Транспортный налог Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Базарова А.С.,

Текст научной работы на тему «Транспортный налог»

А.С. БАЗАРОВА, консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Транспортный налог ст. 14 Налогового кодекса РФ отнесен к числу региональных налогов, т. е. транспортный налог устанавливается и вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

При установлении региональных налогов должны быть определены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Ставки, установленные главой 28 «Транспортный налог» НК РФ, законами субъектов РФ, могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз. Также допускается установление дифференцированных налоговых ставок.

Помимо этого к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ отнесено установление порядка и сроков уплаты налога, формы отчетности, а также налоговых льгот, основания и порядка их применения.

Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, на основании ст. 357 НК РФ признаются налогоплательщиками транспортного налога, которыми могут быть как физические, так и юридические лица независимо от того, используют ли они транспортное средство сами или передали другому лицу на основании доверенности.

Государственная регистрация автомототранс-портных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России утверждены приказом МВД России от 27.01.2003 № 59 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее — Правила № 59). Пунктом 12 Правил № 59 установлено, что транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете, договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство.

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом России 16.01.1995. Пунктом 2.1 Правил № 59 установлено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными в документе, подтверждающем право собственности, в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Таким образом, в отношении наземных транспортных средств налогоплательщиками транспортного налога будут являться владельцы транспортных средств.

У организаций нередко возникают вопросы о том, кто должен платить транспортный налог в отношении транспортных средств, переданных по договору лизинга.

«Лизинговый» транспорт по соглашению сторон договора может быть зарегистрирован либо на лизингодателя, либо на лизингополучателя, либо одновременно на обе стороны договора. В первом варианте регистрация будет осуществляться на общих условиях и на постоянной основе. В двух других вариантах у получателя транспортного средства будет временная регистрация в местной ГИБДД, срок которой ограничен сроками действия договора лизинга (сублизинга).

Пункт 52 Правил № 59 посвящен регистрации транспортных средств, приобретенных в собственность физическим или юридическим лицом и переданных им на основании договора лизинга или договора сублизинга физическому или юридическому лицу во временное владение и (или) пользование.

Регистрация транспортных средств за лизингодателем производится регистрационным подразделением по месту нахождения лизингодателя на общих основаниях.

Если договором лизинга или сублизинга предусмотрена регистрация транспортного средства за лизингополучателем, то транспортные средства временно регистрируются в регистрационном подразделении за лизингополучателем на срок действия договора по месту нахождения лизингополучателя или его филиала (представительства). Основанием

для регистрации являются договор лизинга или сублизинга и паспорт транспортного средства.

Если договором лизинга не предусмотрен переход права собственности к лизингополучателю, транспортные средства снимаются с учета и могут быть зарегистрированы за лизингополучателем только на основании документов, удостоверяющих право собственности лизингополучателя на такие транспортные средства, а также паспортов транспортных средств, в том числе выданных таможенными органами.

В случае расторжения договора лизинга и изъятия лизингодателем временно зарегистрированных за лизингополучателем транспортных средств на основании письменного заявления лизингодателя, транспортные средства снимаются с регистрационного учета.

В ст. 358 НК РФ приводится перечень транспортных средств, которые являются объектом налогообложения транспортным налогом. Фактически в этот перечень вошли транспортные средства, по которым уплачивается налог с владельцев транспортных средств и налог на имущество физических лиц. По видам транспорта можно выделить три группы объектов налогообложения:

— водные транспортные средства;

— воздушные транспортные средства.

Все перечисленные транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.

Не являются объектами налогообложения в отношении всех видов транспортных средств, а соответственно, и в отношении автотранспортных средств:

1. Транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

2. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым органами МВД России, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

Объектом налогообложения по автотранспортным средствам являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу

В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения транспортным налогом не вошли:

— железнодорожные и трамвайные локомотивы;

— рельсовый подвижной состав;

— прицепы, полуприцепы и другие несамоходные

Не являются объектами налогообложения в отношении наземных транспортных средств:

1. Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.

Для непризнания легкового автомобиля объектом налогообложения по транспортному налогу налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы, подтверждающие получение либо приобретение указанного автомобиля через органы социальной защиты населения.

