Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ
«О судебной системе Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г., 6 декабря 2011 г., 8 июня, 25 декабря 2012 г., 3, 5 февраля 2014 г.
Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года
Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ см. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ
См. комментарий к настоящему Федеральному конституционному закону
Президент Российской Федерации
31 декабря 1996 года
Закон вступает в силу с 1 января 1997 г.
Закон регулирует основные положения судебной системы и статуса судей в РФ. Согласно статье 35 Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» с последующими изменениями и дополнениями и Положение о военных трибуналах в ред. Закона СССР от 25 июня 1980 г. применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
Настоящий Федеральный конституционный закон введен в действие с 1 января 1997 г. Часть 2 статьи 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона
Текст Федерального конституционного закона опубликован в «Российской газете» от 6 января 1997 г. N 3, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона
base.garant.ru
2. Судоустройство в Российской Федерации
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред.
Судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.
К федеральным судам относятся:
— Конституционный Суд РФ;
— Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
— Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов РФ относятся:
На зданиях судов устанавливается Государственный флаг Российской Федерации (может также устанавливаться флаг субъекта РФ), в зале судебных заседаний помещаются государственный флаг и, кроме того, изображение Государственного герба Российской Федерации. В зале судебного заседания может помещаться изображение герба субъекта РФ.
При осуществлении правосудия судьи заседают в мантиях либо имеют другой отличительный знак своей должности.
Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (ст. 5 Закона «О судебной системе Российской Федерации»).
Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, либо должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, либо в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную законом.
Судопроизводство в Российской Федерации ведется на русском языке — государственном языке или на государственном языке республики, которая входит в состав Российской Федерации и на территории которой находится соответствующий суд.
Важный принцип судебного разбирательства — его открытость. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в исключительных случаях, прямо установленных законом, например, при оглашении личной переписки или при рассмотрении дел о половых преступлениях.
lawbook.online
На пути к новой концепции судоустройства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Гребнев Руслан Дмитриевич
В представленной статье автор анализирует ход судебной реформы в России на современном этапе и обобщает предпосылки совершенствования правовых основ судебной системы на основании накопленного опыта за период двадцатилетней практики отправления правосудия. В тексте представлены научные выкладки о содержании основных онтологических характеристик судебной системы России. Автором статьи предпринята попытка предположить, по какому сценарию будет продолжено реформирование судебной системы России. Особое место в исследовании автор отводит вопросам конституционных основ новой судебной системы, повлекших за собой существенные изменения в теории конституционного права. В статье раскрывается понятие «процессуальное законодательство». Автор проводит оценку роли и места прокуратуры в системе государственных органов, не допуская возможности трактовать действия законодателей как попытку создания судебно-прокурорской ветви власти.
Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Гребнев Руслан Дмитриевич,
On the way to the development of a new concept of the judicial system in the Russian Federation
In the article the author analyzes the judicial reform in Russia at the present stage and summarizes background improving the legal framework of the judicial system on the basis of the experience gained over a period of two decades of practice of justice. The text presents scientific calculations of the content of the basic ontological characteristics of the Russian judicial system . The author of the article attempts to suggest which scenario will continue to reform the judicial system in Russia. A special place in the study, the author devotes on the constitutional foundations of the new judicial system , entailing significant changes in the theory of constitutional law. The article deals with the concept of «procedural law». The author evaluates the role and place of public prosecution in the state organs, preventing the possibility to interpret the action as lawmakers attempt to create a forensic prosecutorial branch.
Текст научной работы на тему «На пути к новой концепции судоустройства в Российской Федерации»
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ
НА ПУТИ К НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ СУДОУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Юридический институт Российский университет дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Ключевые слова: судебная реформа, судоустройство, государство, концепция судоустройства.
По истечении двадцатилетней практики отправления правосудия в рамках судебной системы, сформированной на рубеже исторических эпох развития России, назрела необходимость проведения судебной реформы на основании накопленного опыта.
Принимая во внимание всю сложность государственного содержания трех подсистем судебной власти, необходимость проведения судебной реформы представляется обоснованной.
Одной из главных задач судебной реформы является унификация судебной практики [1]. Среди причин, повлекших за собой различную практику правоприменения в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, особое место занимает пересечение полномочий указанных судов по разрешению однородных правовых споров с участием юридических или физических лиц соответственно.
