Законы об объединении ВАС РФ и ВС РФ подписаны Президентом РФ

В России появится единый высший судебный орган – Верховный суд РФ. Вчера Президентом РФ Владимиром Путиным подписаны соответствующие законы.

Напомним, что документы разработаны в связи с упразднением Высшего Арбитражного Суда РФ и передачей вопросов осуществления правосудия, отнесенных к его ведению, в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

Так, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено формирование Верховного Суда РФ как единого высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным российским судам. Он также призван осуществлять надзор за деятельностью федеральных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

В свою очередь, Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» определены полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ. Сформированы основы его компетенции по рассмотрению гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел в качестве суда надзорной инстанции, а также в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Как отмечается в справке к документу, впервые в одном нормативном правовом акте установлен перечень категорий дел, подсудных ВС РФ в качестве суда первой инстанции. Уточнены функции Пленума, Президиума и Председателя ВС РФ. Суд формируется в составе 170 судей.

Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ скорректированы отдельные нормы Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Так, установлен перечень видов федеральных судов; предусматривается образование Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ; вместо Военной коллегии ВС РФ создается Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ, а вместо Дисциплинарного судебного присутствия – Дисциплинарная коллегия ВС РФ.

В целях формирования первоначального состава ВС РФ Федеральным законом от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» предусматривается создание Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ и Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи ВС РФ.

Отбор кандидатов на должности судей ВС РФ будет осуществляться на конкурсной основе. Сформирован перечень должностей, в отношении которых проводится конкурс, и их количество. Установлены требования к кандидатам на должности судей, определена процедура проведения квалификационного экзамена и порядок производства в Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ.

Помимо этого, предусмотрены изменения в отношении прокуратуры РФ. Заместители Генпрокурора РФ теперь назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ и иные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ, за исключением прокуроров городов, районов и приравненные к ним прокуроров, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Генпрокурором РФ.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ и Федеральный закон от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ вступили в силу сегодня (6 февраля 2014 года). Для осуществления сопутствующих объединению судов изменений устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев.Так, Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ и Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ вступят в силу по истечении 180 дней.

www.garant.ru

Верховный суд РФ переедет из Москвы в Санкт-Петербург до 2022 года

Поделиться в социальных сетях:

Переезд Верховного суда РФ из Москвы в Санкт-Петербург завершится до 2022 года. Об этом сообщили в пресс-службе Росимущества.

«Мероприятия, необходимые для издания единого акта, в том числе подготовка проекта распоряжения президента России, завершение строительства в Санкт-Петербурге комплекса зданий для Верховного суда России, переезд суда в Санкт-Петербург планируется завершить к концу 2021 года», − сообщили в пресс-службе, передает Агентство «Москва».

Там также отметили, что в настоящий момент идет подготовка передачи части здания Верховного суда в Москве, расположенного по адресу: улица Поварская, дом 15 − в оперативное управление Московскому окружному военному суду.

О переезде Верховного суда России в Петербург говорят с 2012 года. Тогда вместе с ВС в Северную столицу должен был отправиться и Высший арбитражный суд. Но в феврале 2014 года были внесены поправки в Конституцию, ВС и ВАС объединили в один суд. Тогда же утвердили изменения в закон «О Верховном суде», определив местом его прописки Санкт-Петербург. Однако переезд так и не начался.

В 2017 году переезд вновь отложили. Это произошло из-за того, что в управлении делами президента изменили график финансирования проекта. Сообщалось, что строительство Судебного квартала на Петроградской стороне должно было закончится в 2019 году, однако позже срок продлили еще на год.

www.m24.ru

Объединение ВС и ВАС

Роман Речкин о вероятных последствиях объединения Верховного Суда с Высшим арбитражным судом.

21 июня 2013 года президент РФ В.В. Путин предложил «объединить Верховный и Высший арбитражный суды», а 27 ноября 2013 года Совет Федерации без каких-либо обсуждений одобрил эти президентские поправки в Конституцию России.

Юридическое сообщество (включая судей арбитражных судов), с которым никто эту идею даже не обсуждал, отнеслось к ней достаточно скептически, российские чиновники генерируют достаточно много радикальных идей, большая часть из которых, к счастью, остается просто сотрясением воздуха.

