Итоговое сочинение
Помощь Вконтакте
Дата публикации: 12.01.2017
Аргументы для сочинения ЕГЭ:
Проблема «отцов и детей»
Проблема спора поколений
Проблема конфликта поколений
- Старшее поколение с трудом принимает перемены, а младшее не желает держаться за прошлое
- Причиной разногласия двух поколений являются перемены в обществе
В. Распутин повесть «Прощание с Матерой»
Разрыв связи поколений отражен в повести Распутина «Прощание с Матерой». Старуха, которая всю жизнь провела на острове, не могла принять решение властей — затопить ее родную землю для строительства ГЭС. Дарья считала, что люди живут неправильно и тратят свое время впустую, что машины не помогают людям, а порабощают их. Андрей, внук героини, тоже жалел Матеру, но оценивал ситуацию иначе. Молодой парень был уверен, что земля пропадет не просто так, а ради человеческого блага, и считал, что нужно не сидеть на месте, а стремиться туда, где новое.
И. С. Тургенев роман «Отцы и дети»
Самым ярким примером конфликта двух поколений, бесспорно, является роман Тургенева «Отцы и дети», где автор противопоставил Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Взгляды этих героев расходились во всем: политика, отношение к людям, искусство, природа, традиции – любой разговор заканчивался противостоянием. Причина тому – категоричность и нежелание держать связь между прошлым и будущим. Молодой Базаров был уверен, что взгляды «отцов» дано устарели, а Павел Петрович, напротив, старался не замечать перемены в обществе и не хотел принимать что-то новое.
supersoch.ru
Сочинение по направлению спор поколений
Автор данного сочинения, заслуживающего зачёта по всем 5 критериям, пожелала остаться неизвестной. Исходный текст приводится с незначительными правками.
Тема, которая рассматривается в сочинении, достаточно сложна для того, чтобы её раскрыть в рамках школьного сочинения. Но, помните, что от вас не требуется глубокий и многоаспектный анализ вопроса.
При работе над сочинением необходимо
1. ответить на вопрос, который прозвучал в названии темы или определить тезис самостоятельно (как в предложенном примере);
2. поразмышлять, не «соскальзывая» с темы, уместно привлекая примеры из литературы;
3. избежать простого пересказа без интерпретации мотивов и действий героев произведения;
4. следовать структуре: вступление/основная часть/заключение.
«Мысль семейная» вчера, сегодня, завтра…
Семья – это группа людей, чаще всего связанная кровными или брачными узами. Человек рождается, вырастает, влюбляется, женится, после этого него появляются дети. И такой круговорот повторяется заново. Таким образом, смысл понятия «семья» прежде всего в воспитании детей, а также поддержке и помощи друг другу. Время идет, вместе с ним меняются и устои общества. В том числе изменение претерпевает и мнение людей о том, что такое семья.
Смысл понятия о семье «вчера» таков: в ней обычно присутствовал один авторитет – глава семьи, чаще всего мужчина, но это могла быть и женщина. И если у этого человека был жестокий характер, нередко домашние от этого страдали. Примером данного явления служит семья Кабановых из произведения А. Островского «Гроза». Кабаниха здесь является как раз-таки этим самым авторитетом. Её в семье все боятся и слушаются. Деспотичная женщина изводит своих домашних под предлогом заботы о них и защиты старого «порядка». Кабаниха считает, что только её представление о семейной жизни верно. Мать грубо вмешивается в отношения своего сына и невестки, указывая им, как они должны относиться друг к другу. Так, Кабаниха советует Тихону держать свою жену в «ежовых рукавицах», а Катерину укоряет в недостаточной почтительности к себе и супругу. А после искреннего покаяния изменившей Тихону Катерины свекровь не только не пытается простить свою родственницу, но и фактически доводит её до самоубийства. Это противоречат понятию семьи, так как оно заключается в поддержке в трудных ситуациях, помощи, опеке.
Понимание семьи «сегодня» резко изменилось, порядки в ней стали намного мягче. Еще «вчера» девушек не спрашивали, хотят они замуж или не хотят, не давали выбрать жениха самостоятельно, а «сегодня» мы видим, что такая схема уже неактуальна. Основы этой свободы воли закладывались уже в 19 веке. Например, героиня романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», образованная и независимая Анна Одинцова, сама вольна выбирать себе спутника жизни. Она предпочла спокойную размеренную жизнь с нелюбимым, но стабильным человеком, а не со страстно влюбленным в неё нигилистом Базаровым.
Что же будет завтра? Уже сегодня люди не всегда стремятся оформить свои отношения юридически, а спутников жизни выбирают самостоятельно, вне зависимости от мнения родителей. Мне кажется, можно сделать вывод, что семья и её понимание со временем будет менее консервативным, отношения людей станут более искренними, а не формальными. Но самые главные составляющие семейных отношений: любовь, забота, воспитание детей — останутся актуальными всегда.
samarus-school.ru
Сочинения по литературе на тему «Спор поколений: вместе и врозь»
Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»
В авторском предисловии к своей самой знаменитой сказке «Маленький принц» — французский писатель и летчик Антуан Сент-Экзюпери посетовал на то, что многие разногласия между взрослыми и детьми происходят по одной причине: «все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит». И с этим трудно не согласиться! А скольких слез и недоразумений можно было бы избежать, остановись вовремя родители в критике своего чада и вспомнив себя в его годы. Только нет – «мы взрослые, мы всегда правы, мы хотим только добра».
Проблема «отцов и детей» стара, как мир. Когда-то она касалась музыкальных вкусов и пристрастий, когда-то – политических взглядов, когда-то – литературных симпатий и антипатий. Чтобы сгладить остроту этой проблемы, от каждой из сторон требуется два умения – слушать и слышать. Слушают преимущественно все. Оно в арсенале у многих людей. А вот слышат – единицы. С ним сложнее. Освоено это умение единицами. Только обнаруживается это поздно и некстати, когда конфликт уже вышел наружу и разгорелся, как бушующий костер.
Особенно наглядно проблема спора поколений обнаруживается, когда обращаешься к истории. Слезы, недоразумения – можно ли их избежать во взаимоотношениях между родителями и детьми? Споры между разными поколениями возникали всегда. Причин тому тьма: музыкальные вкусы и пристрастия, политические взгляды, литературные симпатии и антипатии и другие. «Отцы и дети» — самоназвание знаменитого тургеневского романа четко обозначает основной вопрос, затронутый в произведении. Извечная людская проблема, кроющаяся в недопонимании между последующими и предыдущими поколениями, становится предметом размышлений автора. Прошлое, уходящее поколение, как правило, видит в себе больше хороших, положительных черт, чем в своей смене, не имеющей четких моральных устремлений. Для нового поколения в прежних устоях нет ничего, заслуживающего внимания. Охарактеризовать их можно эпитетами «изжившие», «устаревшие». Базаров, который пренебрежительно относится к старичкам, отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины.
