Высеченные на каменном столбе правила: законы царя Хаммурапи

Археология во все времена открывала перед человечеством секреты прошлой жизни. Одной из самых ценных находок, сделанной в начале 20 века на территории древнего города Сузы, стали высеченные на каменном столбе правила, которые позже были названы законами Хаммурапи. Что представляет собой этот своеобразный кодекс, и кем был его создатель? Об этом мы расскажем прямо сейчас.

Кто такой Хаммурапи: краткая биография

О Хаммурапи, царе древнего Вавилонского государства, до восхождения на престол известно немногое. В 1793 году до нашей эры он стал единоличным правителем своей пока небольшой империи. Практически сразу он занялся подготовкой к захватнической войне против окружающих его городов-государств: Ларсы, Исина, Малгиума, Рапикума и Урука. Его планы были реализованы к концу 1781 года но нашей эры, в результате чего Хаммурапи объединил земли Нижней Месопотамии в мощную империю, не знавшую поражений.

Утверждение царской власти и огромное влияние своей империи на экономику и товарно-денежные отношения в регионе ещё больше укрепило его единоличную власть. Однако не этими завоевательными походами прославился царь.

Настоящим достижением того времени стало создание своеобразной конституции – законов Хаммурапи. Высеченные на каменном столбе правила, по которым в то время жил Вавилон, стали не только историческим памятником, но и неплохим источником сведений об устройстве государства и светской жизни в ту эпоху.

Внешний вид каменного столба с законами

Законы Хаммурапи написаны на шумерском языке, алфавит которого больше всего напоминает клинопись. Высеченные на каменном столбе правила прекрасно сохранились, что позволило досконально изучить все тонкости правового и государственного устройства Вавилона в период правления создателя законов, а также на протяжении многих веков после его смерти.

Сам столб изготовлен из базальта, довольно прочного камня. Его верхняя лицевая часть увенчана барельефным изображением Хаммурапи, получающим от бога солнца Шамаша те самые законы.

Вся остальная поверхность испещрена письменами, излагающими то, как должен жить человек в государстве, чем руководствоваться при совершении любых сделок, заключении или расторжении брака, а также указаны основные меры наказания при проступках. Текст поделён на три условные части: введение, 282 правила и заключение. Стоит заметить, что высеченные на каменном столбе правила сохранились не полностью: 35 из них были стёрты. Однако их удалось восстановить с помощью документов, сохранившихся в библиотеке царя Ассирии Ашшурбанипала.

Законы царя Хаммурапи: какие сферы жизни регулировали правила

Хаммурапи, судя по изложенным на базальтовом столбе правилам, старался урегулировать практически все сферы жизни в своём государстве. Законы содержат множество пунктов в области торговых отношений, в частности ответственность продавца за продажу некачественного товара, в том числе ювелирных изделий, ткани и даже кораблей. Высеченные на каменном столбе правила достаточно подробно разъясняют и последствия любых преступных деяний, будь то кража, преднамеренное или случайное убийство или чародейство. Кроме того, они предусматривают ответственность и за лжесвидетельство. Немалая доля законов посвящена институту брака и семейному праву, а также имущественным отношениям.

Историческая ценность законов Хаммурапи

Об исторической ценности законов Хаммурапи можно судить лишь по тому, что это единственный хорошо сохранившийся источник, который позволил узнать не только о древневавилонском, но и о древневосточном праве вообще. Учёные пришли к выводу, что царь Вавилонского государства взял за основу своих законов те правила, которые царили в обществе на тот момент, но не везде были обязательными в исполнении. Также законы Хаммурапи позволили понять многие стороны жизни населения в Месопотамии во 2-м тысячелетии до нашей эры.

fb.ru

Урок истории в 5-м классе на тему: «Важнейшие открытия и достижения финикийцев»

Тема урока: Важнейшие открытия и достижения Финикийцев.

Учитель МОУ: СОШ п. Бобровский , Ханты-Мансийского района, Тюменской области РОЩИНА ЛИЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Цель урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями Финикийцев в области культуры; формировать умения работы с услышанной и прочитанной информацией; записать в тетради достижения и открытия финикийцев; выяснить основные занятия финикийских мореплавателей.
  • Воспитательная: познакомить с эстетическими представлениями финикийцев.

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока

Задание №1. Решите кроссворд.

По вертикали:

  1. Небольшая пластина из мягкой глины, предназначенная для письма.
  2. Горная порода, образующая в соединении с водой тестообразную массу; использовалась в строительстве, в писцовых школах, для изготовления посуды.
  3. Одна из двух главных рек Двуречья.
  4. Высеченные на каменном столбе правила, по которым вавилонские судьи разбирали споры между людьми.
  5. Самый известный в Древнем Двуречье город.
  6. Вавилонский царь-законодатель.
  7. Брусок из глины, обожженный в печи или высушенный на солнце, употребляемый для построек.
  8. Мера веса в Вавилонии (8,4 г).
  9. Одно из названий страны в Западной Азии, где, как и в Египте, более 5 тысяч лет назад возникли государства и было изобретено письмо.