Самое дикое в этой ситуации: государство, инициировавшее эту «реформу», в принципе не хочет не только обсуждать детали этой реформы, но даже отвечать на вопросы судейского сообщества о функционировании судебной системы после «упразднения» ВАС РФ. Все возражения и замечания юридического сообщества — игнорируются. А возражений этих настолько много, что от них невозможно отмахнуться. У самого ВАС РФ возникло множество вопросов по новому законопроекту, они сформулированы судьями на 14 страницах. Их также оставили без ответа.

Практикующие юристы практически единогласно против «реформы», более 100 российских юридических фирм и адвокатских образований со всей России подписались под обращением не спешить с этой «реформой», 19 ноября 2013 года оно было подано в Госдуму и. традиционно утонуло в молчании.

Ситуация очень серьезна: поскольку ВАС РФ органично вписан в судебную систему РФ, его «упразднение» повлечет множество проблем и вопросов, от финансирования арбитражных судов и обеспечения их единообразной практики до судьбы сотрудников аппарата ВАС РФ.

Но главное опасение юридического сообщества заключается в том, что в результате «упразднения» ВАС РФ будут «выброшены на помойку» все наработки и достижения арбитражной системы за последние 20 лет.

Даже простое сравнение деятельности ВАС РФ и Верховного Суда РФ — явно не в пользу последнего.

ВАС РФ, особенно в последние десять лет, является наиболее эффективным государственным органом. Четкая установка на открытость и прозрачность правосудия реализована ВАС РФ в доступной системе получения информации о движении любого арбитражного дела, все судебные акты оперативно публикуются, внедряется «электронное правосудие», любой документ в арбитражное дело можно подать дистанционно, через Интернет. Огромную работу ВАС РФ ведет по обеспечению единообразия арбитражной практики, эта работа осуществляется путем регулярного принятия постановлений пленума ВАС РФ и информационных писем по наиболее важным и сложным вопросам правоприменения. Параллельно наиболее сложные и прецедентные дела ВАС РФ пересматривает в надзорном порядке.

На фоне динамично развивающегося, прозрачного, внедряющего электронный документооборот ВАС РФ Верховный Суд РФ, возглавляемый непрерывно с 1989 года 70-летним Вячеславом Лебедевым, откровенно проигрывает в эффективности.

Рассмотрение дел в районных судах непрозрачно, а сама система судов общей юрисдикции остается патриархальной и статичной, пребывает в крайне закрытом в информационном плане состоянии. Показательно, что ВС РФ сейчас (в 21 веке) только начинает внедрять смс-информирование сторон о дате рассмотрения дел. Причем даже сейчас такое информирование реализуется «в виде эксперимента» и только в нескольких пилотных регионах.

К сожалению, Верховный Суд РФ не уделяет достаточного внимания совершенствованию и упорядочиванию судебной практики, в результате областные суды по различным вопросам открыто игнорируют его позицию. В каждом из регионов страны судебную практику формирует областной суд, без оглядки на позицию Верховного Суда РФ и судов других регионов, что привело к возникновению «рязанской», «тульской», «свердловской» и прочих законностей. Например, районные (городские) суды Свердловской области по искам покупателей пылесосов «Кирби» расторгают эти договоры, а такие же районные суды в соседнем Пермском крае — в исках покупателей этих пылесосов отказывают. И таких примеров разного толкования одних и тех же норм закона разными судами в системе общей юрисдикции — десятки.

Добавить к характеристике судов общей юрисдикции нужно и «обвинительный уклон» уголовного судопроизводства. Сравнивая условно статистику дел по «спорам с государством» в арбитражных судах и в СОЮ, нужно отметить, что в первом случае налогоплательщики (по налоговым спорам) выигрывают до 80% дел, а во втором случае (по уголовным делам) процент оправдательных приговоров составляет 0,8%.

Этот формальный обвинительный конвейер уголовного судопроизводства (множество крайне спорных и сомнительных приговоров по уголовным делам у всех на слуху) государство не беспокоит, Верховный Суд РФ «обвинительный уклон» уголовного судопроизводства вообще проблемой не считает.

На первый взгляд, все сказанное — это «юридическая кухня» профессиональных юристов, которая не должна волновать обычных граждан. Но это не так.

