-косметической продукции проводится путем подтверждения соответствия в форме декларирования и выдачей декларации о соответствии, согласно требованиям ТР ТС «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».
Ответ: С техническими регламентами Таможенного союза можно ознакомиться на сайтах www.memst.kz или www.tsouz.ru.
Ответ: Сертификат о происхождении товара формы СТ-KZ, на оказываемые организацией услуги, получить невозможно, так как действующими Правилами по определению страны происхождения товара предусмотрена выдача сертификата только на товар. Критериев, в соответствии с которыми можно было бы получить СТ-KZ на услуги, не существует в Казахстане, равно как и в мировой практике, в связи с чем необходимо получить свидетельство отечественного поставщика услуг. Для получения данного документа можно обратиться к сотрудникам нашей компании.
Ответ: Заявление-декларация оформляется и регистрируется органом по подтверждению соответствия по месту нахождения при условии наличия в его области аккредитации данного вида продукции и заключения договора с импортером на проведение работ по подтверждению соответствия. Срок действия заявления — декларации не должен превышать одного месяца. Заявление-декларация, оформленное и зарегистрированное в установленном порядке, имеет юридическую силу только для таможенного оформления импортируемой продукции. Продукция, прошедшая таможенное оформление по заявлению-декларации, подлежит дальнейшему подтверждению соответствия.
Ответ: Объем инспекционного контроля зависит от степени потенциальной опасности продукции, стабильности производства, объема выпуска, наличия системы менеджмента, стоимости проведения инспекционного контроля и т. д. Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются органом по подтверждению соответствия в соответствии с ТР «Процедуры подтверждения соответствия».
Ответ: Единым знаком обращения на рынке государств Таможенного Союза маркируется продукция, которая прошла необходимые процедуры оценки подтверждения соответствия (ОПС), установленные в соответствующем техническом регламенте Таможенного союза.
Ответ: Для признания иностранного сертификата соответствия к заявке прилагаются подлинник иностранного сертификата либо его копия, заверенная подписью и печатью ОПС, выдавшего сертификат соответствия, или предприятием, являющимся держателем подлинника сертификата, или предоставить нотариально заверенную копию в уставленном порядке.
Ответ: Схему 9 рекомендуется применять для импортируемой продукции в случае сертификации партии продукции небольшого объема для собственных нужд, производства или единичного изделия (комплекта изделий), приобретаемого целевым назначением для оснащения производственных и иных объектов, если по предоставленным документам можно судить о безопасности продукции. Согласно этой схеме проводится сертификация продукции на основании заявки и документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям. К заявке должны быть приложены:
- протоколы испытаний продукции, проведенных ранее;
- ранее полученные действующие сертификаты на продукцию или на используемое сырье, материалы, комплектующие изделия, системы менеджмента качества;
- заключения, справки и иные документы о соответствии продукции установленным требованиям, выданные уполномоченными государственными органами; для автотранспортных средств — документы, подтверждающие одобрение типа.
- Добавить комментарий
- Корреспонденты на фрагмент
- Судебные решения
- Поставить закладку
naceks.kz
Закон о сертификации рк на 2018 год
Закон
Республики Казахстан
О бухгалтерском учете и финансовой отчетности
Настоящий Закон регулирует систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан, устанавливает принципы, основные качественные характеристики и правила ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
Подпункт 1) изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V ( см. стар. ред. )
1) аккредитация — признание уполномоченным органом правомочий профессиональных организаций бухгалтеров и организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров, предусмотренных настоящим Законом, подтвержденных свидетельством по форме , утвержденной Правительством Республики Казахстан;
2) первичные учетные документы (далее — первичные документы) — документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет;
Подпункт 3) изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V ( см. стар. ред. )
3) аккредитованная организация по профессиональной сертификации бухгалтеров (далее — организация по сертификации) — юридическое лицо, осуществляющее сертификацию кандидатов в профессиональные бухгалтеры, аккредитованное в порядке , установленном Правительством Республики Казахстан;
См. Список аккредитованных организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров
В подпункт 4) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV ( см. стар ред. ); изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V ( см. стар. ред. )
4) аккредитованная профессиональная организация бухгалтеров (далее — профессиональная организация) — некоммерческая организация , являющаяся объединением бухгалтеров и (или) бухгалтерских организаций, аккредитованная в порядке , установленном Правительством Республики Казахстан;
См. Список аккредитованных профессиональных организаций бухгалтеров
5) регистры бухгалтерского учета — формы для обобщения, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для ее отражения в системе бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
6) бухгалтерская организация — организация, предоставляющая услуги в сфере бухгалтерского учета, являющаяся членом профессиональной организации;
Статья дополнена подпунктом 6-1 в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V