В этих условиях толкование законодательства высшими судами может вносить противоречия в стройную систему российского права.
Проведение судебной реформы современной России требует нового осмысления понятия, природы и основных онтологических характеристик судебной системы.
Конституционные основы судебной системы
Первым шагом судебной реформы стало принятие Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» от 5 февраля 2014 г. и слияние Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Основы конституционно-правового статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, по осуществлению в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за их деятельностью и даче разъяснений по вопросам судебной практики [4. С. 445] были исключены вместе со ст. 127 Конституции Российской Федерации.
Из ст. 83, 102 и 104, а также ч. 2 ст. 125, ч. 1, 3 ст. 129 Конституции Российской Федерации, как и из всего остального текста нормативно-правового акта высшей юридической силы, было исключено упоминание Высшего Арбитражного Суда.
В соответствии с новой редакцией ст. 126 Конституции России Верховный Суд Российской Федерации был наделен полномочиями по разрешению экономических споров. Из текста статьи было исключено понятие «суды общей юрисдикции». Законодатель заменил этот устоявшийся в юридической литературе термин на «суды, образованные в соответствии с федеральным конституционным законом» [2. С. 548].
Несмотря на слияние Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, решение о ликвидации арбитражных судов принято не было. Поэтому понятие «суды общей юрисдикции» осталось в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации», тем самым определив архитектонику Верховного Суда, включающую в себя две линии правосудия — суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Однако анализ развития ситуации позволяет уже сегодня предположить о дальнейшем объединении арбитражный судов и судов общей юрисдикции всех инстанций и звеньев в одну систему.
В новой редакции пункта «о» ст. 71 Конституции России была уточнена формулировка вопросов ведения Российской Федерации в сфере судебной деятельности. Из текста статьи было исключено упоминание уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства. В новой редакции статьи законодатель уходит от закрытого перечня видов процессуального законодательства, объединяя их в единую категорию «процессу-
альное законодательство». Тем самым законодатель предопределил, с одной стороны, институциональное единство арбитражного, гражданского и уголовного судопроизводства, а с другой, оставил место для развития новых видов процессуального законодательства, например, административно-процессуального.
Анализ внесенных изменений в п. «о» ст. 71 Конституции позволяет сделать некоторые дополнительные выводы. Объединив в понятие «процессуальное законодательство» его виды, указанные в предыдущей редакции Конституции, законодатель предоставил теоретикам-правоведам возможность раскрывать содержание процессуального законодательства через уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. В этой связи важной научной выкладкой должен стать обособленный (исключительный) статус конституционного процесса. Конституционный процесс является самостоятельной правовой категорией, не урегулированной нормами процессуального законодательства.
Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. стал примечательным с связи с введением в текст Конституции Российской Федерации термина «должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации. » [2. С. 548]. Как известно, судьи Верховного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации имеют различные должностные обязанности, но слово «должность» в указанной конституционно-правовой норме употребляется в единственном числе. Видимо, тем самым законодатель предопределил дальнейшую унификацию должностей судей Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации.
После упразднения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судебная система России выглядит следующим образом:
— Конституционный Суд Российской Федерации;
— Верховный Суд Российской Федерации;
— верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
— арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Суды субъектов Российской Федерации:
— конституционные (уставные) суды;
— мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции [4. С. 1].
Следующий этап судебной реформы связан с унификацией судебных процедур в рамках объединенного процессуального законодательства, а также ин-ституционализацией альтернативных способов разрешения споров. Развитие институтов альтернативного разрешения споров направлено на оптимизацию судебной нагрузки. Результаты исследования обозначенного круга вопросов
будут опубликованы после принятия Федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», проект которого № 638178-6 внесен Верховным Судом Российской Федерации в Государственную Думу.
Основы конституционно-правового статуса прокуратуры В соответствии с Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. из текста Конституции была исключена дефиниция прокуратуры как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации [4. С. 445]. Новая редакция ст. 129 Конституции России пополнилась отсылочной нормой к федеральному закону, определяющему правовой статус прокуратуры.
