Региональные налоги
Для удобства изучения материала, статью региональные налоги разбиваем на темы:
Региональные налоги
Региональные налоги – обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов РФ.
Региональные налоги четко определены законодательством и к ним относятся:
1. транспортный налог;
2. налог на имущество организаций (предприятий);
3. налог на игорный бизнес.
Роль региональных налогов
Региональные налоги аккумулируются в региональных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций.
Бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди который следующие:
1) Закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (направление этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т.д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений.
2) Аккумулирование и использование в общерегиональных целях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально (таково большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций), аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетно-налоговыми системами разного уровня (например “нефтяные деньги”). Часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяется по тем или иным соображениям в пользу нижестоящих региональных систем (дотации и субвенции, а также часть “местных средств”, по разрешению вышестоящих систем им не перечисленная).
3) Выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.
4) Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетно-налоговых систем, достигает четверти к сумме доходов населения России (за вычетом налогов).
5) Формирование инфраструктурного каркаса территории (отрасли “местного хозяйства”, местные дороги и транспорт и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей.
6) Регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории.
7) Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения, создание условий для его деловой активности, для структурных преобразований, для инвестиционной привлекательности и т.д. Это вопрос не только потенций территориального развития, но и будущего бюджетно-налогового благополучия.
Региональные бюджетно-налоговые системы во всех странах – традиционный объект всеобщего недовольства и критики.
Вместе с тем важно отметить, что разделение налогов на федеральные, региональные и местные не означает, что они жестко закреплены и должны полностью перечисляться исключительно в соответствующий бюджет. Распределение большинства налогов между бюджетами разных уровней в РФ осуществляется бюджетным законодательством, и происходит это, как правило, ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Именно в ходе бюджетного планирования в РФ устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах с целью осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов.
Характеристика региональных налогов
Рассмотрим основные моменты каждого из региональных налогов более подробно:
Транспортный налог является одним из региональных налогов и устанавливается НК и законами субъектов Российской Федерации «О транспортном налоге».
И именно этот региональный налог в 2010 году претерпел значительные изменения в сторону увеличения ставок — многие регионы воспользовались своим правом повышения транспортного налога. Правда в конце 2010 года и в течение 2011 года некоторые региональные власти заметили нереальность выполнения своих решений и снизили ставки на некоторые виды автотранспорта, внеся изменения в региональные законы о транспортном налоге.
Законодательные органы каждого региона РФ самостоятельно определяют ставку транспортного налога в пределах, установленных НК, а также устанавливают порядок и сроки его уплаты.
Налоговые ставки, указанные в разделе «Региональные налоги» Налогового Кодекса к статье главы 28 «Транспортный налог» могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.
При установлении данного вида регионального налога субъекты РФ могут также предусматривать налоговые льготы и порядок их использования налогоплательщиком. Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК.
Объектом налогообложения транспортного налога признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уплата налога и авансовых платежей по транспортному налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков — организаций, не может быть установлен раньше срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК.
Плательщики этого вида регионального налога — физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, которое направляет налоговый орган. Направление такого налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Законодательные органы субъектов РФ, устанавливая данный региональный налог определяют налоговую ставку в пределах, установленных соответствующей главой НК, а также порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога на имущество организаций субъекты РФ могут также предусматривать налоговые льготы и основания для их применения налогоплательщиками.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК.
В целях настоящей главы иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.
Налоговая база данного регионального налога определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не должны быть выше 2,2 %. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Перечень организаций, освобожденных от налогообложения достаточно широк. С ним можно ознакомиться в любом региональном законе.
Налог на игорный бизнес
Налогоплательщиками этого регионального налога признаются организации или индивидуальные предприниматели, которые ведут предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объектами налогообложения являются:
• игровой стол;
• игровой автомат;
• касса тотализатора;
• касса букмекерской конторы.
Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.
Налоговым периодом по налогу на игорный бизнес признается календарный месяц.
