Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия
Коломиец В. П.
Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии массовых коммуникаций факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия vikkolomiets@yandex.ru
ID статьи на сайте журнала:
Ссылка при цитировании:
Коломиец В. П. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 3-14
В статье предпринята попытка представить проблемы социологии массовой коммуникации современного общества, характеризующегося многообразием каналов коммуникации, контента, коммуникационных практик. В основу положена гипотеза, что символико-технологическое многообразие требует иных интерпретаций как исходных понятий социологии массовой коммуникации, так и концептуальных построений. В статье представлена трехуровневая трактовка массовой коммуникации: централизованной, децентрализованной и общедоступной. Исследовательское пространство социологии массовой коммуникации рассматривается в двух оптиках: социетальной (как взаимосвязь общества, его институтов и массовой коммуникации); инструментальной, в которой социологические исследования способствуют оптимизации деятельности конкретных медиаструктур и медиаорганизаций. Первая оптика предполагает социологический анализ медиатизации социальной жизни, проникновения медиалогики во все институциональные образования и формирование символико-технологической социальности. Вторая оптика требует от социологов концептуализации совершенно новых социальных практик медиапотребления, социализационного потенциала социальных медиа, анализа социальных эффектов постоянного и всепроникающего конекта (всегда на связи) практически всех. Представленный анализ позволил сделать вывод, что созданные в эпоху коммуникационного дефицита теоретические построения постепенно теряют свою эвристическую значимость, что требует от социологов сегодняшнего дня активизации исследований в области массовой коммуникации, социального влияния цифровых информационных технологий.
Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пос. для вузов. М., 2003.
Гриффин Э. Коммуникация: теория и практика. М., 2015.
Гостенина В.И. Социология массовой коммуникации: учебное пособие / В.И. Гостенина, А.Г. Киселев. М., 2009.
Касьянов В.В. Социология массовой коммуникации: учеб. пос. Ростов н/Д., 2009.
Кастельс М. Власть коммуникации. М., 2016.
Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М., 2015.
Коломиец В.П. Медиасоциология. М., 2014.
Коломиец В.П., Полуэхтова И.А. Российское телевидение: индустрия и бизнес / Аналитический центр “Видео Интернешнл” / Под ред. В.П. Коломийца, И.А. Полуэхтовой. М., 2010.
Конецкая В.П. Социология коммуникации. Учебник. М., 1997.
Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации: Учеб. пос. СПб.: Питер, 2005.
Полуэхтова И.А. Социология массовой коммуникации // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 34–36.
Свитич Л.Г. Социология журналистики (методология, методы, направления и результаты исследований): Учеб. пос. М., 2010.
Смирнов С.С. Медиахолдинги России: национальный опыт концентрации СМИ. М., 2014.
Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. 4-е изд. М., 2009.
Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации: учеб. пос. М., 2006.
Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учеб. пос. для студ. вузов. М., 2015.
Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. Учеб. пос.: В 2-х ч. М., 2002.
Cloudry N. Mediatization or mediation? Alternative understandings of the emergent space of digital storytelling // New Media & Sociеty. 2008. 10(3). P. 373–391.
Donges P. Medialisierung politischer Organisationen: Parteien in der Mediengesellsсhaft. Wiesbaden: VS Verlag, 2008.
Hepp A., Krotz F. Mediatized Worlds. Culture and Society in a Media Age. Edited by Andreas Hepp and Friedrich Krotz. New-York: Palgrave Macmillan, 2014.
Kurtz E. Why Sociology Abandoned Communication // The American Sociologist. 2009. 40. P. 167–174.
Lorimer R. Mass Communication: Some Redefinitional Notes // Canadian Journal of Communication. 2002. Vol. 27. P. 63–72.
Lundby K. Mediatization: conсept, changes, consequences / Ed. by K. Lundby. New-York: Peter Lang, 2009.
McQuail Sociology of Mass Communication // Annual Review of Sociology. 1985. No. 11. P. 93–111.
McQuail’s Mass Communication Theory. Sixth edition. 2010.
Pooley J., Katz E. Further Notes on Why American Sociology Abandoned Mass Communication Research // Journal of Communication. 2008. No. 58. P. 767–786.
socis.isras.ru
Культура массовых коммуникаций. Автор: Литошенко Д.А., редактор: в авторской редакции
1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин. – М.: РИП-холдинг: 2003. – 174с.
2. Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учебное пособие для студ. вузов / С.В. Бориснев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: 2003.–270с.
3. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.; Киев: Рефл-бук: Ваклер: 2001. – 651с.
4. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 350400 «Связи с общественностью» / Л.Н. Федотова. – СПб.: Питер: 2003. – 400с.
5. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК: 2003. – 448с.
1. Астахова Т.В. Связи с общественностью для третьего сектора / Т.В. Астахова. – М., 1996.
2. Барт Р. Мифологии / Р. Барт. – М., 1996.
3. Беглов С.И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий / С.И. Беглов. – М., 1997.
4. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / С. Блэк. – М., 1990.
5. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н. Богомолова. – М., 1991.
6. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация / В.Ю. Бореев, А.В. Коваленко. – М., 1988.
7. Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти / Б.Л. Борисов. – М., 1998.
8. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR : Учебное пособие / Б.Л. Борисов. – М.: ФАИР–ПРЕСС, 2004. – 624 с.
9. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации / Ю.П. Буданцев. – М., 1995.
10. Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием / Е.Л. Вартанова. – М., 1997.
11. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations / И.Л. Викентьев. – СПб., 1995. – Ч.1.
12. Вопросы социологии радиовещания и телевидения. – М., 1996.
13. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России / Л.Ю. Гермогенова. – М., 1994.
14. Головко Б.Н. Масс-медиа России: историко-политический очерк теории и практики / Б.Н. Головко. – М., 1999.
15. Гуревич П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П.С. Гуревич. – М., 1991.
16. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. – М., 1989.
17. Дугин Е.Я. Телекоммуникации в стране и в мире: Тенденции. Оценки. Прогноз / Е.Я. Дугин. – М., 1991.
