Условия службы по контракту на крайнем севере
Служба по контракту на Севере считается одной из самых сложных: суровые погодные условия, иногда полное отсутствие социальной инфраструктуры, скудный ассортимент продуктов, плохое транспортное сообщение и так далее. На работу при таких обстоятельствах сложно было бы набирать контрактников, если бы не многочисленные льготы и надбавки, которыми государство обеспечивает северян.
Какие именно преференции Правительство и МО РФ предоставляет контрактникам, проходящим северную службу, как этими преференциями воспользоваться вовремя и в полном объеме, расскажем далее в материале.
Особенности северного контракта
На службу в армию на Север военнослужащих набирают по стандартным армейским контрактам. В них не оговариваются льготы, надбавки, порядок исчисления стажа, но обязательно указывается населенный пункт, в котором контрактник будет служить.
Если указанный в контракте район входит в северные территории (Крайний Север или приравненные к нему местности), то армеец автоматически получает право на ряд дополнительных надбавок к денежному довольствию (ДД) и на льготную выслугу лет.
Расчетные коэффициенты надбавок к ДД северян для следующих местностей:
Это только короткая выборка, полный перечень территорий и коэффициентов установлен в Приложении к Постановлению Правительства РФ №1237 от 30.12.2011 года.
При коэффициенте 2, штатное ДД контрактника умножается на два.
Кроме того, за каждые 6 месяцев работы контрактнику добавляется еще по 10% к ДД. Фактически, после 5-ти лет службы на территории 1 категории армеец будет получать дополнительную северную надбавку в 100%, но не более 100% для служащих на местностях, отнесенных к первой категории, не больше 80% — ко второй, не более 50% — к третьей, не больше 30% — к четвертой.
Выплата доплат и надбавок осуществляется одновременно с уплатой ДД.
Основные требования к претендентам на северную вакансию:
- возраст от 18-ти до 45-ти лет;
- наличие образования (среднего, средне-специального, высшего);
- хорошее здоровье и физподготовка;
- отсутствие судимостей.
Если военнослужащий планирует переезд в северные районы вместе с семьей, то врачебную комиссию должны проходить все члены семьи.
О действующих вакансиях можно получить информацию в местных комиссариатах, а также на информационных сайтах по поиску работы.
Однако служба на севере — это не только плюсы. Длительное пребывание в неблагоприятных погодных условиях может негативно повлиять на здоровье служащего, после чего возникает:
- обострение хронических заболеваний;
- авитаминоз и анемия;
- сердечно-сосудистые заболевания (из-за недостатка кислорода в воздухе);
- болезни кожи и проблемы с зубами (из-за недостатка витамина Д и фтора) и так далее.
- служебное жилье;
- льготную северную выслугу лет;
- специальный продпаек и вещевое довольствие;
- участие в программе военной ипотеки;
- льготное медицинское и санаторно-курортное обслуживание;
- льготный проезд.
Это далеко не все проблемы со здоровьем, с которыми может столкнуться относительно здоровый человек при переезде в северный климат.
Кроме денежного довольствия военнослужащим, прибывшим служить на Север, в течение 3-х месяцев предоставляется служебное жилье, продуктовое и вещевое обеспечение по специальным спискам, а также право бесплатного проезда один раз в год (в два конца) самолетом или поездом.
Контрактники на Северном флоте
Северный флот практически всегда нуждается в контрактниках. В составе СФ есть подводные войска, надводные флотилии, береговые войска и морская авиация. Командование СФ базируется в Североморске. Сведения о действующих вакансиях можно запрашивать непосредственно в кадровой службе КСФ.
Договор о службе в ВМФ ничем не отличается от обычного контракта о прохождении службы в ВС РФ. Все льготы, связанные с работой в СФ, определяются на законодательном уровне, в зависимости от места службы и должности, которые указаны в контракте.
Социальное обеспечение контрактников СФ также не отличается от соцгарантий служащих других подразделений ВС, которые работают в условиях Севера. Так, служащий СФ ВМФ имеет право на:
ДД выплачивается контрактникам СФ с учетом надбавок, установленных Постановлением Правительства №1237, в зависимости от местности, где проходит служба (адрес ВЧ, адрес прописки корабля).
Если верить рекламным кампаниям, которые периодически проводят командование СФ, то заработная плата контрактников составляет от 70-ти до 120-ти тысяч рублей, однако, по отзывам самих контрактников эти сведения не всегда соответствуют действительности. Чтобы заранее иметь детальное представление об условиях будущей службы, перед подписанием контракта необходимо проконсультироваться с военным юристом.
