Бихевиоризм подробно

Бихевиоризм — один из немногих англицизмов, использование которого оправдано самой природой нашего языка. С помощью «изм…а» можно вывести название системы почти из любого слова, но попробуйте проделать это с «поведением» (behavior по-английски буквально и означает — поведение). Данная школа — крупнейшая в мировой психологии XX века — всегда была представлена у нас (как в научных работах, так и в учебных курсах) очень скупо и преимущественно критически. В результате в сознании российских психологов бихевиоризм представлен в основном в виде набора упреков в его адрес.

Попробуем сформулировать самые важные из этих упреков.

Критика бихевиоризма

Итак, бихевиоризм оказывается сильно уязвим для критики в связи с тем, что он:

— заставил психологию отказаться от того, что есть в ней самого волнующего и привлекательного — внутреннего мира, то есть сознания, чувственных состояний, душевных переживаний;

— трактует поведение как совокупность ответных реакций на определенные раздражители, тем самым низводя человека др уровня автомата, робота, марионетки;

— опираясь на тот аргумент, что все поведение выстраивается в ходе прижизненной истории, пренебрегает врожденными способностями и склонностями;

— не уделяет внимания изучению мотивов, намерений и целевых установок человека;

— не в силах объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве;

— опирается на опыт изучения животных, а не человека, поэтому представляемая им картина человеческого поведения ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными;

— неэтичен, так как использует в экспериментах жестокие методы, включая болевое воздействие;

— недостаточное внимание уделяет индивидуально-психологическим особенностям, пытаясь свести их к индивидуальному репертуару поведения;

— игнорирует категории морали и нравственности;

— антигуманен и антидемократичен, поскольку ставит своей целью манипуляцию поведением, так что его результаты хороши для концлагеря, а не для цивилизованного общества.

Как это ни покажется невероятно, но все эти утверждения почти дословно почерпнуты из работы самого знаменитого бихевиориста Б. Ф. Скиннера. Одну из своих самых известных книг он начинает перечнем упреков в адрес своей позиции, с тем чтобы затем их отвергнуть. Так уж повелось, что бихевиористам постоянно приходится оправдываться. Получается это иногда убедительно, иногда — не очень. Дабы разобраться в справедливости выдвинутых претензий и соответствующих контраргументов, попробуем проследить историю их возникновения. Как получилось, что бихевиористы дали столько поводов для критики, и можно ли что-то сказать в их защиту?

Появление психологии как науки

Психология оформилась в самостоятельную науку в последней четверти XIX в. Ее предметом было провозглашено сознание, а основным методом — интроспекция, т. е. изощренное профессиональное самонаблюдение. В качестве центральной задачи ставилось изучение содержания сознания, выявление его элементов (которых, по некоторым гипотетическим оценкам, должно насчитываться десятки тысяч) и связей между ними, образующихся по законам ассоциации.

Сегодня этот этап развития психологии справедливо расценивается как перевернутая страница в истории науки. Однако понадобилось несколько десятилетий, чтобы со всей очевидностью высветилась ограниченность интроспективного подхода и его невысокая практическая ценность. В наши дни мы понимаем психологию совсем иначе, чем это было принято сто лет назад. И во многом — благодаря теоретикам и практикам бихевиоризма, отважившимся выступить против господствовавшего в начале прошлого века академического взгляда на предмет и задачи психологии. Если бы психология по сей день оставалась такой, какой ее мыслили основоположники, мы вряд ли заинтересовасись бы ею.

Для своего времени (начало XX в.) бихевиоризм явился новым позитивным вкладом в науку, обеспечившим ее прогресс. Так же, впрочем, как и фрейдизм, позволивший по-новому оценить многие явления душевной жизни. Однако уже по прошествии полувека эти две основные силы в психологии (об интроспекционизме никто уже всерьез не вспоминал) продемонстрировали присущие им слабости и издержки и фактически побудили новое поколение психологов объединиться в «третью силу» под знаменами гуманистической психологии. Кстати, именно от гуманистов в адрес бихевиоризма раздавалась самая серьезная критика. А вот сегодня, по прошествии еще полувека, уже вполне очевидно, что и «третья сила» оказалась не безупречна и далеко не все ее амбиции основательны. Вероятно, впереди новый виток, на котором в единый вектор сложится накопленный предшественниками позитив и будут отброшены нереалистичные притязания. И похоже, в багаж психолога XXI века войдут и кое-какие достижения поведенческой школы. Ибо на одних комплексах в XXI веке далеко не уедешь, будь то комплекс Эдипа по Фрейду или комплекс Ионы по Маслоу.

История бихевиоризма

Эру науки о поведении принято отсчитывать с 1913 г., когда Джон Уотсон на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации выступил с программным докладом «Психология с точки зрения бихевиориста», который в том же году был опубликован. Однако идеи бихевиоризма к тому времени уже витали в воздухе, и главная заслуга Уотсона состоит, пожалуй, в том, что он, как нынче принято выражаться, их озвучил. В этом смысле Уотсон, безусловно, выступил революционером. Но это был не отчаянный порыв одинокого бомбиста, а закономерное разрешение назревшей революционной ситуации.

Представление об адаптивной (по отношению к внешним стимулам) природе психики и рефлекторном характере поведения восходит еще к картезианскому учению о рефлексе, сформулированному в XVII в. (сам Декарт, кстати, термина «рефлекс» еще не употреблял, да и механизм проведения нервных импульсов на том уровне развития науки был еще неведом, однако схема циркуляции «животных духов» довольно точно предвосхитила схему рефлекторной дуги). Сама идея тождества механизмов поведения всех живых организмов — как животных, так и человека — принадлежит именно Декарту. Правда, Декарт специфику человеческого поведения все же видел в его одухотворенности, отчего бихевиористы категорически отказались.

Философская основа

Философскую основу бихевиоризма составил сплав позитивизма и прагматизма. Основатель позитивизма французский философ Огюст Конт считал, что единственно истинным знанием является знание об объективно наблюдаемых явлениях. Соответственно, подлинно научному исследованию доступны только наблюдаемые факты, что совершенно исключает из исследовательского инструментария всякие субъективные методы, в первую очередь — интроспекцию. К началу XX в. именно позитивизм определял ту научную атмосферу, «дух времени», в которых вызревала революция в психологии. Философия прагматизма, ведущими представителями которой выступали У. Джемс и Дж. Дьюи, выдвигала в качестве критерия истинности любого учения, любой концепции их практическую пользу (тут легко проследить аналогию с марксистской формулой «практика — критерий истины», хотя у нас ее долгие годы не принято было замечать).

