Билет № 20 Соотношение Конституции РФ и конституций республик, входящих в состав РФ

Федеративному государству свойственна конституцион­ная система, состоящая из федеральной конституции и кон­ституций субъектов федерации. Каждая федерация являет­ся объединением государственных образований, которые обладают определенными признаками государства, и преж­де всего — правом принимать свои конституции. Так, в США каждый штат имеет свою конституцию, в ФРГ — каждая земля, в Швейцарии — каждый кантон и т. д. Встречаются, хотя и редко, федерации, в которых субъекты не имеют своих конституций — в Индии, например, конституция при­нята только в штате Джамму и Кашмир.

Принятие конституций субъектами федерации не яв­ляется свидетельством их суверенитета — сам по себе факт вхождения в федеративный союз означает отказ от основ­ных суверенных прав (в области обороны, финансов, вне­шних сношений). Поэтому конституционная теория и прак­тика в федеративных государствах не рассматривает субъек­ты федерации как суверенные государства и не признает право их выхода из федерации, а конституции 1 этого и не закрепляют. Исключение составляла советская федерация, в которой союзные республики рассматривались как суве­ренные государства с правом выхода, что в практической жизни значения не Имело, но «юридически способствовало распаду €ССР.;

В 90-е гг. в Российской Федерации возникло положе­ние, когда конституции ряда ее субъектов (Республики Татарстан, Башкортостан и др.) закрепили суверенитет своего государства, а Конституция самопровозглашенной Чечен­ской Республики— Ичкерии объявила государство не толь­ко суверенным, но и равноправным субъектом в системе мирового содружества наций. Однако, если рассматривать такое положение не с политической, а с юридической точки зрения, то станет ясным противоправный характер попы­ток обосновать суверенный характер субъектов Российской Федерации. Ни один из них не имеет корней государствен­ной независимости и никогда не обладал правом выхода из РФ. Конституции этих республик в дан­ном случае закрепили положение, которое в его полном значении нельзя квалифицировать иначе, как юридически несостоятельное, что впоследствии (2000 г.) подтвердил Кон­ституционный Суд РФ.

Сосуществование федеральной конституции и консти­туций субъектов федерации всегда порождает вопрос об их соотношении. В самой общей форме он решается на основе верховенства федеральной конституции и обязанности кон­ституций субъектов федерации соответствовать ей. Но при этом есть ряд конкретных вопросов, требующих ответа. Это прежде всего вопрос о разграничении компетенции феде­ральных органов государственной власти и соответствующих органов субъектов федерации. Он, как правило, решается путем установления исключительной компетенции как фе­дерации, так и ее субъектов, а также — — их совместной компетенции. Фактически это означает, что конституцион­ная система федеративного государства утверждает полный суверенитет союза и самостоятельные полномочия субъек­тов. При этом конституции субъектов федерации устанавли­вают свою систему органов государственной власти, систему органов местного самоуправления, а иногда и судебную сис­тему (США).

Содержание конституций субъектов федерации весьма неоднородно. В прежних тоталитарных федерациях (СССР, Югославии) они просто повторяли положения федеральной конституции, вследствие чего не имели большого значения. В демократических федерациях, где субъекты, как правило, не представляют национальную государственность, их кон­ституции в основном преследуют цель как бы разукрупнить федеральную власть. Практически не встречаются расхожде­ния с федеральной конституцией по вопросам прав и свобод человека, а механизм власти функционирует в пределах точ­но очерченной компетенции. Такие конституции поэтому внеш­не кажутся малозначительными, но на деле весьма важны для предотвращения чрезмерной концентрации власти, спо­собной угрожать свободе людей. В то же время в этих кон­ституциях подчас заметно увлечение законодателей местной государственной символикой (закрепление своего флага, гим­на, «официальных» птиц или рыб в ряде штатов США и др.), а также включение в тексты малозначительных и даже па­радоксальных положений (кантоны в Швейцарии).

Конституции субъектов РФ (республик) теоретически при­званы выразить особенности национальной государственнос­ти, но они все же не содержат чего-либо принципиально национального (кроме, пожалуй, названий законодательных органов, закрепления того или иного языка в качестве госу­дарственного, государственной символики). Многие из этих конституций принимались под сильным давлением национа­листических сил, главным образом стремившихся воплотить в них национальный суверенитет. При этом ряд конституций оказался в противоречии с федеральной, вследствие чего процесс создания единого конституционного поля Россий­ской Федерации пока нельзя считать завершенным.