18. Евмеков А.Д. Организация, регулирование и планирование систем телевидения / А.Д. Евмеков. – СПб., 1996.
19. Егоров В.В. Телевидение и власть / В.В. Егоров. – М., 1997.
20. Жабский М.И. Социология кино: истоки, предмет, перспективы / М.И. Жабский. – М., 1989.
21. Журналистика и социология. – М., 1995.
22. Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (Сравнительный анализ). – М., 1995.
23. Закупень Т.В. Правовые и организационные аспекты формирования информационного пространства государств–участников СНГ / Т.В. Закулень. – М., 1998.
24. Засурский И.И. Масс–медиа второй республики / И.И. Засурский. – М., 1999.
25. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент / А.Б. Зверенцев. – СПб., 1997.
26. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика / Л.М. Землянова. – М., 1995.
27. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR . – М., – Ростов-на-Дону, 2005. – 416 с.
28. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия / Дж. Кин. – М., 1994.
29. Киноаудитория на переходе к рынку. – М., 1994.
30. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н.Б. Кириллова. – М.: Академический Проект, 2005. – 448 с.
31. Книга и чтение в зеркале социологии. – М., 1990.
32. Конецкая В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая. – М., 1997.
33. Концепция государственной информационной политики. – М., 1999.
34. Концепция связи Российской Федерации. – М., 1996.
35. Копылов В.А. Информационное право: Учебное пособие / В.А. Копылов. – М., 1997.
36. Ляпина Т.В. Политическая реклама / Т.В. Ляпина. – Киев, 2000.
37. Массовая информация и коммуникация в современном мире. – М., 1989. – Т.1.
38. Массовая культура: учебное пособие для вузов / К. З. Акопян, А.В. Захаров, С. Я. Кагарлицкая и др. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М: 2004.–304 с.
39. Массовое сознание и массовые действия. – М., 1994.
40. Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации / Л.В. Матвеева, Н.Б. Шкопоров. – М., 1990.
41. Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации / Л.В. Матвеева, Ю.В. Мочалова, Т.Я. Аникеева. – М.: Психология: 2000. – 361с.
42. Мельник Г.С. Mass М edia : Психологические процессы и эффекты / Г.С. Мельник. – СПб., 1996.
43. Методы исследования средств массовой коммуникации. – М., 1997.
44. Мирошниченко А. Толкование речи. Основы лингво–идеологического анализа / А. Мирошниченко. – Ростов на Дону, 1995.
45. Михалкович В.И. О сущности телевидения / В.И. Михалкович. – М., 1998.
46. Мицкевич Э., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы / Э. Мицкевич, Ч. Файерстоун. – М., 1993.
47. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции / В.Л. Музыкант. – М., 1996.
48. Мэтис М. Накорми Зверя по имени Медиа: Простые рецепты для грандиозного паблисити. – М.: ФАИР–ПРЕСС, 2005. – 320 с.
49. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М.М. Назаров. – М., 2000.
50. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль-Нойман. – М., 1996.
51. Организация массовых информационных процессов. – М., 1988.
52. Паблик Рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. – М., 1999.
53. Плотинский Ю.М. Визуальная информация / Ю.М. Плотинский. – М., 1994.
54. Полукаров В.Л. Реклама, общество, право / В.Л. Полукаров. – М., 1999.
55. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением / Г.Г. Почепцов. – М., 1998.
56. Рассохин Д., Лебедев А. Всемирная информационная паутина в сети Internet / Д. Рассохин, А. Лебедев. – М., 1997.
57. Самарцев О.Р. Феномены глобальной коммуникации. Тенденции современного телевидения / О.Р. Самарцев. – М., 1998.
58. Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации / Б.М. Сапунов. – М., 1998.
59. Сиберт Ф.С. и др. Четыре теории прессы / Ф.С. Сиберт, У. Шрам, Т. Питерсон. – М., 1998.
60. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебное пособие / И.М. Синяева. – М., 1998.
61. Социология массовой коммуникации: Учебное пособие. – М., 1994.
62. Социология средств массовой коммуникации. – М., 1991.
63. Средства массовой информации в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. – М., 1995.
64. Средства массовой информации в странах СНГ: анализ политической, законодательной и социально–экономических структур. – М., 1999.
65. Таранов П. Приемы влияния на людей / П. Таранов. – М., 1997.
66. Тенденции развития массовых информационных процессов. – М., 1991.
67. Типология периодической печати. – М., 1995.
68. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. – ООО «Издательство АСТ», 2002. – 669 с.
69. Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации / С.И. Трескова. – М., 1989.
70. Уилхем Д. Коммуникация и власть / Д. Уилхем. – М., 1993.
71. Федотова Л.А. Контент–аналитические исследования СМИ и пропаганды / Л.А. Федотова. – М., 1998.
72. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия и тактика потребления / Л.Н. Федотова. – М.,1996.
73. Федотова Л.Н. Реклама в социальном пространстве / Л.Н. Федотова. – М., 1997.
74. Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога / Б.М. Фирсов. – М., 1990.
75. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Хабермас. – М., 1995
76. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. – М., 1997.
77. Цуладзе А.М. Формирование имиджа политика в России / А.М. Цуладзе. – М., 1999.
1. Апелляция – обращение за поддержкой к общественному мнению; в праве ряда стран – обжалование приговоров и судебных решений, не вступивших в законную силу.
2. Аттракция – возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.
3. Аудиовизуальный – основанный на одновременном восприятии зрением и слухом.
4. AIDA – совокупность правил, формирующих общественные отношения, где A – attention (внимание), I – interest (интерес), D – desire (желания), A – activity (активность).
5. Барьер семантический – несовпадение смыслов высказанных требований, просьб и т.п. у партнеров в общении, усложняющее взаимопонимание.
6. Брифинг – короткая, сжатая по времени, инструктивная встреча официальных лиц с журналистами по какому-либо вопросу, посвященная изложению позиций правительства.