В соответствии с указанным Федеральным конституционным законом было изменено наименование гл. 7 Конституции Российской Федерации. Вопросы судебной власти, урегулированные ранее положениями гл. 7 Конституции, были дополнены вопросами прокуратуры. Эти изменения, по своей сути, практически возвращают нас к редакции наименования гл. 9 Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) — «Суд и прокуратура» [3].
Юридически значимым изменением, введенным с новой редакцией п. «е» ст. 83, стало расширение перечня должностных лиц, представляемых Президентом Совету Федерации, а также освобождаемых от занимаемых должностей главой государства. Указанный перечень расширился на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, «прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров» [2. С. 548].
Соответствующие полномочия по назначению указанных групп прокурорских работников были закреплены за Советом Федерации в ст. 102 Конституции, а в ст. 129 указанные полномочия нашли свое отражение в порядке назначения Генерального прокурора, его заместителей и прокуроров субъектов Российской Федерации.
Следует понимать, что новое наименование гл. 7 Конституции России «Судебная власть и прокуратура» не означает создание единой судебно-прокурорской ветви власти. Судебная реформа проводится в соответствии с Основами конституционного строя, установленными ст. 10 Конституции Российской Федерации.
[1] Гребенников В.В., Марчук Н.Н., Марчук В.Н. Реформа судебной власти в контексте глобализирующейся экономики: опыт Бразилии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Юридические науки». — 2013. — № 2.
[2] Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» от 05.02.2014 № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 6.
[3] Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. — 1936. — № 283.
[4] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4.
[5] Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // Собрание законодательства РФ. — 1997. № 1.
ON THE WAY TO THE DEVELOPMENT OF A NEW CONCEPT OF THE JUDICIAL SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION
Law Institute Peoples’ Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
In the article the author analyzes the judicial reform in Russia at the present stage and summarizes background improving the legal framework of the judicial system on the basis of the experience gained over a period of two decades of practice of justice. The text presents scientific calculations of the content of the basic ontological characteristics of the Russian judicial system. The author of the article attempts to suggest which scenario will continue to reform the judicial system in Russia. A special place in the study, the author devotes on the constitutional foundations of the new judicial system, entailing significant changes in the theory of constitutional law. The article deals with the concept of «procedural law». The author evaluates the role and place of public prosecution in the state organs, preventing the possibility to interpret the action as lawmakers attempt to create a forensic prosecutorial branch. Key words: judicial reform, judicial system, state, concept of the judicial system.
[1] Grebennikov V.V., Marchuk N.N., Marchuk V.N. Reforma sudebnoj vlasti v kontekste globalizirujushhejsja jekonomiki: opyt Brazilii // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Juridicheskie nauki». — 2013. — № 2.
[2] Zakon RF o popravke k Konstitucii RF «O Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii i prokurature Rossijskoj Federacii» ot 05.02.2014 № 2-FKZ // Sobranie zakonodatel’stva RF. — 2014. — № 6.
[3] Konstitucija (Osnovnoj Zakon) Sojuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (utv. Postanovleniem Chrezvychajnogo VIII S#ezda Sovetov SSSR ot 05.12.1936) // Izvestija CIK SSSR i VCIK. — 1936. — № 283.
[4] Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ) // Sobranie zakonodatel’stva RF. — 2009. — № 4.
[5] Federal’nyj konstitucionnyj zakon «O sudebnoj sisteme Rossijskoj Federacii» ot 31.12.1996 № 1-FKZ (red. ot 05.02.2014) // Sobranie zakonodatel’stva RF. — 1997. — № 1.
cyberleninka.ru
Судоустройство рф закон
Верховный Суд РСФСР действует в составе:
3) Кассационной коллегии (пункт дополнительно включен с 6 января 1999 года Федеральным законом от 4 января 1999 года N 3-ФЗ);
____________________________________________________________________
Пункты 3, 4 и 5 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 4, 5 и 6 настоящей редакции — Федеральный закон от 4 января 1999 года N 3-ФЗ.
____________________________________________________________________
Статья 55. Порядок утверждения первого заместителя Председателя и председателей судебных коллегий Верховного Суда РСФСР
Статья 56. Полномочия Верховного Суда РСФСР
Статья 57. Пленум Верховного Суда РСФСР
Статья 58. Полномочия Пленума Верховного Суда РСФСР
Пленум Верховного Суда РСФСР:
5) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РСФСР и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РСФСР о деятельности коллегий (пункт дополнен с 6 января 1999 года Федеральным законом от 4 января 1999 года N 3-ФЗ — см. предыдущую редакцию);
____________________________________________________________________
С 14 марта 2011 года пункт 5 настоящей статьи не применяется в части Президиума Верховного Суда Российской Федерации и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации — часть 4 статьи 44 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ.