Задание 2. Ответьте на вопросы.

— Кто из жителей Двуречья или героев сказаний мог бы произнести такие слова, по какому поводу они могли быть сказаны?

-Я начертал мои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого! Я дал сиять справедливости в стране!

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем изучать историю новой для вас страны Финикии, познакомимся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, которые будем записывать в тетрадь; выясним основные занятия финикийских мореплавателей. Познакомитесь с эстетическими представлениями (представлениями о прекрасном) финикийцев.

3. Изучение нового материала.

(Запись темы урока в тетрадь)

Торговые пути из Двуречья выходили к государству с красивым названием Финикия. Жители его были замечательными мастерами, мореплаватели бороздили просторы морей и океанов. В конце урока вы должны будете ответить на следующий вопрос: Какие открытия были сделаны финикийцами?

Запись в тетрадь.

Финикия — в древности — узкая полоска суши, зажатая между Ливанскими горами, покрытыми могучими зелеными кедрами и побережьем Средиземного моря.

Сейчас эту территорию занимает страна, которая называется Ливан (обращение к политической карте).

Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря. На узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами. Да и места здесь мало для полей и пастбищ. Проходили века, жизнь шла вперед. Маленькие долины покрылись полями и садами. Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, и тогда десятки юношей и девушек с радостным смехом и веселыми песнями топтали их босыми ногами, выдавливали темно-красную “виноградную кровь”, чтобы она, перебродив, превратилась в сладкое вино. В песнях восхвалялась богиня плодородия Астарта (показать слайд), впервые научившая людей возделывать виноград и приготовлять из него напиток, веселящий людей и богов.

Покончив со сбором винограда, финикийцы отправлялись в оливковые рощи. Палками сбивали созревшие маслины и выжимали из них душистое масло.

О каком из достижений финикийцев идет речь?(Запись в тетрадь виноградное вино и оливковое масло)

Прошло еще несколько веков, и страна преобразилась. Маленькие рыбачьи поселки превратились в крупные города, такие как Библ, Сидон, Тир. В финикийских городах было много искусных ремесленников.

(Сообщение ученика) Пурпурная краска

Некоторые финикийцы, взяв в руки два тяжёлых камня, ныряли на дно моря и добывали оттуда маленькие чудесные раковины. На вид раковины были невзрачны. Но из каждой можно было выдавить несколько капель густой жидкости. Это была замечательная пурпурная краска. Владельцы ткацких мастерских давали за маленький сосудик, наполненный такой краской, слиток серебра весом в два сикля.(8, 4 грамма) Одежды, окрашенные в пурпур, сверкали на солнце. Если краску замешивали погуще, ткань становилась лиловой, если пожиже — она алела, как будто обрызганная кровью. Можно было стирать пурпурную одежду каждый день в речной и морской воде, в холодном, как лёд, горном ручье и в котле с бурлящим кипятком, а она не линяла; казалось, что её только вчера покрасили. Такую одежду охотно покупали цари и князья, жрецы и военачальники.

— Что именно было изобретено финикийцами (Запись в тетрадь пурпурная краска)

(Сообщение ученика) Зеркала и стекло.

Был и ещё один выгодный промысел. На юге страны, у подножия горы Кармил, весь морской берег был покрыт белым, чистым песком. Изобретательные люди смешивали его с селитрой и плавили, как медную руду, терпеливо очищая от всяких примесей. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували маленькие, изящные сосудики для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых, желтоватых бронзовых зеркалах.

Изготовление стекла приносило большой доход, и соседи, проходя мимо мастерских, где дымились печи стекольщиков, с завистью говорили: “Они сосут богатства морей, из песка добывают сокровища!” Но не только песок шёл в ход. Блестящие камешки, раковины и даже битый хрусталь, привезённый из Индии, бросался в печи и давал новые, более тонкие и прозрачные сорта стекла.

— Какой вид промысла также приносил доход финикийцам?(Запись в тетрадь зеркала и стекло)

(Сообщение ученика) ТОРГОВЛЯ И МОРЕПЛАВАНИЕ

Финикийские купцы торговали по всему Средиземному морю. Из своей страны они везли ткани, выкрашенные пурпурной краской, сосуды и бусы из стекла, бревна из ливанского кедра, оливковое масло и виноградное вино. Из Египта вывозили зерно, полотно, тонкие желтоватые листы папируса, с острова Кипр медь, из Испании серебро. Жажда наживы гнала финикийских купцов все дальше и дальше. Возвращались домой через много лет, нагруженные новыми невиданными изделиями, пригоняя скот и закованных в цепи рабов. Пригнав рабов домой, можно было продать их в десять раз дороже.

