Введение в специальность юристы
В сборнике представлены материалы, подготовленные к Третьей международной научно- практической конференции «Тенденции развития государства, права и политики в России и мире» (Калуга, 30 апреля 2010 года).
Для специалистов в области права, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений юридического профиля, для всех, кто интересуется проблемами юридической науки.
Анализируется возможность использования в процессе изучения курса «Юридической техники» соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.
Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) – это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.
Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.
publications.hse.ru
Введение в специальность
Глава 1. Предмет юридической науки, юридическая наука: история и современность
1.1. Предмет юридической науки
1.2. Юридическая наука: история развития и современность
Глава 2. Значение профессии юриста в обществе
2.2.Личностные и квалификационные требования к профессии юриста
2.3.Положение юристов в обществе
Глава 3. Понятие концепции «правовое государство»
3.1.Основные юридические понятия
3.2.Роль и значение права в современной России
Глава 4. Юридические профессии
4.1.Адвокатская деятельность, адвокат.
4.2.Порядок деятельности органов прокуратуры РФ. Служба в органах прокуратуры.
4.3.Органы юстиции. Участие органов юстиции в правовом обеспечении нормотворческой деятельности. Служба судебных приставов. Порядок приема на службу в органы юстиции.
4.4.Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и нотариусы, занимающиеся частной практикой.
4.5.Служба в органах внутренних дел. Следователь (дознаватель) в правоохранительных органах РФ.
4.6. Органы обеспечения безопасности. Служба в органах ФСБ (органов внешней разведки РФ).
4.7.Осуществление правосудия в РФ. Судья.
4.9.Юрисконсульт предприятия, учреждения, организации.
Нормативно правовые акты, рекомендуемые для изучения курса
Учебная и научная литература, рекомендуемая для изучения курса
Список принятых сокращений
Название данного курса говорит само за себя. В ней рассказывается об одной из интереснейших и популярнейших специальностей последнего десятилетия — о специальности юриста. Можно без преувеличения сказать, что нет такого места в нашей стране, где люди не пользовались бы услугами юристов — адвокатов, судей, нотариусов, прокуроров и т. д. Это связано с тем, что специалисты в области права нужны практически во всех областях общественной и деловой жизни.
Несмотря на огромную популярность данной профессии, количество юристов в России на душу населения все еще очень мало по сравнению с развитыми странами. Так, например, если в США на 100 млн человек приходится более 400 тыс. адвокатов, то в России — на 150 млн — всего 20 тыс. Однако по мере развития российского общества интерес его граждан к праву растет, и все большее количество людей стремятся получить юридическую консультацию специалиста.
Профессия юриста во многом похожа на профессию врача. К представителям обеих профессий люди обращаются за помощью: если у человека возникают проблемы со здоровьем, он идет к врачу; если с социальным взаимодействием — обращается с вопросом к юристу. Иногда именно своевременная беседа с юристом может обеспечить человеку защиту от возможных проблем в будущем или помочь разрешить конфликтную ситуацию, которая уже имеет место. Вместе с тем, как и на враче, на юристе зачастую лежит ответственность за жизнь человека, обратившегося к нему за помощью.
Курс «Введение в специальность» — первый курс, с которого вы начинаете свое обучение юриспруденции. Учебная цель данного курса состоит в том, чтобы:
сформировать ваши представления о будущей профессии;
помочь вам определиться с выбором своего профессионального пути в рамках юридической специальности;
развить те навыки, которые будут вам необходимы для обучения юриспруденции и вашей дальнейшей работы как юриста.
И хотя данный курс не содержит исчерпывающих знаний по всем вопросам, связанным с юридической специальностью, она призвана стать первой ступенькой, с которой вы начнете свое восхождение к вершинам выбранной вами профессии.
Кроме базы юридических знаний, профессиональный юрист должен обладать еще комплексом определенных навыков, т.е. уметь применять свои знания на практике — толковать нормы права, составлять юридические документы, выступать в суде, консультировать клиента и т. д. Изучая данный курс, вы получите представление об основных навыках, которые необходимы юристу. Отрабатывать и совершенствовать данные навыки вы будете во время изучения специальных юридических дисциплин, а также в процессе последующей работы по выбранной вами специальности.
С развитием общественных отношений постоянно усложняется и работа юристов: сегодня хорошему юристу необходимо ориентироваться не только в динамично протекающих процессах во всех сферах государства, но и в изменениях, происходящих в законодательстве. Поэтому отдельная глава учебника посвящена тому, как правильно организовать свою работу с юридической информацией.
