Порядок и сроки возврата налоговых вычетов
Возврат налога на доходы физлиц – способ поддержки населения при совершении значимых действий (покупка квартиры, авто, обучение или лечение), наличии несовершеннолетних детей.
Получить его можно только после подачи отчетности и заявления в ФНС или по месту работы в зависимости от типа вычета. Срок возврата налогового вычета (возврат денег при покупке квартиры, авто, оплате лечения или обучения) интересует многих налогоплательщиков.
Возврат НДФЛ
Налоговый возврат по НДФЛ – льгота, предоставляемая резидентам России, которая снижает конечную сумму подоходного налога. Вычет уменьшает налогооблагаемую базу на определенную сумму, предел которой составляет 2 миллиона рублей.
Воспользоваться этим правом можно в следующих ситуациях:
- купля-продажа авто или недвижимого имущества – квартиры, комнаты, частного дома;
- покупка лекарств или расходы на оплату медуслуг;
- оплата обучения по договору;
- осуществление благотворительных взносов;
- выплата взносов на пенсионное обеспечение или ДМС;
- наличие в семье одного или нескольких несовершеннолетних детей и прочее.
- • профессиональный – связан с трудовой деятельностью физических лиц;
- • социальный – направлен на покрытие расходов на лечение, обучение, взносы на ДМС и пенсионное обеспечение;
- • стандартный – на него могут рассчитывать определенные категории льготников: ветераны, инвалиды, «чернобыльцы», а также родители несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
- • имущественный – применяется при операциях купли-продажи имущества движимого и недвижимого.
Ставка налога сегодня равна 13%. Соответственно, вернуть можно налог только в пределах выплаченной в казну суммы или меньше. Претендовать на льготу могут только граждане, которые в течение предшествующих 6 месяцев производили отчисления в бюджет самостоятельно или через налогового агента – работодателя.
Вычеты, регулируемые статьями 218–221 НК, бывают следующих видов:
Получить вычет может только налогоплательщик. Притом таковым не является:
- пенсионер, который не работает;
- родители в декретном отпуске;
- лицо, состоящее на учете в службе занятости и так далее.
- На первом этапе подается заявление в ФНС по месту проживания плательщика. К нему обязательно нужно приложить документы, которые бы подтвердили право на возврат: чеки и квитанции о расходах, договоры на обучение, удостоверения льготников, свидетельства о рождении всех детей.
- В течение 3 месяцев органы налоговой инспекции будут проводить камеральную проверку. Этот срок рассмотрения возврата налогового вычета (социального, стандартного и других видов) предусмотрен 88-й статьей НК.
- Затем уполномоченный сотрудник заполняет специальное уведомление, в котором будет либо положительный ответ о возможности использования вычета, либо отказ в нем. В случае отказа должно быть пояснительное письмо с указанием причин. Уведомление направляется посредством почты на адрес регистрации заявителя.
- Средства в виде вычета зачисляются на счет заявителя по истечении 30 дней с момента получения письма. Письмо считается полученным по истечении 6 дней с момента отправки, хотя на практике доходит до адресата много позже.
- Таким образом, минимальный срок возврата имущественного и других налоговых вычетов – 1 месяц после камеральной проверки, всего – 4 месяца. Однако зачастую выплата происходит через 9 –12 месяцев.
- Согласно статье 78-й несвоевременное зачисление средств по вине налогового органа обязует его на все просроченные дни начислить проценты по ставке рефинансирования ЦБ.
- Чтобы получить пеню, надо доказать, что заявитель не получал уведомления или получил его с опозданием.
- не хватает некоторых документов;
- камеральная проверка обнаружила факты, не дающие заявителю права воспользоваться вычетом;
- человеческий фактор, ошибка.
Для получения вычета подается заявление и заполненная декларация по форме 3-НДФЛ. Датой, с которой начинается срок до перечисления средств, считается именно та, когда подано заявление. Поэтому рекомендуется его подавать в один день с декларацией. Отказать в этом плательщику никто не имеет права.
