Презентация Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемВиктор Китаев

Похожие презентации

Презентация на тему: » Презентация Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»» — Транскрипт:

1 Презентация Образ Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

2 Внешность Раскольникова. Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.

3 Социальное положение. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Он был до того худо одет, что иной, даже и приличный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.

4 Образование, род занятий. Из-за нехватки денег он был вынужден бросить университет и зарабатывать частными уроками.

5 Семья. У Раскольникова есть мать Пульхерия Александровна и сестра Дуня. Письмо дрожало в руках его; ему хотелось остаться наедине с этим письмом. Он быстро поднес его к губам и поцеловал… Он упал перед нею на колени, он ноги ей целовал, и оба, обнявшись, плакали.

6 Преступление. Удар пришелся в самое темя. Кровь хлынула, как из опрокинувшегося стакана, и тело ее повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к ее лицу; она была уже мертвая.

7 Наказание. «Я это должен был знать,- думал он с горькою усмешкой,- и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться! Я обязан был заранее знать!» Он не спал, но был в забытьи.

8 Родион и Соня. Он думал об ней. Он вспомнил, как он постоянно ее мучил и терзал ее сердце; вспомнил ее бледное, худенькое личико, но его почти и не мучили теперь эти воспоминания: он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания.

9 Раскольников и Христос. Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. Он сам попросил его у нее незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. Он ходил в церковь молиться вместе с другими. -Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь! – кричали ему. – Убить тебя надо.

10 Дальнейшая судьба героя. Он рассказал до последней черты весь процесс убийства. Одним словом,кончилось тем, что преступник присужден был к каторжной работе второго разряда, на срок всего только восьми лет.

www.myshared.ru

Презентация к уроку по литературе на тему:
Образ Раскольникова

Человек не волен в своей судьбе, его ведет провидение, но живущий по Божьим законам приближается к тому идеалу совершенного человека.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Образ Раскольникова Родиона Романовича

Раскольников был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Весь его вид отображал бедность и нищету. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу. На голове у Раскольникова была шляпа: высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону.

Видя несправедливость и бесправие низов, царившие в городе, Раскольников создает свою преступную теорию. По этой теории люди делятся на две категории: «низших» и «право имеющих». Родион решает проверить себя: сможет ли он переступить через свои нравственные ценности, свой характер. Если да, то он докажет самому себе и другим, что он относится к категории высшей, а не к «тварям дрожащим». Для доказательства своей теории Раскольников решает убить старуху-процентщицу, вредную для обществ ростовщицу, как он считает, «никчемную старушонку».

Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,- так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. «или отказаться от жизни совсем!» .

Преступление совершено, почему же так тяжело и страшно нашему герою? Он переживает душевные терзания: его преследуют страшные воспоминания о пролитой крови, страх перед разоблачением и наказанием, а главное, ощущение безысходного одиночества и бессмысленности совершенного им преступления.

Раскольников избегает общества людей, даже ближайшего друга Разумихина, отталкивает сестру и мать. Он боится «запачкать» их своим преступлением. Лишь в разговорах с Соней Мармеладовой Раскольников смог открыть свою душу. Она такая же грешная, как и он (живет по желтому билету). На этот путь Соню тоже толкнула безысходная нужда. Она тяготится своим положением, но не может его изменить. Она уговаривает Родиона Романовича покаяться на площади, облегчить душу, чтобы обрести покой и душевное равновесие, утраченное после убийства.

Наказание не сводится к судебному приговору, оно заключено в нравственной пытке, которая для героя романа более тягостна, чем даже тюрьма и каторга. Муки совести, леденящий душу страх, преследующий Раскольникова на каждом шагу, сознание бессмысленности совершенного злодеяния, сознание своей ничтожности, неспособности стать «властелином», понимание несостоятельности своей теории — все это тяжелейшим гнетом ложится на душу преступника. Всем этим герой доказывает себе и нам, что нормальный человек не может безнаказанно совершить злодейство, что жизнь намного сложнее и «изобретательнее» любой теории. Убив старуху, Раскольников вынужден был убить и ее безобидную сестру Лизавету, вернувшуюся домой в момент убийства. Это двойное преступление тяготит Родиона Романовича. И в конце концов он признается следователю во всем содеянном. Раскаяние на площади и у следователя несколько примиряет Раскольникова с окружающими.

Достоевский показал невозможность безнаказанно совершать преступления и дает шанс даже оступившемуся, но раскаявшемуся человеку рассчитывать на прощение. Человек не волен в своей судьбе, его ведет провидение, но живущий по Божьим законам приближается к тому идеалу совершенного человека.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными.

Открытый урок в 11а классе«Преступление и наказание Родиона Раскольникова» Цель:проследить, как «.

Проблемный урок в 10 классе при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. .

Урок обобщения знаний после изучения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Построен на основе индивидуальной работы учащихся.

