В зависимости от того, каким органом они приняты и какой юридической силой обладают, нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Законом называется акт, принимаемый в особом порядке высшим органом законодательной власти (парламентом) или народом и поэтому обладающий высшей юридической силой. Все остальные нормативные правовые акты называются подзаконными и не должны противоречить закону. Законами регулируются наиболее важные общественные отношения: они закрепляют общественный и государственный строй, основные права и свободы граждан и их обязанности, компетенцию центральных органов государственной власти и т.д. Подзаконные акты могут детализировать, конкретизировать нормы законов.

Законы, в свою очередь, делятся на виды. Среди всех законов особое место занимает основной закон, который иначе называется конституцией. Основной закон обладает наивысшей юридической силой и является основой для всех других законов. Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993 г. Далее, в соответствующем разделе будет дана подробная ее характеристика.

Так как Россия является федеративным государством, то в ней действуют федеральные законы и законы субъектов Федерации. Первые принимаются Федеральным Собранием (федеральным парламентом) и действуют на территории всей Федерации. Вторые принимаются органами законодательной власти субъектов Федерации и действуют только на территории данного субъекта Федерации. К примеру, закон, принятый Московской городской Думой, действует только на территории Москвы, так как город Москва согласно действующей Конституции России является субъектом Российской Федерации.

Федеральные законы в свою очередь делятся на два вида: конституционные и текущие. К федеральным конституционным законом относятся те законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Это закреплено в ст.108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч.3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается, что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.

Текущими (обыкновенными) называются федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы – это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

К подзаконным нормативным правовым актам на уровне федерации относятся:

1) постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания Государственной Думой и Советом Федерации;

2) нормативные указы Президента Российской Федерации. К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания, не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ по повышении размера пенсий и пособий – это нормативный и правовой акт, так как рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;

3) постановления Правительства Российской Федерации, которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

4) нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

В субъектах Федерации помимо законов также принимаются и подзаконные нормативные акты. Как они называются и какие органы их принимают – определяется в конституциях или уставах в соответствующих субъектов Федерации.

www.bibliotekar.ru

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Теория государства и права

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 347

Имеется два официальных способа установления классификации законов:

1. Конституционный, когда в конституциях закрепляется перечень основных нормативно-правовых актов. Например, в Конституции Австрии имеется раздел II «Законодательная власть федерации», в Конституции ФРГ — раздел VII «Законодательство федерации», в Конституции Российской Федерации — ряд статей (15, 76, 90, 105, 108, 115 и др.), в Конституции Украины — части статей и статьи (85, 91, 92, 106, п. 4 Раздела XV и др.).

2. Издание специального закона о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик, указанием способов обеспечения с целью правильного соотношения между собой. Например, в Италии действуют «Общие положения о Законе» (1942 г.), в котором перечислены источники права: закон, регламент, корпоративная норма, норма-обычай, а также установлены пределы регулирования каждым актом. В Болгарии действует Закон «О нормативных актах» (1973 г.). Интересно, что в России раньше федерального был принят закон о нормативно-правовых актах в Якутии (Соха). В Украине подготовлены проекты законов «О нормативно-правовых актах», а также «О законах и законодательной деятельности», которые регулируют процесс организации законопроектных работ, определяют порядок подготовки, экспертизы, согласования, принятия, толкования и действия нормативно-правовых актов.

По значению и месту в системе законодательства законы можно разделить на: конституции конституционные законы обычные (текущие) законы обеспечительные (оперативные) законы

1. Конституции — основные законы, которые регламентируют основы общественной, политической, экономической жизни общества, права и свободы граждан.

Они бывают двух видов:

• кодифицированные — представляют собой единый писанный основной закон (Конституция Украины, Конституция РФ, Конституция США и др.). Их ещё называют моноконституционными актами. Правда, Конституцию Франции 1958 г., которая является кодифицированной, нельзя назвать моноконсти-

Раздел IV. Теория ,

туционным актом, поскольку к Основному закону 1958 г. решением Конституционного совета приравнены такие акты, как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула! Конституции 1946 г.; |

• некодифицированные — состоят из группы законов (Вели-4 кобритания, Швеция, Канада), предметом регулирования ко-| торых является особый род общественных отношений, отнесен-! ный к конституционному праву, — основы общественного и го-| сударственного строя, права и свободы граждан и др. В Канаде| — это конституционные акты 1867-1987 гг.: Конституционный! акт 1982 г.; Хартия о правах и Билль о правах, принятые в ряде| провинций; Акт о Верховном суде. Антидискриминационный*! акт и др. Основной конституционный документ Канады гла-| сит: «Мы хотим иметь конституцию, в принципе похожую на | конституцию Великой Британии». А в Великобритании нет еди-‘| ной писаной конституции, а есть группа конституционных за-1 конов (статутов)’ — Акт о парламенте 1911 г., Акт о министрах! Короны 1937 г., Акт о местном управлении 1972 г. и др., действующих вместе с судебными прецедентами и конституционными обычаями, именуемыми конституционными соглашениями. Поэтому английскую конституцию называют конституцией смешанного типа.

