Тренинг «Суд над компьютерными играми»
Профилактика компьютерной зависимости среди подростков.
Предварительный просмотр:
ГБОУ детский сад № 430
Педагог – психолог, Радостева Светлана Александровна.
Тренинг «Суд над компьютерными играми»
Цель : профилактика компьютерной зависимости среди подростков.
- Способствовать осознанию своих желаний и формирование умения формулировать позитивные и реалистичные цели.
- Формирование целостного представления о своем жизненном пути.
- Способствовать умению брать на себя ответственность за сегодняшнюю жизнь и свое собственное будущее.
- Формирование цельного позитивного взгляда на себя.
- Снятие психоэмоционального напряжения участников.
Время проведения: 1,5 – 2 часа.
Материал: бейджи на каждого участника; ручки, карандаши на каждого участника; бумага А4; маркеры (черного, синего и красного цветов); ватман; подушка
Знакомство «Смысл моего имени»
Ведущий предлагает познакомиться и сделать это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать «перевод» своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно «переводится». Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений.
Главная идея этого упражнения — дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.
Ведущий : Для работы нашего тренинга необходимо выработать правила, которым бы подчинялись все участники группы и сам ведущий. Я предлагаю для обсуждения список данных правил. Вы можете что-то вычеркнуть или добавить свое.
- Доверительный стиль общения. Для того, чтобы участники максимально доверяли друг другу, следует принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это психологически уравнивает всех, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.
- Общение по принципу «здесь и теперь». Во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
- Персонификация высказываний. Во время занятий нужно отказаться от безличной речи. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что . » — на — «Я считаю, что . »; «Некоторые из нас думают . » — на — «Я думаю . » и т.п.
- Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать.
- Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними, способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
- Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты совершил плохой поступок».
- Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится меньше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше знаем.
- Активное участие в происходящем. Во время занятия мы включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом.
- Правило внимательного слушания. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы, благодарим или спорим с ним».
Правила обсуждаются группой, принимаются или отвергаются. После этого их необходимо оформить на листе ватмана.
Ведущий : Наверное, нет такого человека на свете, который бы знал о компьютере, но не знал о компьютерных играх. Пожалуй, чаще случается наоборот: компьютер покупают для того, чтобы играть в компьютерные игры и не подозревают, что кроме этих самых игр существует много занятных и полезных вещей, которые можно делать с компьютером и на нем. Мы играем в разные компьютерные игры, но задумывались ли мы о том, что дают нам эти самые игры помимо затраченного времени и полученного морального удовольствия? Есть ли у вас друзья, которые целыми сутками пропадают в виртуальном пространстве, которые увлекаются играми и интернетом до такой степени, что забывают о пище и остальном мире? Так что это — простое хобби или. зависимость от компьютера?!
Ведущий: «Сейчас возьмите листочки и напишите на них слово «Компьютер» так, как вам хочется. Теперь напишите рядом с этим словом ваши ассоциации с ним, писать можно все, что приходит в голову».
На столах лежат части открытки (монитор, мышь, процессор). Участникам необходимо с помощью только жестов объединиться в группы так, чтобы из отрезных частей открытки получилась сюжетная картинка. Затем группы рассаживаются за столами, соответствующими той открытке, которую они собрали (на столах лежат аналогичные целые открытки).
В образовавшихся микрогруппах участники обсуждают, что общего и какие отличия есть в их ассоциациях к слову «Компьютер», после рассказывают о своих результатах всей группе.
— Что вы сейчас чувствуете?
— Было ли что-то для вас открытием?
Ведущий : Работая за компьютером, спрашивали ли вы себя о том, какое влияние может оказать это чудо техники на ваше здоровье и здоровье близких вам людей? Задумывались ли вы над тем, сколько болезней может возникнуть после многочасового сидения в сети Интернет? Давайте подумаем, по каким признакам можно понять, что у человека появилась компьютерная зависимость?
Признаки компьютерной зависимости
• когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;
• если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;
• ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
• ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;
• подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;
• сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;
• чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;
• прием пищи происходит без отрыва от компьютера;
• когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;
• происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;
• ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;
• он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.