Региональными законами субъектов РФ устанавливаются налоговые ставки в следующих размерах:
• за 1 игровой стол — от 25 до 125 тыс. рублей;
• за 1 игровой автомат — от 1,5 до 7,5 тыс. рублей;
• за 1 кассу тотализатора или 1 кассу букмекерской конторы — от 25 до 125 тыс. рублей.
В случае, если ставки налогов не установлены региональными законами субъектов РФ, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:
• за 1 игровой стол — 25 тыс. рублей;
• за 1 игровой автомат — 1,5 тыс. рублей;
• за 1 кассу тотализатора или 1 кассу букмекерской конторы — 25 тыс. рублей.
Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации в налоговом органе, не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, в соответствии со статьей 370 настоящего Кодекса.
Перспективы развития
Сегодня уровень доходов региональных бюджетов находиться в прямой зависимости от положений федерального законодательства, которое направлено на централизацию финансовых ресурсов на федеральный уровень. При этом особенность доходной части региональных бюджетов – высокая доля регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из федерального бюджета, а также низкая доля собственных доходов.
Преобладающая часть региональных и местных налогов занимают имущественные налоги. Они целенаправленно не включаются в систему федеральных налогов, поскольку объем налоговых доходов, мобилизуемых в процессе налогообложения объектов имущества, значительно проигрывает по сравнению с налоговыми поступлениями от обложения выручки, дохода (прибыли) или операции по реализации. Поэтому возникает диспозиция, вследствие которой основными собственными налоговыми доходами субъекта, являются налоги, взимаемые с имущества.
Общепризнанно и доказано, что эффективность бюджетных доходов возрастает с увеличением степени децентрализации вследствие того, что на конкретной территории предпринимается больше усилий при мобилизации своих собственных доходов, чем при сборе налогов исключительно для правительства.
Решение этого вопроса лежит в области совершенствования налогового законодательства. Необходима фискальная децентрализация, то есть наделение количественно и качественно налоговыми полномочиями субъектов. Наличие большого количества собственных доходных источников и прав по управлению ими, при их незначительной роли, не позволяет говорить о финансовой независимости бюджетов субъектов РФ. Таким образом, для улучшения финансового положения субъектов РФ, обеспечения устойчивого экономического роста нужно:
1) Совершенствование действующего бюджетного и налогового законодательства РФ в области расширения фискальных полномочий региональных органов.
2) Увеличение доли собственных налоговых доходов в бюджетах субъектов РФ.
Все виды возврата подоходного налога
Добавленная стоимость
Задаток
Акт выполненных работ
Больничный лист, расчёт и оплата
Неотгуленный отпуск
Расчёт больничного листа
Расчёт отпускных
Назад | | Вверх
center-yf.ru
Роль региональных налогов в Томской области
1. Региональные налоги сущность и их виды
2. Региональные налоги как основа для формирования доходной части бюджета субъекта федерации
3. Бюджетное устройство Томской области
3.1. Основные положения по бюджетному устройству Томской области
3.2. Доходная часть бюджета Томской области
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджет субъекта Российской федерации — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской федерации Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовые отношения, складывающиеся у региона с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда региона составляет понятие регионального бюджета.
По экономической сущности региональный бюджет — это денежные отношения, возникающие у региона с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода.
Функционирование регионального бюджета происходит посредством особых экономических форм — доходов и расходов. Доходы и расходы бюджета — это категории каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности региона, расходы — удовлетворению обще региональных потребностей. Для каждого региона структура бюджета имеет свои особенности.
Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности региона, какие слои общества отчисляю больше из своих доходов. Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Основную часть доходов регионального бюджета в 2005 г. составили налоговые поступления.
К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней.
Существуют проблемы по формированию доходной части бюджета которые можно разделить на две основные группы:
1. Проблемы, касающиеся перераспределения налогов между бюджетами различных уровней.
2. Проблемы, связанные с неуплатой налогов в бюджет.
3. Проблемы, связанные с наполнением бюджета реальными денежными поступлениями.
