Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-I «О сертификации продукции и услуг» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ в настоящий Закон внесены изменения

Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-I
«О сертификации продукции и услуг»

С изменениями и дополнениями от:

27 декабря 1995 г., 2 марта, 31 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.

О введении в действие Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» см. постановление ВС РФ от 10 июня 1993 г. N 5153-I

Настоящий Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее — продукция) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Президент Российской Федерации

Дом Советов России

10 июня 1993 года N 5151-I

Устанавливаются правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Сертификация является методом объективного контроля качества продукции, ее соответствия установленным требованиям. Наличие сертификата, выданного компетентным органом, облегчает экспорт и импорт продукции, помогает покупателям в выборе товара и служит определенной гарантией его доброкачественности.

Обязательная сертификация является также средством государственного контроля за безопасностью продукции. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в отношении отдельных видов продукции могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг»

Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 25 июня 1993 г. N 120, в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 1 июля 1993 г., N 26, ст. 966, в приложении к «Российской газете» N 14, 2000 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ

Федеральный закон от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 10.06.93 N 5151-I «О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ»
  • «Российская газета», N 120, 25.06.93;
  • «ВВС РФ», 1993, N 26, ст. 966
  • ЗАКОН РФ от 10.06.93 N 5151-I «О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ»

    10 июня 1993 года N 5151-I

    Сертификация продукции (далее — сертификация) — это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

    Сертификация осуществляется в целях:

    создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

    содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

    защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

    контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

    подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

    Сертификация может иметь обџзательный и добровольный характер.

    Отношения в области сертификации регулируются настоящим Законом и издаваемыми с ним актами законодательства Российской Федерации.

    Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора.

    Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (далее — Госстандарт России) в соответствии с настоящим Законом:

    формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;

    проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;

    опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

    готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

    представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации.

    1. Система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом.

    В систему сертификации могут входить предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения.

    В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.

    2. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном Госстандартом России порядке.

    1. Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

    2. Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

    Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается Госстандартом России.

    3. Правила применения знаков соответствия устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами, устанавливаемыми Госстандартом России.

    1. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

    2. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие государственные органы управления Российской Федерации.

    3. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются Госстандартом России либо другими государственными органами управления Российской Федерации, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.

    4. Запрещается рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не имеющую сертификата соответствия.

    Участниками обязательной сертификации являются Госстандарт России, иные государственные органы управления Российской Федерации, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.

    Допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений (союзов) и организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления.

    Госстандарт России и другие государственные органы управления Российской Федерации, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:

    создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления длЏ проведения сертификации в этих системах;

    осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);

    определяют центральные органы систем сертификации;

    аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);

    ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;

    устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

    устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;

    осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации за сертифицированной продукцией;

    рассматривают апелляции по вопросам сертификации;

    выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия.

    Центральный орган системы сертификации:

    организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;

    рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

    Орган по сертификации:

    сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

    приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

    предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

    Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном соответствующей системой сертификации порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

    Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:

    реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;

    обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;

    указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

    приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована, по истечении срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

    обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;

    извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

    1. В условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства Российской Федерации обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то органом Российской Федерации.

    2. Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации.

    3. Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Госстандартом России в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

    1. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется Госстандартом России, иными специально уполномоченными государственными органами управления Российской Федерации в пределах их компетенции.

    2. Непосредственно государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом Российской Федерации «О стандартизации».

    1. Обязательному государственному финансированию подлежат:

    разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

    участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации;

    разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

    разработка проектов актов законодательства в области сертификации;

    проведение научно-исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;

    проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

    ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

    другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации.

    2. Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, установленном Госстандартом России и государственными органами управления Российской Федерации, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.

    По продукции, не подлежащей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации обязательной сертификации, и по требованиям, на соответствие которым законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено проведение обязательной сертификации, по инициативе юридических лиц и граждан может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

    Добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России в установленном Госстандартом России порядке. Органы по обязательной сертификации также вправе проводить добровольную сертификацию при соблюдении указанных условий.

    Орган по добровольной сертификации устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, в том числе порядок их оплаты.

    При заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.

    Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

    Президент
    Российской Федерации
    Б.ЕЛЬЦИН

    Москва, Дом Советов России

    10 июня 1993 года

    На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РФ от 10.06.93 N 5151-I «О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

    На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РФ от 10.06.93 N 5151-I «О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

    При этом скачать ЗАКОН РФ от 10.06.93 N 5151-I «О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

    zakonbase.ru

    О сертификации

    4.Законодательная база сертификации.
    Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается:
    — законами РФ ‘О сертификации продукции и услуг’, ‘О стандартизации’, ‘Об обеспечении единства измерений’, ‘О защите прав потребителей’;
    — подзаконными актами, направленными на решение отдельных социально-экономических задач и предусматривающими использование для этой цели обязательной сертификации;
    — указами президента и нормативными актами правительства России (постановление правительства РФ от 12 февраля 1994г. ? 100 ‘Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг’, распоряжение правительства РФ от 20 февраля 1995 г. ? 255-р ‘О программе демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации’, постановление правительства РФ от 7 июля 1999 г. ? 776 ‘Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии и ее регистрации’ и др.).

    Нормативно-методическая база сертификации включает:
    — совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований (примерно 12 тыс. наименований);
    — комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (серия правил по сертификации и комментариев к ним).

    Основополагающим документом Российской Федерации в области сертификации является Закон ‘О сертификации продукции и услуг’ ?5151-1 от 10 июня 1993г. В дополнение к нему принят Федеральный закон ? 154-ФЗ ‘О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации ‘О сертификации продукции и услуг», принятый Государственной Думой 2 июля 1998 г. и подписанный президентом 31 июля 1998 г. Этот закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Он состоит из четырех разделов, объединяющих 20 статей.

    Другими основополагающими законами, регулирующими деятельность по сертификации в РФ, являются Закон РФ? 5154-1 от 10 июня 1993 г. ‘О стандартизации’ и Закон РФ ? 4871-1 от 27 апреля 1993 г. ‘Об обеспечении единства измерений’. В первом из них устанавливаются общегосударственные требования к назначению, применению и соблюдению стандартов и нормативных документов, в том числе к тем, на соответствие которым проводится сертификация. Во втором устанавливаются требования к организации и проведению измерений, испытаний и контроля, которые составляют объективную основу оценки соответствия продукции при сертификации.

    В Государственной Думе находится проект Закона ‘О сертификационных знаках’, который дополнит правовую базу сертификации.
    5.Знак ГОСТ Р.
    Знак соответствия продукции российскому ГОСТу, иногда также называемый «знак Ростеста». Наносится на продукцию, подлежащую обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р.

    Правила нанесения знака и его построение определены документом под названием ГОСТ Р 50460-92.

    business.rin.ru

    для типографий, полиграфистов, рекламных агентств _____и заказчиков полиграфической продукции_____ тел.8-800-100-5966 e-mail:mail@president.nrap3.ru

    ООО «Моноритм»

    Автоматизация бизнес-процессов полиграфического производства. Для коммерческой и промышленной печати. Расчёт заказов, планирование, учёт, анализ и многое другое. Профессиональные отраслевые решения. ASystem – широчайший функционал. PrintEffect – для малого бизнеса.

    Возможна интеграция с системами допечатной подготовки и 1С.
    Контроль эффективности от заявки клиента до отгрузки заказа.
    Реальный экономический эффект.

    Закон о сертификации продукции

    Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-I
    «О сертификации продукции и услуг»
    (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 2 марта, 31 июля 1998 г., 25 июля 2002 г.)

    Авторизация

    Поиск документов

    Построение Системы активных продаж в типографии — Консалтинг для руководителей и коммерческих директоров типографий и отделов продаж:
    — Создание прогрессивной 3-уровневой системы продаж
    — Эффективная мотивация менеджеров
    — IT – решения для потоковых продаж (CRM)

    Тренинги по продажам полиграфической продукции Корпоративный тренинг профессиональных продаж для менеджеров типографий:
    — Активные продажи. Уверенные звонки и переговоры
    — Стратегии и тактики продаж. Перехват клиента
    — Результативная организация рабочего времени

    тел. +7(911)-987-77-91

    ГОСТ Р 7.0.1-2003 Знак охраны авторского права (ОБНОВЛЕНО)

    Стандарт полиграфии Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления ГОСТ Р 7.0.1-2003

    www.nrap.ru

    Закон “ О сертификации продукции и услуг”

    Этот закон принят в 1993 г., в новой редакции — в 1995г. Он устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее будем употреблять термин “ продукция”) в России, а также ответственность, права и обязанности участников сертификации.

