Социальная норма на электричество: правила расчета и перспективы применения
Начавшаяся в 20-х годах прошлого столетия электрификация нашей страны давно принесла свои результаты, и теперь доступ к электричеству имеет большинство россиян. По итогам 2012 года суммарное централизованное электропотребление составило 1037,7 млрд кВТ/час, что на 1,6% больше, чем в 2011 году.
Однако новые времена породили новые проблемы — сегодня электроэнергия расходуется гражданами и организациями неэкономно. По данным Минэнерго России, годовые потери электроэнергии в результате нерационального ее потребления составляют около трети от общего объема используемой электроэнергии.
Это вынуждает законодателя искать новые пути стимулирования бережного расходования электроэнергии. Комплексная работа в этом направлении началась в 2009 году с принятием Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепившего принципы рационального расходования электричества. К важным рамочным документам в этой сфере стоит отнести также Государственную программу Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 512-р). Одним из ее показателей является снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта России не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года.
Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) — определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам) (ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Эту же цель преследует затронувший многих россиян новый порядок расчета платы за электроэнергию — с применением социальной нормы потребления (постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)»). Суть этого новшества заключается в том, что определенный объем электроэнергии в пределах социальной нормы потребители оплачивают по пониженной стоимости, а потребленное сверх нормы электричество стоит дороже. Кабинет министров установил, что тарифы рассчитываются исходя из цен на электричество, применяемых с 1 июля 2013 года: в пределах социальной нормы тариф должен быть ниже этого уровня, а сверхнормативное потребление, напротив, должно превышать эту планку.
Подобная практика уже давно внедрена на Западе — так, государствам-членам ЕС рекомендовано отменить те инициативы по тарифам на электроэнергию, которые необоснованно увеличивают объем распределенной или переданной энергии 1 , а страны-участницы СНГ обязались разработать экономические механизмы, стимулирующие повышение энергоэффективности 2 .
Рассмотрим, каким образом устанавливается социальная норма и какие регионы уже затронуло нововведение.
Порядок установления. Размер социальной нормы определяют регионы, ориентируясь при этом на выборочные данные об объеме потребления электроэнергии за 2012 год потребителями, не имеющими кухонной электроплиты, в количестве не менее 10 тыс. человек, а также о количестве зарегистрированных жилых помещениях лиц (п. 3 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614) (далее — Положение).
Домохозяйство — группа потребителей, в установленном порядке зарегистрированных в жилом помещении или проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда
Тип жилого помещения — категория жилого помещения, определяемая в зависимости от места нахождения жилого помещения в городских или сельских населенных пунктах, его оснащения в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, и (или) электроотопительными установками, и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (п. 2 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614)).
Для расчета социальной нормы определяется так называемая группа домохозяйств. Всего существует шесть таких групп — первая (в жилом помещении зарегистрирован один потребитель), вторая (зарегистрировано два потребителя) и т.п. Пятая группа домохозяйств предполагает, что в жилом помещении зарегистрировано пять и более потребителей, а к потребителям шестой группы относятся проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства (п.12 Положения). Естественно, с увеличением количества зарегистрированных в жилом помещении лиц возрастает и социальная норма — для второго члена семьи надбавка составит 50 кВт/ч в месяц, а для каждого последующего — 20 кВт/ч в месяц.
Другим показателем, влияющим на размер социальной нормы, является тип жилого помещения. Их также шесть — три для городских и три для сельских поселений в зависимости от оборудования электроплитами либо электроотопительными и электронагревательными установками.
Надбавки. Имеющим кухонную электроплиту домохозяйствам полагается надбавка, размер которой устанавливается также регионом и не может превышать 90 кВт/ч в месяц на человека. Нижняя граница дополнительного объема электричества при этом не закреплена (п. 6 Методики расчета социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614)). Не учитывается при расчете социальной нормы электроэнергия, расходуемая на централизованное горячее тепло- и водоснабжение, однако если оно в жилом помещении отсутствует, также применяются соответствующие надбавки:
- не более 3000 кВт/ч в месяц на одно домохозяйство на электроотопление в течение отопительного периода;
- 100 кВт/ч в месяц на одного человека, если в доме есть отопительная установка, работающая по принципу водоподогрева (круглогодично) (п. 7 Методики расчета социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614)).