6-1) дочерняя организация — организация, которая в соответствии с международными стандартами признается как подконтрольная основной организации и представляет финансовую отчетность основной организации для составления консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам;
В подпункт 7) внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV ( см. стар ред. ); изложен в редакции Закона РК от 09.04.16 г. № 502-V ( см. стар. ред. )
7) организации публичного интереса — финансовые организации (за исключением юридических лиц, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой), акционерные общества (за исключением некоммерческих), организации-недропользователи (кроме организаций, добывающих общераспространенные полезные ископаемые ), хлебоприемные предприятия и организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, а также государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
См.: Письмо Министерства экономического развития и торговли РК от 7 апреля 2010 года
Подпункт 8) изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. )
8) профессиональный бухгалтер — физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера, являющееся членом профессиональной организации;
9) сертификат профессионального бухгалтера (далее — сертификат) — документ, выданный организацией по сертификации, удостоверяющий профессиональную квалификацию бухгалтера;
См. Ответ Министра финансов РК от 3 марта 2011 года на вопрос от 9 февраля 2011 года № 68132 (e.gov.kz)
Подпункт 10) изложен в редакции Закона РК от 28.12.11 г. № 524-IV ( см. стар ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V ( см. стар. ред. )
10) депозитарий финансовой отчетности (далее — депозитарий) — электронная база данных, содержащая годовую финансовую отчетность и аудиторские отчеты , ежегодно сдаваемые организациями, списки аффилиированных лиц акционерных обществ, а также информацию о корпоративных событиях акционерных обществ, с открытым для пользователей доступом;
11) стандарт финансовой отчетности — документ, устанавливающий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
12) национальные стандарты финансовой отчетности (далее — национальные стандарты) — стандарты финансовой отчетности, утвержденные уполномоченным органом;
Подпункт 13 изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. )
13) международные стандарты финансовой отчетности (далее — международные стандарты) и международный стандарт финансовой отчетности для организаций малого и среднего бизнеса (далее — международный стандарт для малого и среднего бизнеса) — стандарты финансовой отчетности, утвержденные Советом по международным стандартам финансовой отчетности;
Статья дополнена подпунктом 13-1 в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V
13-1) основная организация — организация, которая в соответствии с международными стандартами признается как контролирующая одну и более дочерние организации и представляет консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам;
14) уполномоченный орган — центральный государственный орган , осуществляющий регулирование деятельности в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) ( см. стар. ред. )
1. Действие настоящего Закона распространяется на:
юридические лица, филиалы, представительства и постоянные учреждения иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее — организации).
В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.06.10 г. № 297-IV (введены в действие с 1 января 2013 г.) ( см. стар. ред. ); Законом РК от 21.07.11 г. № 467-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. )
2. Индивидуальные предприниматели вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов ) и составление финансовой отчетности при соответствии одновременно следующим условиям:
1) применяют в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальные налоговые режимы на основе патента , упрощенной декларации ;
2) не состоят на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость;
Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 28.12.16 г. № 34-VI ( см. стар. ред. )
3) не являются субъектами естественных монополий.
При несоответствии одному из условий, указанных в настоящем пункте, индивидуальный предприниматель обязан осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло такое несоответствие.
Индивидуальный предприниматель, соответствующий условиям, указанным в настоящем пункте, и самостоятельно принявший решение о ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности, вправе осуществлять ведение такого учета с месяца, следующего за месяцем, в котором принято такое решение.
См. письмо Налогового комитета МФ РК от 14.12.12 г. № НК-11/11288-И
В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. )
3. Субъекты малого предпринимательства , а также юридические лица, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой, осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом , если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V
3-1. Субъекты среднего предпринимательства , а также государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), составляют финансовую отчетность в соответствии с международным стандартом для малого и среднего бизнеса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
См. Ответ Министра финансов РК от 29 марта 2012 года на вопрос от 25 марта 2012 года № 133741 (e.gov.kz)
В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 02.07.18 г. № 168-VI ( см. стар. ред. )
4. Субъекты крупного предпринимательства и организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.
Финансовые организации осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии c международными стандартами и нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Специальные финансовые компании и исламские специальные финансовые компании осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.
