Заполнение заявления на выплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет при участии в пилотном проекте

Добрый день!
Пока активисты либо штатные эксперты форума не ответили на Ваш вопрос, посмотрите материалы, которые автоматически были найдены по теме Вашего вопроса. Возможно, они окажутся полезными для Вас. После просмотра материалов ответьте, пожалуйста, на вопрос, помогла ли вам эта информация. Если информация помогла, нажмите «Да». Если ссылки не пригодились, нажмите «Нет».

Цитата (ст.14 255ФЗ): 3.1. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись.

www.buhonline.ru

ФСС России усложнил формы реестров для пособий

ФСС России утверждены новые формы реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения. Рассмотрим, какого рода изменения следует учесть работодателям при подготовке указанных документов.

Реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (приложение № 1);

Реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка (приложение № 3);

Реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком (приложение № 5).

Реестры должны составляться в электронном виде по форматам, установленным для представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Кто предоставляет реестры

Обязанность предоставлять соответствующие реестры возлагается на организации, где среднесписочная численность лиц, в пользу которых производились выплаты, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек. А также на вновь созданные (в т. ч. при реорганизации) организации, у которых численность указанных лиц превышает данный предел (п. 4 Положения № 294, ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

На представление реестров организации отводится лишь 5 календарных дней. Отсчитывать их нужно со дня представления работником заявления и пакета документов, необходимого для назначения соответствующего пособия (п. 3 Положения № 294).

Особенности заполнения

Прежде всего следует сказать, что новые формы стали сложнее. Например, в первом реестре вместо 33 теперь 45 столбцов. Об изменениях, новых реквизитах, а также образец заполнения реестра, необходимого для назначения пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности читайте в Электронном архиве журнала.

ФСС с 01.07.2011 г. реформирует социальное страхование: в некоторых регионах действует пилотный проект (в 2016 г. их 20), а в остальных – прежние правила. При этом часть документов называются похоже, но имеют разное значение. В частности, реестр больничных листов для возмещения ФСС, образец которого зачастую ищут в интернете, пересекается с реестром сведений, необходимых для начисления пособий. Это разные документы: форма реестра сведений утверждена приказом ФСС от 15.06.2012 г. № 223, а реестр больничных листов не имеет стандартизированного шаблона.

Чем отличаются реестры

— В пилотном проекте. Реестр сведений – это документ, на основании которого ФСС рассчитывает и выплачивает пособия. Фактически он заменяет заявление и больничный, которые в Фонд не отправляются. В регионах-участниках его оформляют на всех застрахованных лиц, работающих по трудовому договору. Иначе говоря, ИП на себя, адвокаты, нотариусы, уволенные в течение 30 дней и т.п. подают в отделение Фонда заявление и листок нетрудоспособности, а работодатели на сотрудников – реестр сведений. Обратите внимание: срок подачи документа работодателем определён в Положении об особенностях назначения и выплаты в 2012-2016 годах страхового обеспечения … (утв. Постановлением Правительства от 21.04.2011 № 294; годы в названии регулярно обновляются). Он составляет 5 календарных дней (п. 3 Положения). — В остальных регионах. Реестр больничных листов для возмещения ФСС, образец которого никем не утверждён, – это документ, необходимый Фонду для проверки подлинности листков нетрудоспособности. Его предоставляют по требованию чиновников в отличие от реестра сведений, который передают в Фонд согласно закону. В последнее время его требуют всё чаще, особенно в тех регионах, где планируется в ближайшее время ввести электронные больничные (это отдельный проект Фонда). Возмещение ФСС – причина, по которой работодатели составляют реестр листков. Срок подачи установлен в п. 5 ст. 37 ФЗ «О страховых взносах» от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Он равняется 10 дням.

Реестры для пилотного проекта

Порядок работы с электронными реестрами сведений для расчёта пособий пока довольно запутан. Сначала создаётся таблица: либо в обычных Excelе или Calcе, либо в бухгалтерских программах, либо в онлайн-сервисе ФСС. Затем она переводится в нужный формат: код к нему открыт; если на предприятии есть ИТ-отдел, можно выдать ему задание на автоматизацию процесса. После реестр подписывается и отправляется в Фонд.

m.ppt.ru

Памятка по направлению документов для назначения пособий

Обращаем Ваше внимание на то, что от правильности и полноты сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий зависит своевременность выплаты причитающихся пособий!

Для своевременного и правильного назначения пособий необходимо обратить внимание на следующее:

1. При выборе способа получения «через кредитную организацию» необходимо указать индивидуальный счет застрахованного лица в банке, который должен состоять из 20 знаков, и правильный БИК банка.

2. При заполнении почтового адреса обязательно необходимо указывать индекс и правильный адрес места жительства застрахованного лица.

3. Обязательно указывать ИНН застрахованного лица.

4. При заполнении формы электронного реестра в строке «средний заработок» указывается общая сумма заработка за расчетный период (2 календарных года); в строках «сумма заработка за год 1», «сумма заработка за год 2» — сумму заработка за каждый год в отдельности. Указывать сумму заработка в расчетном периоде, применяемую для расчета пособия застрахованного, в разбивке по каждому году, не превышающую в соответствующем календарном году предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленную в этом календарном году.

5. При заполнении формы электронного реестра в строке «период оплаты» указывается количество дней нетрудоспособности, подлежащих оплате за счет средств Фонда социального страхования.

6. Для работников, занятых у страхователей на условиях неполного рабочего времени, или работников на условиях внешнего совместительства, необходимо указывать размер ставки с учетом ст.60.1, ст.91, ст.93, ст.284 Трудового кодекса РФ.

