Закономерности психического развития
Основные закономерности психического развития
Развитие каждой психической функции, формы поведения обусловлено многими особенностями, но психическое развитие имеет общие закономерности (основные существенные ситуации, которые определяют его), которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются в течение всего онтогенеза.
Систему этих закономерностей образуют следующие факторы:
1. Неравномерность развития. Проявляется она в неодинаковой развития различных психических функций, свойств, образований: каждая из них имеет стадии подъема, стабилизации и спада. О неравномерности развития свидетельствуют его темп, направленность и длительность. Наивысшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений: чем выше уровень производительности в развитии, тем заметнее колебания его возрастной динамики; чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания (подъем меняются значительными спадами). В высокоразвитых системах колебания становятся более частыми, но амплитуда их уменьшается. Это означает, что сложная система сама себя стабилизирует, приближается в своем развитии к единству и гармонии всех ее частей.
2. Гетерохронность (несвоевременность), асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Если неравномерность развития обусловлена нелинейной, многовариантной природой системы, то Гетерохронность — особенностями ее структуры, прежде всего неоднородностью элементов (единством через разнообразие). Это является причиной выборочного развития структур и функций, неодинаковых темпов развития различных психических образований. По данным исследований, чем нужнее функция, чем важнее ее роль на определенном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.
3. Сензитивность развития. В определенные периоды своей жизни ребенок проявляет наивысшую чувствительность к тем или иным воздействиям, у нее активнее происходит становление тех или иных сторон его психики, интенсивно развиваются ее функции. Например, наиболее благоприятным для овладения родным языком является возраст с двух до пяти лет, когда ребенок активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, овладевает связную речь.
Сензитивность (лат. sensitivus — чувствительный) возрастная — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов и свойств, присущих определенному возрастному периоду.
Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Потеряв его, в будущем придется затратить немало усилий и времени для развития определенной функции.
4. Стадиальность развития. Психическое развитие происходит поэтапно, каждая возрастная стадия имеет свой темп и ритм. Например, год жизни младенца не равноценный года жизни в дошкольном возрасте.
Стадиальность развития — разновременность, расхождение во времени темпа и ритма развития психических процессов и свойств в разные возрастные периоды; сложность организации.
Каждая возрастная стадия особенно ценна для психического развития ребенка. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах жизнедеятельности. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает переход к новой стадии развития.
Ребенок занимает особое место в системе общественных отношений. Переход ее от одного этапа развития к другому является прежде переходом к новому, качественно более высокого и глубокого связи с обществом, частью которого она является и без связи с которым не может жить.
Основные и характеристики стадии психического развития являются:
1) социальная ситуация развития — соотношение внешних и внутренних условий развития психики. Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, к самому себе;
2) новообразование — новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в этом возрасте и определяют преобразования в сознании ребенка, его внутренняя и внешняя жизнь. Речь идет о положительных приобретенные особенности, позволяющие перейти на новую стадию развития;
3) ведущая деятельность — деятельность, которая обеспечивает кардинальные изменения в психике ребенка на определенном возрастном этапе. В ней наиболее полно представлены типичные для этого возраста отношения ребенка со взрослым, отношения к действительности;
4) дифференциация — отделение психических процессов, свойств и качеств друг от друга, превращение их в самостоятельные формы. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной деятельностью;
5) интеграция — установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Например, познавательные процессы, преодолев период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на высшем, качественно новом уровне. Так, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию;
6) кумулятивность — включение результата развития на каждой предыдущей стадии в следующую, с определенными его трансформациями. Такое накопление готовит качественные изменения в психическом развитии. Например, в процессе становления и развития наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления каждая последующая его форма возникает на основе предыдущей, включает ее в себя;
7) пластичность — возможность изменения психики под влиянием различных условий, усвоение разнообразного опыта. Так, новорожденный ребенок может овладеть любым языком независимо от своей национальности, а в соответствии с языковой среды, в котором он воспитывается. Одно из проявлений пластичности заключается в компенсации психических или физических функций за их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций;
8) подражание — своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения, личностных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности.
Истинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, то есть борьба между формами психики, отживших, и теми, которые зарождаются. Именно внутренние противоречия являются движущими силами психического развития личности ребенка.
Различные психические процессы, свойства и качества личности ребенка постоянно находятся в состоянии дифференциации и интеграции.