    В развитие положений Закона издаются подзаконные акты, постановления Правительства РФ, нормативные акты государственных органов управления и исполнительной власти в пределах их компетенции, которые в соответствии с Законом регулируют деятельность по обязательной и добровольной сертификации в России.

    В Законе установлены цели сертификации, определен национальный орган по сертификации — Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), определены основные направления его деятельности по сертификации.

    Закон определяет следующие цели сертификации:

    · создание условий для деятельности организаций всех форм собственности на едином товарном рынке России, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

    · содействие потребителям в выборе товара и защита их от недобросовестности изготовителя ( продавца, исполнителя);

    · контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей Среды;

    · подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

    Закон определяет правовые основы организации системы сертификации. В нем отмечается, что “ система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации”, которые проводят сертификацию по тем правилам и в том порядке, как это принято в данной системе и в соответствии с положениями Закона “ О сертификации продукции и услуг”. В Законе установлены общие положения о сертификате и знаке соответствия, об обязанностях Госстандарта РФ по разработке правил их регистрации и применения.

    Закон предусматривает, что система сертификации может создаваться только юридическими лицами. Форма собственности юридического лица и организационная форма не регламентируются.

    Согласно Закону к участникам сертификации могут быть отнесены: государственные органы; организации, которые создают систему сертификации; испытательные лаборатории; центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции; а также изготовители (продавцы) и потребители (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).

    Допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений, организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления. Это положение Закона содержит некоторые юридические несоответствия. Во-первых, понятия “ некоммерческая” и “ бесприбыльная” не тождественны. Во-вторых, сертификация как вид деятельности требует вложения значительных средств, не подлежит финансированию из бюджета, основана на договорах отношениях участников, а Госстандарт предусматривает, что при формировании расценок на услуги по сертификации учитывается условие рентабельности. Юристы склонны относить сертификацию к предпринимательской деятельности, в то время как некоммерческая организация не должна заниматься предпринимательством. Но допускается исключение, когда предпринимательская деятельность соответствует целям, ради которых создана некоммерческая организация, что и должно отражаться в их учреждительских документах.

    По вопросам правомочности участия коммерческих структур в работах по сертификации развертываются на страницах различных изданий дискуссии. Это говорит о том, что Закон, в целом отвечая настоящему периоду развития рыночной экономики в России, конечно же, будет совершенствоваться и дорабатываться.

    Закон закрепляет положение о том, что в систему сертификации могут входить несколько систем по сертификации конкретных видов однородной продукции, причем все они должны руководствоваться едиными, правилами, принципами и документами, хотя могут иметь свою специфику. Именно такой объединяющей системой в России является система обязательной сертификации “ГОСТ Р”.

    Положения, касающиеся обязательной сертификации, содержаться в разд. II Закона, где указано, что объекты обязательной сертификации определяется законодательными актами Российской Федерации. Объекты обязательной сертификации, относящиеся к товарам народного потребления, а также работ, услуг, реализуемых гражданам, определяется на основе ст.7 Закона “ О защите прав потребителей”. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России, но могут быть возложены и на другие федеральные органы управления Российской Федерации.

    Формы обязательной сертификации устанавливает Госстандарт либо другие уполномоченные на то органы, причем все они должны учитывать сложившуюся зарубежную и международную практику.

    Согласно Закону осуществлять руководство и координацию сертификации могут федеральные органы исполнительной власти в отдельных отраслях. Например, сертификация средств связи и услуг связи проводится на основе Федерального закона “ О связи”, а испытания осуществляются в уполномоченных на то испытательных центрах и лабораториях, аккредитованных Госстандартом России. Сертификат соответствия выдается федеральным органом исполнительной власти в области связи.

    Другими федеральными органами по сертификации являются Госсанэпиднадзор Минздрава РФ, Госкомэкология РФ, Министерство природных ресурсов РФ, государственная ветеринарная служба и др.

