Разбивка деталей корпуса судна на плазе. Изготовление шаблонов

Теоретический чертеж корпуса судна и его проекции

Чтобы получить представление о форме криволинейных обводов корпуса судна, его условно рассекают вертикальными и горизонтальными плоскостями. Линии, образованные от пересечений поверхности корпуса судна с плоскостями, изображают на чертеже, который называют теоретическим (рис. 34). Проекции этих линий на три основные взаимно перпендикулярные плоскости (рис. 35) соответственно называют корпус, бок, полуширота.


Рис. 35. Основные плоскости проекций теоретического чертежа:
1 — диаметральная плоскость, 2 — плоскость мидель-шпангоута, 3 — плоскость конструктивной ватерлинии


Рис. 36. Секущие плоскости теоретического чертежа

Проекция «Корпус». Расчетную длину судна делят на несколько, чаще на двадцать, равных частей, мелкие суда — на десять (рис. 36) и в каждом делении рассекают корпус поперечной вертикальной плоскостью, параллельной плоскости мидель-шпангоута. Кривые пересечения — теоретические шпангоуты наносят на проекцию «Корпус» (см. рис. 34). Так как корпус судна в поперечном направлении симметричен, то изображают только одну половину каждой кривой пересечения: оправа от диаметральной плоскости — половины носовых шпангоутов 0—9, слева — половины кормовых шпангоутов 11—20.

Теоретический шпангоут 10, расположенный посредине расчетной длины корпуса, называют теоретическим мидель-шпангоутом *.

Проекция «Бок». Чтобы изобразить продольные обводы корпуса, его рассекают несколькими вертикальными продольными плоскостями, параллельными диаметральной плоскости (ДП) (см. рис. 36). Кривые пересечения — батоксы I, II, III (см. рис. 34) вычерчивают на проекции «Бок». Батокс, образованный пересечением диаметральной плоскости с корпусом, называют нулевым 0.


Рис. 34. Теоретический чертеж судна

Проекция «Полуширота». Для полноты изображения продольных обводов корпус судна рассекают горизонтальными плоскостями, параллельными плоскости конструктивной ватерлинии. Секущие плоскости находятся на равных расстояниях друг от друга (см. рис. 36). Кривые пересечения — ватерлинии 1—7 (см. рис. 34), образованные пересечением поверхности корпуса с горизонтальными плоскостями, вычерчивают на проекции «Полуширота». Благодаря симметрии корпуса судна относительно диаметральной плоскости изображают ватерлинии только левого борта.

Одну из секущих горизонтальных плоскостей проводят на уровне осадки, соответствующей водоизмещению судна; эту ватерлинию называют конструктивной ватерлинией (КВЛ).

Вертикальную линию, проходящую через крайнюю носовую точку КВЛ, называют носовым перпендикуляром; вертикальную линию, проходящую через крайнюю кормовую точку КВЛ, — кормовым перпендикуляром. Носовой и кормовой перпендикуляры на проекции «Бок» совпадают с плоскостями теоретических шпангоутов 0 и 20.

Поперечные плоскости, рассекающие корпус, вычерчивают на проекциях «Бок» и «Полуширота» в виде прямых вертикальных линий 0—20. Продольные вертикальные плоскости на проекции «Корпус»— прямыми вертикальными линиями I, II, III от диаметральной плоскости к бортам; на проекции «Полуширота» эти плоскости изображают горизонтальными линиями I, II, III.

Горизонтальные секущие плоскости вычерчивают на проекциях «Бок» и «Корпус» горизонтальными прямыми 1—9 и нумеруют снизу вверх.

Согласованность теоретического чертежа (рис. 37). Если точки пересечения шпангоутов с плоскостями батоксов (проекция «Корпус») находятся на одной высоте с точками пересечения батоксов с плоскостями шпангоутов (проекция «Бок»), точки пересечения шпангоутов с горизонтальными плоскостями ватерлиний (проекция «Корпус») находятся на одном расстоянии от ДП с точками пересечения ватерлиний с вертикальными линиями шпангоутов (проекция «Полуширота»), точки пересечения ватерлиний с плоскостями батоксов (проекция «Полуширота») находятся точно под точками пересечения батоксов с горизонтальными плоскостями ватерлиний (проекция «Бок»), то такое соответствие точек пересечения называют согласованностью теоретического чертежа.