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Анализ образа Родиона Раскольникова в нескольких аспектах.

nsportal.ru

Открытый урок-исследование по теме «Мотивы и причины преступления Родиона Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (794,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В презентации применяются фото и иллюстрированные материалы для фона. Это необходимо для того, чтобы дети могли зрительно увидеть главного героя (хотя и из фильма), чтобы легче было определить, что же могла двигать героем, когда он готовился и совершал преступление. Зрительная память у детей всегда развита лучше, да и легче рассуждать, если этот герой перед тобой.

Цвет тоже играет определенную роль, ведь и сам писатель использует цветовые детали (кольцо с красным камушком, лампасы на брюках Мармеладова и т. д). Красный цвет – цвет крови, которая пролилась.

Цель урока: исследовать мотивы и причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым.

Задачи:

  1. Определить основной мотив, толкнувший Родиона Раскольникова к убийству старухи-процентщицы.
  2. Помочь учащимся выявить основные причины убийства и определить, чего добивался Родион Раскольников, решившись на убийство?
  3. Исследовать, как психологически тонко и глубоко проанализировал автор все оттенки чувств Раскольникова до совершения им преступления.
  4. Совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, листы ватмана для работы групп, тексты, тетради.

Ход урока

Введение

Для чего человек рождается на свет? Где и как он вырастет? Что ожидает его в будущем?

Главная задача – понять философское восприятие жизни Достоевским. Оно заложено уже в названии романа.

Что же такое преступление? Наказание?

Что их связывает? Разъединяет?

Два понятия. Два явления. Именно они составляют основу сюжета, выстраивают композицию, развивают характеры. Через эти два явления мы воспринимаем характер мировоззрения писателя.

Безусловно, одно: Достоевского очень интересует эти две нравственные категории. И он исследует их

Что исследует в преступлении?

Содержание предпосылок и само преступление, их взаимосвязь. Его также интересуют мотивы преступления, которые он тщательно исследует. Мы с вами пойдем вслед за Достоевским и попытаемся разобраться в мотивах преступления Раскольникова

4 слайд

У нас с вами сегодня необычный урок: урок-исследование. Нам необходимо исследовать мотивы и причины преступления главного героя. Работа наша будет строиться следующим образом: класс делится на группы. Каждая группа будет выдвигать свои представления о мотивах и причинах убийства Раскольникова, а потом мы сопоставим их с мнением самого писателя, главного героя и критиков.

Итак, на вашем листе написано слово «Преступление». Ваша задача состоит в том, что вы должны сначала дать понятие, что такое преступление, затем, какие мотивы могут быть у людей, которые идут на преступление, и наконец, вы должны расписать мотивы, которыми руководствовался Раскольников, когда убивал.

Учащиеся работают в группах. Затем каждая группа подводит итог проделанной работы.

5 слайд

В мотивах убийства мы с вами разобрались, теперь нам необходимо исследовать причины, толкнувшие Родиона Раскольникова на преступление.

На обратной стороне листа вы должны попытаться представить свое понимание причин, которые привели главного героя к преступлению.

При анализе причин писателя интересует: как родилось преступление? Что привело к нему главного героя? Да и только ли главного героя? Ведь в романе каждый переступает определенную черту. Каковы причины? Их много, но можно обобщить их в четыре группы: нравственные, психологические, социальные и философские. И расчленение весьма условно, так как они все тесно связаны.

6 слайд

7-8 слайды

Итак, к преступлению Раскольникова привела страшная сила, имеющая два истока: философский и социальный.

9-10 слайды

Философия – одна из форм общественного сознания, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Следовательно, философские и социальные истоки пересекутся. И если мы разберемся в социальных истоках, то проще будет понять и философские.

Поэтому автор так подробно показывает все мельчайшие, порой незначительные, на первый взгляд, детали, которые при глубоком осмыслении превращаются символы.

Пойдем за автором. Он показывает нам среду, в которой живет герой, — Петербург. Проходим улицами, сталкиваемся с людьми на них, заглядываем в заведения, заходим во дворы, поднимаемся по лестницам, оказываемся в комнатах. И везде наблюдаем ужас человеческого существования. Может ли нормальный человек выдержать все это? А ведь не только выдерживает, но и не знает другой жизни, хотя и догадывается о ней. Иначе не было бы столько трагедий. Но есть ли она – другая жизнь? Есть. Это совсем другой Петербург: красивый город, наполненный зеленью и свежестью.

Случайно ли, попав сюда, герой засыпает?

Значит, первая причина – среда. Отсюда надо вырваться. Любой ценою. Любой?

Вторая причина – письмо матери. Оно наполняет Раскольникова новой волной нежности, любви, протеста и озлобления, заставляет опять бежать на улицу.

И здесь происходят встречи, которые еще больше бередят кровоточащее: беззащитность, беспомощность «маленького человека», безвыходность его положения. Мармеладов и его семья, женщина – самоубийца, пьяная опозоренная девочка. Дети, погибающие вокруг дети!