    Закон установил положение, касающееся рекламной деятельности: запрещается рекламирование товара, если он подлежит обязательной сертификации, но не имеет сертификата соответствия. К сожалению, Закон четко не определяет, кто должен нести ответственность за нарушение этого запрета, но, видимо, и рекламодателям, и рекламным агентствам следует более внимательно изучать российские законы, чтобы не вводить в заблуждение потребителей. Данное положение Закона “ О сертификации продукции и услуг” вполне согласуется с правилами рекламы товаров, подлежащих обязательной сертификации, которые устанавливает Закон РФ “ О рекламе”, принятый в 1995 г. В нем определена и ответственность за нарушение этих правил.

    Госстандарту России и другим государственным органам предоставлено право устанавливать правила признания зарубежных сертификатов, что имеет важное значение для упорядочения импорта товаров в Россию и создания механизма для разработки порядка ввоза продукции в Россию, которые также предусмотрены Законом (ст.14). Эти положения говорят о том, что порядок ввоза является единым, а правила признания зарубежных сертификатов и знаков соответствия могут быть различными.

    Устанавливая контрольные функции государственных органов, Закон “ О сертификации продукции и услуг” определяет следующие формы контроля: государственный контроль и надзор; инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Кроме того, Закон “ О защите прав потребителей” предусматривает контроль за соблюдением требований по безопасности и правил сертификации. К сожалению, Закон не дает толкования различий между контролем и надзором. Что касается инспекционного контроля, то государственные органы, не имея права его осуществлять, обязаны определять его порядок для каждой системы сертификации.

    Между государственным и инспекционным контролем есть принципиальные различия, прежде всего касающиеся правовой основы. Государственный контроль регламентируется законодательными актами, которые определяют полномочия соответствующих государственных органов, их права и формы контроля; санкции за нарушение обязательных государственных требований. Правовая база инспекционного контроля, который является функцией органа по сертификации конкретной системы — это соглашение между ним и юридическим (физическим) лицом — заявителем на проведение обязательной сертификации. Обычно в таком соглашении оговаривается право органа по сертификации осуществлять инспекционный контроль за соответствием сертифицированной продукции установленным требованиям. Такая оговорка будет иметь место в соглашении в зависимости от применяемой схемы сертификации, и если контроль предусмотрен, договаривающиеся стороны определяют способ контроля и его оплату заявителем.

    Орган по сертификации не имеет права на имущественные санкции, а если выявлено несоответствие продукции или нарушение правил сертификации, он вправе приостановить или отменить действие сертификатов и применение знака соответствия. Инспекционный контроль за деятельностью центральных органов в системах сертификации, так же как и органов по сертификации и испытательных лабораторий, организует Госстандарт РФ и другие органы государственного управления в соответствии с профилем сертификации. Этот вид инспекционного контроля опирается об аккредитации, поэтому при выявленных на рушениях этих положений контролирующие организации имеют право лишить участников сертификации возможности продолжать свою деятельность.

    В дополнение к инспекционному контролю органы по сертификации и испытательные лаборатории подвергаются государственному надзору, который проводит Госстандарт РФ. Цель его- проверка соблюдения сертификационными органами и испытательными лабораториями правил обязательной сертификации. Госстандарт РФ имеет право применить штрафные санкции к нарушителям в соответствии с Законом “ О защите прав потребителей”.

    Закон “ О сертификации продукции и услуг” регламентирует обязанности участников сертификации: правомочия государственных органов управления, обязанности центрального органа системы сертификации, обязанности органа по сертификации и испытательной лаборатории ( центра), а также изготовителя ( продавца) товара. Установления по этим вопросам отражены в действующих правилах и порядке проведения сертификации в России.

    Закон определяет условия ввоза импортируемой продукции, главным из которых является наличие сертификата и знака соответствия обязательным требованиям российских стандартов, что должно быть предусмотрено в контрактах купли-продажи, если продукция подлежит обязательной сертификации. В развитие требований Закона в 1996г. было принято Постановление Правительства РФ “ О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров”, в котором предусматривается дополнительные меры по защите внутреннего потребительского рынка от некачественной продукции. Постановление устанавливает следующие меры: преимущественное проведение сертификации продукции и систем качества у изготовителя до заключения контракта, маркировку продукции знаком соответствия; усиление уголовной и административной ответственности за ввоз на территорию России и реализацию импортных товаров, потенциально опасных для жизни и здоровья потребителя; доведение до потребителя информации о происхождении продукции зарубежного производства; введение листов-вкладышей ( этикеток) на импортируемые пищевые продукты на русском языке, где должны быть указаны сведения о составе, пищевой ценности, условиях хранения и использования; ужесточение контроля за качеством ввозимой продукции; введение обязательной сертификации строительных материалов, изделий и конструкций, а также медицинской техники.