- 1,5 — для домохозяйств в аварийном жилом фонде либо ветхом жилом фонде со степенью износа более 90%;
- 1,2 — для домохозяйств в ветхом жилом фонде со степенью износа более 70% (п. 15 Положения).
- в жилом помещении не зарегистрирован (постоянно или временно) ни один жилец;
- обнаружены факты несанкционированного подключения внутридомового оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или факты несанкционированного вмешательства в работу приборов учета (к примеру, скручены показатели счетчика) (п. 40 Положения).
Льготы. Помимо надбавок, размер социальной нормы может увеличиваться в зависимости от состояния жилого помещения с учетом следующих повышающих коэффициентов:
Льготы предоставлены также и одиноко проживающим пенсионерам (по старости или по инвалидности). Для них в первый год применения социальной нормы размер платы за весь объем потребленной электроэнергии рассчитывается по тарифу соцнормы. А начиная со второго года к социальной норме для таких домохозяйств применяется повышающий коэффициент 1,5.
… и штрафные санкции. К ним можно отнести случаи оплаты всего объема потребленной электроэнергии по повышенному тарифу сверх социальной нормы — их два:
Штрафные санкции предусмотрены и в случае, если индивидуальный прибор учета потребленной электроэнергии был утерян или вышел из строя, а потребитель не заменил его в течение двух месяцев. В этом случае к социальной норме применяется понижающий коэффициент 0,9 в течение первых шести месяцев потребления электроэнергии в отсутствие счетчика. Затем каждые полгода этот коэффициент будет уменьшаться на 0,1, но не менее величины 0,7 вплоть до установки нового прибора учета (п. 33 Положения). Отметим, что уже сейчас суды признают незаконным учет электроэнергии с помощью неисправных приборов или приборов, с которых сорваны пломбы (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2012 г. № 07АП-7919/12).
Социальная норма для хозяйственных помещений. В отношении гаражей и прочих хозяйственных построек физических лиц (погребов, сараев) социальная норма потребления электроэнергии рассчитывается как 1/6 часть от социальной нормы для конкретного типа домохозяйств (пп. «в» п. 18 Положения).
Цитата
Александр Григорьев, руководитель Департамента исследований ТЭК (Институт проблем естественных монополий)
«Тезис о нерациональном использовании электроэнергии населением не имеет доказательной базы. По объемам среднегодового подушевого потребления электроэнергии в быту мы сильно отстаем от развитых стран: в России этот показатель отличается от стран ЕС в 1,5-2 раза, от США – в 4! Будут граждане укладываться или нет – отдано на откуп местным властям, которые и будут устанавливать конкретные параметры. Пока имеющийся опыт (соцнорма существует давно в нескольких регионах) говорит о том, что скорее всего уложиться в соцнорму будет крайне затруднительно.
Без повышения прозрачности процесса тарифообразования и наведения порядка в этой сфере любые эксперименты по нормам, скорее всего, не будут давать того эффекта, на которые рассчитывают их авторы».
Стимулирование или ограничение?
В пилотном проекте по применению социальной нормы на электроэнергию, который был запущен 1 сентября текущего года, участвуют шесть субъектов федерации.
Минимальное значение соцнормы в расчете на первую группу домохозяйств (одиноко проживающие пользователи) зафиксировано во Владимирской и Нижегородских областях (50 кВт/ч) 3 . При этом, к примеру, во Владимирской области стоимость одного кВт/ч в пределах социальной нормы составляет 2,98 руб., а потребленная сверх нормы электроэнергия оплачивается по тарифу 3,76 руб. за кВт/ч.
Самой щедрой по отношению к своим жителям оказалась Орловская область — там размер социальной нормы на электричество составляет 190 кВт/час, а если в жилом помещении зарегистрировано более пяти человек — на каждого следующего полагается дополнительно 90 кВт/час электроэнергии ежемесячно 4 .
Помимо этого, участниками пилотного проекта стали Забайкальский край (65 кВт/ч), Красноярский край (75 кВт/ч на человека в месяц, но не менее 110 кВт/ч на абонента в месяц) и Ростовская область (96 кВт/ч).