2. Конституционные законы —

• законы, на которые ссылается конституция либо необходимость принятия которых прямо предусмотрена действующей конституцией. Как правило, эти законы конкретизируют отдельные положения конституции либо содержат отсылку к конституции (избирательная система, организация и проведение референдума, организация и деятельность парламента, президента, конституционного суда и т.д.);

• законы, которыми вносятся изменения, дополнения в действующую конституцию (см., например, раздел XIII Конституции Украины).

Закон, которым вносятся изменения в конституцию, отличается от закона, принятие которого предусмотрено действующей конституцией тем, что он после утверждения (принятия)

Статут — акт, принятый в установленном порядке в идентичной редакции обеими палатами парламента и санкционированный монархом Великобритании

Глава I7- Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 349

приобретает высшую юридическую силу и становится составной частью конституции.

К сожалению, в Конституции Украины четко не указан блок общественных отношений, который регулируется конституционным законом. Из анализа Конституции Украины можно сделать вывод, что конституционным законом следует регулировать принятие Большого Государственного Герба и Государственного Гимна Украины, описание государственных символов (ст. 20), внесение изменений в Конституцию (ст. 155), решение о смещении Президента Украины в порядке импичмента (ст. 111)

В Конституции России чётко определён блок федеральных конституционных законов. К их числу отнесены законы, регламентирующие чрезвычайное положение (ст. 56), изменение статуса субъекта Федерации (ст. 66), описание и порядок использования Государственного флага, герба и гимна России (ст. 70), референдум (ст. 87), введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88) порядок деятельности правительства Российской федерации (ст. 114), установление судебной системы России (118)

Конституционный закон отличается от иных законов следующими признаками:

а) юридической силой;

б) предметом регулирования — особая сфера;

в) порядком принятия — особая процедура. Как правило, конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов (в Украине — 2/^ в ^»ос’

3. Обычные законы — регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни в соответствии с консти-

Процедура принятия конституционного закона может иметь упрощенный, усложненный или смешанный характер. В Украине конституционно закреплена смешанная процедура принятия вносимых изменений в Конституцию:

упрощенная (У, конституционного состава Верховной Рады) — для законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины для всех разделов

(кроме разделов 1, 111, XI11);

усложненная (2/, конституционного состава Верховной Рады с последующим утверждением всеукраинским референдумом, назначаемым Президентом Украины) — для законопроекта о внесении изменений в разделы 1. 111, XIII.

Раздел IV. Теория пр

туцией. Это значительная по количеству и подвижная групп законов, которые принимаются простым большинством голе сов. Обычные законы весьма разнообразны по содержанию.

Наиболее типичными по объему регулирования являютс следующие виды обычных законов:

а) общие законы — законы, регламентирующие определен-ную сферу общественных отношений и распространяющиеся нс всех.

Общие законы могут быть:

— кодифицированные ‘ (например, Уголовный кодекс, Граж*! данский Кодекс и др.); |

— текущие (например, Закон о выборах); |

б) специальные законы — законы, регламентирующие огра-1 ничейную (специальную) сферу общественных отношений и j распространяющиеся на часть населения (например, законы о 1 пенсиях, об образовании, о милиции и др.

4. Обеспечительные (оперативные) законы — нормативно-пра- ;

вовые акты, которыми вводятся в действие отдельные законы, 1 ратифицируются международные договоры и др. Их назначение i состоит не в издании новых норм, а в оперативном подтверждении, поддержании системы норм, содержащихся в иных отдель- ;

ных законах и международных договорах, которые регулируют важнейшие отношения и требуют незамедлительного принятия. Это законы, содержащие нормы о нормах. Например, Закон Украины «О ратификации Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путём, 1990» от 17.12.1997 года. К этой группе законов можно отнести законы о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик.