7. При заполнении формы электронного реестра указывать режим лечения по листку нетрудоспособности (амбулаторный, стационарный).

8. При передаче сведений для расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком необходимо указывать количество календарных дней в календарном году по каждому случаю лечения ребенка в амбулаторно-поликлинических условиях или совместного пребывания с ребенком в стационарных условиях.

9. При заполнении формы электронного реестра в строке «Трудовой договор» указывается дата начала/окончания только для срочного трудового договора.

10. Внимательно заполнять сведения о стаже. В соответствии с п. 66 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 № 624н в строке «Страховой стаж» указывается количество полных лет, месяцев деятельности работника, учитываемой в страховом стаже в соответствии с законодательством Российской Федерации. В строке «в т.ч. нестраховые периоды» указывается количество полных лет, месяцев прохождения работником военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», с 1 января 2007 года.

11. При заполнении формы электронного реестра для расчета и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет страхователями в строке «расчетный период» необходимо указывать количество дней в расчетном периоде, применяемых для расчета пособия застрахованного лица за исключением периодов временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

Следует обратить внимание на то, что количество календарных дней расчетного периода может составлять:
— 730 календарных дней (365+365);
— 731 календарный день (365+366, в случае если один из расчетных годов является високосным);
— 732 календарных дня (366+366, в случае если оба расчетных года в результате замены годов являются високосными).

12. В случае если сведения о постановке на учет в ранние сроки беременности указаны в электронном реестре, направленном для назначения и выплаты пособия по беременности и родам в строке «ранние сроки» с реквизитами соответствующей справки, то направлять отдельно электронный реестр сведений на единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности в медицинских учреждениях, не требуется.

13. При заполнении формы электронного реестра для ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и единовременного пособия при рождении ребенка необходимо указывать справку с места работы (службы, органа социальной защиты населения по месту жительства) другого родителя о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия.
При заполнении формы электронного реестра необходимо обязательно заполнить строку «справка о неполучении пособия».

14. Не ставить дату преждевременного выхода застрахованного из отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, если фактического преждевременного выхода застрахованного лица из отпуска по уходу за ребенком не было.

15. При заполнении формы электронного реестра для ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора необходимо заполнять данные об очередности рождения ребенка, особенно если есть замена годов в расчетном периоде, т.к. в соответствии со ст.14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ замена годов возможна только в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком.

16. Во избежание необоснованных выплат за счет средств Фонда лицам, состоявшим с Вашей организацией в трудовых отношениях на момент представления в филиал сведений для назначения пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, необходимо направить уведомление в 3-дневный срок об обстоятельствах, влекущих прекращение выплат ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

www.fss16.ru

Четыре серьезные ошибки при обращении в фонд за пособием по уходу

Статьи по теме

В регионах, где действует пилотный проект ФСС РФ, его участники отрабатывают порядок взаимодействия. О том, какие нарушения чаще всего допускают компании и как их избежать, редакции журнала «Зарплата» рассказала О.И. Батракова, начальник правового отдела ФСС РФ по Нижегородской области.

Добрый день, Оксана Ивановна! Ваш регион более двух лет участвует в пилотном проекте. Наверное, уже накопилась некоторая статистика типичных нарушений при обращениях за пособиями?

— Да, вместе с Карачаево-Черкесской Республикой Нижегородская область реализует пилотный проект ФСС РФ с 1 июля 2011 года. За это время встречались разные ошибки. Я расскажу о тех нарушениях, которым бухгалтеры не придают особого значения. А напрасно!

Компания опоздала передать документы

— Первое, о чем я хочу сказать, — это о многочисленных жалобах женщин, которые находятся в декретных отпусках и ухаживают за малолетними детьми.

На что они жалуются и как это связано с действиями компаний?

— Они не получают пособие по уходу за ребенком. Назначить и выплачивать данное пособие должно территориальное отделение ФСС РФ. Но фонд не имеет возможности начать выплату, пока компания-работодатель не представит необходимые документы.

Пилотный проект ФСС РФ — эксперимент по замене порядка выплаты пособий компаниями на систему назначения и выплаты пособий Фондом социального страхования РФ.

Какие сроки установлены страхователям для подготовки и передачи в фонд пакета документов на выплату пособия по уходу за ребенком?

— Срок установлен пунктом 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 (далее — Положение). Он составляет пять календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов.

Вы считаете этот срок реальным?

— Да, вполне. Если работники, обратившиеся за пособием, представят заявления и все необходимые для назначения документы, пяти календарных дней бухгалтеру достаточно, чтобы подготовить и передать в фонд опись с пакетом документов или электронный реестр сведений.

Оксана Ивановна, почему же компании нарушают установленные сроки?

— Бухгалтер, как правило, загружен работой. Поэтому, чтобы не отвлекаться несколько раз, он придерживает все поступившие заявления, накапливает их. Затем подает документы в фонд один раз в месяц сразу по всем видам пособий на всех обратившихся работников.

Но ведь за это могут и наказать?

— Конечно. Суд вправе понудить работодателя представить необходимые документы на выплату пособия в территориальный орган ФСС РФ.

Меры административного воздействия к компании могут быть применены Государственной инспекцией труда или прокуратурой.

На компанию может быть наложен административный штраф от 30 000 до 50 000 руб., или приостановлена ее деятельность на срок до 90 суток.

На виновного бухгалтера может быть наложен административный штраф в размере от 1000 до 5000 руб.