Как правило, надбавка за установленную электроплиту имеет максимальное значение (90 кВт/ч), но есть и исключения — к примеру, в Ростовской области ее размер составляет 43 кВт/ч.
Первоначально планировалось, что действие эксперимента распространится на еще одну область — Самарскую, но в последний момент власти региона отказались от участия в нем.
Достаточны ли показатели социальной нормы для привычного пользования электроэнергией, можно сказать после несложных расчетов. Так, в среднем за месяц холодильник потребляет около 50-60 кВт/ч, стиральная машина — 20-30 кВт/ч, компьютер — от 20 до 60 кВт/ч в зависимости от интенсивности использования, чайник — 10-20 кВт/ч, утюг — 10-30 кВт/ч, телевизор — 10-30 кВт/ч, микроволновая печь — 5-10 кВт/ч, зарядные устройства — 5-10 кВт/ч. Если сложить минимальные ежемесячные показатели энергопотребления этой необходимой в быту техники, получим около 140 кВт/ч. Кроме того, в российских домах сегодня часто можно встретить посудомоечные машины, бойлеры, теплые полы, весьма энергозатратные кондиционеры и прочие приборы и устройства, существенно увеличивающие расход электричества.
Регионы, по утверждению инициаторов эксперимента, должны рассчитать норму таким образом, чтобы в ее коридор попадало более 70% населения. Вместе с тем, очевидно, что в большинстве случаев потребление электроэнергии не будет укладываться в социальную норму, которая уже получила прозвища «свет по карточкам», «электропаек» и «тариф «Лучина».
Перспективы применения соцнормы на электроэнергию.
Если сейчас пилотный проект запущен только в шести регионах, то с 1 июля 2014 года социальная норма начнет применяться на всей территории страны. Конечно, это потребует соответствующего нормативного регулирования как на федеральном, так и на региональном уровнях.
ФСТ России уже вынесла на общественное обсуждение проект приказа, устанавливающего предельные минимальные и максимальные тарифы на электроэнергию в рамках социальной нормы и сверх ее пределов для каждого субъекта. Предусмотренный этим документом максимальный уровень тарифа в пределах соцнормы за один кВт/ч,, колеблется от 0,85 руб. (Иркутская область) до 7,27 руб. (Чукотский АО), 6 руб. (Магаданская область), 5,73 руб. (Камчатский край) и т. д.
В перспективе распространение этого опыта возможно и в отношении водопотребления — об этом заявил вице-премьер Дмитрий Козак на встрече Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с заместителями, которая состоялась 29 июля 2013 года. Как отметил вице-премьер, соответствующей эксперимент для некоторых регионов будет организован уже в следующем году, а с 2015 года соцнормы на потребление воды будут действовать для всех россиян.
О том, какие меры воздействия на должников применяют управляющие компании и насколько они законны, читайте в нашем материале «Взыскание задолженности за услуги ЖКХ сегодня и завтра»
Укреплять платежную дисциплину потребителей электроэнергии предлагается и с помощью усиления ответственности за несвоевременную оплату электричества. Соответствующий законопроект сейчас находится на рассмотрении Госдумы 5 . Инициатива Правительства РФ предполагает закрепление неустойки в размере 1/170 ставки рефинансирования ЦБР за каждый день просрочки платежа. Таким образом, если годовая задолженность за электричество составляет, к примеру, 5 тыс. руб., то размер неустойки за этот же период составит 885 руб.
Кроме того, законопроект ужесточает ответственность за самовольное подключение к сетям инфраструктуры и безучетное потребление электрической энергии и иных энергетических ресурсов. Для граждан сумма административного штрафа за указанное правонарушение может составить от 1500 руб. до 50 тыс. руб. (сейчас – от 1500 руб. до 2000 руб.), для должностных лиц – от 30 до 40 тыс. руб. (сейчас – 3 тыс. руб. до 4 тыс. руб.), для юридических лиц – от 100 до 300 тыс. руб. (сейчас – от 30 тыс. руб. до 40 тыс. руб.).