Но если предоставлялся удобный случай, не стеснялись финикийцы и разбойничать: иногда высаживались на берег и грабили беззащитные поселения. Людей, застигнутых врасплох, похищали и продавали в рабство.

Чем торговали финикийцы?

Что ввозили в страну финикийцы?

Финикийские колонии. В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения (мы называем их колониями). Торговля сразу пошла живее. Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и обмен шел уже с соплеменниками, даже с родственниками. В свою очередь жители колоний завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные товары. В IX-м веке до н. э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства.

-Что именно создавали финикийцы в тех краях, где они бывали? (запись в тетрадь основывали колонии)

КОЛОНИЯ – поселение финикийцами в чужих землях.(запись в тетрадь)

Древнейший алфавит. Финикийским торговцам необходимо было знать грамоту, чтобы вести свои счетные записи. Но им вовсе не требовалось овладеть всей премудростью иероглифов или клинописи. В Финикии около трех тысяч лет назад придумали более простое письмо. В нем не было таких значков, которые выражали бы целое слово. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Поэтому и запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов, — букв было всего двадцать две. Но для гласных звуков финикийцы букв не изобрели. Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по финикийски, без гласных. Попробуйте-ка догадаться — чтздснпсн! (запись на доске)

Финикийский алфавит еще в древности заимствовали греки. Но они изменили его и впервые стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. Некоторыми буквами, у финикийцев выражавшими согласные, в греческой письменности стали передавать гласные. От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.

— Каким из изобретений финикийцев люди пользуются и по сей день? (запись в тетрадь финикийский алфавит)

4. Обобщение и систематизация знаний.

Давайте поиграем, я говорю фразу, а вы её заканчиваете. Что продавали Финикийские купцы.

— Ткани выкрашенные (пурпурной краской).

— Сосуды и бусы из (стекла)

— Бревна из ливанского (кедра)

В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили название Ханаан. Название же Финикия этой стране дали греки. “Финикийцы” по-гречески означает “красноватые”, или, точнее, “красящие в багряный цвет”.

Почему именно так называли греки финикийцев?

Ответьте на вопрос.

Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие-долгие годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва только начав учиться — проходило каких-нибудь несколько недель,— могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в разных странах древности?

Перечислите открытия сделанные финикийцами?

5. Самостоятельная работа.

1. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор:

а ) Междуречье
б) Египет
в) Финикия

2. Где был придуман первый алфавит?

а) в Финикии
б) в Нубии
в) в Египте

3. Что обозначает понятие “колония”?

а) поселение финикийцев в других странах
б) свободная территория
в) город-порт

4. Что вывозили торговцы из Финикии?

а) бумагу и чай
б) сахар и хлопок
в) ткани, изделия из стекла.

5. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?

а) Израиль
б) Ассирия
в) Финикия

6. Итог урока.

Важнейшие открытия и достижения Финикийцев помогли людям в освоении письма, позволили пользоваться изделиями из стекла, любоваться пурпурной краской. Оценивание учащихся.

7. Д/3 переписать в тетрадь с карточки значение терминов “Финикия” и “колония”, выучить параграф, ответить на вопросы в конце параграфа

Список использованной литературы:

  1. Арасланова О.В. История Древнего мира.5 класс: Поурочные разработки к учебнику А.А. Вигасина, Г.И.Годера., И.С.Свенцицкой. — М.:ВАКО, 2005.
  2. Атлас древних цивилизаций мира.-М.:ОЛМА-ПРЕСС,2000
  3. Большая историческая энциклопедия школьника: ранние цивилизации. — М.: РОСМЭН, 1996.
  4. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.: пособие для учащихся общеобразоват.уч.-М.:Просвещение,2000.
  5. Древний Восток :книга для чтения под.ред.В.В.Струве.-М.:Просвещение,1958.
  6. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс.- М.:ТЦ Сфера, 2003.
  7. Энциклопедия для детей: Всемирная история. Том 1.-М.: “Аванта +”,1993.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Западная Азия в древности — Годер 5 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)

Задание № 46. Впишите недостающие буквы

Боги, почитавшиеся в Двуречье:

Шамаш — бог солнца
Син — бог луны
Иштар — богиня плодория и любви
Эа — бог воды

Задание № 47. Заполните контурную карту «Древнее Двуречье»

1. Надпишите название реки, протекавшей через Египет (Нил)

2. Надпишите названия двух главных рек Двуречья (Евфрат и Тигр)

3. Закрасьте районы земледелия в Двуречье (границы районов обозначены пунктиром)

4. Закрасьте кружочки, обозначающие города — центры древнейших государств. Напишите их названия:

5. Какие страны и полуостров обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:

5. Синайский полуостров

6. Какие водные пространства обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:

9. Персидский залив

10. Средиземное море

11. Красное море

Задание № 48. Впишите недостающие буквы и цифры

В Двуречье протекают две реки: Евфрат и Тигр

Страна, лежащая между Евратом и Тигром, называется Двуречье или Междуречье

Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Гильгамеш

Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется клинопись

Знаменитым вавилонским царем был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.

