5).Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника (медиатора).

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

По соглашению сторон для рассмотрения коллективного трудового спора может быть приглашен посредник независимо от службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по рекомендации этой службы.

Если стороны в срок до трех рабочих дней с момента обращения в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника, он назначается этой Службой.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется посредником по соглашению со сторонами коллективного трудового спора.

Посредник имеет право запрашивать и получать от работодателя необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней с момента его приглашения (назначения) и завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

6). Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и указанной Службы. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами коллективного трудового спора и службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных службой по урегулированию коллективных трудовых споров или предложенных сторонами коллективного трудового спора.

В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон коллективного трудового спора. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, информирует в случае необходимости органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местной власти о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора, разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение об их выполнении в письменной форме.

studfiles.net

Коллективный трудовой спор

  • Трудовое право
  • Предмет трудового права
  • Функции трудового права
  • Субъекты трудового права
  • Принципы трудового права
  • Источники трудового права
  • Порядок разрешения коллективных трудовых споров

    Согласно ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

    Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

    • рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;
    • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;
    • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

    Эти стадии называются примирительными процедурами. Организацией примирительных процедур и участием в них занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба — система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных споров.

    Первый этап — рассмотрение спора примирительной комиссией, является обязательным. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах, за уклонение установлена административная ответственность (ст. 5.32 КоАП РФ).

    Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Моментом начала спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем в течение трех рабочих дней своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. Решение о создании комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников.

    Закон предусмотрел срок для проведения примирительных процедур. Спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о создании примирительной комиссии. Срок может быть продлен по согласованию сторон, что оформляется протоколом.

    Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

    При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

    Посредник приглашается в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Второй этап примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника. В связи с тем что в законодательстве определено, что после посредника спор может быть передан на рассмотрение трудового арбитража, этот этап может быть пропущен.

    Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее грех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража. Трудовой арбитраж — это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. В соответствии со ст. 406 ТК РФ создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

    Формированием списка трудовых арбитров, подготовкой трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

    Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме. Для того чтобы рекомендации посредника или трудового арбитража приобрели для сторон обязательную силу, Служба по урегулированию коллективных споров со сторонами заключает соглашение о принятии обязательства по выполнению рекомендаций. Возможно, было бы более правильно сделать это обязательным элементом разрешения коллективного спора, что помогло бы избежать забастовок, а особенно это необходимо в тех организациях, где запрещено проведение забастовок, чтобы разрешение спора не зашло в тупик.

    В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций (если была достигнута договоренность об их обязательном выполнении) работники могут приступить к проведению забастовки.

    www.grandars.ru

    Лекция №5. Рассмотрение спора с участием посредника.

    Рассмотрение спора с участием посредника.
    Чем эффективна данная процедура?
    Соглашение сторон о кандидатуре посредника.
    Кто может быть посредником?
    Каковы его функции?
    Какими правами он наделен?
    Механизм рассмотрения спора с участием посредником.
    Форма принимаемых решений .

    Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.

    Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур. Основная цель привлечения посредника — разрешение сторонами коллективного трудового спора разногласий, неурегулированных примирительной комиссией. После составления протокола разногласий стороны коллективного трудового спора не позднее следующего рабочего дня приступают к переговорам по урегулированию конфликта с участием посредника.

    Данная процедура не является обязательной, и проводится только в том случае, если:

    1)стороны не достигли соглашения при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией;

    2)стороны приняли решение о приглашении посредника;

    3) стороны заключили соглашение об его кандидатуре.

    Чем эффективна данная процедура?

    Эффективность данной процедуры заключается в том, что посредник оказывает помощь сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон. Его участие в рассмотрении коллективного трудового спора предоставляет сторонам дополнительные возможности для его урегулирования

    Посредник предлагает сторонам спора альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.

    Выбор посредника.

    Стороны коллективного трудового спора в течение двух рабочих дней могут пригласить посредника.

    Посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров,

    За рекомендацией кандидатуры посредника стороны могут обратиться государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

    Стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров», созданного социальными партнерами г. Москвы 11 сентября 2001 г. (постановление № 840-ПП Правительства Москвы). Учреждение может предложить социальным партнерам выбрать посредника из списка трудовых арбитров, которые прошли обучение и являются квалифицированными специалистами в области рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. В регионах при трехсторонней комиссии может быть создан постоянно действующий трудовой арбитраж, который может оказать содействие в подборе трудового арбитра и выработке регламента процедуры урегулирования спора с участием посредника.

    Соглашение об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора, оформляется соглашением сторон коллективного трудового спора.

    Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рас­смотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон коллективного трудового спора.

    Если в течение двух рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.

    Функции и права посредника.

    Посредник в своей деятельности по урегулированию кол­лективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, Регламентом принятым сторонами коллективного трудового спора.

    Главная функция посредника — оказание помощи сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон.