Важно понимать, что указанные вроде бы внутренние вопросы судоустройства затрагивают всех, мудрая поговорка «от тюрьмы и до сумы не зарекайся» в нашей стране относится к каждому. Тем не менее, по данным Левада-центра, в середине ноября 2013 года более половины — 51% опрошенных россиян — затруднились высказать свое мнение по поводу «объединения судов» и остались равнодушны к этому.

И уж совсем критично эта ситуация затрагивает бизнес, поскольку главное достижение ВАС РФ и системы арбитражных судов — единые и разумные «правила игры» для бизнеса, предсказуемость решений арбитражных судов по хозяйственным спорам. Разрушить эти «правила игры» путем «упразднения» ВАС РФ просто, создать — будет очень сложно.

Учитывая то, как развивается «реформа», в ближайшее время мы, скорее всего, получим набор скороспелых и непродуманных решений с непрогнозируемым результатом. К сожалению, велик риск того, что, как и 20 лет назад, у российского бизнеса снова не будет четких и понятных «правил игры» в правовом поле.

Статья опубликована на сайте ИАА «УралБизнесКонсалтинг»

www.intellectpro.ru

Объединенный Верховный суд России начинает работу

Он станет высшей судебной инстанцией для судов общей юрисдикции и арбитражных судов

МОСКВА, 6 августа. /ИТАР-ТАСС/. В России начинает работу обновленный Верховный суд (ВС), созданный на основе объединения прежнего Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда (ВАС).

Путин одобрил поправку об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов

Несмотря на то что после реорганизации штатная численность нового суда пока меньше, чем в двух прежних высших судах, по словам председателя ВС РФ Вячеслава Лебедева, он сразу начнет работу как высшая судебная инстанция для судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Если в прежнем составе Верховного суда было 125 судей, а в ВАС — 90, то в объединенном Верховном суде должно быть 170 судей. Отбор кандидатур в течение мая проводила Специальная квалификационная коллегия судей. Из 223 претендентов она отобрала 110 кандидатов. Помимо действовавших судей высших судов, подавших заявки на переназначение (81 судья из Верховного суда, 38 — из ВАС), заявки подавали и другие претенденты, сдав экзамен на должность судьи. В новый суд не попали некоторые действующие судьи, подавшие заявки, так как не получили рекомендацию (20 судей из Верховного суда, 13 — из ВАС).

Таким образом, состав ВС уже на четверть обновлен. В новом суде будут работать 62 мужчины и 48 женщин. Средний возраст судей — 50 лет, 31 судья имеет стаж судейской работы от 11 до 20 лет, а 52 — более 20 лет. По словам Лебедева, недокомплект будет восполнен открытием вакансий на должности судей Высшей квалификационной коллегией судей (ее следующее заседание состоится 14 сентября).

В составе нового суда — президиум и семь судебных коллегий: по уголовным, гражданским и административным делам, делам военнослужащих (бывшая Военная коллегия Верховного суда), экономическим спорам (вместо ВАС), возглавляемые заместителями председателя Верховного суда, а также отдельные апелляционная и дисциплинарная коллегии.

Первое заседание пленума Верховного суда состоится 7 августа. В его компетенции — утверждение составов судебных коллегий, а также избрание судей апелляционной и дисциплинарной коллегий. Кроме того, пленум должен утвердить регламент Верховного суда.

Объединение судов

Идею объединить Верховный и Высший арбитражный суды, которые в будущем должны вслед за Конституционным судом переехать в Петербург, выдвинул Владимир Путин, выступая 21 июня прошлого года на Петербургском международном экономическом форуме. Поскольку объединение судов потребовало внесения соответствующей поправки в Конституцию, процедура была длительной — проект президентских поправок должны были одобрить не менее двух третей депутатов Госдумы, три четверти членов Совета федерации и поддержать заксобрания не менее двух третей субъектов РФ.

