Закон об образовании — что нового? (Антропова Т.Ю.)
Дата размещения статьи: 31.08.2015
Принят Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) — новый основополагающий нормативный правовой акт в сфере образования. Документ закрепляет основы правового регулирования сферы образования, включая общие положения и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее).
Цели и задачи Закона об образовании
Главные цели Закона об образовании:
— создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными тенденциями развития общества;
— комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования;
— обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон N 3266-1) не мог в полной мере урегулировать складывающиеся отношения в сфере образования, поэтому в последние годы обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением. Кроме того, неоднократно обновлялось законодательство в области образования, что привело к неустойчивости норм федерального законодательства. Существовали пробелы в правовом регулировании отдельных институтов системы образования, многие нормы законодательства в области образования дублировались законодательными актами других отраслей, иногда порождая противоречия. Практика внесения дальнейших изменений в действующие законодательные акты об образовании во многом исчерпала свой ресурс. Законодательство в области образования нуждалось в систематизации и модернизации. Эта задача должна быть достигнута путем принятия единого законодательного акта, который комплексно регулирует отношения в сфере образования, закрепляет основы правового регулирования системы образования в РФ.
Новый Закон сохранил базовые принципы и нормы, закрепленные Законом N 3266-1 и оправдавшие себя на практике (в том числе в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, государственно-общественного характера управления образованием, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования и т.д.).
Большинство из этих положений получило в Законе об образовании дополнительную детализацию, обеспечение правореализационными механизмами. Так, законодательное оформление получили такие аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями.
Отдельные главы посвящены регламентации правового положения образовательных и иных организаций, осуществляющих обучение, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников. В частности, в Законе об образовании прописаны правовой статус руководителя образовательной организации (ст. 51), а также обязанности и ответственность педагогических работников, дополнительные гарантии педагогическим работникам в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации .
Статья 68 гл. 8, ст. ст. 47 — 49 гл. 5, ст. 99 гл. 13, ст. 105 гл. 14, ст. 108 гл. 15 Закона об образовании.
Кроме того, впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности (ст. ст. 5, 75, 77, 83 Закона об образовании), иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке (например, ст. ст. 36, 55, 70, 78, 105 Закона об образовании). Особое внимание в Законе об образовании уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. ст. 5, 11, 43, 48, 55, 59, 60, 79, 99, 108).
Одним из нововведений Закона об образовании является закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения: образование, воспитание, образовательная программа, квалификация, образовательная деятельность и другое (ст. 2). Введение соответствующих положений позволяет унифицировать используемые в сфере образования понятия и привести к единообразию в этой части правоприменительную практику.
Кроме этого, в Законе об образовании закрепляются современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. В частности, впервые на законодательном уровне в нем выделены отдельные нормы, посвященные:
— модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (ст. 13);
— сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях (ст. ст. 16, 34, 98);
— использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе (ст. ст. 13, 16, 91);
— обучению по интегрированным образовательным программам (ст. ст. 59, 67, 83, 84, 86);
— образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе (ст. ст. 16 — 19) и др.
Также на уровне федерального закона регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (ст. ст. 20, 34 Закона об образовании).
Обновлены закрепленные в Законе N 3266-1 модели экономической деятельности в сфере образования. В частности, закреплен ряд новых инструментов, направленных на повышение конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги. Особо следует отметить нормы, предусматривающие возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности частных (негосударственных) образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы (ст. ст. 8, 99, 108).
Уровни образования
В Законе об образовании обновлены отдельные базовые институты системы образования.
Уточнена система уровней образования в РФ, а также откорректированы названия отдельных уровней. В Законе об образовании закрепляются следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование, а также уровни профессионального образования: среднее, высшее (бакалавриат), высшее (специалитет, магистратура), высшее (подготовка кадров высшей квалификации) (ст. 10).
Обратите внимание, что Законом вводится еще один уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы научно-педагогических кадров, ординатуры, ассистентуры-стажировки. Введение подготовки кадров высшей квалификации в качестве самостоятельного уровня высшего образования соответствует принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования.
В Федеральный закон включено положение, предполагающее модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. В условиях развития производства и внедрения новых наукоемких технологий необходимо осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях и вводятся образовательные программы среднего профессионального образования — подготовка квалифицированных рабочих, служащих специалистов среднего звена. С учетом этого среднее профессиональное образование включает в себя программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ст. 12).
Одновременно Закон об образовании предлагает осуществлять профессиональное обучение не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве, а также в форме самообразования (ст. 73).
Образовательные программы
С учетом требований практики и рынка труда, а также изменения уровней образования Закон об образовании систематизирует и расширяет видовое разнообразие образовательных программ, чтобы обеспечить более гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда.
Согласно ст. 12 Закона об образовании к основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования); основные профессиональные образовательные программы (образовательные программы среднего профессионального образования — подготовки квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена; образовательные программы высшего образования — бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки); основные программы профессионального обучения (профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих).
