Закон о бухгалтерском учете и отчетности
Закон Республики Беларусь № 57-3 от 12 июля 2013 года «О бухгалтерском учете и отчетности» — это сравнительно небольшой документ (22 статьи собранные в 4 главы), который определяет основные моменты организации бухгалтерского учета в Республике. Закон не пользуется популярностью у посторонних читателей, хотя он прямо или косвенно влияет практически на все стороны материальной деятельности подавляющего большинства организаций.
Написан Закон о бухгалтерском учете достаточно просто, чтобы его мог понять человек без специального образования. Но в продолжение некоторых его статей составлено множество комментариев, указаний и инструкций, для практического применения, здесь специальная подготовка уже требуется.
Закон стоит обязательно прочесть не только бухгалтерам, но и руководителям, и всем, кто самостоятельно распоряжается средствами организаций, хотя бы для того, чтобы знать основные термины и меру ответственности за ведение учета.
Попробуем рассмотреть общее содержание глав и статей Закона. Тем, кого бухгалтерия совершенно не интересует, стоит прочесть хотя бы с 1 по 9 статью, причастным к бухгалтерии или управлению – стоит прочесть все (лучше в оригинале и с разъяснениями).
Глава 1, Статья 1 – здесь объясняются некоторые основные понятия: доходы, расходы, активы, организация, учет и др. Читать обязательно, уже для того, чтобы точно понимать, о чем идет речь дальше.
Статья 2 – сообщает, что Закон обязателен к исполнению организациями, но некоторые из них могут быть освобождены от ведения бухучета.
Статья 3 – тут появляются более сложные понятия, приводятся принципы бухгалтерского учета. Принципов всего 13. Читать их лучше в оригинале. Если поискать в этих принципах общую суть, то это будет: определенность, точность, основательность и полнота отображения реальности в учете.
Статья 4 – напоминает, что Закон, как и прочая нормативная база, основывается на Конституции, указах Президента и других законодательных актах РБ.
Статья 5 – продолжает Статью 4, подробнее сообщает, какие государственные органы могут давать указания касательно бухгалтерского учета.
Статья 6 – упоминает о роли общественных организаций в организации бухгалтерского дела.
Глава 2, Статья 7 – утверждает ответственность руководителя организации за организацию учета.
Статья 8 – сообщает, что руководство бухгалтерским учетом организации осуществляет ее главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю этой организации. Здесь же перечисляется список требований к претенденту на должность главного бухгалтера. В пункте 10 Статьи указывается, что требования главного бухгалтера (в пределах его компетенции) обязательны для всех сотрудником предприятия. В пункте 11 перечислены некоторые основные обязанности главного бухгалтера.
Статья 9 – посвящена учетной политике организации. Это система предварительной подготовки к ведению учета, программа действий.
Статья 10 – тут появляется термин «первичные учетные документы». Это бумажные или электронные носители информации о реально происходящих событиях. На этих документах основывается весь дальнейший учет.
Статья 11 – в этом разделе разъясняется понятие учетных регистров и требования к их содержанию и оформлению.
Статья 12 – здесь специальных определений еще больше. Разбираются требования к учетной оценке имущества, доходов, расходов и обязательств.
Статья 13 – раскрывает понятие и общие требования к инвентаризации.
Глава 3 полностью посвящена отчетности.
Статья 14 – все девять пунктов детализируют общие требования к отчетности.
Статья 15 – перечисляется состав отчетности. Основные моменты, без специфики предприятия.
Статья 16 – регулирует доступ к отчетности организации. Определяет что, кому и когда предоставляется. Упоминается, что в определенных случаях отчетность подлежит публикации.
Статья 17 – начинает важную тему для специалистов. Посвящена соответствию Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
Статья 18 – все три пункта этого раздела посвящены общим требованиям к хранению отчетности.
Глава 4 содержит заключительные положения Закона.
Статья 19 — перечисляет уже не действующие законодательные акты.
Статья 20 – переходные положения, значимые с 2013 по 2017 годы.