Дьюи и Джемс повлияли на становление бихевиоризма не только своими философскими, но и психологическими идеями. В историю психологии Джон Дьюи (известный у нас преимущественно как философ и теоретик школьного дела) вошел как автор программной статьи «Понятие о рефлекторном акте в психологии» (1896), в которой призвал перейти к новому пониманию предмета психологии, признать таковым целостный организм в его адаптивной по отношению к среде активности. В ту пору Дьюи работал в Чикагском университете, где под его влиянием сформировалась группа психологов, объявивших себя в противовес школе Вундта и Титченера функционалистами. Их кредо высказал Джеймс Энджелл в президентском адресе к Американской психологической ассоциации — «Область функциональной психологии» (1906).

В нем функциональная психология определялась как учение о психических операциях в противовес структуралистскому учению о психических элементах. Операции выполняют роль посредников между потребностями организма и средой. Главное назначение сознания — «аккомодация к новому». Организм действует как психофизическое целое, и поэтому психология не может ограничиться областью сознания. Ей следует устремиться в различных направлениях ко всему многообразию связей индивида с реальным миром.

Исследования Д. Уотсона

Эти представления, несомненно, оказали влияние на Уотсона, который некоторое время работал в Чикагском университете в качестве ассистента Энджелла.

Джемса, который, как известно, ни к какой научной школе не примыкал и собственной не создал, часто относят к предшественникам бихевиоризма на основании его теории эмоций. Представление Джемса об эмоциях, удивившее современников своей парадоксальностью, было первоначально изложено в 1884 г. в журнальной статье «Что такое эмоция?». Вопреки казавшемуся неоспоримым представлению о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах организма, Джемс предложил рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений: внешний раздражитель вызывает в организме (мышцах и внутренних органах) пертурбации, которые переживаются субъектом в форме эмоциональных состояний. Пафос выступления Джемса состоял в том, чтобы превратить эмоциональные состояния в объект, доступный естественнонаучному постижению. Эту задачу он пытался решить сведением субъективно переживаемого к телесному. Гипотеза Джемса носила умозрительный характер и впоследствии не выдержала опытной проверки, но в свое время сыграла роль катализатора новых воззрений на психические процессы. Первое десятилетие XX в. характеризовалось, в марксистских терминах, нарастанием революционной ситуации. В 1910 г. Энджелл писал, что термин «сознание» в конце концов исчезнет из психологии, как это произошло с термином «душа». Три года спустя, незадолго до появления манифеста Уотсона, Энджелл предположил, что будет гораздо полезнее просто забыть о сознании и вместо этого объективно описывать поведение людей и животных. В 1911 г. Уолтер Пилсбери в своей книге определил психологию как науку о поведении. Он настаивал, что к человеку надо относиться столь же объективно, как и к любому объ¬екту физического мира. В том же году Вильям Монтегю представил в нью-йоркское отделение АПА работу под названием «Не потеряла ли психология сознание?». Он писал о «движении, стремящемся избавиться от концепции разума или сознания и заменить их понятием поведения как достаточного объекта для психологических исследований». В те же годы появляются книги Макса Майера «Фундаментальные законы человеческого поведения», Уильяма Мак-Дугалла «Психология: изучение поведения». Уотсону оставалось выйти на трибуну и провозгласить, что революция, о которой так долго говорили психологи, — свершилась!

Конечно, нельзя недооценивать и собственные заслуги Уотсона, обобщившего свой 12-летний опыт изучения поведения животных, а также богатый опыт, накопленный к тому времени в лабораториях Америки и… России! В США первая подопытная крыса была запущена в первый экспериментальный лабиринт еще в 1900 г., а в России изучение собачьих рефлексов началось еще раньше. Нет ничего удивительного в том, что в американских учебниках психологии, Россию высокомерно игнорирующих, пара русских имен все же обязательно упоминается — Павлов и Бехтерев. Понятно, что упоминаются они — причем с большим почтением — в главах, посвященных бихевиоризму.

Отказавшись от традиционных для академической психологии понятий, прежде всего — сознания, недоступного объективному изучению, психологи-бихевиористы сосредоточили внимание на том, что «весомо, грубо, зримо», — феноменах поведения, и именно в терминах поведения стали трактовать все явления душевной жизни. Поведение трактовалось ими как совокупность реакций на стимулы внешней среды. Такая трактовка сама по себе открывала перед исследователями широкие перспективы. Ведь согласно их представлениям, знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующую реакцию, и наоборот, по характеру реакции можно судить о вызвавшем ее стимуле. Поэтому, используя необходимые стимулы при умелом манипулировании подкреплением (поощряя одни реакции и подавляя другие), можно добиться желаемого поведения. Понятно, что на первый план в исследованиях выдвигалось научение — приобретение и закрепление нового опыта.

Практическое применение бихевиоризма

Практическое применение бихевиоральных схем продемонстрировало исключительно высокую эффективность — прежде всего в области исправления «нежелательного» поведения. Психотерапевты поведенческого направления предпочли отбросить рассуждения о внутренних терзаниях и стали рассматривать психологический дискомфорт как следствие неправильного поведения. В самом деле, если человек не умеет вести себя адекватно складывающимся жизненным ситуациям, не умеет налаживать и поддерживать отношения с близкими, с коллегами, с противоположным полом, не может отстоять свои интересы, решать возникающие проблемы, то отсюда один шаг до всяческих депрессий, комплексов и неврозов, которые по сути дела выступают лишь следствиями, симптомами. Лечить надо не симптом, а болезнь, то есть решать проблему, лежащую в основе психологического дискомфорта, — поведенческую проблему. Иными словами, человека надо научить правильно себя вести. Если вдуматься — не на том ли основана идеология всей тренинговой работы? Хотя, конечно, редкий современный тренер согласится признать себя бихевиористом, напротив — еще наговорит кучу красивых слов об экзистенциально-гуманистических идеалах своей деятельности. Но попробовал бы он осуществлять эту деятельность без опоры на поведение!