На теоретическом чертеже вычерчивают линию пересечения главной палубы с бортом — бортовую и очертания фальшборта; в виде таблицы приводят главные размерения судна.

Теоретический чертеж вычерчивают в масштабе 1 : 100 или 1 :50 натуральной величины судна, а для малых судов — в более крупных масштабах.

Изготовление отдельных деталей корпуса судна по конструкторским чертежам, вычерченным в масштабе, нередко приводит к тому, что неточность чертежа влечет за собой увеличение погрешности б зависимости от масштаба теоретического чертежа. Чтобы не допускать отклонений и ошибок при постройке судна, теоретический чертеж корпуса и отдельные его конструкции вычерчиваются в натуральную величину на полу плаза (ровная деревянная площадка). С плазового чертежа снимают шаблоны для всех частей набора корпуса.

www.stroitelstvo-new.ru

Что такое теоретический чертеж судна и для чего он нужен?

Общее представление о форме наружной поверхности корпуса дает сечение его тремя взаимно перпендикулярными плоскостями.

Вертикальная плоскость, идущая вдоль судна по середине его ширины и разделяющая судно на две симметричные половины (левый и правый борт), называется диаметральной плоскостью (ДП). Поверхность воды в спокойном состоянии, которая пересекает наружную обшивку судна, несущего все полагающиеся по роду его службы грузы, образует плоскость грузовой ватерлинии (ГВЛ). Эта плоскость отделяет подводную часть судна от надводной части. Поперечная плоскость, рассекающая судно по середине его длины, называется плоскостью мидель – шпангоута.

Пересечения наружной обшивки с горизонтальными плоскостями образуют промежуточные ватерлинии, а с вертикально-поперечными – шпангоуты. При совмещении всех перечисленных сечений на одном чертеже получится обычная для судостроителей форма представления поверхности судна – теоретический чертеж .

Теоретический чертеж судна состоит из трех проекций: корпуса, полу широты, и бока. По теоретическому чертежу можно получить представление о форме корпуса судна даже без изготовления его модели.

seaspirit.ru

Теоретические чертежи судов

Морской словарь-справочник Англо-русский
Русско-английский

Теоретический чертеж судна — графическое изображение наружной поверхности корпуса судна, дающее полное представление о форме его обводов. Для всех судов, кроме деревянных, на теоретическом чертеже принято изображать поверхность судна без учета толщины наружной обшивки. Для построения теоретического чертежа в качестве проекций используют 3 взаимно перпендикулярные плоскости: диаметральную (ДП) — вертикально-продольную плоскость, делящую судно на 2 симметричные части; плоскость мидель-шпангоута — вертикально-поперечную плоскость, проходящую посредине длины судна; плоскость грузовой ватерлинии — горизонтально-продольную плоскость, совпадающую с поверхностью тихой воды при осадке судна с полным грузом.

Проекции обводов судна на эти плоскости называются соответственно боком, полуширотой и корпусом. Кривые, образуемые пересечением наружной поверхности судна с плоскостями, параллельными ДП, называются батоксами, параллельными плоскости мидель-шпангоута — шпангоутами и параллельными плоскости грузовой (конструктивной) ватерлинии — ватерлиниями. Вследствие симметрии судна относительно ДП на теоретическом чертеже изображают половины шпангоутов и ватерлиний. Для построения Т.ч. длину судна разбивают на 20 равных участков, полушироту — на 2-3 участка и осадку на 4-6 участков, кроме того, проводят 1-2 доп. горизонтальные плоскости выше груз. ватерлинии, характеризующие форму обводов надводной части. На этих плоскостях изображают линии верхней палубы, палубы надстроек (бака и юта) и фальшборта.

На полушироте изображаются 6-8 ватерлиний, обозначаемых цифрами 0,1. ; нумерация идет снизу вверх. На проекции «бок» вычерчивают основную линию, линию верхней палубы, контуры форштевня и ахтерштевня, ДП и 2-3 батокса, обозначаемых римскими цифрами I, II, Ж от ДП к борту.

www.midships.ru

§ 8. Назначение и принцип построения теоретического чертежа

Выше мы познакомились с различными характеристиками формы корпуса по отдельным его элементам. Однако, зная эти характеристики, мы не можем получить конкретного представления о форме корпуса судна.