Споры из нашей жизни не исчезнут никогда. Нужно время для раздумий и расстановки всех точек. С проблемой «отцов и детей» можно столкнуться где угодно: будь то семья, трудовой коллектив или же общество в целом. Для ее решения старшему поколению нужно быть лишь более терпимым к молодым, а для поколения «детей» нелишне будет относиться к старшим с большим уважением. И в любом случае не обойтись без обоюдного понимания.
Спор поколений. Вместе и врозь.
«Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).
Любовь и уважение к родителям – одна из семи христианских добродетелей, которая почитается в семье. На протяжении всей истории человечества эта любовь проявляется наиболее сильно, потому что ее испытывает каждый человек: всяк исходит от родителей своих. Когда мы находимся рядом с родителями, когда они сопровождают каждый наш шаг, мы особо и не задумываемся над тем, насколько глубоко или не так сильно любим мы самых родных нам людей. Но стоит нам оставить их хотя бы ненадолго, появляется некое беспокойство в душе, какая-то неустроенность в мире – и только потом мы осознаем, что плохо нам без них, будто всё время чего-то недостает. И самое интересное: ребенок, никогда не видевший своих родителей (может, оставлен в детском доме или волею судьбы был покинут родителями по той или иной причине), всю жизнь несет неизбывную любовь к ним.
Тема любви к родителям, отношения отцов и детей всегда была в центре внимания писателей русской и мировой литературы. И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети», раскрывая противостояние двух идейных лагерей – либералов и разночинцев-демократов, характеризует детей с точки зрения их отношения к родителям. Нигилист Базаров как будто испытывает чувство неловкости от боязливо проявляемой к нему ласки матери. Енюшка (так называла Базарова его мать) не позволял родителям никаких лишних нежностей, и сам не проявлял их, не потому, что не любил своих мать и отца, а потому, что считал, что не может нигилист быть наподобие барышни. И родители его это чувствовали и понимали своего сына, не обижались на него, старались не надоедать своей заботой, но искренне любили его. И Евгений Базаров их, конечно, любил: умирающий романтик, он дает наставления Анне Одинцовой позаботиться о его стариках – очень милых людях.
Не стоит стесняться своего чувства к родителям. Чувство сыновней (дочерней) любви облагораживает, делает человека добрее, искреннее, лучше, ибо уважение к старшим рождает все хорошие поступки и деяния, поскольку такой человек руководствуется всем огромным опытом предшествующих поколений, а не только своим небольшим жизненным опытом. А это спасает от множества проблем и сложных ситуаций. Как спасло, например, Аркадия Кирсанова от ошибок в отношении со своим отцом. Когда Базаров неблагосклонно отозвался о Николае Петровиче, игравшем на музыкальном инструменте и читавшем стихи, Аркадий вступился за своего отца и начал понимать, что не все взгляды Базарова он разделяет. Пожалуй, это стало началом разрыва отношений самых близких, по мнению Аркадия, друзей.
Лучшие герои Л.Н.Толстого показаны им в семейной обстановке: в доме Ростовых царит «ум сердца», а в доме Болконских – «ум ума». У Ростовых доверительные отношения между родителями и детьми. Здесь не просто любят детей и заботятся о них, а становятся их незаменимыми друзьями, поверенными в делах сердечных: Наташа Ростова раскрывает свое сердце прежде всего матери, забравшись к ней в постель и без умолку щебеча о своем счастье. Графиня Ростова говорит о любви с Соней, заботится о ее будущем. Взрослые и дети здесь всегда вместе: вместе радуются, вместе переживают то или иное событие, вместе решают, отпустить на войну младшего Петю или нет.
В доме Болконских тоже царит любовь детей к родителям. Только отношения в этой семье построены не на сердечности чувств, а на строгом уважении друг к другу. Так, старый князь Болконский, заботясь о воспитании княжны Марьи, дает ей уроки математики, чтобы ум девушки не был занят разными глупостями. Видя в руках дочери письмо от Жюли, говорит: «Еще одно письмо пропущу, а следующее прочту», потому что знает, насколько легкомысленна та, которая насылается в подруги его дочери. Князь Андрей всегда почтителен и терпелив к своему отцу, несмотря на то, что характер Николая Андреевича был порой невыносим. Но у него и в мыслях никогда не было не согласиться в чем-либо с отцом или ослушаться его. А это, несомненно, проявление уважения.
С точки зрения Ведической астрологии уважение к отцу дарит человеку успех и удачу в карьере и общественной деятельности, а также уверенность и стабильность в жизни. А уважение матери дает ему спокойствие и умиротворение, мягкость и заботливость в общении. И мы это наглядно видели на примере наших героев. Если же ребенок не уважает и не любит своих родителей, то он похож на молодое дерево, у которого нет корней, или на ручей, у которого больше нет источника. У такого человека нет уверенного будущего.
Вечный спор «отцов» и «детей»
Каждый человек — современник какой-либо эпохи и сверстник определенного поколения. Известно по собственному опыту, что одно поколение людей значительно отличается от другого. Всем ясно, что новое идет на смену устаревшему. Новое время рождает новое поколение, которое уже по-иному смотрит на мир, ставит перед собою другие цели. Многое из опыта предков действительно становится неприемлемым в новой реальности, но огромная часть должна служить опорой для дальнейшего развития. Что же оставить, а что взять с собой в жизненный путь новому поколению? В этом-то и заключается вечная проблема двух поколений: старшего, стремящегося передать все знания, весь опыт, и нового, сметающего все на своем пути. Так «отцы» в решениях опираются на нормы морали, «дети» руководствуются симпатиями и антипатиями. «Отцы» рассматривают работу как добродетель, «дети» — как неизбежность. Это и понятно: изменения в уровне жизни ведут к перемене в мышлении, поведении, выборе ценностных ориентаций людей различных поколений. И как всегда над поколением родителей мы добро смеемся, бабушек и дедушек уважаем, а прадедами восхищаемся.