Сроки и способ возврата
В сроках возврата налога в законодательстве существует некоторая путаница. Статья 78 (пункт 6) говорит о том, что сумма возвращается заявителю в течение одного месяца с момента составления заявления. Однако 88-я статья указывает на то, что возврат осуществляется после окончания камеральной проверки или после даты, когда такая проверка должна была завершиться по плану. А срок проверки – минимум три месяца.
Притом неясно о полных или нет месяцах идет речь. Ведь получатель может подать заявление в последних числах месяца. Более того, сотрудники ФНС допускают возврат налога в течение еще 30 дней после окончания проверки. Какой срок возврата налогового вычета (за квартиру, за лечение или в других случаях) получается в этом случае? Минимум 4 месяца и более.
Законодательством регламентируется следующий порядок возврата НДФЛ:
Возможны следующие причины задержки вычета:
Если возврат не поступает, получатель его может подать жалобу в вышестоящую инстанцию. Согласно 138-й статье НК, возможно обращение даже в суд. На начальной стадии стоит обратиться с письменной жалобой к руководителю ФНС, которая обслуживает заявителя. Она составляется в двух экземплярах, на том, который остается у плательщика, должен быть «входящий» номер и подпись лица, принявшего документ. Можно отправить жалобу заказным письмом с описью вложения.
Если и после этого возврат не будет перечислен или последует неправомерный отказ, получатель вычета имеет право подать соответствующий иск в суд. В иске стоит указать срок подачи заявления и документов на вычет, приложить документы, которые подтвердят право на его получение.
Нарушение сроков возврата налогового вычета случается не так и редко. Ошибки случаются и при подаче заявления, и при обработке документов, поданных получателем. Поэтому не стоит ждать долго: по истечении 3 месяцев стоит посетить налоговую службу и поинтересоваться сроками поступления средств.
creditnyi.ru
Сроки уплаты и порядок зачисления единого налога
Уплата единого налога производится ежемесячно всеми категориями налогоплательщиков путем осуществления авансового платежа. Платеж составляет 100% от суммы единого налога за календарный месяц. Согласно п. 1 ст. 5 Закона, налогоплательщики должны уплачивать единый налог не позднее, чем за пять дней до начала очередного месяца. Таким образом, организации и предприниматели, переводимые с 1 апреля 2001 г. на уплату единого налога, должны были уплатить налог в срок до 25 марта 2001 г. Налогоплательщики могут воспользоваться правом, предоставленным той же статьей Закона, и уплатить единый налог путем авансового перечисления суммы налога за три, шесть, девять или 12 месяцев. В этом случае сумма единого налога, подлежащая уплате, уменьшается соответственно на 2, 5, 8 и 11%. Порядок зачисления сумм единого налога в бюджеты и внебюджетные фонды определен ст. 6 Закона. Суммы налога распределяются в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Суммы единого налога, уплаченные организациями, распределяются следующим образом:
• в федеральный бюджет — 25 процентов;
• в областной и местные бюджеты Московской области — 50%, из которых до 15% могут направляться в территориальный дорожный фонд Московской области;
• в государственные внебюджетные фонды — 25% (организации представляют в ПФ РФ сведения в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»).
Суммы единого налога, уплаченные предпринимателями, зачисляются в следующих размерах:
• в областной и местные бюджеты Московской области — 75%;
• в государственные внебюджетные фонды — 25% общей суммы единого налога, из них в Пенсионный фонд РФ — 22,725%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,125% и в Московский областной фонд обязательного медицинского страхования — 2,150%.
Также отметим, что плательщики единого налога должны уплачивать страховые взносы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, зачисляемые в Фонд социального страхования России вне зависимости от других взносов на социальное страхование.
psyera.ru
Как скоро информация об уплате налога отражается в «личном кабинете»?