____________________________________________________________________
Статья 59. Рассмотрение Пленумом Верховного Суда РСФСР вопросов, внесенных на обсуждение
Статья 60. Порядок работы Пленума Верховного Суда РСФСР
Статья 61. Президиум Верховного Суда РСФСР
Статья 62. Полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР
Статья 62_1. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
Статья 62_2. Полномочия Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
Статья 63. Судебные коллегии Верховного Суда РСФСР
Статья 64. Полномочия судебных коллегий Верховного Суда РСФСР
Статья 65. Председатель Верховного Суда РСФСР
Председатель Верховного Суда РСФСР:
10) руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда РСФСР (пункт дополнен с 6 января 1999 года Федеральным законом от 4 января 1999 года N 3-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
____________________________________________________________________
С 14 марта 2011 года пункт 10 настоящей статьи не применяется в части судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации — часть 4 статьи 44 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ.
____________________________________________________________________
Статья 66. Заместители Председателя Верховного Суда РСФСР
Статья 67. Председатели Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РСФСР
____________________________________________________________________
С 14 марта 2011 года статья 67 не применяется в части судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации — часть 4 статьи 44 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ.
____________________________________________________________________
Председатели Кассационной коллегии и Судебных коллегий Верховного Суда РСФСР (абзац дополнен с 6 января 1999 года Федеральным законом от 4 января 1999 года N 3-ФЗ, — см. предыдущую редакцию):
1) председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;
2) образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий (пункт в редакции, введенной в действие с 30 августа 1993 года Законом Российской Федерации от 16 июля 1993 года N 5451-1, — см. предыдущую редакцию);
3) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;
4) представляют Пленуму Верховного Суда РСФСР отчеты о деятельности коллегий;
5) вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;
6) организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;
7) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Председатель Военной коллегии Верховного Суда РСФСР, кроме того:
1) вносит в Военную коллегию Верховного Суда РСФСР протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов и постановления судей этих судов, вносит в военные суды видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов армий, флотилий, соединений, гарнизонов и постановления судей этих судов;
2) вправе истребовать в пределах полномочий Военной коллегии Верховного Суда РСФСР судебные дела для проверки в порядке надзора;
3) вправе в предусмотренном законом порядке приостанавливать исполнение решения, приговора, определения и постановления военного суда, на которые в соответствии с настоящим законом он может принести протест;
4) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, а также по осуществлению контроля за выполнением военными судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР;
5) в случае необходимости решает вопрос о передаче дела из военного суда вида Вооруженных Сил, округа, группы войск, флота в военный Суд вида Вооруженных Сил, другого округа, группы войск, флота
(Статья в редакции, введенной в действие с 24 июля 1992 года Законом Российской Федерации от 3 июля 1992 года N 3200-1).
docs.cntd.ru
Новый закон о судах и судьях
Как ранее сообщалось, 29 января Государственная Дума приняла в первом чтении проект ФКЗ № 306985-5 «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
Ниже следует текст законопроекта, предоставленный пресс-службой палаты:
» Вносится Президентом Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О судах общей юрисдикции в Российской Федерации
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Система судов общей юрисдикции
1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
1) Верховный Суд Российской Федерации;
2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
3) районные суды, городские суды (далее — районные суды);
4) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным законом;
5) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции
Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее -Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации») и настоящим Федеральным конституционным законом.
Полномочия и порядок деятельности мировых судей, а также порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции
1. Верховный Суд Российской Федерации создается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом.
Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Общая численность судей Верховного Суда Российской Федерации и судей иных федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
Статья 4. Осуществление правосудия судами общей юрисдикции
Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Суды общей юрисдикции рассматривают:
1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
2) все уголовные дела;
3) иные дела, отнесенные к их ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
3. Территориальная подсудность, а также иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.
Статья 5. Принципы деятельности судов общей юрисдикции
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами.