Итак, закономерности психического развития ребенка, которые имеют свои факторы и характеристики, предусматривают и определяют ее дальнейшее развитие в процессе онтогенеза.
mypsiholog.com
Условия и законы психического развития
. Мера ума человека — это умение сомневаться
Е. Гонкур (1822-1896);
Ж. Гонкур (1830-1870)
1 генотипически и средовая обусловленность развития. Признаки психического развития
2. Факторы развития. Принцип психического развития в деятельности
3. Проблема детства в возрастной психологии. Онтогенез и жизненный путь человека. Понятие возраста как центральная категория возрастной психологии
4. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования как показатели возрастного развития
5 индивидуальных вариации развития. Единство природного и социального в онтогенезе человека
6. Движущие силы и условия психического развития
7. Принципы и критерии возрастной периодизации. Понятие о стабильных и переходные периоды. Проблема периодизации развития личности в детском возрасте (БГ. Ананьев,. ЛИ. Божович,. ЛС. Выготский,. ДБ. Эльконин,. ИС. Кон,. ОМ. Леонтьев, AB. Петровский и др.етровський та ін.).
1 генотипически и средовая обусловленность развития Признаки психического развития
Сущность генотипически и средовой обусловленности развития — выяснение степени зависимости переходов в развитии от процессов созревания и научения
1 позиция — становление психики и поведения является результатом эволюционного преобразования задатков (эволюционная теория);
2 позиция — в любого человека независимо от анатомо-физиологических особенностей можно сформировать также любые психологические и поведенческие свойства, развивая их с помощью обучения и воспитания я (революционная теория)
3 позиция — конечный результат развития предварительно в генотип не заложен, изменения, происходящие на каждой ступени развития, связаны с генотипом, средой, но определяются случайным совпадением обстоятельств. Достижения организма на определенной ступени развития зависят в основном от уровня достижений на предыдущем степени (стохастическая теория);
4 позиция — формирование и преобразование определенных функций определяется уровнем частотности их использования в жизни организма (функциональная теория)
Наиболее распространенной является стохастическая, или вероятностная, теория (PC. Немов)
Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, определяемого в их количественных, качественных и структурных преобразованиях
Признаки психического развития
1) дискретность (скачкообразность, стадийность, прерывность), что обусловлено количественными и качественными изменениями;
2) необратимость изменений, их детерминированность;
3) наличие прогрессивных и регрессивных изменений;
4) компенсаторнисть и пластичность изменений, их закономерность;
5) поступательное направленность;
6) системность познавательной деятельности;
7) формирование комплексного отношения к действительности и к себе;
8) овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной деятельности;
10) стремления личности к саморазвитию
Основные негативные стереотипы о психическом развитии:
1) всегда прогрессивный;
2) всегда является управляемым и прогнозируемым;
3) находится под контролем организованных факторов социального воздействия (абсолютизация возможностей учебно-воспитательного процесса)
2 Факторы развития Принцип психического развития в деятельности
Различают следующие факторы: биологические, социальные, активность личности, обучения и воспитания
1. Биологические факторы развития
1) чем больше обнаружены биологические предпосылки, тем значительнее будет их влияние в равнозначных ситуациях;
2) в процессе дальнейшего развития влияние наследственных факторов становится все более косвенным, а результаты — вариативными;
3) чем сложнее новообразования, тем большее значение в их развитии приобретают врожденные предпосылки;
4) в процессе развития врожденные предпосылки являются изменчивыми;
5) биологические предпосылки определяют рождения ребенка с присущими ей человеческими особенностями;
6) биологические предпосылки не предопределяют окончательного развития психики, а лишь ее природную основу
Генная программа определяет признаки организма с помощью ряда процессов, которые могут зависеть от его хросомного аппарата и от внешних условий:
1) особенности строения нервной системы;
2) физические свойства, которые являются общими для людей (прямохождение, рука как орган познания и т.д.);
3) анатомо-физиологические свойства (задатки), на основе которых формируются и развиваются человеческие качества
Задатки определяют тип нервной системы (темперамент), пластичность коры головного мозга, чувствительность анализаторов
ЦНС опосредуют возможные влияния генотипа на становление психических особенностей и наоборот — влияние среды на выявление генетической программы
Влияние внешних условий (алкоголь, никотин, антибиотики, кислородное голодание, облучение, недостаточное питание, родовые травмы и т.д.) определяет особенности развития организма в эмбриональном периоде и может негативно повлиять на реализацию генной программы, которая, в свою очередь, предопределяет особенности динамики психики.