7. Брейнсторминг – “мозговая атака” – методика стимуляции творческой активности и продуктивности.
8. Бэкграундер – текущая информация, не содержащая сенсации.
9. Вербальный – устный, словесный.
10. Вербальные коммуникации – речевые коммуникации, основанные на умении говорить, слушать и писать.
11. Виртуальный – способный к действию, возможный; (филос.) – не существующий непосредственно сам по себе, но способный возникнуть при наличии известных условий.
12. Визави – напротив друг друга.
13. Визуальный – воспринимаемый глазами.
14. Дайджест – краткое изложение чего-либо.
15. Дезавуировать – публично отказаться от своих предшествующих высказываний.
16. Декодировать – раскрыть, расшифровать, отменить систему условных команд.
17. Деловая беседа – форма деловой коммуникации, предполагающая обсуждение, дискуссию в целях достижения единого консенсуса между сторонами диалога.
18. Деловые переговоры – процесс партнерского взаимодействия, целью которого является получение взаимовыгодных результатов.
19. Закрытая общественность – сотрудники фирмы или компании, объединенные служебными отношениями, традициями, корпоративной ответственностью, подчиняющиеся служебной дисциплине.
20. Изобразительная информация – зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товаре с помощью графического изображения товара (фотографий, открыток) в целях удовлетворения покупательских предпочтений. Достоинство данной формы информации – доступность, наглядность и лаконичность ее восприятия
21. Имидж – целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета, фирмы), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.
22. Инсинуация – злостный вымысел, лживые клеветнические измышления с целью опорочить, принизить что-либо или кого-либо.
23. Интерактивный – взаимодействие; режим диалога человека и СМК, когда на запрос пользователя немедленно поступает ответ системы.
24. Интерпретация – истолкование, раскрытие смысла, объяснение.
25. Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи (повышение и понижение тона), манера произношения, выражающая чувства.
26. Интроспекция – самонаблюдение.
27. Катарсис – эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения.
28. Кейс – история или случай; в практике деятельности служб по связям с общественностью – рассказ о положительном опыте использования потребителями популярных продуктов, услуг компании или же об успешном разрешении проблемных ситуаций.
29. Клише – стереотипное, избитое выражение, шаблонная фраза.
30. Коллизия – столкновение противоположных, разнонаправленных взглядов, стремлений, чувств, интересов, обстоятельств.
31. Коммуникация – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю.
32. Коммуникабельность – способность, предрасположенность к общению, коммуникации, к установлению контактов и связей, психологическая совместимость, общительность.
33. Коммуникативная компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, таких как: функции общения и особенности коммуникативного процесса; виды общения и основные его характеристики; средства общения: вербальные и невербальные, виды слушания и техники его использования; обратная связь: вопрос-ответ; формы и методы делового взаимодействия; психологические и коммуникативные типы партнеров; технологии и приемы влияния на людей; самопрезентация.
34. Коммуникационная система – комплексная деятельность участников коммуникационного процесса, включающая всю совокупность операций, связанных с подготовкой, сбором, перераспределением информации, а также установлением межличностных контактов.
35. Коммуникационный канал – канал продвижения информации от коммуникатора к коммуниканту.
36. Контекст – относительно законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить (установить) значение и употребление входящих в него слов и словосочетаний.
37. Конфиденциальный – сугубо личный, доверительный, секретный, не подлежащий огласке.
38. Креатура – создание, творение.
39. Креативность – способность творить.
40. Круглый стол – одна из форм совместного обсуждения идей, проблем, ситуаций, имеющих значение для широких кругов общественности.
41. Лапидарный – предельно сжатый и выразительный.
42. Лейтмотив – доминирующее начало в деятельности человека, основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая.
43. Лексикон – словарь; запас слов, выражений.
44. Листок новостей – достаточно доступное и дешевое средство коммуникации. Как правило выполняется специалистами по связям с общественностью на принтере и размножается с помощью ксерокса. Листки новостей различны по тематике, например “новости рынка”, “новые проекты” и т.д.
45. Манипуляция – действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных ориентаций, поведения индивидов и целых аудиторий, независимо от их желания.
46. Манипулирование – сложное, запутанное действие; ловкая поделка, подтасовка; система приемов и способов воздействия на сознание с целью навязывания каких-либо идей или введения в заблуждение.
47. Массовая коммуникация – процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории.
48. Масс медиа – название средств массовой информации (СМИ).
49. Менталитет, ментальность – образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность и ее социальная и биологическая обусловленность; склад ума, умственный настрой, мировосприятие.
50. Мимика – выразительные движения лица, отображающие чувства, отношения человека.
51. Мистификация – намеренное введение кого-либо в заблуждение, заведомый обман.
52. Назализация – приобретение звуком носового тембра, негативные околоречевые характеристики: звуки, паузы, слова-паразиты.
53. Невербальная коммуникация – общение, опирающееся не на слова, а на мимику, пантомиму, интонации, паузы, составляющие неречевые коммуникации.
54. Обратная связь – благодаря установлению этой связи становится возможным получать комплексные сведения о различных реакциях целевых аудиторий на поступившие сигналы с учетом совокупности факторов общего фона социальной обстановки.
55. Обструкция – действия, демонстративно направленные на срыв чего-либо (заседаний, собраний, переговоров).
56. Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к событиям, различным группам и личностям.
57. Общественное настроение – явление общественного сознания, отражающее тенденции его развития; преобладающее состояние чувств и настроений коллектива, влияющее на образ мысли и образ жизни.
58. Общественное сознание – проникновение морали и этики в процессы общественного развития в условиях ценностно-регулятивного механизма формирования нравственного понятия в обществе.
59. Одиозный – нежелательный, неприятный, вызывающий к себе резко отрицательное отношение.
60. Открытая общественность – широкая массовая общность потребителей товаров и услуг, многоликая аудитория СМИ, члены ассоциаций потребителей, идейные участники политических движений, партий и фракций.
61. Оппонент – противник в споре; лицо, которому поручена публичная оценка диссертации, доклада.