Фактически, изучение материалов данного курса станет вашим первым шагом в освоении выбранной профессии. Изучайте курс активно — выполняйте предложенные задания, задавайте вопросы (себе и своему преподавателю), пытайтесь найти на них ответы.
Основная цель познакомить вас с профессией, которую вам предстоит осваивать, а также рассказать о том, где может работать выпускник университета, получивший диплом по специальности «Юриспруденция».
После изучения этого курса вы должны:
получить представление об основных видах деятельности юриста;
понимать различия между основными юридическими пpoфессиями;
знать, какие профессиональные и нравственные требования предъявляются к представителям различных юридических профессий;
использовать полученные знания для планирования своей профессиональной карьеры в юриспруденции.
Кто такой юрист?
Согласно толковому словарю русского языка слово (термин) «юрист» может употребляться в трех значениях:
специалист с юридическим образованием;
практический деятель в области права;
студент юридического учебного заведения;
Как вы думаете, почему термин «юрист» имеет несколько значений?
По отношению к кому из перечисленных ниже людей вы можете употребить это слово:
по отношению к человеку, который регулярно читает юридические книги и журналы:
по отношению к человеку, который защищает интересы другого человека в суде;
по отношению к человеку, который имеет диплом о юридическом образовании;
по отношению к человеку, который знает законы и умеет их применять;
по отношению к человеку, который умеет составлять юридические документы;
по отношению к человеку, который следит за изменениями в законодательстве;
по отношению к человеку, который дает консультации другим людям по правовым вопросам?
Как вы уже поняли, в зависимости от ситуации практически каждый из описанных выше людей может оказаться юристом либо не юристом. Хотя абсолютное большинство людей, следящих за изменениями в законодательстве, действительно являются юристами, представители многих других профессий — бухгалтера, банкиры, менеджеры по персоналу и даже педагоги – также внимательно отслеживают изменения в нормативно-правовых актах. В ряде случаев — например, при рассмотрении гражданского дела — представлять в суде интересы другого человека может и не юрист (например, родитель, отстаивающий интересы своего несовершеннолетнего ребенка). Равно как многие люди, опираясь на образцы документов, помещенные в справочно-правовых системах, сами составляют договоры, доверенности, исковые заявления и иные юридические документы. Более того, некоторые люди, не имеющие базового юридического образования, знают и умеют правильно применять законы.
Юрист — это специалист, имеющий юридическое образование (высшее и среднее профессиональное), профессионально разбирающийся в праве, знающий законы и умеющий их правильно применять.
Таким образом, настоящий юрист:
имеет профессиональное юридическое образование;
обладает специальными юридическими знаниями;
умеет применять свои знания на практике.
Как правило, получив специальность юриста, специалист в области юриспруденции выбирает для себя одну из многочисленных юридических профессий. Он может стать адвокатом, следователем, прокурором, оперативным работником милиции и других правоохранительных органов, судьей, нотариусом, юрисконсультом, занимающимся сопровождением коммерческой деятельности, или выбрать для себя иную специализацию.
Далее будем рассматривать подробнее наиболее популярные юридические профессии.
studfiles.net
Введение в юридическую специальность. Конспект лекций специальность юриспруденции введение в специальность Курс лекций Содержание Введение
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Специальность ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Введение в специальность
Курс лекций
Содержание
Глава 1. Предмет юридической науки, юридическая наука: история и современность
1.1. Предмет юридической науки
1.2. Юридическая наука: история развития и современность
Глава 2. Значение профессии юриста в обществе
2.1.Основные черты юридической профессии
Глава 3. Понятие концепции «правовое государство»
3.2.Роль и значение права в современной России
Глава 4. Юридические профессии
4.1.Адвокатская деятельность , адвокат.
4.2.Порядок деятельности органов прокуратуры РФ. Служба в органах прокуратуры .
4.4. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и нотариусы, занимающиеся частной практикой.
4.6. Органы обеспечения безопасности . Служба в органах ФСБ (органов внешней разведки РФ).
4.8.Частные детективные и охранные службы.
4.9.Юрисконсульт предприятия, учреждения, организации.
Нормативно правовые акты, рекомендуемые для изучения курса
Словарь основных понятий по курсу
Введение
Название данного курса говорит само за себя. В ней рассказывается об одной из интереснейших и популярнейших специальностей последнего десятилетия — о специальности юриста. Можно без преувеличения сказать, что нет такого места в нашей стране, где люди не пользовались бы услугами юристов — адвокатов, судей, нотариусов, прокуроров и т. д. Это связано с тем, что специалисты в области права нужны практически во всех областях общественной и деловой жизни.