3. Все равны перед судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.
4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, а равно осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.
5. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
6. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
7. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
8. Все вступившие в силу решения судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, их должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статья 6. Финансовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции
1. Финансовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Финансовое обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляет аппарат этого суда.
3. Финансовое обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
4. Финансовое обеспечение деятельности мировых судей (за исключением обеспечения оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, которое осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации) осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 7. Материально-техническое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции
1. Материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие, производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и осуществляется аппаратом Верховного Суда Российской Федерации в отношении этого суда и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации — в отношении иных федеральных судов общей юрисдикции.
2. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей производится за счет бюджетных ассигнований бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом этого субъекта Российской Федерации.
Глава 2. Верховный Суд Российской Федерации
Статья 8. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации
Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Статья 9. Компетенция Верховного Суда Российской Федерации
1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
2. Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.
3. В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.
4. Верховный Суд Российской Федерации:
изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации;
разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;
3) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и иными федеральными законами, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда
Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами.
Статья 10. Состав Верховного Суда Российской Федерации
1. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем
составе:
Пленум Верховного Суда Российской Федерации;
Президиум Верховного Суда Российской Федерации;
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации;
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
7) Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.
2. Изменения в состав Верховного Суда Российской Федерации
вносятся путем внесения изменений в настоящий Федеральный
конституционный закон.
Статья 11. Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской ФедерацииВ Верховном Суде Российской Федерации действуют общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением о них, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 12. Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации
1. При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
2. Организация и порядок деятельности Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации определяются положением о нем, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 13. Печатный орган Верховного Суда Российской Федерации
Печатным органом Верховного Суда Российской Федерации является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации».
Статья 14. Пленум Верховного Суда Российской Федерации
1. Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей и судей Верховного Суда Российской Федерации.
В заседаниях Пленума Верховного Суда Российской Федерации могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иные судьи, а также другие лица.
В случае необходимости могут проводиться совместные заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации:
дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики;
использует в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации принадлежащее Верховному Суду Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам его ведения;
утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации;
4) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, а также положение о нем;
утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора Российской Федерации либо для принятия решения о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
6) утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации либо для принятия решения о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда Российской Федерации и отчеты председателей Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации о деятельности этих коллегий;
в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации обращается с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации;
9) утверждает составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;
избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда Российской Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода;
утверждает совместным с Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением Регламент Дисциплинарного судебного присутствия;
принимает Регламент Верховного Суда Российской Федерации;
13) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Порядок работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 15. Президиум Верховного Суда Российской Федерации
В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители, председатели судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации (по должности) и судьи Верховного Суда Российской Федерации.
Члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума.
4. Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 16. Компетенция Президиума Верховного Суда Российской Федерации
1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации:
1) в соответствии с федеральными законами и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;
на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
разрешает вопросы организации работы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;
возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
рассматривает материалы по результатам изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 17. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
1. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из ее председателя и судей Верховного Суда Российской Федерации.
Члены Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей
квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации:
1) рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, дела об административных правонарушениях и уголовные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации;
рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
3. Деятельность Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации организует ее председатель, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности Коллегии и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом.
Статья 18. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации
1. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации формируются из числа судей Верховного Суда Российской Федерации в составе председателя и членов соответствующей судебной коллегии. Составы указанных коллегий утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.
Статья 19. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации
1. В судебных коллегиях Верховного Суда Российской Федерации образовываются судебные составы из числа судей, входящих в состав соответствующей коллегии.
Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации формируются Председателем Верховного Суда Российской Федерации.
3. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава соответствующей судебной коллегии неоднократно.
Статья 20. Компетенция судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации
Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации:
рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами;
рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
вправе на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
обобщают судебную практику;
5) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными
законами.
Статья 21. Председатель Верховного Суда Российской Федерации
1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
2. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации неоднократно, но не более двух раз подряд.