Задание № 49. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени

В древней поэме, созданной в Двуречье, сказано: «Погрузил на корабль весь свой скот и всю родню»

Какому мифу посвящен рисунок? О каком корабле идет речь? Как звали его строителя? Что изображено на рисунке (в центре, вдали справа)?

Мифу о вселенском потопе. Речь идет о Ковчеге, который построил Утнапиштим. На рисунке в центре изображен сам Ковчег, а вдали справа — гора Нацир (Арарат)

Задание № 50. Ответьте на вопросы

Жители Вавилона знали соседние с Двуречьем страны и моря. Например, они знали о существовании двух больших водных пространств. Это не были реки — одно из них они называли «морем Восхода», а другое — «морем Заката»

Как в наши дни называются эти водные пространства? Чем объяснить каждое из древних названий? Прежде чем дать ответы, рассмотрите карту

«Морем Восхода» называли Персидский залив, расположенный на востоке, где «восходило» солнце. «Морем Заката» называли Средиземное море, расположенное на западе, где «закатывалось» солнце

Задание № 51. Ответьте на вопросы

Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»

К какому народу принадлежали чужеземцы? Почему они назвали Евфрат «великой перевернутой рекой»?

Это были египтяне из армии фараона Тутмоса. А удивились потому, что привычный для них Нил течет на север, здесь же они впервые увидели реку, текущую на юг

Задание № 52. Ответьте на вопрос

В Южном Двуречье в древности богатые люди указывали в своем завещании среди прочего имущества предметы из дерева — кровать, табурет и дверь

Почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой, на наш взгляд, странный для упоминания в завещании предмет, как дверь?

Древесина в Двуречье, в основном, была привозной, а потому стоила очень дорого и изготовляли из нее чаще всего двери. Деревянную мебель могли позволить себе только состоятельные люди. Дверь же была во многих домах, даже небогатых и считалась ценным движимым имуществом. Поэтому дверь всегда упоминали в завещаниях

Задание № 53. Заполните контурную карту «Вавилонское царство»

1. Надпишите названия главных рек Двуречья (Евфрат и Тигр)

2. Закрасьте кружочек, обозначающий самый знаменитый город Древнего Двуречья, и надпишите его название (Вавилон)

3. Какой залив обозначен на карте цифрой? Напишите его название:

4. Обведите границы Вавилонского царства при Хаммурапи (1792-1750 годы до н.э.)

Задание № 54. Заполните «линию времени»

Отметьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи в Вавилоне. Сколько лет правил этот царь? Сколько лет назад он умер? Вычисления делайте письменно

Хаммурапи правил 42 года. 1792-1750=42

Хаммурапи умер 3762 года назад. 2012+1750=3762

Задание № 55. Ответьте на вопрос

Представьте себе, что в музей попала глиняная табличка, будто бы найденная при раскопках. А на табличке надпись на древнем языке, из которой следует, что это письмо вавилонского царя Хаммурапи фараону-завоевателю Тутмосу. Признают ли ученые письмо подлинным или же заявят, что это подделка?

Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи и Тутмоса

Письмо является подделкой. Годы правления Хаммурапи 1792-1750 до н.э., годы правления Тутмоса 1504-1492 до н.э. Хаммурапи жил почти на 3 века раньше Тутмоса и не мог знать о существовании этого фараона

Задание № 56. Решите два кроссворда «На берегах Тигра и Евфрата

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя героя мифа, который спасся во время потопа

По вертикали: 1. Один из древнейших городов, царем которого был Гильгамеш (Урук). 2. Богиня плодородия и любви (Иштар). 3. Бог луны (Син) 4. Злой великан, охранявший кедровый лес (Хумбаба). 5. Наводнение, затопившее всю землю по воле богов (потоп). 6. Царь Урука — герой сказаний, возникших в Двуречье (Гильгамеш). 7. Бог солнца (Шамаш). 8. Полноводная река, текущая в Двуречье (Евфрат). 9. Любимый друг и соратник Гильгамеша (Энкиду)

В клетках по горизонтали, выделенных рамкой, вы прочтете название письма, изобретенного в Двуречье

По вертикали: 1. Небольшая пластина из мягкой глины для письма (табличка). 2. Горная порода, образующая в соединении с водой тестообразную массу; использовалась в строительстве, в писцовых школах, для изготовления посуды (глина). 3. Одна из двух главных рек Двуречья (Тигр). 4. Высеченные на каменном столбе правила, по которым вавилонские судьи разбирали споры между людьми (законы). 5. Самый известный в Древнем Двуречье город (Вавилон). 6. Вавилонский царь-законодатель (Хаммурапи). 7. Брусок из глины, обожженный в печи или высушенный на солнце, употребляемый для построек (кирпич). 8. Каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи (столб). 9. Одно из названий страны в Западной Азии, где, как и в Египте, более 5 тысяч лет назад возникли государства и было изобретено письмо (Двуречье)