Жалоба на объединение Верховного и Высшего арбитражного судов поступила в КС РФ

Глава ВС: в апреле завершится конкурс на должности судей объединенных высших судов

Глава Верховного суда РФ надеется, что после слияния суды сохранят потенциал обеих систем

Законопроект был внесен в Госдуму 7 октября и одобрен ей 22 ноября прошлого года, а 29 января этого года Совфед утвердил итоги рассмотрения поправки региональными заксобраниями. Поправка была поддержана парламентами всех регионов РФ. После подписания президентом и публикации 7 февраля поправки в Конституцию об объединении двух судов вступили в силу. Объединенный Верховный суд РФ заработал спустя 180 дней.

Закон о новом Верховном суде предусматривает, что он будет работать в Санкт-Петербурге, а в Москве останется его представительство. При этом дата начала работы в Петербурге устанавливается президентом РФ по согласованию с Верховным судом, до этого он продолжает осуществлять свои полномочия в Москве.

4 августа Росимущество сообщило о передаче земельного участка площадью около 10 га на проспекте Добролюбова, 14, в Петербурге управлению делами президента РФ для строительства зданий Верховного суда. Ранее на этом участке должны были реализовать проект «Набережная Европы» с многофункциональным комплексом жилых и коммерческих построек. Новое строительство на площадке планируется начать в этом году и завершить в 2016 году.

tass.ru

«Странный административный зуд»

Владимир Путин предложил объединить Высший арбитражный и Верховный суды. Выступая на Петербургском экономическом форуме, глава государства заявил, что сделать это следует «в целях обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также споров с государственной властью и органами местного самоуправления». Как будет происходить объединение, пока сказать трудно, но опрошенные «Лентой.ру» эксперты уже жалеют о предстоящем разрушении арбитражного судопроизводства.

Павел Чиков, глава правозащитной ассоциации «Агора», член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

Самое худшее, что можно было себе представить, ― это погубить арбитраж. В сравнении с судами общей юрисдикции арбитражный суд ― это средоточие порядка, процедуры, современных технологий, предсказуемости. Там главенствует состязательность, его система экстерриториальна, выведена за рамки границ регионов, поэтому не сильно зависима от региональных властей. В Арбитражном процессуальном кодексе ― единственном процессуальном кодексе ― прямо записано, что нарушение единообразия судебной практики является основанием для пересмотра судебных решений, то есть фактически введено прецедентное право. ВАС имеет невероятно продвинутую систему электронного правосудия. Все движение дела отслеживается в интернете, уведомление сторон происходит по интернету.

В мире, конечно, есть прецеденты, когда нет специализированных судов ― ни коммерческих, ни конституционного, а есть только один суд общей юрисдикции и над ними Верховный суд. Это США. Но мне непонятно, зачем это делается в России. Видимо, есть политический расчет сделать председателем нового суда Дмитрия Медведева, а [председателя ВАС Антона] Иванова ― его замом по арбитражу.

Алексей Кравцов, председатель Арбитражного третейского суда Москвы, член экспертного совета Мосгордумы по законодательству

Хочу напомнить, что раньше дела юридических и физических лиц рассматривались только Верховным судом, Высший арбитражный суд появился лишь в 1992 году. В итоге вместо одной здоровой появились две головы. Практика показала, что деятельность судов очень быстро начала пересекаться. Смотрите сами: коммерческие дела юридических лиц рассматриваются арбитражным судом, но при этом коммерческие споры физических лиц шли по линии Верховного суда. Обе инстанции пересекались все чаще и чаще, начала возникать разница в трактовках закона. Оба суда, к примеру, руководствуются Гражданским кодексом, но каждый трактует его по-своему. К чему это приводит? В первую очередь, к проблемам у конечного пользователя — того, кто в суд обращается. Единообразия нет, а элемент хаоса есть. И сейчас уровень правовой неопределенности достиг того момента, когда обе эти структуры действительно нужно объединить в одну. Сообщество третейских судей эту инициативу поддержит.

Людмила Новоселова, председатель Суда по интеллектуальным правам, бывшая судья Высшего арбитражного суда

Мне сложно комментировать решения, которые пока несут декларативный характер ― из имеющейся информации нельзя сделать вывод, какую организационную форму примет этот объединенный суд.

Что касается передачи всех коммерческих споров в суды общей юрисдикции (пока мы не знаем, идет ли речь о такой реформе), то, конечно, решением коммерческих, торговых вопросов должен заниматься судья, знакомый с коммерческим правом. Сливать арбитражные дела, которые требуют разрешения споров между инвестиционными компаниями на миллиарды долларов, с уголовными, семейными, гражданскими, по меньшей мере неразумно ― это вызовет снижение качества правосудия.