Было бы преступление, если б не было трагедии «униженных и оскорбленных»?

Не отражена ли судьба всех действующих лиц в этом преступлении?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация на тему: Причины преступления Родиона Раскольникова

Причины преступления Родиона Раскольникова Человек есть тайна.Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

…Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном себя не считает?Ф.М.ДостоевскийМы все глядим в Наполеоны.Двуногих тварей миллионыДля нас орудие одно.Нам чувство дико и смешно.А.С.Пушкин

«Автор взял нигилизм в самом крайнем его развитии, в той точке, дальше которой уже некуда идти». Н.Страхов «…Раскольников стал философствовать в этом направлении и убедил себя только потому, что обстоятельства натолкнули его на преступление». Д.Писарев

«…зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, … ни в каком устройстве общества не избегнитезла, …душа человеческая останется та же, … ненормальность и грех исходят из неё самой».Ф.М.Достоевский «Дневник писателя»

Причины преступления Раскольникова Философскиепридуманная теорияатеизмкризис идеологии 60х годоввлияние нигилизма

Причины преступления Раскольникова 2. Материальныенищетабезысходностьположение матери и сестры

Причины преступления Раскольникова 3. Социальныеуниженное положениепотеря социального статуса студентаощущение несправедливости общественного устройствавоздействие социальных контрастов Петербурга

Причины преступления Раскольникова 4. Психологическиеодиночествопобеда Зла над Добром в душеготовность на бунт и протест в любой форменеуравновешенность психики

Интерьеры в романе «Преступление и наказание»

Теория Раскольникова о «делении людей на два разряда»

Теория Раскольниковао «делении людей на два разряда» Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. При этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.

Основная формула теории Раскольникова: За одну жизнь – тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен.«Да ведь тут арифметика!»

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней: …ну да, чтоб ограбить… …если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета… и на новую независимую дорогу стать…

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней: И я теперь знаю, Соня, что крепок и силён умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав… И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли дрожащая, или право имею…

Родион Раскольников ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью.

ppt4web.ru

Презентация к уроку литературы в 10 классе «Мотивы преступления Родиона Раскольникова» по роману Ф .М. Достоевского «Преступление и наказание

Данная презентация к уроку литературы в 10 классе дает побробный анализ мотивов и причин преступления главного героя романа Достоевского. В презентации есть вопросы к анализу эпизодов романа, интересные схемы и диаграммы выводов, особенно интересной кажется работа по анализу снов Родиона Раскольникова. Надеюсь, что данная презентация будет полезной в работе учителям литературы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 10 классе «Мотивы преступления Родиона Раскольникова» по роману Ф .М. Достоевского «Преступление и наказание »

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.» Ф.М.Достоевский.

«Ищу человеческое в человеке»

  • Почему убил?
  • Почему признался?
    • Почему воскрес?

    Вспомните, в какой ситуации оказался герой?

    В какой момент Раскольников говорит себе:

    «На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко. »

    • Какую роль в совершении Раскольниковым преступления имела встреча с С.Мармеладовым и его семейством?
    • Что испытал Раскольников, получив письмо матери?

      • Как вы понимаете восклицание Раскольникова:
      • «… вечная Сонечка, пока мир стоит!»?

        • Это поворотный пункт в его судьбе. Письмо матери вынуждает его принять неотложное решение. Родная сестра собирается пожертвовать собой, продавшись презренному дельцу Лужину. Она вступает на путь Сони. Он не может принять жертвы. Перед ним встает вопрос: что делать дальше?
        • Христианская мораль проповедует смирение и жертву, но Раскольников потерял веру. Он убежден, что смирение и жертва приводят к гибели.
          • Острое ощущение человеческого страдания и невозможность помочь человеку, бедственное положение матери, слепнущей от слез, чахнущей от поста и непосильных забот, унижение сестры – все это истерзало сердце Раскольникова давно.
          • Жизнь требует немедленного решения вопроса.
          • «Встреча с пьяной девушкой»?

            Какова роль сна Раскольникова о замученной лошади?

            • Во сне о лошади сосредоточено все сострадание Раскольникова, вся его боль и ужас перед мировым злом.
            • Мистический ужас перед злодеянием охватывает его. Он видит убийство и отшатывается. И он будет убивать, как Миколка… потечет кровь, липкая, теплая кровь. Раскольников отрекается от своего замысла…
            • Во сне Раскольникова то же сострадание к несчастному и угнетенному существу, которые мы видим в других поступках героя.
            • Первый сон Раскольникова

            • День Дорога от пыли Жизнь в городке
            • День
            • Дорога от пыли
            • Жизнь в городке
            • Рубахи пьяных мужиков Лицо Миколки Баба в «кумачах»
            • Рубахи пьяных мужиков
            • Лицо Миколки
            • Баба в «кумачах»
            • Купол церкви
            • kopilkaurokov.ru