Естественно, подобная проблема не могла не волновать писателей и поэтов разных эпох. Проблема отцов и детей раскрывается в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей. Базаров не принимает жизненные принципы Кирсановых, Кирсановы не могут понять, как можно всё отрицать. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.
Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.
Проблема “отцов и детей” актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. “Дети”, открыто выступающие против поколения “отцов”, должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение помогут избежать серьезных столкновений. А «отцы» должны помнить, что когда-то тоже были «детьми» и тоже совершали ошибки.
Словом, в конфликте поколений нет правых и виноватых. Есть лишь две непримиримые стороны, никак не желающие идти на компромисс.Иногда бывает так трудно понять своих собственных родителей или преподавателей. Так же как и им нас. Хотя, казалось бы, разница в возрасте в двадцать или тридцать лет не должна играть большой роли. Ведь не могли же наши родители так быстро забыть свою юность, чтобы перестать понимать наши устремления? А может, именно потому, что они не забыли, они стараются оградить нас от каких-то ошибок и направить на правильный путь? Точно так же и мы сами не всегда будем находить общий язык со своими детьми. Так было и так будет всегда.
Спор поколений: вместе или врозь.
Человек живёт в обществе, которое развивается по спирали, поэтому развиваются конфликтные ситуации. А литература старается отобразить этот конфликт поколений, откликаясь прекрасными произведениями на «злобу дня».
Вспоминаю комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений героев, их взглядов на мир. И что интересно, к «отцам» относятся и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий — представитель нового света — им чужд.
События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине девятнадцатого века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — взаимоотношение поколений. В некоторой степени это справедливо. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений — либералов и революционер о в-демократов, называемых нигилистами. Тургенев пытается осмыслить мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. На противопоставлении взглядов разночинца и дворянина построен сюжет романа.
Среди героев романа наиболее активными представителями непримиримых мировоззрений являются Евгений Базаров и «аристократ до мозга костей» Павел Кирсанов. Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой он вращался всю свою молодость. Он следован «принсипам» везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он жил всю жизнь. Он сохранил свои привычки неизменными, хотя, с практической точки зрения, это было неудобно. А для нигилиста Базарова это было просто смешно.
Павлу Петровичу лет сорок пять, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. Лицо Павла Петровича правильное и чистое, но желчное. «Весь облик Павла Петровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцатых годов». По внешности, по убеждениям Павел Петрович аристократ. Правда, как пишет Писарев, «убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит» и «по привычке доказывает в спорах необходимость «принсипов». В чем же заключаются эти «принсипы»? Во-первых, это взгляд на государственное устройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки, он монархист. Павел Петрович не переносил инакомыслия и яростно защищал доктрины, которым «постоянно противоречили его поступки». Он любит порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними «морщится и нюхает одеколон». Кирсанов толкует о России, о «русской идее», но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.
Но видя, что не может победить нигилиста в споре, не может поколебать его нравственные устои, вернее отсутствие их, прибегает к последнему средству решения конфликтов подобного рода. Это дуэль. Евгений принимает вызов, хотя считает это выходкой полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их проблемы дуэль не помогла. С помощью сатирического изображения автор подчеркнул нелепость поведения ПавлаПетровича, потому что смешной бессмысленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как поколение «отцов». Они расстаются, но каждый из них так и остался при своем мнении. Базарову удалось лишь нарушить душевное равновесие Павла Петровича, Для молодых нигилизм — определенная политическая и жизненная, позиция. Но одни воспринимают ее как модное поветрие (Ситников, Кук шина, Аркадий). Отрицать все: авторитеты, науку, искусство, опыт предыдущих поколений и ни к чему не прислушиваться. Но все они повзрослеют, обзаведутся семьями и будут вспоминать о своих убеждениях, как об ошибках юности. А сейчас они только опошляют идеи, которые «проповедует» Базаров.
Но в романе есть настоящий нигилист, который отдает отчет своим мыслям, своим убеждениям. Это Базаров. Он интересуется естественными науками и собирается продолжить дело отца, уездного лекаря. По убеждениям он нигилист и насмехается над «принсипами» Павла Петровича, считая их ненужными и просто смешными. Базаров находит, что лучшее — отрицать, и он отрицает На восклицание Павла Петровича: «Но надобно же и строить!», он отвечает: «Это уже не наше дело». Евгений язвительно относится к романтикам, но, оставшись один, осознает романтика в себе. Жизнь жестоко подшутила над Базаровым. Не верящий в любовь, он полюбил, а его любовь отвергли.
Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, Базаров говорит Одинцовой: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла — да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической». Базаров пытается развенчать бездейственные «принсипы», не принимает иллюзорную мечтательность. Но вместе с тем он отказывается от ВСЛР! КИХ достижений культуры («Рафаэль гроша медного не стоит»), утилитарно воспринимает природу. Базарову не удалось прожить долго. Он умирает со словами: «Я нужен России. Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?». Таков трагический итог жизни Евгения.
Отношение автора к своим героям совсем непростое. Уже было отмечено, что, желая наказать детей, Тургенев высек отцов. Но главное, что ему замечательно удалось показать, это смену отживающих форм сознания новыми, трагичность положения людей, первыми произносящими слово: «Вперед!»
Спор поколений: вместе и вроз ь
(по роману И.С.Тургенева “Отцы и дети”)
Евгений Базаров- моя противоположность. В его характере было, казалось, многое из того, за что можно уважать человека и чем восхищаться в литературном герое: ум, самобытность, физическая сила, уверенность в себе, огромная работоспособность.
Этот нигилист в споре побивает аристократа Павла Петровича Кирсанова, умеет заставить других слушать себя, уважать свою точку зрения. В чем же дело, почему он так неприятен мне? Читая роман, я ясно понял, что отталкивало меня в этом тургеневском герое: эгоизм и себялюбие, отсутствие жалости и доброты к другим. Евгений Базаров не похож на других известных мне литературных героев, созданных писателями 19 века. Онегина, Печорина, Пьера Безухова, Андрея Болконского я не могу поставить рядом с ним. Пожалуй, только герои Чернышевского Лопухов и
Кирсанов отчасти напоминают нигилиста, но даже они и «мрачное чудовище» Рахметов кажутся мне более человечными. Есть какое-то сходство в мировоззрении между Базаровым и Раскольниковым, но если Родион Романович постоянно сомневается, мучается и страдает, то Евгений Васильевич точно кремень. Не похож Базаров и на других тургеневских персонажей.Писатель сам признавал этот факт. С Рудиным, Инсаровым героя»Отцов и детей» не сравнить. Посмотрим, кто же он.