62. Паблик рилейшнз –система связей с общественностью, цель которой – деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией и общественностью; искусство и наука достижения гармонии за счет понимания друг друга; рационально структурированная система коммуникационного обеспечения деятельности организации.
63. Паблисити – известность, популярность, достигаемые публичными выступлениями, а также использованием средств массовой коммуникации (СМК); гласность, публичность, открытость; рекламирование, самореклама.
64. Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения.
65. Пиетет – глубокое уважение, почтительное отношение к кому-либо, чему-либо.
66. Подтекст – внутренний, добавочный, скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, которые восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации.
67. Полилог – дискуссия, беседа трех и более участников.
68. Презентация – торжественное, публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.
69. Пресса – массовые периодические печатные издания – газеты и журналы, выполняющие одну из главных ролей СМИ в формировании общественного мнения.
70. Пресс-конференция – собрание представителей СМИ с деловыми, общественными, правительственными кругами, с руководством фирмы и компании в целях информирования общественности по актуальным вопросам определенной тематики.
71. Пресс-релиз – листовка, специальный бюллетень или брошюра со срочным, главным образом официальным, сообщением для СМИ.
72. Пропаганда – распространение научных, политических, философских и других идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности
73. Профанация – искажение, извращение чего-либо; опошление, осквернение.
74. Позиционирование – создание и поддержание (воспроизводство) понятного клиентам образа, имиджа.
75. Резюме – краткое изложение речи, статьи; краткий вывод, заключительный итог.
76. Рейтинг – степень популярности, авторитета какого-либо лица, организации, группы, их деятельности, программ, планов, политики в определенное время.
77. Реклама – информация о товарах, различных видах услуг и т.п. в целях создать широкую известность чему-либо, привлечь покупателей, потребителей; распространение сведений о ком-либо, чем-либо с целью создания популярности.
78. Реклама социальная – информация, выражающая общественные и государственные интересы. Социальная реклама осуществляется на безвозмездной основе.
79. Реноме – репутация, установившееся мнение о ком-либо, чем-либо.
80. Риторика – теория и искусство красноречия; бессодержательная речь.
81. Реципиент – субъект, воспринимающий адресованное ему сообщение, реагирующий на сообщение.
82. Релайтер – специалист по связям с общественностью.
83. Самоактуализация – стремление человека к возможно полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
84. Самопрезентация – умение представить себя, свои знания и умения с наилучшей стороны.
85. Социально-психологическая компетентность – способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений; умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы реакции и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия; умение поставить себя на место другого.
86. Суггестия – внушение, воздействие на воображение, подсознание.
87. Толерантность – терпимость, допущение.
88. Фальсификация – злостное, преднамеренное искажение каких-либо данных.
89. Фасцинация – специально организованное вербальное воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение; очарование.
90. Харизма – божественный дар; бытующее представление об особой одаренности, исключительности, непогрешимости кого-либо.
91. Харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей (адептов) авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности – героизме, мудрости святости и т.п.
92. Целевая аудитория – определенная группа людей, конкретный сегмент массы текущих и потенциальных потребителей с выделением специфических признаков, в том числе демографических, психологических, социально-культурных.
93. Церемония – торжественный акт; внешние формы приличия; стеснение, скованность или ломание, жеманство в обращении, поведении.
94. Чувственная информация – отражение в сознании человека объективного материального мира посредством органов чувств.
abc.vvsu.ru
ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Транскрипт
1 С.А. НИКУЛИНА ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Учебное пособие КНОРУС МОСКВА 2016
2 УДК 159.9: (075) ББК 88.5 Н65 Рецензенты: С.В. Хребина, д-р психол. наук, проф., Л.В. Мищенко, канд. психол. наук, доц. Никулина С.А. Н65 Психология массовой коммуникации : учебное пособие / С.А. Никулина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : КНОРУС ; Пятигорск : Пятигорский государственный лингвистический университет, c. ISBN DOI / С психологической точки зрения рассматриваются механизмы массовой коммуникации, различные подходы к отображению процесса массовой коммуникации и ее структурные компоненты. Особое внимание уделяется воздействию массовой коммуникации как на отдельного индивида, так и на общество в целом. Анализируется малоизученная проблема воздействия на реципиента таких социально-психологических феноменов, как реклама, мода и слухи. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Связи с общественностью», «Журналистика», «Психологическое консультирование», «Педагогика», «Социальная работа» и др. Может быть полезно для работников, занятых в сфере культурно-досуговой деятельности, и для всех, кто интересуется проблемами социальной психологии и психологии управления. УДК 159.9: (075) ББК 88.5 ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Сертификат соответствия РОСС RU.АГ51.Н03820 от Изд Формат 60 90/16. Усл. печ. л. 10,6 ООО «Издательство «КноРус» , г. Москва, ул. Кедрова, д. 14, корп. 2. Тел.: Пятигорский государственный лингвистический университет , г. Пятигорск, пр. Калинина, 9. Тел Отпечатано в ООО «Контакт» , г. Москва, проезд Подбельского 4-й, дом 3. Пятигорский государственный лингвистический университет, 2016 ISBN ООО «Издательство «КноРус», 2016