3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда Российской Федерации, осуществляет следующие функции:
организует работу Верховного Суда Российской Федерации;
организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
3) созывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует на его заседаниях;
представляет на утверждение Пленума Верховного Суда Российской Федерации кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также состав Научно-консультативного Совета при Верховном Суде Российской Федерации;
5) представляет на утверждение Пленума Верховного Суда Российской Федерации составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;
6) вносит предложения о включении вопросов в повестку дня заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации;
7) созывает Президиум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует на его заседаниях;
8) распределяет обязанности между своими заместителями;
9) представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации и должности судей других федеральных судов общей
юрисдикции;
10) представляет Президенту Российской Федерации для назначения в установленном порядке: кандидатуры судей Верховного Суда Российской Федерации — на должность члена Президиума Верховного Суда Российской
Федерации, кандидатуры — на должность заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также кандидатуры — на должность члена Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
11) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации судей Верховного Суда Российской Федерации, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
12) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации председателей и заместителей председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
направляет в Дисциплинарное судебное присутствие обращения о досрочном прекращении полномочий судей судов общей юрисдикции за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов общей юрисдикции о прекращении полномочий судей судов общей юрисдикции за совершение ими дисциплинарных проступков;
организует проверку сведений о поведении судей судов общей юрисдикции, не соответствующем требованиям, предъявляемым к ним Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодексом судейской этики, и умаляющем авторитет судебной власти;
назначает на должность и освобождает от должности с согласия Совета судей Российской Федерации Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
взаимодействует с Правительством Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов общей юрисдикции;
вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представление о награждении государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами судей судов общей юрисдикции;
18) руководит организацией работы Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и судебных коллегий;
19) организует работу Суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
20) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда Российской Федерации, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата;
21) представляет Верховный Суд Российской Федерации во взаимоотношениях с государственными органами и международными организациями;
22) устанавливает правила внутреннего распорядка Верховного Суда Российской Федерации и контролирует их выполнение;
23) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации
1. Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации (далее — заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации) назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
2. Одно и то же лицо может быть назначено на должность заместителя председателя Верховного Суда Российской Федерации неоднократно, но не более двух раз подряд.
3. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации, наряду с осуществлением полномочий судей Верховного Суда Российской Федерации:
1) в соответствии с распределением обязанностей организуют деятельность судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и осуществляют контроль за работой аппаратов этих коллегий;
председательствуют в судебных заседаниях судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации или поручают это судьям Верховного Суда Российской Федерации, входящим в составы соответствующих коллегий;
информируют Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности соответствующих судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;
4) организуют работу по обобщению судебной практики для представления ее результатов на рассмотрение Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации;
5) организуют работу по повышению квалификации судей Верховного Суда Российской Федерации и работников аппаратов судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, а также по прохождению стажировки в Верховном Суде Российской Федерации судьями иных судов общей юрисдикции;
6) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации его права и обязанности осуществляет один из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
В случае приостановления или прекращения полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации его полномочия по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации осуществляет другой его заместитель, а при отсутствии другого заместителя председателя — по поручению председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей Верховного Суда Российской Федерации.
Статья 23. Судьи Верховного Суда Российской Федерации
Судьи Верховного Суда Российской Федерации:
1) участвуют в пределах и порядке, установленных федеральными законами, в рассмотрении дел судебными коллегиями Верховного Суда Российской Федерации, осуществляют иные процессуальные полномочия;
2) обобщают судебную практику, знакомятся непосредственно в судах общей юрисдикции с практикой применения законодательства Российской Федерации;
3) вносят вопросы для обсуждения на заседаниях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, участвуют в подготовке проектов постановлений Пленума и по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации докладывают их на заседании Пленума Верховного Суда Российской Федерации;
осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 3. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов
Статья 24. Порядок образования и состав верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа
1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
2. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа действуют в составе:
судебной коллегии по гражданским делам;
судебной коллегии по уголовным делам.
3. В случае необходимости при реорганизации федеральным законом верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа федеральным законом может быть создано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.
Статья 25. Компетенция верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа
1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В порядке, установленном федеральным законом, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Статья 26. Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа
Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (далее — президиум суда) образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации.
2. Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
3. Президиум суда:
рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в силу решения районных судов и мировых судей и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
утверждает по представлению председателя соответствующего суда составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
3) рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
4) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;
5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Порядок работы президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа
Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз в месяц.
Заседание президиума суда считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума.
Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим на заседании президиума суда.