Решение проблем любого территориального бюджета зависит от проведения подлинной, а не декларируемой бюджетной реформы, цель которой — создание прочной бюджетной системы, функционирующей на приемлемых для всех принципах, усиливающей влияние каждого звена бюджетной системы на экономику и социальную сферу, развязывающую инициативу и поднимающую ответственность всех субъектов власти за результаты своей деятельности. Необходимо, чтобы бюджетная система и каждая из ее составляющих способствовали улучшению социальных условий проживающих граждан на соответствующей территории.
1. Региональные налоги сущность и их виды
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные. [9]
Прямые налоги — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги — налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.
Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.[13]
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.
Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.
По налогам могут в законодательном порядке устанавливаться определенные льготы. К их числу относятся:
• необлагаемый минимум объекта налога;
• изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
• понижение налоговых ставок;
• вычет из налогового платежа за расчетный период;
• целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
• прочие налоговые льготы.
Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях налогоплательщик обязан:
• вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
• вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
• в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.[8]
Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
• Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
• Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот нами еще несколько лет назад. Сейчас он «узаконен», поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
• Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. к и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.[6]
Согласно статье 12 Налогового кодекса Российской Федерации. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций ;
2) налог на игорный бизнес ;
3) транспортный налог .
Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли.
Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы и далее — большая группа прочих местных налогов. Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли.
works.doklad.ru
Роль региональные налоги
Просмотров научной работы: 9772
Комментариев к научной работе: 4
Поделиться с друзьями:
Налоги – необходимое звено экономических отношений любого общества. Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирование доходной части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом государственного регулирования социально – экономических отношений.
Это объясняется тем, что в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ (далее – БК РФ) доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений:
а) налоговые поступления составляют около 84% доходов бюджетной системы РФ;
б) неналоговые доходы – 7%;
в) доходы целевых бюджетных фондов – 9% [1].
Важной частью правового режима региональных налогов субъектов РФ являются принципы регионального налогообложения – принципы установления, введения и взимания территориальных налогов:
а) принцип единства системы налогов и сборов, единства налоговой политики, непосредственно вытекающий из ст. 8 и ст. 74 Конституции РФ и получивший свое закрепление в п. 4 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Принцип единства налоговой политики, основной принцип налогообложения, подлежит учету при установлении конкретных налогов; решении вопроса о компетенции органов власти и управления различных уровней; учреждении налоговых органов [2];
б) принцип трехуровневого построения налоговой системы России. Этот принцип отражает федеративное устройство Российского государства и самостоятельность местного самоуправления.
Учитывая разграничение полномочий между территориальными образованиями в составе государства, НК РФ закрепляет соответствующие положения. Например, п. 2 ст. 63 НК РФ предусматривает, что в случае, если законодательством РФ предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, то срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется на основании решения Министерства финансов РФ, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Федерации или местный бюджет, – на основании решения соответствующего финансового органа [3].
Региональные налоги – налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес – целесообразнее взимать на региональном уровне, поскольку такие платежи предполагают значительные объемы поступлений денежных средств в собственность субъектов РФ, что должно позволять формировать им сильную финансовую основу, в том числе и в целях дальнейшего развития межбюджетных отношений с муниципальными образованиями (отношения установления нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, отношения межбюджетных трансфертов – ст. 58, ст. 129 БК РФ);
в) принцип определенности системы налогов и сборов (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ). Он означает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы) он должен платить, а также порядок их исчисления [3];
г) принцип стабильности системы налогов и сборов основан на том, что законодательство и, соответственно, система налогов и сборов должны оставаться постоянными и неизменными в течение как можно большего периода времени, вплоть до налоговой реформы;
д) принцип исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов, который обусловлен необходимостью достижения равновесия между правом субъектов Федерации и муниципальных образований устанавливать налоги и сборы, соблюдением приоритета основных прав и свобод человека и принципом единства экономического пространства России. Этот принцип является непосредственной конкретизацией принципов федерализма и определенности системы налогов применительно к структуре существующего механизма налогообложения на региональном уровне;
е) принцип экономической обоснованности установления налогов и сборов (предусмотрен в п. 3 ст. 3 НК РФ). Как констатируют юристы, «правовой факт не возникает из ничего, за ним скрывается экономическое содержание».