Как считается льготный северный стаж
Нормативно-правовой акт, которым регулируется порядок определения льготной северной выслуги — Постановление Правительства РФ №941 от 22.09.1993 года. В соответствии с эти документом, в северный стаж военнослужащего входит только служба в северных условиях, на Крайнем Севере и приравненных территориях (по перечню к ПП РФ №1237). Служебные командировки на Крайний Север не включены в льготный стаж.
Льготное исчисление предполагает, что общее время службы учитывается не по фактически отработанному времени, а с учетом добавочного коэффициента. Для разных северных территорий и различных должностей действуют разные коэффициенты:
nagrazhdanke.ru
Служба в мвд на крайнем севере
запись в трудовой: служба в органах внутренних дел составляет 01год 06месяцев 21день с 1976 12 24 по 1978 07 15 служил в охотске хабаровского края при оформлении льготной по возрасту пенсии этот срок вдруг не засчитали говорят что служил и работал разные вещи ссылаясь на статью 28 173-фз о трудовых пенсиях от 17 12 2001 объясните пожалуйста правы ли работники пф и почему я теряю 1.5года получается жил и работал в никуда если можно укажите названия и номера документов на которые можно опереться с уважением сергей
Охотск Хаб.края приравнивается к району КрайнегоСевера. Вообщем по записям в трудовой книжке северного стажа хватает , чтобы уйти на пенсию в57лет и 4 месяца. Сначало документы приняли , рассмотрели и сказали,что пенсию буду получать с 5 марта 2014 года, но вдруг вызвали на прием и вернули документы, объяснив, что ПОЛТОРА ГОДА службы в органах МВД в период 1976 по 1978г не учитывается.( в милицию я пошел работать после службы в армии и уволился по собственному желанию).Еще сказали, что на пенсию пойду в 60 лет. Надеюсь, что теперь вопрос более понятен. С уважением Сергей.
20 Февраля 2014, 11:54
Убедительная просьба: ЧИТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНО
20 Февраля 2014, 18:09
Ответы юристов (23)
Отказ действительно неправомер и при его обжаловании в суде необходимо ссылаться а ч.23 ст.2 ФЗ «о соц гарантиях сотрудников ОВД. » и ст.27,30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»
Более точно можно ответить когда этот отказ будет выложен в сеть.
Есть вопрос к юристу?
В соответствии с пунктом «б» статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, общий трудовой стаж исчисляется в календарном порядке.
Вам, видимо отказали в льготной пенсии.
В соответствии с данной статьей служба включается в трудовой стаж
Статья 90. Военная служба и другая, приравненная к ней, служба, включаемая в общий трудовой стаж (в ред. Федерального закона от 27.01.95 N 10-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
Служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:
Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в ст. 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»
Служба в армии, даже если она проходила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для определения права на пенсию по ст. 14 Закона от 20.11.1990г. № 340-1 в стаж работы в РКС не учитывается (ст. 89,90 Закона от 20.11.1990г. № 340-1), поскольку может быть засчитана только в общий стаж в полуторном размере по статье 94 указанного закона, но не в специальный стаж, как следует из указанных правовых норм.
Так же есть решение конституционного суда
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 марта 2005 г. N 14-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА АМУРСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОДПУНКТА 6 ПУНКТА 1
СТАТЬИ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вот еще официальный ответ ПФ
Вопрос: Включается ли военная служба в стаж для приобретения права на пенсию в связи с работой на Крайнем Севере?
Ответ: Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере является одним из видов досрочных трудовых пенсий и устанавливается в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно указанному подпункту трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В изложенных нормах правоустанавливающими являются термины «проработали» и «работа». Из этого следует, что в 15 — 20 календарных лет для определения права на указанный вид досрочной трудовой пенсии включаются только периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Включение в данные 15 — 20 лет периодов военной службы Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ не предусмотрено.
При этом на основании ст.11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ период прохождения военной службы засчитывается в страховой стаж.
Отметим, что до 1 января 2002 г. пенсия в связи с работой на Крайнем Севере назначалась в соответствии со ст.14 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Положения этой статьи также не предусматривали возможность включения периодов военной службы в 15 — 20 календарных лет, необходимых для определения права на данную пенсию.