Ваш ход
Рациональное использование электроэнергии сегодня «в тренде», и не только из-за ее дороговизны, но и благодаря желанию не навредить экологической обстановке избыточным расходованием электричества. В День Земли, отмечаемый в период весеннего равноденствия, жители многих стран, а также организации и органы власти в намеченное время проводят один час без электричества. Но и в повседневной жизни можно регулярно экономить на этом ресурсе — к примеру, используя энергосберегающие лампы, расходующие электричество в пять-шесть раз экономнее обычных ламп накаливания. Напомним, еще с 1 января 2011 года в России запрещены к обороту лампы накаливания мощностью свыше 100 Вт и более (ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), и в будущем курс на дальнейшее сокращение использования этого вида ламп также будет реализовываться.
Помимо этого, рекомендуем при выборе новой бытовой техники обращать внимание на класс энергопотребления — например, на европейской технике он обозначается маркировкой буквами от A до G (по степени убывания энергосбережения).
Интересные цифры приводит на своем официальном сайте Минэнерго России. Так, своевременная замена и чистка пылесборника и фильтров пылесоса экономит до 10-30% электроэнергии. Такое же количество энергии позволяют сэкономить:
- включение кондиционера при закрытых дверях и окнах;
- своевременное удаление накипи в электрочайнике и наполнение его по мере потребности в кипяченой воде;
- установка холодильника как можно дальше от источника тепла (радиатор отопления, солнечные лучи и т.п.), помещение в него только остывших продуктов и своевременная его разморозка и др.
- норматив обеспеченности мебелью, оборудованием, средствами механизации, автоматизации и т.д. в расчете руб./жителя (см.: примечание выше);
- норматив обеспеченности библиотечными помещениями в расчете кв. м /1 тыс. томов хранения и кв. м / 1 тыс. жителей;
- норматив обеспеченности библиотечным и вспомогательным персоналом в расчете чел./1 тыс. жителей;
-
норматив обеспеченности комплектования библиотечных фондов руб. в год/1 тыс. жителей или 1 жителя.
Нормативы, характеризующие использование библиотек и степень их влияния на население:
- охват населения библиотечным обслуживанием в расчете: число пользователей библиотек/число жителей;
- степень посещаемости библиотеки в расчете: число посещений в год/число жителей;
-
степень использования библиотечных ресурсов в расчете: число выданных документов/число жителей и число выданных справок/число жителей.
Примечание. Этот тип параметров можно, на наш взгляд, не относить к числу именно социальных нормативов, так как они не отвечают целевым установкам, обозначенным Указом Президента. Однако данную группу нормативных параметров можно включить в систему отчетности библиотек, поскольку она отчасти свидетельствует о социальной эффективности вложенных средств. Некоторые параметры уже сегодня внесены в отчетные документы. Можно также включить этот тип нормативных параметров в профессиональные стандарты с рекомендательным статусом.
Второй подход основывается на том, что цель социального нормирования — как обеспечение конституционных прав граждан на библиотечное обслуживание, так и — помощь в бюджетном процессе. Поэтому социальный норматив может быть представлен как стоимость библиотечного обслуживания одного жителя. Положительной стороной такого подхода является то, что он непосредственно ориентирован на обе цели социального нормирования, обозначенные Указом Президента РФ. Он позволяет распределять финансовые потоки в зависимости не от количества учреждений (так финансировались и продолжают финансироваться библиотеки), а от количества населения, для которого необходимо организовать библиотечное обслуживание. В данном варианте финансирование позволяет опираться не на созданную сеть библиотек (что усугубляет ее диспропорциональность: где больше библиотек, туда и больше денег), а на потребность в библиотечных услугах. Процесс трансформации сети, приспособления, адаптации ее к современным условиям и потребностям будет таким образом связан непосредственно с потребностями налогоплательщиков, на чьи средства содержатся библиотеки. Он дает сети объективную возможность быть гибкой и расширять формы обслуживания, доводя библиотечную услугу до каждого жителя.