Упражнение «За и против»
Ведущий предлагает участникам разделиться на две группы: первая – приводит доводы, что человек не может сделать без компьютера, а вторая – что компьютер не может дать человеку. Каждая группа четко аргументирует свою точку зрения, приводит примеры (исторические, литературные, из личной жизни). В процессе обсуждения оппоненты не только настаивают на своем, но и опровергают мнение соперника.
— Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения?
— Трудно ли было отстаивать свое мнение?
— Что для себя открыли?
— Что чувствуете сейчас?
Ведущий: Давайте подумаем, есть ли у компьютерных игр положительные стороны? Отрицательные? Какие?
Положительные стороны компьютерных игр
— логические и обучающие игры; учат детей счету, иностранному алфавиту;
— интересное развлечение и способ занять свое свободное время;
— возможность стать главным героем игрового пространства, что нереализуемо в обычном мире;
— общение с другими игроками (в многопользовательских играх). Более половины заядлых игроков говорят о том, что именно возможность «живого» общения больше всего привлекает и удерживает их в игре;
— познавательность. Можно побродить, скажем, по Древнему Египту или поучаствовать в восстании Спартака.
Отрицательные стороны компьютерных игр
— вырабатывается привычка уходить от проблем в «виртуал», что негативно сказывается на умении решать свои проблемы вообще;
— отрицательно сказываются на физическом здоровье, так как игровой процесс построен в первую очередь на эмоциональности и сам по себе не требует от игрока физической активности. Особенно страдает зрение;
— отрицательно отражаются на нервной системе и психике, утомляемых постоянными перегрузками, вызванными многочасовым сидением за монитором. Игроманы стараются проводить максимум из доступного времени за компьютером, часто жертвуя сном ради игры; большинство игроманов в жизни замкнутые, не общительные люди, отвыкшие (либо не научившиеся) общаться напрямую без помощи компьютера;
— после яркой, насыщенной событиями игры сложно переключатся на реальный мир, с его повседневными рутинными заботами.
Ведущий : А теперь предлагаю послушать рассказ.
– Володенька, погуляй во дворе. Денек-то, какой славный, солнечный, – предложила мама.
– Завтра пойдем на рыбалку, я же тебе давно обещал, – раздался голос папы.
Володя сидел у компьютера и молчал, отвечать было некогда. Армия инопланетян вторглась на Землю. Летающие тарелки кружили в воздухе. Володе выдали новое мощное оружие!
– Что ты, внук, прилип к компьютеру? На улицу третий день не выходишь. Выключай свой ящик, пойдем на рынок. Поможешь мне, – послышался голос бабушки.
– Ба, отстань, – попросил мальчик. – У меня земля погибает. Инопланетяне ворвались в город.
– Я сейчас выключу электричество и всех твоих врагов сразу уберу, – рассердилась бабушка.
«Что делать? Если бабушка выключит электричество, я не успею закончить игру. Помоги, ты же самый умный», – умолял Володя компьютер. Мальчику показалось, что компьютер понимает его. Картина улицы приблизилась. Из-за угла показался инопланетянин. Он рогами вышиб из рук мальчика оружие, и выпустила в него ядовитую струю. Володя словно провалился сквозь стену.
Дальнейшие события Володя помнил с трудом. Он бегал, стрелял, кого-то спасал. Очнулся мальчик возле старинной крепости. Володя страшно устал и лег на траву возле каменной стены.
«Странно, здесь нет запахов», – подумал Володя. Мальчик вспомнил, как сладко пахнут цветы.
– Нельзя лежать. В правилах игры этого нет, – раздался металлический голос компьютера.
– Но я хочу полежать на травке, – возразил Володя. – Хотя на твоей траве лежать неинтересно. Она искусственная. Нет жуков, муравьев, разных цветочков. Даже разглядывать нечего.
– Разглядывать траву не нужно, – возразил металлический голос. – Создай свою армию, дерись…
– Я больше не хочу драться. Если бы ты знал, как хорошо на речке летом, в воде плескаться.
– Не понимаю, – перебил мальчика компьютер, – от воды все портится.
– Здорово смотреть на костер. Пламя играет, сверкает, – вспомнил мальчик.
– Не понимаю, где пламя? – заволновался металлический голос.