А.Н.Пудов
Пенсионный фонд РФ
С.А.Чирков
Пенсионный фонд РФ
16.06.2003
Наш чиновник способен читать очень ограниченно, а понимать еще меньше.
Но и практика суда, прямо скажем, неоднозначна.
Так что вам есть смысл все же предоставить решение ПФР, которым вам определили размер пенсии, и оно может быть предметом разбирательства.
Вам нужно получить письменный отказ из УПФР в назначении льготной пенсии.
Действительно имеется разъяснение чиновников из ПФР, в котором они утверждают, что служба в МВД в районах крайнего севера не может быть основанием для начисления льготной трудовой пенсии ;«В изложенных нормах правоустанавливающими являются термины»проработали» и «работа». Из этого следует, что в 15 — 20 календарных лет для определения права на указанный вид досрочной трудовой пенсии включаются только периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Включение в данные 15 — 20 лет периодов военной службы Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ не предусмотрено.
При этом на основании ст.11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ период прохождения военной службы засчитывается в страховой стаж.»
Но этой позиции противоречит решение Военной Коллегии Верховного суда РФ от 10 января 2001 г. N ВКПИ 00-86, которая говорит, что при наличии оснований для пенсионного обеспечения по Закону РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» имеет право выбора пенсии, при назначения которой периоды его военной службы в районах Крайнего Севера будут включены в трудовой стаж в льготном, полуторном размере.
Обратитесь с письмом в прокуратуру. Они тоже пусть разъяснят по данному вопросу. Если права нарушены они могут принять весомое участие в судебном деле.
По всей видимости Вам придется обращаться в суд с иском к УПФР об обязании включения в стаж льготной пенсии срока службы в МВД на крайнем севере. При написании иска можно воспользоваться приведенным решением ВС РФ.
Привожу решение Верховного Суда РФ:
Извените, но документ не открывается.
20 Февраля 2014, 12:24
Здравствуйте, Сергей! К сожалению даже Конституционный Суд РФ подтвердил законность норм, которые не предусматривают включение периодов службы в районах Крайнего Севера в стаж работы в указанных районах. При этом суд указал на то, что при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (из последних, определение КС РФ от 24.09.2012 № 1505-О). То есть, у ПФ есть основания для отказа (даже если они кажутся несправедливыми).
Действительно служба и
работа — это разные вещи.
В соответствии с подп.6)
п.1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается
ранее достижения пенсионного возраста (60 лет), следующим гражданам:
6) мужчинам по достижении
возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали
не менее 15 календарных лет в районах
Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним
местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Речь идет о зачете в стаж
работы только страхового стажа.
В соответствии со ст. 10 Федерального
закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды
работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской
Федерации гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды уплачивались
страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в соответствии со ст. 11
этого же закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной
деятельности, которые предусмотрены статьей 10, засчитываются:
1) период прохождения военной
службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом
Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной
службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семей» при условии, если им предшествовали и (или) за
ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их
продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.
Из вопроса не видно службе в ОВД
предшествовала работа по трудовому договору? После увольнения из ОВД когда вы
продолжили свою трудовую деятельность? Возможно поэтому в страховой стаж не
был включен этот период службы.
И как вариант, если вы получаете
пенсию по выслуге лет, то в соответствии со ст.12 Федерального закона от 17
декабря 2001 г. N 173-ФЗ при исчислении страхового стажа,
требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по
старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по
инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не
включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности,
либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении
размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
Сергей, отказ в льготной пенсии правомерен, так как стажа в количестве 01 год 06 месяцев 21 день, недостаточно. Его не «выкидывают». Он будет учитываться при подсчете общего календарного трудового стажа. Но на льготную пенсию, к сожалению, Вы рассчитывать не можете.
Уточнение клиента
Наталья, спасибо за ответ, но прочитайте внимательно вопрос, общего северного стажа у меня больше восьми лет.Хотелось бы получить более конкретный ответ. С Уважением Сергей.
20 Февраля 2014, 12:21
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” право на трудовую пенсию по старости при наличии не менее 5 лет страхового стажа имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины при достижении возраста 55 лет. Но при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера (п. 6 ст. 28) учитываются дополнительные условия: наличие не менее 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин) страхового стажа и не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера.
В страховой стаж для определения права на трудовую пенсию включаются все периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также некоторые иные периоды. В частности, к иным периодам относится период прохождения военной и другой приравненной к ней службы.