Задание № 57. Ответьте на вопрос

Вавилонские врачи в лечебных целях прописывали больным употреблять в пищу яблоки, груши, морковь, свеклу, лук, чеснок

Правы ли были древние врачи? Поясните свою мысль

Да, правы. Фрукты и овощи, содержат много витаминов. Помимо этого в таких растениях, как лук и чеснок, содержатся вещества, препятствующие росту болезнетворных микроорганизмов

Задание № 58. Ответьте на вопрос

Русское слово «трава» вавилоняне обозначали словом «шамму». Интересно, что слово «шамму» употреблялось и в другом значении — «лекарство»

Случайно ли одно и тоже слово употреблялось в разных значениях? Поясните свою мысль

Нет, не случайно. И сейчас употребляется фраза «лекарственные травы». Травы применяли, как лекарство, из них готовили лекарственные снадобья

Задание № 59. Ответьте на вопросы

Кто из жителей Двуречья или героев сказаний мог бы произнести такие слова ? По какому поводу они могли быть сказаны?

1. Я о моем друге плачу, горько рыдаю. Неужто и я умру и стану землею?!

Гильгамеш оплакивает своего друга Энкиду и, осознав смертность всего живого, устрашается смерти

2. Вынес я ворона и отпустил его. Ворон же улетел, спад воды увидел и не вернулся.

Утнапишти во время потопа выпускает ворона, и когда тот не вернулся, понимает, что недалеко есть суша

3. Я начертал мои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого! Я дал сиять справедливости в стране!

Хаммурапи о своем своде законов, в котором содержались 282 статьи по различным вопросам жизни общества

Задание № 60. Найдите ошибки

Однажды учитель предложил пятиклассникам придумать рассказ из жизни мальчика, живущего в Вавилоне. Этот учитель часто не слушал отвечающего на уроке ученика. Если тот говорил без запинки, то получал пятерку. В классе многие этим пользовались. Судите сами — вот как начал выполнять задание один ученик:

«Мы живем на берегу Тигра. Это красивейшее место в Вавилоне! Все дома здесь построены из обожженного кирпича или белого камня, добываемого поблизости. В то утро меня разбудил Пирхум, который еще до моего рождения попал в наш дом, где живет на положении раба. Некогда его отец взял в долг у моего отца серебро, а отдать в срок не сумел. Теперь Пирхум совсем старый и уже не мечтает, что ему простят долг и вернут свободу. Путь в школу лежал мимо пристани, где готовился к отплытию торговый корабль. Он был загружен слитками меди и бревнами. То и другое вавилонские купцы рассчитывали выгодно продать в чужих краях. Еще один корабль прибыл издалека: носильщики выгружали мешки с зерном, в котором так нуждались вавилоняне. Засмотревшись на корабли, я едва не опоздал в школу. Сел на свое обычное место рядом с девочками, рассчитывая на их подсказки»

«Ну и рассказ! Жаль, что никого не нашлось, кто подсказал бы тебе самому!» — прервал отвечающего учитель. На этот раз он слушал внимательно

Чем был недоволен учитель?

а) Вавилон расположен на Евфрате, б) в Вавилоне не было домов из белого камня, в) рядом с Вавилоном не добывался камень, его просто не было, г) пожизненно рабов не держали и очень часто давали им свободу через несколько лет, д) рабство не распространялось «по наследству», е) школы были организованы при храмах, ж) древесина и медь ввозились в Вавилон, з) зерно вывозилось купцами из Вавилона, и) за нарушения дисциплины в школах сурово наказывали, к) в школах учились только мальчики

Задание № 61. Впишите недостающие буквы и слова

Города финикийцев Библ, Сидон, Тир были расположены на берегах Средиземного моря

Самой известной колонией финикийцев был город Карфаген

Что продавали финикийские купцы

Ткани, выкрашенные пурпурной краской

Сосуды и бусы из стекла

Бревна из ливанского кедра

«Живой товар» — рабов

Оливковое масло

Виноградное вино

Задание № 62. Заполните контурную карту «Финикийские колонии»

1. Закрасьте кружочки, обозначающие финикийские города, и напишите их названия:

2. Надпишите название моря, по которому финикийцы проложили торговые пути (Средиземное море)

3. Закрасьте берега, захваченные и колонизированные финикийцами

4. Закрасьте кружочек, обозначающий колонию финикийцев, ставшую впоследствии главным городом крупного государства, и напишите название города (Карфаген)

5. Океан, по которому плавали финикийские корабли, обозначен цифрой

4. Напишите его название : Атлантический

Задание № 63. Ответьте на вопрос и выполните задание

В древности Финикия была частью обширной области, называемой Ханаан. Название же Финикия придумали греки. Это они дали жителям Библа, Тира, Сидона прозвище «финикийцы», что по-гречески означает «красноватые», или, точнее, «красящие в лилово-красный цвет»

1. Чем можно объяснить такое прозвище?