– Я просто мечтаю, – объяснил Володя. – Мечтаю поехать на рыбалку.
– Ты должен драться…, – голос компьютера задрожал и попросил:
– Расскажи мне про рыбалку.
– Я уже сто лет не был на рыбалке. Все с тобой играл.
– Этого не может быть. Тебя не было сто лет назад, а мне всего два года, – возразил компьютер, но мальчик только рукой махнул в ответ.
Голос замолчал. Перед глазами Володи начали появляться картинки, одна интереснее другой: гробницы с сокровищами, подводные царства, космические станции. Мальчик закрыл глаза и стал вспоминать запах маминых духов.
Вдруг все закружилось, и Володя увидел над собой испуганные лица мамы, папы и незнакомой женщины в белом халате.
– Спасибо, доктор, что привели его в чувство, – встревожено сказала мама.
– Не волнуйтесь, обморок прошел, – ответила доктор. – Пусть посидит дома.
Володя испуганно подскочил:
– Нет, я не хочу сидеть дома, папа обещал, что мы завтра на рыбалку поедем.
– Но ты слишком слабый, – попыталась возразить доктор.
– Слово мужчины нарушать нельзя, – подмигнул папа сыну.
— Почему мальчик не мог оторваться от компьютера?
— Почему мальчику стало скучно жить в компьютерном мире?
— По каким причинам ребенок уходит в виртуальный мир?
Упражнение «Волшебная подушка»
Цель: Упражнение дает возможность подросткам выразить свои желания и при этом почувствовать, что другие участники группы внимательно выслушивают эти желания и принимают их всерьез.
«У нас есть волшебная подушка. Я ее положу в центр круга. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании. Возможно, оно будет связано с кем-то из группы, или со мной, или со школой. Но это может быть и совсем другое желание. Например, чтобы вы нашли хорошего друга, чтобы у вас была собака…Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать словами: «Я хочу… » Все остальные будут внимательно его слушать.
— Что вы чувствуете сейчас?
— Легко ли было рассказать окружающим о своем желании?
Ведущий: Скажите, строите ли вы планы на будущее? Чего вы хотите добиться в жизни? Ставите ли вы перед собой какие-нибудь цели? А что такое цели? Цель – это то к чему необходимо стремиться в жизни.
Упражнение «Понимание целей»
Цель: Способствует раскрытию неосознанных жизненных целей, пониманию взаимодействия между целями и повседневной деятельностью.
« Напишите вверху на первом листе: «Каковы мои цели в жизни?». Потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Пишите все, что приходит вам в голову, каким бы общим, абстрактным или тривиальным написанное ни казалось. Вы можете включить сюда личные, семейные, карьерные, социальные, общественные или духовные цели. Дайте себе еще 2 минуты, чтобы просмотреть весь список и сделать дополнения и исправления. Отложите первый лист в сторону.
Возьмите второй лист и напишите вверху: «Как бы я хотел провести следующие три года?». Потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Потратьте еще 2 минуты на то, чтобы просмотреть список. Этот вопрос должен помочь вам выявить ваши цели более отчетливо, чем первый. Отложите в сторону и этот список.
Чтобы увидеть свои цели с другой точки зрения, напишите на третьем листе: «Если бы я знал, что мне осталось жить 6 месяцев начиная с сегодняшнего дня, как бы я их прожил?». Этот вопрос нужен, чтобы выявить, что важно для вас, но о чем при этом вы до сих пор даже не задумывались. Снова потратьте на ответы 2 минуты и еще 2 минуты на то, чтобы проверить список, и отложите лист в сторону.
На четвертом листе выпишите 3 цели, которые считаете наиболее важными из всех перечисленных. Сравните все четыре списка.
— Есть ли темы, проходящие красной нитью через все разнообразие ваших желаний?
— Не принадлежат ли все ваши цели к одной категории, например социальной или личной?
— Появляются ли какие-то цели во всех трех первых списках?
— Не отличаются ли цели, которые вы выбрали как самые важные, от остальных перечисленных вами целей?