4. Иные вопросы порядка деятельности президиума суда регулируются регламентами верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.
Статья 28. Судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа
Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа формируются из числа судей соответствующего суда в составе председателя соответствующей судебной коллегии и членов коллегии. Составы указанных коллегий утверждаются президиумом суда.
2. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.
3. Судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривают:
1) в качестве суда первой инстанции — дела, отнесенные федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда
автономного округа;
в качестве суда апелляционной инстанции — дела по жалобам (представлениям) на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу;
дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам — в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.
Статья 29. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа
1. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя одного и того же верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа неоднократно, но не более двух раз подряд.
Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами, осуществляет следующие функции:
1) организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий;
2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;
распределяет обязанности между своими заместителями, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;
организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;
организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей;
9) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению
квалификации работников аппарата суда;
регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя заместителей — по поручению председателя суда один из судей этого суда.
Статья 30. Заместители председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа
Заместители председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Одно и то же лицо может быть назначено на должность заместителя председателя одного и того же верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа неоднократно, но не более двух раз подряд.
Заместители председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда:
1) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и аппарата суда;
2) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий суда;
3) в случае отсутствия председателей судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам осуществляют их полномочия, предусмотренные пунктами 3-5 статьи 31 настоящего Федерального конституционного закона.
4. В случае отсутствия председателя суда права и обязанности председателя суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя суда.
Статья 31. Председатели судебных коллегий верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа
Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда:
1) председательствуют на заседаниях судебной коллегии или назначают председательствующего из числа членов коллегии;
2) осуществляют руководство работой судебной коллегии;
3) образуют составы суда для рассмотрения дел на заседаниях судебной коллегии;
4) представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегии;
5) вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.
Глава 4. Районные суды
Статья 32. Создание районного суда
Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.
Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
Статья 33. Состав районного суда
1. Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
2. В случае реорганизации районного суда федеральным законом в его составе может быть создано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания районного суда.
Статья 34. Компетенция районного суда
Районный суд рассматривает все уголовные и гражданские дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов.
В случаях, установленных законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.
Районный суд вправе на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы (представления) на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.
5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Статья 35. Председатель, заместитель председателя районного суда
1. Председатель районного суда и его заместитель назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.
Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.
Председатель районного суда, наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами, осуществляет следующие функции:
1) организует работу суда;
3) распределяет обязанности между своими заместителями, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;
4) организует работу по повышению квалификации судей;
5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
4. Заместитель председателя районного суда, наряду с осуществлением полномочий судьи, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.
Статья 36. Замещение временно отсутствующего председателя районного суда или судей этого суда
1. В случае отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по поручению председателя суда один из судей этого суда.
2. В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя районного суда полномочия председателя районного суда осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей — по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.
3. В случае временного отсутствия судьи районного суда и невозможности его замены судьей этого же суда исполнение его обязанностей возлагается на судью ближайшего районного суда председателем вышестоящего суда.
Глава 5. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции Статья 37. Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции
1. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции включает в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
2. Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляет аппарат этого Суда.
3. Организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
4. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 38. Аппарат суда общей юрисдикции
Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.
Аппарат федерального суда общей юрисдикции действует под руководством председателя соответствующего суда.
3. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) определяются в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Численность работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Структура и штатное расписание аппарата Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
4. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы.
Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.
Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными служащими, а также порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины.
Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством Российской Федерации.
5. Деятельность мирового судьи обеспечивает его аппарат. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.
Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 39. Функции аппарата суда общей юрисдикции
1. Аппарат суда общей юрисдикции:
принимает и выдает документы;
удостоверяет копии судебных документов;
производит вручение документов, уведомлений и вызовов;
контролирует уплату судебных пошлин и сборов;
5) проводит организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;
6) оказывает помощь судьям в привлечении к осуществлению правосудия присяжных заседателей;
обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;
ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;
обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;
осуществляет хранение дел и документов;
обобщает данные судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;
осуществляет прием граждан.
Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции, за исключением положения об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Положение об аппарате мирового судьи утверждается в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 40. Символы государственной власти в судах общей юрисдикции
1. На зданиях федеральных судов общей юрисдикции устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации. На зданиях судов может также устанавливаться флаг субъекта Российской Федерации, а в залах судебных заседаний — помещаться флаг и изображение герба субъекта Российской Федерации.