Проблемы и сложности заключаются в том, что подсчитать стоимость обслуживания одного жителя можно только на основе эмпирического материала, т.е. с учетом сложившейся практики, а она не всегда успешна. Подсчет можно произвести простым делением объемов текущего финансирования библиотек на количество жителей данной территории. Однако известно, что финансирование далеко не всегда и не везде осуществлялось в соответствии с реальными потребностями, большую роль играли субъективные факторы. Вторая существенная проблема — крайне низкий уровень финансирования последних лет, подорожание литературы, уменьшение объемов издательского потока, трансформация системы комплектования библиотек, распространение информации на небумажных дорогостоящих носителях, требующих дорогой аппаратуры, создания специфических условий хранения и т.д. Очевидную трудность представляет и большая разница в стоимости библиотечного обслуживания разных территориальных зон. Поэтому возможны дифференцированные нормативы, введение коэффициентов.
Следует также подчеркнуть, что вся система социального нормирования относится в первую очередь к муниципальным библиотекам, поскольку социальный стандарт, временным заменителем которого являются социальные нормы и нормативы (согласно Указу Президента РФ № 769) по Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации именно в области местного самоуправления (ст. 4).
В целом же следует отметить, что социальные нормы и нормативы являются лишь частью нормативной системы библиотечного дела, и их следует рассматривать в контексте других ее частей: законодательных и иных нормативных правовых актов, профессиональных стандартов, норм профессиональной этики. Эта система еще только формируется, и у каждого библиотечного работника имеется возможность внести свою лепту в этот процесс.
P. S. Пока материал готовился к печати, мне в руки попал проект Федерального закона «О государственных минимальных социальных стандартах». Оставим за рамками данной статьи какие-либо комментарии и представим только выдержки из проекта и сопроводительного письма для информации и размышлений. В проекте государственные минимальные социальные стандарты определены как «установленные органами государственной власти социальные нормативы и нормы, регламентирующие определенный уровень удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, общедоступных в бесплатных услугах, имеющих приоритетное значение при формировании и исполнении бюджетов всех уровней» (ст. 1). Статья 14 того же проекта гласит, что «в качестве государственных минимальных социальных стандартов в области культуры устанавливаются:
- набор общедоступных и бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений культуры, финансируемых за счет бюджетов различных уровней. Перечень видов государственных и муниципальных учреждений культуры, оказывающих общедоступные и бесплатные услуги, определяется законодательством Российской Федерации;
-
нормативы и нормы обеспеченности населения государственными и муниципальными учреждениями культуры, оказывающими общедоступные и бесплатные услуги, устанавливаемые Правительством Российской Федерации».
Сопроводительное письмо разъясняет, что социальная стандартизация является вновь формирующейся сферой регламентации важнейших параметров социального развития со стороны органов государственной власти. В отличие от традиционной стандартизации, связанной с регламентацией процессов производства материальных благ и оказания услуг, социальная стандартизация регламентирует процессы их распределения и потребления.
Нормы и нормативы должны обеспечивать расчет финансовых нормативов для определения минимально необходимого объема расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Закрепляемые в качестве государственных минимальных социальных стандартов социальные нормативы и нормы необходимо устанавливать законодательными или иными нормативно-правовыми актами по соответствующим направлениям социальной политики. Перечни и количественные значения государственных минимальных социальных стандартов должны быть конкретизированы в соответствующих отраслевых законодательных и нормативных актах. Добавим, что Министерство культуры РФ планирует подготовить методику их расчета для своей сферы.
www.gpntb.ru
Более 90% мощностей действующих электростанций, 83% жилых зданий, 70% технологического оборудования электрических сетей и 66% тепловых сетей было построено еще до 1990 года, а около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад.
Самостоятельно подсчитать потери электроэнергии при работе бытовых приборов в режиме ожидания в вашем доме, определить эффективность применения энергосберегающих ламп, а также рассчитать, сколько электричества можно сэкономить в зависимости от площади остекленения и воздухопроницаемости окон можно на сайте проекта Российского энергетического агентства «Энергоэффективная Россия».
Введение социальной нормы электроэнергии вызвало серьезный общественный резонанс — во многом это обусловлено отсутствием обсуждения ее размеров с представителями общества и недостатком информации для населения в целом. Власти подчеркивают, что новшество будет стимулировать к рациональному энергопотреблению, а также позволит малоимущим гражданам экономить на электричестве. Впрочем, в последнем многие эксперты сомневаются, указывая, что как раз россияне с низким уровнем доходов не могут позволить себе приобрести бытовую технику с более высоким классом энергосбережения и даже энергосберегающие лампы.