Если нарушение допущено не впервые и бухгалтер ранее уже был наказан за аналогичное административное правонарушение, его могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет. Это установлено статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

Нельзя повторно включать в реестр один и тот же страховой случай

Оксана Ивановна, кроме несоблюдения срока передачи документов в фонд, какие еще нарушения допускают бухгалтеры?

— Бухгалтеры нередко направляют повторные реестры сведений по одним и тем же получателям пособий по тем же страховым случаям. Пособие по уходу за ребенком выплачивается ежемесячно, вот бухгалтеры и присылают каждый месяц в фонд реестр на всех получателей данного пособия. А чаще просто дублируют отправку одного и того же реестра в один и тот же день. Также поводом для повторной отправки реестра нередко служит обращение работника с вопросами.

— Пособие по уходу за ребенком назначается фондом однократно в течение 10 календарных дней со дня получения от компании реестра сведений при первичном обращении работницы за пособием. Не нужно каждый месяц включать в реестр одну и ту же мамочку. Достаточно одного раза.

А в чем тут нарушение? Ведь бухгалтер хотел как лучше — чтобы фонд не забыл выплатить пособие в текущем месяце. Не беда, если об этом он напомнит?

— Не соглашусь. Как минимум тут два нарушения. Во-первых, основанием для включения в реестр на выплату фондом пособия является заявление работника и представленный им пакет необходимых документов. Один раз работница уже принесла в бухгалтерию все нужные бумаги. На их основании бухгалтер составил реестр, направил его в фонд, фонд назначил ей пособие. В следующем месяце работница не подает заявление для назначения того же самого пособия. Соответственно у бухгалтера нет оснований включать ее в следующий реестр. В данном случае он нарушает пункты 3 и 4 Положения.

А какое второе нарушение?

— Второе — представление в фонд недостоверных сведений. Ведь получается, что фонд должен еще раз назначить уже назначенное пособие.

А разве специалисты фонда не могут отследить, кому пособие уже было назначено, а кому еще нет?

— Нет. Действующее законодательство не предоставляет фонду таких полномочий. Также фонд не обязан сличать реестры, поданные одной компанией в разные месяцы. Ответственность за предоставление достоверных сведений лежит на страхователе.

Компанию могут наказать за то, что бухгалтер второй раз включит в реестр одного и того же человека по одному и тому же страховому случаю?

— Да. Согласно пункту 16 Положения за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия или его размер, компания несет ответственность. А расходы фонда на повторную выплату того же самого пособия, назначенного в связи с недостоверностью представленных бухгалтером сведений, подлежат возмещению компанией.

Часто встречаются такие случаи?

— В настоящее время в нашем регионе накопилась обширная судебная практика по делам, когда компании представляют повторные реестры по одним и тем же получателям пособий на одни и те же пособия.

Суды взыскивают с компаний излишне понесенные расходы по искам территориального отделения ФСС РФ.

Так, по одному из дел арбитражный суд Нижегородской области в решении сделал вывод о том, что повторное предоставление сведений, влияющих на право получения пособия или его размер, следует рассматривать как предоставление недостоверных сведений. Поскольку оно может привести к неоднократной выплате денежных средств на основании тех же документов, что указаны в ранее представленном реестре на выплату пособий по уходу за ребенком (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.03.2013 № А43-17378/2012).

Бухгалтер должен проверить, имеет ли работник право на пособие

Правильно ли мы понимаем: компания ответственна и в том случае, если фонд назначит пособие по уходу за ребенком лицу, которое не имеет права на его получение?

— Совершенно справедливо. Именно компания, представляющая документы в фонд, должна определить, имеет ли ее работник право получить пособие, за которым он обращается.

Разве в этом могут быть сомнения?

— Да, могут. Поясню на примере из нашей практики.

Компания представила сведения на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком на свою работницу. В ходе выездной документальной проверки инспекторы выявили, что сотрудница не имеет права получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Причина в том, что она была приемной матерью и ухаживала за малышом на возмездной основе по договору о приемной семье.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком (ст. 13 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»). Приемные родители не включены в этот перечень. Предоставление отпуска по уходу за ребенком приемным родителям также не предусмотрено (ч. 2 ст. 256 ТК РФ).

Бухгалтер неправомерно включил в реестр для назначения пособий сведения о работнике, не имеющем права на его получение.

В данном случае опять был применен пункт 16 Положения. Поскольку на работницу были предоставлены недостоверные сведения, с компании в судебном порядке были взысканы расходы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Обязательно сообщайте об утрате работницей права на пособие

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается лицам со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Его выплата прекращается, когда ребенку исполнится полтора года?

— Действительно, документы для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком или реестр сведений подаются один раз при назначении пособия. В них бухгалтер указывает период отпуска. Дата его окончания, как правило, привязана к достижению ребенком полутора лет. Территориальное отделение ФСС РФ, ориентируясь на эту дату, выплачивает пособие до достижения ребенком полутора лет. Это типичный, но не единственный вариант.

Вы хотите сказать, что достижение ребенком возраста полутора лет — это не единственная причина окончания отпуска по уходу за ребенком и прекращения выплаты пособия?

— Да, совершенно справедливо. Отпуск по уходу за ребенком может закончиться не только тогда, когда ребенку исполнится полтора года, но и в силу других причин.

Уходя в декрет, работница имеет право выбрать, какое пособие она будет получать: по беременности и родам или по уходу за ребенком (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, далее — Закон № 255-ФЗ).

Оксана Ивановна, поясните, в каких еще случаях получатель пособия по уходу за ребенком утрачивает на него право?