31930-х годов в советской психологии сложилась устойчивая традиция недооценивать значение генотипа, однако стремительное прогрессирование в конце XIX-ХХ вв психогенетики, в частности использование популяционного, генеало огичного, близнецового методов и метода принятых или усыновленных, детей, доказывает обратное: генотип является важной доминантой психического развития, который сохраняет психологические особенности предыдущих пок. Олин в генеалогическом линии, часто является потенциальной условием минимизации или предотвращения необходимого учебно-воспитательного влияниеу.
2. Социальные факторы:
1) человеческую среду;
2) человек как часть социума;
3) человек как часть природы
Уровневый социальное влияние:
1) макроуровень: влияние космоса, планеты, мира, государства (система образования, национальные традиции обучения и воспитания);
2) мезоуровень: вторичные группы (школьную среду);
3) микро уровень: первичные группы, например, ровесники, семья
3. Активность личности (единство биологического и социального факторов) — субъективная детерминанта развития (поведение, общение, познание, самопознание, потребности, мотивы, уровень самооценки, самосви идомости). Имеет полярные уровне: обычная активность — творческая активностьтивність.
Основой активности является действие (спланирована, спорадическая; результативная, случайная)
4. Обучение и воспитание — решающие факторы психического развития актуализирует назначения учебно-воспитательного процесса как жизненного познавательного феномена. Позиция отрицания этих факторов приводит к формулировки очевидного абсурда: зачем тогда учить и воспитывать личность? ку:
1) разноплановая взаимодействие факторов развития;
2) сенсорные дефекты, болезни;
3) педагогическая запущенность;
4) семейный микроклимат, который предопределяется типом семьи, стилем ее внутренних и внешних отношений;
5) особенности общения взрослых на разных возрастных этапах развития ребенка;
6) течение кризисных и сенситивных периодов и т.п.;
7) отношение взрослых и детей к окружающей действительности (потребительское, созерцательное, творческое и т.д.);
8) национальные традиции обучения и воспитания;
9) отношение взрослых к детям (авторитарное, партнерское т.д.);
10) общий уровень общественной психологической культуры, который сегодня остается достаточно низким
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
uchebnikirus.com
Глава 2 ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
21 Движущие силы, факторы и условия психического развития
Возрастная психология изучает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения в охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенца до ряда лет для детей постарше. Эти изменения зависят от так называемых факторов,»постоянно действуют»: биологического созревания и психоф изиологичного состояния организма ребенка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развитияого розвитку.
Возрастные изменения психики и поведения данного типа называются эволюционными, поскольку они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями их следует отличать от революционных, которые являются глубже и происходят быстро за сравнительно короткий срок. Такие изменения, как правило, связаны с кризисами возрастного развития, возникающие на рубеже веков между периодами эволюционных изменений психики и поведин эти, относительно спокойно протекают. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения ребенка стало одной из основ для разделения детства на периоды веков ого развития. Еще один тип изменений, которые рассматриваются как признак развития, связан с влиянием конкретной социальной ситуации их можно назвать ситуационными. Такие изменения включают в себя то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного или неорганизованного обучения и воспитанияовання.
Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения, обычно, устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, в то время как ситуационные изменения психики и поведения индивида неустойчивы обратные и предусматривают их закрепления в следующих упражнениях. Эволюционные и революционные изменения превращают психику человека как личности, а ситуационные оставляют ее без видимых изменений, касаясь лишь окр емих форм поведения, знания, умения и навичок.
Еще одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения индивида, обозначается понятие»возраст»Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное е, характерное только для него сочетание психологических и поведенческих особенностей, которые за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяетсяовторюється.
Понятие «возраст» в психологии ассоциируется не с количеством лет, прожитых человеком, а с особенностями его психологии и поведения. Ребенок может выглядеть взрослее в своих суждениях и поступках; подросток или юная ак во многом могут проявлять себя как дети. Свои возрастные особенности имеют познавательные процессы человека, ее восприятие, память, мышление, речь и т.д.. Еще в большей степени, чем в познавательных процессах, возраст человека проявляется в особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения. Психологически правильно определенное понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в словарь ектуальному и личностном развитии детей, широко используется в разнообразных тестах в качестве»точки отсчета»для определения уровня психического развития той или иной ребеноктку тієї чи іншої дитини.