Обеспечительные (оперативные) законы не могут существовать вне других законов, т.е. тех, которые ими вводятся в действие, и международных договоров, требующих ратификации.

В ряде стран действуют органические законы (Франция, Испания). Например, Конституция Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса Конституционного Совета, Высокого Суда правосудия, Суда правосудия Республики, Экономического и социального Совета, Высшего совета магистратуры, порядка выборов палат Парламента и др. (см. главу «Романо-германский тип правовой системы»).

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 351

Виды законов по сроку действия:

1) постоянные — законы, действующие без ограничения срока;

2) временные — законы, действующие с ограничением срока (например, законы «О налогообложении», «О бюджете на 2001 г.»);

3) чрезвычайные (как разновидность временных законов) — принимаются в определенных, предусмотренных конституцией, ситуациях и действуют на период чрезвычайного положения (напр., провозглашение отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической опасности, объявление войны). Их особенность состоит в том, что они прекращают действие других законов. Так, введение военного положения прекращает действие КЗоТ.

Виды законов по субъектам законотворчества:

— принятые гражданским обществом (народом) в результате референдума;

— принятые законодательным органом государства. Виды законов по границам действия:

— законы Автономной Республики Крым. Виды законов по структурной форме:

К последним примыкают Собрания законодательства, Своды законов, которые являются актами такого вида систематизации законодательства, как консолидация.

Виды законов по отраслевому признаку:

— административно-правовые и т.п. Имеются и межотраслевые (комплексные) — о здравоохранении, образовании и др.

Виды законов по сферам общественной жизни:

законы в области регулирования экономики;

— законы в области регулирования политики;

— законы в области регулирования социальной сферы;

— законы в области регулирования военной сферы и др. См. Закон Украины «О законах и законодательной деятельности» (после его принятия).

Раздел IV. Теория i

Среди основных направлений развития законодательства Ущ раины можно выделить следующие: i

• разработка новых законов, необходимость которых вытеч каст из Конституции Украины;

lawbook.online

Текущие обычные законы

Конституционные и органические законы

Вторую группу законодательных актов образуют конституционные и органические законы.

Следует отметить, что эти термины употребляются неодинаково в различных странах. В некоторых странах конституционными законами именуют те акты, посредством которых вносятся изменения в конституцию. Органическими, как правило, называют такие законы, издание которых предусмотрено непосредственно в конституции и которые как бы представляют собой продолжение и развитие конституционных постановлений. Например, в тексте основного закона может говориться о том, что статус правительства будет урегулирован органическим законом. Иногда наименование «конституционный» и «органический» закон — синонимы.

Конституционный закон, вносящий изменения в конституцию, принимается в соответствии с процедурой, предусмотренной для принятия поправок к конституции. Обычно это особо усложненный процесс, поскольку подавляющее большинство писаных конституций является жесткими конституциями.

Несколько отличается порядок принятия органических законов. Он неодинаков в различных странах, но тем не менее для применяемой при его принятии процедуры характерно либо ограничение круга субъектов права законодательной инициативы, либо требование вотирования законопроекта только абсолютным большинством голосов, а в некоторых странах органические законы подлежат обязательному направлению до подписания главой государства на проверку в орган конституционного контроля. В иерархии законодательных текстов органический закон идет непосредственно за конституцией и стоит выше обычного текущего закона. Это означает, что в случае коллизии между нормой обычного и органического закона преимущественную силу имеет норма органического закона.

Обычные или текущие законы

Эти законы образуют основную массу законодательных актов, принимаются на основе процедуры, непосредственно предусмотренной в основном законе государства, и могут охватывать чрезвычайно широкий круг вопросов. В этой связи следует отметить, что в значительной части государств сфера применения закона не знает ограничений.

Иначе говоря, принимающий законы орган законодательной власти обладает неограниченной компетенцией и может принимать законы по любому вопросу, если сочтет это необходимым. Таково, например, положение в Великобритании, в которой, как утверждают англичане, парламент может все. Он не может только превратить мужчину в женщину, впрочем, это уже относится к сфере компетенции медицины.

Вместе с тем в целом ряде стран сфера применения закона имеет в настоящее время и весьма существенные ограничения. Так, во Франции в соответствии со ст. 34 Конституции перечислены те сферы общественных отношений, которые регулируются законом или применительно к которым закон устанавливает общие начала или принципы регулирования.

Акты, принятые за пределами законодательных полномочий, даже если при этом была соблюдена вся формальная процедура, могут быть признаны органом конституционного контроля антиконституционными и, следовательно, они не будут введены в действие (во Франции применяется система предварительного контроля законопроектов, принимаемых парламентом).