3 Оглавление Предисловие. 5 Тема 1. Общая характеристика коммуникации 1.1. Понятие о коммуникации Характеристика коммуникативного процесса Функции, цели и формы коммуникативного процесса Виды коммуникации Тема 2. Специфика массовой коммуникации 2.1. Общая характеристика массовой коммуникации Функции массовой коммуникации Модели массовой коммуникации Психологические механизмы массовой коммуникации Методы изучения средств массовой коммуникации Тема 3. Характеристика основных структурных элементов массовой коммуникации 3.1. Общая характеристика коммуникатора Общая характеристика аудитории Коммуникационное сообщение Средства массовой коммуникации Обратная связь Эффекты массовой коммуникации Тема 4. Эффекты массовой коммуникации 4.1. Теоретические представления об эффектах средств массовой коммуникации Эффекты массовой коммуникации общественного уровня Массовокомуникационные эффекты индивидуального уровня Сцены насилия в средствах массовой коммуникации и агрессивность Средства массовой коммуникации и суицидальное поведение Формирование эталонных представлений средствами массовой коммуникации Положительное влияние средств массовой коммуникации Тема 5. Психология рекламы 5.1. Общая характеристика рекламы Понятие рекламы Виды рекламы Функции рекламы Структура рекламного сообщения Основные составляющие рекламного воздействия Когнитивная составляющая рекламного воздействия Эмоциональный компонент рекламного воздействия
4 Поведенческая составляющая рекламного воздействия Роль внушения, заражения и подражания в рекламе Тема 6. Психология моды 6.1. Понятие моды Характеристики моды Теории моды Функции моды Психологические механизмы моды Динамика моды Структура потребителей моды Элементы распространения моды Циклы моды Высокая мода и мода массовая Тема 7. Психология слухов 7.1. Общая характеристика слухов Разновидности слухов Сплетни и их функции Условия распространения слухов Предотвращение слухов Контрольно-измерительные материалы Словарь терминов Литература
5 Предисловие Учебное пособие представляет собой изложение систематизированного курса по дисциплине «Психология массовой коммуникации». В настоящее время опубликовано определенное число монографий, а также научно-популярных изданий, в которых отражены отдельные проблемы массовой коммуникации: анализируется масс-медиа, ее влияние на индивида и массовое сознание. В современной литературе нашло отражение исследование психологии рекламного воздействия, изучение закономерностей модного поведения, а также специфики циркулирования слухов и их предотвращения. Подробное освещение данных тем связано с их актуальностью и значимостью для современного человека. Однако, кроме детального анализа упомянутых проблем, студенту необходимо иметь и общенаучное представление о процессе массовой коммуникации, установить взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными ее структурными элементами и понимать закономерности ее действия. В обыденном представлении массовая коммуникация часто сводится к ее средствам. Такое понимание проблемы сужает значение ее роли в современном мире, а также недооценивает значимость исследования эффектов массовой коммуникации. Задачей данного учебного пособия является формирования общетеоретического представления о воздействии массовой коммуникации на человека. Пособие призвано ознакомить студентов с психологическими аспектами процесса массовой коммуникации, с его основными элементами, средствами и методами, используемыми в процессе передачи информации, сформировать системное представление о закономерностях функционирования массового сознания и поведения, о возможностях воздействия на них с помощью массовой коммуникации. В пособии обобщен авторский опыт чтения лекционного курса «Психология массовой коммуникации» на отделении связи с общественностью факультета международных отношений ПГЛУ. В книге раскрываются фундаментальные основы психологии массовой коммуникации, а затем на основе общетеоретических психологических знаний исследуются специфика, функции, модели и психологические механизмы массовой коммуникации. Содержание пособия соответствует государственному образовательному стандарту. Учебное пособие имеет ярко выраженную практическую направленность. Знание закономерностей массовой коммуникации поможет будущим специалистам быстро находить оптимальные решения для устранения коммуникативных проблем в стрессогенных условиях современной цивилизации. Автор надеется, что пособие заинтересует не только психологов, работников в области связи с общественностью, журналистов, но и широкий круг читателей, интересующихся проблемами развития современной культуры и цивилизации. 5
6 ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИИ 1.1. Понятие о коммуникации Характеристика коммуникативного процесса Функции, цели и формы коммуникативного процесса Виды коммуникации Понятие о коммуникации Термин коммуникация «имеет латинское происхождение (лат. communicatio) и означает путь сообщения (напр., воздушная к., водная к.); форму связи (напр. телеграф, радио, телефон); акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц» [100, с. 294]. Предметом нашего рассмотрения является коммуникация как сообщение информации одним лицом другому или группе лиц. Необходимо отметить, что коммуникация не тождественна общению. Понятие общения шире коммуникации и кроме коммуникации как таковой включает в себя взаимодействие между людьми, а также восприятие их друг другом. В отличие от общения коммуникация может иметь как двухсторонний, так и односторонний характер. Коммуникация возможна не только между людьми, но и между человеком и машиной, а также неодушевленными объектами и различными живыми организмами. Прежде всего, нас интересует коммуникация между людьми, которая представляет собой процесс передачи некоторого мысленного сообщения посредством языкового кода или несловесных форм и средств передачи информации [12, 87]. Соответственно под коммуникацией мы будем понимать взаимообмен между людьми различными идеями, представлениями, интересами, настроениями, эмоциями, чувствами и установками Характеристика коммуникативного процесса Со времен Аристотеля в акте коммуникации ученые выделяют три структурных элемента: говорящего, слушающего и передаваемую информацию. Данную модель схематично можно представить следующим образом: Говорящий Передаваемая информация Слушающий (источник) (сообщение) (получатель) По мере изучения коммуникативного процесса в данную модель добавлялись различные структурные компоненты, которые, по мнению разработчиков, существенным образом влияли на процесс передачи и восприятия информации. Стандартный линейный процесс передачи и приема сообщения между двумя участниками коммуникации может быть представлен моделью Г.М. Андреевой [4]. 6