Автор: · Опубликовано 18.07.2013 · Обновлено 27.01.2014
От граждан, оплативших налоги посредством интернет-сервисов «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и «Узнай свою задолженность», поступают обращения с вопросами.
Налогоплательщиков интересует следующее: «Почему в личном кабинете в течение нескольких дней не появляется информация о произведенном платеже? Почему уплаченная вчера задолженность не исчезла из сервиса о задолженности, и продолжают начисляться пени?» В связи с этим УФНС России по Московской области разъясняет следующее.
Обновление сведений указанных электронных сервисов производится Управлением ФНС России по Московской области ежедневно. Однако, принимая во внимание сроки прохождения информации об уплате платежа от кредитной организации (банка) до налоговой инспекции, включая обработку документов Федеральным казначейством, актуальную информацию о наличии задолженности рекомендуется уточнять через интернет-сервисы «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и «Узнай свою задолженность» не ранее 7-ми рабочих дней, следующих за днем исполнения обязанности по уплате налога (пени).
При этом датой оплаты является дата списания денежных средств со счета в банке (при безналичной оплате), либо дата внесения наличных денежных средств в банк для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации. Пени за период прохождения платежа не начисляются. В случае, если пени были начислены до поступления сведений о платеже в налоговый орган, при поступлении сведений о своевременной оплате, пени за указанный период будут пересчитаны.
nalogkodeks.ru
Разъяснения
Сроки возврата налога, которые установлены законом. Их применяют, если вы заявили вычет (при покупке недвижимости, на лечение, на обучение) или переплатили налоги. Как рассчитать пени, которая обязана заплатить инспекция, за срыв этих сроков>>>
Многие люди обращаются в инспекцию за возвратом налога. Например, если они купили жилье, оплатили свое обучение или лечение и получают имущественный налоговый вычет или не пользовались налоговыми льготами по незнанию. Предположим, вы подали декларацию по налогу в которой указана сумма к возврату, приложили к ней все нужные документы и каждый день ходите в Сбербанк узнать пришли деньги или нет. Но их все нет. Так когда же вам обязаны вернуть переплаченный налог?
Сроки возврата налога в теории
Законом сроки для возврата налога жестко регламентированы. Согласно статье 78 пункт 6 Налогового кодекса (цитата):
Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа
.
6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Никаких других сроков для возврата налога на доходы (подоходного), на имущество или транспортного налога в Кодексе нет. Получается, что если с декларацией и всеми документами вы подали правильно составленное заявление на возврат суммы налога, через один месяц деньги должны быть у вас. Образец заявления на возврат налога смотрите по ссылке. Налог обязаны вернуть при условии, что у налоговой инспекции претензий к вашим документам нет.
Правила подсчета месячного срока есть в статье 6.1 пункт 5 Налогового кодекса. Они простые. Срок заканчивается в то же число, в котором сдано заявление, но в следующем месяце. Если в следующем месяце нет такого числа, то срок заканчивается в последнее число этого месяца. Если дата попадает на выходной или праздник, то она переносится на ближайший рабочий день.
Пример
Ситуация 1
Вы подали заявление 20 февраля. Срок заканчивается 20 марта (если это не выходной день).
Ситуация 2
Вы подали заявление 31 января. Конец срока выпадает на 31 февраля. Но такой даты в феврале нет. Поэтому срок заканчивается 28 февраля (последний день месяца), если это не выходной день.
Ситуация 3
Вы подали заявление 15 марта. Срок заканчивается 15 апреля. Предположим, это суббота. Тогда конец срока приходится на первый рабочий день — 17 апреля (понедельник).
Если этот срок не соблюдается, инспекция должна платить проценты (пени) за каждый день в просрочке возврата денег (подробности ниже). Если же все документы поданы, а заявление вы не написали, то налоговая инспекция может тянуть с возвратом налога сколь угодно долго. Без заявления возврат налога невозможен. Налоговый кодекс этого не предусматривает. Единственное, что обязана сделать инспекция это сообщить вам, что вы переплатили налог (хотя это вам и так известно).