«Мужчина должен быть свиреп»,- приводит Базаров в разговоре с Кирсановым «отличную испанскую поговорку». Тургенев неоднократно подчеркивает в нем неудержимую, грубую, резкую натуру. Даже любовь, страсть в нем бьется «сильная и тяжелая», похожая на злобу.
Этот сын военного лекаря- личность очень сильная и незаурядная по всем статьям, будущий вожак. Еще два года назад, разбирая роман Тургенева в школе, мы
спокойно принимали на веру то, что Базаров и ему подобные -люди, готовящие революцию. Но сегодня, когда я стал немного взрослее, чтобы задуматься о том, что происходит у нас в стране, и когда я побольше узнал о революционерах, я думаю, что многое неправильно в рассуждениях этого нигилиста. Но в чем его сила? В том, что он представитель нового времени. Аристократы, наподобие Павла Петровича, отжили свое. Они прекрасно жили за чужой счет, но с их помощью страна отстала от Европы. Нужны новые люди и новые идеи. Евгений Базаров на протяжении всего романа и являет нам эту новую идею. В чем слабость Базарова? Главная его слабость в том, что он только отрицает, он не несет ничего положительного. А как людям жить с одним отрицанием? Сегодня тоже много людей, которые отлично критикуют старое, прекрасно доказывают, что очень много надо менять, но ничего путного предложить, а тем более сделать, не могут. У них, как в стихах Некрасова, получается: «если до дела коснется, то беда, мир виноват в неудачах тогда». А Евгений Базаров присвоил себе «титул» нигилиста и все отрицает: религию, науку, семью, нравственность . Особенно жутко становится, когда вдумаешься, что ведь он отрицает и такие вещи, как искусство, любовь. Разумеется, жизнь богаче его идей, и сам же «теоретик» влюбляется «глупо, безумно». Пока Евгений Базаров рассуждает об этом в столовой Кирсановых или в гостиной Одинцовой, это его дело, его причуда.
Я вспоминаю знаменитое место в споре Кирсанова с Базаровым. Николай Петрович спрашивает, почему Базаров и его единомышленники все отрицают, а по сути, разрушают, но ничего не строят? Ведь надобно строить? Базаров с гордостью отвечает: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить». И мне невольно хочется вступить в спор. Спросить о том, как же можно что-то рушить, не получив одобрения того, кто живет в этом строении? Как можно ломать, не имея четкого плана, что и как строить? Не так ли у нас после 1917 года усиленно ломали, чтобы «место расчистить», восклицая: «Мы наш, мы новый мир построим!», а потом оказалось; что»архитекторы-то»безграмотные и преступники к тому же?
Может быть, кому-то такие герои нравятся. Но для меня садовод, возделывающий свой маленький садик, неграмотная старушка, присматривающая за малышами, гораздо более»герои», чем Базаров. Ведь они в меру своих сил создают, а он разрушает.
Как же это ломать, не зная даже почему? Павел Петрович справедливо не может этого понять. И ему отвечает «молодой ученик» Базарова Аркадий: » Мы ломаем, потому что мы -сила».
Мне очень бы не хотелось, чтобы на смену старым правителям пришли новые, которые считают главным своим долгом только «место расчистить», а не строить новое.
Изучая литературу первой половины 19 века, мы говорили об особых литературных героях- «лишних людях» Онегине, Печорине.
К ним, как известно, относят и тургеневского Рудина. Но если рассудить, то и Базаров относится к тому же «разряду». Ведь кроме разрушения, у него нет больше никакого дела.
Спор поколений: вместе и ли врозь
Проблема отцов и детей – это вечная проблема, возникающая между людьми разных поколений. Взгляды, жизненные принципы старших когда-то считались основой человеческого бытия, но они со временем уходят в прошлое, и им на смену приходят новые жизненные идеалы, принадлежащие молодому поколению. Поколение «отцов» пытается сохранить все то, чем жило всю свою жизнь, забывая о принципах молодых. А молодость, наоборот, не понимает старшее поколение. Проблема «отцов и детей» возникает в семье, в рабочем коллективе, в обществе…
Данная проблема не раз поднималась и в русской литературе. К проблеме отцов и детей каждый автор подходит по-разному. Например, в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети” эта тема самая важная. Написание романа «Отцы и дети» совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. “Отцы” придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы. С болью осознает поколение уходящих свою слабость, напрасно так уверено в своих силах молодое – в борьбе “отцов и “детей” не бывает победителей. Проигрывают все, если нет борьбы, нет прогресса. Если нет отрицания прошлого, нет будущего.
Главный герой романа Базаров принимает только то, что полезно. Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство. Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведённым дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны. Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, читать Пушкина – потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою – нелепо. Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Всё это “романтизм”, “чепуха”. Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, “грубейшими суевериями”, казалось кощунственным толковать” об искусстве, “бессознательном творчестве”, когда “дело идёт о хлебе насущном”.
Они спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Но всё-таки, как бы правильно ни мыслил Павел Петрович, в какой-то степени его представления устарели. Тем более, его противник имеет преимущества: новизна мыслей, народу он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди. Безусловно, принципы и идеалы отцов отходят в прошлое. Но с мыслями нигилиста тоже согласиться нельзя. Любовь к Одинцовой вызвала окончательное поражение его взглядов, показала несостоятельность идей.
Данная проблема остро звучит и в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею — с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — крушением его надежд на личное счастье. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими. Если Фамусов — защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве. В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, “века покорности и страха — века”.
Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, — говорит он. Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но это трудно в условиях самодержавно-крепостнического строя. Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам “искал ума” во время пребывания на Западе, но он против «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам. Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом.
Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценит человека за его ум, образованность, его духовные и моральные качества. Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего — “что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!” Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Этому же следует и Евгений Базаров. В споре с Павлом Петровичем он прямо и открыто отстаивает свои идеи.
Кто победил? Видимо, ответ один: в споре идей победителей не бывает – всех победит время. Проблема “отцов” и “детей” остаётся вечной. Мир, человечество находятся в постоянном развитии, и поэтому каждое новое поколение входит в тот или иной конфликт с “отцами”.
Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, потому что культура, которая воспитывает одно поколение , будет непонятной другому.
Данная проблема нашла своё отражение в творчестве многих русских писателей Х I Х и ХХ веков. Волнует она и нас, поколение ХХ I века. И, конечно же, актуальна будет до тех пор, пока существует человечество.