Таким образом, проанализировав отдельные принципы налогообложения применительно к региональным налогам, можно сделать следующие выводы.
Порядок установления, введения и взимания региональных налогов связан с разграничением налоговых полномочий между РФ и ее субъектами. Субъекты РФ вправе вводить на своих территориях исключительно те налоговые платежи, которые предусмотрены НК РФ в качестве региональных. Пределы регулирования субъектами РФ элементов налогообложения применительно к региональным налогам также установлены НК РФ. Таким образом, налогово-правовой режим регионального налогообложения складывается как из федеральных, так и региональных требований.
Анализ динамики поступления региональных налогов (см. таблица 1.) показал, что из года в год налоговые поступления в консолидированный бюджет стабильно увеличиваются. Так транспортный налог в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличился на 78 841 979 тыс. руб, а налог на игорный бизнес возрос на 168 602 тыс. руб. Кроме того, исходя из данных по состоянию на ноябрь 2014 г., можно сделать вывод, что и в 2014 г. налоговые поступления продолжат свой рост. Для большей наглядности данные показатели представлены в виде диаграммы на рисунке 1.
Динамика поступления региональных налогов в консолидированный бюджет субъекта РФ за 2011 – 2013 гг. и по состоянию на 01.11.2014 г. (тыс.руб)*
www.scienceforum.ru
Роль и значение региональных налогов в экономическом обеспечении регионов
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Дата публикации: 02.06.2014
Статья просмотрена: 5327 раз
Библиографическое описание:
Осипова Е. С. Роль и значение региональных налогов в экономическом обеспечении регионов [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. С. 64-68. URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5748/ (дата обращения: 25.07.2018).
Статья дает понять, какое влияние оказывает начисление и уплата региональных налогов и сборов на экономическое обеспечение субъекта, за счет каких источников формируются доходы регионального бюджета, применение особого льготного режима.
Ключевые слова: налогообложение, налоговые льготы, особая экономическая зона, налоговая модель.
Региональные налоги непосредственно влияют как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан и играет не последнюю роль в формировании доходной части регионального бюджета. Поэтому необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования и преобразования исчисления и уплаты данных налогов является важнейшим элементом налогового законодательства.
Рост российской экономики напрямую зависит от развития регионов. Главным качественным показателем эффективности развития региона в целом — является улучшение социального развития региона.
Социально-экономическое положение регионов во многом зависит от географического положения территорий, наличия природных и трудовых ресурсов, отраслевой структуры производства. При отсутствии или недостатке ресурсов в регионе обеспечить достойное проживание граждан на территории возможно в основном за счет развития производства.
Региональная налоговая система является составной частью общегосударственной налоговой модели. Они генетически и структурно связаны между собой. Но региональная система налогообложения привязана к потребностям обслуживаемого региона и его производственно-финансовому потенциалу.
Экономический рост и наращивание темпов производства в регионах является источником удовлетворения многообразных потребностей населения, помимо имеющегося природно-ресурсного потенциала субъекта, а с помощью системы налогообложения возможно осуществить распределение имеющегося и произведенного народного богатства. Поэтому от содержания региональной налоговой политики зависят во многом масштабы производимых материальных благ в регионах, инвестиционная и предпринимательская активность, сокращение или рост занятости, уровень доходов или качество жизни населения, а также возможность развития непроизводственной и социальной сфер территорий.
Каждый вид налогового платежа был закреплен за бюджетом определенного уровня. Это разделение действует и в настоящее время.
Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений [5,с.6].
Региональные налоги аккумулируются в региональных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций. Бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди которых следующие:
— закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (направление этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т. д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений;
— аккумулирование и использование в общерегиональных целях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально (таково большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций), аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетно-налоговыми системами разного уровня;
— часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяется по тем или иным соображениям в пользу нижестоящих региональных систем (дотации и субвенции, а также часть «местных средств», по разрешению вышестоящих систем им не перечисленная);
— выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней;
— самообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т. е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов [5,с.12].
В Российской Федерации доля региональных налогов в формировании бюджетов субъектов РФ незначительна, формирование указанных бюджетов во многом определяется отчислениями от федеральных налогов (таблица 1).
Структура поступлений основных администрируемых доходов по уровням бюджета РФ за январь-ноябрь 2013 года
Поступило в консолидированный бюджет РФ
В федеральный бюджет
В консолидированный бюджет Самарской области
В % к соответствующему периоду предыдущего года
Всего поступило доходов
Налог на прибыль
Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество организаций
Остальные налоги и сборы
Учитывая незначительную долю региональных налогов в общей структуре налоговых доходов и заинтересованность регионов в увеличении налоговой базы по федеральным налогам, субъекты Федерации в настоящее время вступают в конкурентные отношения с федеральным центром за соответствующую базу того или иного налога, что является негативным проявлением бюджетной централизации.
Именно в ходе бюджетного планирования в РФ устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах с целью осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов.
Сегодня уровень доходов региональных бюджетов находиться в прямой зависимости от положений федерального законодательства, которое направлено на централизацию финансовых ресурсов на федеральный уровень. При этом особенность доходной части региональных бюджетов — высокая доля регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из федерального бюджета, а также низкая доля собственных доходов. Преобладающая часть региональных и местных налогов занимают имущественные налоги. Они целенаправленно не включаются в систему федеральных налогов, поскольку объем налоговых доходов, мобилизуемых в процессе налогообложения объектов имущества, значительно проигрывает по сравнению с налоговыми поступлениями от обложения выручки, дохода (прибыли) или операции по реализации. Поэтому возникает диспозиция, вследствие которой основными собственными налоговыми доходами субъекта, являются налоги, взимаемые с имущества.
Региональные власти заинтересованы в предложении привлекательных налоговых условий для потенциальных инвесторов, так как это связано с созданием новых рабочих мест и расширением источников налоговых поступлений в местный бюджет, что положительно будет сказываться на социальной обеспеченности граждан. Таким образом, устанавливая различные региональные ставки налогов и региональные льготы субъекты создают возможность налоговой конкуренции между собой за инвестиции.
В ряде регионов созданы специальные экономические зоны, в которых действует особый льготный налоговый режим.
Так, например, в Самарской области на территории муниципального района Ставропольский в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 621 от 12 августа 2010 года создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти».
На первые 5 лет резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного и транспортного налогов. Налог на имущество составит 0 % в течение первых 10 лет. Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Самарской области, для резидентов ОЭЗ «Тольятти» снижена до 0 % и будет действительна до конца 2018 года с последующим постепенным увеличением [4].
Так же в Тольятти создан инновационный бизнес-инкубатор, который должен обеспечить благоприятные условия для развития инновационного предпринимательства в сфере автомобилестроения и машиностроения.
Эффективность бюджетных доходов возрастает с увеличением степени децентрализации вследствие того, что на конкретной территории предпринимается больше усилий при мобилизации своих собственных доходов, чем при сборе налогов исключительно для правительства.
Решение этого вопроса лежит в области совершенствования налогового законодательства. Необходима фискальная децентрализация, то есть наделение количественно и качественно налоговыми полномочиями субъектов. Наличие большого количества собственных доходных источников и прав по управлению ими, при их незначительной роли, не позволяет говорить о финансовой независимости бюджетов субъектов РФ [3].