Различия между конституциями в известной мере объяс­няются тем, что они были приняты в различное время. Так, конституции Кабардино-Балкарии, Карелии, Чувашии, Мор­довии, Марий Эл были приняты в конце 70-х гг., хотя затем изменялись и дополнялись. В начале 90-х гг. принимались кон­ституции Татарстана, Саха (Якутии), Чечни и Тывы. После при­нятия Конституции РФ (1993 г.) были приняты конституции в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Дагестане, Ингушетии, Коми, Калмыкии, Северной Осетии — Алании, Удмуртии.

Конституции республик, как и уставы других субъектов РФ, закрепляют права и свободы граждан практически в том же объеме, что и Конституция РФ, так что смысл такого закрепления, имея в виду -действие федеральной Конститу­ции на всей территории Российской Федерации, не особенно велик. Он, однако, объясним, когда дело заключается в уста­новлении дополнительных гарантий конституционных прав или в их расширении, но это встречается крайне редко — гораз­до чаще устанавливались непредусмотренные федеральным законодательством и международными обязательствами Рос­сии ограничения избирательных прав граждан, свободы пе­редвижения и выбора места жительства, искусственное су­жение перечня объектов, которые могут находиться в соб­ственности физических лиц. Уставами некоторых субъектов РФ предусматривается возможность ограничения прав и сво­бод граждан этих территорий областными законами, хотя регулирование прав и свобод человека и гражданина нахо­дится в исключительном ведении Российской Федерации, т. е. они могут быть ограничены только федеральным законом в соответствии со ст. 55 Конституции РФ. Субъектами РФ при­нято много нормативных актов, определяющих правовой ста­тус личности, но в результате возникли различные стандар­ты по вопросам, касающимся депутатской неприкосновеннос­ти, занятия предпринимательской деятельностью, регистра­ции приобретенных в собственность жилых помещений и др.

Во многих конституциях и уставах не обеспечивается равноправие граждан независимо от национальности, места жительства и других обстоятельств. В них, в частности, пра­ва м свободы человека и гражданина увязываются с граждан­ством или особым статусом жителя, устанавливаются огра­ничения на передвижение и выбор места жительства, уста­навливается предельный возрастной ценз для глав админист­раций (55 или 60 лет), ценз оседлости для избирательного права (свыше года), иммиграционные квоты и т. д., хотя ре­гулирование прав и свобод, в том числе гражданства, отно­сится к исключительному ведению РФ.

В подавляющем большинстве конституций и уставов закрепляется признание верховенства Конституции РФ. Одна­ко часто положения о верховенстве и приоритете конститу­ций, уставов, законов и иных нормативных правовых актив субъекта РФ на его территории формулировались без учета положений Конституции РФ о верховенстве и действии Кон­ституции РФ и федеральных законов на всей территории Рос­сийской Федерации без каких-либо ограничений.

Конституции по-разному Определяют статус республи­ки. Так, в Конституции Республики Северная Осетия—Ала­ния закреплено, что эта республика является «государством, добровольно входящим в состав Российской Федерации», а в конституциях республик Башкортостан, Бурятия, Дагес­тан, Калмыкия, Коми, Ингушетия, Саха (Якутия) — что они являются субъектами РФ. Конституцией Республики Тывы устанавливается вхождение этой республики в состав РФ на основе Федеративного договора, но провозглашается право на выход из состава Федерации по итогам всенародного референдума. Республика Татарстан пошла дальше, определив себя как «суверенное гос-во, субъект международного права, ассоциированное с РФ —- Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведений»‘.

‘В обстановке конституционной перестройки многие рес­публики конституционно закрепили статус суверенных го­сударств. Некоторые республики даже закрепили положе­ние, согласно которому их отношения с Российской Федера­цией строятся на делегировании части своих полномочий в. пользу Федерации (Бурятия, Башкортостан, Саха (Якутия)).

Встречались весьма радикальные положения о возмож­ности ратификации федеральных законов (Ингушетия, Саха (Якутия)), приостановления действия Конституции РФ и федеральных законов на территории республики (Башкор­тостан).