Тему отцов и детей рассматривали многие писатели, и среди них мне хотелось бы назвать И. С. Тургенева и его роман «Отцы и дети». В своём романе Тургенев представил конфликт двух поколений, двух лагерей. Центральное место в романе занимает фигура нового человека – Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые «драться хотят». Другие – люди старшего поколения, которые не разделяют революционно – демократических убеждений Базарова. Они изображены мелкими, слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интересами. В романе представлены дворяне и разночинцы двух поколений – «отцов» и «детей». Тургенев показывает, как действует демократ — разночинец в чужой ему среде.
В Марьине Базаров – гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев – помещиков. И с Аркадием он расходится в главном : в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения всё – таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия – Базарову. Но всё – таки Аркадий постепенно стал разбираться во многом сам и уже переставал повторять слепо за Базаровым. .
Разница между героями видна в их поведении в «империи» Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров – человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Аркадий – совершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьёзных дел его ни одно по – настоящему не увлекает. Для него главное – уют и покой, а для Базарова – не сидеть сложа рук, трудиться, двигаться.
Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Младший Кирсанов всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это складывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.
Крупное разногласие возникло между «друзьями» в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова: постепенно «ученик»
выходит из-под власти «учителя». Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. «Ты, нежная душа, размазня»,- говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. Базаров предстаёт перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий – человек, принадлежащий старому поколению, поколению «отцов».
Отношение отцов и детей волнует и нас, поколение ХХ I века. Старшее поколение считает, что их жизненный опыт даёт право диктовать молодёжи манеру поведения, делать замечания. А мы, молодёжь, должны обращаться к произведениям великих русских писателей и поэтов, чтобы найти ответ на вопрос: «Вместе или врозь?»
На чём должны строиться взаимоотношения в семье?
Семья. Что значит она в жизни человека? По-моему, все. Вслушайтесь в это слово: «семья». В семье люди настолько близки друг другу, что ощущают себя единым целым, все члены ее духовно связаны между собой. Семья — это тот маленький мир, в котором формируется характер человека, его жизненные принципы. Семья — это атмосфера, в которую погружается он сразу после рождения. Появившись на свет, младенец видит первыми своих родных и близких. Именно от них зависит, каким войдет он в человеческое общество: будет любить его, или ненавидеть, или просто останется равнодушным. Семейные узы всю жизнь соединяют, связывают людей. Я считаю, что семья — это высшая духовная ценность.
Болконские. На первый взгляд в доме присутствует излишняя холодность. Но это не так! Да, в доме царит строгий порядок, но он не мешает отцу, сыну и дочери любить и уважать друг друга. Как заботливо каждое утро старый князь Болконский осведомляется о здоровье дочери! А тот факт, что перед приездом князя Василия Курагина расчистили дорогу, приводит его в ярость. Он сам занимался воспитанием княжны Марьи и давал ей уроки алгебры и геометрии. Старый князь не желал видеть свою дочь пустой светской барышней. Старый князь смог научить княжну любить и уважать людей, прощать им их слабости, заботиться о них. А честность и храбрость князя Андрея, его презрение к светскому обществу? Все это воспитал в своем сыне старый князь Болконский. Николай Болконский настолько любит князя Андрея, что в день его приезда в Лысые Горы делает исключение в образе жизни и впускает его в свою половину во время одевания. А молодой князь? Именно с ним князь Андрей оставляет свою беременную жену и просит воспитать сына в случае своей смерти. Доверием и взаимопониманием пронизаны отношения между отцом и сыном. Трогательны и нежны отношения между братом и сестрой. Княжна Марья благословляет брата образом, а он в свою очередь волнуется, не слишком ли тяжело сестре от характера отца.
И что удивительно, в доме все время звучит музыка, символизирующая гармонию. Пение Наташи выводит из мрачного настроения Николая, который проиграл большую сумму денег Долохову. Семья, родные люди — вот что главное, настоящее в жизни человека. Во время болезни Наташи, после ее неудачного побега с Анатолем Курагиным, никого не волнует позор, который она навлекла на семью, все желают лишь скорейшего выздоровления больной. А когда недуг отступил, в доме опять зазвучали голос Наташи и музыка.
Князь Василий еле поспевает с одного вечера на другой, чтобы получше устроить свои материальные дела, познакомиться с нужными людьми; Анатоль Курагин вовсю кутит, не заботясь о последствиях своего поведения, считает, что все в мире создано лишь для его удовольствия; красавица Элен ездит с одного бала на другой, одаривает всех своей холодной улыбкой; Ипполит всех ставит в тупик неуместными шутками и анекдотами, но ему все прощается. Князь Василий не смог научить своих детей добру, им чужды настоящие любовь и уважение. Все их чувства показные, как и у самого князя Василия. Холодность, отчуждение характеризуют этот дом. И что самое печальное, ни один из молодых Курагиных не сможет в будущем создать настоящую семью. Неудачным будет брак Элен и Пьера; Анатоль, уже имеющий жену в Польше, попытается похитить Наташу Ростову.
Наташа и Николай Ростовы, Марья Болконская продолжат добрую традицию своих семейств. Брак по расчету Николая и Марьи перельется в гармоничный союз двух людей, основанный на взаимном уважении.
А хрупкая и музыкальная Наташа? Став женой Пьера и родив детей, она вся отдается семье. Счастье, спокойствие, здоровье мужа и детей станут для нее главными в жизни. Наташа перестанет ездить по балам и театрам, следить за собой. Смыслом ее жизни станет семья.
Если семья поддерживает человека в трудные минуты, помогает ему обрести гармонию с окружающим миром, разобраться в себе, разве она не является высшей духовной ценностью? Настоящая семья должна формировать в человеке только добрые чувства. Представим, что каждый человек будет воспитываться в такой семье, тогда все общество станет единой семьей, в которой каждый будет счастлив.
Проблема «отцов» и «детей» в романе И. Тургенева «Отцы и дети».
Проблема «отцов и детей» — это извечная проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Жизненные принципы старших когда-то считались основой человеческого бытия, но они уходят в прошлое, и им на смену приходят новые жизненные идеалы, принадлежащие молодому поколению. Поколение «отцов» пытается сохранить всето, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, порой, не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. «Дети» более прогрессивны, постоянно в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших.
Столкновение «отцов» и «детей», которое происходило, происходит и будет происходить, не могло не отразиться в творчестве русских писателей. Каждый из них по-разному разрешает эту проблему в своих произведениях.