Я думаю отказ правомерен, так как службе в милиции не предшествовала трудовая деятельность по трудовому договору и поэтому он не подлежит включению в страховой стаж, учитываемый при назначении трудовой пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста
Вы имеете право на льготную пенсию по достижению возраста 55 лет при условии, что проработали не менее 15 календарных лет в районах
Крайнего Севера и имеете страховой стаж не менее 25 лет. Служба в ОВД в вашем случае в страховой стаж не засчитывается
Спасибо за ответы, прошу ВАС прочитайте внимательно вопрос и дополнение к нему.С уважением Сергей. 8лет и 6 месяцев Крайнего Севера дает льготу уйти на пенсию в 57лет и 4 месяца.
20 Февраля 2014, 14:42
С этого надо было начинать. Вы не выработали полный стаж работы на крайнем севере. Поэтому у вас северный стаж должен быть не менее половины
установленного, т.е 7 с половиной календарных лет в РКС. В этом случае трудовая
пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на
четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Но период службы в ОВД все равно не засчитывается.
Выходит ПОЛТОРА года службы в ОВД на Крайнем Севере РОДИНА предлагает мне ЗАБЫТЬ. И ПРОСТИТЬ.
20 Февраля 2014, 18:01
абз. 3 подп.6) п.1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Следовательно при вашем стаже работы 8л.6м. возраст выхода на пенсию уменьшится на 2 года 8 мес. возраст 57,4.
В восемь с половиной лет северного стажа входят полтора года службы в овд, эти полтара года сотрудники ПФ не учитывают. Остаются 7лет, а надо 7,5 . или ехать в Магадан пол года работать или предоставить в ПФ какие-то документы или судиться. Четкого ответа пока не вижу. Возможно я что-то не понимаю. Как мне вернуть в севеный стаж эти полтора года? С уважением Сергей
20 Февраля 2014, 17:52
Сергей, а мне кажется из другого необходимо исходить:
Постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (ред. от 21.11.2011, с изм. от 30.12.2012) «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» в п.64 гласит:
Время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с тяжелыми климатическими условиями и в особых условиях — соответственно один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа в соответствии с перечнями специальностей и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Следовательно на это и необходимо ссылаться при обращении в суд. Готов оказать помощь в составлении документов в суд для обжалования отказа.
Владимир Иванович! Добрый день. Сегодня опять был в ПФ : просто так они не сдаются. Говоря, что все суды я проиграю. Даже слушать не хотят о каких-то других законах, кроме 173ФЗ ст 28. Все. Мне тоже не хочется приносить в жертву 1,5 года КС. Как только ПФ даст мне писменный отказ( инспектора ПФ сказали сегодня, что на это у них может уйти до трех месяцев) сразу-же буду подавать в суд. Начисляться пенсия должна была с 5 марта 2014года. С уважением Сергей
21 Февраля 2014, 14:36
Постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 — сомнительно, что этот нормативный документ перебьет Закон о трудовых пенсиях.
1. Закон о трудовых пенсиях является узко специальным НПА и это ЗАКОН.
2. В постановлении говорится о зачете службы в ОВД в общий стаж работы. А этот факт ни кто и не оспаривал. При назначении пенсии по достижении 60 лет этот период службы будет засчитан. В вопросе речь идет о специальном стаже, дающем право на льготную пенсию. По закону о трудовых пенсиях в этот стаж работы служба в ОВД включается только при определенных условиях. О которых выше уже писалось.
Привожу текст документа, который у Вас не открылся:
Решение Верховного Суда РФ от 10 января 2001 г. N ВКПИ 00-86
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
в составе: председательствующего — судьи Верховного Суда Российской Федерации — генерал-майора юстиции Хомчика В.В.
при секретаре — старшем лейтенанте юстиции Безнасюке
А.С., с участием прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника
юстиции Тумбасова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело по жалобе гражданина Гуминского Юрия Владимировича о признании незаконным
абзаца 5 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской
Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части установления срока, с которого
служба на территории Республики Коми засчитывается в выслугу лет на льготных
условиях,
установила:
Заявитель Гуминский Ю.В. обратился в Верховный Суд РФ
с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что Закон РФ «О
государственных пенсиях в Российской Федерации» и Закон РФ «О
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установили для
указанных районов исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж в
льготном, полуторном размере, без установления срока, с которого такой зачет
производится. Вместе с тем, указывает Гуминский, в абзаце 5 раздела 2
Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября
1993 года N 941 определено, что Республика Коми отнесена к отдаленной
местности, в которой служба засчитывается в выслугу лет на льготных основаниях
с 1 января 1988 года.