Третьей составляющей предмета возрастной психологии является движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека. Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют со обою постепенное развитие ребенка, является его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло. Условия определяют те внутренние и внешние факторы, пос будут постоянно действующих которые, выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Законы психического разви тку определяют те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека, и опираясь на которые можно этим развитием управлятьати.
При изучении закономерностей, которые определяют динамику развития психики, особую актуальность приобретает вопрос о роли наследственности и среды в этом процессе, о соотношении биологического возрастает. Ання и созревания со становлением познания и качеств личности. Если рост связан преимущественно с количественными изменениями, с увеличением, например, массы тела или клеток головного мозга, то развитие п ередбачае и качественные преобразования, изменения в мироощущении, понимании себя и окружающих. Следует отметить, что поиск различий между ростом и развитием особо сложный, поскольку становление психической сф эры тесно связано с ростом материального субстрата психикики.
В психологии создано много теорий, по-разному объясняют возрастной психическое развитие и его истоки их можно объединить в два больших направления — биологизаторские и социологизаторський. В биологизато. Орском направления человек рассматривается как существо биологическое, наделен от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход ее развития — и его темп, скоростей й или замедленный, и его предел — будет человек одаренным, многого добьется окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится лишь условием такого изначально определенного развития, который якобы проявляет то, что дано ребенку до его рожденияення.
В рамках биологизаторские направления возникла теория рекапитуляции, главная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от н простого двохклитинного организма к человеку. В месячном зародыше уже можно узнать представителя типа позвоночных — он имеет большую голову, жабры и хвост; в два месяца начинает приобретать человеческого выгля яда, на его ластоподибних конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу четвертого месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица. В XIX веке. Е. Геккель сформулировал закон: онтогенез (и ндивидуальний развитие) является сокращенным повторением филогенеза (исторического развития видавиду).
Перенесенный в возрастную психологию биогенетический закон позволил представить развитие психики как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. В. Штерн, в считает что, ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего, во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны, потом начальных ступеней человеческого состояния, развития первобытных народе в; начиная с поступления в школу, усваивает человеческую культуру — сначала в духе античного и витхозаповитного мира, позже (в подростковом возрасте) в духе средневекового фанатизма и лишь к зрелости. Поднять аеться до уровня культуры. Нового временису.
Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторському направлении. Его истоки — в идеях философа XVII в. Джона. Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чисто й, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, обремененная наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослымослі.
Представление о неограниченных возможностях формирования личности получили довольно широкое распространение. Социологизаторськи идеи были созвучны идеологии, которая господствовала на территории. Советского. Союза в середине 80-х х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических работах тех. Рокив.
Очевидно, что оба подхода — и биологизаторские, и социологизаторський — страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития позб бавляеться присущих ему качественных изменений и противоречий: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом — под воздействием среды. Набу ет все большего и большего опыта. Развитие ребенка, не проявляет собственной активности, напоминает скорее процесс роста, количественного увеличения или накопленияня.
Что же понимается под биологическим и социальным факторами развития в настоящее время?
Включает в себя, прежде всего, наследственность. Не существует единого мнения по поводу того, что именно в психике человека генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются минимум два момента — т темперамент и задатки способностей. Наследственные задатки придают своеобразие процесса развития способностей, облегчая или затрудняя его развитие способностей зависит не только от задатков. Если ребенок с аб солютним слухом не будет регулярно играть на музыкальном инструменте, успехов в исполнительском искусстве она не достигнет и ее специальные способности не разовьются. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развитияозвитку.
Биологический фактор, кроме наследственности, включает особенности течения внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического решения развития ребенка или другие отклонения. Отражается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому необходимо, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый. ВДИих.
Второй фактор — среда. Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно — через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему питомцах. Ання детей. На крайнем. Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города в центре. Европы. Социальная среда напрямую влияет на развитие, в свя ку с чем фактор среды часто называют социальнымним.
Социальная среда — понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей и социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов тво рчости т.д.) и заканчивая спецификой семейного воспитанияня.