Статьи 21 и 22 сообщают о порядке и сроках вступления в силу настоящего Закона и его отдельных статей.
m.myfin.by
Новый закон о бухгалтерском учете и отчетности
Онлайн-конференция на тему «Новый закон о бухгалтерском учете и отчетности» пройдет на сайте БЕЛТА 27 сентября с 14.00 до 15.00. Конференция организована Министерством финансов Беларуси при поддержке ООО «ЮрСпектр».
Новый закон Беларуси «О бухгалтерском учете и отчетности», вступающий в силу с 1 января 2014 года, является очередным шагом в реформировании белорусского бухгалтерского учета. Закон закрепляет применение в Беларуси международных стандартов финансовой отчетности, изменяет положения методологии бухгалтерского учета в части учетной оценки, учетной политики, отчетности, вводит новые требования к главным бухгалтерам общественно значимых организаций.
О новациях закона расскажет во время онлайн-конференции начальник главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Министерства финансов, кандидат экономических наук, доцент, аудитор, DipIFR Татьяна Николаевна Рыбак.
Ответы будут опубликованы 27 сентября после 14.00 по мере готовности.
Вопросы конференции
Одним из новшеств нового закона о бухгалтерском учете и отчетности является законодательное закрепление применения в Республике Беларусь МСФО. МСФО будут вводиться в действие после того, как Совет Министров совместно с Национальным банком примут положение о порядке применения МСФО на территории Беларуси.
Однако применяться МСФО будут не всеми организациями, а только общественно значимыми, то есть банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, а также открытыми акционерными обществами, являющимися учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам. Причем применяться МСФО будут параллельно с национальным законодательством.
Работа по введению в действие МСФО в качестве технических нормативных правовых актов должна быть завершена до 1 января 2016 года.
Это будет производиться постепенно. Сначала действующие нормативные правовые акты будут приведены в соответствие с новым законом. В дальнейшем постановлениями Министерства финансов будут утверждаться национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности, содержащие требования к признанию, классификации и учетной оценке активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации. При этом замечу, что по отдельным аспектам будут применяться как национальные стандарты, так и инструкции, которые будет разъяснять положения национальных стандартов. Другими словами, национальный стандарт будет одним из элементов законодательного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым новым законом к главному бухгалтеру, может возникнуть в части стажа работы по специальности бухгалтера. Допустим, в организации, не являющейся общественно значимой, главным бухгалтером является лицо, имеющие высшее специальное образование и стаж работы два года. Если в настоящее время такое лицо имеет право занимать должность главного бухгалтера, то со следующего года необходимо, чтобы стаж работы составлял не менее трех лет. Однако требования нового закона распространяются только на лиц, назначаемых на должность главного бухгалтера с 1 января 2014 года. Это означает, что в нашем примере главный бухгалтер, несмотря на отсутствие необходимого стажа, сможет продолжить работать на этой должности в данной организации.
Хочу также подчеркнуть, что для специалистов, претендующих на должность главного бухгалтера общественно значимой организации, новый закон предусматривает национальную сертификацию. С 1 января 2017 года такие специалисты должны будут иметь сертификат профессионального бухгалтера, который необходимо будет подтверждать не реже одного раза в два года. Сертификат профессионального бухгалтера будет выдавать Минфин, а сертификат профессионального бухгалтера банка — Нацбанк.
Порядок проведения аттестации и подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера, будет установлен Советом Министров и Национальным банком.
В новом законе четко определено, что профессиональное суждение — это точка зрения и одновременно действие лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, принятые организацией при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, которые излагаются организацией в положении об учетной политике и примечаниях к отчетности. Это значит, что «профессиональное суждение» представляет собой не только и не столько мнение главного бухгалтера по тому или иному вопросу бухгалтерского учета, а именно профессиональное решение главного бухгалтера, поступок, то есть действие как форму проявления этого мнения. Причем оно должно быть документально зафиксировано.
К примеру, при разработке учетной политики организация устанавливает способ оценки запасов. Выбранный способ фиксируется в учетной политике и является профессиональным суждением.
m.belta.by
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
12 июля 2013 г. № 57-З
О бухгалтерском учете и отчетности
Принят Палатой представителей 26 июня 2013 года
Одобрен Советом Республики 28 июня 2013 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 4 июня 2015 г. № 268-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.06.2015, 2/2266)
Закон Республики Беларусь от 17 июля 2017 г. № 52-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2017, 2/2490)
Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (далее – отчетность).