Порядок продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобилей «Запорожец» или мотоколяски и их реализации разъяснен письмом Министерства социальной защиты населения РФ № 1-707-18 и Министерства финансов РФ от 23.03.1993 № 28.

2. Сельскохозяйственные товаропроизводители не платят транспортный налог со следующих транспортных средств, зарегистрированных на них и используемых при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции:

— самоходные комбайны всех марок;

— специальные автомобили (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Однако данную льготу могут применять не все сельскохозяйственные товаропроизводители, а лишь те организации, у которых выручка от продажи сельскохозяйственной продукции составляет более 50 % от общего дохода, у рыболовецких предприятий — более 70 %. Такой вывод следует из ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Если налогоплательщики осуществляют наряду с производством сельскохозяйственной продукции иные виды деятельности, то они обязаны обеспечить раздельный учет выручки от производства сельскохозяйственной продукции, а также сель-

скохозяйственной (рыбной) продукции и вылова биоресурсов, транспортных средств, связанных с производством данной продукции.

Для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя налогоплательщик должен представить в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции, выделив при этом произведенную сельскохозяйственную продукцию.

Так как налоговый период по транспортному налогу — год, то и стоимость сельхозпродукции следует рассчитывать по итогам года.

Налоговая база по транспортным средствам, имеющим двигатели, согласно ст. 359 НК РФ определяется как мощность двигателя транспортного средства, выраженная во внесистемных единицах мощности — в лошадиных силах. Данные о мощности двигателя содержатся в технической документации на транспортное средство, а также указываются в регистрационных документах. Если в документации на транспортное средство мощность двигателя указана в киловаттах, то производится перерасчет во внесистемные единицы мощности. Для этого мощность двигателя, выраженную в киловаттах, умножают на множитель 1,35962. Этот множитель представляет собой переводной коэффициент: 1 кВт =1,35962 л. с. Полученный результат следует округлить с точностью до второго знака после запятой.

В некоторых случаях сведения, предоставленные государственными органами, осуществившими регистрацию транспортных средств, расходятся

с данными, которые содержатся в технической документации на транспортное средство. В этом случае при определении мощности двигателя принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство.

По общему правилу налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Статьей 360 НК РФ установлено, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II и III кварталы. В п. 3 ст. 360 НК РФ указано, что при установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды. Пунктом 6 ст. 363 НК РФ законодательным (представительным) органам субъектов РФ дано право при установлении налога предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Налоговые ставки установлены статьей 361 НК РФ в рублях в зависимости от категории транспортного средства (вида транспортного средства), мощности двигателя на одну лошадиную силу (л. с./кВт), один килограмм силы тяги реактивного двигателя, валовой вместимости на одну регистрационную тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Ставки транспортного налога в отношении наземных транспортных средств приведены в таблице.

Ставки транспортного налога

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка, руб.

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 7

— свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 10

— свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 15

— свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 30

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно 2

— свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 4

— свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт) 10

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно 10

— свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) 20

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 5

— свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 8

— свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 13

— свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 17

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно — свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт) 5 10

В законах субъектов РФ может быть предусмотрена уплата транспортного налога по ставкам, установленным в НК РФ, при этом допускается уменьшение (увеличение) ставок налога, но не более чем в 5 раз.

Минимальные и максимальные предельные налоговые ставки приведены в п. 26 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177. Таким образом, если ставки налога увеличены (уменьшены) более чем в 5 раз по сравнению с базовыми ставками, то налогоплательщик должен платить налог по ставке, установленной НК РФ.

Налоговые ставки могут быть введены на территории региона дифференцированно, т. е. в отношении отдельных категорий транспортных средств может быть принято решение увеличить или, наоборот, уменьшить величину налоговой ставки. В НК РФ не оговорено, чем должен при этом руководствоваться региональный законодатель.

Кроме того, налоговые ставки могут быть установлены с учетом срока полезного использования транспортных средств как в отношении всех, так и в отношении отдельных категорий транспортных средств.