Социальная среда — это и ближайшее социальное окружение, которое непосредственно влияет на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда д друзья семьи или священник). С возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка влияют ровесники, а в подростковом и старшем школьном возрасте — через средства массовой й информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и т.д., влияют некоторые социальные группыи.
Вне социальной средой ребенок развиваться не может — не может стать полноценной личностью. Известны случаи, когда в лесах обнаруживали детей, которые были утеряны совсем маленькими и выросли среди зверей. Такие»Маугли»бегали на четырех и выдавали такие же звуки, как и их»приемные родители»Например, две индийские девочки, жившие у волков, выли по ночам. Человеческий детеныш со своей необычайно пластичная й психикой усваивает то, что дается ему ближайшим окружением, и если оно лишено человеческого общества, ничего человеческого в нем не появляетсяо в ньому не з’являється.
Когда такие дети попадали к людям, они крайне слабо развивались интеллектуально, несмотря на напряженный труд воспитателей. Если ребенку было больше трех лет, то она не могла усвоить человеческую речь и научиться проговаривать небольшое количество слив.
Почему же дети, лишенные социальной среды в начале своей жизни, потом не смогли быстро и эффективно развиваться в благоприятных условиях? оды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так, например, сенситивный период развития речи — от 1-го до 3-х лет, и если этот этап потерян, компенсировать потери в дальнейшем практически невозможно. См.о неможливо.
Случай с языком — крайний. От своего ближайшего социального окружения любой ребенок получает хотя бы минимум необходимых ей знаний, умений, общения. Но взрослые должны учитывать, что легче всего дит тина что-то усвоит в конкретном возрасте: этические представления и нормы — в дошкольном, основы наук — в младшем школьном т.д.. Важно не пропустить сенситивный период, давать ребенку то, что нужно для ее развития в этот чачас.
В процессе обучения ребенку передается общественно-исторический опыт. Проблема обучения детей (или, шире, воспитания) — не только педагогическая. Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка, и если влияет, то как, — одно из основных в возрастной психологии. Биологизаторы не придают большого значения обучению. Для них процесс психического развития — спонтанный процесс, протекающий по своим особым вну. Тришна законами, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить этот перебойебіг.
Для психологов, признают социальный фактор развития, обучения становится принципиально важным моментом. Социологизаторы отождествляют развитие и обучение
ЛС. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Основываясь на идее. К. Маркса и. Ф. Энгельса о социальной сущности человека, он считал чисто человеческие, высшие психические функции й продуктом культурно-исторического развития. Развитие человека (в отличие от животных) происходит благодаря овладению им различными средствами орудиями труда, которые преображают природу, и знаками, оставайтесь овують его психику. Овладеть знаками (главным образом словом, а также цифрами и др.) и, как следствие, опытом предшествующих поколений, ребенок может только в процессе обучения. Поэтому развитие психики не может розг лядатися вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может пониматься вне обученияавчанням.
Высшие психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка. Яссами ребенка. Я. Как пишет. ЛС. Выготский, что любая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом-психологическом, сначала между людьми затем внутри д. Итин. Речь ребенка, например, с самого начала — только средство общения с окружающими, и лишь пройдя длительный путь развития, она становится средством мышления, внутренней речи, языке для себля себе.
Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности ребенка со взрослым человеком, она находится в»зоне ближайшего развития»Это понятие вводится. Л,. С. Выготским для обозначен ния области еще незрелых, а только таких, созревающих психических процессов. Когда эти процессы будут сформированы и окажутся «вчерашним днем ??развития», их можно будет диагностировать с помощью тестовых задач. Фиксируя, насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с этими задачами, мы определяем актуальный уровень развития. Потенциальные возможности ребенка, т.е. зону его ближайшего развития, можно вы значить в совместной деятельности — помогая ей выполнять задачи, с которыми она не может справиться сама (ставя перед ней наводящие вопросы; объясняя принцип решения; начиная решать задачу и предлагая продолжить т.д.опонуючи продовжити тощо).
У детей с одинаковым актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности. Один ребенок легко принимает помощь и затем решает самостоятельно все подобные задачи, другой сложно выполнить зада ния даже с помощью взрослого. Поэтому, оценивая развитие конкретного ребенка, важно учитывать не только ее актуальный уровень (результаты тестирования), но и зону ближайшего развитияку.