Пункт 5 изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. )
5. По решению руководящих органов, утвердивших учетную политику:
1) организации, указанные в пункте 3 настоящей статьи, вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами или международным стандартом для малого и среднего бизнеса;
2) организации, указанные в пункте 3-1 настоящей статьи, вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности
1. Законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Глава 2. Система бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Статья 4. Цель бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.
Статья 5. Принципы и основные качественные характеристики бухгалтерского учета и финансовой отчетности
1. Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность .
2. Основными качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.
Статья 6. Система бухгалтерского учета
1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой .
2. Учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению индивидуальным предпринимателем или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или национальными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из их потребностей и особенностей деятельности.
3. Операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться:
1) адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий;
2) хронологическая и своевременная регистрация операций и событий;
Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 05.07.12 г. № 30-V ( см. стар. ред. )
3) приведение в соответствие синтетического (итогового) учета с аналитическим (детальным).
4. Операции и события отражаются на синтетических счетах способом двойной записи на основании типового плана счетов бухгалтерского учета организаций, соответствующего требованиям , установленным уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан.
Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица (далее — руководство), которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей индивидуального предпринимателя или организации.
5. Индивидуальные предприниматели и организации обеспечивают ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности на государственном и (или) русском языках.
До 1 января 2013 года по тексту статьи 7 слова «идентификационный номер» считаются словами «регистрационный номер налогоплательщика» в соответствии с Законом РК от 05.07.12 г. № 30-V
Статья 7. Бухгалтерская документация
1. Бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.
См.: Ответ Министра финансов РК от 10 мая 2017 года на вопрос от 1 мая 2017 года № 463063 (dialog.egov.kz) «В целях бухгалтерского учета объем первичных документов определяется исходя из потребностей и особенностей деятельности организации или индивидуального предпринимателя», Ответ Председателя НК МФ РК от 1 апреля 2010 года на вопрос от 8 марта 2010 года № 33936 (e.gov.kz)
2. Формы или требования к первичным документам , применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
См. Ответ Министра финансов РК от 1 апреля 2009 года на вопрос от 25 марта 2009 года № 5850 (e.gov.kz) «Об акте сверки взаиморасчетов между двумя юридическими лицами»; Письмо НК МФ РК от 22 июня 2009 года № НК-06-19/5910
В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.12 г. № 30-V ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V ( см. стар. ред. )
3. Первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа (формы);
2) дату составления;
3) наименование организации или фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, от имени которых составлен документ;
4) содержание операции или события;
5) единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении);
6) наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления;
7) идентификационный номер.
Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V
3-1. В зависимости от характера операции или события, требований нормативных правовых актов Республики Казахстан и способа обработки учетной информации, если это не противоречит законодательству Республики Казахстан, в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
4. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. )
5. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета.
Данные регистров бухгалтерского учета в сгруппированном виде переносятся в финансовую отчетность.
6. При составлении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях индивидуальные предприниматели и организации должны изготовить копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию государственных органов, которым такое право требования предоставлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
7. Внесение исправлений в кассовые и банковские первичные документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений.
Статья 8. Организация бухгалтерского учета
1. Руководство или индивидуальный предприниматель:
1) согласовывает и (или) утверждает учетную политику ;
Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 05.07.12 г. № 30-V ( см. стар. ред. )
2) обеспечивает организацию бухгалтерского учета, в том числе наличие утвержденных внутренних документов, регламентирующих порядок отражения в бухгалтерском учете всех совершаемых организацией операций.
Учетная политика утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и уставом (положением) организации.
В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.12 г. № 30-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V ( см. стар. ред. )
2. Руководство или индивидуальный предприниматель может в зависимости от объема учетной работы:
1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
2) ввести в штат должность главного бухгалтера;
3) передать на договорной основе ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности бухгалтерской или аудиторской организации или профессиональному бухгалтеру;
4) вести бухгалтерский учет лично.
На ведомства Национального Банка Республики Казахстан и государственные исламские специальные финансовые компании действие подпунктов 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта не распространяются.
Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности государственных исламских специальных финансовых компаний осуществляет центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета.
На организации публичного интереса действие подпунктов 3) и 4) настоящего пункта не распространяется.
К бухгалтерской организации приравнивается организация — член иностранного института, являющегося действительным членом Международной федерации бухгалтеров.
- Посмотреть закладки
- Показать изменения
Статья 9. Руководитель бухгалтерской службы
Руководителем бухгалтерской службы (далее — главный бухгалтер) является главный бухгалтер или другое должностное лицо, обеспечивающее ведение бухгалтерского учета, составление и представление финансовой отчетности, формирование учетной политики.