7 Как видно из данной схемы для организации коммуникативного процесса необходимо как минимум наличие: двух участников коммуникации (коммуникантов); мысли или переживания, которыми они стремятся поделиться и осмыслить; мотивов и целей для начала коммуникативного процесса. Психологическая динамика коммуникативного процесса включает в себя: ориентацию в коммуникативной ситуации, участника, передающего информацию; фазу реализации; требуемые изменения в психическом состоянии и протекания психических процессов у получателя информации [50]. Участник коммуникационного процесса, передающий идею или эмоциональное переживание другому участнику коммуникативного процесса, является коммуникатором. В некоторых моделях коммуникационного процесса, человек от которого исходит сообщение, именуется источником. В качестве источника может выступать как один человек, так и группа людей, а также определенная организация. Сообщение это информация, которую коммуникатор намеренно или ненамеренно передает реципиенту. Кодирование мыслительный процесс трансформации идей и чувств в символы и организация их в форму сообщения. Декодирование перевод сообщения в идеи и чувства. Реципиентом (получателем) является участник коммуникативного процесса, получающий, декодирующий и интерпретирующий сообщение. В роли реципиента может выступать как один человек, так и множество вероятных получателей информации. В случае если информация направляется отдельным людям, то коммуникативный процесс является аксиально направленным (от лат. axis ось) или аксиальным. Если информация направляется множеству вероятных людей, то коммуникативный процесс рассматривается как ретиальный (от лат. rete сеть). Количество адресатов влияет не только на направленность коммуникативного процесса, но и влияет на характеристики самого сообщения. В связи с этим А.А. Леонтьев выделяет социально ориентированную коммуникацию (СРО) и личностно ориентированную (ЛРО). Специфическая ориентация коммуникативного процесса отражается в тематике и содержании коммуникации и определяет языковые особенности передаваемого сообщения [50]. 7
8 Процесс передачи и приема сообщения может показаться достаточно простым, но это не так. Даже упрощенная линейная модель показывает, что прежде чем, информация попадает от одного участника коммуникативного процесса к другому, она проходит двойную обработку: сначала кодируется отправителем информации, а потом расшифровывается получателем. Поэтому получение сообщения возможно при соблюдении двух минимальных условий: наличием единой или сходной системы кодификации и декодификации значений; одинаковым пониманием коммуникативной ситуации, когда в качестве источника и получателя выступают люди [4]. Однако соблюдение этих двух условий не устраняет трудностей восприятия и переработки человеком информации. Несовпадение информации при ее кодировании и декодировании во многом объясняется различиями участников коммуникации. Хотя именно неэквивалентность участников коммуникации во многом и определяет возможность самого коммуникативного процесса. Ю.М. Лотман считал, что при полном подобии говорящего и слушающего исчезает потребность в коммуникации вообще. Таким образом, различие коммуникатора и реципиента является необходимым ее условием. Однако оно же является основной причиной возможных трудностей процесса коммуникации, так как обуславливает несовпадение используемых кодов коммуникации [52, 53]. В отечественной психологии давно известен принцип, который гласит что эффект любого воздействия, и коммуникации в том числе, зависит не только от специфических характеристик этого самого воздействия, но и от природы того явления, на которое это воздействие оказано. Данное положение, известное как принцип детерминизма, было сформулировано С.Л. Рубинштейном и понимается таким образом: «внешние причины действуют через систему внутренних условий», т.е. действительность обусловливает психическую жизнь опосредованно, преломляясь через личностные и познавательные свойства субъекта [93, с. 27]. Соответственно, иногда результат коммуникации является непредсказуемым для коммуникатора. Помимо указанных ранее структурных компонентов в модели коммуникативного процесса могут быть включены следующие составляющие: обратная связь, каналы, шумы, контекст и фильтры. Под обратной связью понимается реакция на сообщение. Каналом называется сенсорный путь сообщения. В коммуникативном процессе доминируют слуховой (вербальные символы) и зрительный каналы (невербальные символы), однако для передачи сообщения могут быть использованы и другие сенсорные каналы, например, кожно-тактильный. В этом случае под сообщением понимается характер прикосновения: крепкое рукопожатие, легкое касание собеседника и т.п. Шумом может считаться любой внешний, внутренний или семантический раздражитель, мешающий процессу коммуникации. В разряд шумов попадают любые раздражающие стимулы окружающей среды, собственные мысли и чувства, отвлекающие от процесса коммуникации, слова, неверно 8
9 отображающие смысл высказывания, а также вульгаризмы и бранные выражения [16]. Контекстом является любое «физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение», в котором реализуется коммуникативный процесс и который способен оказать на него влияние [16, с. 23]. В качестве фильтров выступают любые преобразователи сообщения при кодировании или декодировании информации. Иногда фильтр может не просто исказить информацию, а придать ей даже противоположный смысл. Примером такого фильтра могут служить своеобразные фильтры «доверия» и «недоверия» [4]. Так, в фильме Э. Рязанова «Служебный роман» секретарша Верочка спрашивает у своей начальницы Людмилы Прокопьевны Калугиной, за свой внешний вид прозванной «мымрой», стоит ли ей покупать сапоги, и получив ответ: «Вызывающие, я бы такие не взяла», решает: «Значит хорошие, надо брать». В качестве фильтра в данном примере выступает недоверие реципиента (Верочки) к коммуникатору (Людмиле Прокопьевне) как эксперту модной одежды. Проходя через фильтр недоверия, информация, передаваемая коммуникатором, приобретает обратный смысл. Кроме линейных моделей разработаны также интерактивная и транзакционная модели. «Отличительными чертами интерактивной модели являются обратная связь и замкнутый характер коммуникации. Для транзакционной модели существенно одновременное отправление и прием разных сообщений коммуникаторами» [12, с. 277]. В качестве примера нелинейной модели коммуникации приведем интерактивную модель Осгуда-Шрамма [149]. В модели показано, что коммуниканты совместно используют информацию и взаимодействуют друг с другом, передавая и получая сообщения. Главный акцент в этой модели сделан авторами на поведении отправителя и получателя сообщений, которые кодируют, декодируют и интерпретирую сообщения. Кодировщик Интерпретатор Декодировщик Сообщение Сообщение Декодировщик Интерпретатор Кодировщик Возможность адекватного восприятия сообщения, которое может включать в себя эмоции и латентные значения, во-первых, определяется наличием сходного опыта у реципиента и коммуникатора, который дает возможность распознавать знаки одинаково, во-вторых, зависит от ожиданий участников коммуникации. Примером транзактной модели коммуникативного процесса является модель, разработанная Бюро технической оценки проектов США. В качестве ключевых этапов коммуникативного процесса в ней выделяются: 9