Курс «Введение в специальность» — первый курс, с которого вы начинаете свое обучение юриспруденции. Учебная цель данного курса состоит в том, чтобы:
- сформировать ваши представления о будущей профессии;
- помочь вам определиться с выбором своего профессионального пути в рамках юридической специальности;
- развить те навыки, которые будут вам необходимы для обучения юриспруденции и вашей дальнейшей работы как юриста.
И хотя данный курс не содержит исчерпывающих знаний по всем вопросам, связанным с юридической специальностью, она призвана стать первой ступенькой, с которой вы начнете свое восхождение к вершинам выбранной вами профессии.
Основа профессионализма юриста — хорошее образование. Для того чтобы стать специалистом в юриспруденции, необходимо глубоко изучить право и закон. Поэтому мы подробно рассмотрим те требования, которые предъявляются к юридическому образованию, а также систему юридических знаний, которую вам будет необходимо освоить. Вы узнаете, какими нормативными документами регламентируется образовательный процесс, в среднем профессиональном учебном заведений, получите представление о содержании этих документов.
Юрист юристу рознь. Так же как и в других профессиях, в рамках специальности «правоведение» возможен выбор различных специализаций. Это связано с многообразием видов той деятельности, которую осуществляют юристы. Работа двух юристов может значительно отличаться в зависимости от того, по какой конкретно юридической специальности они работают — прокурор или адвокат, судья или следователь, нотариус или юрисконсульт и т. д. Данный курс поможет вам лучше представить возможные варианты вещего профессионального роста и определить, в какой именно сфере юриспруденции вам хотелось бы работать.
Однако какую бы специализацию в юриспруденции вы для себя ни выбрали, есть ряд общих навыков, которые необходимы для построения любой карьеры, в том числе и карьеры юридической. Об этих навыках мы поговорим в конце курса.
После изучения этого курса вы должны:
- получить представление об основных видах деятельности юриста;
- понимать различия между основными юридическими пpoфессиями;
- знать, какие профессиональные и нравственные требования предъявляются к представителям различных юридических профессий;
- использовать полученные знания для планирования своей профессиональной карьеры в юриспруденции.
Кто такой юрист?
Согласно толковому словарю русского языка слово (термин) «юрист» может употребляться в трех значениях:
- специалист с юридическим образованием;
- практический деятель в области права;
- студент юридического учебного заведения;
Как вы думаете, почему термин «юрист» имеет несколько значений?
По отношению к кому из перечисленных ниже людей вы можете употребить это слово:
- по отношению к человеку, который регулярно читает юридические книги и журналы:
- по отношению к человеку, который защищает интересы другого человека в суде;
- по отношению к человеку, который имеет диплом о юридическом образовании;
- по отношению к человеку, который знает законы и умеет их применять;
- по отношению к человеку, который умеет составлять юридические документы;
- по отношению к человеку, который следит за изменениями в законодательстве;
- по отношению к человеку, который дает консультации другим людям по правовым вопросам?
Как вы уже поняли, в зависимости от ситуации практически каждый из описанных выше людей может оказаться юристом либо не юристом. Хотя абсолютное большинство людей, следящих за изменениями в законодательстве, действительно являются юристами, представители многих других профессий — бухгалтера, банкиры, менеджеры по персоналу и даже педагоги – также внимательно отслеживают изменения в нормативно-правовых актах. В ряде случаев — например, при рассмотрении гражданского дела — представлять в суде интересы другого человека может и не юрист (например, родитель, отстаивающий интересы своего несовершеннолетнего ребенка). Равно как многие люди, опираясь на образцы документов, помещенные в справочно-правовых системах, сами составляют договоры, доверенности, исковые заявления и иные юридические документы. Более того, некоторые люди, не имеющие базового юридического образования, знают и умеют правильно применять законы.
Конечно, хороший юрист должен уметь совершать все описанные выше (и многие другие) действия, т. е. обладать рядом профессиональных навыков. Наличие специальных знаний и навыков — две важнейшие черты, отличающие профессионального юриста от человека, которые просто интересуется законодательством. Специальные знания по юриспруденции юрист получает как во время обучения в вузе, так и путем самообразования в течение всей жизни. Овладение профессиональными навыками также начинается в учебном заведении — на занятиях, в процессе прохождения учебной практики и затем продолжается в процессе профессиональной деятельности уже на рабочем месте .
И все-таки кто же такой юрист?