    Посредник не должен оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения.

    Посредник имеет право:

    запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;

    в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;

    предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

    подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

    Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осу­ществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

    Порядок рассмотрения спора с участием посредника.

    Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 3-х рабочих дней со дня его утверждения сторонами.

    В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур с участием посредника, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

    Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, обязательность исполнения принятого решения оформляется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника. «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» разработал и утвердил типовой Регламент примирительных процедур – трудовым арбитражем и с участием посредника, который стороны могут использовать при рассмотрении коллективного трудового спора.

    Форма принимаемых решений

    Согласованное решение сторон оформляется протоколом сов­местного заседания сторон и посредником.

    Если соглашение не достигнуто или достигнуто лишь по некоторым вопросам составляется протокол разногласий, который подписывается сторонами и посредником, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража).

    Позиции каждой из сторон коллективного трудового спора на переговорах, их предложения, высказанные посреднику кон­фиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой.

    Схема рассмотрения спора с участием посредника.

    Соглашение сторон о кандидатуре посредника.

    Регламент сторон о порядке рассмотрения спора с участием посредника.

    Нормативно- правовые акты. Ст.403 ТК РФ

    study.trudsud.ru

    Трудовые споры в России предложили решать с помощью посредников

    Фото: ПГ / Юрий Инякин

    Индивидуальные трудовые споры в России следует решать с помощью процедуры медиации, что позволит уточнить гарантии участников спора.

    Соответствующие поправки в Трудовой кодекс направлены на рассмотрение Госдумы в рамках пакета проектов законов о внесении изменений в законодательство и в Гражданский кодекс в целях совершенствования медиативной практики.

    СМИ: россияне смогут привлекать посредника при разводе

    Авторы документа — член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова и заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова — указывают, что введённая в 2010 году процедура медиации является одним из приоритетных направлений совершенствования действующих механизмов урегулирования споров и защиты прав граждан.

    В случае обращения к процедуре медиации при трудовых спорах парламентарии предлагают приостанавливать срок для обращения в комиссию по трудовым спорам, а также в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

    Время отчёта заморозки срока подобного обращения предложено вести с заключения сторонами соглашения о медиации до момента её прекращения, определяемого в соответствии с законом, а также со дня направления предложения обратиться к процедуре медиации до истечения установленного для ответа срока.

    Как отмечается в пояснительной записке к документу, опыт использования медиации за последние шесть лет показал значимость этого правового института в обществе и позволил определить первоочередные вопросы, с которыми должно быть связано совершенствование законодательства для обеспечения доступа граждан к квалифицированной медиативной помощи.

    www.pnp.ru

    Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

    Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур.

    Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры, и они приступаю к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже.

    Главная функция посредника – оказание помощи сторонам спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основании конструктивного диалога. Посредник должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций. Ему вменяется в обязанность знание действующего законодательства и методов ведения договорного процесса.

    Основными качествами посредника являются умение аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, оперативно и чутко реагировать на смену настроения участников переговоров.

    Как заметил проф. И. Я. Киселев, успех посредничества в огромной мере зависит от личности посредника. Он должен завоевать авторитет у сторон, их полное доверие, создать у них твердое убеждение в том, что он порядочен, независим, беспристрастен.

    В роли посредника может выступать любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации органа Федеральной службы по труду и занятости.

    В соответствии с Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. № 58, орган Федеральной службы по труду и занятости в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно должен составлять списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников. Они должны содержать о них следующие сведения: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность и другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров.

    Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником, руководителем организации, где он работает, должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора.

    О назначении конкретного лица посредником стороны уведомляются в письменной форме.

    Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон.

    Общая продолжительность участия посредника в рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году. Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

    Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника. Как правило, посредничество осуществляется в форме проведения дискуссий, переговоров между посредником и одной из сторон, а также между сторонами с участием посредника.

    Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами спора.

    За рубежом посредник каждый раз применяет особый подход, стратегию и тактику. Техника примирительно-посреднической процедуры на Западе отражает достижения прикладной социологии, психологии труда, конфликтологии; учитывает данные и методику других наук: экономики, этики, физиологии, антропологии; используется приемы, доказавшие эффективность при осуществлении торгового и международного сотрудничества.

    В ходе переговоров посредник не вправе оказывать давление на стороны спора при принятии того или иного решения. Его участие направлено на предоставление сторонам дополнительных возможностей для урегулирования спора.

    Посредник имеет следующие права:

    – запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;

    – в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;

    – предлагать возможные варианты разрешения спора;

    – подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

    Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

    Рассмотрение коллективного трудового спора с участие посредника осуществляется на локальном уровне в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами спора согласованного письменного решения или составлением протокола разногласий.

    Согласованное решение представителей сторон спора и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон спора и посредника и подписывается представителями сторон и посредником. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

    Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, который подписывается представителями сторон и посредником.

    studme.org