10 ЛИТЕРАТУРА 1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, Адлер А. Понять природу человека /Пер. с нем. СПб.: Академический проект, Аллахвердов В.М. и др. Психология. Учебник. М.: ПРОСПЕКТ, Андреева Г. М. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения // Социальная психология. М.: Асток-Пресс, С Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учебное пособие для студ. фак. иностр. яз. ВУЗов. М.: Издательский центр «Академия», Архипова Л.В. Мода и ее влияние на спрос населения // Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания/ Пер. Е. Руткевич. М.: Медиум; Academia-Центр, С Березин В.М. Массовая коммуникация: Сущность, каналы, действия. М., Беттеджер Ф. Обаять клиента. М., Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: МГУ, Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, Большой токовый психологический словарь/ Ребер Артур (Penguin). Том 1: Пер. с англ. М.: АСТ, Брайант Д. и др. Основы воздействия СМИ. М.: Издательский дом «Вильямс», Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, Вердербер Р., Вердербер К. Общение. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, Вихалемм П. Образ жизни и активность в информационной среде // Массовая коммуникация и развитие социалистического образа жизни. Тарту, Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М., Володеева В.Н., Исакова Г.А. Основы психологии торговой рекламы. Л., Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Изд. 2-е. Т. 1: Пер. с франц. М.: Мир, Гофман А.Б. Мода и люди или новая теория моды и модного поведения. М.: Агентство «Издательский сервис», Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. СПб.: Питер, Гофман А.Б. Мода и обычай // Рубеж: альманах социальных исследований, Вып. 3. С
11 24. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: РАГС, Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., Дьякова Е., Трахтенберг А. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М., Жванецкий М. Женский язык //Вокруг смеха С Жукова Я., Ширков Ю. Научный отчет. М., Гостелерадио СССР, Зазыкин Р. И. Психология в рекламе. М., Землянова Л. Я. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М., Зиммель Г. Мода // Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, С Зиммель Г. Психология моды // Научн. обозрение Зомбарт В. Народное хозяйство и мода. СПб, Ильин В. И. Потребительское поведение. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, Картер Г. Эффективная реклама. М., Квинн В. Прикладная психология. СПб: Питер, Килошенко М. И., Сафронова И.Н. Выражение «Я-концепции» личности в одежде молодых //Молодежная политика XXI века: стратегия выбора: Материалы конференции. СПб.: СПГУТД, С Килошенко М.И. Психология моды: Учеб. пособие для вузов. М.: Оникс, Клочко М.Е. Функциональная классификация слухов// Вестник Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. Серия психология С Клушина Н.И. Композиция рекламного текста // Русская речь С Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, Кохтев Н.Н. Ассоциации в рекламе // Русская речь С Курченкова Е.А. Культурно-языковые характеристики текстов газетных объявлений: на материале английской и русской прессы. Автореф. дис канд. филол. наук. Волгоград: ВГПУ, Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/д., Латынов В.В. Слухи социальные функции и условия проявления // Социологические исследования Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М., Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб.: Питер,
12 50. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. М.: Смысл, Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума// АН СССР. Научный совет по комплексной программе «Кибернетика». Предварительная публикация. М., Лукша Т.Г. О некоторых языковых особенностях рекламного текста (на материале современного английского языка) // Романо-германское языкознание: Республ. межвуз. сб. Вып. 11. Минск: Вышейшая школа, С Люшер М. Цветовой тест Люшера / Пер. с англ. А. Никоновой. М.: Эксмо, Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, Маслоу А. Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. М.: Рефл-бук, Массовая коммуникация и культура. Автореф. док. дис. Л., Мельник Г. Маss-Media: психологические процессы и эффекты. СПб., Мерлин В. С. Личность и общество. Пермь: ПГПИ, Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты /Р. Фрэнкин. 5-е изд. СПб.: Питер, Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. СПб.: Питер, Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., Новейший философский словарь/ Под ред. А.А. Грицанова. Минск, Ноэль-Нойман Э. Спираль молчания. М., Нуркова В.В. Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М.: Юрайт-издат, Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, Основы теории коммуникации /Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб, Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, Песоцкий Е. П. Современная реклама. Теория и практика. Ростов н/д.: Феникс, Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб.: Питер,
13 75. Петров Л. В. Мода как общественное явление. Л., Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю. СПб., Петров Л.В. Мода как общественное явление. Л.: Знание, Покида Н.И. Слухи и их влияние на формирование и функционирование общественного мнения. Автореф. канд. дисс. М., Покна М.Ф. Кристиан Диор. М.: Вагриус, Политология: Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Моск. коммерческого университета, Попова Н.А. Словообразовательные особенности языка рекламы (французский язык): Автореф. канд. филол. наук. М., Поршнев Б.Ф. Элементы социальной психологии// Проблемы общественной психологии. М., Постман Н. А теперь. о другом. // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., С Почепцов Г. Теория коммуникации М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, Психологический словарь. М.: Педагогика, Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М, Психология XXI века: Учебник для вузов/под ред. В.Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. СПб.: Питер, Психология. Словарь/Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Изд-во политической литературы, Рейтынбарг А. Реферат по книге Венса Паккарда «Скрытые увещеватели: психоанализ в рекламе». М., Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., Ромат. Е.В. Реклама. СПб.: Питер, Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком, Свитич Л. Г. Социология журналистики: Учебное пособие. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, Сиберт Ф.С., Питерсон Т., Шрамм У. Четыре теории прессы. М., Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, Симонов П.В. Мотивационный мозг. М.: Наука, Система средств массовой информации России /Под ред. Засурского Я.Н. М.: Аспект Пресс, Современная российская реклама: тенденции развития/ Научнопрактическая конференция. М.: Общественный Совет по рекламе, Современный словарь иностранных слов. М., Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Пер. с англ. М.: Тривола, М.: Либерея,