2. При осуществлении правосудия судьи заседают в мантиях.
3. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение
Государственного герба Российской Федерации, а также могут помещаться флаг и изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.
4. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии либо имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 41. Печать и правовой статус федерального суда общей юрисдикции
1. Федеральный суд общей юрисдикции имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации.
2. Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области, суды автономных округов являются юридическими лицами.
3. Полномочия юридического лица в отношении районных судов реализуются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Статья 42. Место пребывания судов общей юрисдикции
Местом постоянного пребывания Верховного Суда Российской Федерации является столица Российской Федерации — город Москва.
Судебные заседания Верховного Суда Российской Федерации проводятся в месте его постоянного пребывания. Верховный Суд Российской Федерации может проводить заседания в других местах, если он сочтет это необходимым.
Местом постоянного пребывания верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа является административный центр соответствующего субъекта Российской Федерации.
Местом постоянного пребывания судов городов федерального значения являются город Москва и город Санкт-Петербург.
Место постоянного пребывания судов Ленинградской области и Московской области определяется председателями указанных судов с учетом мнения органов исполнительной власти Ленинградской области и Московской области.
4. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа может проводить заседания и в других населенных пунктах в пределах своей территориальной подсудности, если он сочтет это необходимым.
Местом постоянного пребывания районного суда является районный центр либо иной населенный пункт, определяемый председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа с учетом мнения органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Районный суд может проводить заседания и в других населенных пунктах в пределах своей территориальной подсудности, если он сочтет это необходимым.
Места постоянного пребывания мировых судей определяются законом соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом мнения председателя районного суда общей юрисдикции.
Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона
Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 части 1 статьи 10, статьи 17 и пункта 2 части 3 статьи 28 настоящего Федерального конституционного закона.
Пункт 3 части 1 статьи 10, статья 17 и пункт 2 части 3 статьи 28 настоящего Федерального конституционного закона в части производства в судах апелляционной инстанции по гражданским делам вступают в силу с 1 января 2012 года.
Пункт 3 части 1 статьи 10, статья 17 и пункт 2 части 3 статьи 28 настоящего Федерального конституционного закона в части производства в судах апелляционной инстанции по уголовным делам вступают в силу с 1 января 2013 года.
С 1 января 2012 года до 1 января 2013 года функции Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению уголовных дел выполняет Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.
Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона:
раздел I , главы первую — четвертую, статьи 52, 53, пункты 1, 2, 4 — 6 статьи 54, статьи 55 — 57, пункты 1 — 4, 5 (в части Президиума Верховного Суда Российской Федерации и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации), 6 и 7 статьи 58, статьи 59 — 62, 63, 64, пункты 1 — 9, 10 (в части судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации), 11 и 12 статьи 65, статьи 66, 67 (в части судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации) и 68 главы пятой раздела II , раздел III , статью 77, части первую — четвертую, часть пятую (в части судебных коллегий и отделов Верховного Суда Российской Федерации), части шестую и седьмую статьи 78 и статью 79 раздела IV Закона РСФСР от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, № 28, ст. 976);
Закон Российской Федерации от 29 мая 1992 года №2869-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О судоустройстве РСФСР“, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №27, ст. 1560);
3) Закон Российской Федерации от 3 июля 1992 года № 3200-1 «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР и Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №30, ст. 1794);
Закон Российской Федерации от 16 июля 1993 года № 5451-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О судоустройстве РСФСР“, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1313);
Федеральный закон от 28 ноября 1994 года № 50-ФЗ «О внесении изменений в статьи 27, 32 и 61 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3300);
статью 2 Федерального закона от 2 июля 2003 года № 88-ФЗ «О создании и об упразднении районных судов города Москвы и о внесении изменения в статью 21 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2702);
7) статью 2 Федерального закона от 7 мая 2009 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и в статью 66 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 19, ст. 2273).
6. Признать утратившими силу с 1 января 2013 года:
Закон РСФСР от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, № 28, ст. 976);
Федеральный закон от 4 января 1999 года № 3-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О судоустройстве РСФСР“, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 1, ст. 5).
pravo.ru