Сроки возврата налога на практике
Разумеется на практике с возвратом налога все не так.
Получив от вас все документы инспекция начинает их проверку (ее называют камеральной). На это ей отводится три месяца (опять же из Кодекса не ясно полных или нет). Это предусматривает статья 88 пункт 2 Налогового кодекса. По окончании этого срока инспекция обязана принять решение либо о возврате вам налога (если с документами все в порядке), либо об отказе в этом (если документы не понравились). Если вместе с документами заявление вы не подали, то и оснований ждать возврата налога (даже при наличии положительного решения) у вас нет. Если заявление на возврат было подано вместе с декларацией, то, по мнению налоговиков, налог возвращается (цитата):
«не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки либо с момента, когда такая проверка должна была завершиться в соответствии со статьей 88 НК РФ».
Вообщем срок для возврата налога из одного месяца превращается как минимум в три.
Пример
Вы подали декларацию, заявление на возврат и документы 31 января. Три полных месяца для проверки истекают к 30 апреля. В этот день налог должен быть вам возвращен. Причем в некоторых инспекциях вообще считают, что возврат должен осуществляться в течение одного месяца с момента окончания проверки. Таким образом три месяца превращаются в четыре. И крайним сроком возврта становится 31 мая.
————————
Обосновывая свой подход налоговики обычно ссылаются на пункт 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98. В нем действительно говорится, что возврат налога может проводится не раньше чем закончится налоговая проверка. Но подобная ссылка не выдерживает никакой критики.
Во-первых, с момента принятия этого письма прошло очень много лет. И налоговое законодательство уже 100 раз поменялось. Во-вторых, в нем говорится о налоге на прибыль, а не налоге на доходы (который возвращаете вы). Это разные налоги. В-третьих, решения арбитражных судов (ВАС — это Высший арбитражный суд) касаются исключительно организаций или предпринимателей и никоим образом не могут затрагивать обычных людей. Ну и так далее .
К слову сказать, в инспекциях стараются вообще не принимать заявление на возврат налога вместе с декларацией. Основания самые дурацкие: «мы заявления не принимаем», «мы сообщим вам когда подать заявление», «заявление с декларацией не подают» и т. д. и т. п. Оно и понятно. Это позволяет им избежать лишних и не нужных споров о сроках.
Что делать при нарушении сроков возврата налога?
Защищать свои права. И, разумеется, выбирать самый выгодный для себя вариант.
Во-первых, вместе со всеми документами и декларацией нужно сдать заявление на возврат налога и не забыть указать в нем правильные банковские реквизиты для возврата (в них ошибаются чаще всего). Если работник инспекции принять заявление откажется (на что он не имеет НИКАКОГО права) дойдите до ближайшего почтового отделения и отправьте заявление почтой с уведомлением о вручении (этот день и будет считаться датой передачи заявления инспекции).
Во-вторых, настаивайте на том, что Налоговый кодекс не предусматривает возможности инспекции вернуть налог после окончания какой бы то ни было проверки. В нем черным по белому написано — месяц с момента получения заявления.
В-третьих, требуйте уплаты процентов за каждый день просрочки в возврате.
Проценты начисляют исходя из ставки рефинансирования Банка России (ключевой или учетной ставки) за каждый календарный день просрочки в возврате.
Пример
Сумма налога к возврату 150 000 руб. Просрочка в возврате — 48 календарных дней. Учетная ставка, которая действовала в дни просрочки возврата налога, — 11% годовых.
Сумма процентов, которую обязана заплатить инспекция:
150 000 руб. х 11% : 365 дн. х 48 дн. = 2169 руб. 86 коп.