В целом проблема сокращения объемов нерационально потребляемой электроэнергии, безусловно, должна носить комплексный характер и не ограничиваться установлением соответствующих мер только для граждан. Так, более 90% мощностей действующих электростанций, 83% жилых зданий, 70% технологического оборудования электрических сетей и 66% тепловых сетей было построено еще до 1990 года, а в промышленности эксплуатируется 15 % полностью изношенных основных фондов. Около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад.
Проблему обновления инфраструктуры энергокомплекса и внедрения стандартов энергосбережения при проектировании и строительстве новых объектов государству еще предстоит решить, но привыкнуть эффективно расходовать электричество россиянам придется уже сегодня.
Документы по теме:
Новости по теме:
________________________
1 Директива № 2006/32/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об энергетической эффективности и энергетических услугах и отмене Директивы Совета ЕС 93/76/ЕЭС».
2 Решение Экономического совета СНГ «Об Основных направлениях и принципах взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения».
3 Постановление Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2004 г. № 623 «О социальной норме потребления электрической энергии для населения Владимирской области», постановление Правительства Нижегородской области от 28 мая 2012 г. № 310 «Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением».
4 Приказ Управления по тарифам Орловской области от 24 августа 2013 г. № 1299-т «Об установлении величины социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Орловской области».
5 Текст законопроекта № 348213-6 размещен на официальном сайте Госдумы.
www.garant.ru
Cоциальные нормы и нормативы?
Давайте разберемся, уточним понятия (окончание. Начало см. Библиотека. 1997. № 8)
Т. Манилова,
кандидат педагогических наук, ведущий специалист МК РФ
В подборе нормативных показателей как в целом, так и внутри каждой из социальных отраслей не просматриваются общие подходы, единые методические принципы. Картина представится еще более разнородной и пестрой, если проанализировать разработанные и одобренные вышеназванным распоряжением правительства социальные нормы и нормативы (1996). В них отсутствуют показатели, характеризующие развитие социальной сферы (объемы капитальных вложений), нет нормативов обеспеченности оборудованием, инструментами и т.п., предусмотренными постановлением 1993 г. Принципиально одинаковые нормативы в разных отраслях и даже внутри одной выражаются разными показателями.
Рассмотрим подробнее нормативы в сфере культуры. Документом одобрен только норматив обеспеченности населения учреждениями культуры по их видам. Этот показатель выражен в расчете на определенное количество жителей, но для библиотек, музеев, детских школ искусств, школ эстетического воспитания, парков культуры и отдыха, выставочных залов — в количестве самих учреждений, тогда как для клубов, профессиональных театров, концертных залов, кинотеатров — в количестве зрительских мест, т.е. мощности, пропускной способности. Представляется, что соответственно и норматив обеспеченности библиотечным обслуживанием должен учитывать не просто количество самих учреждений, но и их мощность — число мест в читальных залах либо размеры читательских помещений и т.д.
Учет только количества библиотек приводит к путанице и неадекватному пониманию норматива. Например, нигде не поясняется, какие именно библиотеки имеются в виду. Указывается лишь, что на библиотеки Москвы и Санкт-Петербурга нормативы не распространяются, что на территории Российской Федерации могут создаваться и действовать библиотеки, различающиеся по формам собственности, целевому назначению, контингенту пользователей, возрастным группам, тематическому и видовому составу фондов и по другим основаниям. Следовательно, нормативы относятся ко всем библиотекам России, кроме тех, которые располагаются на территории наших двух крупнейших мегаполисов. Однако поскольку нормативы созданы для применения в бюджетном процессе, вероятно, они имеют отношение лишь к сети библиотек, находящихся на бюджетном финансировании — государственном и муниципальном.
Далее оговаривается, что за сетевую единицу числа библиотек принимаются самостоятельные библиотеки (общедоступные и организующие специализированное обслуживание детей, юношества, инвалидов по зрению и др.), центральные библиотеки, имеющие филиалы и библиотеки-филиалы. Таким образом получается, что под действие документа подпадают и универсальные научные, и отраслевые, и многие другие библиотеки, хотя на самом деле это не так, и составители документа имели в виду только сеть бывших государственных массовых, а ныне муниципальных библиотек.
