24. Буквы о – а в корнях -лаг- / -лож-, -рос- / -раст- (-ращ-). Правила
В корне -лаг- / -лож- на месте безударного гласного
перед г пишется буква а ,
перед ж – буква о :
В корне -рос- / -раст- (-ращ-) на месте безударного гласного
перед с пишется буква о ,
перед ст, щ – буква а :
росли – растение – приращивание.
отрасль, росток, на вырост, ростовщик,
Ростов, Ростислав и слова, от них образованные.
Задачи на тему «Буквы о – а в корнях -лаг- / -лож-, -рос- / -раст- (-ращ-)»
Вставьте пропущенные буквы.
Изл гать, ул житься, предпол жение, пол г, распол гать, разл жить, пол гаться, пол жение.
Р стить, Р стислав, нар щение, выр сший, Р стов, выр стить, пор сль, р сток, выр щенный, отр сль, водор сль, повзр слеть.
Пол жить на стол, выр сший в деревне, краткое изл жение, прил гать усилие, думать предпол жительно, отр сль знаний, младший возр ст.
Предпол гаемый ответ, отл жить на завтра, трудное пол жение, р сток дерева, возл гать надежды, морские водор сли, предл гать помощь, распол жение комнат, шум возр стал.
Возр стать, р стение, взр слый, взр слеть, возр ст, выр стить, отр сток, прор стать, р сти, выр щенный, зар сли.
Сл жить вещи, неотл гательный вопрос, отл жение минералов, пол г над кроватью, выл жить мозаику, прор стание корней, комнатные р стения, вр сти в песок, перер сти сверстников, старый р стовщик, позар стали дорожки.
school-assistant.ru
Чередующиеся гласные раст-, рос-, ращ- в корне слова
В корне р а ст- и р о с- выбор написания буквы «а» или «о» зависит от наличия в корне согласных «ст» и «щ».
В корне раст-/ращ-/рост-/рос гласные чаще всего являются безударными, например:
р а сте́ние — вы́р а щенный — вы́р о сток — по́р о сль.
Но проверять их ударением, как чаще всего и поступают с безударными гласными в корне, не следует, так как гласные а//о являются чередующимися.
Эти чередующиеся корни возникли исторически в результате влияния старославянского языка:
корень рос- является исконно русским, а корень раст-/ращ- — старославянским.
В написании слов с этими корнями воспользуемся орфографическим правилом:
Написание слов с корнем раст-/ращ-
Значит, для выбора буквы «а» или «о» в рассматриваемых корнях нужно только внимательно посмотреть на слово и заметить наличие в нем указанного сочетания согласных «ст» и «щ», например:
- вы́р а ст у — вы́р а щ енный;
- р о сли́ — вы́р о сли.
- позар а ст али тропинки;
- прор а ст ить вовремя;
- подр а ст ить дочь;
- цветы разр а ст ались;
- возр а ст ной актер;
- нар а ст ающий гул;
- прор а щ енное семя;
- выр а щ енный урожай;
- нар а щ ение.
- росток — ростки, росточек, ростковый, ростовой;
- ростовщик — ростовщичий, ростовщица, ростовщический, ростовщичество.
- расти, растет береза, растут помидоры, растущая луна, преклонный возраст, величина возрастает, пышная растительность, растительное масло, отрастить бороду, зарасти травой, вовремя прорасти, быстро отрасти, будет прорастать, начал подрастать, подрастающее поколение, скорость нарастает, нарастить, нарастающий гул, прирасти, прирастить, будут срастаться, дорасти доверху, зеленое растение, растениевод, растениеводство, взрастить, произрастать в пустыне, разрастаются леса, врастать корнями;
- отращенные усы, вовремя заращённый, проращенное зерно, взращенный в неволе, приращенный, выращенный саженец.
- закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
- развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
- воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.
- Ноутбук.
- Мультимедийный проектор.
- Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1)
- Учебник “Русский язык 5 класс” Т.А. Ладыженской и др.
- Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.
- 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
- 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.
Точно также сделаем выбор буквы «а» в написании слов:
Без дождя и трава не растёт (пословица).
Вырастала ёлка в лесу на горе, у неё иголки зимой в серебре.
Целый день сосульки тают, хоть и тают — подрастают, стали чуть ли не до земли. Вот как сильно подросли! (Елена Трутнева).