Один из прикладных аспектов поведенческой психологии все мы постоянно испытываем на себе, подвергаясь неустанному и, надо признать, весьма эффективному воздействию рекламы. Как известно, основоположник бихевиоризма Уотсон, лишившийся вследствие скандального развода всех академических должностей, нашел себя в рекламном бизнесе и немало в нем преуспел. Сегодня герои рекламных роликов, склоняющие нас к покупке того или иного товара, — это фактически солдаты армии Уотсона, стимулирующие согласно его заветам наши покупательские реакции. Можно сколько угодно ругать тупую назойливую рекламу, но ее создатели не вкладывали бы в нее бешеные деньги, будь она бесполезна.

Бихевиоризм в педагогике

Но самое широкое применение идеи бихевиоризма нашли в педагогической практике. Во всем мире в практику воспитания и образования вошла рабочая схема формирования человека, основанная на «впечатывании» (термин Торндайка) связей между стимулами и реакциями, что реально означает выработку «правильных» реакций и устранение «неправильных». При этом процесс социализации и собственно научения трактуется как опробывание различных подходов, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем ее тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится. Особое значение в этой связи приобрела идея позитивного и негативного подкрепления той или иной реакции в качестве необходимого фактора формирования поведения. В конце концов, что есть школьная отметка, как не форма подкрепления? Правда, педагоги гуманистической ориентации гневно клеймят школьную отметку и призывают от нее отказаться в пользу исключительного поощрения реальных достижений. Но насколько это противоречит идеям бихевиоризма? Создается впечатление, что с работами бихевиористов мало кто из их критиков по-настоящему знаком. А вот, например, строки из Скиннера: «Наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что нужно делать. Наказание является основным препятствием научению. Наказуемые формы поведения не исчезают; они почти всегда возвращаются замаскированными или сопровождаемыми другими формами поведения. Эти новые формы помогают избежать дальнейшего наказания или являются ответом на наказание. Тюрьма — прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Если заключенный ничему не научился, то нет никакой гарантии, что в той же среде с теми же соблазнами он будет вести себя по-другому.

Кроме того, наказание поощряет наказывающего. Учитель, пугая ученика плохой отметкой, добивается того, что он становится внимательнее. А для учителя это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт. В конечном итоге наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому».

Если опустить формулировку «контроль за поведением», то даже не верится, что эти слова принадлежат «без пяти минут фашисту», которого вот уже полвека отчаянно поносят полчища гуманистически настроенных психологов, педагогов и публицистов. По сути дела, весь пафос их критики сводится к тому, что с помощью бихевиоральных методов можно вершить всяческие издевательства над людьми (примеров предостаточно). Вообще-то и скальпелем можно зарезать. Что ж — откажемся от хирургии?

Всей историей своего развития бихевиоризм продемонстрировал — значение этого научного направления и его историческая судьба сродни тем, что характерны для любой психологической школы. В свое время его рождение отвечало насущным требованиям науки и практики, всей общественной жизни, явилось позитивным шагом в развитии науки, поскольку позволило отвергнуть отжившие и малопродуктивные представления прошлого. Однако притязания бихевиористов оказались слишком преувеличенными (разве не то же самое можно сказать про любую школу?). Попытки свести все многообразие психических явлений к поведенческим реакциям в ряде случаев действительно производят впечатление примитивизации. Да и аналогии с поведением животных, в известных пределах — бесспорные, за этими пределами начинают звучать абсурдом.

Бихевиоризм берется объяснить наше поведение и способствовать его формированию в наилучшем направлении. Кое в чем это удается блестяще, кое в чем — более или менее правдоподобно и успешно, однако исчерпывающего объяснения и безупречного практического инструментария он дать не в состоянии. Только вряд ли это может-служить поводом для упреков — ведь никто из психологов, к какой бы школе они ни принадлежали, такого успеха пока не добился.

www.psychologos.ru

Бихевиоризм
Смысл, значение, достижения и проблемы бихевиоризма

Историческая справка

Более столетия назад во всем мире начался усиленный рост промышленного производства, особое место в этом принадлежало США. По истокам своего возникновения США являлись продолжением европейской цивилизации, становясь крупнейшей державой мира с гигантской индустрией.

В связи с этим возникновение новых социально-экономических отношений способствовало появлению такого течения в философии, как прагматизм (учение, возникшее в 70-х годах 19 века в США, признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты).

Прагматизм в свою очередь дал путевку в жизнь бихевиоризму (Behavior — поведение) в психологии. Возникновению бихевиоризма способствовало появление разработки условных рефлексов в психологии и развитие зоопсихологии, как экспериментальной ветви психологии.

Американский психолог Джон Уотсон в 1913 году определил психологию как науку о поведении, отрицая категорию сознания, ссылаясь на методику И.П. Павлова об условных рефлексах.

Более дальней прародительницей бихевиоризма можно считать древнюю традицию ассоциаций, основанную на предположении, что наша психика при получении информации связывает ее с предыдущей информацией, т.е. возникают ассоциации. При этом считалось, что при рождении наш разум не имеет никакой информации об окружающем мире, по мере роста человека, он познает окружающий мир, и создаются ассоциации.

В 30 — 50 годы прошлого века Б. Скиннер разработал самую крайнюю форму бихевиоризма, которая заключалась в концепции, что познание — это только набор отношений «стимул-реакция», а вовсе не вид умственной деятельности. В его понимании мышление, как и внешнее поведение, состоит из действий, зависящих от окружающей среды и от стимулов получаемых от нее.

Суть бихевиоризма

Д. Уотсон считал, что в поведении человека нет ничего прирожденного, а все его проявления, это результат внешней стимуляции, что он и пытался доказать изучая младенцев. Если вернуться к нашему младенцу, то это означало, что он был организмом, для которого основным стали «стимул» (раздражитель внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация), сознание его еще спало. Малыш должен был приспособиться к среде обитания. Возможно, что это был естественный ход развития, человечества, философии и психологии.

Таким образом, цель бихевиоризма — превращение психологии в область знания управляющую и предсказывающую поведение. Исследования, проведенные на животных, бихевиористы автоматически переносили на человека. Обучение животного — это повторение (закон упражнения), т.е. выработка приспособительных реакций, затем закрепление, установление прочной зависимости между стимулом и реакцией (закон эффекта).