— Право на пособия по уходу за ребенком его получатель утрачивает в следующих случаях:

— увольнение; — выход на работу в режиме полного рабочего времени; — смерть ребенка; — лишение родительских прав; — когда при наступлении следующего отпуска по беременности и родам работница предпочтет получить пособие по беременности и родам.

Давайте подробнее поговорим об увольнении. После расторжения трудового договора с одним работодателем работница может устроиться к другому, подать заявление и продолжить уход за ребенком?

— Да, это так. Но, поскольку работница прекратила трудовые отношения с данным работодателем, она не может числиться у него в отпуске по уходу за ребенком.

Если она поступит на работу в другую компанию, оформит отпуск по уходу, бухгалтер должен будет включить ее в реестр (или представить опись) для назначения пособия по уходу за ребенком по новому месту работы. Эта процедура отработана. Но я хочу обратить внимание читателей на другое обстоятельство.

При досрочном прекращении отпуска по уходу за ребенком выплата пособия прекращается со следующего месяца (абз. 4 подп. «д» п. 46 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н)

Что вы имеете в виду?

— Территориальное отделение фонда не имеет информации о том, что ваша работница уволилась. Оно продолжает выплачивать ей пособие по уходу за ребенком. Сведениями об окончании отпуска фонд не располагает. Их он может получить только от страхователя.

При увольнении работницы и в других перечисленных выше ситуациях компания обязана сообщить в фонд об окончании отпуска по уходу за ребенком. Это следует из пункта 16 Положения. Ведь если обстоятельства изменились и фактически отпуск по уходу закончился, сведения, представленные ранее, перестали быть достоверными. Их необходимо уточнить.

В противном случае расходы фонда на выплату пособия в период после окончания отпуска по уходу за ребенком будут взысканы с компании.

Такие примеры уже есть в вашей практике?

— Да, пожалуйста. 13 сентября 2011 года компания направила в фонд реестр сведений на выплату пособий. В реестре бухгалтер указал дату окончания выплаты пособия по уходу за ребенком — 18 мая 2012 года. Фактически работница уволилась 2 сентября 2011 года. Бухгалтер знал об увольнении на момент представления реестра в фонд! То есть для назначения пособия в фонд были представлены заведомо недостоверные сведения. Решением суда излишне понесенные фондом расходы были взысканы с компании.

В какой форме компания должна сообщить в фонд о том, что, например, работница вышла на полный рабочий день до достижения ребенком возраста полутора лет?

— Действующим законодательством это не определено. На практике страхователи извещают территориальный орган ФСС РФ письменно. Но новый реестр составлять не нужно.

Оксана Ивановна, посмотрите, пожалуйста, достаточно ли будет направить в фонд такое письмо о прекращении отпуска по уходу за ребенком (см. ниже)?

— Да, этот образец можно использовать для уведомления фонда о досрочном окончании отпуска по уходу за ребенком.

Большое спасибо, Оксана Ивановна!

www.zarplata-online.ru

Наиболее часто встречающиеся вопросы по пилотному проекту

ВОПРОС: Изменится ли порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством после начала реализации пилотного проекта?

ОТВЕТ: Нет, порядок расчета останется прежним, то есть согласно статье 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон
№ 255-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ с 01.01.2011 пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Также сообщаем, что согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции Федерального закона от 25.02.2011 № 21-ФЗ) пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Закона № 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011).

Согласно Закону № 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) пособия по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

Учитывая изложенное, при наступлении страхового случая (отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком) в 2012 году застрахованное лицо вправе выбрать любой из указанных порядков исчисления пособия, а именно за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя (работодателя), предшествующих месяцу наступления страхового случая.

3. период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись.

ВОПРОС: Кто будет оплачивать первые три дня временной нетрудоспособности после старта пилотного проекта, работодатель или Фонд социального страхования Российской Федерации?

ОТВЕТ: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 «Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 4 статьи 6 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Постановление), а также согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности, — территориальным органом Фонда за счет средств бюджета Фонда.

ВОПРОС: Согласно Федеральному закону от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» при наступлении отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 расчет пособия о беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком возможно произвести двумя способами. Какими способами?

ОТВЕТ: Согласно Федеральному закону от 08.12.2010 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 343-ФЗ) при наступлении отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в период с 01.01.2011 по 31.12.2012, расчет пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком возможно произвести двумя способами:

1. По нормам Закона № 255-ФЗ, действующим с 01.01.2011, исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

2. По законодательству, действовавшему до 01.01.2011, исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, или за иные периоды, указанные в пунктах 10 и 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 в редакции, действовавшей до 01.01.2011 (далее – Положение).

В случае если выбран новый порядок расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком исходя из среднего заработка за 2 календарных года, тогда согласно части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, календарные годы, в которых застрахованное лицо находилось в отпусках по беременности и родам и по уходу за первым ребенком могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами, в которых у него был заработок.

А в случае если застрахованным лицом выбран старый порядок расчета пособия, то, если застрахованное лицо не имело периода работы непосредственно перед наступлением указанного страхового случая в связи с отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующее пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

Также сообщаем, что согласно Положению об особенностях назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294, при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ВОПРОС: Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

ОТВЕТ: В средний заработок при исчислении пособий включаются все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных работнику в расчетном периоде, на которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» начислены страховые взносы (часть 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ). С 01.01.2011 средний дневной заработок застрахованного лица определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (часть 3 статьи 14 Закона № 255-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Если застрахованное лицо на дату наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком — страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 Закона № 255-ФЗ, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи 13 Закона № 255-ФЗ страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 статьи 13 Закона № 255-ФЗ страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

Также следует отметить, что с 1 января 2013 года в соответствии с частью 3.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.02.2011 № 21-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством») средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком будет определяться путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, на число календарных дней, из которого исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды:

1. периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2. дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;

При этом указанные изменения на порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности не распространяются, то есть сумму заработка за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, необходимо делить на 730, как было предусмотрено ранее.

ВОПРОС: Как исчислить пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, когда у застрахованного лица в расчетном периоде отсутствует заработок, а также в случае, когда средний заработок, рассчитанный за этот период, ниже минимального размера оплаты труда?

ОТВЕТ: В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в вышеуказанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Следует отметить, что при этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Законом № 81-ФЗ.

Аналогичная норма закреплена пунктом 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 15 Положения в случаях, указанных в пункте 11(1) данного Положения, для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.

При этом следует обратить внимание, что при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком исходя из МРОТ в указанных случаях средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется (пункт 23 Положения).

ВОПРОС: Что делать, если допущена ошибка в расчете среднего заработка работника и пособие перечислено в меньшем объеме?

ОТВЕТ: Следует обратиться с заявлением о доплате и необходимыми документами в территориальный орган Фонда по месту регистрации предприятия. После перерасчета работнику будет перечислена недостающая сумма.

Если ошибка привела к завышению размера пособия — образуется переплата по вине страхователя, расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С работника можно удержать сумму излишне выплаченного пособия, если есть его вина или счетная ошибка. В остальных случаях, вернуть сумму возможно только в добровольном порядке.

ВОПРОС: Какой порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком ?

ОТВЕТ: Статьей 6 Закона № 255-ФЗ предусмотрены определенные ограничения в части продолжительности периода выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком в зависимости от его возраста (до 7 лет и от 7 до 15 лет).

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 6 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет выплачивается застрахованному лицу за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.

В случае, если заболевание ребенка в возрасте до 7 лет включено в Перечень заболеваний, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.02.2008 № 84н, то продолжительность выплаты пособия по уходу за больным ребенком до 7 лет увеличивается до 90 календарных дней в году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием.

Согласно части 3 статьи 7 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается при амбулаторном лечении ребенка – за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа, за последующие дни в размере 50 процентов среднего заработка.

При стационарном лечении ребенка — в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица.

ВОПРОС: Если пособие по уходу за ребенком до полутора лет выплачивается исходя из установленного минимального размера оплаты труда, подлежит ли перерасчету размер пособия, в случае изменения минимального размера оплаты труда?

ОТВЕТ: Согласно пункту 46 приказа Минзравсоцразвития России № 1012н от 23.12.2009 «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплата пособия в установленном на день его назначения размере прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором имели место указанные обстоятельства. Пособие в данном случае подлежит перерасчету со дня, с которого получатель пособия имел право на его выплату в новом размере.

Руководствуясь статьей 4.2 Федерального закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон № 81-ФЗ) при индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком ежемесячное пособие по уходу за ребенком, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия) и выплачиваемое лицам, указанным в абзацах втором-пятом части первой статьи 13 Закона № 81-ФЗ, подлежит перерасчету до минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, проиндексированного в соответствии с указанным Федеральным законом, если назначенное и выплачиваемое ежемесячное пособие по уходу за ребенком не достигает указанного минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В случае если факт недоплаты пособия имеет место, то застрахованному лицу необходимо обратиться с заявлением к работодателю, которое будет передано в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации для перерасчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

ВОПРОС: Обязан ли территориальный орган Фонд социального страхования Российской Федерации сообщать о размере назначенного пособия работнику и что делать, если работник своевременно пособие не получил?

ОТВЕТ: Обязанность территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации сообщать работодателю или работнику о размере пособия действующим законодательством не предусмотрена. Данная информация предоставляется по письменному запросу.

Если работник пособие не получил, следует проверить следующее:

· правильность сведений, указанных работником в заявлении (ФИО, банковские реквизиты и т.д.);

· передачу сведений для назначения пособия в территориальный орган Фонда социального страхования.

Для уточнения сроков выплаты пособий необходимо сообщить в территориальный орган Фонда социального страхования следующие данные:

· Название организации- работодателя;

· Дату передачи работодателем документов в территориальный орган Фонда;

· Какое пособие не выплачивают;

· Телефон бухгалтера организации- работодателя (при наличии и возможности).

Если работник сменил фамилию, то указывается банковский счет на новую фамилию. В противном случае платежное поручение возвратится.

ВОПРОС: Пособия по временной нетрудоспособности должны перечисляться только на «зарплатные» карточки или на любые банковские карты?

ОТВЕТ: Выплата пособия застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации путем перечисления суммы пособия на банковский счет (двадцатизначный лицевой счет застрахованного лица). По желанию застрахованного лица денежные средства могут быть перечислены как на зарплатные карты, так и на любой другой счет в банке.

ВОПРОС: Будут ли при снятии суммы пособия по временной нетрудоспособности, других видов пособий через банкомат, удерживаться комиссионный сбор?

ОТВЕТ: Это зависит от того на каких условиях заключен договор с банком на получение заработной платы через банкоматы с оформлением пластиковых карт (зарплатный проект). Некоторые кредитные учреждения заключают договоры, когда при получении денежных средств через банкомат комиссионные сборы не будут удерживаться только с заработной платы. При получении денежных средств через банкомат, поступивших из других источников, комиссионный сбор будет взиматься.