Принятие за сетевую единицу самостоятельных библиотек и одновременно центральных с филиалами влечет за собой неясность. При таком изложении выходит, что самостоятельные библиотеки — это одно, а центральные библиотеки, имеющие филиалы — совсем другое. Возникают вопросы: а разве не могут самостоятельные библиотеки иметь филиалы, или тогда они не считаются, согласно данным документам, сетевой единицей? Разве не является самостоятельной центральная библиотека с филиалами? В таком случае, что такое самостоятельная библиотека?
Непонятным с методологической точки зрения остается и отнесение к сетевым единицам на равных правах и центральные библиотеки, имеющие филиалы, и самих филиалов. Неясно также, учитываются ли центральные библиотеки отдельно или с филиалами вместе, так как фраза «центральные библиотеки, имеющие филиалы» может быть понята двояко.
Кроме того, внесение библиотек-филиалов в общий ряд вызывает сомнение, так как непонятно, какие именно филиалы имеются в виду. Если библиотеки-филиалы ЦБС как единого целостного учреждения, то это очень спорный момент, поскольку такой филиал является, по существу, лишь специализированным отделом, выполняющим одну функцию (по обслуживанию населения), но территориально удаленным от центральной библиотеки и других филиалов. Вне центральной библиотеки его рассматривать трудно.
При внимательном изучении нормативного документа возникает еще одно сомнение. Известно, сколь неодинаковы центральные библиотеки и их филиалы по мощности, ресурсным возможностям и возможностям обслуживания, разнообразны также и центральные библиотеки разных территорий, а уж неоднозначность филиалов столь разительна, что иногда их невозможно сравнивать. Если речь идет о социальных нормативах, которые, согласно упомянутому Указу Президента РФ должны временно заменить социальные стандарты, с тем чтобы обеспечить конституционные права граждан в области социальных гарантий, то возникает вопрос: каких именно (по мощности) сетевых единиц должно быть по одной на каждые 3-5-20 тыс. жителей?
В специальной прессе уже прозвучала критика данного нормативного документа, выполнение которого может пагубно сказаться на библиотечной сети сельской местности. Буквальное прочтение норматива официально дает возможность существенно сократить сеть библиотек-филиалов на селе (без замены на другие формы обслуживания), нарушив тем самым конституционные права жителей и, следовательно, Указ Президента РФ, который предписывает, с одной стороны, оказывать содействие органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в применении социальных нормативов, а с другой — ставит задачу именно с их помощью соблюсти социальные гарантии и конституционные права.
Таким образом, предлагаемый вариант социальных норм и нормативов для библиотек обнаруживает принципиальные расхождения с требованиями, которые необходимо соблюдать при разработке социальных стандартов: в нем нет единства методических принципов ни в рамках самого библиотечного норматива, ни в рамках нормативов сферы культуры, ни в социальной сфере в целом.
Что же можно предложить в сложившихся условиях?
Во-первых, необходимо начать обсуждение проблемы, собрать мнения в отношении социального нормирования библиотек, на основании которых можно было бы подготовить предложения к изменению и дополнению показателей, а точнее, параметров социального нормирования.
В принципе, на наш взгляд, можно предложить два основных подхода.
Первый укладывается в рамки традиционного и существует сегодня. Необходимо лишь полностью создать весь комплекс нормативных параметров. Выше мы выделили основные типы существующих нормативных параметров (показателей) в сфере социального нормирования. С учетом этого можно предложить для библиотечного дела следующую систему:
Нормативы, связанные со строительством новых библиотечных зданий:
норматив удельных капитальных вложений в расчете руб./том хранения и руб./жителя.
Примечание. Этот параметр отсутствует в числе одобренных распоряжением № 1063-р (1996), но наличествует в перечне, принятом постановлением №196 (1993). Отсутствие его в действующем современном документе говорит скорее об отсутствии финансовых средств. Мы считаем необходимым его оставить, так как он предоставляет потенциальную возможность для строительства новых библиотек и реконструкции старых.
Нормативы, связанные с функционированием и эксплуатацией действующих библиотек, обеспечением условий для организации обслуживания: