Социальное сопровождение несовершеннолетних
Почему подросток оказывается в отделах социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей Центра «КОНТАКТ»?
На социальное сопровождение попадают несовершеннолетние, оказавшиеся в социально опасном положении, т.е. те, кто вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Критерии социально опасного положения:
- Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (законные представители) не исполняют или не исполняют должным образом обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего;
- Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (законные представители) злоупотребляют родительскими правами или побуждают его к совершению противоправных деяний;
- Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (законные представители) отрицательно влияют на его поведение;
- Жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны членов семьи, родственников (опекунов, попечителей) или лиц, проживающих совместно с ним, но не являющихся родственниками;
- Несовершеннолетний совершает правонарушения или иные антиобщественные действия.
- Определение индивидуальной потребности подростка в социальных, правовых, педагогических и иных мерах, направленных на устранение причин и условий, способствующих негативным явлениям, обозначение путей интеграции в общество.
- Устранение причин и условий, которые привели несовершеннолетнего к тому, что он оказался в социально-опасном положении или совершил правонарушение.
- Дронова Елена Николаевна , кандидат наук, доцент
- Мыльникова Анна Викторовна , бакалавр, студент
- Алтайский Государственный Университет
- МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
- УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
- ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
- Трансформация технологии социального сопровождения: закрепление базисного принципа ее реализации – межведомственное взаимодействие. Известно, что социальное сопровождение – одна из устоявшихся технологий социальной работы с клиентом, направленная на оказание ему непрерывной помощи и поддержки в процессе выхода из трудной жизненной ситуации. Но, с принятием и введением в действие ФЗ-№442 «Об основах социального обслуживания в граждан в Российской Федерации» [1] данная технология получает нормативное закрепление, определяется через категорию содействие в предоставлении помощи (медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной) на основе именно межведомственного взаимодействия.
- Обязательство обеспечить социальное сопровождение рассматриваемой целевой группы в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При социальном сопровождении несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, характеризуя их положение как социально опасное, важно руководствоваться нормами ФЗ-№120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2], которые закрепляют межведомственное взаимодействие субъектов профилактики – органов и организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных структур и др.
- Состояние преступности несовершеннолетних: в 2014 году статистика показывает рост выявленных несовершеннолетних, совершивших уголовные правонарушения [см. таблицу 2].
- Работа специализированных ювенальных судов. Большинство респондентов (66,7%) полагают, что уголовные дела в отношении несовершеннолетних должны рассматриваться специализированными ювенальными судами. В ювенальный судах социальный работник при суде наделен специальными функциями по социальному сопровождению несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, а также обладает профессиональными компетенциями для поддержки несовершеннолетних пострадавших.
- Признание проблем реадаптации несовершеннолетнего. Специалисты – респонденты едины в том, что в процессе индивидуальной профилактической работы требуют учета две проблемы социальной реадаптации несовершеннолетнего осужденного: «влияние тюремной субкультуры» (87,5%) и «сложность включения осужденного подростка в нормальную жизнь» (69%).
- Необходимы преобразования в системе исполнения наказания (66,7%). Желаемые изменения включают: «развитие центров исправления, реабилитации для несовершеннолетних, совершивших преступления легкой и средней тяжести впервые»; «создание социально-психолого-педагогических служб в учреждениях исполняющих наказание»; «создание благоприятных условий для исправления несовершеннолетних»; «организация системы контроля за нарушением прав несовершеннолетних в органах и учреждениях, исполняющих наказания в отношении несовершеннолетних»; «осуществление большей активности в межведомственном взаимодействии»; «специальная подготовка педагогов, психологов, работающих в спецшколах, колониях, уголовных инспекциях»; «учет возрастных особенностей несовершеннолетних и усиление индивидуального подхода в работе с несовершеннолетним».
- Дифференцированы трудности в социальном сопровождении несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности. При анализе трудностей специалистов при работе с целевой группой мнения экспертов разделились: «недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов» (16,7%), «несовершенство законодательства» 28,6%, «нарушена сеть социальных контактов несовершеннолетнего» (33,3%), «низкий уровень реализации мер ранней профилактики по месту жительства несовершеннолетнего» (28,6%), «нежелание несовершеннолетних получать помощь специалистов» (47,6%), «отсутствие программ повышения квалификации специалистов по реализации инновационных технологий работы с несовершеннолетними» (11,9%), «рассогласованность действий специалистов» (16,7%).