————————
Возникает вопрос: а кому и как вы все это должны говорить, доказывать, настаивать и требовать? Естественно руководителю инспекции. Причем исключительно в письменной форме. Сдав документы и выждав 20-30 дней начинайте писать ему заявления. В них требуйте соблюдения законодательства, установленных сроков и возврата вам налога. Отправляйте их почтой с уведомлением о вручении. Инспекция ОБЯЗАНА вам письменно ответить. Не нужно звонить в инспекцию и что-то уточнять или, тем более, просить. Как показывает практика это абсолютно бесполезно. Нужно только требовать и только письменно.
Образец жалобы на бездействие налоговой инспекции смотрите по ссылке. Отправить заявление вы можете по интернету. Для этого используйте наш сервис «Жалоба в инспекцию».
Что будет происходить после отправки жалоб? Вариантов несколько. О них нам рассказали пользователи нашего сайта (см. комментарии). Несколько ярких иллюстраций:
Лилия
Воспользовалась вашими советами. 1 марта отдала декларацию. Декларация через месяц была проверена, и в личном кабинете «повисла» переплата налога. Заявление на возврат налога было сдано в один день с декларацией. Прошло почти 2 месяца, деньги не зачисляют. Написала жалобу на бездействие налоговиков. Ответили, смысл в том, что срок 4 месяца (3 мес+30 дн) на перечисление денег. Ссылаются на п. 2 ст. 88 НК РФ и на Письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005г. №98, что срок начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки (то есть декларации). Если у нас не активирован личный кабинет налогоплательщика, то мы никогда не узнаем когда же фактически закончена камеральная проверка. А если есть личный кабинет налогоплательщика, то мы можем отследить это и сразу же отправить через личный кабинет заявление на возврат налога. Сократив, таким образом время получения возврата налога! Это мой опыт, которым делюсь в миром.
Светлана
У меня такая же ситуация сейчас — в 15-й налоговой подвис возврат налога после проверенной ими 3 ндфл. В ответ на мой запрос где деньги, так как месяц уже прошел, пришел ответ — приносим извинения, отправили ваше заявление на исполнение еще раз.
Гость
Налоговая Наро-Фоминска вообще работать не хочет! 3 месяца не могли дозвониться ни по одному телефону. Лишь однажды чудом мне ответили, когда с 8-800 перенаправили. Сказали. что ничем помочь не могут, люди в отпуске. Такое ощущения, что мне не инспектор отвечал, а уборщица, случайно взявшая трубку. Конечно, церемониться со мной не стали, предложив перезвонить через 2 недели. Естественно, через 2 недели снова никто не брал трубку. Вчера не выдержала и написала жалобу. Сегодня уже 3 раза с налоговой позвонили с обещанием в течение двух недель оформить возврат и с просьбой отозвать жалобу прямо сегодня. Слезно умоляют. Засуетились. и сразу сами звонить начали и номер телефона дали. который нигде не прописан в официальных данных в интернете. бояться они таких жалоб. реагируют. ..
Гость
Задержали возращение подоходного налога на несколько месяцев. Устал ждать и проверять счёт. Написал жалобу по предложенному здесь образцу. Пришло письмо о регистрации жалобы и через пару часов звонок из налоговаой и извинения — обещали что в течении недели деньги будут на счёте. Очень переживали что я не звонил, а сразу жалобу написал. Так что метод очень эфективный. Спасибо за предоставленную здесь информацию.
Кирилл
31.01.2017 посредством личного кабинета подал декларацию вместе с заявлением на возврат с целью возврата НДФЛ за 2016 год в связи с покупкой квартиры. По прошествии 30 дней подал жалобу по вашей форме. Через неделю позвонили из Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области и разъяснили, что при всем своем желании и максимальном содействии, они не могут завершить камеральную проверку по моей декларации в связи с тем, что мой налоговый агент еще предоставил в налоговый орган отчетность за 2016 год. Выходит, что налоговики не виноваты и остается только ждать?