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:
активы – имущество, возникшее в организации в результате совершенных хозяйственных операций, от которого организация предполагает получение экономических выгод;
аналитический учет – детализированное отражение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации на аналитических счетах бухгалтерского учета;
бухгалтерский учет – система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности;
доходы – увеличение экономических выгод в результате увеличения активов или уменьшения обязательств, ведущее к увеличению собственного капитала организации, не связанному с вкладами собственника имущества (учредителей, участников) организации;
национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности – нормативный правовой акт, определяющий правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации и (или) раскрытия информации в отчетности;
общественно значимые организации – открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам, банки и небанковские кредитно-финансовые организации (далее – банки), страховые организации, акционерные инвестиционные фонды, управляющие организации инвестиционных фондов;
обязательства – задолженность организации, возникшая в результате совершенных хозяйственных операций, погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению собственного капитала организации;
организации – юридические лица Республики Беларусь, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных организаций, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
отчетная дата – последний календарный день отчетного периода;
отчетность – система стоимостных показателей об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации, а также иная информация, отражающая финансовое положение организации на отчетную дату, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации за отчетный период;
отчетный период – период, за который составляется отчетность;
первичный учетный документ – документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета;
план счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета;
пользователи – собственник имущества (учредители, участники) организации, инвесторы, кредиторы, государственные органы, иные лица, заинтересованные в содержащейся в отчетности организации информации;
профессиональное суждение – точка зрения и действие главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, принятые организацией при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, которые излагаются организацией в положении об учетной политике и примечаниях к отчетности;
расходы – уменьшение экономических выгод в результате уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала организации, не связанному с его передачей собственнику имущества организации, распределением между учредителями (участниками) организации;
регистр бухгалтерского учета – документ, в котором производятся регистрация, накопление и систематизация учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах, в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
синтетический учет – обобщенное отражение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации на синтетических счетах бухгалтерского учета;
собственный капитал – активы организации за вычетом ее обязательств;
учетная оценка – стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности;
учетная политика – совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией;
форма бухгалтерского учета – порядок осуществления и обобщения записей на счетах бухгалтерского учета и совокупность регистров бухгалтерского учета, в которых производятся такие записи;
хозяйственная операция – действие или событие, подлежащие отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на организации.
2. В соответствии с законодательными актами Республики Беларусь отдельные категории организаций могут быть освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Статья 3. Принципы бухгалтерского учета и отчетности
1. Бухгалтерский учет и отчетность основываются на принципах непрерывности деятельности, обособленности, начисления, соответствия доходов и расходов, правдивости, преобладания экономического содержания, осмотрительности, нейтральности, полноты, понятности, сопоставимости, уместности.
2. Принцип непрерывности деятельности заключается в том, что информация об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации формируется в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от намерения организации продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем.
3. Принцип обособленности означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации учитываются отдельно от активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов собственника имущества (учредителей, участников) организации.
4. Принцип начисления означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним.
5. Принцип соответствия доходов и расходов означает, что расходы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (при их наличии).
6. Принцип правдивости означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности при выполнении условий признания их таковыми, установленных законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.
7. Принцип преобладания экономического содержания означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания.
8. Принцип осмотрительности означает, что учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов – занижена.
9. Принцип нейтральности означает отсутствие ориентации содержащейся в отчетности организации информации на определенных пользователей и (или) получение определенного результата.
10. Принцип полноты означает наличие в отчетности организации всей информации, способной повлиять на принимаемые пользователями на ее основе решения, касающиеся финансового положения организации.
11. Принцип понятности заключается в доступности для понимания пользователями содержащейся в отчетности организации информации.
12. Принцип сопоставимости означает возможность сравнения отчетности организации за разные отчетные периоды, а также с отчетностью других организаций.
13. Принцип уместности означает полезность содержащейся в отчетности организации информации для принятия пользователями решений, касающихся финансового положения организации.
Статья 4. Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности
Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и принятых в соответствии с ними иных актов законодательства Республики Беларусь, регулирующих отношения в области бухгалтерского учета и отчетности.