См.также: Правила выдачи согласия на назначение (избрание) руководящих работников финансовых организаций, банковских, страховых холдингов, акционерного общества «Фонд гарантирования страховых выплат» и перечень документов, необходимых для получения согласия
Часть вторая статьи 9 введена в действие с 1 января 2012 года
На должность главного бухгалтера организации публичного интереса назначается профессиональный бухгалтер .
См. Ответ МФ РК от 31 мая 2011 года на вопрос от 6 мая 2011 года № 79574 (e.gov.kz)
Статья 10. Право подписи бухгалтерских документов
1. Руководство или индивидуальный предприниматель определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов. При этом может быть установлена иерархия права подписи в зависимости от занимаемой лицом должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции.
2. Индивидуальные предприниматели или организации, использующие электронные подписи, должны установить надлежащие меры предосторожности и контроля, касающиеся права использования и доступа к электронным подписям, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 11. Хранение бухгалтерской документации
Индивидуальные предприниматели и организации обязаны хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета на бумажных и (или) электронных носителях, финансовую отчетность, учетную политику, программы электронной обработки учетных данных в течение периода, установленного законодательством Республики Казахстан.
Статья 12. Тайна бухгалтерской информации
1. Содержание первичных документов и регистров бухгалтерского учета является информацией, составляющей коммерческую тайну , доступ к которой предоставляется лишь лицам, которые имеют разрешение руководства или индивидуального предпринимателя, а также должностным лицам государственных органов в соответствии с законами Республики Казахстан .
2. Лица, имеющие доступ к указанным документам, обязаны не разглашать содержащуюся в них информацию без согласия их владельца и не имеют права использовать ее в личных интересах. Лица, имеющие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут ответственность за ее разглашение в соответствии с законами Республики Казахстан .
Глава 3. Финансовая отчетность
Статья 13. Элементы финансовой отчетности
1. Элементами финансовой отчетности, связанными с оценкой финансового положения, являются активы, обязательства и капитал.
Активы — ресурсы, контролируемые индивидуальным предпринимателем или организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод.
Обязательство — существующая обязанность индивидуального предпринимателя или организации, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды.
Капитал — доля в активах индивидуального предпринимателя или организации, остающаяся после вычета всех обязательств.
2. Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы.
Доходы — увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале.
Расходы — уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределением лицам, участвующим в капитале.
См. Письмо НК МФ РК от 27 января 2010 года № НК-21-54/845
В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. )
Статья 14. Оценка и учет элементов финансовой отчетности
1. Оценка элементов финансовой отчетности — определение денежных сумм, по которым данные элементы признаются и фиксируются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Методы и порядок применения оценок устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
2. Методы учета и порядок признания элементов финансовой отчетности устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
См. Письмо Национального Банка РК от 13.09.10 г. № 24408/746
Статья 15. Финансовая отчетность
1. Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуального предпринимателя или организации.
В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. )
2. Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя:
1) бухгалтерский баланс;
2) отчет о прибылях и убытках;
3) отчет о движении денежных средств;
4) отчет об изменениях в капитале;
5) пояснительную записку.
Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 04.12.08 г. № 97-IV (введено в действие с 1 января 2013 г.) ( см. стар. ред. )
Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. )
4. Финансовая отчетность подписывается руководством и главным бухгалтером организации, индивидуальным предпринимателем.
Финансовая отчетность организации, в которой бухгалтерский учет ведется бухгалтерской организацией или профессиональным бухгалтером, подписывается руководством, а также руководителем бухгалтерской организации или профессиональным бухгалтером.
Финансовая отчетность организации публичного интереса подписывается руководством и главным бухгалтером, являющимся профессиональным бухгалтером.
См. Письмо территориального НК № 1362
В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV ( см. стар ред. ); изложена в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. )
Статья 16. Международные стандарты финансовой отчетности
Составление финансовой отчетности осуществляется организациями в соответствии с международными стандартами и международным стандартом для малого и среднего бизнеса, опубликованными на казахском или русском языке организацией, имеющей письменное разрешение на их официальный перевод и (или) публикацию в Республике Казахстан от Фонда международных стандартов финансовой отчетности.
Статья 17. Консолидированная финансовая отчетность
Организации, имеющие дочерние организации, кроме финансовой отчетности по деятельности основной организации, обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Статья 18. Отчетный период
Пункт 1 изложен в редакции Закона РК от 24.11.15 г. № 422-V ( см. стар. ред. )
1. Отчетным периодом является период, за который организацией представляется финансовая отчетность.
Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря.
2. Первый отчетный год для вновь созданной организации начинается с момента ее государственной регистрации по 31 декабря того же года.
Статья 19. Представление финансовой отчетности
1. Организации представляют финансовую отчетность:
1) учредителям (участникам) в соответствии с учредительными документами;
Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 19.03.10 г. № 258-IV ( см. стар. ред. )
2) уполномоченному органу в области государственной статистики по месту государственной регистрации;
3) органам государственного контроля и надзора Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией;
Пункт дополнен подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V
4) своей основной организации, по отношению к которой они являются дочерними, в порядке, определяемом основной организацией, включая перечень, формы и сроки.
См. Ответ Председателя НК МФ РК от 14 сентября 2010 года на вопрос от 15 апреля 2010 г. № 37110 (e.gov.kz)
2. Финансовая отчетность представляется в национальной валюте Республики Казахстан.
В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV ( см. стар ред. ); Законом РК от 12.01.12 г. № 539-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 26.11.12 г. № 57-V ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI ( см. стар. ред. ); Закона РК от 02.07.18 г. № 168-VI ( см. стар. ред. )
3. Организации, за исключением организаций, на которые распространяются требования пункта 3-1 настоящей статьи, представляют годовые финансовые отчеты не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Статья дополнена пунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV; Законом РК от 12.01.12 г. № 539-IV ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.11.12 г. № 57-V ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI ( см. стар. ред. )
3-1. Финансовые организации (за исключением юридических лиц, исключительной деятельностью которых является инкассация банкнот, монет и ценностей), микрофинансовые организации представляют годовые финансовые отчеты в сроки, установленные Национальным Банком Республики Казахстан.
4. В пределах срока, указанного в статье 18 , учредители (участники) вправе определять сроки представления промежуточной финансовой отчетности и устанавливать иную периодичность, но не реже одного раза в год.
Статья дополнена пунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V
4-1. Для обеспечения прозрачности и достоверности данных, включаемых в консолидированную финансовую отчетность, основная организация вправе определять порядок применения дочерними организациями единой учетной политики, инвентаризации имущества дочерних организаций, обесценения активов дочерних организаций и другие вопросы, связанные с прозрачностью и достоверностью данных финансовой отчетности дочерних организаций.
В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV ( см. стар ред. ); изложен в редакции Закона РК от 24.11.15 г. № 422-V ( см. стар. ред. )
5. Представление консолидированной финансовой отчетности производится в соответствии с пунктами 1, 2, 3, 3-1 и 4-1 настоящей статьи .
6. Исключен в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 422-V ( см. стар. ред. )
В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 16.05.14 г. № 203-V ( см. стар. ред. )
7. По решению Правительства Республики Казахстан создается депозитарий для организаций публичного интереса, которые обязаны сдавать в него финансовую отчетность в порядке , установленном Правительством Республики Казахстан.
Глава 4. Регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Статья 20. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. )
1. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан осуществляется Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан и уполномоченным органом.
Статья дополнена пунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 16.05.14 г. № 203-V ( см. стар. ред. )
1-1. Правительство Республики Казахстан:
1) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V ( см. стар. ред. )
2) утверждает порядок представления финансовой отчетности в депозитарий;
3) исключен в соответствии с Законом РК от 29.09.14 г. № 239-V ( см. стар. ред. )
3-1) исключен в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) ( см. стар. ред. )
3-2) исключен в соответствии с Законом РК от 29.12.14 г. № 269-V (введен в действие с 1 января 2015 года) ( см. стар. ред. )
4) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией , законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 04.12.08 г. № 97-IV (введено в действие с 1 января 2013 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 05.07.12 г. № 30-V ( см. стар. ред. )
2. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в государственных учреждениях, кроме Национального Банка Республики Казахстан, устанавливается бюджетным законодательством Республики Казахстан.
Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 05.07.12 г. № 30-V ( см. стар. ред. )
3. Государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Национальном Банке Республики Казахстан и его ведомствах осуществляется Советом директоров (Директоратом) Национального Банка Республики Казахстан.
В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 28.12.11 г. № 524-IV ( см. стар ред. ); Законом РК от 12.01.12 г. № 539-IV ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 05.07.12 г. № 30-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 26.11.12 г. № 57-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 24.11.15 г. № 422-V ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.07.18 г. № 168-VI ( см. стар. ред. )
online.zakon.kz