Среди таких писателей хочется выделить И. С. Тургенева, который написал великолепный роман «Отцы и дети». В основу своей книги писатель положил сложный конфликт, возникающий между «отцами» и «детьми», между новыми и отживающими взглядами на жизнь.В романе «Отцы и дети» главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки зрения проблемы «отцов и детей», с позиции их социальных, политических и общественных разногласий.
Нужно отметить, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему социальному происхождению, что, конечно, отразилось на формировании взглядов этих людей.
Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда. Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых.
Павел Петрович рос в атмосфере достатка и благополучия. Переехав в деревню к брату, Кирсанов и тут соблюдал светские приличия. Большое значение Павел Петрович придавал внешнему виду. Он постоянно был хорошо выбрит и носил сильно накрахмаленные воротнички. Базаров был большим материалистом. Для него имело значение только то, что можно потрогать руками, положить, на язык. Нигилист отрицал все духовные наслаждения. Павел Петрович, безусловно, не принимал такие взгляды нигилиста. Кирсанов увлекался поэзией и считал своим долгом блюсти дворянский уклад жизни.
Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с П. П. Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения. Базаров отрицает принципы и авторитеты, Павел Петрович же признает старое общественное устройство.
Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними ещё в самом начале их знакомства. Поэтому проблема «отцов и детей» содержится в личной предвзятости героев, решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение «детей» будет больше проявлять уважения к старшим.
Тургенев изучил извечную проблему «отцов и детей» с позиции своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде «отцов» и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях.
Проблема «отцов и детей» актуальна и в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. «Дети», открыто выступающие против поколения «отцов», должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение помогут избежать серьезных столкновений.
Семья. Что значит она в жизни человека? По-моему, все. Вслушайтесь в это слово: «семь я». Да, да, именно семь я. В семье люди настолько близки друг другу, что ощущают себя единым целым, все члены ее духовно связаны между собой. Семья — это тот маленький мир, в котором формируется характер человека, его жизненные принципы. Семья — это атмосфера, в которую погружается он сразу после рождения. Появившись на свет, младенец видит первыми своих родных и близких. Именно от них зависит, каким войдет он в человеческое общество: будет любить его, или ненавидеть, или просто останется равнодушным. Семейные узы всю жизнь соединяют, связывают людей. Я считаю, что семья — это высшая духовная ценность.
Но семьи могут быть разными. Семья может научить человека творить как добро, так и зло. Очень хорошо мысль семейная раскрыта в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». В произведении речь идет о трех семействах: Болконских, Ростовых и Курагиных.
Болконские. На первый взгляд в доме присутствует излишняя холодность. Но это не так! Да, в доме царит строгий порядок, но он не мешает отцу, сыну и дочери любить и уважать друг друга. Как заботливо каждое утро старый князь Болконский осведомляется о здоровье дочери! А тот факт, что перед приездом князя Василия Курагина расчистили дорогу, приводит его в ярость: «Что? Министр? Какой министр? Кто велел? Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров!»
Николай Болконский считал, «что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Поэтому он сам занимался воспитанием княжны Марьи и давал ей уроки алгебры и геометрии, чтобы развить в ней обе главные добродетели. Старый князь не желал видеть свою дочь пустой светской барышней: «Математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу». Старый князь смог научить княжну любить и уважать людей, прощать им их слабости, заботиться о них. А честность и храбрость князя Андрея, его презрение к светскому обществу? Все это воспитал в своем сыне старый князь Болконский. Николай Болконский настолько любит князя Андрея, что в день его приезда в Лысые Горы делает исключение в образе жизни и впускает его в свою половину во время одевания. А молодой князь? При разговоре с отцом он следит «оживленными и почтительными глазами за движением каждой черты отцовского лица». Именно с ним князь Андрей оставляет свою беременную жену и просит воспитать сына в случае своей смерти. Доверием и взаимопониманием пронизаны отношения между отцом и сыном. Так провожает старый князь Андрея на войну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет. стыдно!» — «Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка», — отвечает сын.
Трогательны и нежны отношения между братом и сестрой. Княжна Марья благословляет брата образом, а он в свою очередь волнуется, не слишком ли тяжело сестре от характера отца.
Но, к сожалению, одна общая черта всех членов семьи Болконских мешает им понимать окружающих людей. Это гордость, презрение к людям, иначе воспитанным, имеющим другие жизненные принципы. Это мешает князю Андрею быть счастливым со своей женой, а старику князю выразить всю свою любовь к дочери; княжна Марья составляет неблагоприятное мнение о Наташе Ростовой при первой встрече.
А Ростовы? Радушие, доброта, радость наполняют этот дом. В нем не умолкает звонкий смех, здесь каждому рады. Несколько раз Л. Н. Толстой подчеркивает, что граф Ростов, встречая гостей, здоровается и кланяется им одинаково, не обращая внимания на чин и звание. Ночные походы Наташи в комнату матери, для того чтобы поделиться своими проблемами и переживаниями и получить добрый совет; Борис Друбецкой и Соня, бедная родственница, которые воспитываются наравне со всеми. Разве это не может служить доказательством особенной теплоты и простоты в отношениях между Ростовыми?
И что удивительно, в доме все время звучит музыка, символизирующая гармонию. Пение Наташи выводит из мрачного настроения Николая, который проиграл большую сумму денег Долохову: «Все это, и несчастье, и честь, — все это вздор. а вот оно — настоящее. »
Семья, родные люди — вот что главное, настоящее в жизни человека. Во время болезни Наташи, после ее неудачного побега с Анатолем Курагиным, никого не волнует позор, который она навлекла на семью, все желают лишь скорейшего выздоровления больной. А когда недуг отступил, в доме опять зазвучали голос Наташи и музыка.
Семейства Ростовых и Болконских очень отличаются друг от друга: в одной на первом месте радушие и гостеприимство, а в другой — долг, служба и честь, но есть и то, что их объединяет: в этих семьях воспитываются достойные люди, честные и мужественные, способные любить и уважать человека.
Курагины — полная противоположность. Л. Н. Толстой не раз показывает, как собираются вместе за столом Ростовы или Болконские, причем не только пообедать или поужинать, а чтобы обсудить проблемы, посоветоваться. Но мы ни разу не видим собравшихся вместе Курагиных. Всех членов этой семьи связывает лишь общая фамилия и положение в свете, эгоизм.