По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит
закону и нарушает его права, поскольку на ее основании выслуга лет для
назначения пенсии после увольнения с военной службы засчитана ему на льготных
условиях с 1988 по 1993 год, а не с момента начала его службы на территории
республики Коми, то есть с 1983 года.
Заявитель Гуминский Ю.В. в судебное заседание не
явился, но не возражал против рассмотрения дела без его участия.
Представитель Председателя Правительства Российской
Федерации и Главнокомандующего Внутренними войсками Министерства внутренних дел
Российской Федерации Горностаев А.В. с жалобой заявителя не согласился и просил
об оставлении ее без удовлетворения, пояснив при этом, что Закон Российской
Федерации «О государственной пенсиях в Российской Федерации» N 340-1
от 20 ноября 1990 года регулирует общий порядок пенсионного обеспечения граждан
и на военнослужащих не распространяется. На военнослужащих также не
распространяется и Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях
и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных у ним местностях» N 4520-1 от 19 февраля 1993 года.
Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом, каковым
является Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» N 4468-1 от 12
февраля 1993 года. Оспариваемое постановление Правительства Российской
Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года издано в соответствии с указанным
Законом N 4468-1 от 12 февраля 1993 года и не противоречит действующему
законодательству Российской Федерации. Пенсионное обеспечение военнослужащих
существенно отличается от пенсионного обеспечения иных граждан как порядком и
условиями его выплаты, так и его размерами.
Выслушав объяснения представителя Председателя
Правительства Российской Федерации и Главнокомандующего Внутренними войсками
Министерства внутренних дел Российской Федерации Горностаева А.В., исследовав
материалы дела и заслушав заключение прокурора отдела Главной военной
прокуратуры полковника юстиции Тумбасова А.А., полагавшего необходимым отказать
заявителю в удовлетворении жалобы, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит
жалобу Гуминского Ю.В. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Единая система республиканских государственных пенсий
в Российской Федерации установлена Законами РФ «О государственных пенсиях
в Российской Федерации» N 340-1 от 20 ноября 1990 года и «О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семей» N 4468 от 12 февраля 1993 года.
Пенсии, назначенные в соответствии Законом РФ «О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семей» являются одним из видов государственных пенсий.
Вместе с тем, как правильно отмечает заявитель,
правила (условия, нормы, льготные основания начисления, порядок назначения и
выплаты), установленные для трудовых и социальных пенсий имеют существенные
различия от правил, установленных для пенсий, назначаемых лицам, уволенным с
военной службы.
В частности, статья 88 Закона РФ «О
государственных пенсиях в Российской Федерации», устанавливает, что пенсии
назначаются с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности
трудовой и иной общественно полезной деятельности либо специального трудового
стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности
(службы).
В соответствии со ст.14 этого Закона назначается
пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера (специальным трудовым
стажем), перечень этих местностей утверждается Правительством Российской
Федерации, а при подсчете трудового стажа, согласно ст.94 того же Закона и
ст.28 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях» N 4520-1 от 19 февраля 1993 года, периоды работы в этих
районах исчисляются в льготном, полуторном размере.
Согласно действующему в настоящее время Перечню
районов Крайнего Севера от 3 января 1983 года, Республика Коми (за исключением
некоторых ее районов) отнесена к районам Крайнего Севера.
В свою очередь, для назначения пенсии в соответствии с
Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,
службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей» статья 18 указанного закона определяет понятие
выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней
службы.
Установление порядка исчисления выслуги лет для
назначения пенсии (в том числе время прохождения службы в особых условиях и
время начала льготного исчисления) лицам, проходившим военную службу, в
соответствии частями 2 и 3 указанной статьи, входит в исключительную
компетенцию Правительства РФ.
Правовым основанием установления порядка исчисления
выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, в том числе на льготных условиях,
явилось Постановление Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года, а также
Приложения к нему N 1 и N 2.
Как видно из Приложения N 1, в Перечень местностей РФ,
в которых служба военнослужащих засчитывается на льготных условиях в выслугу
лет для назначения пенсии, включена Республика Коми.