Статья 5. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности
1. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь и иными республиканскими органами государственного управления, осуществляющими государственное регулирование и управление в определенной сфере экономической деятельности.
2. Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области бухгалтерского учета и отчетности.
3. Совет Министров Республики Беларусь:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности;
координирует и контролирует деятельность республиканских органов государственного управления в области бухгалтерского учета и отчетности;
устанавливает совместно с Национальным банком Республики Беларусь порядок введения в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО);
устанавливает порядок проведения аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера, порядок подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера;
осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.
4. Национальный банк Республики Беларусь:
устанавливает порядок проведения аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера банка, порядок подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера банка;
утверждает форму сертификата профессионального бухгалтера банка;
проводит аттестацию на право получения сертификата профессионального бухгалтера банка и подтверждение квалификации физических лиц, имеющих сертификат профессионального бухгалтера банка;
осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
5. Министерство финансов Республики Беларусь:
реализует единую государственную политику в области бухгалтерского учета и отчетности;
осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, банковских групп, банковских холдингов);
утверждает национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности и иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные для исполнения организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, банковских групп, банковских холдингов);
утверждает форму сертификата профессионального бухгалтера;
проводит аттестацию на право получения сертификата профессионального бухгалтера и подтверждение квалификации физических лиц, имеющих сертификат профессионального бухгалтера;
представляет в пределах своих полномочий Республику Беларусь в международных организациях, занимающихся вопросами бухгалтерского учета и отчетности;
осуществляет иные полномочия в области бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
6. Республиканские органы государственного управления, осуществляющие государственное регулирование и управление в определенной сфере экономической деятельности (за исключением Министерства финансов Республики Беларусь):
участвуют в реализации единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности;
осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в организациях, осуществляющих соответствующие виды экономической деятельности;
принимают по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь нормативные правовые акты, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отчетности в организациях, осуществляющих соответствующие виды экономической деятельности.
7. Государственные органы, имеющие воинские формирования, принимают по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь нормативные правовые акты, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отчетности в воинских формированиях.
Статья 6. Полномочия общественных организаций (объединений), ассоциаций (союзов)
Общественные организации (объединения) бухгалтеров, ассоциации (союзы) коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, вправе:
участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отчетности;
участвовать в разработке учебно-программной и учебно-методической документации, информационно-аналитических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых при подготовке к аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера и сертификата профессионального бухгалтера банка;
оказывать методическую и иную помощь организациям по вопросам бухгалтерского учета и отчетности;
представлять интересы бухгалтеров в международных профессиональных организациях.
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Статья 7. Права и обязанности руководителя организации по организации бухгалтерского учета
1. Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:
создавать структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера;
передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
2. Руководитель микроорганизации, товарищества собственников, общественной и религиозной организации (объединения) вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если этот руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру, указанным в пункте 3 статьи 8 настоящего Закона.
3. Руководитель организации обязан:
организовать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия;
обеспечить неукоснительное выполнение работниками организации требований главного бухгалтера, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в части соблюдения порядка оформления и представления документов и сведений, необходимых для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, и иных требований по вопросам, находящимся в их компетенции.
Статья 8. Руководство бухгалтерским учетом в организации
1. Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляют главный бухгалтер организации, руководитель организации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
2. Прием и сдача дел оформляются актом в случае:
назначения на должность и освобождения от должности главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона;
передачи по договору ведения бухгалтерского учета и составления отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
3. На должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации, Национального банка Республики Беларусь) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:
наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет;
4. На должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков, страховых организаций) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:
наличие сертификата профессионального бухгалтера;
отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
5. На должность главного бухгалтера страховой организации назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:
отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
6. На должность главного бухгалтера Национального банка Республики Беларусь назначается лицо, отвечающее требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь.
На должность главного бухгалтера банка назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:
наличие сертификата профессионального бухгалтера банка;
соответствие иным требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь.
7. Сертификат профессионального бухгалтера выдается Министерством финансов Республики Беларусь по результатам аттестации.