    В ст. 15 Закона устанавливаются положения по государственному контролю и надзору за соблюдением правил обязательной сертификации из за сертифицированной продукцией. Каждый государственный орган управления, который занимается организацией и проведением обязательной сертификации, осуществляет государственный контроль и надзор за указанными выше объектами согласно правилам, установленным этими руководящими органами.

    Но Закон допускает также, что контроль и надзор имеют право проводить специально уполномоченные на то органы государственного управления, которые не создают систему сертификации. Их полномочия определяются Правительством РФ или законодательными органами. Например, Госторгинспекция получила права по контролю и надзору согласно Постановлению Совета Министров РФ.

    Контроль за сертифицированной продукцией по существу есть проверка ее соответствия обязательным требованиям стандартов по безопасности, а это фактически совпадает с объектом государственного надзора и контроля за выполнением обязательных требований стандартов ( что установлено Законом “ О стандартизации “ ). Но к государственному контролю и надзору по отношению к обязательной сертификации добавляется еще и проверка соблюдения правил обязательной сертификации изготовителем ( продавцом), органами по сертификации и испытательными центрами. Учитывая единство объекта контроля, Госстандарт утвердил “ Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)”. Установленный этим документом порядок обязателен для должностных лиц Госстандарта и проверяемых субъектов хозяйственной деятельности независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

    Закон “ О сертификации продукции и услуг” четко разграничивает источники финансирования различных направлений деятельности по сертификации. в ст.16приведенперечень работ, которые финансируются государством. В него включены:

    · разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

    · участие в работе международных ( региональных) организаций по сертификации и сотрудничеству с национальными органами по сертификации зарубежных стран;

    · участие в разработке международных ( региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

    · разработка проектов законодательных актов по сертификации;

    · научные исследования, имеющие общегосударственное значение;

    · работы по государственному контролю и надзору за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

    · ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации, архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

    · другие работы по обязательной сертификации, если это определено законами России.

    Все работы, связанные с обязательной сертификацией конкретной продукции, оплачивает заявитель. При этом порядок оплаты определяется федеральными органами исполнительной власти, которые руководят системами определенных видов продукции, т.е. по каждой системе обязательной сертификации отдельно. Установленный порядок оплаты подлежит согласованию с Министерством финансов РФ. Подобный способ оплаты целесообразен с точки зрения зависимости работ от степени сложности продукции, ее вида и отличительных особенностей методов испытаний, испытательного оборудования, продолжительности и т.п. Окончательный размер стоимости устанавливается в договоре между заявителем и органом по сертификации. Согласно Закону эти расходы заявитель вправе отнести на себестоимость продукции, а в соответствии с налоговым законодательством они исключаются из подлежащих налогообложению сумм.

    Все рассмотренные выше законоположения связаны с обязательной сертификацией.

    Что касается добровольной сертификации, Закон указывает, в каких случаях возможна добровольная сертификация, принципы ее организации и права заявителя при заключении договора о добровольной сертификации. Все особенности этого вида сертификации и правила ее проведения в России рассмотрены далее.

    Разд. IV Закона “ О сертификации продукции и услуг” устанавливает ответственность за нарушение положений данного документа. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер, определяется по фактам нарушений правил обязательной сертификации, а несут ее виновные юридические, физические лица или органы государственного управления. Норма ответственности определяется законодательством РФ. Ответственность за нарушение правил сертификации установлена Законом РФ “ О защите прав потребителей” для субъектов хозяйственной деятельности, органов по сертификации, испытательных лабораторий.

    В соответствии с Законом “ О защите прав потребителей” и “ О сертификации продукции и услуг” в России организованы испытательные центры, система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках большого количества систем как обязательно, так и добровольного характера. Для упрочения доверяя к результатам сертификации, защиты от необъективной информации, возможности взаимного признания и сопоставления результатов испытаний требуется гармонизация правил, принципов и целей сертификации. Для этого и были приняты Правила сертификации в РФ и другие документы.

    metro-logiya.ru