Ведущий: А что такое счастье? Счастливы ли вы? А счастливы ли подростки, которые уходят в виртуальный мир? Иногда люди забывают, что счастье — это состояние души, и оно не определяется немедленным удовлетворением всех желаний или уровнем материального благосостояния. Счастье — это положительные эмоции. Чем чаще человек испытывает их, тем меньше нервного напряжения возникает в его организме, а значит, тем он здоровее. Известно, что больше всего долгожителей в горных селениях. Там встречаются старцы, которым 100 и более лет. Что же так благотворно действует на людей? Ученые долго искали причину этого явления и пришли к выводу, что главное здесь — добросердечность, доброжелательное отношение к окружающим. Эти качества переходят из поколения в поколение, что и образует полезный «микроклимат».
Счастливый человек продлевает жизнь тем, кто с ним контактирует. Он умеет доставлять счастье другому: сказать добрые слова, поблагодарить, попытаться рассмешить, чтобы поднять настроение. Счастливый бережет счастье другого, поэтому он деликатен. На такого человека приятно смотреть, с ним приятно общаться. Своим видом он говорит: «Я счастлив; я спокоен; я уверен в себе; я знаю, чего хочу; я люблю этот мир и желаю счастья людям. Быть счастливым не означает жить без проблем, быть свободным от несчастья. Это значит: считать их частью своей жизни и уметь переживать огорчения.
Счастье — это не какая-то несбыточная и далекая мечта; оно в нас самих, рядом с нами. Мы умеем быть счастливыми, когда думаем не о том, чего хотим, а о том, что имеем; нам есть за что благодарить судьбу.
Сейчас я предлагаю вам составить список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, сбережения (даже если сумма не очень велика), свое здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир». Далее эти списки источников счастья зачитываются участниками по очереди.
— Какие мысли возникли у вас, когда вы слушали списки других люди?
— Какое у вас сейчас настроение?
Ведущий : Говорят, если человеку грустно, то он может сам себя рассмешить. Давайте проверим, сможем ли мы без всякого повода посмеяться и поднять себе настроение?
Настройтесь повеселиться просто так, буквально без и кого повода. У каждого в жизни были такие моменты, когда смех появлялся без причины. Просто смешно — и все тут. Смех — прекрасная эмоциональная разгрузка, освобождение от напряжения, отличный отдых после трудной умственной деятельности.
На несколько секунд закроем глаза и вспомним состояние, которое каждый из нас испытал в своей жизни, когда мы смеялись безудержно, от души, просто до слез. Итак, сейчас мы посмеемся все вместе, ха-ха-ха!
— Понравилось ли вам упражнение?
— Поднялось ли у вас настроение?
Упражнение «Я — подарок для человечества»
Цель : Повышение уверенности в себе, снижение тревожности.
«Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Подумайте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументируйте свое утверждение, например: Я подарок для человечества, потому что я. ».
— За время работы узнали ли вы для себя что-то новое?
— Сравните свои ощущения и чувства в начале занятия и сейчас.
nsportal.ru
Адвокатская палата Ленинградской области
Институт права и публичной политики объявляет конкурсный отбор адвокатов для участия в семинарах, которые состоятся 23 и 24 марта 2018г. в г. Москве.
Лектор: Александров Михаил Евгеньевич (эксперт ООО «Петроэксперт»)
Семинар-тренинг: «Суд присяжных — практические навыки работы адвоката»
Институт адвокатуры при Адвокатской палате Санкт-Петербурга приглашает на семинар-тренинг: СУД ПРИСЯЖНЫХ – ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ РАБОТЫ АДВОКАТА
Институт адвокатуры при Адвокатской палате Санкт-Петербурга – Межрегиональный учебный центр ФПА РФ приглашает на семинар-тренинг
СУД ПРИСЯЖНЫХ – ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ РАБОТЫ АДВОКАТА
Время проведения: 30 и 31 марта с 10:00 до 17:00 (с перерывом на обед)
Стоимость : 7.500 рублей – для адвокатов.
10.000 рублей – для слушателей, не являющихся адвокатами или стажерами.
Место проведения : С-Пб, Казанская ул., дом 7, зал № 11 (2й этаж)
В июле прошедшего года принят закон о кардинальной реформе института суда присяжных: его компетенция значительно расширяется, а количество судов присяжных на порядок увеличится. Начиная с 2017 года число дел, ежегодно рассматриваемых с участием присяжных заседателей, возрастет с нынешних 700-800 до примерно 14000 дел.