За выдачу сертификата профессионального бухгалтера взимается государственная пошлина в порядке и размере, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Физическое лицо, претендующее на получение сертификата профессионального бухгалтера, должно отвечать следующим требованиям:
наличие высшего образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет;
Физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера, обязано начиная с года, следующего за годом получения сертификата профессионального бухгалтера, не реже одного раза в два года подтверждать свою квалификацию.
Сертификат профессионального бухгалтера аннулируется в случае:
подачи физическим лицом, имеющим сертификат профессионального бухгалтера, заявления об аннулировании сертификата профессионального бухгалтера;
установления факта получения физическим лицом сертификата профессионального бухгалтера с использованием подложных, поддельных или недействительных документов, а также недостоверных сведений;
вступления в законную силу решения суда о признании физического лица, имеющего сертификат профессионального бухгалтера, виновным в совершении преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
несоблюдения физическим лицом, имеющим сертификат профессионального бухгалтера, обязанности подтверждения квалификации, установленной частью четвертой настоящего пункта.
Решение об аннулировании сертификата профессионального бухгалтера принимается Министерством финансов Республики Беларусь.
Физическое лицо, сертификат профессионального бухгалтера которого аннулирован (за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым части пятой настоящего пункта), вправе обжаловать решение об аннулировании сертификата профессионального бухгалтера в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения этим лицом такого решения.
Аннулирование сертификата профессионального бухгалтера по заявлению физического лица, имеющего сертификат профессионального бухгалтера, производится Министерством финансов Республики Беларусь в течение десяти дней со дня получения заявления физического лица, имеющего сертификат профессионального бухгалтера, с приложением сертификата профессионального бухгалтера.
8. Сертификат профессионального бухгалтера банка выдается и аннулируется Национальным банком Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
За выдачу сертификата профессионального бухгалтера банка взимается государственная пошлина в порядке и размере, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера банка, обязано начиная с года, следующего за годом получения сертификата профессионального бухгалтера банка, не реже одного раза в два года подтверждать свою квалификацию.
9. Организация, оказывающая услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в зависимости от того, какой организации оказываются услуги, должна обеспечить оказание этих услуг не менее чем одним работником, с которым заключен трудовой договор, отвечающим требованиям, указанным в пунктах 3–6 настоящей статьи.
Индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в зависимости от того, какой организации оказываются услуги, должен отвечать требованиям, указанным в пунктах 3–6 настоящей статьи, или обеспечить оказание этих услуг не менее чем одним работником, с которым заключен трудовой договор, отвечающим требованиям, указанным в пунктах 3–6 настоящей статьи.
10. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. Требования главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации.
Требования организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в пределах их компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации, которой оказываются услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
11. В обязанности главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, входят:
формирование учетной политики организации;
постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;
составление и своевременное представление отчетности организации;
иные обязанности в области бухгалтерского учета и отчетности.
12. В случаях возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером, организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций, их оформления первичными учетными документами и отражения в бухгалтерском учете документы по этим хозяйственным операциям должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером, организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, по письменному распоряжению руководителя организации. В таких случаях руководитель организации единолично несет ответственность за совершение этих хозяйственных операций, их оформление первичными учетными документами и отражение в бухгалтерском учете.
Статья 9. Учетная политика организации
1. Организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации.
2. Учетная политика организации должна основываться на принципах бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренных настоящим Законом.
3. Оформление первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и составление отчетности осуществляются организацией на белорусском или русском языке.
4. Учетная политика организации включает:
применяемые организацией виды учетной оценки;
план счетов бухгалтерского учета организации;
разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.
5. Если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь.
6. Учетная политика организации не изменяется, за исключением случаев, предусмотренных частью первой пункта 7 настоящей статьи.
7. Изменения в учетную политику организации могут быть внесены в случае:
изменения законодательства Республики Беларусь;
изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;
принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.
Изменения в учетную политику организации в случае, указанном в абзаце третьем части первой настоящего пункта, вносятся с начала отчетного года.
Изменения в учетную политику организации вносятся в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.
8. Изменения в учетной политике организации должны быть обоснованы, подписаны главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждены руководителем организации.
Статья 10. Первичные учетные документы
1. Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.
2. Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:
наименование документа, дату его составления;
наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
3. Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне.
Национальным банком Республики Беларусь дополнительно к формам первичных учетных документов, включенных в перечень, указанный в части первой настоящего пункта, утверждаются формы первичных учетных документов для Национального банка Республики Беларусь, банков.
4. Формы первичных учетных документов, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо руководителем организации.
Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления в соответствии с частью первой настоящего пункта.
5. Первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее совершения.
6. Первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Министерством финансов Республики Беларусь, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг).
7. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.
Первичный учетный документ, составленный в форме электронного документа, должен соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи.
8. В первичных учетных документах (за исключением первичных учетных документов, которыми оформляются прием и выдача наличных денежных средств, и первичных учетных документов, составленных в форме электронного документа) допускаются исправления.
Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы (за исключением первичных учетных документов, формы которых утверждаются Национальным банком Республики Беларусь) определяется Министерством финансов Республики Беларусь.
Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы, формы которых утверждаются Национальным банком Республики Беларусь, определяется Национальным банком Республики Беларусь.
9. Своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
10. Копии изъятых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь первичных учетных документов включаются в документы бухгалтерского учета организации.
Статья 11. Регистры бухгалтерского учета
1. Учетная информация, содержащаяся в первичных учетных документах, подлежит своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета.
2. Регистры бухгалтерского учета составляются в соответствии с применяемой организацией формой бухгалтерского учета с соблюдением требований, установленных настоящей статьей.
3. Регистры бухгалтерского учета должны содержать следующие сведения:
даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
хронологическую и (или) систематическую группировку хозяйственных операций;
оценку хозяйственных операций в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
должности лиц, ответственных за ведение регистра, их фамилии, инициалы и подписи.
4. В регистрах бухгалтерского учета (за исключением регистров бухгалтерского учета, составленных в форме электронного документа) допускаются исправления.
Порядок внесения исправлений в регистры бухгалтерского учета определяется Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков – Национальным банком Республики Беларусь).
5. Копии изъятых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь регистров бухгалтерского учета включаются в документы бухгалтерского учета организации.
Статья 12. Учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации
1. Учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации производится в официальной денежной единице Республики Беларусь.
2. Для учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации применяются:
первоначальная стоимость – стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учету;
приведенная (дисконтированная) стоимость – текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования денежных средств на погашение обязательства;
переоцененная стоимость – стоимость актива или обязательства после их переоценки;
другие виды учетной оценки, установленные законодательством Республики Беларусь.
Порядок применения видов учетной оценки устанавливается законодательством Республики Беларусь.
3. Пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости денежных средств, финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций), дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков) в официальную денежную единицу Республики Беларусь производится организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков) по официальному курсу официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату.
Разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, указанных в части первой настоящего пункта, в официальную денежную единицу Республики Беларусь, относятся:
организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, бюджетных организаций) – на увеличение или уменьшение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
бюджетными организациями – на увеличение или уменьшение источников финансирования в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности организаций (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков) разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, указанных в части первой настоящего пункта, в официальную денежную единицу Республики Беларусь, устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.
Порядок пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств Национального банка Республики Беларусь, банков в официальную денежную единицу Республики Беларусь при изменении официального курса официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемого Национальным банком Республики Беларусь, и отражения в бухгалтерском учете и отчетности возникающих при пересчете разниц устанавливается Национальным банком Республики Беларусь.
Статья 13. Инвентаризация активов и обязательств организации
1. Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.
2. Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:
при реорганизации или ликвидации организации;
перед составлением годовой отчетности;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
при возникновении чрезвычайных ситуаций;
в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
3. Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков – Национальным банком Республики Беларусь).
Статья 14. Общие требования к отчетности
1. Организация должна составлять годовую отчетность, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, – промежуточную (квартальную, месячную) отчетность.
2. Отчетным периодом для годовой отчетности является календарный год – с 1 января по 31 декабря, за исключением случаев создания, реорганизации или ликвидации организации.
Отчетным периодом для промежуточной отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная отчетность, за исключением случаев создания, реорганизации или ликвидации организации.