В тех случаях, когда речь идет о законодательных актах, принятых до 1958 г. и выходящих за законодательные пределы, очерченные действующей конституцией, они могут быть изменены или заменены актами исполнительной власти.

В некоторых странах (например, в Великобритании) писаные конституции отсутствуют. Юридическая значимость того или иного законодательного текста определяется в этом случае не формально правовыми моментами, а его содержанием.

Важным направлением активизации законотворческой деятельности в последнее десятилетие становится создание регионального законодательства. Этому способствуют два основных фактора: во-первых, расширение сферы ведения субъектов федерации в государствах с федеративным устройством и, во-вторых, развитие начал децентрализации в организации местного самоуправления.

Объем законодательных полномочий субъектов федерации в различных федеративных государствах неодинаков, неидентичны и принципы, положенные в основу построения федерации. Так, в договорных федерациях остаточная компетенция, остаточные полномочия принадлежат субъектам федерации, и это вполне естественно расширяет сферу ведения субъектов и, соответственно, применения регионального законодательства. В странах, где остаточные полномочия, то есть полномочия, которые непосредственно не предусмотрены в основном законе, принадлежат центру, объем полномочий членов федерации будет значительно уже. Тем не менее нужно отметить, что преобладающей тенденцией в развитых государствах является, как правило, расширение сферы ведения субъектов федерации. Это можно проследить и в старых федерациях (США, ФРГ, Швейцарии) и в недавно возникших федерациях, к числу которых относится, в частности, Бельгия.

Законодательство субъектов федерации не следует рассматривать как систему нормативных актов, подчиненных общенациональному законодательству. Здесь соотношение полномочий оказывается гораздо более сложным и соответственно гораздо более сложными оказываются взаимоотношения между национальным законодательством и законами субъектов федерации. В тех случаях, когда речь идет об исключительном ведении федерации, закон субъектов вторгаться в эту сферу не может. В тех случаях, когда речь идет о совместной компетенции, о совместном ведении, возможно конкурирующее законодательство федерации и субъекта федерации. В этом случае преобладающая роль принадлежит федеральному законодательству, и в случае коллизии должна действовать норма, источником которой является федеральный закон. В то же время во многих странах установлена исключительная сфера ведения субъекта федерации. Применительно к данной сфере общественных отношений роль самостоятельного источника конституционного права выполняет именно региональный закон, закон субъекта федерации.

Важную составную часть нормативных правовых источников конституционного права образуют акты исполнительной власти. К ним относят акты, издаваемые главой государства или от имени главы государства, а равно акты, принимаемые правительством. Иногда в их число включают также некоторые категории ведомственных актов (министерские постановления, инструкции и др.), а равно акты муниципальных органов. Однако практика различных государств в этой области не одинакова.

В недавнем прошлом акты исполнительной власти рассматривались, во всяком случае на доктринальном уровне, как акты подзаконные, то есть принимаемые на основе и во исполнение закона. В настоящее время такой подход не вполне отражает существующие реалии. Поскольку сфера применения закона ограничена, то за ее пределами регулирование начинает осуществляться именно актами исполнительной власти. Эти последние как бы замещают закон за пределами зарезервированной за ним сферы общественных отношений. В определенной мере ситуация делегированного законодательства похожа на рассмотренную выше.

Правда, акты, издаваемые в этом случае исполнительной властью на основе специального уполномочия, как правило, должны быть в последующем подтверждены самим законодательным органом, но это не меняет юридической природы данного акта.

Число нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью, многократно превосходит число законодательных актов. Однако далеко не все акты исполнительной власти представляют собой источник конституционного права. Подавляющее большинство таких актов относится к сфере административного регулирования самых разнообразных отношений. Поэтому для решения вопроса о том, является ли данный нормативно-правовой акт источником конституционного права, необходимо прежде всего выявить его содержание.

Что касается иерархии правовых норм, содержащихся в такого рода актах, то она в решающей степени определяется иерархией самих исполнительных органов. Вполне естественно, что акты правительства будут стоять на более высокой ступени, нежели акты, издаваемые министром. Акты, издаваемые министром, стоят выше, нежели акты, издаваемые представителями администрации на местах, и т. д.

Формально наивысшую ступеньку в иерархии таких актов занимают те, которые издаются главой государства. Однако их правовой режим будет неодинаков в зависимости от различий в форме правления. В президентских республиках они действительно являются актами главы государства — носителя исполнительной власти. Таковы, например, приказы Президента США.