- диагностика cостояния здоровья членов семьи;
- организация лечения членов семьи;
- получение медицинских и реабилитационных услуг;
- обследование и лечение родителей и несовершеннолетнего у нарколога;
- организация медицинского обследования, диспансеризация родителей и несовершеннолетнего;
- обучение родителей навыкам общего ухода за детьми-инвалидами, навыкам проведения лечебной физкультуры в домашних условиях, навыкам массажа;
- лечение и лекарственное обеспечение членов семьи;
- оформление санаторно-курортной карты;
- организация прохождения психолого-медико-педагогической комиссии;
- оформление инвалидности по медицинским показаниям;
- протезирование, ортезирование, предоставление слуховых аппаратов;
- мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни и др.
- коррекция психологического состояния и семейных отношений родителей с детьми;
- информирование об учреждениях, оказывающих психологические услуги (месте их нахождения и графике работы);
- углубленная психологическая диагностика;
- проведение индивидуальной (групповой) терапии;
- психологическое консультирование, коррекция, реабилитация, тренинги;
- работа с социальным окружением семьи;
- организация групп поддержки для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- психологическая помощь в изменении намерения женщины отказаться от новорожденного и др.
- повышение родительской компетентности;
- адаптация к социальной среде и социализация детей;
- определение детей в группу продленного дня, дошкольное учреждение;
- привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к коррекционно-развивающим занятиям;
- обучение в образовательных учреждениях детей;
- организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений;
- повышение родительских компетенций на курсах, лекториях;
- профессиональное обучение родителей;
- посещение мероприятий духовно-нравственной направленности;
- проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетним (родителями);
- оформление
- несовершеннолетнего в библиотеку, различные секции, кружки, организация участия несовершеннолетних в походах, спортивно-массовых мероприятиях;
- содействие в организации семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники);
- содействие в профессиональной ориентации несовершеннолетних, их профессиональном обучении;
- содействие в организации летнего отдыха детей и др.
- оформление или переоформление документов, получении установленных законодательством льгот и выплат;
- содействие получению гражданами бесплатной юридической помощи;
- консультирование по вопросам самообеспечения и улучшения своего материального положения и жизненного уровня семьи в соответствии с действующим законодательством;
- консультирование семей с детьми по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.);
- обеспечение семьи информацией об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах;
- подготовка и направление соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и др.), необходимых для практического решения этих вопросов и др.
- п олучение материальной помощи (в натуральной форме);
- оформление социальных выплат и льгот;
- получение путевок для отдыха и оздоровления несовершеннолетних;
- оформление компенсации оплаты за детский сад;
- получение ребенком бесплатного горячего питания в образовательном учреждении;
- получение справок для оформления льгот и пособий учащимся и студентам;
- трудоустройство членов семьи и др.
- Приказ об организации работы №537
PDF (сканированный) - Приказ об организации работы 133-О
PDF (сканированный) - Приказ об утверждении модельной программы № 422 — р
- PDF (сканированный)
- Приказ об организации работы 626-р
PDF (сканированный) - Приказ о назначении ответственных лиц № 473-О
PDF (сканированный) - Приказ Депсоцразвития Югры № 777-р «О внедрении модельной программы социального сопровождения семей с детьми»
PDF (сканированный) - Приказ Депсоцразвития Югры № 622-р «Об утверждении типовых форм документов по социальному сопровождению семей с детьми»
622-р - Социальное сопровождение граждан
PDF (сканированный)
А также в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации.
Что такое социальное сопровождение?
Комплекс мер, направленных на разрешение возникших у несовершеннолетнего проблем, ситуаций, которые влекут за собой его девиантное поведение, оказание реальной действенной помощи несовершеннолетнему.
Возраст, поступающих на сопровождение?
До 18-ти лет.
Задачи социального сопровождения?
profcenter.spb.ru
Программа организации социального сопровождения детей и подростков, как способ профилактики девиантного и деликвентного поведения
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социальных педагогов, психологов, социологов, медиков и правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Поэтому создание программы по комплексному решению вопросов социальной поддержки детям с девиантным поведением стало очень важно.
Бездуховность и ее результат – потребительско-эгоистическое отношение к жизни порождают у многих людей апатию, безразличие к себе и к другим. В результате преступность среди несовершеннолетних растет. Находясь в одинаковых условиях среди подростков с девиантным поведением, далеко не каждый подросток совершает преступление в связи с тем, что существуют еще и личностные причины противоправного поведения. Это, прежде всего, особенности ценностных ориентаций подростка, задаваемых микросоциумом в котором развивается растущий «организм».
Бесспорно, наиболее значима для подростка его семья, особенности внутрисемейных отношений.
Состояние внутрисемейных отношений во многом определяют поведение подростка. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится так себя вести в различных ситуациях. Большинство родителей у кого трудные, проблемные дети сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается в психике ребенка.
Важнейшей средой приложения сил и понимания собственной значимости для несовершеннолетнего является учеба и работа. Здесь подросток сталкивается с наибольшими жизненными трудностями, от их преодоления зависит его внутреннее состояние. Достижение успеха в учебе и труде важно для ощущения собственной полноценности. Социальная незрелость подростка часто становится причиной срывов и конфликтов в среде учебы и труда.
Не добившись успеха в учебе, подросток пытается найти удовлетворение в общении со сверстниками, причем не всегда приемлемыми для общества способами, а часто и совершая преступления
Для того, чтобы «вытащить» подростка из асоциальной среды необходимо привлечь его в другую среду, которой может выступить досуговая сфера.
Помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремления, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности, значит во многом предотвратить правонарушения среди детей и подростков. Поэтому именно организация досуговой деятельности должна стать той системой, где ребенок сможет найти себя, самовыразиться, повысить свою самооценку, а для этого социальный педагог должен заинтересовать его. Кроме этого необходимо разъяснение педагогам и родителям важность вовлечения детей в досуговую сферу, так как именно здесь они могут проявить свои способности, оценить самого себя и быть ценными другими в ходе участия совместной деятельности.
В связи с этим очень важна работа социальных педагогов и психологов с теми детьми и семьями, которые относятся к «группе риска».
Цели программы:
1.Создание системы досуговой занятости несовершеннолетних во внеурочное время, как профилактика отклоняющегося, дезадаптивного поведения.
2. Повышение уровня знаний о навыках здорового образа жизни.
Задачи программы:
1.Изучение индивидуально-психологических особенностей детей
отклоняющегося и противоправного поведения.
2.Создание системы социально-психологической помощи детей девиантного и деликвентного поведения с учетом их индивидуальных особенностей.
3. Организация досуговой сферы для детей и подростков
4.Просвещение родителей (законных представителей), педагогов о причинах девиантного и деликвентного поведения детей.
5. Социально-трудовая адаптация и помощь детям и подросткам с нарушением процесса социализации.
6.Ознакомление учащихся с нормативно-правовыми документами.
Предполагаемые результаты
1.Создание условий для профессиональной и социальной адаптации детей и подростков.
2. Повышение правовой грамотности педагогов, родителей и учащихся.
Используемый инструментарий
center-psi.ru
Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации * 884
Согласно закону Российской Федерации «Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это дети, оставшиеся без попечения родителей; детиинвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств самостоятельно или с помощью семьи.
Практическая социальная работа по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предполагает обязательную работу с семьей ребенка, особенно в тех случаях, когда семья неблагополучная. Основной формой оказания такой помощи должен стать специально организованный процесс – социальное сопровождение ребенка и семьи. В свою очередь, сопровождение может быть определено как особая форма пролонгированной социальной (включая психосоциальную и социальнопедагогическую) помощи – патронажа. Патронаж в данном случае понимается как целостная и комплексная система социальной поддержки и психологопедагогической помощи, оказываемой в рамках деятельности социальных служб.
Понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». Сопровождать – значит проходить с кемлибо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, успешно организованное социальное сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает ребенку войти в ту зону развития, которая ему пока еще недоступна. Существенная характеристика сопровождения – создание условий для перехода личности к самопомощи. Иначе говоря, в процессе сопровождения создаются условия, и оказывается необходимая поддержка для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
Результатом социальнопсихологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество – адаптивность, т. е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни – быть ее автором и творцом.