Основные законы (уставы) других субъектов РФ (кра­ев, областей и др.) менее претенциозны. Они закрепляют равноправие всех субъектов РФ, подчеркивая этим, что ничем не отличаются от республик, но в отличие от рес­публик не закрепляют государственный суверенитет или статус государства. Встречаются, правда, формулировки, устанавливающие статуе самостоятельного государственно­го образования (Ставропольский край) или государственно-территориального образования в составе Российской Феде­рации (Оренбургская область). В разных формах уставы краев и .областей декларируют отсутствие права выхода из Российской Федерации, почти все закрепляют верховенство Конституции РФ на своей территории.

Определенной спецификой отмечены уставы городов Москвы и Санкт-Петербурга. Они обладают статусом субъек­тов РФ как «города федерального значения», хотя данное понятие в отношении Санкт-Петербурга никакими правовы­ми актами не раскрывается. В отличие от других субъектов РФ, законодательные и исполнительные органы этих горо­дов являются одновременно органами государственной власти субъекта РФ и органами городского (местного) самоуп­равления, что и закрепляется в их уставах.

Почти во всех конституциях и уставах в разделах о разграничении предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти субъекта РФ и федеральными органами государственной власти имелись отклонения от со­ответствующих положений Конституции РФ. Так, часто ус­танавливалось верховенство субъекта РФ в отношении на­циональных богатств, его исключительная собственность на землю и ее недра, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, находящиеся на его тер­ритории. Субъекты РФ относили к своему ведению право осуществлять финансовое, банковское, валютное, денежно-кредитное регулирование. Вместо осуществления междуна­родных и внешнеэкономических связей к Ведению субъекта РФ нередко относили международные и внешнеэкономичес­кие отношения и соответствующие договоры и т. п.

Многие конституции и уставы проявляют явное непо­нимание принципа разделения властей, распространяюще­гося не только на федеральную власть, но и на систему органов государственной власти субъектов РФ. Так, во мно­гих из них не только отдавался приоритет законодательно­му (представительному) органу государственной власти субъекта РФ в законодательном процессе, но и сам процесс кадрового формирования органов исполнительной власти от­носится к полномочиям законодательного (представительно­го) органа государственной власти. Руководители органов ис­полнительной власти субъектов РФ иногда наделялись пол­номочиями, которыми они не могут обладать согласно Кон­ституции РФ, например, правом введения на территории или в отдельных местностях субъекта РФ чрезвычайного положения или правом помилования. В нарушение принци­па разделения властей субъекты РФ закрепляли право ус­танавливать подотчетность руководителя органа исполнитель­ной власти субъекта РФ (президента или главы республики, главы администрации) законодательному (представительно­му) органу государственной власти субъекта РФ, право утверждать освобождение :от должности заместителей руко­водителя органа исполнительной власти и других должност­ных лиц руководителем органа, исполнительной власти субъекта. РФ, право депутатов, а также постоянных .комис­сий, являющихся структурными подразделениями законо­дательного (представительного) органа, осуществлять конт­роль за соблюдением законности на территории субъекта РФ. Председатель законодательного .(представительного) органа государственной власти субъекта РФ нередко наделялся несвойственными этой -должности функциями и полномочи­ями (вручать государственные награды и премии, дипломы о присвоении почетных-званий и др.).

Такое положение не могло сохраняться долго, и с вес­ны 2000 г. федеральный центр стал проводить широкую де­ятельность по восстановлению единого конституционного поля страны. Эту деятельность по своим линиям развернули Президент РФ, Конституционный Суд, Генеральная проку­ратура, Министерство юстиции. Многие положения конститу­ций и уставов субъектов РФ, были приведены в соответствие с Конституцией РФ

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 139 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com

Тема 2. Конституционное развитие России. Конституция РФ 1993г.

6. Соотношение Конституции России и конституций республик

В РФ каждая республика имеет свою конституцию, что закреплено в ст. 5 Конституции РФ.

Взаимосвязь конституций выражается конституционной формулой о соответствии конституций республик Конституции РФ, а обеспечение такого соответствия отнесено к совместной компетенции РФ и республик (ст. 72).

Факт несоответствия конституций республик Конституции РФ подлежит установлению правовым путем, требует обоснования соответствующими конституционными нормами.

Разрешение дел о соответствии Конституции РФ и конституций республик по запросам уполномоченных на это органов возложено на Конституционный Суд. Положения конституции республики, признанные Конституционным Судом несоответствующими Конституции РФ, утрачивают силу, что влечет за собой обязанность республики устранить эти положения из своей конституции.

Соответствие конституций республик Конституции РФ устанавливается только в той мере, в какой это необходимо в целях:

создания условий для функционирования РФ как целостного единого государства;

обеспечения гарантий единого экономического пространства;

единых основ статуса личности;

прямого действия Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории;

претворения в жизнь основ конституционного строя РФ.

Вне рамок этих целей за республиками обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных установлений.

Одной из важнейших форм обеспечения соответствия конституций республик Конституции РФ является совместное решение ряда вопросов конституционного устройства республик федеральными и республиканскими органами.

Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус может быть изменен по взаимному согласию федерации и республики в соответствии с федеральным конституционным законом.

Федеральная Конституция определяет формы и нормы представительства республик в федеральных органах государственной власти.

Установление в конституциях республик системы органов государственной власти осуществляется ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами их организации. Норма относится и к органам местного самоуправления.

Республики самостоятельно решают в пределах общих принципов вопросы о системе своих органов государственной власти – представительных и исполнительных, их наименованиях, структуре, компетенции, о целесообразности наличия института Президента, его правовом статусе, определяют систему органов местного самоуправления, конкретные взаимоотношения всех ее властных структур.

Республики решают конституционные вопросы о государственном языке, о своих символах, административно-территориальном устройстве, порядке принятия и изменения конституций, о целесообразности образования Конституционного Суда и т.д.

netprava.ru

21.Соотношение конституции рф и конституций субъектов рф

Статья 5 Конституции — республика «имеет свою Конституцию и законодательство», а другие субъекты «имеют свой устав и законодательство». Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса — государства — обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона — конституции. Другие субъекты Федерации — государственно-территориальные или национально-территориальные образования — принимают уставы.

Конституция и устав по значению и сущности равнозначны — некоторые из них именуются в скобках основными законами.

Статья 66 Конституции — статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации — федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта — что свидетельствует об учредительном характере конституций и уставов субъектов РФ и их неразрывной связи с Конституцией РФ.

Принятие Конституции и устава отнесено к исключительным предметам ведения самого субъекта, но с условием соответствия их положениям Конституции РФ. Поэтому вполне правомерно, что Конституции и уставы субъектов РФ воспроизводят основные принципы основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства, закрепленные в Конституции РФ.

По отношению к другим НПА субъекта федерации конституции и устав обладает высшей юридической силой. Все иные НПА субъекта не могут противоречить Конституции (уставу). В некоторых республиках и областях имеются конституционные и уставные суды. Структура конституций (уставов) субъектов: имеются, как правило, небольшие преамбулы; большинство делятся на разделы, разделы — на главы, главы — на статьи.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 установлено, что Конституции республик в составе РФ и поправки к ним принимаются законодательным (представительным) органом республики в составе РФ, если иное не предусмотрено Конституцией республики в составе РФ; уставы иных субъектов РФ принимаются законодательным (представительным) органом субъекта РФ. Конституции (уставы) субъектов РФ принимаются большинством не менее 2/3 от установленного числа депутатов, в то время как законы субъектов РФ — большинством от установленного числа депутатов. Может быть предусмотрен иной порядок принятия Конституции и поправок к ней, например, принятие специальным учредительным органом или всенародным голосованием.

Норма об обеспечении соответствия конституций и уставов Конституции РФ, о верховенстве Конституции РФ закреплена в различных формулировках и в конституциях ряда республик и во многих уставах.

23.Толкование Конституции рф

Конституция 1993 года ввела институт толкования Конституции — речь идет об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов.

Цель толкования — юридически точно определить, как понимать норму конституции.

Причины введения института толкования — конституция — достаточно краткий правовой акт, поэтому не свободна от применения понятий и терминов, допускающих неоднозначное толкование; имеются прямые пробелы в тексте Конституции.

Функция толкования Конституции — статья 125 пункт 5 — Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ. КС применяет различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический. В отдельных случаях КС отказывает в рассмотрении запроса о толковании. КС дал толкование многих статей: статьи 137 части 2 (28.11.1995) — поправки в статью 65 вносятся указом президента; статьи 136 (31.1.01995) — поправки к Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта «Закона РФ о поправке к Конституции РФ».

На самом деле, акты суда (постановления) не должны быть источниками права, так как они не создают новой нормы права, а лишь толкуют уже действующую. Самое страшное, что постановления КС обжалованию не подлежат. Точно так же как комментарии к кодексам и законам не представляют собой НПА!

studfiles.net

Соотношение Конституции РФ и конституций республик в составе Российской Федерации

В Российской Федерации каждая из 21 республик, являющихся субъектами РФ, имеет свою конституцию. Это напрямую вытекает из статуса республики как государства, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне Основного Закона – Конституции. Конституция РФ в ст. 5 фиксирует наличие своей Конституции в каждой республике.

Положение республики как субъекта Федерации, принцип верховенства Конституции РФ на всей ее территории обусловливают определенный характер соотношения между федеральной и республиканскими Конституциями.

Взаимосвязь конституций выражена конституционной формулой о соответствии конституций республик Конституции Российской Федерации. Причем обеспечение такого соответствия отнесено к совместной компетенции Российской Федерации и ее республик.

Разрешение дел о соответствии Конституции РФ и конституций республик по запросам уполномоченных на это органов возложено на Конституционный Суд. Положения конституции республики, признанные Конституционным Судом несоответствующими Конституции РФ, утрачивают силу, что влечет за собой обязанность республики устранить эти положения из своей конституции.

Необходимость соответствия конституций республик федеральной Конституции и уровень этого соответствия определяются объективными факторами и устанавливаются только в той мере, в какой это необходимо в целях создания государства, обеспечения гарантий единого экономического пространства, единых основ статуса личности, прямого действия Конституции РФ и федеральных законов на всей территории, претворения в жизнь основ конституционного строя России.

Вне рамок этих целей за республиками обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных установлений.

Вышеназванные положения в полной мере относятся и к уставам других субъектов РФ.

studopedia.org

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Соотношение Конституции РФ и Конституций, уставов субъектов РФ

Статья 5 Конституции — республика «имеет свою Конституцию и законодательство», а другие субъекты «имеют свой устав и законодательство». Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса — государства — обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона — конституции. Другие субъекты Федерации — государственно-территориальные или национально-территориальные образования — принимают уставы.

Конституция и устав по значению и сущности равнозначны — некоторые из них именуются в скобках основными закон ами.

Статья 66 Конституции — статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации — федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта — что свидетельствует об учредительном характере конституций и уставов субъектов РФ и их неразрывной связи с Конституцией РФ.

Принятие Конституции и устава отнесено к исключительным предметам ведения самого субъекта , но с условием соответствия их положениям Конституции РФ. Поэтому вполне правомерно, что Конституции и уставы субъектов РФ воспроизводят основные принципы основ конституционного строя , правового статуса личности, федеративного устройства, закрепленные в Конституции РФ.

По отношению к другим НПА субъекта федерации конституции и устав обладает высшей юридической силой . Все иные НПА субъекта не могут противоречить Конституции (уставу). В некоторых республиках и областях имеются конституционные и уставные суды. Структура конституций (уставов) субъектов : имеются, как правило, небольшие преамбулы; большинство делятся на разделы, разделы — на главы, главы — на статьи.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 установлено, что Конституции республик в составе РФ и поправки к ним принимаются законодательным (представительным) органом республики в составе РФ, если иное не предусмотрено Конституцией республики в составе РФ; уставы иных субъектов РФ принимаются законодательным (представительным) органом субъекта РФ. Конституции (уставы) субъектов РФ принимаются большинством не менее 2/3 от установленного числа депутатов , в то время как законы субъектов РФ — большинством от установленного числа депутатов. Может быть предусмотрен иной порядок принятия Конституции и поправок к ней, например, принятие специальным учредительным органом или всенародным голосованием.

Норма об обеспечении соответствия конституций и уставов Конституции РФ , о верховенстве Конституции РФ закреплена в различных формулировках и в конституциях ряда республик и во многих уставах.

www.shpora.su