ВОПРОС: Как осуществляется удержание алиментов в условиях пилотного проекта?

ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) взыскание не может быть обращено на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности. Аналогичная норма предусмотрена подпунктом «в» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841.

Согласно пункту 1 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, и пункту 1 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а так же оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294, выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется территориальными органами Фонда, расположенными на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.

В соответствии с пунктом 3 статьи 98 Закона № 229-ФЗ лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Перевод и перечисление денежных средств осуществляется за счет должника.

Таким образом, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществляющие выплаты страхового обеспечения, будут производить и удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей из сумм пособия по временной нетрудоспособности.

Удержание алиментов из исчисленного пособия по временной нетрудоспособности осуществляется на основании поступившего от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполнительного документа, к которому статьей 12 Закона № 229-ФЗ, в частности, отнесены исполнительный лист, выдаваемый судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов, судебный приказ о взыскании алиментов, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов.

В целях обеспечения гарантий лицам, в пользу которых производится удержание алиментов, а также защиты их прав, возможно представление данных документов, при их наличии, страхователем, действующим в данном случае от имени и по поручению застрахованного лица.

ВОПРОС: Сотрудник представил больничный лист в организацию, через неделю он умер. Каким образом в рамках пилотного проекта родственники данного сотрудника получат пособие по временной нетрудоспособности? Какие документы необходимо предоставить в Фонд социального страхования Российской Федерации?

ОТВЕТ: В соответствии со статьей 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

Требования о выплате указанных сумм должны быть предъявлены в течение четырех месяцев со дня открытия наследства (наследство открывается со смертью гражданина).

Для этого им необходимо написать заявление и предоставить следующие документы:

· свидетельство о смерти;

· документы, подтверждающие родство с умершим (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, судебное решение);

· документы, подтверждающие факт совместного проживания (например, паспорт с отметкой о регистрации) либо нахождение на иждивении (например, решение суда).

Заявление и документы необходимо предоставить работодателю, поскольку ему был сдан работником листок нетрудоспособности, и от него потребуются сведения для расчета пособия.

ВОПРОС: Одна из сотрудниц организации находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Начисление и выплата пособия производятся с апреля 2012г. Кто будет выплачивать пособие после старта пилотного проекта.

ОТВЕТ: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 «Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 4 статьи 6 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Постановление), начиная с 01.07.2012 года назначение и выплата пособий осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, после 01.07.2012 года страхователь, осуществляющий выплату застрахованному лицу ежемесячного пособия по уходу за ребенком, направляет в территориальный орган Фонда заявление и документы, необходимые для начисления и выплаты пособия, либо реестр сведений, а также сведения о расчете пособия, исчисленного на момент наступления отпуска по уходу за ребенком, для продолжения выплаты такого пособия территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.

Документы для назначения (или продолжения выплаты) ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются один раз. В дальнейшем страхователь представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации только информацию, которая может повлиять на выплату этого пособия (сведения о выходе на работу, о прекращении отпуска по уходу, о нахождении в очередном отпуске, в командировке и т.д.).

В соответствии с пунктом 15 Постановления по страховым случаям, по которым страхователь не произвел назначение и выплату пособия до перехода на назначение и выплату пособий территориальными органами Фонда в соответствии с Положением, назначение и выплата пособий осуществляется территориальными органами Фонда в соответствии с Положением.

После перехода на назначение и выплату пособий территориальными органами Фонда в соответствии с Положением страхователь, осуществляющий выплату застрахованному лицу ежемесячного пособия по уходу за ребенком, направляет в территориальный орган Фонда заявление и документы, необходимые для начисления и выплаты пособия, либо реестр сведений, а также сведения о расчете пособия, исчисленного на момент наступления отпуска по уходу за ребенком, для продолжения выплаты такого пособия территориальным органом Фонда.

ВОПРОС: Есть ли ограничения по срокам представления документов работником и работодателем на получение пособий?

ОТВЕТ: Сам работник может обратиться за пособиями не позднее 6 месяцев с даты окончания страхового случая, т.е., к примеру, за единовременным пособием при рождении ребенка – не позднее 6 месяцев со дня рождения, по уходу за ребенком — не позднее чем через 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. Работодатель в течение 5 дней с момента подачи документов и написания заявления работником обязан передать их в территориальный орган Фонда социального страхования.

ВОПРОС: Возмещаются ли расходы на медицинский осмотр сотрудника за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации?

ОТВЕТ: В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 10.02.2012 № 113н предусмотрено финансирование расходов на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Данное возмещение осуществляется в рамках реализации предупредительных мер по сокращению производственного травматизма. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 294 от 21.04.2011 в рамках пилотного проекта страхователь обращается в территориальный орган Фонда с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря. Перечень вредных и опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок проведения осмотра регламентируется приказом Минзравсоцразвития России № 302н от 12.04.2011.

Вопрос: Согласно Особенностям заполнения страхователями расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма – 4 ФСС), утвержденной приказом Фонда от 21.05.2012 № 180, данные по расходам, произведенным страхователями за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отражаются по состоянию на 01.07.2012 года. Следовательно, расходы на выплату пособий по страховым случаям, наступившем до 01.07.2012 года и по которым страхователь не произвел назначение пособий, не отражаются в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма – 4 ФСС).

Вместе с тем, на практике зачастую складывается ситуация, когда страхователями были произведены начисления, а также выплачены пособия по обязательному социальному страхованию застрахованным гражданам в 2011 году и за период до 01.07.2012 года, однако по различным причинам данные расходы в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 год и 1,2 кварталы 2012 года ими отражены не были, с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения до настоящего времени они также не обращались.