В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности, которой оказывается помощь, и ситуации, в которой осуществляется сопровождение. Вместе с тем общими принципами сопровождения личности в трудной жизненной ситуации являются гуманное отношение к личности, вера в человека.
Cоциальнопсихологическое сопровождение делает процесс оказания помощи личности в кризисной ситуации более эффективным, контролируемым и позволяет максимально задействовать всех субъектов этого процесса. Как у ребенка, так и у семьи зачастую есть внутренний ресурс, к которому не всегда есть доступ.
Особое значение имеет социальнопсихологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с ними представляет собой сложную систему реабилитационных мероприятий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности, формирование системы ценностей, развитие интеллекта. Психокоррекцию детей оптимально проводить блоками, длительно, как в рамках психологического сопровождения ребенка, так и в структуре общего восстановительного лечения. Акцент психологического воздействия должен быть направлен на развитие личности ребенка, на коррекцию его Яконцепции. Необходимо изменить отношение больного ребенка к себе, соответственно, у него изменится отношение к окружающему миру, и сформируются адекватные притязания и представления. Психологическую работу следует проводить в рамках личностноориентированного подхода. До проведения психокоррекционных мероприятий необходимо тщательно изучить следующие показатели:
1) структуру и динамику психологических аспектов качества жизни (то есть личностные особенности ребенка и его связь с социумом);
2) возрастные и социальные показатели качества жизни;
3) наличие или отсутствие корреляций между психологическими аспектами качества жизни ребенка и качеством жизни его близкого окружения.
Коррекционнопсихологическое сопровождение обеспечивает создание условий для повышения автономности и социальной активности детей, для развития интеллектуальных процессов, формирования ценностных установок, соответствующих психическим и физическим возможностям ребенка. Базируясь на личностном и системноориентированном подходе, коррекционнопсихологическое сопровождение представляет собой комплексную систему всесторонней, динамической, диагностической, коррекционной и развивающей помощи в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями детей.
Система психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе предусматривает деятельность в традиционных направлениях: диагностика, коррекционная работа, консультирование, профилактика с учетом специфических задач, целей и динамики развития учащихся на различных ступенях обучения.
В реабилитационных учреждениях необходимо заниматься не только с самими инвалидами, но и с их семьями. Занятия эти обязательно должны носить групповой характер и проводиться с использованием методологических приемов по развитию навыков общения. Практикуются групповые методы коррекции семейных взаимодействий по отношению ко всем связанным с конкретной социальной службой семьям, независимо от того, как ведет себя ребенок в данный момент. Поскольку родители склонны выдвигать в качестве мотива для отказов от такой работы недостаток времени, целесообразно в первую очередь решать на этих занятиях насущные проблемы семьи. Например, занятия можно сочетать с консультациями по социальноправовым вопросам, с заполнением заявлений на получение какихлибо льгот и преимуществ, с организацией совместных праздников и экскурсий.
В более широком плане постоянная работа с семьями по месту жительства приобретает характер социального патронажа, то есть совокупности видов социального обслуживания семей, преимущественно на дому, что можно было бы назвать длительной «социальной диспансеризацией», включающей регулярное посещение семей работниками социальной службы, медикосоциальную, социальнопсихологическую, социальнобытовую, социальнотрудовую и социальноправовую помощь и поддержку с целью создания оптимальных условий жизни. Одна из задач этой работы – активизация действий самих членов семьи.
В контексте рассмотрения проблем социального сопровождения детей в трудной жизненной ситуации необходимо остановиться на вопросе о современной системе социальнопедагогической поддержки детства.
В теоретических источниках социальнопедагогическая поддержка рассматривается авторами как последовательная работа по охране прав, социальной защите и опеке; по предупреждению безнадзорности, профилактике социальных отношений, по восстановлению социального статуса, сохранению темпов психофизического и личностного развития ребенка. Ряд авторов видят роль социальнопедагогической поддержки в создании условий для социализации ребенка или подростка, под которой понимается процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Для современного этапа развития системы социальнопедагогической поддержки детства характерным является процесс формирования понятийного аппарата. Если в педагогическую практику широко внедрились такие понятия, как «социальная защита детства», «социальная поддержка детства», «социальная помощь детям», то понятие «социальнопедагогическая поддержка детей» используется лишь с 90х годов прошлого века.
