ЗАКОН АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 7 сентября 2004 года №733-IIQ
О государственной тайне
(В редакции Законов Азербайджанской Республики от 23.12.2005 г. №33-IIIQD, 10.10.2006 г. №157-IIIQD, 13.06.2008 г. №649-IIIQD, 30.04.2013 г. №642-IVQD, 20.06.2014 г. №984-IVQD, 03.04.2015 г. №1245-IVQD)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, защитой и использованием, ее засекречиванием или рассекречиванием с целью обеспечения безопасности Азербайджанской Республики.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
1.0. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1.0.1 Государственная тайна — защищаемые государством сведения, связанные с военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельностью, и распространение которых может нанести ущерб безопасности Азербайджанской Республики;
1.0.2. Носители сведений, составляющих государственную тайну — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
1.0.3. Система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
1.0.4. Допуск к работе с государственной тайной — порядок оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;
1.0.5. Доступ к работе со сведениями, составляющими государственную тайну — санкционированный полномочным должностным лицом порядок ознакомления конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
1.0.6. Гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в носителе информации или в сопроводительной документации на него;
1.0.7. Средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;
1.0.8. Перечень сведений, составляющих государственную тайну — совокупность групп сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных законодательством.
Статья 2. Законодательство Азербайджанской Республики о государственной тайне
Законодательство Азербайджанской Республики о государственной тайне состоит из Конституции Азербайджанской Республики, настоящего Закона, других нормативно-правовых актов Азербайджанской Республики.
Статья 3. Сфера влияния Закона
3.1 Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Азербайджанской Республики и за ее пределами органами государственной власти и местными органами власти, всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от организационно-правовой формы и вида собственности, должностными лицами и гражданами Азербайджанской Республики, иностранцами и лицами без гражданства, взявшими на себя обязательство либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Азербайджанской Республики о сведениях, составляющей государственную тайну.
3.2. Сведения, составляющие государственную тайну, переданные Азербайджанской Республике другими государствами, защищаются в соответствии с настоящим Законом, если иное не предусмотрено в международных договорах Азербайджанской Республики.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты
4.1. Обязанности Милли Меджлиса Азербайджанской Республике в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты следующие:
4.1.1. Рассматривает направленные из государственного бюджета средства для реализации государственной программы в области защиты государственной тайны.
4.1.2. Определяет полномочия должностных лиц аппарата Милли Меджлиса.
4.2. Соответствующие органы исполнительной власти обладают следующими полномочиями в области отнесения сведений к государственной тайне и их защите:
4.2.1. утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;
4.2.2. утверждает состав, структуру и устав соответствующего органа исполнительной власти по защите государственной тайны;
4.2.3. утверждает перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
4.2.4. заключает международные договора Азербайджанской Республики о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
4.2.5. определяет полномочия должностных лиц соответствующего органа исполнительной власти по защите государственной тайны;
4.2.6. в пределах своих полномочий решает другие вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.
4.3. Обязанности соответствующих органов исполнительной власти в области отнесения сведений к государственной тайне следующие:
4.3.1. организуют исполнение настоящего Закона;
4.3.2. организуют разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 июля 1993 года №5485-1
(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 06.10.1997 г. №131-ФЗ, 30.06.2003 г. №86-ФЗ, 11.11.2003 г. №153-ФЗ, 29.06.2004 г. №58-ФЗ, 22.08.2004 г. N122-ФЗ, 01.12.2007 г. N294-ФЗ, 01.12.2007 г. N318-ФЗ, 18.07.2009 г. N180-ФЗ, 15.11.2010 г. №299-ФЗ, 18.07.2011 г. №242-ФЗ, 19.07.2011 г. №248-ФЗ, 08.11.2011 г. №309-ФЗ, 21.12.2013 г. №377-ФЗ, 08.03.2015 г. №23-ФЗ, 26.07.2017 г. №193-ФЗ)
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее — органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно — правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
носители сведений, составляющих государственную тайну, — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;
перечень сведений, составляющих государственную тайну, — совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
1. Палаты Федерального Собрания:
осуществляют законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;
рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;
определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.