Юрист— это специалист, имеющий юридическое образование (высшее и среднее профессиональное), профессионально разбирающийся в праве, знающий законы и умеющий их правильно применять.
Таким образом, настоящий юрист:
- имеет профессиональное юридическое образование;
- обладает специальными юридическими знаниями;
- умеет применять свои знания на практике.
Как правило, получив специальность юриста, специалист в области юриспруденции выбирает для себя одну из многочисленных юридических профессий. Он может стать адвокатом, следователем, прокурором, оперативным работником милиции и других правоохранительных органов, судьей, нотариусом, юрисконсультом, занимающимся сопровождением коммерческой деятельности, или выбрать для себя иную специализацию.
topuch.ru
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Транскрипт
1 Министерство образования и науки Российской Федерации Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования — «Оренбургский государственный университет» Кафедра истории и теории государства и права. Ю.Б. Багаутдинова ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по направлению «Юриспруденция». Бузулук
2 УДК- ББК — Б14 Б14 Багаутдинова Ю.Б. Введение в специальность: Методические рекомендации по выполнению контрольных работ. Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, с. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ включают тематику и рекомендации по написанию контрольных работ, контрольные вопросы и рекомендуемую литературу для изучения дисциплины. Задания предназначены для студентов первого курса заочной формы обучения по направлению «Юриспруденция». УДК- ББК — Багаутдинова Ю.Б.,2012 БГТИ (филиал) ОГУ,2012 2
3 Содержание 1 Пояснительная записка 4 2 Требования, предъявляемые при написании контрольной работы 4 3 Варианты контрольных работ 4 4 Вопросы к зачету 6 5 Рекомендуемая литература 7 3
4 1. Пояснительная записка. Студенты первого курса заочной формы обучения по направлению подготовки «Юриспруденция» изучают дисциплину «Введение в специальность», выполняют контрольную работу и сдают зачет. Целью освоения дисциплины «Введение в специальность» является ознакомление студентов с их будущей специальностью, с особенностями профессиональной деятельности юриста в различных сферах государственной жизни страны, с теми требованиями, которые предъявляются к работникам правоохранительных органов. 2. Требования, предъявляемые при написании контрольной работы. Контрольная работа предполагает самостоятельное изучение отдельных тем по курсу «Введение в специальность». В работе необходимо изложить основные вопросы по заданной теме. Работа должна содержать план, введение и заключение. Во введении обязательно отражается актуальность темы исследования. В заключение работы необходимо обязательно сделать теоретические выводы и практические предложения по затронутым вопросам. Недопустимо механическое переписывание учебников, студенты должны излагать материал самостоятельно. Обязательным является оформление сносок. Количество используемых источников не может быть менее пяти. Темы распределяются в алфавитном порядке. 3. Варианты контрольных работ. Вариант 1. (А, Л, Х) Тема: «Понятие юриспруденции». 1. Понятие юриспруденции. 2. Историческое развитие юриспруденции. 3. Цели, задачи и функции юриспруденции. 4. Современное состояние юриспруденции в России. Вариант 2. ( Б, М, Ц) Тема: «Юридическая профессия: понятие, сущность и содержание». 1. Понятие, основные направления и виды профессиональной деятельности юриста. 2. Профессиональная деятельность юриста как социальный институт. Юридическая практика. Индивидуальная профессиональная деятельность юриста. 3. Понятие, сущность и содержание юридической профессии. 4
5 4. Правовая информация, правовые оценки, правовые предложения, правовые решения в деятельности юриста. Вариант 3. (В, Н, Ч,Ф) Тема: «Юридические специальности». 1. Понятие и виды областей (сфер) деятельности юриста. 2. Деятельность юриста в органах государственной власти и управления. 3. Юридическая деятельность в правоохранительных органах. 4. Современные тенденции к расширению сфер юридической профессиональной деятельности. Зарубежный опыт использования профессиональной юридической деятельности. Вариант 4. (Г, О, Ш,К) Тема: «Личность юриста». 1. Понятие личности юриста. Личность юриста и его профессиональная деятельность. 2. Черты личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности: честность, порядочность, работоспособность и др. 3. Образ профессионального юриста в общественном сознании. 4. Юрист и социальные коммуникации. Общение в профессиональной и непрофессиональной среде. Вариант 5. (Д, П, Щ, И) Тема: «Профессиональное поведение юриста». 1. Понятие профессионального поведения юриста. 