В правовом аспекте социальнопедагогическая поддержка рассматривается в двух вариантах:
В ходе исследования нас интересовало мнение специалистов образовательных учреждений по вопросу социальнопедагогической поддержки детей в трудной жизненной ситуации. Большинство ответивших считают, что социальнопедагогическая поддержка – это организация социальнопедагогических условий для решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Цель социальнопедагогической поддержки в том, чтобы создать «дружественную социальную среду», «зону безопасности, где растущий человек мог бы найти поддержку взрослого от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, научиться жить в меняющемся социуме». Приведенные высказывания отражают различия в существующих взглядах, дают представление о разночтениях в понимании и определении социальнопедагогической поддержки детей и подростков. Многие практики считают, что помощь специалистов в решении социальнопедагогических проблем детей и родителей наиболее востребована, начиная со школьного периода.
С начала 90х годов прошлого века система социальнопедагогической поддержки переходит на новый этап развития, целью которого является создание условий, способствующих реализации прав детей разных возрастов на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации. Среди приоритетов государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации следующие:
Именно эти приоритеты определяют цели, задачи, основное содержание деятельности развивающейся системы социальнопедагогической поддержи и защиты прав детей.
В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон, безусловно, является самым важным в ряду российских законов о детстве, определяет основные гарантии прав ребенка, в том числе защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Развитие новых типов и видов образовательных, социозащитных учреждений, расширение функций действующих, появление в их структуре новых служб социальнопедагогической направленности расширяют потенциальные возможности образовательных учреждений в разработке и использовании инновационных технологий социальнопедагогической профилактики, социальнопедагогической реабилитации, адаптации, консультирования детей. Необходимым условием в данной ситуации становится умение руководителя с помощью социального педагога, классных руководителей, других членов педагогического коллектива устанавливать и развивать «горизонтальные» социальнопедагогические связи на муниципальном уровне с целью максимального использования творческого потенциала, ресурсного обеспечения социальных партнеров.
Необходимо отметить, что система социальнопедагогической поддержки детства складывается как межведомственная, предполагающая взаимодействие учреждений образования, социальной защиты, медицинских учреждений и учреждений культуры, государственных организаций. Отличительной чертой системы становится ее обусловленность региональной (муниципальной) спецификой, когда учитываются демографические, социальные, исторические, экономические и другие особенности. Вместе с тем можно выделить ряд основных направлений по обеспечению социальнопедагогической поддержки. К этим направлениям относятся:
Многообразие учреждений, оказывающих социальнопедагогическую поддержку, разнообразие видов поддержки отражают сущностные характеристики современного подхода к оказанию помощи детям в трудной жизненной ситуации, основанного на реальном межведомственном взаимодействии.
psyjournals.ru
Социальное сопровождение несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности: межведомственные аспект
Социологические науки
Похожие материалы
Предпосылками для проведения авторами исследования по заявленной проблематике и написания данной статьи выступили три фактора:
Таблица 1. Количество выявленных несовершеннолетних, совершивших уголовные правонарушения
Сибирский федеральный округ
Исследование проведено в Алтайском крае. В регионе утвержден порядок межведомственного взаимодействия, «в его реализации участвуют: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления и учреждения в сфере социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры, по делам молодежи, правоохранительные органы, общественные социально-ориентированные организации» [1, с. 142].
В основу данного эмпирического исследования положена гипотеза, согласно которой, предполагаем, что социальное сопровождение несовершеннолетних, привлеченных у уголовной ответственности, требует повышения качества межведомственного взаимодействия органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Для проверки поставленной гипотезы оценка качества межведомственного взаимодействия осуществлялась на основании данных полученных в ходе экспертного проса (эксперты – руководители и специалисты высокой квалификации органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Алтайского края, 42 чел.).
Оценивая качество межведомственного взаимодействия, мы анализировали «точки согласия» специалистов в вопросах социального сопровождения целевой группы, поскольку они свидетельствуют о выработке единых стратегий, тактик, технологий работы с подростком, и «зоны конфликта» как сегменты, демонстрирующие противоречия при проведении индивидуальной профилактической работы, рассогласованность действий специалистов, ведомств в целом и требующие профилактики, решения.