В странах с парламентарной формой правления акты, издаваемые от имени главы государства, в действительности являются актами правительства. Так, в Великобритании приказы Королевы в Совете в действительности являются актами непосредственно правительства страны.

В республиках со смешанными формами правления акты главы государства различаются по своему статусу в зависимости от того, какая именно сфера общественных отношений регулируется данным актом и какова применяемая процедура. Так, во Франции акты главы государства могут принимать форму ордонансов, которые практически конкурируют с законодательными актами, или чаще облекаются в форму декрета. Следует отметить, что в переходный период создания Пятой республики во Франции правовой статус всех государственных институтов страны был урегулирован с помощью президентских ордонансов, содержащих органические законы.

Таким образом, в каждой конкретной стране структура и порядок принятия, а равно правовой режим актов исполнительной власти могут отличаться весьма существенными нюансами. Тем не менее общая иерархия таких актов, а следовательно и соподчиненность содержащихся в них правовых норм зависит прежде всего от статуса органа, который эти акты принимает, а также от того, какое место в общей иерархии государственных институтов занимает данный орган.

studbooks.net

Понятие и виды нормативных актов

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Понятие нормативных актов

    Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

    Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

    Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

    Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

    Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

    В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

    В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

    В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.

    Требования, предъявляемые к нормативным актам

    1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом, но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

    Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Федеральный закон 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым введена пропорциональная избирательная система, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии развитой и сбалансированной партийной системы в России.

    2. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (например, освобождение от единого социального налога образовательных учреждений) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере 20% неуплаченной суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

    3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

    Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые должны максимально учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации его исполнения повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территориях городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важной является разработка руководства но подготовке нормативных актов (закона о подготовке нормативных актов).

    Виды нормативных актов

    Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: законы и подзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

    Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

    Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

    Законы — это наиболее значительный вид нормативных актов.

    Во-первых, законы могут приниматься только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России — Государственной Думой РФ.

    Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

    В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

    В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

    Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

    По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

    1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

    2. текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

    Разновидность текущих законов — кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ — самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

    Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

    Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь — очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления — зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

    Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

    Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации — законы, это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация — вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

    Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

    Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

    Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

    Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

    Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты — это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

    Понятие нормативно-правовых актов

    Нормативно-правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

    Он широко используется во всех современных правовых системах (особенно в странах романо-германской правовой семьи).

    Преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права связаны, прежде всего, с повышением роли государства как координатора социальной жизни, выявляющего общий интерес и обеспечивающего его централизованное осуществление, со способностью адекватно и оперативно реагировать на изменения общественных потребностей, с документальной письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести необходимую информацию до адресата и т. д.

    Как следует уже из самого наименования, это — акт, обладающий двойственной природой, т. е. одновременно и нормативной и правовой. Его следует отличать и от нормативных, но не правовых актов (уставов политических партий, инструкций по пользованию бытовой техникой и др.) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т. п.). Для нормативно- правового акта характерны следующие признаки.

    Это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.

    Это — акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.

    Это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.

    Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно- правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.

    Достижение целей нормативно-правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

    Следует иметь в виду, что нормативно-правовые акты, действующие в границах определенного государства, объединяются в замкнутую иерархическую систему. Каждый из элементов этой системы должен соответствовать не только компетенции органа, но и иерархическим связям системы в целом. Тот нормативный акт, который вступает в противоречие с конституцией или иным актом более высокой юридической силы, выпадает из данной системы и по существу становится формой проявления правонарушения. Так что не любой акт правотворчества, содержащий нормы права, является нормативно-правовым актом.

    Виды нормативно-правовых актов

    По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

    Виды подзаконных актов:

  • указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
  • постановления и распоряжения правительства — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
  • приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;
  • локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
  • В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:

  • государственных органов;
  • иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);
  • совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
  • принятые на референдуме.
  • Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы действия:

    • общефедеральные;
    • субъектов федерации;
    • органов местного самоуправления;
    • локальные.

    Виды нормативно-правовых актов в зависимости от срока действия

  • неопределенно-длительного действия;
  • временные.
  • Выделяют еще и такие нормативно-правовые акты, как директивы и постановления, которые принимаются международными организациями. Директивы, как правило, дают возможность государству конкретизировать формы и методы исполнения своих международных обязательств. Постановления содержат требования, подлежащие прямому исполнению.

    www.grandars.ru