Готовы ли к этому адвокаты? Практика показывает, что и адвокаты со значительным опытом работы, и молодые адвокаты зачастую весьма туманно представляют себе особенности процесса и специфику защиты в суде присяжных. Для восполнения этого пробела Институтом адвокатуры подготовлен двухдневный семинар-тренинг по обучению адвокатов тонкостям участия в суде присяжных, включающий игровой процесс на основе реального уголовного дела. В ходе двухдневного семинара-тренинга будут рассмотрены процессуальные особенности и подводные камни различных этапов судебного разбирательства в суде присяжных.
Зейдлиц Евгения Георгиевна — судья Ленинградского областного суда в отставке, судья с 37 летним судейским стажем, 22 года из которых – в суде присяжных.
Айдамиров Руслан Набигулаевич — адвокат, член Совета Адвокатской палаты Ленинградской области, в послужном списке которого большое число проведенных процессов в суде присяжных в различных регионах России.
Улюкина Лариса Викторовна – адвокат Центрального филиала ЛОКА с 17-летнтим стажем, 8 лет работала судьёй районного суда, входит в Квалификационную комиссию Адвокатской палаты Ленинградской области, имеет многократный опыт защиты в суде присяжных в различных регионах России.
30 марта (четверг) 10.00 – 17.00 (с перерывом на обед)
Лекционная часть, в ходе которой ведущие поделятся своим опытом и знаниями об особенностях работы адвоката в деле с участием присяжных, в частности:
- Выбор формы судопроизводства. Обстоятельства, влияющие на выбор формы судопроизводства. Примеры из практики. Процедура.
- Вступительное заявление в суде присяжных
- Особенности судебного следствия с участием присяжных заседателей. Наиболее распространенные проблемы: оспаривание признательных показаний, данных на досудебной стадии; допустимость доказательств; конфликты с председательствующим.
В конце первого дня слушатели будут разделены на несколько команд: обвинение (1 команда), защита (3 команды, по числу подсудимых), и присяжные заседатели. Сторонам будут вручены материалы учебного дела, которое будет предметом рассмотрения на следующий день.
31 марта (пятница) 10.00 – 17.00 (с перерывом на обед)
Состоится игровой судебный процесс на основе материалов реального уголовного дела, рассмотренного ранее с участием присяжных. Слушатели примут участие в рассмотрении дела (материалы которого будут предоставлены накануне) в интерактивной форме. Процесс пройдет под председательством судьи Зейдлиц; участники получат оценку использования своих навыков с точки зрения профессионального судьи и её взгляд на работу адвоката в суде присяжных.
По окончании слушателям выдается сертификат о повышении квалификации в объёме 20 ак. часов. (с учётом домашнего задания)
Оплата за наличный расчет осуществляется в кассе по адресу: Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, дом 6а, кабинет № 1, (бухгалтерия Городской коллегии адвокатов), с 11:00 до 16:00.
Реквизиты для оплаты обучения по безналичному расчету :
(назначение платежа: «Суд присяжных – практические навыки работы адвоката»)
Полное наименование
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования в области юриспруденции «Институт правовых исследований, адвокатуры и медиации при Адвокатской палате Санкт-Петербурга»
Сокращенное наименование:
ЧОУ «Институт правовых исследований, адвокатуры и медиации при Адвокатской палате Санкт-Петербурга»
191025, Санкт-Петербург, Невский пр-т, д. 53
aplo.fparf.ru
Адвокатская палата Карачаево-Черкесской Республики
Лектор — мировой судья из Санкт-Петербурга Василенко Ольга Андреевна
Лектор — судья Ленинградского областного суда Осоцкий А.И.
Адвокаты АП ЛО приглашаются к участию в научной конференции.
Тренинг «СУД ПРИСЯЖНЫХ – ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ РАБОТЫ АДВОКАТА»
Институт адвокатуры при Адвокатской палате Санкт-Петербурга – Межрегиональный учебный центр ФПА РФ приглашает на двухдневный тренинг
СУД ПРИСЯЖНЫХ – ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ РАБОТЫ АДВОКАТА
Время проведения: 26 и 27 февраля 2018 г. с 10:00 до 17:00 (с перерывом на обед)
Стоимость : 7.500 рублей – для адвокатов.