Обучение должно ориентироваться на»зону ближайшего развития»Обучение, по. ЛС. Выготским, ведет за собой развитие. Но оно недолжно время отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забой игання вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к»натаскивание», но не будет иметь развивающего эффекта. СЛ. Рубинштейн, уточняя позицию. ЛС. Выготского, предлагает говорить пр в единство обучения и развитияро єдність навчання і розвитку.
Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне ее развития. Реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего, более высокого уровня»Ребенок не развивается и вос овуеться, а развивается, воспитываясь и обучаясь», — писал. СЛ. Рубинштейн. Это положение совпадает с положением о развитии ребенка в процессе его деятельностиі її діяльності.
Чрезвычайно важным является вопрос о соотношении биологического и социального факторов развития. Вильям. Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной степени значимых щи для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития (одна — созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая — развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) п еретинаються, т.е. происходит конвергенция. Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, базируются преимущественно на положениях. ЛСВиготськогського.
ЛС. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет якобы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятий) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции — продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем продолжительнее путь ее онтогенетического развития, тем меньше отражается на ней влияние наследственности. Вод ночас на развитие всегда влияет среда. Никогда ни признак детского развития, в том числе базовые психические функции, не является чисто наследственнопадковою.
Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес наследственных влияний то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль ь каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается неодинаковой на разных возрастных этапах частности, в развитии речи значение наследственных предпосылок рано и резко уменьшается, и речь ребенка р озвиваеться под непосредственным влиянием социального окружения, а в развитии психосексуальности роль наследственных моментов возрастает в подростковом вицці.
Таким образом, единство наследственных и социальных влияний — это непостоянная, раз и навсегда данная единство, а дифференцированная, такая, что меняется в процессе самого развития. Психическое развитие ребенка не определяет ется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития по отношению к каждому признаки развития необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов, изучать его динамикку.
В современной зарубежной психологии подчеркивается взаимодействие наследственных признаков и характеристик социальной среды. Считается, что наследственно определен диапазон развития любого свойства (в частности, м узичних или спортивных способностей), а внутри этого диапазона степень развития свойства зависит от условий среды (Л. Первин,. О. Джонон).
Относительно хода и особенностей процесса развития. ЛСВиготський установил четыре основные закономерности или особенности детского развития
Четыре основные закономерности или особенности детского развития
Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития — отставание в интеллектуальном развитии на один год будет е большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ей 13 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами упов ильнення, затухание. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Собственно возраст, как стадия развития, и является таким циклом со своим особым темпом и содержаниеістом.
2. Неравномерность развития
Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. На каждом возрастном этапе происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие к отдельной функции зависит от того, к какой системе межфункциональных связей она включенна.
3″Метаморфозы»в детском развитии
Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, преобразований одной формы в другую. Ребенок не похожа на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт в. Психика ребенка своеобразная на каждом возрастном степени, она качественно отличается от того, что было раньше, и того, что будет потеім.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка
Процессы»обратного развития»якобы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или превращается. Так, ребенок, научившись говорить, перестает лепетать. У младшего школьник ра исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, свойственные ему ранее. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя к новому возраста, сохраняет старые детские рисрі дитячі риси.
Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. На определенном возрастном этапе возникает ае потребность в выполнении определенного вида деятельности, которая, в свою очередь, приводит к появлению психических новообразований. Это явление называют ведущим видом деятельноститі.
Понятие»зона ближайшего развития»внес русский ученый. ЛС. Выготский. Суть его заключается в том, что дальнейшее развитие индивида определяется соотношением самостоятельных достижений в накоплении социал ального опыта и целенаправленных воздействий взрослого в процессе обученияцесі навчання.
В развитии психики человека периодически наступают периоды наиболее благоприятные для усвоения новой информации, которые характеризуются повышенной чувствительностью к воздействиям внешней среды, боязнью новых с ситуаций и т.п.. Данные периоды получили название сензитивныхх.
Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений
Во второй половине XIX в и в первой половине XX в в ряде наук — философии, биологии, психологии господствовал сформулирован. ЕГеккелем биогенетический закон (1866 г). Согласно этому закону каждая органическая форма а в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в определенной степени повторяет черты и особенности тех форм, от которых она происходит. Закон читается так,»Онтогения является коротким и быстрым повторением филогении»Ц е означает, что в онтогенезе каждый индивидуальный организм непосредственно воспроизводит путь филогенетического развития. Сформулированный. Е. Геккелем биогенетический закон был воспринят современниками и последующими пок олиннямы ученых как неоспоримый. Вслед за. Е. Геккелем детские психологи начали проектировать этапы онтогении индивидуального развития от простейших форм к современному человеку (В.. Холл,. В. Штерн,. КБюлер да и нВ.. Штерн,. К.Бюлер та ін.).
Место биологического в развитии — одна из главных проблем возрастной психологии. Можно стать человеком, не имея человеческого мозга? и. Из них шимпанзе — наиболее покладистые и понимающие их жесты, мимика, поведение иногда поражают сходством с человеческим. В экспериментальных условиях многим ученым удавалось добиться от шимпанзе розвьязвья. Сказание достаточно сложных практических задач, требующих мышления в действии и включают также использование предметов как простейших орудий. Мозг шимпанзе по своему строению и соотношением размеров отдельных частей подобный человеческого, по сравнению с мозгом других животных, хотя уступает ему по весу и объему. Отечественная зоопсихолог. Н. М. Ладынина-Котс воспитывала маленького шимпанзе. Ионе с полутора до четы рех лет в своей семье. Детеныш пользовалось полной свободой, ему предоставлялись разнообразные человеческие вещи и игрушки,»приемная мама»пыталась ознакомить его с использованием этих вещей, научить спил коваться с помощью языка. Весь ход развития шимпанзе тщательно фиксировался в дневнике. Через десять лет у. Надежды. Николаевны родился сын, которого назвали. Рудольфом (Руди). По его развитием в чотиририч ного возраста также вели тщательные наблюдения. В результате была написана книга»Дитя шимпанзе и дитя человека»При наблюдении за двумя малышами оказалась большое сходство игровых и эмоциональных проявлений. Но вместе с тем оказалась и принципиальное отличиеазом з тим виявилася і принципова відмінність.
Оказалось, что шимпанзе не может овладеть вертикальной походкой и освободить руки от функции ходьбы по земле. Хотя он и следует многочисленные действия человека, но это подражание не ведет к правильному усвоению и и совершенствования навыков, связанных с использованием предметов обихода и орудий: схватывается только внешний рисунок действий, а не их смысл недоступны для обезьяны и игры, носящие творческий конструктивный хар актер. У шимпанзе отсутствует тенденция к подражанию звуков речи и усвоение слов, даже при упорном специальном тренировке. Таким образом, без человеческого мозга не могут возникнуть и человеческие психических ни качеості.
Другая проблема — возможности человеческого мозга вне присущими людям условиями жизни в обществе в начале XX в индийский психолог. Рид. Сингх получил сообщение, что возле одного села замечены две загад справочные существа, похожие на людей, но передвигаются на четырех. Сингх с группой охотников у волчьей норы увидели, как волчица выводит на прогулку детенышей, среди которых оказались две девочки — одна при приблизительно восьми, другая — полутора лет. Сингх забрал девочек с собой и пытался их воспитать. Они бегали на четырех пугались и пытались скрыться при появлении людей, выли по ночам по-волчьи. Младшая,. Амала умерла через год, старшая,. Камала, прожила до семнадцати лет. За девять лет ее удалось отлучить от волчьих повадок, но все-таки, когда она спешила, то начинала двигаться на четырех языке. Камала по сути, так и не овладела — она ??научилась правильно употреблять всего 40 слов. Оказывается, что человеческая психика не возникает и без человеческих условий жизни. Таким образом, и определенная строение мозга, и определенные условия жит я, воспитания необходимы, чтобы стать человеком. Однако их значение разное. Примеры из. Ионе и. Камала в этом смысле очень характерны: обезьяна, воспитанная человеком, и ребенок, вскормленная волком. Ионе вырос обезьяной с все ма присущими шимпанзе особенностями поведения. Камала выросла не человеком, а существом с типичными волчьими повадками. Итак, черты обезьяньей поведения в значительной мере заложены в мозгу обезьяны, определены наследственно. Рис же человеческого поведения, человеческих психических качеств в мозгу ребенка нет. Зато есть нечто другое — возможность приобрести то, что дается условиями жизни, воспитанияжиття, вихованням.