Имеет ли в данном случае страхователь право на возмещение понесенных им расходов по выплате пособий, если да, то какие документы должны быть представлены им для принятия решения территориальным органом Фонда о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения.

Ответ: Частью 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) установлено право плательщика страховых взносов при обнаружении в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном статьей 17 Закона № 212-ФЗ.

Таким образом, в случае, если плательщик страховых взносов представит в территориальный орган Фонда уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором будут отражены расходы на выплату пособий, произведенные им до 01.07.2012 года, такой плательщик имеет право на возмещение указанных расходов в соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 29.12.2006
№ 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в части, превышающей уплаченные страховые взносы.

Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н.

Вопрос: В июне 2012 г . работница предоставила листок нетрудоспособности по беременности и родам. Организация его оплатила. Включили расходы в расчетную ведомость за II квартал
2012 г. Как возместить эти средства после старта пилотного проекта?

Ответ: С 1 по 15 июля 2012 года страхователи отчитываются перед Фондом социального страхования Российской Федерации как обычно: включают в расходы пособия, начисленные в первом полугодии.

В случае задолженности за страхователем перечисляют сумму своей задолженности. Если есть задолженность за Фондом социального страхования Российской Федерации, то в зависимости от природы этой задолженности страхователи обращаются в филиал Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации за возвратом. Если по состоянию на 01.07.2012 задолженность сложилась за страхователем, то страхователь обязан погасить данную задолженность.

Если задолженность складывается за исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, то страхователь обращается за возмещением. Так же страхователь может воспользоваться своим правом в рамках одного календарного года зачесть перерасход или переплату в счет будущих платежей.

Таким образом, после 01.07.2012 страхователи вправе обратиться в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации за перерасходом (переплатой), которая сложилась на 01.07.2012г.

Вопрос: В территориальных органах, не являющихся участниками пилотного проекта, в каких случаях Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет выплату страхового обеспечения?

Ответ: В соответствии с части 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ и пунктом 82 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н), в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями:

· по временной нетрудоспособности;

· по беременности и родам;

· ежемесячного пособия по уходу за ребенком;

· единовременным пособием при рождении ребенка;

· единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

невозможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.

В этих случаях выплата указанных пособий осуществляется территориальным органом Фонда.

Для осуществления выплаты пособий в указанных случаях в территориальный орган Фонда страхователем (застрахованным лицом) представляются следующие документы:

— для пособия по беременности и родам — заявление о выплате пособия, листок нетрудоспособности по беременности и родам, сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, документы, подтверждающие страховой стаж (трудовая книжка, трудовые договоры);

— для ежемесячного пособия по уходу за ребенком — заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она(он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родители) ребенка не работает (не учится, не служит), справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено указанное пособие.

Выплата пособий территориальным органом Фонда осуществляется через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.

ВОПРОС: Кто выплачивает социальное пособие на погребение?

ОТВЕТ: Выплата социального пособия на погребение производится работодателем, который являлся страхователем по обязательному социальному страхованию по отношению к умершему на день его смерти. Для этого получателю пособия на погребение необходимо предоставить работодателю, у которого работал застрахованный, справку о смерти. Страхователь возмещает расходы на выплату социального пособия на погребение путем предоставления в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заявления о возмещении таких расходов и справки о смерти. Территориальный орган Фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных документов принимает решение о возмещении расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение и не позднее 2 рабочих дней со дня его принятия перечисляет средства на расчетный счет страхователя.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

ВОПРОС: В бланке заявления о выплате пособия не хватает ячеек для указания адреса и наименования банка. Как в данном случае заполнять бланк?

ОТВЕТ: Внесение данных в бланк заявления в части «адреса» осуществляется через интервал в одну ячейку, номер корпуса указывается через знак «/» в ячейке после номера дома, номер квартиры (офиса) указывается через пробел в одну ячейку после номера дома или корпуса (например, |А|С|Т|Р|А|Х|А|Н|Ь|□|С|У|Х|О|В|А| |□|5|/|3|□|13|), если не хватает ячеек,то можно продолжить заполнение в свободном поле бланка.

При заполнении поля «наименование банка» необходимо указать полное наименование банка, а распознавание наименования будет производится по общепринятом справочнику банков, согласно БИКа.

ВОПРОС: Может ли работодатель вместо работника заполнить заявление на выплату пособия (оплату отпуска)?

ОТВЕТ: Работодатель может заполнить заявление, но работник должен проверить реквизиты для перечисления средств (счет в банке, почтовый адрес) и лично подписать заявление. Если в процессе обработки документов и перечисления пособия территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации или банк обнаружит ошибку, документы будут возвращены работодателю для исправления. Это приведет к задержке в выплате пособия.

Роспись за работника не допускается. Кроме этого, подделка подписи является преступлением по статье 327 УК РФ.

ВОПРОС: Может ли работник самостоятельно, минуя работодателя, подать заявление в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособия?

ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 5 Постановления № 294 может, только в случае прекращения страхователем деятельности, в том числе при невозможности установления его фактического местонахождения на день обращения за пособием.

ВОПРОС: Нужно ли заполнять работодателю строку «Итого начислено» листка нетрудоспособности в разделе «Заполняется работодателем»?

ОТВЕТ: Работодатель осуществляет выплату за первые три дня временной нетрудоспособности, территориальный орган Фонда осуществляет расчет, назначение и перечисление напрямую застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности, начиная с 4 — го дня временной нетрудоспособности.