При этом, служба в Республике Коми в местностях
севернее Полярного круга согласно абзаца 6 раздела 1 Перечня: для
военнослужащих и лиц рядового состава органов внутренних дел (кроме милиции) — с 25 июня 1949 года, а для личного состава милиции — с 1 января 1970 года,
засчитывается на льготных условиях — один месяц службы за два месяца, а в
других местностях Республики Коми согласно обжалуемого заявителем абзаца 5
раздела 2 Перечня с 1 января 1988 года — один месяц службы за полтора месяца.
Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных
актов позволяет прийти к выводу, что установление срока, с которого служба на
территории Республики Коми засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, не
нарушает прав заявителя на пенсионное обеспечение.
Правительство Российской Федерации, принимая нормативный
акт, регулирующий порядок исчисления времени прохождения службы в особых
условиях и времени начала льготного исчисления выслуги лет для назначения
пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции,
установленной Законом.
Вопреки утверждению заявителя, оспариваемая норма не
противоречит Законам РФ «О государственных пенсиях в Российской
Федерации» и «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях», так как определяет порядок исчисления выслуги лет на льготных
условиях для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок
исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное
обеспечение на общих основаниях.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя,
Военная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что в соответствии
со ст.7 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную
службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их семей» и ст.5 Закона РФ «О
государственных пенсиях в Российской Федерации», лица, имеющие право на
различные государственные пенсии, обладают правом выбора пенсии.
Согласно части 3 статьи 2 Закона РФ «О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» на
условиях и по нормам, установленным Законом РФ «О государственных пенсиях
в Российской Федерации» могут назначаться пенсии проживающим в Российской
Федерации лицам, проходившим военную службу, по их желанию.
Таким образом, заявитель при наличии оснований
для пенсионного обеспечения по Закону РФ «О государственных пенсиях в
Российской Федерации» имеет право выбора пенсии, при назначения которой
периоды его военной службы в районах Крайнего Севера будут включены в трудовой
стаж в льготном, полуторном размере.
На основании изложенного и руководствуясь
ст.ст.191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда РФ, решила:
Гуминскому Юрию Владимировичу в удовлетворении жалобы
о признании незаконным абзаца 5 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в части
установления срока, с которого служба на территории Республики Коми
засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судья Верховного Суда
Российской Федерации В.Хомчик
сразу-же буду подавать в суд. Начисляться пенсия должна была с 5 марта 2014года
Совершенно правильные действия, то, что они говорят это другой вопрос, все гос органы утверждают что все суды будут проиграны.
Можно сказать и так этот вопрос уже давно требует нормативного разрешения в прошлом году была попытка депутатов рассмотреть данную правовую коллизию — пробел однако воз и ныне там с чем это связано скорее всего как всегда — жалко денег чиновником на свой народ —
В апреле 2013 г в Думу внесен законопроект о суммировании северного военного и гражданского стажей Группа депутатов Госдумы от Справедливой России (И. Грачев, О. Дмитриева, Н. Петухова, Д. Ушаков и А. Крутов) внесла законопроект об учете в трудовом стаже для получения права на северную пенсию за выслугу лет периодов военной и приравненной к ней службы в северных регионах страны
«Целью законопроекта является необходимость убрать «законодательную дыру» и устранить несправедливость по отношению к тем, кто многие годы служит и работает на Севере, а заслуженного северного стажа не имеет, — говорит депутат Государственной думы Оксана Дмитриева. – Он касается тех граждан, которые состояли на военной службе, но не выработали полный стаж для получения военной пенсии – 12,5 лет – и продолжили работать на Севере, но уже на гражданской службе. При исчислении северного стажа, который дает право на более высокую пенсию, а также на более ранний выход на пенсию, гражданам не суммируется стаж, когда они были на военной службе, со стажем работы на Севере на гражданской службе. В итоге, человек может проработать на Севере в целом и 20 лет, но права на северную пенсию не иметь. В итоге люди не могут выйти на досрочную пенсию и не имеют права на повышенный коэффициент по учету заработка, который предусмотрен для северян. Наш законопроект эту несправедливость устраняет».
к проекту
Федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части учета
военной службыв районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностяхпри досрочном назначении страховой
пенсии»
В
соответствии с законодательством
Российской Федерации период прохождения
военной службы, а также другой приравненной
к ней службы, предусмотренной Законом
Российской Федерации от 12.02.1993 г. №
4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органов по
контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей» засчитывается в
страховой стаж наравне с периодами
работы и (или) иной деятельности (подпункт
1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона
от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации») в случае отказа
от военной пенсии за выслугу лет.