Это связанно с производством пурпурной краски из моллюсков, добывавшихся в Финикии. Благодаря этой краски финикийцы отдавали предпочтение красным и жёлтым цветам в одежде

2. Известно, что греки жили достаточно далеко от Финикии. Предположите, как и при каких обстоятельствах они познакомились с жителями финикийских городов

Финикийцы были прекрасными мореплавателями и торговали по всему бассейну Средиземного моря, в том числе и с греками

Задание №64. Заполните контурную карту «Израильское царство»

1. Река, протекающая в Палестине, обозначена на карте цифрой 1.

Напишите ее название: Иордан

2. Обведите границы Израильского царства при Давиде

3. Закрасьте кружочек, обозначающий главный город Израильского царства при Давиде (10 век до н.э.), и надпишите его название

4. Закрасьте кружочки, обозначающие финикийские города, и надпишите их названия

5. Какие страны обозначены на карте цифрами?

Напишите их названия: 2. Египет 3. Сирия

6. Какой полуостров и какие моря обозначены на карте цифрами?

Напишите их названия: 4. Синайский полуостров 5. Красное море 6. Средиземное море

Задание № 65. Составьте рассказ по рисунку нашего времени

В Ветхом Завете сказано: И простер он руку свою, и расступились воды»

О каком человеке идет речь? Что предшествовало изображенному на рисунке? Что было дальше? Опишите рисунок

Речь идёт о Моисее и великом исходе. Бог приказал Моисею вывести иудеев из египетского плена. Получив отказ фараона отпустить иудеев, Моисей повёл их сам. Фараон послал погоню. Дойдя до Красного моря, иудеи, спасаясь от погони, бросились в воду. Волны расступились и обнажилось дно. Иудеи прошли по сухому. Когда же за ними пошли войска фараона, волны сомкнулись

Задание № 66. Составьте рассказ по рисунку нашего времени

В Ветхом Завете сказано: «И сдвинул он с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою»

О ком идет речь? Что предшествовало изображенному на рисунке? Что было дальше? Опишите рисунок

Речь идёт о Самсоне. Его сила заключалась в его длинных волосах. Филистимляне не могли одолеть Самсона, тогда они подговорили его жену Далилу, выведать в чём его сила. Узнав секрет, Далила обрезала волосы Самсону, когда тот спал. Враги захватили Самсона и ослепили. Спустя некоторое время, филистимляне собрались в храме на праздник и привели Самсона. Они начали издеваться над ним, но к Самсону вернулась его сила, потому что отросли его волосы. Самсон обрушил колонны храма, погиб сам, но убил множество врагов

Задание № 67. Составьте рассказ по рисунку нашего времени

В Ветхом Завете сказано: «Я убью его и отрублю голову ему, и узнают все, что есть Бог в Израиле!»

Кому принадлежат эти слова? Против кого они направлены? Опишите рисунок

Слова Давида, сказанные Голиафу. Во время войны филистимлянин Голиаф вызывал на поединок. Давид решился на бой, выйдя на поединок с одной пращёй. Метнув камень, он убил Голиафа и отрубил ему голову

Задание № 68. Ответьте на вопрос.

Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие-долгие годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва только начав учиться (проходило каких-нибудь несколько недель), могли записать и прочитать несложный текст

Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в разных странах древности?

Тем что финикийцы первыми придумали алфавит, где каждый согласный звук соответствовал букве, что значительно упрощало письмо

Задание № 69. Ответьте на вопросы

Вспомните библейские сказания. Кто из тех, о ком рассказывается в Ветхом Завете, мог произнести такие слова?

1. «Идите к отцу моему и скажите ему: «Так говорит сын твой. Приди ко мне, не медля. Ты будешь жить близ меня в Египте, ты и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий, и крупный скот твой»

Как звали отца и сына? Как случилось, что они оказались в длительной разлуке?

Это слова Иосифа. Он обращался к своему отцу Иакову и всем иудеям. Иосиф в детстве был продан в рабство своими братьями. Оказавшись в Египте, со временем он стал важным чиновником. Зная, что иудеи голодают, он предложил им переселиться в Египет

2. «Вот ты говоришь, что любишь меня, а сердце твое не со мною. Скажи мне, в чем твоя тайна?» — так она спрашивала его всякий день, и душе его от этих расспросов стало тяжело до смерти. И он наконец сказал ей: «Бритва не касалась головы моей. »

Что последовало за признанием юноши ? Какова была его дальнейшая судьба?