В какой-то мере арбитражная система вытащила в свое время страну из кризиса. Вы же помните, каким образом решались хозяйственные споры в 1990-е ― тогда Высший арбитражный суд приложил огромные усилия для того, чтобы эти споры разрешались наконец в суде. И в конце концов эта система заработала. ВАС также заложил систему исполнения по этим коммерческим спорам, он был инициатором создания этой системы.

Вы знаете, в нашей стране (если говорить об организационных проблемах и их разрешении) ничего не делается, если нет человека, нет команды, которые проталкивают какие-то решения. Нам нужен паровоз. Таким паровозом и выступал Высший арбитражный суд. В ВАСе было стремление улучшить правовые практики.

С этой точки зрения слияние системы арбитража с правом общей юрисдикции неправильно. Убивать эту систему с точки зрения государства ― это разбивать витрину, которую было бы не стыдно показывать нашим партнерам на государственном уровне.

Не надо понимать это как какое-то принижение судов общей юрисдикции ― я отлично понимаю, как тяжело им приходится работать с таким валом судебных дел, ― но сталкивать одну систему с другой можно только в том случае, если новая система вберет в себя все лучшее, что было в ее предшественницах. В общем, нельзя утрачивать позиции, которые были завоеваны дорогой ценой.

Александр Муранов, партнер в бюро «Муранов, Черняков и партнеры», доцент МГИМО

Я сразу же пошутил, когда услышал новость: «Путин запустил боян». Об объединении высших судов знали и говорили в юридическом сообществе последние полгода, это стало обсуждаться, как только было объявлено о грядущем их переезде в Санкт-Петербург.

Объединение Высшего арбитражного и Верховного судов несет определенные риски, будут и сложности, и проблемы, но я очень рассчитываю, что та структура, которая имеется в ВАСе, в том или ином виде сохранится. Я не исключаю, что объединенный суд не будет единым, а в нем будут две или несколько палат: коммерческая, по гражданским делам, административная (сейчас активно обсуждается идея системы административного правосудия), военная, например.

Однако лично я скорее негативно отношусь к объединению судов. По мне, так лучше было бы поменять руководство Верховного суда. Понимаете, в условиях конкуренции люди начинают думать, двигать вперед ситуацию с правом. Английское прецедентное право ведь так и выросло из конкуренции между судом канцлера и судами общего права ― так и у нас ВАС через свою конкуренцию с Верховным судом продвигал право вперед, обеспечивал движение, а сейчас все будет серенько так, по-советски.

Марат Давлетбаев, юрист, ответственный секретарь Координационного совета оппозиции

Мы стали свидетелями еще одного кулуарного решения. В демократическом обществе реформы должны идти снизу и разрабатываться на профессиональной основе, то есть предлагаться независимым судейским корпусом и профессиональным юридическим сообществом. Когда зампред думского комитета берет поручение президента под козырек, никакого профессионального обсуждения ожидать, увы, не приходится. И чем следовало бы в первую очередь озаботиться ― это обеспечением реальной независимости судей. Когда же реформы обусловливаются конфликтами председателей судов, а решаются президентом, их результат не может иметь устойчивый характер.

Генри Резник, президент адвокатской палаты Москвы

Ни малейшего резона объединять ВС и ВАС я не вижу. Судебная система за все эти годы устоялась, худо-бедно она работает. Арбитражный суд свою состоятельность доказал, коммерческие суды есть и в других странах, были и в дореволюционной России. Сейчас в арбитраже много дельных компетентных юристов. Появляются новые специалисты по корпоративному законодательству или налоговому праву. Для чего это ломать, бог весть. Я не думаю, что станет лучше. К тому же кому-то из высших судей, Вячеславу Лебедеву или Антону Иванову, придется уйти. Никак не могу взять в толк. В управлении судами ничего не изменится, качественный состав не изменится. Какой-то странный административный зуд. Глубины замысла я не понимаю.

Записали Андрей Козенко и Александр Артемьев

m.lenta.ru