Основные образовательные программы
xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai
Уровни образования в Российской Федерации
1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
Профессиональное образование разделяется на следующие уровни:
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование — бакалавриат;
- высшее образование — специалитет, магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Остановимся подробнее на характеристике каждого из уровней.
Уровни общего образования
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста восьми лет.
Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Дети, не справившиеся с программами одного из данных уровней, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Уровни профессионального образования
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование, то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования.
Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» даются следующие определения: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.
Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.
Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на конкурсной основе.
Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.
Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавр. Соответственно, бакалавр — это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. В качестве квалификационных испытаний на получение степени бакалавра предусмотрены экзамены.
Магистратура — это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки, ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени магистр. Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. В этом случае получение степени магистра рассматривается как второе высшее образование. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.
Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид — специалитет, программа которого предусматривает 5-летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень дипломированный специалист. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов утвержден указом Президента РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г.
xn—-jtbibbrldcuew.xn--p1ai
Статья 64 Дошкольное образование
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
zakon-ob-obrazovanii.ru
Статья 5 Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
ФЗ об образовании в вопросах и ответах
Главная > Советуем прочитать > ФЗ об образовании в вопросах и ответах
Комментарий к закону
В ИФ «Сентябрь» вышла книга «Федеральный закон об образовании в вопросах и ответах», подготовленная экспертами информационного портала 273-фз.рф. Мы продолжаем публикацию цикла статей из книги в форме вопросов и ответов, в которых собраны наиболее актуальные и интересные темы, касающиеся сферы общего образования.
В этом материале мы по-прежнему обсуждаем тему правового статуса образовательных организаций.
Как по Федеральному закону № 273-ФЗ регулируется деятельность детских садов — начальных школ? В администрации района нам сказали, что мы должны выбрать какие программы реализовывать: дошкольного или общего образования, поскольку такого вида образовательных учреждений больше нет.
Действительно, № 273-ФЗ не предусматривает деление образовательных организаций на виды, в том числе, не предусматривает и наличие такого вида образовательного учреждения как «детский сад — начальная школа». Не упоминается в Федеральном законе и такой тип образовательной организации как «образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста», предусмотренное Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1204.
Однако отсутствие формального выделения для таких образовательной организаций отдельного типа и вида не препятствует их деятельности по новому законодательству. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ общеобразовательной организацией признается — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. Согласно п. 2 ч. 4 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ общеобразовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Таким образом, Федеральный закон № 273-ФЗ не запрещает функционирование детских садов — начальных школ, предусматривая для них такой тип образовательной организации как общеобразовательная организация.
При этом слова в наименовании «детский сад — начальная школа» тоже сохраняться как указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень реализуемых образовательных программ) в соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ. Однако, наименование такой образовательной организации, скорее всего, придется скорректировать в соответствии с требованием ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ об указании типа образовательной организации. Например, если сейчас наименование звучит как: «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа — детский сад № 2», то теперь наименование должно быть следующим: «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа — детский сад № 2».
Заметим, что согласно ч. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с новым Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года.
Обязательно ли в наименовании общеобразовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, использовать слова «специальная (коррекционная)»?
Согласно ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Каких-либо иных обязательных требований к наименованию образовательной организации данный Федеральный закон не содержит.
Образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральным законом № 273-ФЗ в отдельный тип не выделяются. Кроме этого, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 108 специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 6 ст. 23 hассматриваемого Федерального закона в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Таким образом, в наименовании общеобразовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, использовать слова «специальная (коррекционная)» необязательно, но и не запрещено. Соответственно, при определении наименования образовательной организации использование данных слов остается на усмотрение учредителя.
Распространяются ли на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, права и обязанности образовательных организаций?
Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ образовательной организацией признается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласно п. 19 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. Правовой статус организаций, осуществляющих обучение, урегулирован в ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ.
Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников в соответствии со ст. 32 Федерального закона № 273-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 273-ФЗ на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
В ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливаются компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации, которые исходя из указанной выше нормы ч. 2 ст. 21 Федерального закона распространяются на организации, осуществляющие обучение, и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.
В каком порядке вносить изменения в устав образовательной организации с целью его приведения в соответствие с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»? Следует ли проводить общее собрание коллектива, если такой порядок предусмотрен в действующей редакции устава?
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сам Федеральный закон № 273-ФЗ в отличие от ранее действующего законодательства об образовании не устанавливает особый порядок принятия устава образовательного учреждения коллективом образовательной организации.
Таким образом, по новому Федеральному закону «Об образовании» порядок утверждения устава, изменений и дополнений к нему определяется действующим законодательством. Рассмотрим данный порядок на примере государственных (муниципальных) учреждений.
Порядок утверждения устава казенных и бюджетных учреждений урегулирован Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно ст. 14 данного Федерального закона устав бюджетного и казенного учреждения утверждается учредителем.
Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном:
- Правительством Российской Федерации — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;
- местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
- Закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27);
- Порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30);
- Установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52);
- Определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101);
- Порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).
- Порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией (п. 17 ч. 1 ст. 34);
- Определение формы участия родителей в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7 ч. 3 ст. 44);
- Порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления (п. 9 ч. 3 ст. 47);
- Установление порядка назначения (избрания) руководителя (ч. 1 ст. 51);
- Определение прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией (ч. 6 ст. 51).