Если семья поддерживает человека в трудные минуты, помогает ему обрести гармонию с окружающим миром, разобраться в себе, разве она не является высшей духовной ценностью? Да, такая семья, да. Я считаю, что именно эту мысль хотел выразить в своем романе Л. Н. Толстой. Настоящая семья должна формировать в человеке только добрые чувства. Представим, что каждый человек будет воспитываться в такой семье, тогда все общество станет единой семьей, семьей, в которой каждый будет счастлив.
Спор поколений: вместе и врозь
Спор поколений… Недопонимание между «отцами и детьми»… Вопрос этот занимает одно из основных мест в жизни современного человека. Старшее поколение гордится тем, что ему свойственны энтузиазм, романтизм, идеализм. Оно пытается сохранить то, во что верило, чем жило всю жизнь, стремится оставить всё на своих местах, стремится к покою. А «дети» всегда в движении, они активны, хотят всё перестроить, изменить, стремятся воплотить в жизнь свои идеи.
О противоречиях старшего и младшего поколений говорится и в произведениях многих классиков. Каждый из них по-разному решает эту проблему.
Наиболее ярко это явление нашло отражение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Представитель молодого поколения Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время старшего поколения уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами. Этот герой предстаёт перед нами сильной личностью. У него на всё своё мнение. Молодой человек отрицает всё то, что не представляется лично ему нужным и интересным. Базаров выступает против рутины духовного застоя, мечтает о новых общественных отношениях.
У каждого поколения есть свои идеалы. Базаров во всём ищет целесообразность. Он говорит, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Такое мнение, конечно же, не разделяет Пав е л Петрович. Представитель «отцов» защищает старый порядок. Споры между Базаровым и Кирсановым показывают, что согласие и понимание между этими представителями разных поколений невозможны.
Я думаю, что и при встрече Базарова с родителями происходит конфликт поколений. Его чувства противоречивы: с одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой – в его словах сквозит презрение к «глупой жизни отцов». И это презрение продиктовано его жизненной позицией, твердыми убеждениями.В разговоре с Аркадием Базаров утверждает, что «всякий человек сам себя воспитывать должен – ну хоть как я». Здесь, мне кажется, Базаров не прав. Именно родительское воспитание, их пример или, напротив, их ошибка создали почву для интеллектуального роста Базарова. Он, как и все дети, пошел дальше своих родителей и отдалился настолько, что утратил возможность понимать их, принимать их такими, как есть, прощать. Эта пропасть велика и непреодолима, да и сам Базаров не хочет сблизиться со стариками, считая это шагом назад. Узнав поближе своих родителей, он бы понял, что Россия держится именно натаких, на силах их душ, на их вере и любви.
Таких примеров в литературе очень много. Непонимание между родителями и детьми иногда может привести к печальным последствиям. Так, например, Кабаниха из «Грозы» Островского навязывает детям своё мнение. Она считает себя хранительницей старинных обычаев. И здесь «век минувший» торжествует победу над новым.
Как видим, в борьбе старого с новым последнее не всегда выходит победителем. Хорошо это или плохо? На этот вопрос каждый разумный человек сможет ответить сам. В семье человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми. Поэтому от взаимоотношений в семье, между «отцами и детьми», зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, что для него будет самым главным.
В наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. Непонимание — это главная, как мне кажется, причина этой проблемы. В каждой семье есть “отцы и дети”, и в каждой семье возникает эта проблема. И надо стараться быть повнимательней к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы и сможем решить эту проблему.
Спор поколений: вместе и врозь
«Отцы» и «дети» в русской классике
Проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Эта проблема включает в себя целый ряд важных нравствен ных проблем. Это и проблема образования, проблема благодарности, проблема непонимания представителей одного поколения другими.
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»название показывает, что эта тема самая важная. Эта проблема существует прак тически во всех произведениях. Она настолько жизненна, что существовала всегда на страницах литературных произведений. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие порождает разногласия между старшим и молодым поколением в романе «Отцы и дети».
Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, расходятся не столько потому, что одни были «отцами», а другие — «детьми», сколько потому, что «отцы» и «дети», в силу обстоятельств, стали выразителями идей различных, противоположных эпох. Они представляли разные социальные положения: старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Таким образом, этот чисто психологический конфликт перерастает в глубокий социальный антагонизм.
Итак, проблема противоречия между дворянством и революционными демократами заявлена буквально с первых же страниц романа. Уже в самом описании героев читатель обнаруживает противопоставление. Когда автор представляет Базарова, нам видится фигура мрачная, отгороженная от мира, в ней чувствуется сила, энергия. Описание Павла Петровича, напротив, состоит почти только из прилагательных, это человек-кукла, жизнь и дела которого бессмысленны: он носит английский костюм и лаковые полусапожки в деревне, заботится о красе ногтей. Все прошлое Павла Петровича — погоня за миражом, в то время как Базаров приносит реальную пользу, занимается конкретными проблемами, ему некогда мечтать. Контрастность этих образов бросается в глаза. Автор хочет изобразить могучего разночинца и слабых дворян. Этот конфликт развивается на протяжении всего романа, но так и не имеет развязки. Писатель как бы предоставляет его разрешение будущему, рассматривая его со стороны.
Отношения Аркадия с отцом представляются наиболее трогательными. Эти образы созданы Тургеневым с большой любовью, которую он передает читателю. Несмотря на конфликт, завязка которого происходит в самом начале романа, мы видим, что отец и сын невероятно похожи и противоречия между ними по большей степени наносные. Аркадий представляется нам «молоденьким мальчиком», романтиком, увлекшимся идеями равенства и братства, он хочет, чтобы мир вокруг был так же счастлив и радостен, как и он сам. Тургенев с легкой иронией подчеркивает желание Аркадия казаться взрослым, зрелым человеком с собственными взглядами на окружающий его мир, общество; молодой человек изо всех сил старается быть похожим на своего кумира Базарова, заслужить его уважение независимостью суждений. А на самом деле для счастья ему надо немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь добрую и любящую жену, воспитывать детей. И это «обывательское», простое и незамысловатое счастье пересилило идеи о всеобщем благе и всемирной гармонии. Таков и его отец, он ценит уклад, семью; благополучие близких людей для него превыше всего. Он сохранил в своей душе идеалы романтизма, недаром Николай Петрович читает Шиллера, Гете, Пушкина. Не случайно его так коробит напускной цинизм, развязность Аркадия, отчуждение сына, который ему так дорог. Он сам старается не отставать от времени, искренне пытается понять молодежь. Это неуклюжее подражание новому вызывает у автора улыбку, но, скорее всего, добрую. Этот искренний, бесхитростный, пусть даже не очень глубокий человек очень близок Тургеневу. Таким образом, этот конфликт между отцом и сыном снимается в конце романа как бы автоматически. Базаров уходит из жизни Аркадия, идеи которого и были «яблоком раздора». Автор подводит нас к тому, что молодой человек, вероятно, повторит путь своего отца.