6.500 рублей – для стажеров и адвокатов до 30 лет (включительно).
9.500 рублей – для слушателей, не являющихся адвокатами или стажерами.
Место проведения : С-Пб, Казанская ул. (Центрального района), дом 7, зал 11 (второй этаж)
В июне 2018 года заработает закон о кардинальной реформе суда присяжных: его компетенция значительно расширяется, количество судов присяжных на порядок увеличивается, а число дел, рассматриваемых ежегодно с участием присяжных, как ожидается, возрастет с нынешних 300-350 дел в год по всей России до 13-14 тысяч. Насколько готовы к этому адвокаты?
Практика показывает, что и адвокаты со значительным опытом работы, и наши молодые коллеги, зачастую весьма туманно представляют себе особенности процесса и специфику защиты в суде присяжных. Для восполнения этого пробела Институтом адвокатуры подготовлен и регулярно проводится с 2016 года двухдневный семинар-тренинг, на котором рассматриваются процессуальные особенности и подводные камни различных этапов судебного разбирательства в суде присяжных.
Уникальность нашей учебной программы, во-первых, в том, что она подготовлена практиками, прекрасно знающими «обе стороны медали»: адвокатом, имеющим большой и успешный опыт работы в суде присяжных, а также судьей, работавшей в суде присяжных последние 22 года, начиная с момента создания нескольких первых таких судов в «пилотных» регионах Росси в 1994 году.
Во-вторых, второй день программы целиком посвящен игровому судебному процессу на основе одного из реальных уголовных дел из практики судьи Е.Г. Зейдлиц, отобранных и адаптированных специально для данного тренинга.
Авторы и ведущие:
Евгения Георгиевна Зейдлиц — судья в почётной отставке с 37 летним судейским стажем, 22 года из которых – в суде присяжных. Рассмотрела с участием присяжных десятки дел, и принимала участие в работе Пленума ВС РФ по вопросам применения судами норм УПК, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей. С 2017 г. – старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права РГУП.
Руслан Набигулаевич Айдамиров — адвокат, член Совета Адвокатской палаты Ленинградской области, в послужном списке которого большое число процессов, проведенных в суде присяжных в различных регионах России.
Виталий Васянович – профессиональный психолог, магистр психологических наук, популяризатор научной психологии, руководитель научно-просветительского проекта «Зануда».
По-видимому, это пока единственная учебная программа Института адвокатуры, которую некоторые наши коллеги, в том числе с солидным опытом работы, проходили дважды. В одном случае в игровом судебном процессе они участвовали в качестве обвинителя или защитника, а в другом – в качестве присяжного. Для адвокатов оказалось исключительно полезным почувствовать себя в роли присяжного заседателя. Они не знакомятся заранее с материалами дела, а как и в реальной жизни, могут получать информацию об обстоятельствах дела и судить о виновности подсудимого – только по той информации, которую успешно или безуспешно, доносят до них остальные участники процесса.
1-й день: 10.00 – 17.00 (с перерывом на обед)
В конце первого дня начнется подготовка к игровому процессу. Первый учебный день завершается выполнением участниками задания по проведению отбора коллегии присяжных заседателей.
2-й день: 10.00 – 17.30 (с перерывом на обед)
Проводится игровой судебный процесс под председательством судьи Зейдлиц. Слушатели примут участие в рассмотрении дела (материалы которого будут предоставлены накануне) в интерактивной форме.
Слушатели делятся на несколько команд: обвинение (1 команда), защита (от 1 до 3 команд, в зависимости от рассматриваемого дела и числа подсудимых), и присяжные заседатели. Сторонам будут вручены материалы учебного дела, сформированного на основе реального уголовного дела, рассмотренного с участием присяжных заседателей.
В процессе и по его окончании участники получат оценку использования своих навыков с точки зрения профессионального судьи и её взгляд на работу адвоката в суде присяжных.
По окончании слушателям выдается сертификат о повышении квалификации в объёме 20 академических часов
apkchr.fparf.ru