Анализ полученных данных показывает, что к «точкам согласия», на которых базируется межведомственное взаимодействие при работе с несовершеннолетним, привлеченным к уголовной ответвенности, относятся:
Разногласия — «зоны конфликта», как свидетельствуют ответы экспертов, обусловлены следующими обстоятельствами:
Характер, интенсивность, трудности взаимодействия с различными органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в части социального сопровождения привлеченных к уголовной ответственности оценивалась экспертами по 5-балльной шкале: 1 – нулевой уровень, взаимодействие не осуществляется; 2 – недостаточный уровень; 3 – критический уровень; 4 – достаточный уровень; 5 – оптимальный уровень. Системно данные по уровню реализации межведомственного взаимодействия представлены в таблице 2. Их сравнение говорит о том, что требует повышения эффективности взаимодействия с субъектами профилактики в сфере образования — специальные учреждения открытого и закрытого типа, труда и занятости населения, здравоохранения, а также налаживание партнерских отношений с социально-ориентированным некоммерческим сектором. Более активны в межведомственном взаимодействии организации социального обслуживания, органы внутренних дел и подразделения по делам несовершеннолетних, организации исполнения наказания и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Таблица 2. Уровень реализации межведомственного взаимодействия в социальном сопровождении несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности
novainfo.ru
Социальное сопровождение
Социальное сопровождение – деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, неотносящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
Целью социального сопровождения является помощь (содействие) в преодолении жизненных трудностей граждан, минимизации негативных последствий и формировании социально-положительных ориентаций, повышении психологической устойчивости и формировании психологической и педагогической культуры семьи в сферах межличностного, семейного и родительского общения посредством предоставления медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи в соответствии с потребностями личности и характера самих проблем. Социальное сопровождение предоставляется организациями социального обслуживания населения автономного округа. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе получателя социальных услуг.
Содержание и формы социального сопровождения семьи с детьми
Содержание социального сопровождения в рамках межведомственного взаимодействия включает в себя меры медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
Социальное сопровождение может включать различные виды помощи:
Психологическая помощь:
Педагогическая помощь:
Юридическая помощь:
Социальная помощь:
Уровни социального сопровождения семей с детьми:
Адаптационный уровень это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, молодой и иной семьи в течение первого года ее создания. Как правило, в мероприятиях адаптационного уровня сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: первый год нахождения ребенка в замещающей семье (трудности в социальной адаптации ребенка к жизни в семье); повторный брак у родителей (воспитание мачехой или отчимом); молодая семья с ребенком; семья беженцев/вынужденных переселенцев с детьми в первый год пребывания на территории субъекта Российской Федерации
Базовый (профилактический) уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Как правило, базовому уровню социального сопровождения подлежат семьи с детьми со следующими признаками: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в после разводном состоянии (психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка); семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет; семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь на основании социального контракта; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции.
Кризисный социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Как правило, в кризисном уровне сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность всех членов семьи); нарушение детско-родительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, «орудием» разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка); грубое обращение с ребенком (оскорбления, угрозы, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.)
Экстренный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации мероприятий, направленных на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для сохранения семьи. Как правило, программы социального сопровождения на экстренном уровне признаются необходимыми для семей, находящихся в социально опасном положении, семьи с детьми со следующими признаками: враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи или домочадцем, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка); мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка; семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенка-инвалида; несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать-одиночка); длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей в семье с детьми; семья с детьми, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.); алкоголизм в семье (нарушение социальных ролей в семье, формирование стойкого психопатического состояния у детей и асоциальных форм поведения); асоциальные, дезорганизованные семьи с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей, аморальным или криминальным поведением старших членов семьи.
Документы, регламентирующие деятельность Учреждения по социальному сопровождению:
Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям — 8 (3463) 42-32-44
Консультативное отделение — 8 (3463) 42-30-08
Отделение срочного социального обслуживания — 8 (3463) 46-60-25
xn--c1aejfhjgfuh0c.xn--p1ai