При создании организации первым отчетным периодом для годовой отчетности является период с даты ее государственной регистрации по 31 декабря, для промежуточной отчетности – с даты ее государственной регистрации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная отчетность.
3. Отчетность составляется в официальной денежной единице Республики Беларусь.
4. Показатели отчетности должны быть тождественны данным синтетического и аналитического учета.
5. Отчетность организации подписывается (утверждается) ее руководителем и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации.
6. Содержащаяся в отчетности организации информация не является коммерческой тайной, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
7. Индивидуальная отчетность составляется в:
организации, не являющейся учредителем унитарных предприятий, основным хозяйственным обществом по отношению к дочерним хозяйственным обществам;
организации, являющейся учредителем унитарных предприятий, основным хозяйственным обществом по отношению к дочерним хозяйственным обществам, – без учета отчетности ее унитарных предприятий, дочерних хозяйственных обществ;
организации, входящей в состав участников холдинга, – без учета отчетности юридических лиц, с которыми организация объединена в холдинг.
Консолидированная отчетность составляется по группе организаций (холдингу, хозяйственному обществу и его унитарным предприятиям, дочерним и зависимым хозяйственным обществам, унитарному предприятию и его дочерним унитарным предприятиям) как отчетность единой организации.
Порядок составления индивидуальной и консолидированной отчетности устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков, банковских групп, банковских холдингов, за исключением индивидуальной отчетности головных организаций банковских холдингов, не являющихся банками, – Национальным банком Республики Беларусь).
8. Сводная отчетность составляется по группе организаций, подчиненных республиканскому органу государственного управления, или входящих в состав государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, или входящих в состав государственного объединения, или по иной группе организаций, предусмотренной законодательством Республики Беларусь.
Порядок составления сводной отчетности устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.
9. Особенности составления и представления отчетности при реорганизации или ликвидации организации устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь (для банков – Национальным банком Республики Беларусь).
Статья 15. Состав отчетности
1. Годовая и промежуточная отчетность (за исключением месячной отчетности) коммерческих организаций состоят из:
отчета об изменении собственного капитала;
отчета о движении денежных средств;
примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Месячная отчетность коммерческих организаций состоит из бухгалтерского баланса.
2. Годовая и промежуточная отчетность (за исключением месячной отчетности) некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций, Национального банка Республики Беларусь) состоят из:
отчета о прибылях и убытках;
отчета об использовании целевого финансирования;
Месячная отчетность некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций, Национального банка Республики Беларусь) состоит из бухгалтерского баланса.
3. Состав отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Республики Беларусь.
4. Состав годовой отчетности Национального банка Республики Беларусь определяется законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 16. Представление и публикация отчетности
1. Организации (за исключением бюджетных организаций) представляют годовую индивидуальную отчетность:
собственнику имущества (учредителям, участникам) организации и иным лицам, уполномоченным на получение годовой индивидуальной отчетности законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации;
государственным органам, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, если отчитывающиеся организации находятся в их подчинении (входят в их состав) или являются хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам и переданы в управление этим органам, организациям;
иным организациям в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
2. Организации (за исключением Национального банка Республики Беларусь, бюджетных организаций, страховых организаций) представляют годовую индивидуальную отчетность не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
3. Организации (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, бюджетных организаций, страховых организаций) представляют промежуточную индивидуальную отчетность в порядке и сроки, установленные:
собственником имущества (учредителями, участниками) организации и иными лицами, уполномоченными на получение промежуточной индивидуальной отчетности законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации;
государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, если отчитывающиеся организации находятся в их подчинении (входят в их состав) или являются хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам и переданы в управление этим органам, организациям.
4. Национальный банк Республики Беларусь представляет годовую отчетность в порядке и сроки, установленные законодательными актами Республики Беларусь.
годовую индивидуальную отчетность в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь;
промежуточную индивидуальную отчетность в порядке и сроки, установленные Национальным банком Республики Беларусь, учредителями (участниками) банков в соответствии с их учредительными документами.
5. Бюджетные организации, страховые организации представляют годовую и промежуточную индивидуальную отчетность в порядке и сроки, установленные Министерством финансов Республики Беларусь.