Написание слов с корнем рос-/рост-
В словах с корнем рос-, за которым не следуют букв «ст» и «щ», выберем букву «о»:
У лесной рябинки выросли волнушки прямо на тропинке.
Мы стоим две-три минутки, точно к месту приросли: голубые незабудки, незабудки расцвели (Е. Трутнева).
Исключения:
Все производные слова сохраняют указанные написания, например:
Ранней весной упадет семечко с ели во влажную землю, прорастёт. Покажется маленький росток. Он даст жизнь новому деревцу (Г. Скребицкий).
Видеоурок «Чередующиеся гласные в корнях РОС, РАСТ, РАЩ»
russkiiyazyk.ru
Примеры слов с корнем раст-/ращ-/рос-
В словах с корнем р а ст-/р а щ- в безударном положении буква «а» пишется перед согласными ст/щ.
В остальных случаях в словах пишется корень рос-. Запомним написание слов-исключений.
Примеры слов с корнем раст-/ращ-
Примеры слов с корнем рос-
Росла ель, подросли дети, срослись стволы деревьев, густая поросль, зелёные водоросли, вырос тюльпан, юный недоросль, непроходимые заросли, отросли волосы, выросла веточка, подросла девочка, наросли грибы, разрослись кусты малины, проросли сорняки, лужайка заросла одуванчиками, доросла до полки, подросшая собака, вросший камень.
Исключения
о́тр а сль, р о сто́к, р о стовщи́к, Р о сто́в, Р о стисла́в
и все производные слова, например:
отр а слево́й, вы́р о сток, р о сто́чек, р о стовщи́ца и др.
Буквы «О и А» в корнях с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-
Цели и задачи:
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент.
— Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)
2. Проверка домашнего задания.
— Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.
Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.
Затем осуществляется совместная проверка.
Устный опрос:
— От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?
— Как проверить безударную гласную в корне слова?
— Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?
3. Закрепление.
1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)
— Какие корни встречаются в этом слове?
— Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).
(В чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)
— Что растет по берегам реки? (слайд 3)
— Обратите внимание, как пишется слово рогоз. Объясните орфограмму в слове камыш.
— Составьте и запишите предложение с этим словом.
(У берега растет высокий камыш.)
— Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.
2) — После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.
— Что растет на берегу? (слайд 4)
Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).
Учащийся читает стихотворение.
Р_сти, р_сти яблонька
Подр_стай!
Цв_ти, цв_ти яблонька
Расцв_тай!
З_лотое солнышко,
Жарче грей!
Выр_стайте яблоки
Поскорей!
Р_сла, р_сла яблонька
Подр_сла.
Цв_ла, цв_ла яблонька
Отцв_ла.
Отр_хнула яблонька
Свой наряд,
И поспели яблоки
Для ребят.
— Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.
— Над какими орфограммами работали?
— Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.
3) — Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)
— А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)
— Это письмо от ребят. Прочитаем его.
У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.
Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.
— Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.
— Где находился садик? Кто его вырастил?
— Как двор выглядел сначала?
— Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?
— Как разрастался сад?
— Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.
(вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)
— Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.
Далее выполняется письмо по памяти. Затем один учащийся зачитывает рассказ.
4) — Поплывем дальше. Но что это? Реку завалило камнями. (слайд 8)
— Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.
— Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.
(бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)
— Проверим, правильно ли мы распределили слова.
5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.
4. Итог урока.
— С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Растет рябина.
(Буквы о – а в корне -раст- – -рос-)
– знать условия (правила) употребления данных корней и уметь приводить соответствующие примеры;
– знать наиболее употребительные слова с заданными корнями и верно их писать.
Дидактический материал урока будет содержать материал, объединенный темой «Растет рябина».
I. Словарно-орфографическая работа.
1. Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, ее клюют. (Рябина)
2. Ягоды – не сладость,
Зато глазу радость.
И садам – украшение,
И дроздам – угощение. (Рябина)
Почему рябину называют рябиной?
Вишни, яблони и многие другие деревья в пору цветения белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зеленые, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух.
Рябые, – говорили в народе. Итак, по образному выражению наших древних сородичей, рябина от ряби пестра.
Рябина – рябая, пестрая.
За кустами ивняка
Рябинники уселись на рябинке.
У них на грудках крапинки рябин,
Как будто рябь в озерной серой глади.
А дерево на солнце – как рубин:
В глазах рябит при тихом листопаде.
Задание. Выпишите из текста однокоренные слова, разберите по составу.
rus.1september.ru