- Установление специальных названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (ч. 2 ст. 33);
- Установление порядка вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией (п. 1 ч. 2 ст. 50);
- Определение особенностей избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации (ч. 10 ст. 51);
- Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия (ч. 13 ст. 51).
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не предусматривает предварительное принятие или рассмотрение новой редакции устава каким-либо органом управления казенного или автономного учреждения.
Порядок утверждения устава автономных учреждений регламентируется Федеральным законом «Об автономных учреждениях». Согласно ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона устав автономного учреждения также утверждается его учредителем. Однако в отличие от казенных и бюджетных учреждений утверждению учредителем устава предшествует рассмотрение наблюдательным советом предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав (п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
По результатам рассмотрения наблюдательный совет дает рекомендации. Учредитель автономного учреждения утверждает изменения в устав после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 2 ст. 11Федерального закона «Об автономных учреждениях»).
Участие иных органов управления автономного учреждения в принятии или рассмотрении изменений в устав законодательство не предусматривает.
Такой образом, действующее законодательство устанавливает порядок утверждения изменений в устав государственного (муниципального) образовательного учреждения, исключающий участие в таком утверждении общего собрания (конференции) образовательного учреждения. Следовательно, нормы, содержащиеся в имеющихся редакциях уставов государственных (муниципальных) образовательных учреждений, предусматривающих предварительное принятие коллективом образовательного учреждения устава не соответствуют новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и не подлежат применению.
Таким образом, изменения в устав вносятся путем их утверждения учредителем без проведения общего собрания коллектива и принятия им таких изменений. При изменения устава нормы, предусматривающие принятие изменений в устав общим собранием коллектива (конференцией), должны быть исключены с целью приведения в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Учредитель требует от нашей школы полностью и целиком переписать все нормы федеральных законов в устав. Наши уставы становятся существенно больше, чем были. Имеет ли право учредитель требовать это?
Согласно ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ устав утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для учреждений уставы утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя вашей школы. Таким образом, именно учредитель, как лицо, утверждающее устав, принимает окончательное решение о его тексте — именно он утверждает устав, поэтому при наличии его несогласия с текстом устав не будет утвержден.
Включение в устав отдельных норм федерального законодательства не противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ. Вместе с тем, следует отметить, что воспроизведение норм законодательства в уставах образовательных организаций нельзя рассматривать как эффективную и обоснованную практику. Такой подход только увеличит объем устава, что повлечет за собой увеличение расходов на снятие копий, их нотариальное заверения в случаях, когда это необходимо. Кроме того, это потребует и регулярно вносить изменения в устав при изменении законодательства.
На наш взгляд, текст устава имеет смысл делать максимально лаконичным, не дублируя в нем нормы законов, а также, не включая положений, которые регулируются на уровне локальных нормативных актов в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ.
Требования к уставу образовательной организации установлены ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Устанавливает ли данный Федеральный закон какие-либо еще требования к уставам?
Действительно, основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ. Это указание в уставе на тип образовательной организации; на учредителя или учредителей образовательной организации; перечисление видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации. Последнее положение также конкретизировано в ч. 5 ст. 26.
Однако данной статьей не исчерпываются все нормы, регулирующие содержание уставов образовательных организаций. Дополнительные нормы можно разделить на три группы:
Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 и относятся ко всем образовательным организациям;
Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций;
Нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.
К первой группе относятся следующие требования:
Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией. Относительно данных вопросов следует отметить следующие нормы:
Ко второй группе относятся следующие требования:
И, наконец, к третьей группе относятся такие требования, как:
Если устав можно поменять в 2015 году, то как быть с локальным актом о промежуточной аттестации обучающихся и другими локальными актами? В какой срок следует изменить их?
Федеральный закон № 273-ФЗустанавливает ряд особых норм, действующих после его вступления в силу. В частности, ст. 108 установлен срок внесения изменений в уставы до 1 января 2016 г. Отдельного регулирования сроков приведения в соответствие с новым законом иных локальных нормативных актов не предусматривается. Таким образом, локальные нормативные акты образовательной организации должны соответствовать Федеральному закону № 273-ФЗ уже с момента его вступления в силу, т. е. с 1 сентября 2013 года.
Вместе с тем, на эту дату еще не были приняты ряд новых подзаконных нормативных актов федерального уровня, и зачастую не приведено в соответствие региональное законодательство, муниципальные нормативные правовые акты. Соответственно, у образовательной организации нет полного набора новых (принятых в соответствии с новым Федеральным законом) нормативных правовых актов, на основании которых ей необходимо разрабатывать локальные нормативные акты. В этих условиях приведение в соответствие с законодательством локальных нормативных актов необходимо осуществлять в разумный срок с момента издание необходимых подзаконных актов. При этом требования локальных нормативных актов, не соответствующие Федеральному закону и принятым в соответствии с ним подзаконным актам, не могут применяться уже с 1 сентября 2013 г.
eduface.ru