С этими словами Далила пыталась узнать секрет Самсона. Узнав, что сила его в волосах, она остригла спящего Самсона и выдала его филистимлянам

3. «Зачем вышли вы воевать? Выберите у себя человека и пусть придет ко мне. Если он сможет сразиться со мной и убьет меня, то мы будем вашими рабами. Если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами»

Это слова филистимлянского воина Голиафа. На бой с ним решился Давид, убивший его из пращи

Задание № 70. Решите кроссворд «Библейские сказания»

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете данное христианами название первой, наиболее древней части Библии

По вертикали: 1. Родоначальник евреев (Авраам). 2. Сын Адама и Евы, убитый братом (Авель). 3. Гора, к вершине которой пристал корабль со спасшимися после Всемирного потопа людьми (Арарат). 4. Бог — создатель мира, животных и людей (Яхве). 5. Один из родоначальников евреев, отец Иосифа (Иаков). 6. Добрый и богобоязненный человек, спасшийся во время потопа (Ной). 7. Название еврейского государства (Израиль). 8. Первый мужчина на Земле (Адам). 9. Первая женщина на Земле (Ева). 10. Человеческая кость, из которой бог создал первую женщину (ребро). 11. Страна, где долгие годы томился в рабстве еврейский народ (Египет)

Задание № 71. Решите кроссворд «Израильское царство»

Если правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете название главного города Израильского царства при Давиде и Соломоне

По вертикали: 1. Река в Палестине (Иордан). 2. Древний город, стены которого, согласно сказанию, рухнули от звуков военных труб израильтян (Иерихон). 3. Оружие, с помощью которого был убит Голиаф (праща). 4. Первый правитель израильского царства (Саул). 5. Герой библейских сказаний, чья великая сила была в его длинных волосах (Самсон). 6. Подкупленная филистимлянами красавица, предавшая своего возлюбленного-израильтянина (Далила). 7. Филистимский богатырь, с которым вышел сразиться юный израильский пастух (Голиаф). 8. Царь Израиля, пришедший к власти после гибели Саула и его сыновей (Давид). 9. Царь Израиля, славившийся богатством и мудростью (Соломон)

Задание № 72. Ответьте на вопрос

Первый алфавит придумали финикийцы. В нем были только согласные буквы. Это создавало трудности при чтении. Представьте себе, что кто-то написал, подобно финикийцам, без гласных заповеди, данные Богом Моисею

Какие заповеди здесь написаны?

не убивать человека

почитать отца и мать

Задание № 73. Познакомьтесь с древнеегипетской сказкой о потерянной рыбке и ответьте на вопрос

Ученые полагают, что авторы, создавшие Ветхий Завет, хорошо знали древнеегипетскую литературу и испытали на себе ее влияние. Почему ученые считают, что подтверждением этой мысли служит одна из древнеегипетских сказок? Вот эта сказка:

«Однажды фараон, владыка Египта, грустил. Позвал он главного жреца и спросил, как ему избавиться от тоски. Тот ответил: «Да проследует твое величество к озеру у дворца фараона, да будет он жив, невредим и здрав! Да посадит он в ладью свою разных красавиц из дворца своего. Сердце твоего величества усладится, когда ты увидишь, как гребут они взад и вперед. Посмотришь ты на прекрасные заросли озера твоего, увидишь поля у берегов его, и сердце твое возрадуется». И сказал царь: «Воистину устрою себе катание. Пусть достанут весла черного дерева, украшенные золотом, и приведут самых красивых девушек дворца».
И было сделано все, как велел повелел его величество. И красавицы гребли взад и вперед. И сердце его величества услаждалось, когда он глядел на них. Но вот у одной из девушек растрепались волосы и упала в воду украшавшая прическу ее бирюзовая рыбка. И умолкла девушка, и перестала грести, а за ней и все остальные. Сказал его величество девушкам: «Почему же вы не гребете?» И ответили они: «Наша старшая замолкла и не гребет». Тогда сказал его величество старшей над девушками: «Греби, я дам тебе другую бирюзовую рыбку». И ответила она: «Мне не надо другой, я хочу свою рыбку».
Позвал царь главного жреца и рассказал ему обо всем. Тогда жрец промолвил что-то волшебное и разделил воды озера пополам. И положил одну половину вод на другую. Обнажилось дно озера, и нашел жрец на его дне бирюзовую рыбку – лежала та рыбка на камне. Он поднял ее и отдал девушке. Затем жрец снова промолвил что-то волшебное и привел озеро в первоначальное состояние. Его величество, да будет он жив, невредим и здрав! — провел прекрасный день»

Вспомните библейские сказания. Что могли заимствовать авторы Ветхого Завета из древнеегипетской сказки?

По библейским сказаниям перед Моисеем разомкнулись воды Красного моря, пропустив по сухому дну иудеев. Это явление и было заимствованно авторами библейских сказаний

Задание № 74. Заполните контурную карту «Ассирия»

1. Обведите границы Ассирийской державы в середине 7-го века до н.э.