6. Порядок и сроки представления консолидированной отчетности устанавливаются собственником имущества (учредителями, участниками) организации и иными лицами, уполномоченными на получение консолидированной отчетности законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации (для банковских групп, банковских холдингов – Национальным банком Республики Беларусь).
7. Порядок и сроки представления сводной отчетности устанавливаются республиканскими органами государственного управления, осуществляющими государственное регулирование и управление в определенной сфере экономической деятельности, и иными лицами, уполномоченными на получение сводной отчетности законодательством Республики Беларусь.
8. Годовая отчетность организации в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, подлежит обязательной публикации. Если годовая отчетность подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, она публикуется вместе с аудиторским заключением по этой отчетности. Порядок и сроки публикации отчетности определяются законодательством Республики Беларусь.
Статья 17. Составление, представление и публикация отчетности в соответствии с МСФО
1. МСФО вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком Республики Беларусь в установленном ими порядке. При введении в действие МСФО определяются особенности их применения на территории Республики Беларусь.
МСФО, введенные в действие в соответствии с частью первой настоящего пункта, подлежат официальному опубликованию в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также размещению на официальном сайте Министерства финансов Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет.
2. Общественно значимые организации (за исключением банков, акционерных инвестиционных фондов, управляющих организаций инвестиционных фондов) обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.
Банки, управляющие организации инвестиционных фондов обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную или индивидуальную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.
Акционерные инвестиционные фонды обязаны составлять годовую индивидуальную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.
3. Годовая отчетность общественно значимой организации, составленная в соответствии с МСФО, подписывается (утверждается) ее руководителем и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации.
4. Годовая отчетность общественно значимой организации, составленная в соответствии с МСФО, вместе с аудиторским заключением по этой отчетности должна быть:
представлена в Министерство финансов Республики Беларусь (банка – в Национальный банк Республики Беларусь) не позднее 30 июня года, следующего за отчетным;
размещена на сайте общественно значимой организации в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 31 июля года, следующего за отчетным.
Статья 18. Хранение документов бухгалтерского учета и отчетности
1. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность, другие документы, связанные с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь.
2. При хранении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, других документов, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, должна обеспечиваться их защита от несанкционированного доступа.
3. Руководитель организации несет ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, других документов, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности.
ГЛАВА 4
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 19. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и отдельных положений законов Республики Беларусь
Признать утратившими силу:
1. Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 года «О бухгалтерском учете и отчетности» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 34, ст. 566).
2. Закон Республики Беларусь от 26 июня 1997 года «О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., № 27, ст. 468).
3. Закон Республики Беларусь от 31 декабря 1997 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 2, ст. 7).
4. Закон Республики Беларусь от 25 июня 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 63, 2/785).
5. Закон Республики Беларусь от 17 мая 2004 года «О внесении изменения в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 77, 2/1027).
6. Пункт 7 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 30 июля 2004 года «О признании утратившими силу законодательных актов и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 122, 2/1056).
7. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 4, 2/1285).
8. Статью 10 Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 3, 2/1399).
9. Пункт 6 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1703).
10. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 18 октября 1994 года «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 34, ст. 567).
Статья 20. Переходные положения
1. Годовая отчетность за 2013 год составляется, представляется и публикуется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, действовавшим до 1 января 2014 года.
2. Лица, назначаемые до 1 января 2017 года на должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков), должны отвечать требованиям, установленным абзацем вторым части третьей пункта 7 статьи 8 настоящего Закона.
Лица, занимающие должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков), обязаны получить сертификат профессионального бухгалтера до 1 января 2017 года.
Лица, занимающие должность главного бухгалтера банка, обязаны получить сертификат профессионального бухгалтера банка до 1 января 2017 года.
Статья 21. Меры по реализации положений настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку Республики Беларусь:
до 1 января 2016 года принять меры по реализации положений пункта 1 статьи 17 настоящего Закона;
до 1 января 2014 года принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.
Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:
абзац второй пункта 4, абзац второй пункта 5 и абзац второй части второй пункта 6 статьи 8 – с 1 января 2017 года;
статья 21 – после официального опубликования настоящего Закона;
иные положения настоящего Закона – с 1 января 2014 года.
pravo.by