2. Поведение юриста как разновидность профессиональной поведенческой модели. Особенности профессионального поведения юриста. 3. Мотивация поведения юриста. Ценностно-идеологическая основа поведения юриста. 4. Поведенческие стереотипы. Отношения юриста с клиентами. Отношения юриста с юристами и не юристами. Поведение юриста в суде. Вариант 6. (Е, Р, Э,У) Тема: «Юридическое образование». 1. Юридическое образование в России: история и современность. 2. Организация, задачи и функции высшего юридического образования. Крупнейшие центры юридического образования. 3. Роль и практическое значение специализации (профиля подготовки) в рамках юридического образования. 4. Новые подходы к обучению студентов-юристов в России и за рубежом. Вариант 7. (Ж, С, Ю) Тема: «Юридическая наука». 1. Историческое развитие юридической науки в России. 2. Послевузовское образование. Аспирантура. Докторантура. 5
6 3. Диссертации: подготовка и защита. Ученые степени и ученые звания: порядок присуждения и присвоения. 4. Современные проблемы юридической науки. Вариант 8. (З, Т, Я) Тема: «Выдающиеся юристы». 1. Юристы в истории культуры России. 2. Выдающиеся юристы дореволюционной эпохи: А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако. 3. Выдающиеся юристы советского времени: Д.И. Курский, П.И. Стучка и др. 4. Выдающиеся юристы современности. 4. Вопросы к зачету по дисциплине «Введение в специальность». 1. Понятие юриспруденции, права, системы права. 2. Право: место права в современной жизни. 3. Законность и правопорядок. 4. Деятельность юристов в Российской Федерации. 5. Основные юридические профессии: их краткая характеристика. 6. Судья: понятие, полномочия судьи. 7. Прокурор: понятие, полномочия прокурора. 8. Следователь: понятие, полномочия следователя. 9. Адвокат: понятие, полномочия адвоката. 10. Нотариус: понятие, полномочия нотариуса. 11. Юрисконсульт: понятие, полномочия юрисконсульта. 12. Дайте характеристику требованиям, предъявляемым к юристам: морально-этические требования. 13. Дайте характеристику требованиям, предъявляемым к юристам: физические требования. 14. Дайте характеристику требованиям, предъявляемым к юристам: специальные требования. 15. Дайте общую характеристику юридического образования. 16. Государственный стандарт высшего юридического образования. 17. Циклы дисциплин, входящих в государственный стандарт высшего юридического образования. 18. Квалификационная характеристика выпускника вуза, получившего квалификацию бакалавр юриспруденции. 19. Формы получения юридического образования. Перспективы развития юридического образования в Российской Федерации. 20. Формы занятий в юридическом вузе. 21. Лекции по юридическим дисциплинам. 22. Семинарские и практические занятия по юридическим дисциплинам. 6
7 23. Формы контроля знаний студентов по юридическим дисциплинам: текущий, промежуточный и итоговый контроль. 24. Зачет. Порядок сдачи зачетов по юридическим дисциплинам. 25. Экзамен. Порядок сдачи экзаменов по юридическим дисциплинам. 26. Самостоятельная работа студентов: понятие, задачи и виды. 27. Курсовая работа. Порядок выполнения и защиты курсовых работ по юридическим дисциплинам. 28. Научная работа студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». 29. Работа с нормативными источниками: задачи и основные правила. 30. Работа с научными источниками по направлению «Юриспруденция»: виды источников, правила и их использования. 31. Итоговая государственная аттестация по направлению «Юриспруденция»: понятие и формы. 32. Выпускная квалификационная работа. 33. Судья в суде общей юрисдикции. 34. Судья в арбитражном судопроизводстве. 35. Судья Конституционного Суда РФ. 36. Судья Конституционного Суда субъекта РФ. 37. Инспектор по делам несовершеннолетних. 38. Судья в административном процессе. 39. Судья в гражданском процессе. 40. Судья в уголовном судопроизводстве. 5. Рекомендуемая литература Учебная литература. 1. Введение в специальность «Юриспруденция»: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, с. ISBN Жалинский А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во «Проспект», с. ISBN Введение в специальность. Учебно-методические материалы./ Сост. Н.И. Дорохов, Л.Г. Орчакова М.: МИЭМП, с. 4. Чуфаровский Ю.В. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», с. ISBN Майоров В.И. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. Челябинск, с. ISBN
8 5.2. Периодические издания. — Адвокат — Высшее образование в России — Государство и право — Вестник Московского Университета (серия право) — Правовая политика и правовая жизнь — Журнал российского права — Государственная власть и местное самоуправление — Муниципальная власть — Конституционное и муниципальное право — Российский судья 8
docplayer.ru