2. Страны, находившиеся под властью ассирийских царей, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:

1. Вавилонское царство 2. Сирия 3. Израильское царство 4. Финикия

3. Обозначьте стрелками направления завоевательных походов ассирийцев

4. Закрасьте кружочек, обозначающий название главного города Ассирийского царства, и надпишите его название:

5. Закрасьте кружочек, обозначающий самый знаменитый город Двуречья, оказавшийся под властью царей Ассирии. Надпишите его название:

6. Надпишите названия главных рек Двуречья:

7. Какие водные пространства обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:

6. Средиземное море

7. Персидский залив

Задание № 75. Впишите недостающие слова и буквы

Столицу Ассирии, город Ниневию, называли «логовищем львов», «городом крови».

В 8-м веке до н.э. самой сильной в мире была армия царя государства Ассирия.

Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном деле конницу.

Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли таран.

Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь.

Ассирийские воины были вооружены мечами и топориками из твердого металла, его название железо. Ниневия была захвачена и сожжена врагами в 612 году до н.э.

Однако библиотека царя Ассирии по имени Ашшурбанапал не погибла в огне

Задание № 76. Решите кроссворд «Ассирийское царство»

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете прозвище главного города Ассирийской державы, данное ему покоренными народами

По вертикали: 1. Река, на которой был расположен главный город Ассирии (8-7 века до н.э.) (Тигр). 2. Металл, широко применявшийся ассирийцами при изготовлении оружия (железо). 3. Орудие, с помощью которого ассирийцы разбивали стены вражеских городов (таран). 4. Один из ассирийских городов, захваченных ассирийцами (Сидон). 5. Страна, на севере которой возникло Ассирийское государство (Двуречье). 6. Распространенный в древности род войск, который впервые стали использовать ассирийцы (конница). 7. Один из последних ассирийских царей, создатель дворцовой библиотеки (Ашшурбанапал). 8. Населявший южное Двуречье народ, который поднял победоносное восстание против ассирийского владычества (вавилоняне). 9. Главный город ассирийской державы (Ниневия). 10. Народ, живший к северо-востоку от Двуречья; принял участие в разгроме Ассирии (мидийцы)

Задание № 77. Ответьте на вопросы

Древний путешественник рассказывал, что видел в одной из стран быков с пятью ногами. Шутил ли этот человек? Если нет, то что он имел в виду?

Вход во дворец ассирийских царей украшали две пятиметровые статуи фантастических крылатых быков. Статуи имели пять ног. Это делалось для того, чтобы при взгляде сбоку создавалась имитация шага животного

Задание № 78. Ответьте на вопрос

Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне

Мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы?

Чтобы найти правильный ответ, обозначьте на «линии времени» годы правления Хаммурапи и год разрушения Ниневии

Хаммурапи не мог участвовать в празднике, т.к жил задолго да этого события.

1792—1750 годы до н.э. — годы правления Хаммурапи

612 год до н.э. — разрушение Ниневии

Задание № 79. Решите кроссворд «Персидская держава»

Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете название знаменитой дороги в древней Западной Азии. Причудливая форма рамки напоминает нам эту дорогу (рассмотрите ее изображение на карте учебника)

По вертикали: 1. Слово, которым мы называем правителей древних государств — Вавилонского, Ассирийского, Персидского (царь). 2. Главный город Лидийского царства (Сарды). 3. Последний царь Лидии, славившийся своим богатством (Крез). 4. Один из главных городов Персидской державы (Сузы). 5. Основатель Персидской державы (Кир). 6. Огромный город в Двуречье, взятый персами благодаря военной хитрости (Вавилон). 7. Великое царство в Западной Азии, которое первое оказалось под властью персов (Мидия). 8. Еще одно захваченное персами великое царство, название которого совпадает с распространенным женским именем (Лидия). 9. Драгоценный металл, который в изобилии добывался на песчаных берегах рек Малой Азии (золото). 10. Название воина из личной охраны персидского царя (бессмертный). 11. Один из главных городов персидской державы, известный своими роскошными дворцами (Персеполь). 12. Страна в Африке, завоеванная персами (Египет). 13. Самый могущественный из царей Персии, властитель обширной державы (Дарий)

Задание № 80. Заполните контурную карту «Персидская держава»

Заполните контурную карту «Персидская держава»

1. Закрасьте ту территорию, на которой возникло Персидское государство

2. Обведите границы Персидского царства (6 век до н.э.)

3. Надпишите название реки, до которой доходили владения персов на востоке:

4. Страны и полуостров, подвластные персидским царям, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:

1. Мидия 2. Лидия 3. Вавилония 4. Сирия 5. Палестина 6. Финикия 7. Синайский полуостров 8. Египет

5. Какие водные пространства обозначены на карте цифрами? Напишите их названия:

9. Красное море 10. Средиземное море 11. Черное море 12. Каспийское море 13. Персидский залив

6. Закрасьте кружочки, обозначающие города Персеполь, Сузы, Экбатаны, Вавилон, Сарды. Надпишите их названия

7. Проведите путь из города Сузы до города Сарды. Надпишите название этого пути

poistorii.ru