14 103. Сорокин П.А. Система социологии. Т. I. Ч. II. Сыктывкар: Коминвест, Социальная психология/сост. Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, Социология массовой коммуникации/ Л.Н. Федотова. СПб.: Питер, Тампсон Д. Идеология и современная культура. Критическая социальная теория в эру массовой коммуникации. М., Тард Г. Законы подражания. СПб.: Типография и Лиография С. Ф. Яздовского и К, Толстых В. И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против/ Под ред. Толстых В. И. М., Усов В.В., Васькин Е.В. Волшебный мир рекламы. М.: Московский рабочий, Ученова В.В. и др. Реклама: палитра жанров / Ученова В.В., Шомова С.А., Гринберг Т.Э., Конаныхин К.В. М.: Рип-холдинг, Федеральный закон «О рекламе» от n 38-фз. Российская газета Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. СПб.: Питер, Фишман Р. Б. Мода как социальное явление. Автореф. канд. дис. Свердловск, Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М., Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, Хопкинс Т. Искусство торговать. СПб., Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, Шамсутдинова Е.Л. Некоторые способы интенсификации экспрессивности в англоязычных рекламных текстах: Автореф. канд. филол. наук. Нижний Новгород, Шарков Ф. И., Родионов А. А. Социология массовой коммуникации. М., Шеремет А.Н. Интернет как средство массовой коммуникации: социологический анализ: Автореф. дис. канд. социолог. наук. Екатеринбург, Шидо К.В. Рекламный слоган как особый жанр английских рекламных текстов: Дисс. канд. филол. наук. Саратов, Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, Элькина З.Б. Мода и ее социальная роль: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л.: ЛГУ, Юнг К.Г. Синхроничность. Сборник/ Пер. с англ. М.: РЕФЛ-БУК ВАКЛЕР, Якобсон Р. Лингвистика и поэтика //Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, СС //
15 126. Allport G. Postman L. Psychology of Rumor. New-York, Allport G. Postman L. The psychology of rumor. New-York: Holt, Bandura A., Ross D., Ross S.A. Transmission of aggression through imitation of aggressive models// Journal of Abnormal and Social Psychology P Blumer G. Fashion: From Class Differentiation to Collective Selection// The Socioological Quarterly Vol Blumer G. Mode. N. Y., Bogardus E.S. Fundamentals of Social Psychology. N.Y., Cotton D., Falvey D. Kent S. Market Leader. Intermediate Business English. Oxford: Pearson Education Limited, Dance M. Towards a New Model of Communication. // American Journal of Sociology Dearborn G. Psychology of Clothes// Psychological Monographs Vol Whole DeFleur M., Ball-Rokeach S. Theories of Mass Communication. N.Y., Gerbner G. Mass Communication and Human Communication Theory // Dance F. (ed.). Human Communication Theory: Original Essays. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, Gerbner G. Toward a General Model of Communication// Audio-Visual Communication Review P Granovetter M.S. Strength of Week Ties// American Journal of Sociology (6). P Jamison K., Campbell K.K. The interplay of influence: News, advertising, politics, and the mass media. Belmont, CA: Wadsworth, Lamson S.R. Media Violence Has Increased the Murder Rate// Wekesser, C. (Ed.). Violence in the Media. San Diego, CA: Greenhaven Press, P Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas / Ed. by L. Bryson. N. Y., Lasswell H. The uses of controlanalysis Data in Studying Social Change // Science and Culture V Laver J. Taste and Fashion. From the French Revolution to the Present Day. L., Laver J. Taste and Fashion. London, Lazarsfeld P. Merton R. Mass Communication, popular taste and organized social action. Bryson, (ed.) The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers, Maletzke G. Psychologie der Massen-Kommunikation. Theorie und Systematik. Hamburg, Parke. R., Berkowitz, L., Leyens, J., West, S., & Sebastian, R. Some effects of violent and non-violent movies on the behavior of juvenile 167
16 delinquents// Advances in social psychology. L. Berkowitz (Ed.). New York: Academic Press Vol Riley J.W., Riley M.W. Mass communication and the social system// Merton R.K., et al. (eds.), Sociology Today. N.Y., Schramm W., Roberts D.F. The Process and Effects of Mass Communication. Univ. of Illinoise Press, Shannon C.E., Weaver W. The Mathematical Theorie of Mass Communication. Urbana, Shibutani T. Improvised news: a sociological study of rumor. Indianopolis, New York, Weimann G. One More Step into the Two-step Flow of Communication// American Sociological Review (6). P Weimann G. One More Step into the Two-step Flow of Communication// American Sociological Review (6), P Westley B. MacLean M. A. Conceptual Model for Communications Research // Journalism Quarterly P Zillmann, D., Bryant, J. Effects of massive exposure to pornography// N.M. Malamuth, E. Donnerstein. Pornography and sexual aggression. Orlando, FL: Academic Press, P Zimmel J. Philosophie der Mode// Modern Zeitfragen. Berlin Анорексия, булимия, наркотики и рак. Цена ушедших килограммов. Режим доступа: Березенцева О. У виргинского убийцы появились последователи. Режим доступа: Васильев А. Мода подстраивается под ислам. Режим доступа: Васильев А. Русская мода началась не с Юдашкина. Режим доступа: Голицына Н. Второе пришествие Джека-потрошителя. Режим доступа: Довбах А. Страна табачных образов. Режим доступа: Лаврус В. Слухи о 25-м кадре подсознательно преувеличены. Режим доступа: Мадисон А. Маршалл Маклюэн и информационные войны. Режим доступа: Новости вне формата. Росбалт, 11/04/2005. Режим доступа: Новости от На помощь полным аргентинским подросткам пришли власти. Режим доступа: Новости. Пышечный выстрел. Размеры теперь не актуальны. Режим доступа: 168
17 168. Новости. Тощих моделей отстранили от мадридского шоу. Режим доступа: Новости. Худым моделям откажут в работе. Режим доступа: Основные тенденции динамики самоубийств в России. Режим доступа: Разумная Л. Одна из ведущих моделей Уругвая 22-летняя Луисель Рамос умерла на подиуме на Неделе моды в Монтевидео. Режим доступа: Росбалт, 24/04/2006, новости вне формата. Нормальные женщины не носят 42 размер одежды. Режим доступа: Рухнувшую крышу Басманного рынка проектировал Нодар Канчели Режим доступа: Стоимость размещения рекламы. Режим доступа: 169
docplayer.ru