Бихевиористы правильно определили зависимость поведения от воздействия среды, но не учитывали обусловленности ответной реакции не только стимулам, но и внутренними явлениями. Вероятно, к модели поведения человека можно было подойти, изучая психику животных, но, не отрицая различия психики человека и животного.

Многие психологические исследования того времени сосредотачивались на анализе ассоциаций. Ассоциациями пытались объяснить поведение с помощью связей между переживаниями. Эта идея основана на том, что при рождении наш разум — чистый лист бумаги, который заполняется по мере познания окружающей среды. Торндайк проверял ассоциативные решения с помощью экспериментов над кошками.

Уотсон считал, что основой отношений организма к среде является «стимул-реакция» и, следовательно, пользуясь различными раздражителями можно получить человека с необходимыми качествами и любым поведением, не принимая во внимание ни врожденные качества, ни убеждения, ни другие личностные качества.

В этой идее чувствуется определенная направленность — получение вместо человека послушного робота, которого программируют на выполнение только набора двигательных функций, т.е. интересует только один исполнительский аспект в поведении человека.

Эти идеи очень близки фашистским или тираническим режимам, которым важно иметь слепое орудие в своих руках, послушную рабочую или военную силу, не способную размышлять, а лишь наученную слепо выполнять приказы.

Плюсы и минусы

В 30-е годы прошлого века, во время экономического кризиса, стало ясно, что уже невозможно сбросить со счетов роль социальной среды и отношение к ней человека, причем не только внешние его реакции, но и его мотивы, настроения, установки.

И тут бихевиоризм начал сдавать свои позиции: вначале американский психолог Роберт Вудворте включил промежуточное звено — организм и его установки в схему «стимул-реакция», разработал учение о мотивации; затем необихевиористы Эдвард Толмен и Кларк Халл реформировали поведенческую психологию, введя понятие «промежуточных переменных» (познавательных и побудительных факторов между стимулом и реакцией). Но все это не могло объяснить психологические механизмы обучения человека и даже животных.

Идея бихевиоризма — превращение психологии в естественную науку о поведении организма потерпела крах, т.к. сам организм не вписывался в эту схему. Таким образом, наш младенец научился двигаться, но без включения сознания, его поведение было идентично поведению животного.

Но надо отдать должное, что появление бихевиоризма привело психологию к дальнейшему развитию взглядов на организацию психики. Психологи этого направления обогатили науку, но не в результате, а вопреки, потому что они не смогли удержаться на позициях только лишь бихевиоризма, используя явления без которых невозможно было понять смысл поведения.

Простота схемы «стимул-реакция» давала возможность простого количественного описания явления и математической обработки результатов , но полностью исключало качественную характеристику психики.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса

Зарегистрирован в качестве СМИ на основании Свидетельства о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-69084 от 14 марта 2017

www.effecton.ru

законы бихевиоризма

теоретические основы бихевиаризма, сформулированные в начале ХХ века Э. Торндайком. Важнейшие из них – закон упражнения, готовности, ассоциативного сдвига, эффекта и др.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «законы бихевиоризма» в других словарях:

ЗАКОНЫ НАУЧЕНИЯ — ЗАКОНЫ НАУЧЕНИЯ. Несколько эмпирических обобщений, сформулированных американским психологом Э. Торндайком (1874–1949) на рубеже XIX–ХХ столетий и получивших название «принципы научения» или «З. научения». Закон готовности, или установки:… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЗАКОНЫ НАУЧЕНИЯ — (англ. laws of learning). На рубеже XIX XX столетий амер. психолог Э. Торндайк (Thorndike, 1874 1949) сформулировал несколько эмпирических обобщений, которые получили название «принципов научения» или «З. н.». Наиболее часто ему приписывают след … Большая психологическая энциклопедия

бихевиоризм — (от англ. behaviour поведение) направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней… … Большая психологическая энциклопедия

Теория обработки информации (information-processing theory) — Т. о. и. изучает то, как люди обращаются с информ., отбирают и усваивают ее, а затем используют в процессе принятия решений и управления своим поведением. Психологи, занимающиеся обработкой информ., строят теории когнитивных способностей и… … Психологическая энциклопедия

Бихевиоризм — Эта статья о психологической концепции. О политологической теории см. Бихевиорализм … Википедия

СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ — (United States of Amenca), США, гос во в Сев Америке Пл ок 9,4 млн км2. Нас. 258,2 млн чел (1993), в т.ч. 85% белые, ок 12% негры, ок 3% представители др. рас Офиц язык английский Столица Вашингтон Уровень образования населения в США определяется … Российская педагогическая энциклопедия

Философский зомби — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

МЫШЛЕНИЕ — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… … Философская энциклопедия

Соединённые Штаты Америки — (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия

МАХИЗМ — 1) в узком смысле совокупность филос. воззрений австр. физика и философа Маха; 2) в широком смысле субъективно идеалистич. направление в философии и методологии науки, выдвинутое в нач. 20 в. в работах Маха, Авенариуса и их учеников, а… … Философская энциклопедия

psychology_pedagogy.academic.ru

Закон бихевиоризма

Бихевиоризм – это психологическая доктрина, в точном переводе означающая ученье о поведенческом реагировании индивидов. Приверженцы данной доктрины утверждали, что изучению с позиции науки сознание доступно только исключительно через объективно отмечаемые поведенческие акты. Становление бихевиоризма вершилось под эгидой постулатов И. Павлова и его экспериментальных способов изучения поведенческих реакций зверей.

Концепция бихевиоризма была впервые выдвинута в 1913 году психологом, родом из США, Дж. Уотсоном. Перед собой он ставил целью переустройство психологии в достаточно точную науку, базирующуюся на основе свойств, наблюдаемых исключительно объективным путем и отмечаемых в характеристиках людской деятельности.

Ведущим приверженцем бихевиористической теории был Б.Скиннер, который разработал комплекс экспериментальных методов, позволяющих сопоставлять поведенческие акты с понятиями, используемыми обычно с целью обрисовки умственных состояний. Скиннер относил к научным терминам исключительно те, которые очерчивают лишь физические явления и предметы. А понятия умственного характера им интерпретировались в качестве «объяснительных фикций», от которых необходимо высвободить психологию как науку. Наряду с собственным психологическим ученьем о бихевиоризме Скиннер активно пропагандировал ее социальные стороны, культурные аспекты и результаты. Он отвергал моральную ответственность, свободу воли, личностную независимость и противопоставлял всем подобным менталистским «басням» структуры преобразования социума на базисе разработки разнообразных техник манипулирования и управления человеческим поведением.

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм определил внешний характер американской психологии двадцатого столетия. Основатель бихевиористского учения Джон Уотсон сформулировал его основные принципы.

Бихевиоризм предмет исследования по Уотсону изучает поведение субъектов. Именно отсюда и произошло название данного течения психологии (behavior означает поведение).

Бихевиоризм в психологии кратко представляет собой ученье о поведении, анализ которого носит исключительно объективную направленность и ограничивается внешне отмечаемыми реакциями. Уотсон полагал, что все происходящее во внутреннем мире индивида изучить невозможно. А объективно подвергнуть изучению, а также фиксации можно лишь реакции, внешнюю активность личности и стимулы, которые обуславливаются такими реакциями. Задачей психологии он считал, определение по реакциям потенциального стимула, а по побуждению предсказание определенной реакции.

Бихевиоризм предмет исследования является человеческое поведение от его появления на свет и до естественного завершения жизненного пути. Поведенческие акты могут быть просматриваемы аналогично объектам исследования остальных естественных наук. В поведенческой психологии могут быть применимы такие же общие методики, которые используют в естественных науках. А так как при объективном исследовании личности сторонник бихевиористической теории не наблюдает ничего, что можно было соотнести с сознанием, ощущением, волей, воображением, то он больше не может считать, что перечисленные термины свидетельствуют о реальных феноменах психологии. Отсюда бихевиористы выдвинули гипотезу, что все вышеназванные понятия необходимо исключить из обрисовки деятельности личности. Данными понятиями продолжала пользоваться «старая» психология вследствие того, что она началась с Вундта и произросла из философской науки, которая, в свой черед, выросла из религии. Таким образом, данную терминологию использовали оттого, что вся психологическая наука ко времени появления бихевиоризма считалась виталистической.

Научение бихевиоризм имеет собственную задачу, которая лежит в накапливании наблюдений за человеческим поведением с целью того, чтобы бихевиорист в каждой конкретной ситуации при определенном стимуле мог предвосхитить реакцию индивида или, наоборот, определить ситуацию, если известна реакция на нее. Поэтому при таком широком спектре поставленной задачи бихевиоризм еще довольно далек от цели. Однако, хотя выполнение задачи довольно сложно, но реально. Хотя многими учеными эта задача считалась неразрешимой и даже абсурдной. Тем временем социум базируется на тотальной уверенности, что поведенческие акты индивидов могут быть предвосхищены заранее, вследствие чего можно создать такие обстоятельства, которые спровоцируют определенные типы поведенческих реакций.

Храм божий, школа, супружество – все это является социальными институтами, которые зародились в процессе эволюционно-исторического развития, однако они не смогли бы существовать в случае невозможности предвосхищения человеческого поведения человека. Общества бы не существовало, если бы оно было не в состоянии формировать такие обстоятельства, которые влияли бы на некоторых субъектов и устремляли их действия по строго установленным путям. До настоящего времени, обобщения бихевиористов опирались, главным образом, на бессистемно используемых способах общественного воздействия.

Сторонники бихевиоризма надеются покорить и эту сферу, а затем подвергнуть научно-экспериментальному, достоверному изучению отдельных индивидов и социальные группы.

Школа бихевиоризма, иными словами стремится стать лабораторией социума. Условия, затрудняющие исследования бихевиориста, состоят в том, что побуждения, изначально не провоцировавшие какого-либо реагирования, могут в дальнейшем вызвать его. Такой процесс называется обусловливанием (ранее данный процесс назывался образованием привычек). Вследствие таких сложностей бихевиористам пришлось прибегнуть к генетической методике. У новорожденного младенца отмечается так называемая физиологическая система врожденных реакций или рефлексов.

Бихевиористы, основываясь на множестве безусловных, незаученных реакций, пытаются трансформировать их в условные. Одновременно с этим обнаруживается, что количество сложных безусловных реакций, возникающих при появлении на свет либо вскоре после него, сравнительно невелико, что опровергает теорию инстинкта. Большинство сложных актов, которые психологи старой школы именовали инстинктами, например, лазание или драка, сегодня считается условными. Иначе говоря, бихевиористы не отыскивают больше сведений, подтверждающих существование наследственных видов поведенческих реакций, а также наличие наследственных особых способностей (например, музыкальных). Они полагают, что при существовании сравнительно малочисленных врожденных действий, которые примерно одинаковы у всех малышей, и в условиях постижения внешней и внутренней среды, становится возможным, направить развитие любой крохи по строго определенной стези.

Концепции бихевиоризма рассматривали личность индивидуумов в качестве набора поведенческих реакций, характерных для конкретного субъекта. Отсюда и ведущей в концепции бихевиоризма была схема «стимул S (побуждение) – реакция R». Торндайк даже вывел закон эффекта, состоящий в том, что между побуждением и ответным реагированием связь усиливается при наличии подкрепляющего стимула. Подкрепляющий стимул может нести позитивную направленность, например, похвала или денежная, премия, или негативную, например, наказание. Зачастую человеческое поведение обусловлено ожиданием положительного подкрепления, однако, иногда, может преобладать желание избежать воздействия отрицательного подкрепляющего стимула.

Концепции бихевиоризма, таким образом, утверждают, что личность является всем тем, чем обладает субъект, и его потенциалом в отношении реагирования с целью адаптации к среде. Другими словами личность является организованной структурой и относительно стабильной системой всевозможных навыков.

Бихевиоризм в психологии кратко можно изложить при помощи теории Толмена. Индивид в концепции бихевиоризма, прежде всего, рассматривается в качестве реагирующего, функционирующего, обучающегося создания, запрограммированного на произведение различного характера действий, реакций и поведение. Видоизменяя стимулы и подкрепляющие побуждения можно программировать индивидов на нужное поведение.

Психолог Толмен предложил когнитивный бихевиоризм, тем самым подвергнув критике формулу S->R. Он считал эту схему чересчур упрощенной, вследствие чего добавил в формулу между стимулом и реакцией важнейшую переменную – I, которая обозначает психические процессы конкретного субъекта, зависящие от его физического состояния, опыта, наследственности и природы стимула. Он представил схему следующим образом: S->I->R.

Позднее, Скиннер, продолжая развивать научение бихевиоризм, привел доказательства того, что любые поведенческие реакции индивида обусловливаются последствиями, вследствие чего вывел концепцию оперантного поведения, которое основывалось на том, что реакции живых организмов всецело предопределяются результатами, к которым они ведут. Живое существо проявляет тенденцию повторения определенного поведенческого акта или не присвоения ему абсолютно никакого значения либо вообще избегания его воспроизведения в дальнейшем в зависимости от приятного, неприятного или безразличного ощущения от последствий. Следовательно, индивид целиком зависит от обстоятельств, и любая свобода маневров, которой он может располагать, является чистейшей иллюзией.

Течение социальный бихевиоризм появилось в начале семидесятых. Бандура полагал, что ключевой фактор, повлиявший на индивида и сделавший его таким, каким он является сегодня, связан со склонностью субъектов к копированию поведения окружающих людей. При этом они оценивают и учитывают, насколько благоприятны будут последствия подобного подражания для них. Таким образом, на личность воздействуют не только исключительно внешние обстоятельства, но и последствия собственного поведения, которые она самостоятельно оценивает.

В соответствии с теорией Д. Роттера, социальные поведенческие реакции можно отобразить при помощи понятий:

— поведенческий потенциал, то есть каждый индивид имеет определенный набор функций, поведенческих актов, которые формировались на протяжении жизни;

— на поведение индивидов воздействует субъективная вероятность (другими словами, каким, по их мнению, будет определенный подкрепляющий стимул после определенного поведенческого акта в определенных обстоятельствах);

— на поведение индивидов воздействует характер подкрепляющего стимула, его значимость для человека (например, для кого-то более ценной является похвала, а для другого – материальное вознаграждение);

— на поведение индивидов воздействует его локус контроля, то есть ощущает он себя так называемой «марионеткой» в чужом спектакле или считает, что достижение собственных целей имеет зависимость только от собственных стараний.

По мнению Роттера, поведенческий потенциал, содержит пять стержневых блоков поведенческого реагирования:

— поведенческие акты направлены на достижение успеха;

— приспособительные поведенческие акты;

— защитные поведенческие акты (например, отрицание, усмирение желаний, обесценивание);

— избегание (например, уход);

— агрессивные поведенческие акты – либо настоящая физическая агрессия, либо символические ее формы, такие как издевка, направленная против интересов собеседника.

Бихевиоризм, несмотря, на многие недочеты этой концепции, продолжает занимать существенное место в психологической науке.

Теория бихевиоризма

К конечному периоду девятнадцатого столетия обнаружилось множество изъянов у стержневого способа исследования человеческой психики интроспекции. Основным из таких недостатков являлось отсутствие измерений объективного характера, вследствие чего наблюдалась разрозненность получаемой информации. Поэтому на фоне сформировавшейся ситуации зарождается школа бихевиоризма, направленная на изучение поведенческих реакций в качестве объективного психического феномена.

Американские сторонники бихевиоризма выстраивали свои труды, основываясь на идеях исследования поведенческих актов рус­скими исследователями И.Павловым и В.Бехтеревым. Они восприняли их воззрения в качестве модели точной естествен­нонаучной информации. Такие основополагающие воззрения под влиянием представлений позитивизма были модифицированы в другую линию исследования поведенческих актов, которая выразилась в крайних концепциях бихевиоризма:

— редуцирующих поведенческие акты к строго детерминированной связи внешнего побуждения, фиксируемого на «входе», с ответной наблюдаемой реакцией, регистрируемой на «выходе»;

— доказывающих, что такое отно­шение является единым равнозначным объектом научной психологии;

— в добавочных промежуточных переменных не нуждающихся.

Особая заслуга в данном направлении принадлежит В.Бехтереву, который выдвинул концепцию «коллективной рефлексологии», включающую поведенческие акты групп, поведенческие реакции индивидуума в группе, условия зарождения социальных коллективов, специфика их деятельности и взаимоотношения их членов. Подобное понимание понятия коллективной рефлексологии изображалось им в качестве преодоления субъективной социальной психологии, так как все проблемы групп понимаются в качестве соотношения внешних воздействий с мимико-соматическими актами и двигательными реакциями их участников. Такой социально-психологический подход необходимо обеспечить сочетанием принципов рефлексологии (инструменты объединения индивидов в группы) и социологии (специфика групп и их взаимоотношения с социумом). Бехтерев настаивал именно на понятии «коллективная рефлексология» вместо привычно употребляемого понятия социальной психологии.

Теория В.Бехтерева в бихевиоризме содержала крайне полезную мысль – группа является целым, в котором зарождаются новые свойства, возможные исключительно при взаимодействии индивидов. Однако такие взаимодействия истолковывались достаточно механистически, то есть личность провозглашалась продуктом социума, но в стержень ее формирования были положены биологические характеристики и, главным образом, социальные инстинкты, а для толкования общественных связей индивидуумов привлекались нормы неорганического мира (например, закон тяготения). Однако при этом само представление о биологической редукции подвергалось критике. Несмотря на это, заслуга В. Бехтерева была огромна перед дальнейшим формированием социальной психологии.

Британский психолог Айзенк в бихевиоризме является создателем факторной личностной теории. Он начал исследования базовых свойств личности с изучения итогов психиатрического обследования контингента здоровых индивидов и признанных невротиками, которые включают обрисовки психиатрических симптомов. Вследствие данного анализа Айзенк выделил 39 переменных величин, по которым эти группы отличались разительно, и факторное исследование которых сделало возможным получить четыре критерия, включающие критерий стабильности, экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Айзенк придал иное значение терминам интроверт и экстраверт, предложенным К. Юнгом.

Результатом дальнейшего изучения посредством факторного анализа Айзенком стала разработка «трех факторной концепции личности».

Эта концепция базируется на установление личностной черты как инструмента поведения в определенных сферах жизни. Изолированные поступки в неординарных ситуациях рассматриваются на низшем уровне разбора, на следующем уровне – часто воспроизводимые, привычные поведенческие реакции в содержательно сходных ситуациях жизни, это типичные реакции, диагностируемые в качестве поверхностных черт. На следующем третьем уровне разбора обнаруживается, что часто воспроизводимые формы поведенческого реагирования могут соединяться в некие богатые содержанием однозначно определяемые совокупности, факторы первого порядка. На следующем уровне разбора содержательно определенные совокупности сами соединяются во второго порядка факторы, или типы, которые не имеют явной поведенческой экспрессии, но базируются на биологических параметрах. На ступени второго порядка факторов Айзенк выделил три измерения личностных свойств: экстраверсию, психотизм и нейротизм, которые рассматривает в качестве генетически обусловленных активностью нервной системы, что демонстрирует их в качестве черт темперамента.

Направления бихевиоризма

Классический бихевиоризм представляет собой бихевиоризм Д.Уотсона, исследующий исключительно внешне проявляемые поведенческие реакции и не видящий различия между поведенческими актами индивидов и других живых созданий. В классическом бихевиоризме все явления психики сводятся к реагированию организма, главным образом, двигательному. Таким образом, мышление в бихевиоризме отождествлялось с речедвигательными действиями, эмоции – с трансформациями внутри организма. Сознание в данной концепции принципиально не изучалось, вследствие того, что оно не обладает поведенческими показателями. Основным инструментом поведенческих реакций в концепции принимается взаимосвязь побудительного стимула и реакции.

Основные методы бихевиоризма – это наблюдение и опытное изучение ответного реагирования организма на воздействия окружающих обстоятельств для обнаружения доступных математическому отображению корреляций между данными переменными. Миссией бихевиоризма считалось переведение абстрактных фантазий последователей гуманитарных теорий на слог научного наблюдения.

Бихевиористическое направление родилось вследствие протеста его сторонников против произвольных абстрактных спекуляций ученых, не обуславливающих термины четким образом, и истолковывающих поведенческие акты исключительно метафорически, не переводя красочные объяснения на слог четких предписаний – что конкретно необходимо произвести, чтобы получить от остальных или себя нужную модификацию в поведении.

В практической психологии бихевиористическое направление стало основоположником поведенческого подхода, в котором в центре внимания специалиста находятся поведенческие акты индивидов. Говоря более конкретно – «что есть в поведении», «что индивид желает изменить в поведении» и «что с этой целью конкретно необходимо сделать». По прошествии некоторого количества времени появилась необходимость отграничить поведенческий подход и бихевиоральное направление.

В практической психологии бихевиоральное направление является подходом, реализующим идеи классического бихевиоризма, другими словами работающий, в первый черед, с внешне проявляемыми, наблюдаемыми поведенческими реакциями индивида и рассматривающий личность только в качестве объекта воздействий в совершенной аналогии с научно-естественным подходом. Но все-таки поведенческий подход имеет гораздо более широкий диапазон. Он охватывает не только бихевиоральное направление, но и когнитивный бихевиоризм, и личностно-поведенческое направление, где специалист рассматривает личность как автора внешних и внутренних поведенческих актов (мыслей, эмоций, избрания жизненной роли или выбора определенной позиции), то есть любых поступков, производителем которых является она и за которые она будет в ответе. Слабость бихевиоризма заключается в сведении многоаспектных процессов и явлений к деятельности людей.

Кризис бихевиоризма разрешился посредством введения в классическую схему дополнительной переменной величины. Благодаря этому сторонники концепции стали считать, что не все можно зафиксировать объективистскими методиками. Побуждение функционирует только вместе с промежуточной переменной величиной.

Как и любые теории, бихевиоризм, подвергался модификациям в процессе собственного развития. Таким образом, появились новые направления: необихевиоризм и социальный бихевиоризм. Последний изучает агрессию индивидов. Сторонники соцбихевиоризма считают, что личность прикладывает множество усилий с целью добиться определенного статуса в социуме. Понятие бихевиоризм в этом направлении является механизмом социализации, предусматривающим не только лишь приобретение опыта, основанного на собственных промахах, но и на ошибках других. Фундаменты кооперативных и агрессивных поведенческих актов сформированы на данном механизме.

Необихевиоризм не ставит перед собой задачу личностного воспитания, но устремляет усилия на «программирование» поведенческих актов индивидуума с целью достижения максимально действенного результата для клиента. Важность положительного стимула была подтверждена в исследованиях практикой «метода пряника». При воздействии позитивного побуждающего стимула можно достигнуть наибольших результатов. Проводя собственные исследования, Скиннер, многократно попадал впросак, однако при этом он полагал, что если бихевиористическое ученье не может отыскать ответ на какой-нибудь вопрос, то попросту такого ответа не существует вообще.

Бихевиоризм поведение человека Скиннер считал детерминировано внешними условиями влияния (мотивы, опыт, наблюдение), вследствие чего он исключал способность к самоуправлению.

Центральные ошибки последователей бихевиористического научения заключаются в совершенном игнорировании личности. Они не понимали того, что исследование всякого действия без привязки к определенной личности невозможно. Также они не учитывали, что у разных личностей в равных условиях могут зародиться несколько реакций, а выбор оптимальной всегда будет оставаться за личностью.

Сторонники бихевиоризма утверждали, что в психологии любое «уважение» выстраивается только на страхе, что очень далеко от истины.

Вопреки тому, что на протяжении последних 60 лет произошло серьезное видоизменение идей бихевиоризма, предложенных Уотсоном, основные принципы этой школы все же остались неизменными. К ним относят представление о преимущественно неврожденном характере психики (однако сегодня признается наличие врожденных компонентов), идею о необходимости изучать, главным образом, доступные анализу и наблюдению поведенческие реакции (невзирая на то, что смысл внутренних переменных и их содержание не отрицается) и уверенность в наличии возможности влиять на ход развития психики целым рядом разработанных технологий. Убежденность в надобности и возможности целенаправленного обучения, образующего определенный личностный тип и методы, осуществляющие процесс обучения, считаются одними из самых значимых преимуществ данного направления. Различные теории научения и тренинги, позволяющие корректировать поведенческие реакции, обеспечили жизненность бихевиоризма не только в США, но и распространение его в остальном мире, однако в Европе широкого признания данная школа не получила.

Бихевиоризм представители

Если говорить простым языком, то бихевиоризм поведение человека рассматривает в качестве центральной движущей силы развития личности. Таким образом, научение бихевиоризм является наукой о поведенческом реагировании индивидов и их приведенных рефлексах. Отличие его от прочих направлений психологии заключается в предмете изучения. В бихевиористическом направлении изучается не сознание личности, а ее поведение или поведенческие реакции животных.

Бихевиоризм представители и основные идеи.

Д. Уотсон – основоположник принципов бихевиоризма, выделил в собственных исследованиях четыре класса поведенческих актов:

— эксперецит либо видимые реакции (например, чтение книги или игра в футбол);

— импилицит либо скрытые реакции (например, внутреннее мышление или разговор с собой);

— инстинктивные и эмоциональные акты либо видимые наследственные реакции (например, чихание или зевание);

— скрытые наследственные акты (например, жизнедеятельность организма).

В соответствии с убеждениями Уотсона реально только лишь то, что можно держать под наблюдением. Основной его схемой, которой он руководствовался в своих трудах, было равенство между побудительным стимулом и реакцией.

Э. Торндайк формировал поведение в сетях из спаянных между собой простых компонентов. Впервые именно благодаря опытам Торндайка было продемонстрировано, что суть интеллекта и функции его могут быть постигнуты и подвергнуты оценке без обращения к принципам или иным явлениям сознания. Он предположил, что в случае осмысления индивидом чего-либо или произнесения им «про себя» любого слова, лицевые мышцы (то есть мышцы речевого аппарата) бессознательно производят еле заметные движения, которые, в основном, остаются невидимыми окружающими. Торндайк выдвинул идею, что поведенческие реакции любого живого создания обусловливаются тремя компонентами:

— условиями, которые охватывают внешние процессы и внутренние явления, оказывающие влияние на субъекта;

— реакцией или внутренними актами, проистекающими вследствие такого воздействия;

— тонким сцеплением между условиями и реакциями, то есть ассоциацией.

Основываясь на собственных исследованиях, Торндайк разработал несколько законов концепции бихевиоризма:

— закон упражнения, представляющий собой пропорциональную связь между условиями и ответными актами на них относительно числа их воспроизведений;

— закон готовности, заключающийся в трансформации готовности организма к проводке нервных импульсов;

— закон ассоциативного сдвига, проявляющийся при реагировании на один конкретный раздражитель из комплекса, действующего одновременно, а остальные раздражители, которые участвовали в данном событии, в дальнейшем будут вызывать аналогичную реакцию;

Четвертый закон спровоцировал множество дискуссий, так как содержал в себе мотивационный фактор (то есть, фактор, имеющий психологическую направленность). Четвертый закон гласит о том, что всякое действие, провоцирующее появление удовольствия при определенных условиях, соотносится с ними и в последующем увеличивает вероятность воспроизведения данного действия в схожих условиях, неудовольствие или дискомфорт в действиях, соотносимых с определенными условиями, приводит к уменьшению вероятности повторения такого акта в сходных обстоятельствах. Данный принцип подразумевает, что основой научения являются также отдельные противоположные состояния внутри организма.

Говоря о бихевиоризме нельзя не отметить существенный вклад в данное направление И.Павлова. Так как изначально все принципы бихевиоризма в психологической науке основываются на его исследованиях. Он выявил, что у животных на фундаменте безусловных рефлексов складываются соответствующие поведенческие реакции. Однако у них при помощи внешних раздражителей можно сформировать приобретенные, то есть условные рефлексы, и тем самым выработать новые поведенческие модели.

У. Хантер в 1914 году разработал схему с целью изучения поведенческих актов. Он назвал эту схему отсроченной. Хантер показывал обезьяне банан, который потом прятал в один из ящиков, после чего закрывал от нее их ширмой и через пару секунд убирал ширму. Обезьяна безошибочно после этого находила банан. Это доказывает, что звери способны изначально не только исключительно на непосредственную реакцию на импульс, но и на отсроченную.

Л. Карл решил пойти еще дальше. Он при помощи экспериментальных опытов вырабатывал у разных животных навык, после чего удалял им различные доли мозга, для выяснения существует или нет зависимость от удаленных частей мозга выработанного рефлекса. Он сделал вывод, что абсолютно все части мозга равнозначны и успешно могут взаимно заменять друг друга.

Однако попытки свести сознание до комплекса стандартных поведенческих актов не увенчались успехом. Сторонникам бихевиоризма требовалось расширить границы понимания психологии и ввести в него понятия побуждения (мотива) и редукцию образа. Вследствие чего в 60-е годы образовалось несколько новых направлений. Одним из них является когнитивный бихевиоризм, предложенный Э. Толменом. Данное течение базируется на том, что процессы психики при научении не могут ограничиваться исключительно связью между побуждающим стимулом и реакцией. Поэтому Толмен нашел промежуточное составляющее, находящееся между этими событиями, и назвал когнитивным представлением. Свои идеи Толмен аргументировал при помощи различных экспериментов. Он вынуждал животных отыскивать корм в лабиринте. Животные находили пищу не зависимо от того, к какому пути они были ранее приучены. Поэтому стало очевидным, что для зверей цель важнее, чем модель поведения. Отсюда система взглядов Толмена и получила свое название – «целевой бихевиоризм».

Таким образом, основные методы бихевиоризма заключались в проведении лабораторного эксперимента, который становился фундаментом психологического исследования и на котором основывались все выведенные принципы сторонников бихевиоризма, но при этом они не замечали качественную разницу между поведенческим реагированием человека и животных. Также при определении механизма формирования навыков ими были отметены важнейшие составляющие, такие как мотивация и психическая модель действия как фундамента его реализации.

Серьезным минусом теории бихевиоризма можно считать ее уверенность в том, что человеческим поведением можно манипулировать в зависимости от практических потребностей исследователей, однако вследствие механического подхода к изучению поведенческого реагирования индивидуума сводилось к комплексу простейших реакций. При этом вся активная деятельная суть личности игнорировалась.

psihomed.com