На конфликте Базарова с его родителями хотелось бы остановиться особенно. Именно в нем-то и заложен весь смысл, вся мудрость. Я думаю, что при встрече Базарова с родителями конфликт поколений достигает своего апогея. Это проявляется прежде всего в том, что ни сам Базаров, ни даже, пожалуй, автор не знают, как же на самом деле главный герой относится к своим родителям. Его чувства противоречивы: с одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой — в его словах сквозит презрение к «глупой жизни отцов». И это презрение не наносное, как у Аркадия, оно продиктовано его жизненной позицией, твердыми убеждениями. Этот разлад имеет очень глубокие корни, и, по-видимому, он неразрешим. Трудно объяснить, какое же чувство не позволяет ему окончательно отрешиться от родителей: любовь, жалость, а может быть, чувство благодарности за то, что именно они дали первые импульсы, заложили основу для развития его личности. В разговоре с Аркадием Базаров утверждает, что «всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я». Здесь, я думаю, Базаров не прав. Именно родительское воспитание, их пример или, напротив, их ошибка создали почву для интеллектуального роста Базарова. Он, как и все дети, пошел дальше своих родителей и отдалился настолько, что утратил возможность понимать их, принимать их такими, как есть, прощать. Эта пропасть велика и непреодолима, да и сам Базаров не хочет сблизиться со стариками, считая это шагом назад. И очень жаль. Сколько ценного он мог бы почерпнуть от общения с ними, и не было бы этого трагического одиночества, метаний. Узнав поближе своих родителей, он бы понял, что Россия держится именно на таких людях, на силах их душ, на их вере и любви. То, как описывает автор Василия Ивановича и Арину Власьевну, то, сколько души он в это вкладывает, не оставляет сомнений, что эти герои ему особенно дороги. Трудно определить, на чьей стороне находится автор в этом конфликте «отцов» и «детей». Но все-таки, по каким-то трудноуловимым интонациям, чувствуется, что ближе для него сторона «отцов».
Проблема отцов и детей — одна из важнейших проблем в русской классике. Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя ее новой. Но нам все-таки не надо становиться Иванами, не помнящими родства, ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Проблема «отцов и детей» живет и сейчас, приобретая несколько другое направление.
Спор «отцов и детей», спор разных поколений…
Проблема непростых взаимоотношений родителей и детей существовала всегда. Она нашла свое отражение во многих произведениях русской литературы: в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, в повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева.
Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»? Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт между поколениями. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — «двигатели прогресса», стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи.
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» показано столкновение двух эпох: «века нынешнего и века минувшего». Грибоедов показывает, что старое русское барство живет по своим, давно устоявшимся обычаям. Самым ярким представителем старой барской Москвы является Фамусов, который занимает высокий пост. Он является управляющим в казенном доме, но к службе относится формально. Служит только для того, чтобы «чины добыть», ордена и т. д. Фамусов с благоговением вспоминает своего дядю Максима Петровича, который, по его мнению, является образцом для подражания. Он восторгается тем, как покойный дядя сумел использовать себе во благо даже конфуз, случившийся с ним при дворе, на приеме у императрицы. Разыграв шута, он заслужил благосклонность Екатерины и стал самым уважаемым человеком при дворе. И Фамусов приучает молодежь: «Учились бы, на старших глядя». Сам же службой практически не занимается, только подписывает бумаги, не вникая в их смысл. Для своей дочери ищет соответствующую пару. «Кто беден, тот тебе не пара», внушает он Софье.
Итак, конфликт между «отцами и детьми» в этой комедии лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. И что интересно, к «отцам» относятся и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий — представитель нового света — им чужд. Образованный, умный Чацкий не принимает законов жизни старой Москвы. У него свое представление о служении отечеству, а прислуживаться он не может и не хочет. Прогресс общества он связывает с рассветом личности с развитием наук и просвещения, что не только чуждо фамусовскому обществу, но и пугает его. Чацкий, отвергающий все нормы жизни старой Москвы, вызывает гнев этого общества.
В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» дочь главного героя Дуня убежала в Петербург с гусаром. Ее отец очень волновался за нее, за ее будущее. Он по-своему желал Дуне счастья. В этом случае конфликт между отцом и дочерью заключается в разном понимании счастья.
В несколько более умеренной форме это явление нашло отражение в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Здесь речь идет об остром, непримиримом конфликте между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Серьезным антагонистом Базарова, на столкновении с которым держится идейный конфликт романа, является Павел Петрович. Чтобы сильнее подчеркнуть серьезность конфликта, этот противник наделен силой и страстностью убеждений. В образе Павла Петровича Тургенев подвергает критике принципы и убеждения консервативного дворянского либерала. Все его взгляды на жизнь Евгений Базаров подвергает резкой критике. Они (Базаров и Павел Петрович) сходятся только во взглядах на народ. Но в отличие от Павла Петровича он готов посвятить жизнь борьбе с ними. Базаров – человек нового поколения. Уверенный в своей правоте и силе, Базаров отрицает устои самодержавно-дворянской России. Он любит народ, гордится своим народным происхождением. Есть в романе такие строчки, подтверждающие это: «Мой дед землю пахал…». Он смело критикует суеверие, рабскую покорность народа, его долготерпение и т.д. Базаров раскрывает свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Своим поведением и высказываниями он показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами.
Также хотелось бы обратиться к пьесе А.Вампилова «Старший сын», где автор показывает отношение детей к своему отцу. И сын, и дочь откровенно считают своего отца неудачником, чудаком, равнодушно относятся к его переживаниям и чувствам. Отец все молчаливо сносит, находит оправдания всем неблагодарным поступкам детей, просит их только об одном: не оставлять его одного. Главный герой пьесы видит, как на глазах разрушается чужая семья, и искренне пытается помочь добрейшему человеку- отцу. Его вмешательство помогает пережить тяжелый период в отношениях детей к близкому человеку.
Как мы уже отметили, разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно разные, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если, хотя бы немного, быть терпимее друг к другу.
infourok.ru