Транспортный налог в соответствии со ст. 362 НК РФ исчисляется отдельно по каждому автотранспортному средству, признающемуся объектом налогообложения в соответствующем налоговом периоде как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. В свою очередь, суммы авансовых платежей исчисляются по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Пунктом 1 ст. 363 НК РФ установлено, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.

Если транспортное средство находится не по основному месту регистрации налогоплательщика (например, если организация имеет транспортные средства в своем обособленном подразделении), то налогоплательщик должен зарегистрироваться в налоговом органе по месту нахождения транспортного средства. Согласно ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Нередко налогоплательщики осуществляют регистрацию транспортных средств по месту своего нахождения, но в связи с производственной необходимостью данные транспортные средства направляются для работы в другие города, где осуществляется их постановка на временный учет. В связи с этим возникает вопрос, необходимо ли уплачивать транспортный налог по месту временной регистрации транспортных средств.

Ответ на данный вопрос содержится в письме Минфина России от 16.07.2004 № БГ-03-05-11/103. В письме, в частности, говорится о том, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно и представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в установленный срок. Этот же налоговый орган осуществляет контроль за уплатой в бюджет транспортного налога и ведет карточку лицевого счета.

В связи с этим Методическими рекомендациями установлено, что в том случае, если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация, и получен соответствующий документ, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, уплата налога по месту их временного нахождения не производится. Таким образом, организация не должна представлять налоговую декларацию и производить уплату транспортного налога в налоговом органе по месту временной регистрации транспортных средств.

Также п. 1 ст. 363 НК РФ установлено, что уплата налога производится в порядке и в сроки, установленные законами субъектов РФ. При этом срок уплаты для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ, т. е. не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом — срока подачи налоговой декларации.

Налогоплательщики-организации по окончании налогового периода согласно ст. 363.1 НК РФ должны представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию. Налоговая декларация должна быть представлена не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, уплачивающие авансовые платежи по транспортному налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств и налоговый расчет по авансовым платежам.

Налоговая декларация по транспортному налогу (в том числе электронная версия) для юридических лиц и порядок ее заполнения утверждаются Минфином России в соответствии со ст. 80 НК РФ. Действующая в настоящее время форма налоговой декларации по транспортному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 13.04.2006 № 65н.

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 29.06.2004).

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 03.06.2006).

3. О государственной регистрации автомототран-спортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938.

4. О порядке регистрации транспортных средств: приказ МВД России от 27.01.2003 № 59.

5. О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ.

Более подробно с особенностями учета транспортного налога в автомобилестроении можно ознакомиться в книге ЗАО «Б^-Интерком-Аудит» «Автомобиль от производства до списания».

Транспортный налог: правовые коллизии Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Берестовой Алексей Александрович

В статье исследуются актуальные вопросы оптимизации транспортного налога . Выводы автора могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Берестовой Алексей Александрович,

THE TRANSPORT TAX: LEGAL COLLISIONS

In article pressing questions of optimization of the transport tax are investigated. Conclusions of the author can be used in правотворческой and правоприменительной activity.

Текст научной работы на тему «Транспортный налог: правовые коллизии»

10.7. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ

Берестовой Алексей Александрович, аспирант кафедры финансового и административного права. Место учебы: Ростовский государственный университет (РИНХ). E-mail: berestovoj@mail.ru

Аннотация: В статье исследуются актуальные вопросы оптимизации транспортного налога. Выводы автора могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: транспортный налог, регистрация транспортных средств, исполнение налоговой обязанности, налогоплательщик.

THE TRANSPORT TAX: LEGAL COLLISIONS

Berestovoj Alexey Aleksandrovich, postgraduate student at financial and administrative law chair. Place of study: Rostov State Economic University (RINH). E-mail: beresto-voj@mail.ru

Annotation: In article pressing questions of optimization of the transport tax are investigated. Conclusions of the author can be used in правотворческой and правоприменительной activity.

Keywords: the transport tax, registration of vehicles, execution of a tax duty, the tax bearer.

В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация наземных транспортных средств осуществляется согласно положениям:

1. Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности движения» в ред. 01.07.2011.