2. Президент Российской Федерации:
утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;
утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
заключает международные договоры Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;
в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.
3. Правительство Российской Федерации:
организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;
представляет на утверждение Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;
организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;
определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;
base.spinform.ru
Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» (с изменениями и дополнениями)
Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I
«О государственной тайне»
С изменениями и дополнениями от:
6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 декабря 2007 г., 18 июля 2009 г., 15 ноября 2010 г., 18, 19 июля, 8 ноября 2011 г., 21 декабря 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2017 г.
См. комментарии к настоящему Закону
См. комментарии к преамбуле настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Президент Российской Федерации
Москва, Дом Советов России
21 июля 1993 года
Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.
Положения Закона обязательны для исполнения на территории РФ и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, МСУ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.
Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
Определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Самостоятельный раздел Закона закрепляет перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.
Засекречивание сведений и их носителей — это введение для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Оно осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Определены сведения, не подлежащие засекречиванию (о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности и др.).
Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Рассмотрены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих государственную тайну.
Законом регламентирован и порядок рассекречивания сведений и их носителей — снятия ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закреплены положения о распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.
Определены органы защиты государственной тайны. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Устанавливается три формы допуска к государственной тайне: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Определены основания для отказа в допуске к государственной тайне, условия прекращения допуска. Рассмотрены вопросы ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, организации доступа к таким сведениям и ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.
Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.
Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций — за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
За обеспечением защиты государственной тайны предусмотрены парламентский, межведомственный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор.
Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне»
Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением положений части первой статьи 17 и части первой статьи 27 настоящего Закона о предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, которые вводятся в действие не позднее 1 января 1995 г.
Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 21 сентября 1993 г. N 182, в газете «Российские вести» от 30 сентября 1993 г. N 189, в «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. N 38 ст. 1480
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.
Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.
Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 299-ФЗ
Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 180-ФЗ
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 294-ФЗ
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 153-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г
Федеральный закон от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
base.garant.ru
Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Комментарии Российской Газеты
Принят Государственной Думой 11 декабря 2013 года
Одобрен Советом Федерации 18 декабря 2013 года
Внести в пункт 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне» (Российская газета, 1993, 21 сентября; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4673; 2003, N 46, ст. 4449; 2010, N 47, ст. 6033) следующие изменения:
1) абзац первый дополнить словами «и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты»;
2) дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:
«о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, а также отдельные сведения об указанных лицах;»;
3) абзацы третий — двенадцатый считать соответственно абзацами четвертым — тринадцатым.
Внести в Федеральный закон от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1455; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 238; 2001, N 26, ст. 2580; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; N 50, ст. 7366) следующие изменения:
1) статью 9 дополнить частью третьей следующего содержания:
«Порядок осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах устанавливается Правительством Российской Федерации.»;
а) дополнить новой частью второй следующего содержания:
«Органы, обеспечивающие безопасность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику осуществления мер безопасности.»;
б) часть вторую считать частью третьей;
3) главу III дополнить статьей 19[1] следующего содержания:
«Статья 19 1 . Защита сведений об осуществлении государственной защиты
Государственная защита осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемых лицах, если нормативными правовыми актами Российской Федерации такие сведения не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
Порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты и предоставления таких сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.».
Внести в Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3534; 2005, N 1, ст. 25) следующие изменения:
а) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 5. Правовая основа государственной защиты«;
б) слова «Законодательство Российской» заменить словами «1. Законодательство Российской»;
в) дополнить частью 2 следующего содержания:
«2. Органы, осуществляющие меры безопасности, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику осуществления мер безопасности.»;
2) статью 9 дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. Порядок осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице устанавливается Правительством Российской Федерации.»;
3) статью 21 изложить в следующей редакции:
«Статья 21. Защита сведений об осуществлении государственной защиты
1. Государственная защита осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице, если законодательством Российской Федерации они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
2. Порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты и предоставления таких сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.»;
4) пункт 4 части 2 статьи 23 изложить в следующей редакции:
«4) сохранять в тайне сведения о применяемых в отношении их мерах государственной защиты.».
rg.ru
Анализ понятия «Государственная тайна» в конституционном праве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Филиппов Евгений Михайлович
Исследуется понятие государственной тайны в российском конституционном праве , сравниваются законодательное определение и позиции ученых по данному вопросу. Выделяются основные признаки государственной тайны , на основании которых дается авторское определение.
Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Филиппов Евгений Михайлович,
The Analysis of the Concept of «State Secrets» in the Constitutional Law of the Russian Federation
Текст научной работы на тему «Анализ понятия «Государственная тайна» в конституционном праве Российской Федерации»
The Analysis of the Concept of «State Secrets» in the Constitutional Law of the Russian Federation
The concept of state secrets in the Russian constitutional law is studied. The legal definition and the views of scientists on the subject are compared. The main features of state secrets are highlighted, basing the author’s definition.
Key words and word-combinations: state secret, constitutional law, protection of state interests.
Исследуется понятие государственной тайны в российском конституционном праве, сравниваются законодательное определение и позиции ученых по данному вопросу. Выделяются основные признаки государственной тайны, на основании которых дается авторское определение.
Ключевые слова и словосочетания: государственная тайна, конституционное право, защита интересов государства.
УДК 342.4 ББК 67.400.1
Е.М. Филиппов АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА» В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I I ереход от социалистического строя к демократическому в Российской Федерации характеризуется глобальными изменениями, происходящими в государственной и общественной жизни, экономике и праве. Вектором, направляющим данные процессы, стала Конституция РФ, устанавливающая и регулирующая основные институты различных отраслей российского права. Расширение сферы конституционного регулирования способствовало включению в Основной Закон новых понятий, среди которых в п. 4 ст. 29 нашла свое место и государственная тайна: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».
Впервые в отечественном конституционном праве термин «государственная тайна» появляется в Конституции 1993 г. До этого в нормативных актах Российской империи и СССР под «тайными» понимались различные виды сведений, разглашение которых могло нанести вред государству, причем перечни этих сведений часто изменялись в зависимости от исторических реалий и потребностей государства в конкретный период.
В дореволюционной юридической литературе «тайна» обычно определялась как «сохранение в негласности обстоятельства, разглаше-
48 2013 • ВЕСТНИК ПАГС
ние которого принесло бы больше вреда, чем пользы», понимая последнюю не только в смысле утилитарном, но и в смысле отвлеченном, то есть как ограждение существования и питания нравственных идеалов человеческого совершенствования [1, с. 304]. Большая советская энциклопедия включает в себя информацию о двух видах тайны — государственной и тайне переписки [2, с. 214].
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации [3]. Представленное в Законе определение явно указывает на принадлежность данной тайны государству, то есть государство в своих интересах принимает необходимые меры для защиты тайной информации. Коммерческие и некоммерческие организации, граждане не могут обладать теми же функциями, что имеет государство по защите государственных тайн. Это согласуется с положением ст. 71 Конституции РФ, закрепляющим, что обеспечение безопасности государства, а также защита государственной тайны находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Государство защищает сведения в определенных областях своей деятельности также потому, что распространение этих сведений может нанести ущерб безопасности государства. Термин «безопасность» употреблялся в Законе РФ от 1992 г. «О безопасности»: в ст. 1 безопасность определена как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [4]. Данный Закон утратил силу в связи с принятием 28 декабря 2010 г. нового Федерального закона «О безопасности» [5], содержащего иной понятийный аппарат, нежели имевшийся в Законе от 1992 г. Новый Закон не дает определения безопасности, обозначая понятия «безопасность», «национальная безопасность» как синонимы. Определение национальной безопасности по действующему законодательству дается в утвержденном Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. концептуальном документе «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» в следующем виде: «национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие России, оборону и безопасность государства» [6].
При анализе представленного в Законе определения государственной тайны можно сделать вывод, что данная дефиниция не раскрывает понятие защищаемой государством тайны в полной мере. В законодательном определении содержатся только на два критерия: государственная защита сведений и возможность нанесения ущерба безопасности страны при их распространении. В основе же данного определения лежит перечень видов информации, разглашение которых потенциально может нанести вред интересам Российской Федерации, и потому они подлежат государственной защите.
Для доказательства изложенной позиции следует обратиться к толкованию термина «определение». В толковом словаре под редакцией Т.Ф. Ефремовой
2013 • ВЕСТНИК ПАГС 49
определение трактуется как «раскрытие содержания понятия, заключающееся в указании существенных признаков предмета мысли; формулировка, разъясняющая смысл чего-либо» [7]. В логике термин «определение» означает логическую операцию, раскрывающую содержание понятия [8, с. 47].
Следовательно, определение должно охватывать свойства предмета, указывать его характеристики и отличительные черты, что особенно важно для юридической науки, в которой определениям придается помимо теоритического еще и практическое значение.
В научной и учебной литературе большинство авторов дают определение государственной тайны, схожее с законодательным [9, с. 324]. Однако часть исследователей не в полной мере соглашаются с ним. Так, М.Ю. Тихомиров под государственной тайной понимает информацию, содержанием которой являются сведения военного, экономического и политического характера, которые специально охраняются государством и имеют важное для него значение [10, с. 92]. Однако, на наш взгляд, использование в данном определении формулировки «важное значение» не способствует конкретизации и объяснению изучаемого предмета, не несет смысловой нагрузки. С.В. Дьяков, А.А. Игнатьев, М.П. Карпушин определяют государственную тайну как «особо охраняемые и предусмотренные специальными перечнями сведения, утечка которых из владения может причинить существенный вред интересам государства» [11]. С.В. Лекарев интерпретирует государственную тайну как информацию о специальных расследованиях, осуществляемых в соответствии с законом о перехвате корреспонденции, а также официальную информацию, которая может представлять интерес для преступников [12]. Данное определение интересно тем, что называет одним из признаков государственной тайны преступный интерес к ней у лиц, не являющихся секретоносителями. Но все же рассматриваемое определение является довольно узким и не претендует на универсальность.
Для того чтобы дать научно обоснованное определение государственной тайны, которое раскрывало бы сущность данного понятия, следует обратиться к юридической сущности тайны и выделить основные признаки государственной тайны.
Итак, тайна — это информация, держащаяся в секрете. Без сомнения, то, что знают многие, уже не тайна. Поэтому неизвестность информации широкой аудитории, сохранение ее среди небольшого круга доверенных лиц, является отличительным признаком тайны от общедоступной информации. Действующее законодательство предусматривает специальные процедуры для засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, их рассекречивания, использования данных сведений, а также вопросы допуска к данной информации граждан и должностных лиц.
Не всякая информация может являться государственной тайной и засекречиваться. В Законе «О государственной тайне» в ст. 5 приводится развернутый перечень сведений, составляющих государственную тайну. Утвержденная отечественным законодательством система отнесения сведений к государственной тайне является перечневой, то есть перечисляет основные группы сведений, при отнесении к которым информация подлежит засекречиванию. Данный подход существовал и в СССР, а после его распада был перенят Российской Федерацией и рядом государств постсоветского пространства.
50 2013 • ВЕСТНИК ПАГС
Кроме того, Законом «О государственной тайне» в ст. 7 установлен перечень сведений, которые запрещено относить к государственной тайне. По мнению И.Л. Бачило и ряда других исследователей, данный перечень информации, не подлежащей засекречиванию, принят в целях соблюдения конституционных прав и законных интересов граждан и общества [13]. Действительно, в рамках демократического государства невозможно относить к секретной информацию, которая затрагивает интересы граждан и общества. Злоупотребления в этом плане и широкое распространение режима секретности не могут отвечать интересам построения правового государства.
Не вызывает сомнения то, что всякий субъект, владеющий тайной информацией, которая может принести ему определенную пользу, прибыль или защитить от нежелательных последствий, безусловно заинтересован в ее сокрытии. Именно интересы определяют направление деятельности субъекта, формируют мотивы его поступков и социального поведения. В сложной системе факторов, детерминирующих выбор субъектом того или иного варианта поведения, наиболее глубинными являются потребности и интересы [14, с. 5]. Государство, имея потребность в обеспечении своей безопасности, также заинтересовано в сохранении в тайне важной информации.
В Российской Федерации функционирует особый организационно-правовой механизм в сфере охраны государственной тайны. Так, определенные полномочия в данной сфере имеют палаты Федерального Собрания, Президент РФ, Правительство РФ, а также органы судебной власти и прокуратуры. Особое место среди органов судебной власти занимает Конституционный Суд РФ, наделенный в соответствии со ст. 125 Конституции РФ полномочиями проверять действующее законодательство на соответствие Конституции. Так, в отношении положений Закона «О государственной тайне» Конституционным Судом неоднократно выносились определения, касающиеся таких вопросов, как допуск адвоката в качестве защитника для участия в уголовном процессе, связанном с государственной тайной, при отсутствие у адвоката специального допуска к государственной тайне [15]; допуск представителя стороны в арбитражном процессе, связанном с государственной тайной. Статьей 20 Закона «О государственной тайне» установлена структура органов защиты государственной тайны, имеющих все необходимые полномочия для решения поставленных перед ними задач.
При разглашении секретной информации существует возможность нанесения ущерба государству. Закрепление на законодательном уровне характеристик, по которым сведениям может быть присвоен гриф секретности, в Российской Федерации отсутствует. Законом установлено только общее правило, по которому степень секретности должна соответствовать размеру ущерба, который может быть причинен государству при разглашении сведений.
Важность информации, составляющей государственную тайну, ценность ее для государства определяют необходимость принятия карательных мер для лиц, посягающих на эту информацию. Уголовным кодексом РФ закреплены два состава преступлений: «разглашение государственной тайны» (ст. 283) и «утрата документов, содержащих государственную тайну» (ст. 284). Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил проведения работ, оказания услуг по защите государственной тайны.
2013 • ВЕСТНИК ПАГС 51
Приняв во внимание названные основные признаки, представляется возможным дать следующее определение государственной тайны:
Государственная тайна — сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, подлежащие засекречиванию в особом порядке на основании федеральных законов и нормативных правовых актов, распространение которых противоречит интересам государства, может нанести ущерб Российской Федерации и влечет установленную законом ответственность.
Данное авторское определение является достаточно содержательным и раскрывает суть понятия «государственная тайна», выделяя основные признаки и отличительные черты рассматриваемого предмета, что особенно важно в юридической науке, соединяющей в себе воедино теорию и практику. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в разработке универсального определения, способного помочь в решении проблем, стоящих перед конституционно-правовой наукой сегодня, в частности проблемы понимания, какая именно информация является государственной тайной, что особенно важно в условиях современного информационного общества. На практике использование универсального определения понятия государственной тайны поможет совершенствованию законодательной базы, точности в правоприменении, а также организации более эффективной защиты важных сведений, распространение которых нежелательно для государства.
1. Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. СПб., 1910.
2. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1976. Т. 25.
3. О государственной тайне: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (в ред. от 15 нояб. 2010 г.) // СЗ РФ. 1997. № 41. С. 8220-8235.
4. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (в ред. от 26 июня 2008 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 9 апр. 1992. № 15. Ст. 769. (Утратил силу).
5. О безопасности: Федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-Ф3 / СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 / СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
7. Большой современный толковый словарь русского языка: в 3 т. / под ред. Т.Ф. Ефремовой. М., 2006.
8. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юрид. вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. М., 1999.
9. Курс российского уголовного права. Особенная часть / под. ред. В.Н. Кудрявцева,
A.В. Наумова. М., 2002.
10. Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1997.
11. Ответственность за государственные преступления / С.В. Дьяков, А.А. Игнатьев, М.П. Карпушин; общ. ред. и введ.: Л.И. Барков. М., 1988.
12. Лекарев С.В. Бизнес и безопасность: толковый терминол. слов. / С.В. Лекарев, В.А. Порк. М., 1995.
13. Бачило Л.Н., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: учебник. СПб., 2001.
14. Косаренко Н.Н. Страховое право: курс лекций. М., 2008.
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года “О государственной тайне” в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова,
B.Н. Бугрова и А.К. Никитина» // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1768.
cyberleninka.ru