Ну вообщем как то так . Жалоб пугаются, но вовремя возвращать деньги упорно не хотят. Причем встречаются и такие варианты:
Гость
А мне ИФНС 30 г. Москвы и УФНС по г. Москве на 8-ю жалобу относительно невозврата 350 тыс.руб. переплаченного НДФЛ и 15 тыс. социального вычета «посылают дурочку», как у Райкина: ИФНС 30 (автор Спицына И.В., зам.нач. ИФНС — «Налоговый кодекс РФ в части возврата излишне уплаченного налога на доходы физ.лиц не распространяется на граждан г. МосКСвы» или «Нами принято к сведению информациЕ, изложенная в жалобе..»
УФНС по г. Москве — «Вами была подана налоговая декларация..02.02.16.ИФНС 30 провела камеральную проверку, по результатам которой составлен акт 19.10.16. Действия ИФНС по не предоставлению Вам результатов камеральной проверки считаем обоснованными. Вы имеете право на получение социального, имущественного налогового вычета..» и далее идет переписанная статья НК РФ. И бесполезно — Спицына ИВ на личной встрече в ИФНС выдала, что поскольку на нее написали жалобу за многократное нарушение законодательства, она умрет — а деньги не вернет, хоть завалите все суды своими делами. Она раньше в УФНС работала, там ее подружки и пишут противозаконные документы. ФНС на 2 жалобы не ответила.
Мы предложили этому пользователю написать нам поподробнее. Появилось непреодолимое желание выслушать госпожу Спицыну И.В. в зале суда и в присутствии районного судьи. Я точно знаю, что в такой ситуации риторика налоговиков резко поменяется. И мы увидим картину известного русского художника Ф. Решетникова «Опять двойка».
Но, к сожалению, и не смотря на значительную сумму задолженности налоговиков (350 000 руб.) пользователь к нам повторно так и не обратился. Хотя мы были готовы подать исковое заявление в суд с требованиями о возврате налога, взыскании процентов за каждый день в просрочке возврата и уплате всей суммы понесенных судебных расходов. Причем совершенно бесплатно. Ради восстановления справедливости. Так что же происходит в судах?
Судебная практика по возврату налога
Мы неоднократно обращались в различные районные суды с исковыми требованиями к разным налоговым инспекциям, которые предусматривали принудительное взыскание:
● либо суммы налога и процентов за его несвоевременный возврат;
● либо только процентов за несвоевременный возврат, если к моменту судебного заседания сумма налога была уже возвращена.
Налоговые инспекции не выиграли НИ ОДНОГО судебного заседания. Судьи всех уровней (мировые, районные, городские) занимали нашу точку зрения: налог должен быть возвращен не позднее 1 месяца с момента получения заявления о возврате. Именно она основана на законе. А остальное — домыслы инспекции.
Например, вот мнение судьи Симоновского районного суда г. Москвы (решение от 06.06.2012 по делу № 11-23852):
Это решение налоговики поспешили оспорить в Московском городском суде. И получили там отлуп. Коллегия судей Мосгорсуда оставила это решение в силе не найдя там противоречий закону (апелляционное Определение Мосгорсуда от 24.10.2012 по делу №11-23852):
Портал «Ваши налоги»
2018
____________________________________________________________________________________________________________________
ВНИМАНИЕ!
НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ СВОИ ВОПРОСЫ В РАЗДЕЛЕ «КОММЕНТИРОВАТЬ». ОН ПРЕДНАЗНАЧЕН ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ДАННОГО МАТЕРИАЛА.
ДЛЯ ВОПРОСОВ ЕСТЬ КНОПКА «ЗАДАТЬ ВОПРОС НА САЙТ».
ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ ЗДЕСЬ, БУДУТ БЕСПОЩАДНО УДАЛЯТЬСЯ! НАДЕЕМСЯ НА ВАШЕ ПОНИМАНИЕ
vashnal.ru
Уплата налога. Момент исполнения обязанности
В какой момент и при каких условиях налогоплательщик считается исполнившим свою обязанность по уплате налога в бюджет? Обязан ли налогоплательщик доказывать, что у него не имелось сведений о неплатежеспособности обслуживающего его банка? При каких обстоятельствах досрочное перечисление налога может расцениваться как злоупотребление правом, а обязанность по уплате налога не считаться исполненной? Какие ошибки допустимы при оформлении платежных поручений на перечисление налога в бюджет? Ответы на эти вопросы мы изложим в данной статье.
В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 12.10.1998 № 24-П, следует, что конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога, что свидетельствует об уплате налога. При этом налогоплательщик не несет ответственность за действия кредитных учреждений, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. Взыскиваемые денежные суммы в таком случае не являются недоимкой, поскольку конституционная обязанность по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части имущества добросовестного налогоплательщика в рамках публично-правовых отношений фактически произошло.
Окружные арбитражные суды в своей правоприменительной практике исходят из того, что передача налогоплательщиками своим обслуживающим банкам платежных поручений на перечисление сумм налогов в бюджет при наличии на их счетах достаточной денежной суммы является надлежащим исполнением обязанности по уплате налога (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3.02.2011 по делу № А78-2527/2010, постановление ФАС Дальневосточного округа от 8.10.2009 № Ф03-5145/2009 г. по делу № А59-6025/2008, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.09.2010 по делу № А75-403/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 по делу № А21-5390/2010) при условии отсутствия осведомленности у налогоплательщика сведений о применении в отношении обслуживающего его банка ограничений в части проведения расчетов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2010 по делу № А45-17836/2009). К числу обстоятельств, подтверждающих осведомленность налогоплательщика, не может быть отнесена опубликованная в газете «Коммерсантъ» информация о неплатежеспособности банка, не является основанием считать установленным факт ознакомления с этим обстоятельством налогоплательщика (постановление ФАС Московского округа от 21.10.2009 № КА-А40/11072-09 по делу № А40-62942/09-76-263).
Наличие у него сведений о неплатежеспособности банка, отсутствии у последнего активов может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика и о том, что его обязанность по перечислению налога в бюджетную систему РФ не является исполненной (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.02.2010 по делу № А75-3067/2009). Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вывода о недобросовестности налогоплательщика, возлагается на налоговый орган (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3.02.2010 по делу № А45-10180/2009, постановление ФАС Московского округа от 22.08.2011 № КА-А41/9282-11 по делу № А41-23066/09).
При наличии у налогоплательщика соответствующих доказательств, указывающих на выполнение всех предъявляемых законодателем условий для целей признания его добросовестным налогоплательщиком, обязанность по уплате соответствующего налога подлежит признанию исполненной независимо от фактического зачисления платежа в бюджетную систему РФ (постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.08.2010 № Ф03-5429/2010 по делу № А59-258/2010).
Непоступление в бюджет сумм налога из-за отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка не влияет на признание обязанности по уплате налоговых платежей исполненной, поскольку не относится к перечню случаев, указанных в п. 4 ст. 45 НК РФ. Факт отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка на момент предъявления платежных поручений и списания сумм налога со счета налогоплательщика не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика, поскольку законодательство РФ не предусматривает обязанности клиентов кредитных организаций проверять наличие денежных средств на корреспондентских счетах этих организаций при открытии счетов или передачи им платежных поручений (постановление ФАС Московского округа от 22.08.2011 № КА-А41/9282-11 по делу № А41-23066/09).
С учетом правовой позиции, изложенной в Определении от 25.07.2001 № 138-О Конституционного суда Российской Федерации и постановлении Президиума ВАС РФ от 18.09.2001 № 9408/00, названное положение ст. 45 НК РФ действует только в отношении добросовестного налогоплательщика и предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаруживающуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке, установленном НК РФ. Если компетентный орган государства установит факт злоупотребления правом, т.е. недобросовестность налогоплательщика, то п. 2 ст. 45 НК РФ к таким налогоплательщикам применяться не должен. Вместе с тем в названном Определении особо подчеркнуто, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков, обязанность по опровержению которой возлагается на налоговые органы.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2002 № 2257/02, согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик вправе досрочно исполнить обязанность по уплате налогов, при этом указанное правило предполагает уплату налога при наличии соответствующей обязанности, но до наступления установленного законом срока. Исполнение же невозникшей обязанности может при определенных обстоятельствах расцениваться в качестве злоупотребления правом.
Так, в одном деле налогоплательщик, не имея перед бюджетом текущих налоговых обязанностей, дал своему банку поручения на перечисление авансовых платежей, а впоследствии уплаченные суммы предъявил к зачету. Инспекция отказала в осуществлении зачета, мотивировав свой отказ следующим. Денежные средства были списаны с расчетного счета налогоплательщика, но не с корреспондентского по причине их отсутствия; на момент направления в банк платежных поручений обязанность по уплате налога у общества не сформировалась, так как отчетный (налоговый) период не закончился; перечисляемые суммы не соответствовали реальным налоговым обязанностям; платежные поручения были оформлены вместо отозванных в тот же день поручений по оплате гражданско-правовых обязательств; клиенты уведомлялись обслуживающими их сотрудниками банка о причинах задержки исполнения поручений, соответствующая информация помещалась на стендах операционного зала в банке; банком было получено предписание ЦБ РФ об ограничениях и запрете на осуществление отдельных операций. По мнению инспекции, указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о намерении у налогоплательщика реального намерения произвести уплату налогов в бюджет.
Президиум ВАС РФ поддержал позицию инспекции, отметив при этом следующее. Положение п. 3 ст. 45 НК РФ о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного остатка на день платежа, распространяется только на добросовестных налогоплательщиков. При рассмотрении дел о зачете излишне уплаченных сумм налога указанная правовая норма применяется с учетом обстоятельств, характеризующих налогоплательщика и его добросовестность при выполнении налоговой обязанности, в том числе ее наличия. При отсутствии налоговых обязательств обязанность по уплате налога не может считаться исполненной. Излишняя уплата налога имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Незачисление денежных средств на счета соответствующих бюджетов и оформление платежных поручений на уплату налогов в отсутствие налоговых обязанностей и, кроме того, до окончания налогового (отчетного) периода и до наступления срока уплаты налога свидетельствуют в совокупности о недобросовестных действиях налогоплательщика и об отсутствии у него реального намерения исполнения налоговой обязанности (постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 № 2105/11).
При допущении ошибок в оформлении платежных поручений на перечисление сумм налога необходимо иметь в виду следующее. Если в результате ошибки в коде бюджетной классификации сумма налога поступила в бюджет другого уровня, то обязанность по уплате налога признается исполненной и соответственно налогоплательщиком может быть подано заявление об уточнении платежа (постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А51/08-2/2631 по делу № А51-2361/200839-38). Если допущенные налогоплательщиком ошибки при оформлении платежного поручения не повлекли неперечисление в бюджет суммы налога, то его обязанность по уплате налога признается исполненной. К таким несущественным ошибкам суды, в частности, относят неправильное указание кода ОКАТО (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4.07.2011 по делу № А05-5601/2010), кода бюджетной классификации (постановление ФАС Московского округа от 1.07.2009 № КА-А41/5651-09 по делу № А41-19848/08).
Изложенное позволяет сделать следующие основные выводы.
Обязанность налогоплательщика по уплате суммы налога в бюджет считается выполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (п. 3 ст. 45 НК РФ) при условии отсутствия осведомленности у налогоплательщика сведений о применении в отношении обслуживающего его банка ограничений в части проведения расчетов. Наличие у налогоплательщика сведений о неплатежеспособности обслуживающего его банка, обязанность по доказыванию которых возлагается на налоговый орган, свидетельствует о его недобросовестности и отсутствии реального намерения исполнить налоговую обязанность.
www.klerk.ru