2. Постановления Правительства РФ от 12 августа

1994 г. № 938 «О государственной регистрации авто-мототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» с изм. и доп.

3. Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации: утв. Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» с изм. и доп.

4. Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора): утв. Минсельхозпродом РФ от 16 января 1995 г.

В соответствии с федеральным законом от 10 декабря

1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности движения» обязательным условием допуска транспортного средства к участию в дорожном движении на территории РФ является государственная регистрация транспортного средства и выдача соответствующих документов1.

Действующими нормами предусмотрена государственная регистрация автомототранспортных средств,

1 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности движения» в ред. ФЗ от 21 апреля 2011 № 69-ФЗ // Российская газета от 26 декабря 1995 г. № 245; Российская газета от 25 апреля 2011 г.

самоходных строительно-дорожных и иных машин, прицепов к ним, если:

— рабочий объем двигателя внутреннего сгорания превышает 50 куб. см;

— максимальная мощность электродвигателя более 4 кВт.

Собственники транспортных средств (физические или юридические лица) либо лица, владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся транспортными средствами на законных основаниях, обязаны зарегистрировать транспортные средства в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Обязанность регистрировать транспортные средства не распространяется на юридические лица, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю транспортными средствами.

Судебная практика признает незаконным взыскание транспортного налога с лиц, осуществляющих торговлю транспортными средствами в порядке, определенном российским законодательством, поскольку на них не возлагается обязанность регистрировать транспортные средства, предназначенные для продажи2.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация транспортных средств относится к компетенции:

— подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, прицепов к ним, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час и предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования);

— органов государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (осуществляют государственную регистрацию тракторов, машин, прицепов к ним, которые имеют максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования);

— военных автомобильных инспекций федеральных органов исполнительной власти (регистрируют транспортные средства воинских формирований).

Факт регистрации транспортного средства подтверждается выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков.

Начиная с 1993 г. наличие паспорта транспортного средства является обязательным условием для регистрации уполномоченным органом транспортного средства и, следовательно, для допуска его к участию в дорожном движении.

Паспорт должны иметь транспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, прицепов к ним, шасси транспортных средств.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1993 г. выдачу паспортов транспортных средств осуществляют:

2 См., например: Определение ВАС РФ от 09.11.2010 N ВАС-

14801/10 по делу N А73-6263/2009// СПС «КонсультантПлюс».

— организации-изготовители транспортных средств и шасси с электродвигателем;

— подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.

Паспорт транспортного средства содержит множество сведений, в частности, характеристику транспортного средства, определяемую его конструктивными особенностями и назначением; а также категорию транспортного средства. Именно от принадлежности к той или иной категории транспортного средства зависит выбор налоговой ставки и сумма налога.

Действующим законодательством предусмотрены пять категорий транспортных средств:

«А» (мотоциклы, мотороллеры и другие мототранс-портные средства);

«В» (автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8);

«С» (автомобили, не предназначенные для перевозки пассажиров, имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг);

«О» (автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров, имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя);

«Е» прицеп (транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством)3.

Классификация транспортных средств, в общем, повторяет международную классификацию, содержащуюся в Венской конвенции о дорожном движении4.

Существенное значение для исчисления транспортного налога также имеет содержащаяся в паспорте транспортного средства информация о мощности двигателя транспортного средства.

Ст. 361 НК РФ установлены налоговые ставки в зависимости от типа транспортного средства и мощности его двигателя.

На практике достаточно часто возникает вопрос: является ли объектом налогообложения незарегистрированное транспортное средство?

Если исходить из правовых позиций Конституционного Суда РФ, то получается, что нет, так как налоговая база по транспортному налогу «определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования; в отношении транспортных средств — это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах (статья 359 Налогового кодекса Российской Федерации). В этом случае налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в размерах, определенных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации»5.

3 Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств: Приложение № 1 к Приказу МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. № 496/192/134 в ред. Приказа МВД РФ № 26, Минпромторга РФ № 18, ФТС РФ № 80 от 19 января 2011 г.// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 августа 2005 г., № 32; Российская газета от 1 апреля 2011 г.