В
то же время, согласно Закону «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» (абзац
2 пункта 1 статьи 12) при исчислении стажа,
требуемого для приобретения права на
страховую часть трудовой пенсии по
старости гражданами, получающими пенсию
за выслугу лет в соответствии в Законом
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах
внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органов по
контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей», периоды службы в
страховой стаж не включаются.
Однако
служба может проходить в разных регионах
страны, в том числе в районах Крайнего
Севера и приравненных к нему местностях.
При этом, согласно действующему
законодательству, период службы, дающий
право на пенсию за выслугу лет, составляет
не менее 12 лет 6 месяцев, независимо от
места службы и его климатических условий.
Если
период службы не достигает 12 лет 6
месяцев, то указанный период включается
в общий трудовой стаж при расчете
страховой части трудовой пенсии по
старости. Служба в районах Крайнего
Севера и приравненных к нему местностях
также учитывается в общем трудовом
стаже, но не суммируется со специальным
стажем, дающим право на досрочное
назначение пенсий гражданам, проработавшим
в северных регионах.
Другими
словами, можно проработать не менее 15
календарных лет в районах Крайнего
Севера, из них, например, 10 лет прослужить
в Вооруженных Силах (не дающих права на
военную пенсию за выслугу лет), и 5 лет
проработать на месте работы, не относящемся
к военной и приравненной к ней службе.
При общем страховом стаже соответственно
не менее 25 и 20 лет сохраняется право на
назначение трудовой пенсии по старости
мужчинам при достижении 55 лет, женщинам
– при достижении 50 лет (подпункт 6 пункта
1 статьи 28 Закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации»). Однако в данном
примере такое право отсутствует, так
как из 15 лет работы на Крайнем Севере
10 лет службы в специальный (северный)
стаж не включается.
Указанное
ограничение является необоснованным.
Во-первых,
потому что военная служба (служба в
органах внутренних дел и т.п.), так же
как и любая другая работа в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним
территориях, требует дополнительных
затрат сил и энергии. Именно поэтому
периоды работы, необходимые для получения
права на назначение пенсии, в северных
регионах сокращаются. Военная служба
– это тоже работа, нередко требующая
более существенных затрат энергии,
особенно в условиях Севера. В связи с
этим, пенсия для данной категории
служащих предоставляется за выслугу
лет (то есть при достижении возраста
меньшего, чем это требуется для
приобретения права на обычную трудовую
пенсию по старости).
Во-вторых,
при назначении гражданину трудовой
пенсии по старости в случае его выезда
за пределы районов Крайнего Севера и
приравненных к ним территорий на новое
место жительства фиксированный базовый
размер страховой части трудовой пенсии
устанавливается без учета районных
коэффициентов. За военными пенсионерами
при выезде из северных районов размер
пенсии с учетом районных коэффициентов
сохраняется.
Таким
образом, бывший военнослужащий (сотрудник
органов внутренних дел и т.п.), прослуживший
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, не достигший специального
стажа, дающего право на досрочное
назначение пенсий, не имеет никаких
пенсионных льгот – ни тех, которые
приобретают военнослужащие, в том числе
дополнительно за службу в северных
регионах, ни тех, которые имеют граждане
за работу в этих регионах, в том числе,
права на более ранний выход на пенсию.
Учитывая
указанные обстоятельства, предлагается
внести в Федеральный закон от 17.12.2001 г.
№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» и Федеральный закон от
04.06.2011 г. № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного
обеспечения для отдельных категорий
граждан» соответствующие изменения и
дополнения, предоставляющие возможность
учитывать периоды службы в Вооруженных
Силах, в органах внутренних дел, в системе
Государственной противопожарной службы,
в органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы в
районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, не дающие право на
пенсию за выслугу лет, при определении
общего трудового стажа при назначении
досрочной трудовой пенсии.
ССЫЛКА НА САЙТ ДЕПУТАТА —
Сергей — попробуйте выйти на сайт депутата О. Дмитриевой ссылка есть в ответе она поднимает этот вопрос в государственной думе… если депутаты приймут поправку по ее закону то на зачет в северный стаж вашей службы в мвд можно надеяться…
Не считаю возможным закрыть
Ищете ответ?
Спросить юриста проще!
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.
m.pravoved.ru