Для улучшения финансового положения субъектов РФ, обеспечения устойчивого экономического роста нужно:
— совершенствование действующего бюджетного и налогового законодательства РФ в области расширения фискальных полномочий региональных органов;
— увеличение доли собственных налоговых доходов в бюджетах субъектов РФ (по региональным налогам необходимо установить ставки в пределах интервала, определенного в соответствии с федеральным законодательством, причем, если ставка не установлена, она взимается по максимальному интервалу; именно такой механизм стимулирует региональные власти проводить оптимальную бюджетную политику; целесообразно закрепить на федеральном уровне социальный перечень льгот (пенсионерам по старости, всем категориям инвалидов, общественным организациям инвалидов, участникам Великой Отечественной войны и др.), который может быть только расширен регионом с учетом финансового положения субъекта РФ за счет собственных доходов. Установление перечня льгот, учитывающих специфику регионального развития и способствующих улучшению бизнес-климата в регионе, и их отмену необходимо рассматривать как компетенцию региональных властей; финансирование указанных льгот также должно осуществляться за счет собственных доходных источников; тем самым, повышая заинтересованность региональных властей в развитии экономики, привлечении инвестиций, размещении на территории субъекта РФ производственных комплексов. При этом указанная выше компетенция по установлению и отмене перечня льгот должна определяться федеральным законодательством, а сам перечень — законами субъектов Российской Федерации о налогах;
— во избежание значительного снижения уровня финансовой обеспеченности регионов необходимо закрепить нормами федерального законодательства ограничения на предоставление налоговых льгот в денежном выражении в зависимости от размера соответствующего регионального бюджета).
Основной принцип построения финансовых отношений, включая налоговые, в регионах должен сводиться к реализации органической связи с развитием производства продукции (работ, услуг), с активностью предпринимательской деятельности, т. е. опосредованному налоговому воздействию на поведение субъектов хозяйствования.
На формирование финансовой базы регионов оказывают негативное влияние процессы, происходящие в экономике страны: снижение темпов производства, низкая рентабельность многих отраслей и производств (за исключением сырьевых отраслей), значительная доля убыточных предприятий, неплатежи предприятий, дебиторская задолженность, что приводит к налоговой задолженности. Динамика налоговой задолженности также характеризует эффективность налоговой модели, т. е. чем больше задолженность, тем больше проблем в этой сфере, и она нуждается в реформировании [7, с.9].
Социально-экономические условия в России привели к необходимости ориентации налогово-бюджетной политики не только на фискальные цели, но и на решение задач, обеспечивающих стабильный экономический рост, базирующейся прежде всего на росте производства, инновационный процесс и социальную ориентацию экономики путем постепенного снижения налогового бремени в реальном секторе экономики, создание стимулов инвестиционной активности, благоприятствование предпринимательской деятельности, социально-справедливое налогообложение доходов граждан. Финансовые, в том числе налоговые, отношения в регионах должны быть органически увязаны с производственно-инвестиционным потенциалом территорий, что формирует созидательный импульс для регионального социально-экономического развития.
Региональная финансовая политика является частью социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях региональной финансовой системы и выполнению социально-экономических программ развития, ставящая своей целью достижение экономического благополучия данной территории
Осуществляя налоговую политику в пределах своих полномочий, региональные власти могут оказывать поддержку тем направлениям и видам хозяйственной деятельности, осуществление которых позволяет решать проблемы социально-экономического и финансового развития субъекта федерации.
Проведение продуманной налоговой политики является одним из необходимых условий достижения экономического роста, так как непосредственно влияет на экономическую активность хозяйствующих субъектов. Стимулирование экономической активности должно привести, с одной стороны, к росту налоговых доходов бюджета, с другой — к увеличению объема негосударственных инвестиций, что позволит решить ряд социально-экономических задач, стоящих перед регионом.
В этой связи налоговая политика, проводимая региональными органами власти, местным самоуправлением, является одним из инструментов достижения устойчивого экономического роста.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Налоговый кодекс РФ (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон от 27.07.2006г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть 1 и часть 2 НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».
4. Постановление Правительства Российской Федерации № 621 от 12 августа 2010 года
5. Прохорова, Н. А. Использование экономико-юридической информации при различных формах контроля [Текст] / Н. А. Прохорова, И. А. Соколова //Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. — 2011.- № 15. — С. 157–164.
6. Прохорова, Н. А. К вопросу об определении сущности налогового риска [Текст] / Н. А. Прохорова, И. А. Соколова //Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013.-№ 5 (31). — С. 118–121.
7. Прохорова, Н. А. Проблемы взаимодействия бухгалтерского учета и налогового учета [Текст] / Н. А. Прохорова, И. А. Соколова //Сборник научных трудов Sworld. 2011. Т. 10.-№ 3. — С. 50–58.
moluch.ru