Полное представление о форме корпуса судна, необходимое для определения его мореходных качеств и постройки корпуса, дает теоретический чертеж, выполненный графически методом на три взаимно перпендикулярные плоскости (рис. 9).

Перед тем как начать построение теоретического чертежа, представим себе мысленно пересечение корпуса судна вспомогательными плоскостями, параллельными главным плоскостям, которыми являются: диаметральная плоскость, основная плоскость и плоскость мидель-шпангоута. Линии сечений, получившиеся при этом, образуют как бы каркас корпуса, который дает нам уже полное представление о его форме. Проекции этих линий на главные взаимно перпендикулярные плоскости соответственно называются боком, широтою и корпусом.

Линии сечения поверхности корпуса вспомогательными вертикальными плоскостями, параллельными диаметральной плоскости, называются батоксами. На проекции бок батоксы спроектируется в своем истинном виде, а на двух других — в виде прямых линий.

Линии, полученные от пересечения поверхности корпуса горионтальными плоскостями, параллельными основной плоскости, называются ватерлиниями. На проекции широты ватерлинии спроектируются в своем истинном виде, а на двух других — прямыми линиями.

И, наконец, линии, полученные от пересечения корпуса вертикальными плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, называются теоретическим и шпангоутами. На проекции корпуса линии спроектируются в истинном виде, а на двух других— прямыми линиями.

Расстояние между шпангоутами называется шпацией. Совокупность проекций сечения корпуса, имеющих вид прямых линий, образует так называемую сетку теоретического чертежа. При построении этой сетки конструктивная ватерлиния делится на двадцать равных частей — теоретических шпаций и через деления проводятся теоретические шпангоуты. Нумерация шпангоутов производится с носа в корму.

За нулевой шпангоут принимается носовой перпендикуляр, а кормовой перпендикуляр обозначается 20-м шпангоутом. Число равноотстоящих ватерлиний до КВЛ составляет 7—9 (включая ОП и КВЛ). Для построения борта выше КВЛ проводят еще несколько равноотстоящих ватерлиний. Число батоксов на один борт обычно берется 2—3.

Все линии изображения сечений корпуса на теоретическом чертеже должны быть очень строго согласованы между собой на всех трех проекциях.

Поскольку форма бортов корпуса судна всегда симметрична относительно ДП, то ограничиваются построением ватерлиний и шпангоутов только для одной половины корпуса судна (по одному борту). В этом случае проекция ватерлиний называется полуширотой, а на проекции корпуса только обвод мидель-шпангоута изображается полностью, на оба борта, а остальные шпангоуты половинками: справа от ДП шпангоуты, идущие в нос от миделя, а слева — в корму.

При вычерчивании корпуса судна, имеющего цилиндрическую вставку, на протяжении которой обводы шпангоутов одинаковы (и равны мидель-шпангоуту), на проекции бок теоретического чертежа в районе этой цилиндрической вставки делается разрыв и, с целью сокращения площади всего чертежа, в этом разрыве изображается проекция корпуса, перенесенная с правой части чертежа.

Для наглядной демонстрации формы наружной поверхности корпуса судна по теоретическому чертежу изготовляют в масштабе модель, которая называется блок-моделью.

Теоретический чертеж вычерчивается в масштабах 1 :25, 1 : 50 или 1 : 100 и, в исключительных случаях, 1:200 натуральной величины.

Теоретический чертеж корпуса является одним из основных технических документов, служащих для разработки проекта постройки, эксплуатации и ремонта судна.

С подлинника теоретического чертежа снимают координаты точек пересечения кривых с сеткой, которые затем переводят с масштаба чертежа в натуральное значение и записывают в специальный журнал, носящий название таблицы плазовых ординат. В дальнейшем по этим таблицам на судостроительном заводе, в специальном цехе, имеющем пол в виде чертежной доски и называемом плазом , вновь, но уже в натуральную величину, разбивают (вычерчивают) теоретический чертеж, с которого снимают шаблоны для изготовления деталей корпуса судна сложной конфигурации.