Таким образом, в листке нетрудоспособности в разделе «Заполняется работодателем» строки «за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации» и «Итого начислено» страхователем — работодателем не заполняются.

ВОПРОС: Какое заявление должно представить застрахованное лицо в случае изменения способа получения денежных средств (почтовым переводом, на лицевой счет в банке, выбор другого банка) в период получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком?

ОТВЕТ: Согласно пункту 2 части 2 статьи 4.3 Закона № 255-ФЗ застрахованные лица обязаны уведомлять страхователя (страховщика) об обстоятельствах, влияющих на условия предоставления и размер страхового обеспечения, в течение 10 дней со дня их возникновения.

Уведомление осуществляется путем подачи застрахованным лицом заявления произвольной формы.

ВОПРОС: Где с 01 июля 2012г. будут храниться листки нетрудоспособности, на предприятии или в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации? Как проводить начисление пособий по расчетной ведомости на заработную плату?

ОТВЕТ: Согласно пункту 13 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства Российскй Федерации от 21.04.2011 № 294 (далее – Положение), заявления и документы, направленные в территориальный орган Фонда для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, возвращаются страхователю, который осуществляет их хранение в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Положения пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период с 4 дня временной
нетрудоспособности — территориальным органом Фонда за счет средств бюджета Фонда.

Следовательно, в расчетную ведомость для начисления заработной платы включается только сумма пособия по временной нетрудоспособности, начисленная за счет средств работодателя.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЕСТРА СВЕДЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ

ВОПРОС: В каких случаях страхователь представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия в электронном виде. Необходимо ли в данном случае представлять документы на бумажном носителе?

ОТВЕТ: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 и согласно части 10 статьи 15 Закона № 212-ФЗ страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в территориальный орган Фонда реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронном виде по форматам, установленным для представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Реестр подписывается электронно — цифровой подписью и зашифровывается теми же средствами, что и расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4 — ФСС РФ). При этом заявление работника и документы для назначения соответствующего вида пособия в территориальный орган Фонда не направляются.

ВОПРОС: Каким образом можно заполнить и передать реестр?

ОТВЕТ: Реестр необходимо заполнить в xml-формате. Алгоритм такой же, как при сдаче расчётных ведомостей по форме 4-ФСС. Это можно сделать с помощью бесплатной программы для формирования реестров в электронном виде, разработанной Фондом социального страхования, или при помощи программного обеспечения сторонних производителей. Бесплатную программу можно скачать на сайте Фонда социального страхования Российской Федерации.

Реестр подписывается электронно-цифровой подписью и зашифровывается теми же средствами, что и расчётная форма — 4 ФСС. Подписать реестр электронно-цифровой подписью можно с помощью программного обеспечения «АРМ-ФСС» (АРМ «Подготовка расчетов для ФСС»).

Последним шагом является отправка реестра через единую точку приёма по адресу http://docs.fss.ru/fss/upload.

Подписать и отправить реестр можно и через свой удостоверяющий центр, если там уже реализована эта возможность.

Если реестр прошёл все стадии контроля (получение файла, расшифровка файла и проверка цифровой подписи страхователя, форматно-логический контроль), далее следует формирование квитанции, подписанной уполномоченным лицом Фонда.

Самая частая ошибка, по причине которой может быть отклонён реестр, это несоответствие имени файла регистрационному номеру.

Название файла (ИМЯ_ФАЙЛА) имеет формат

Литера_ Регистрационный номер_ Год_Месяц_День_Номер реестра за день

Максимальная длина имени без расширения не может быть больше 22 символов.

Поскольку в рамках взаимодействия ФСС РФ со сторонними организациями возможна передача данных от разных поставщиков, введена литера, поясняющая тип источника данных.

Литера E Employer – работодатель, он же страхователь для ФСС РФ.

Регистрационный номер следует за литерой и позволяет определить страхователя, подготовившего реестр на этапе приемки реестра шлюзом.

Далее идет дата в формате удобном для сортировки файлов на файловой системе (в ряде случаев применяется для промежуточного хранения файлов у страхователя или сотрудника ФСС РФ).

YYYY – четыре цифры года (например, 2011, 2012)

MM – две цифры месяца в году. Допустимы значения из диапазона 01, 02, …, 12

DD – две цифры дня в месяце. Допустимы значения из диапазона 01, 02, …, 31 в соответствии с количеством дней месяца и годом.

Номер в конце наименования (двух символьное поле) указывает на очередность реестра при отправке нескольких реестров в один день

Важно: После подписания реестра электронно-цифровой подписью расширение файла должно быть: *.esl.

Пример (до подписания реестра электронно-цифровой подписью):

ВОПРОС: Что делать, если файл уже отправлен, но в него необходимо внести правки? Можно ли повторно отослать изменённый файл?

1. Если файл не прошел проверки на шлюзе, внести изменения и отправить заново.

2. Если файл принят на шлюзе и выписано извещение, в котором указаны сведения, которые нужно исправить, исправить данные и передать новый реестр.

3. Если файл принят, извещения не поступило (или данные которые необходимо исправить не вошли в извещение) необходимо связаться с сотрудником Фонда и пояснить ему ситуацию.

Так как утвержденного регламента работы с реестрами нет. В настоящий момент можно выслать измененный файл, или выслать новый файл, в котором будут только исправленные записи, что наиболее правильно, чтобы не увеличивать количество дублей. В данном случае старый документ, с неверными данными, сотрудник Фонда должен отправить в корзину и затем закрыть.

xn--q1aah.xn--p1ai