4 Конвенция о дорожном движении с поправками от 3 марта 1992 г. // Treaty Series. Volume 1732. — New York: United Nations, 1999. P. 396 — 587.

5 Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. № 451-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской

Так как незарегистрированное транспортное средство не может быть допущено к участию в дорожном движении, то оно естественно не оказывает никакого воздействия на дороги общего пользования. Следовательно, экономические основания взыскания транспортного налога отсутствуют.

Фактически к такому же выводу пришло и Министерство финансов РФ, которое указало, что «обязанность по уплате транспортного налога у организации прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с регистрации. При этом у обособленного подразделения организации (филиала) обязанность по уплате транспортного налога возникает начиная с месяца, в котором эти транспортные средства были зарегистрированы»6.

В судебной практике сформировалось два прямо противоположных подхода к решению поставленного вопроса.

ФАС Центрального округа обратил внимание на сущность транспортного налога, взимаемого на содержание транспортных путей. Только государственная регистрация транспортных средств позволяет осуществлять их эксплуатацию по назначению. Лицо приобретает статус налогоплательщика только в том случае, если у него появляется объект налогообложения. Физическое или юридическое лицо становится плательщиком транспортного налога «только в том случае, если приобретенное им транспортное средство будет зарегистрировано в установленном порядке»»7.

К совершенно противоположному мнению пришел ФАС Московского округа, давший свое толкование норм НК РФ и выводов КС РФ, и выработавший, таким образом, собственную позицию8.

Суд указал, и с данным выводом трудно не согласиться, что «обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица осуществить регистрацию принадлежащих ему объектов налогообложения».

Лицо, приобретающее транспортные средства, обязано осуществить их государственную регистрацию. В противном случае оно получает необоснованную налоговую выгоду в виде неуплаты транспортного налога.

Таким образом, в налоговом законодательстве имеется явный пробел, который пытаются преодолеть судебные инстанции, делая, к сожалению, два прямо противоположных вывода. Хотелось бы высказать свое мнение по данному вопросу.

НК РФ связывает появление у лица объекта налогообложения с государственной регистрацией принадлежащего ему на праве собственности транспортного средства.

Данные положения дают возможность незаконно уходить от налогообложения. Мы разделяем позицию многих судов, которые обращают внимание на то, что лицо фактически уклоняется от своевременной регистрации транспортного средства. Нарушение соответствующих норм не может быть основанием для освобождения лица от уплаты транспортного налога.

области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Нало-

гового Кодекса Российской Федерации»// Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 3.

6 Письмо Министерства финансов РФ от 24 марта 2010 г. № 0305-05-04/06// СПС «КонсультантПлюс»

7 Постановление ФАС Центрального округа от 3 апреля 2006 г. по делу № А68-АП-279/12-05// СПС «КонсультантПлюс».

8 См.: например, Постановление ФАС Московского округа от 19 сентября 2008 г. « КА-А40/8418-08 по делу № А40-49292/07-151-322; Постановление ФАС Московского округа от 31 мая 2006 г. по делу № КА-А41/4543-06// СПС «КонсультантПлюс».

В то же время мы считаем, что транспортный налог должен быть целевым. Собираемые фискальные платежи следует зачислять на специальный бюджетный счет, использовать их исключительно на улучшение качества дорожного покрытия, финансирование мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, решение экологических проблем.

Поэтому, мы предлагаем наземные транспортные средства разделить на две категории: используемые для движения по дорогам общего пользования и предназначенные для эксплуатации на территории собственника. Транспортный налог должен уплачиваться всеми лицами, имеющими транспортные средства, независимо от наличия или отсутствия государственной регистрации транспортных средств.

Объектом налогообложения должен быть юридический факт в виде права собственности на транспортное средство. Ставки транспортного налога должны быть дифференцированы в зависимости от того, к какой категории относятся транспортные средства — I или II.

Повышенные налоговые ставки должны быть предусмотрены для транспортных средств, используемых для движения по дорогам общего пользования. За счет данных взимаемых платежей необходимо решать дорожные и экологические проблемы.

cyberleninka.ru