Прогрессивным способом разбивки является масштабно-плазовая разбивка судового корпуса, выполняемая на специальных плаз-щитах в масштабе 1:10 или 1:5 и масштабные чертежи раскроя листов для фотопроекционной разметки и газовой вырезки корпусных деталей. С масштабных чертежей снимают фотокопию, с которой (при помощи проекционной аппаратуры, установленной на участке цеховой разметки) изображение деталей воспроизводится в натуральную величину на поверхности размечаемого материала, фиксируется на нем, после чего материал поступает на обработку.

При масштабной разбивке трудоемкие и сложные работы, связанные с определением, построением и согласованием форм корпусных деталей и раскроем материала, выполняют не на плазе, а в разметочном бюро. При этом применяют счетно-решающие машины и оборудование с программным- управлением и вместо графических построений выполняют в возможно большем объеме аналитические расчеты.

Применение этого метода снижает общую трудоемкость плазовых и разметочных работ более чем в два раза.

flot.com

4) ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ И КООРДИНАТНЫЕ ПЛОСКОСТИ И ОСИ

4) ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ И КООРДИНАТНЫЕ ПЛОСКОСТИ И ОСИ

Теоретический чертеж представляет собой графическое изображение теоретической поверхности корпуса судна, в качестве которой принимается внутренняя поверхность наружной обшивки (без учета наружной обшивки).
Он образуется путем проектирования различных сечений корпуса судна на три главные взаимно перпендикулярные плоскости: фронтальную, горизонтальную и профильную.

За фронтальную плоскость проекции принимают продольно-вертикальную плоскость, проходящую вдоль всего судна по середине его ширины и разделяющую судно на две симметричные части — правую (правый борт) и левую (левый борт). Эту плоскость называют диаметральной плоскостью (ДП).
За горизонтальную плоскость проекции принимают плоскость, проходящую через самую нижнюю точку корпуса судна перпендикулярно диаметральной плоскости. Эту плоскость называют основной плоскостью (ОП ).
За профильную плоскость принимают вертикально-поперечную плоскость, которую проводят посередине проектной (расчетной) длины судна. Эту плоскость, делящую судно на две части — носовую и кормовую, называют плоскостью мидель-шпангоута и обозначают знаком .

Для более полного изображения формы обводов на теоретическом чертеже поверхность корпуса судна рассекают системой вспомогательных плоскостей, параллельных указанным выше трем главным плоскостям проекции.
При пересечении поверхности корпуса судна плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, получают кривые линии — теоретические шпангоуты. Изображение проекции всех
шпангоутов на плоскости мидель-шпангоута называют корпусом.
При пересечении поверхности корпуса судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости, образуются кривые линии — батоксы. Изображение проекции всех батоксов па ДП называют боком.

При пересечении поверхности корпуса судна, плоскостями параллельными основной плоскости, получают кривые линии — теоретические ватерлинии. Изображение проекции всех ватерлинии на основную плоскость, образует третью проекцию теоретического чертежа, которая называется — полуширотой.
Пересечение основной плоскости с диаметральной образует основную линию (ОЛ), а пересечение дп с теоретической поверхностью корпуса судна в днищевой части — килевую линию.
Ватерлиния, которая совпадает с поверхностью спокойной воды, при плавании судна с полной нагрузкой по проектную осадку, называется конструктивной (KВЛ) или грузовой (ГВЛ). Любая другая ватерлиния, соответствующая конкретному случаю нагрузки, называется расчетная.
Для точного построения теоретического чертежа производится мысленное сечение корпуса рядом дополнительных плоскостей, параллельных основным.
Все линии теоретического чертежа должны иметь плавный характер, кроме мест, где поверхность корпуса имеет переломы.
По внешнему виду теоретического чертежа можно судить о назначении судна, ето мореходных качествах. Острые образования ватерлинии — признак того, что судно предназначено для больших скоростей. «Полные» образования говорят о том, что судно тихоходное. Наклонные носовые батоксы и развалистые шпангоуты характеризуют хорошую восходимость на волну, нос не зарывается в воду.
На теоретическом чертеже иногда проекцию «корпус» располагают в средней части проекции «бок», когда судно имеет значительную цилиндрическую вставку.
Проектные теоретические чертежи крупных судов выполняют в масштабе 1:100, малых судов — 1: 50 или 1:25.
При постройке судна теоретический чертеж выполняют на плазе в масштабе 1:1 или 1:10.

moryak.biz